Перейти на главную страницу
Файзрахманова А.Л.
Файзрахманов И.М.
Кулинарный практикум
Учебно-методическое пособие
филиал казанского (Приволжского) федерального университета в г.Елабуга
2012
УДК 641.5
ББК 36.99
Ф17
Печатается по решению редакционно-издательского совета филиала КФУ в г.Елабуга
Данное учебно-методическое пособие позволяет расширить знания, полученные студентами по технологии приготовления пищи. В пособие включены лабораторный практикум и методика его проведения, комплекс технологических задач, алгоритм и методика их решения, сборник рецептур и глоссарий терминов.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики профессионального образования, Ахметов Л.Г.
Заведующий производством ООО «Рассвет», технолог пищевой промышленности 6 разряда, Газизова Р.С.
УДК 641.5
ББК 36.99
Ф17
© Файзрахманова А.Л., Файзрахманов И.М., авторы-составители, 2012
«Кулинарный практикум» является дисциплиной предметной подготовки учителей технологии. Основная задача дисциплины – подготовка студентов к организации и проведению занятий по технологии (раздел «Кулинария») в общеобразовательной школе. В результате освоения курса будущий специалист приобретает знания и навыки в вопросах организации в школах и предприятиях общественного питания технологического процесса приготовления разнообразной кулинарной продукции, создания новых рецептур кулинарных и кондитерских изделий.
Содержание учебно-методического пособия и последовательность материала соответствует рабочей программе дисциплины «Кулинарный практикум» и основывается на профессиональных компетенциях студентов, приобретенных при изучении дисциплин «Технология приготовления пищи», «Основы химии материалов и продуктов», «Физиология и гигиена питания», «Товароведение продовольственных товаров».
В пособии представлены лабораторные работы по кулинарии, которые раскрывают основные вопросы технологии приготовления пищи: безопасные приемы работ в процессе кулинарной обработки пищи; технологические процессы приготовления супов, соусов, блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, из овощей и грибов (тушеных, припущенных, жаренных и запеченных); процессы технологии приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря, из мяса, птицы, из яиц и творога; технологические процессы приготовления холодных блюд и закусок, сладких блюд и изделий из теста.
Пособие содержит комплекс технологических задач по темам дисциплины «Кулинарный практикум», методику, алгоритм и образцы их решения. Каждая тема завершается самостоятельной работой студентов в виде контрольных вопросов, заданий и задач. Это позволит студентам более детально изучить некоторые вопросы дисциплины, а преподавателю оценить уровень их подготовки в области приготовления пищи. Пособие обогащено большим количеством рецептур блюд, технологическими схемами приготовления пищи и контрольно-проверочными материалами.
Не та хозяйка, что красиво говорит,
а та, что хорошо щи варит.
Русская пословица
Глава 1. лабораторные работы
Задачи изучения дисциплины:
− освоить рациональные методы организации труда при приготовлении блюд или кулинарных изделий;
− закрепление теоретических знаний, полученных при изучении технологии приготовления пищи;
− отработка практических навыков приготовления блюда или кулинарного изделия, не нарушая технологической последовательности, по предложенной рецептуре, навыков оформления и подачи блюд;
− отработка практических навыков организации рабочего места и выполнения санитарно-гигиенических требований при выполнении технологических процессов;
− освоить навыки полной органолептической оценки продукции собственного производства.
Описание каждой лабораторной работы начинается с определения цели работы, которая направлена на достижение цели и задач дисциплины «Кулинарный практикум», представленных выше.
Далее следует информационный блок, в котором представлены краткие сведения по теме лабораторной работы. Это классификации, особенности и последовательность приготовления блюд и кулинарных изделий, технологические схемы приготовления блюд, то есть те сведения, которые облегчат выполнение лабораторной работы.
После этого предлагаются одна или две практические работы, в которых прописаны задание, технологическая последовательность приготовления того или иного блюда, сырьевая ведомость, требования к качеству, инструменты, инвентарь и посуда.
Особое внимание следует уделить последовательности приготовления и требованиям к качеству блюд и кулинарных изделий.
Каждая лабораторная заканчивается контрольными вопросами, которые позволят закрепить и углубить знания, полученные при изучении лабораторной работы, и контрольными заданиями для самостоятельной работы в виде поиска рецептур по предложенной теме, заполнения таблиц и др. Последнее задание заключается в решении задачи, список и методика решения которой представлен в главе 2.
Первая лабораторная работа «Безопасные приемы работ в процессе кулинарной обработки пищи» − вводное занятие, в котором преподаватель проводит вводный инструктаж о правилах техники безопасности при работе с оборудованием, инвентарем и инструментами, о санитарно-гигиенических правилах и личной гигиене при работе в учебной лаборатории. В журнале инструктажа все подтверждают, что ознакомлены с правилами техники безопасности.
Для проведения лабораторных работ следует группу студентов разделить на бригады по 4-6 человек, в которых назначить бригадира (старшего бригады). Это позволит целесообразнее использовать оборудование, инструменты и инвентарь, а также привлечь всех студентов к выполнению работы.
Лабораторные работы целесообразно проводить в следующем порядке:
1. Студенты изучают информационный блок лабораторной работы, записывают в тетради основные сведения, практические работы, последовательность приготовления, сырьевую ведомость.
2. Студенты надевают спецодежду и сменную обувь, соблюдая при этом санитарно-гигиенические требования (снять часы, украшения и т.д.).
2. Преподаватель проводит текущий инструктаж и определяет дежурных.
3. Под руководством старшего бригады и под наблюдением дежурных студенты проходят в кулинарный цех, моют руки и закрепляются за отдельными рабочими местами.
4. Студенты подготавливают продукты, приготавливают одно из заданных блюд, оформляют для подачи.
5. Преподаватель вместе с бригадирами и студентами дегустируют блюда и оценивают их вкусовые качества, при этом заполняя таблицу 1 «Оценка приготовленного блюда или кулинарного изделия».
6. Каждая бригада убирает рабочее место, посуду и сдает дежурным. Дежурные сдают кулинарный цех преподавателю.
7. Студенты оформляют отчет о проделанной работе, форму которой предоставляет преподаватель.
Таблица 1
Оценка приготовленного блюда или кулинарного изделия
Критерии оценки |
Характеристика |
Замечания |
Оценка |
Внешний вид |
|
|
|
Цвет |
|
|
|
Вкус и запах |
|
|
|
Консистенция |
|
|
|
Итоговая оценка преподавателя: |
|
Программой дисциплины «Кулинарный практикум» предусмотрено 12 лабораторных работ, перечень которых представлен в таблице 2.
№ п/п |
Перечень лабораторных работ |
1. |
Безопасные приемы работ в процессе кулинарной обработки пищи |
2. |
Технологические процессы приготовления супов |
2.1 |
Пюреобразные супы |
2.2 |
Заправочные супы |
3. |
Технологические процессы приготовления соусов |
4. |
Технологические процессы приготовления блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий |
5. |
Технологические процессы приготовления блюд и гарниров из овощей и грибов |
5.1 |
Блюда и гарниры из вареных, припущенных и тушеных овощей и грибов |
5.2 |
Блюда и гарниры из жареных и запеченных овощей и грибов |
6. |
Технологические процессы приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря |
6.1 |
Блюда из отварной и припущенной рыбы |
6.2 |
Блюда из жареной и запеченной рыбы |
6.3 |
Блюда из нерыбных продуктов моря |
7. |
Технологические процессы приготовления блюд из мяса |
7.1 |
Блюда из отварного, припущенного и жареного мяса |
7.2 |
Блюда из тушеного и запеченного мяса |
8. |
Технологические процессы приготовления блюд из птицы |
8.1 |
Блюда из отварной, припущенной и жареной птицы |
8.2 |
Блюда из тушеной и запеченной птицы |
9. |
Технологические процессы приготовления блюд из яиц и творога |
10. |
Технологические процессы приготовления холодных блюд и закусок |
11. |
Технологические процессы приготовления сладких блюд |
11.1 |
Холодные сладкие блюда |
11.2 |
Горячие сладкие блюда |
12. |
Технологические процессы приготовления изделий из теста |
12.1 |
Дрожжевое тесто |
12.2 |
Бездрожжевое слоеное, заварное, бисквитное тесто |
12.3 |
Бездрожжевое песочное, сдобное, пресное тесто |
Настоящая инструкция разработана на основе типовой «Инструкции о мерах безопасности при работе повара».
Существует три вида уборки: текущая, основная и генеральная.
Подоконники и ручки дверей протирают чистой влажной ветошью. Другой чистой влажной ветошью протирают производственные столы.
Полы моют горячей водой (температура 50 °С) с применением моющих средств или с 3%-ного раствора хлорной извести либо хлорамина.
В течение дня за чистотой полов следит дежурная бригада.
Все производственное оборудование моют щеткой или мочалкой моющим средством: столы − слабощелочным, жарочные шкафы, плиты − высокощелочным.
Часть стены около технологического оборудования, подоконники, часть дверей и пол моют моющим средством или 3%-ным раствором хлорной извести либо хлорамина.
Генеральная уборка проводится 1 раз в неделю.
С потолка стирают пыль; стены, окна, батареи отопления, двери, производственное оборудование и полы моют с применением моющих и дезинфицирующих средств горячей водой (температура 50 °С).
Личная гигиена студентов должна соблюдаться на всех его этапах.
В лабораторию входят в санитарной одежде и сменной обуви.
В начале рабочего дня руки моют до локтя жидким мылом с помощью щетки теплой водой (температура 30 °С).
Работники холодного и кондитерского цехов после мытья ополаскивают руки 2%-ным раствором хлорной извести либо хлорамина. Вытирают руки после мытья насухо индивидуальным бумажным полотенцем.
− после каждой производственной операции;
− после работы с тарой;
− после работы с яйцом;
− в случае, если учащийся что-либо поднимал с пола.
Во время работы запрещается:
− работать без сменной обуви и санитарной одежды;
− выходить из лаборатории в санитарной одежде;
− посещать туалет в санитарной одежде;
− жевать жевательную резинку.
Бак для пищевых отходов должен освобождаться через каждые 4−7 ч в зависимости от времени года.
Дежурная бригада принимает рабочие места, убирает лабораторию и сдает преподавателю (мастеру), который делает запись о состоянии лаборатории в санитарном журнале.
Супы состоят из жидкой основы и плотной части. Жидкой основой супов могут быть бульоны, отвары, молоко, квас. В качестве плотной части − гарнира − используют овощи, крупы, макаронные изделия, рыбу, мясо, птицу и т.д.
Вкус и аромат супов возбуждают аппетит, экстрактивные вещества усиливают секрецию пищеварительных желез, чем способствуют усвоению пищи. Благодаря гарниру многие супы являются высококалорийными, например солянки, борщи и т.д. Супы являются источником белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов.
Супы классифицируют в зависимости от:
1) температуры подачи − на горячие и холодные. Температура отпуска горячих супов не ниже 75 °С, холодных − не выше 14 °С;
2) способа приготовления − на заправочные, прозрачные, протертые (пюреобразные);
3) жидкой основы − супы на бульонах, овощных и фруктово-ягодных отварах, молоке, кисломолочных продуктах, квасе.
Схема 1. Классификация супов
Данное учебно-методическое пособие позволяет расширить знания, полученные студентами по технологии приготовления пищи. В пособие включены лабораторный практикум и методика его пров
24 09 2014
10 стр.
Студент Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета, Елабуга, Россия
15 10 2014
1 стр.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического факультета Казанского государственного университета, изучающих на лекционных и практических занятиях ку
12 10 2014
2 стр.
Работа выполнена на кафедре татарской филологии филиала Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Елабуга
08 10 2014
3 стр.
В этногенез народов Поволжья и Приуралья. Часть I. Истоки этногенеза финских народов: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности
25 12 2014
3 стр.
Хвалченко И. И., канд физ мат наук, доцент кафедры теоретической физики егпу
18 12 2014
4 стр.
Для студентов неязыковых специальностей казанского федерального (приволжского) университета
25 12 2014
4 стр.
С 11 по 14 апреля 2012 года в Казани на базе Казанского (Приволжского) федерального университета состоялся очный этап республиканской открытой олимпиады по геологии для обучающихся
10 10 2014
1 стр.