Исторический факультет
Кафедра историографии и источниковедения
ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.
ИСТОРИОГРАФИЯ
Учебно-методическое пособие
Издательство
Казанского государственного университета
2009
ББК 63.3(2) я73
к.и.н., доц. В.В.Астафьев
д.и.н., проф. О.В.Синицын (ТГГПУ)
д.и.н., проф. Р.В.Шайдуллин (КГУ)
Научный редактор:
доктор исторических наук А.Л.Литвин
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического факультета Казанского государственного университета, изучающих на лекционных и практических занятиях курс «История исторической науки. Историография».
Для студентов и преподавателей высших учебных заведений.
© Казанский государственный университет, 2009
Программа курса включает в себя анализ основных этапов становления и развития исторической науки в России. Изучение учебного материала предполагается на основе знакомства с историческими концепциями ведущих историков России, анализа их исторических трудов.
Основные задачи курса определяют важнейшими функциями истории исторической науки в России.
Предметом изучения историографии истории России являются особенности развития исторической науки в нашей стране. При изучении курса в основном используется хронологическо-проблемный метод, предусматривающий изучение истории исторической науки по этапам.
Наряду с этим широко используются и другие методы, например, периодизации, сравнительно-исторический, ретроспективный.
Историографический анализ работ историков – это один из способов установления истинности исторического знания. Он позволяет выявить какие исторические концепции историков России оказались ограниченными, какие выводы историков оказались отвергнуты последующими поколениями историков, а также позволяет определить реальный вклад того или иного ученого в историческую науку нашей страны.
Знание истории своей науки способствует профессионализму историка, формирует у него бережное отношение ко всему тому, что было накоплено опытом предшествующих поколений исследователей.
Изучение истории исторической науки на современном этапе имеет свои особенности, которые во многом предопределены изменениями в политической и социально-экономической жизни нашей страны на рубеже XX – XXI вв.
Эти изменения потребовали от историков значительных усилий в выработке новых теоретико-методологических подходов к истории России, к определению содержания понятийного и категориального аппарата, более глубокому изучению опыта философской и исторической мысли России XIX – XX вв., а также зарубежной историографии XX века.
Все это и предопределило выход учебных пособий, в которых были предприняты попытки по-новому взглянуть на историю исторической науки в России и дать более объективную и взвешенную оценку вклада того или иного историка в российскую историографию.
Среди них в первую очередь следует отметить следующие: «Историография истории России до 1917 года». В 2-х томах. Под редакцией М.Ю.Лачаевой (2003); Наумова Г.Р., Шикло А.Е. «Историография истории России» (2008); Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. «История исторического знания» (2004); Бычков С.П., Корзун В.П., «Введение в историографию отечественной истории XX в.» (2001), а также «Очерки истории отечественной исторической науки XX века» под редакцией В.П.Корзун (2005). Из них только в учебнике Наумовой Г.Р., Шикло А.Е. «Историографии истории России» дается анализ развития исторической науки в нашей стране с древнейших времен до рубежа XX – XXI вв.
Вместе с тем следует иметь в виду, что без знания трудов историков невозможно объективно оценить как их вклад в историческую науку, так и сам процесс развития исторической науки в России, а потому в качестве одного из обязательных требований по этому курсу является конспектирование студентами работ наиболее известных историков России.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Иметь представления:
– о сущности, формах и функциях исторического знания;
– о современных концепциях развития мирового исторического процесса;
– об общих закономерностях и национальных особенностях становления и развития исторической науки в России.
– проблемы истории, теории и методов историографии;
– основные понятия, которыми оперирует историография;
– факторы и явления, влияющие на формирование исторического знания и развития исторической науки;
– теоретические и методические вопросы курса как в историческом, так и в логическом планах в соотношении со сменявшими друг друга познавательными парадигмами (провиденциализм, рационализм, романтизм, гегельянство, позитивизм, марксизм, неокантианство, феноменологические и постмодернистские концепции);
– основные этапы развития исторической науки в России;
– исторические концепции ведущих историков России.
Уметь:
– анализировать исторические исследования на основе научной методологии и методов историографического анализа;
– свободно оперировать основными теоретическими понятиями курса;
– систематизировать историографические факты и формировать на этой основе аргументированные выводы;
– использовать междисциплинарные подходы в процессе изучения формирования исторических школ и направлений;
– на основе комплексного анализа эволюции исторической науки и общественно-политического развития России определять значимость исторической концепции того или иного историка.
– устной и письменной научной речи;
– ведения научной дискуссии;
– самостоятельного историографического анализа исторической литературы;
– выявления как общих тенденций, так и своеобразия в подходах в оценке тех или иных исторических процессов в исторических концепциях историков.
Учебно-преподавательская ориентация историографии на обучение технике и технологии анализа исторических исследований сближает историографию с другими специальными дисциплинами, в том числе с источниковедением, архивоведением, археографией и циклом дисциплин теоретико-методологического характера.
Курс рассчитан на 104 часа и читается студентам четвертого курса исторического факультета. Курс предполагает как лекционные (86 часов) и семинарские (18 часов) занятия. По итогам изучения курса студенты сдают экзамен. Экзамен по курсу основан на балльно-рейтинговой системе.
Общая оценка по курсу складывается из суммы баллов за работу в семестре и за ответ на экзамене. Максимальная сумма баллов – 100, минимальная – 51.
За работу в семестре студент может получить максимально 50 баллов. Минимальная сумма баллов составляет 25,5. Студенты, получившие за работу в семестре меньше этой суммы баллов, к экзамену не допускаются.
Работа в семестре подразумевает:
- посещение занятий: максимально 6 баллов (делится на количество занятий),
- за развернутый ответ на семинарском занятии – максимально 2 балла,
- написание контрольной работы: максимально 15 баллов (делится на количество вопросов в контрольной работе),
– написание конспектов трудов Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского: максимально 12 баллов,
– написание реферата: максимально 7 баллов.
За ответ на экзамене студент может получить максимально 50 баллов, минимально – 25, 5 баллов. Если студент набрал при ответе на экзамене менее 25,5 балла, но при суммировании с количеством баллов за работу в семестре он набирает 51 и более баллов, то он получает положительную оценку.
II. Программа курса
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИОГРАФИЮ
Предмет познания историографии как истории исторической науки в нашей стране. Место историографии среди исторических дисциплин, ее значение для развития научных исследований. Историография в системе высшего исторического образования.
Задачи и структура курса историографии.
Основные термины и понятия историографии. Историографический факт и историографический источник.
Принципы и категории периодизации процесса исторического познания. Основные периоды и этапы развития исторических знаний и исторической науки в нашей стране.
Этапы становления и развития историографии как специальной дисциплины.
Основные труды по истории исторической науки в России. Виды историографических работ.
Архаическая мифология и архаический эпос – предшественники историографии.
Функция исторических знаний в ранних классовых обществах.
Становление исторической мысли. Античная историография
«История» Геродота: общая характеристика. Фукидид – основоположник прагматической истории. Аристотель и его вклад в развитие исторической науки. Исторические труды Полибия, Плутарха, Тита Ливия, Тацита: общая характеристика.
Переход от античного прагматизма к средневековому провиденциализму
Библия как исторический источник. Влияние Библии на становление средневековой историографии. Христианство и развитие исторической мысли средневековья. Аврелий Августин – основоположник провиденциализма в средневековой историографии. Теория четырех монархий и ее значение для развития средневековой историографии.
Первые письменные исторические произведения. Летопись и летописный свод. «Повесть временных лет». Провиденциализм как основа мировоззрения летописцев. Источники составления летописей, приемы отбора и истолкования материала. Формирование схемы происхождения Руси и княжеской династии в древнерусской историографии, осознание места Руси в окружающем мире.
Летописание в русских землях и княжествах в период политической раздробленности.
Начало объединения русских земель и возрождение общерусского летописания в XIV – первой половине XV вв.
Отход от провиденциализма, возвращение к принципам античного прагматизма. Отказ от периодизации истории по четырем монархиям и идеи «вечного Рима».
Труды Н.Макиавелли, Ж.Бодена: общая характеристика. Влияние климата на историю народов. Идея циклического развития мира.
Образование Российского государства и развитие исторических знаний (вторая половина ХV – ХVI вв.)
Обоснование идеологии великокняжеской (царской) власти и отражение общественно-политической борьбы в исторических произведениях второй половины XV – XVI вв.
Летописание конца XV – XVI вв. Усиление роли государства в составлении и редактировании летописных сводов. Концепция происхождения Российского государства (теория «Москва – третий Рим») и власти московских князей (легенда о происхождении московских государей от императора Августа). Расширение круга источников летописей. Общерусские летописные своды.
Влияние идей эпохи Возрождения на русскую историческую мысль. Хронографы и их роль в распространении сведений о всемирной истории.
«Степенная книга» и ее влияние на последующие исторические сочинения. «История о Казанском царстве» как новый тип исторического сочинения. Сочинения Ивана IV и А.М.Курбского. Осмысление прошлого в публицистике XVI в.
Развитие исторической мысли в ХVII в.
Изменение в характере и форме исторического повествования, нарастание прагматизма в исторических сочинениях. Влияние идей гуманизма эпохи Возрождения на русскую историческую мысль XVII в.
Сказания и повести о событиях начала XVII в.
«Новый летописец», его последующие редакции. Записной приказ.
Теория «Мосох-Москва» и ее влияние на проблему изучения этногенеза славян.
«История» Ф.Грибоедова, «Временник» И.Тимофеева: общая характеристика. Ю.Крижанич и его труды по истории России. «Синопсис» – первая учебная печатная книга по русской истории.
Новые явления в историографии России конца XVII в.
Первые исторические сочинения: по методологии истории («Учение историческое», «Первоначальное о вещах искусство»). Творчество С.Медведева. «Скифская история» А.Лызлова. Городские повести.
Теория естественного права и общественного договора и их влияние на развитие исторической науки.
Г.Гроций, Т.Гоббс о происхождении государства и его влиянии на историю человечества. Д.Вико о трех видах человеческой природы. Обоснование Д.Вико теории циклического развития мира. Особенности интерпретации теории рационализма на российской почве.
Расширение круга источников, попытки установления причинно-следственных связей, формирование научного аппарата, новые формы исторических сочинений. Распространение переводной исторической литературы в России. Влияние идей С.Пуфендорфа и Хр.Вольфа на характер развития российской историографии первой четверти ХVIII в.
Преобразования Петра I и их роль в развитии исторических знаний. Правительственные мероприятия по собиранию исторических источников, организации архивного дела.
Исторические труды Ф.Прокоповича, П.Шафирова, А.Манкиева.
В.Н.Татищев
Его государственная и научная деятельность, политические воззрения, цели занятий историей. Вклад В.Н.Татищева в разыскание и публикацию источников. «История Российская». Разработки им приемов критики источников. Концепция русской истории, приемы изложения материала.
Теоретические принципы Татищева, обоснование исторического прогресса с позиций рационализма. Влияние трудов В.Н.Татищева на развитие русской историографии.
Роль ученых Академии Наук в разработке российской истории
Вклад Г.Ф.Миллера в сбор и публикацию исторического материала. Деятельность А.Л.Шлецера в России, разработка методов изучения «Повести временных лет». Отношение иностранных ученых к истории и культуре России.
Особенности исторических воззрений идеологов Просвещения (Вольтер, Монтескье).
Труды Д.Юма по истории Англии, их влияние на эволюцию российской историографии.
М.В.Ломоносов
«Древняя Российская история». Ломоносов о русской истории: вопросы этногенеза славян, периодизация русской истории. Борьба Ломоносова против «норманистов». «Краткий российский летописец». Оценка реформ Петра I.
Воздействие идей Просвещения на развитие общественной мысли в России. Оформление российского просветительства, его поиски в решении социальных вопросов. Накопление и публикация исторических источников. Издательская деятельность Н.И.Новикова. Социологические и общественно-политические воззрения И.А.Третьякова, И.Е.Десницкого.
Особенности использования идей рационализма и прагматизма в трудах Щербатова. Историческая тематика в публицистике Щербатова. Щербатов как археограф и источниковед. «История Российская от древнейших времен», ее концепция. История XVIII в. в освещении Щербатова.
Его общественно-политические и философские воззрения. Критика им трудов Н.Г.Леклерка и М.М.Щербатова. Новые идеи в трудах Болтина: внутренняя обусловленность исторического процесса, объективные факторы истории. Болтин о задачах и методах исторической науки.
Подходы Болтина к вопросам отбора и критики источников. Концепция русской истории. Проблема феодализма в России. Происхождение крепостного права.
Новая проблематика в трудах И.И.Голикова, М.Д.Чулкова, В.В.Крестинина.
Вопросы местной истории и истории торговли, промышленности в их трудах.
Складывание научных центров по изучению отечественной истории: университеты, исторические общества. Преподавание истории. Становление исторической периодики. Накопление и публикация исторических источников. Развитие критики источников.
Становление археологии, этнографии, исторической статистики, и других вспомогательных исторических дисциплин.
Н.М.Карамзин
Эволюция его мировоззрения и политических взглядов. «Записка о древней и новой России». Взгляды Карамзина на исторический процесс и задачи истории. «История государства Российского». Источники и приемы их использования Н.М.Кармзиным. Периодизация истории России, оценка ее основных этапов. «История государства Российского» в оценке современников и борьба вокруг нее в русской историографии XIX – начала XX вв.
Его труды по истории русского права и формирование родовой теории русского исторического процесса. Новое решение проблемы этногенеза славян; его схема русской истории.
Разработка «конструктивного критического метода» изучения источников. Нигилизм «скептической школы» в понимании раннего периода русской истории.
Критика им «Истории государства Российского» Карамзина. Общность и своеобразие истории Запада, Востока и России в понимании Полевого. Концепция русской истории. «История русского народа» и ее значение для развития русской историографии.
Его общественно-политические и философские воззрения. Теория «официальной народности» и ее историческое обоснование в трудах Погодина. Различие исторического процесса в России и Европе. Разыскания Погодина о начале Руси, исследование летописей.
Мировоззрение и политические взгляды Соловьева. Принцип историзма, идея органического эволюционного развития. Народ, государство и личность в исторической концепции Соловьева. Теория факторов. «История России с древнейших времен». Оценка им основных этапов русской истории. Введение Соловьевым в научный оборот новых исторических источников и принципы их изучения. Анализ основных трудов по истории России. Значение трудов Соловьева в истории русской и мировой исторической науки.
Влияние воззрений Гегеля на характер формирования исторических концепций основоположников государственной школы в русской историографии.
Противоречивость общественно-политических убеждений славянофилов. Славянофильская концепция изучения истории России. Антитеза русской и всемирной истории.
Русская община и «народный дух», «земля» и «государство» и их роль в истории России. Оценка реформ Петра I.
Н.И.Костомаров
Формирование его мировоззрения. Определение им задач исторической науки, отношение к историческому факту и источнику. Идея «национального духа» в исторических трудах Костомарова. Попытка противопоставить государственной школе борьбу и взаимодействие федеральных и государственных начал.
В.Г.Белинский о закономерности истории и национальном своеобразии в развитии народов. Оценка им реформ Петра I.
Основные этапы русской истории в освещении А.И.Герцена. Издание им источников по истории России XVIII – XIX вв. Разработка теории «русского социализма».
Н.Г.Чернышевский и его подход к изучению общественных явлений. Чернышевский о задачах исторической науки.
Формирование мировоззрения. Исследование раскола как социального явления. Щапов о деятельности народных масс в истории России. Земско-областная теория. Щапов о роли и задачах интеллигенции в историческом процессе.
Субъективная социология П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Государство, народ, интеллигенция, личность в их социологических построениях. История крестьянства в трудах А.Я.Ефименко, Н.А.Соколовской и др.
Исследования В.П.Воронцова, Н.Ф.Даниельсона по истории народного хозяйства пореформенной России.
История русского крестьянства и крестьянского вопроса в трудах В.И.Семевского. Семевский как историк освободительного движения в России.
Формирование его общественно-политических и исторических воззрений. Концепция русской истории в трудах Бестужева-Рюмина. Его вклад в развитие источниковедения. Труды Бестужева-Рюмина по истории русского летописания.
Теория «культурно-исторических типов» Н.Я.Данилевского. Исторические взгляды К.Н.Леонтьева, Н.Н.Страхова и др.
Труды А.Д.Градовского, В.И.Сергеевича, Н.П.Загоскина и др. Эволюция подходов государственников к основным вопросам истории России.
Формирование его политических воззрений и научных интересов. «Курс русской истории», специальные курсы, монографии и статьи.
Разработка им общей концепции России. Отказ от идей органического развития. Теория факторов. Условия и движущие силы исторического процесса. Проблемы государственности и народности. Периодизация русской истории, содержание ее основных этапов. Место и значение Ключевского в отечественной и мировой историографии.
12 10 2014
2 стр.
25 12 2014
3 стр.
24 09 2014
10 стр.
14 12 2014
11 стр.
23 09 2014
1 стр.
18 12 2014
4 стр.
10 09 2014
1 стр.
16 12 2014
4 стр.