Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Исторический факультет

Кафедра историографии и источниковедения

ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.

ИСТОРИОГРАФИЯ
Учебно-методическое пособие

Издательство

Казанского государственного университета

2009


УДК 930.2(075.8)

ББК 63.3(2) я73


Печатается по решению учебно-методической комиссии

исторического факультета

Казанского государственного университета

Составитель:

к.и.н., доц. В.В.Астафьев



Рецензент:

д.и.н., проф. О.В.Синицын (ТГГПУ)

д.и.н., проф. Р.В.Шайдуллин (КГУ)

Научный редактор:

доктор исторических наук А.Л.Литвин



История исторической науки. Историография: Учебно-методическое пособие / Под ред. А.Л.Литвина. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2009. – 38 с.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического факультета Казанского государственного университета, изучающих на лекционных и практических занятиях курс «История исторической науки. Историография».

Для студентов и преподавателей высших учебных заведений.

© Казанский государственный университет, 2009



I. Методические указания и регламент курса

«История исторической науки. Историография
Основная цель данного курса состоит в выработке у студентов навыков самостоятельной работы с исторической литературой, умения аккумулировать, оценивать, интерпретировать опыт, накопленный исторической наукой.

Программа курса включает в себя анализ основных этапов становления и развития исторической науки в России. Изучение учебного материала предполагается на основе знакомства с историческими концепциями ведущих историков России, анализа их исторических трудов.

Основные задачи курса определяют важнейшими функциями истории исторической науки в России.

Предметом изучения историографии истории России являются особенности развития исторической науки в нашей стране. При изучении курса в основном используется хронологическо-проблемный метод, предусматривающий изучение истории исторической науки по этапам.

Наряду с этим широко используются и другие методы, например, периодизации, сравнительно-исторический, ретроспективный.

Историографический анализ работ историков – это один из способов установления истинности исторического знания. Он позволяет выявить какие исторические концепции историков России оказались ограниченными, какие выводы историков оказались отвергнуты последующими поколениями историков, а также позволяет определить реальный вклад того или иного ученого в историческую науку нашей страны.

Знание истории своей науки способствует профессионализму историка, формирует у него бережное отношение ко всему тому, что было накоплено опытом предшествующих поколений исследователей.

Изучение истории исторической науки на современном этапе имеет свои особенности, которые во многом предопределены изменениями в политической и социально-экономической жизни нашей страны на рубеже XX – XXI вв.

Эти изменения потребовали от историков значительных усилий в выработке новых теоретико-методологических подходов к истории России, к определению содержания понятийного и категориального аппарата, более глубокому изучению опыта философской и исторической мысли России XIX – XX вв., а также зарубежной историографии XX века.

Все это и предопределило выход учебных пособий, в которых были предприняты попытки по-новому взглянуть на историю исторической науки в России и дать более объективную и взвешенную оценку вклада того или иного историка в российскую историографию.

Среди них в первую очередь следует отметить следующие: «Историография истории России до 1917 года». В 2-х томах. Под редакцией М.Ю.Лачаевой (2003); Наумова Г.Р., Шикло А.Е. «Историография истории России» (2008); Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. «История исторического знания» (2004); Бычков С.П., Корзун В.П., «Введение в историографию отечественной истории XX в.» (2001), а также «Очерки истории отечественной исторической науки XX века» под редакцией В.П.Корзун (2005). Из них только в учебнике Наумовой Г.Р., Шикло А.Е. «Историографии истории России» дается анализ развития исторической науки в нашей стране с древнейших времен до рубежа XX – XXI вв.

Вместе с тем следует иметь в виду, что без знания трудов историков невозможно объективно оценить как их вклад в историческую науку, так и сам процесс развития исторической науки в России, а потому в качестве одного из обязательных требований по этому курсу является конспектирование студентами работ наиболее известных историков России.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь представления:

– о сущности, формах и функциях исторического знания;

– о современных концепциях развития мирового исторического процесса;

– об общих закономерностях и национальных особенностях становления и развития исторической науки в России.



Знать:

– проблемы истории, теории и методов историографии;

– основные понятия, которыми оперирует историография;

– факторы и явления, влияющие на формирование исторического знания и развития исторической науки;

– теоретические и методические вопросы курса как в историческом, так и в логическом планах в соотношении со сменявшими друг друга познавательными парадигмами (провиденциализм, рационализм, романтизм, гегельянство, позитивизм, марксизм, неокантианство, феноменологические и постмодернистские концепции);

– основные этапы развития исторической науки в России;

– исторические концепции ведущих историков России.

Уметь:

– анализировать исторические исследования на основе научной методологии и методов историографического анализа;

– свободно оперировать основными теоретическими понятиями курса;

– систематизировать историографические факты и формировать на этой основе аргументированные выводы;

– использовать междисциплинарные подходы в процессе изучения формирования исторических школ и направлений;

– на основе комплексного анализа эволюции исторической науки и общественно-политического развития России определять значимость исторической концепции того или иного историка.



Владеть навыками:

– устной и письменной научной речи;

– ведения научной дискуссии;

– самостоятельного историографического анализа исторической литературы;

– выявления как общих тенденций, так и своеобразия в подходах в оценке тех или иных исторических процессов в исторических концепциях историков.

Учебно-преподавательская ориентация историографии на обучение технике и технологии анализа исторических исследований сближает историографию с другими специальными дисциплинами, в том числе с источниковедением, архивоведением, археографией и циклом дисциплин теоретико-методологического характера.

Курс рассчитан на 104 часа и читается студентам четвертого курса исторического факультета. Курс предполагает как лекционные (86 часов) и семинарские (18 часов) занятия. По итогам изучения курса студенты сдают экзамен. Экзамен по курсу основан на балльно-рейтинговой системе.

Общая оценка по курсу складывается из суммы баллов за работу в семестре и за ответ на экзамене. Максимальная сумма баллов – 100, минимальная – 51.

За работу в семестре студент может получить максимально 50 баллов. Минимальная сумма баллов составляет 25,5. Студенты, получившие за работу в семестре меньше этой суммы баллов, к экзамену не допускаются.

Работа в семестре подразумевает:

- посещение занятий: максимально 6 баллов (делится на количество занятий),

- за развернутый ответ на семинарском занятии – максимально 2 балла,

- написание контрольной работы: максимально 15 баллов (делится на количество вопросов в контрольной работе),

– написание конспектов трудов Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского: максимально 12 баллов,

– написание реферата: максимально 7 баллов.

За ответ на экзамене студент может получить максимально 50 баллов, минимально – 25, 5 баллов. Если студент набрал при ответе на экзамене менее 25,5 балла, но при суммировании с количеством баллов за работу в семестре он набирает 51 и более баллов, то он получает положительную оценку.


II. Программа курса
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИОГРАФИЮ
Предмет познания историографии как истории исторической науки в нашей стране. Место историографии среди исторических дисциплин, ее значение для развития научных исследований. Историография в системе высшего исторического образования.

Задачи и структура курса историографии.

Основные термины и понятия историографии. Историографический факт и историографический источник.

Принципы и категории периодизации процесса исторического познания. Основные периоды и этапы развития исторических знаний и исторической науки в нашей стране.

Этапы становления и развития историографии как специальной дисциплины.

Основные труды по истории исторической науки в России. Виды историографических работ.


РАЗДЕЛ II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ИХ РАЗВИТИЕ ДО КОНЦА XVII ВЕКА
Зарождение исторических знаний

Архаическая мифология и архаический эпос – предшественники историографии.

Функция исторических знаний в ранних классовых обществах.

Становление исторической мысли. Античная историография

«История» Геродота: общая характеристика. Фукидид – основоположник прагматической истории. Аристотель и его вклад в развитие исторической науки. Исторические труды Полибия, Плутарха, Тита Ливия, Тацита: общая характеристика.

Переход от античного прагматизма к средневековому провиденциализму

Библия как исторический источник. Влияние Библии на становление средневековой историографии. Христианство и развитие исторической мысли средневековья. Аврелий Августин – основоположник провиденциализма в средневековой историографии. Теория четырех монархий и ее значение для развития средневековой историографии.



Исторические произведения Древней Руси

Первые письменные исторические произведения. Летопись и летописный свод. «Повесть временных лет». Провиденциализм как основа мировоззрения летописцев. Источники составления летописей, приемы отбора и истолкования материала. Формирование схемы происхождения Руси и княжеской династии в древнерусской историографии, осознание места Руси в окружающем мире.

Летописание в русских землях и княжествах в период политической раздробленности.

Начало объединения русских земель и возрождение общерусского летописания в XIV – первой половине XV вв.



Историография эпохи Возрождения

Отход от провиденциализма, возвращение к принципам античного прагматизма. Отказ от периодизации истории по четырем монархиям и идеи «вечного Рима».

Труды Н.Макиавелли, Ж.Бодена: общая характеристика. Влияние климата на историю народов. Идея циклического развития мира.

Образование Российского государства и развитие исторических знаний (вторая половина ХV – ХVI вв.)

Обоснование идеологии великокняжеской (царской) власти и отражение общественно-политической борьбы в исторических произведениях второй половины XV – XVI вв.

Летописание конца XV – XVI вв. Усиление роли государства в составлении и редактировании летописных сводов. Концепция происхождения Российского государства (теория «Москва – третий Рим») и власти московских князей (легенда о происхождении московских государей от императора Августа). Расширение круга источников летописей. Общерусские летописные своды.

Влияние идей эпохи Возрождения на русскую историческую мысль. Хронографы и их роль в распространении сведений о всемирной истории.

«Степенная книга» и ее влияние на последующие исторические сочинения. «История о Казанском царстве» как новый тип исторического сочинения. Сочинения Ивана IV и А.М.Курбского. Осмысление прошлого в публицистике XVI в.

Развитие исторической мысли в ХVII в.

Изменение в характере и форме исторического повествования, нарастание прагматизма в исторических сочинениях. Влияние идей гуманизма эпохи Возрождения на русскую историческую мысль XVII в.

Сказания и повести о событиях начала XVII в.

«Новый летописец», его последующие редакции. Записной приказ.

Теория «Мосох-Москва» и ее влияние на проблему изучения этногенеза славян.

«История» Ф.Грибоедова, «Временник» И.Тимофеева: общая характеристика. Ю.Крижанич и его труды по истории России. «Синопсис» – первая учебная печатная книга по русской истории.

Новые явления в историографии России конца XVII в.

Первые исторические сочинения: по методологии истории («Учение историческое», «Первоначальное о вещах искусство»). Творчество С.Медведева. «Скифская история» А.Лызлова. Городские повести.


РАЗДЕЛ III. XVIII ВЕК. ПРЕВРАЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

В НАУКУ. РАЗВИТИЕ ИСТОРИОГРАФИИ В XVIII ВЕКЕ
Смена провиденциализма рационализмом

Теория естественного права и общественного договора и их влияние на развитие исторической науки.

Г.Гроций, Т.Гоббс о происхождении государства и его влиянии на историю человечества. Д.Вико о трех видах человеческой природы. Обоснование Д.Вико теории циклического развития мира. Особенности интерпретации теории рационализма на российской почве.

Расширение круга источников, попытки установления причинно-следственных связей, формирование научного аппарата, новые формы исторических сочинений. Распространение переводной исторической литературы в России. Влияние идей С.Пуфендорфа и Хр.Вольфа на характер развития российской историографии первой четверти ХVIII в.



Российская историография первой четверти ХVIII в.

Преобразования Петра I и их роль в развитии исторических знаний. Правительственные мероприятия по собиранию исторических источников, организации архивного дела.

Исторические труды Ф.Прокоповича, П.Шафирова, А.Манкиева.

В.Н.Татищев

Его государственная и научная деятельность, политические воззрения, цели занятий историей. Вклад В.Н.Татищева в разыскание и публикацию источников. «История Российская». Разработки им приемов критики источников. Концепция русской истории, приемы изложения материала.

Теоретические принципы Татищева, обоснование исторического прогресса с позиций рационализма. Влияние трудов В.Н.Татищева на развитие русской историографии.

Роль ученых Академии Наук в разработке российской истории

Вклад Г.Ф.Миллера в сбор и публикацию исторического материала. Деятельность А.Л.Шлецера в России, разработка методов изучения «Повести временных лет». Отношение иностранных ученых к истории и культуре России.



Развитие исторической науки в эпоху Просвещения

Особенности исторических воззрений идеологов Просвещения (Вольтер, Монтескье).

Труды Д.Юма по истории Англии, их влияние на эволюцию российской историографии.

М.В.Ломоносов

«Древняя Российская история». Ломоносов о русской истории: вопросы этногенеза славян, периодизация русской истории. Борьба Ломоносова против «норманистов». «Краткий российский летописец». Оценка реформ Петра I.



Условия развития исторической науки России во второй половине ХVIII в.

Воздействие идей Просвещения на развитие общественной мысли в России. Оформление российского просветительства, его поиски в решении социальных вопросов. Накопление и публикация исторических источников. Издательская деятельность Н.И.Новикова. Социологические и общественно-политические воззрения И.А.Третьякова, И.Е.Десницкого.



М.М.Щербатов

Особенности использования идей рационализма и прагматизма в трудах Щербатова. Историческая тематика в публицистике Щербатова. Щербатов как археограф и источниковед. «История Российская от древнейших времен», ее концепция. История XVIII в. в освещении Щербатова.



И.Н.Болтин

Его общественно-политические и философские воззрения. Критика им трудов Н.Г.Леклерка и М.М.Щербатова. Новые идеи в трудах Болтина: внутренняя обусловленность исторического процесса, объективные факторы истории. Болтин о задачах и методах исторической науки.

Подходы Болтина к вопросам отбора и критики источников. Концепция русской истории. Проблема феодализма в России. Происхождение крепостного права.

Новая проблематика в трудах И.И.Голикова, М.Д.Чулкова, В.В.Крестинина.

Вопросы местной истории и истории торговли, промышленности в их трудах.



А.Н.Радищев – зачинатель революционной исторической мысли в России. Вопрос о роли личности и народных масс в истории. Идеи борьбы «вольности» и «деспотизма».
РАЗДЕЛ IV. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Рост общественного интереса к истории

Складывание научных центров по изучению отечественной истории: университеты, исторические общества. Преподавание истории. Становление исторической периодики. Накопление и публикация исторических источников. Развитие критики источников.

Становление археологии, этнографии, исторической статистики, и других вспомогательных исторических дисциплин.

Н.М.Карамзин

Эволюция его мировоззрения и политических взглядов. «Записка о древней и новой России». Взгляды Карамзина на исторический процесс и задачи истории. «История государства Российского». Источники и приемы их использования Н.М.Кармзиным. Периодизация истории России, оценка ее основных этапов. «История государства Российского» в оценке современников и борьба вокруг нее в русской историографии XIX – начала XX вв.



Философия истории Шеллинга и ее влияние на характер развития русской историографии первой половины XIX в.

Н.Ф.Г.Эверс

Его труды по истории русского права и формирование родовой теории русского исторического процесса. Новое решение проблемы этногенеза славян; его схема русской истории.



М.Т.Каченовский и «скептическая школа»

Разработка «конструктивного критического метода» изучения источников. Нигилизм «скептической школы» в понимании раннего периода русской истории.



Н.А.Полевой и его теоретико-методологические идеи

Критика им «Истории государства Российского» Карамзина. Общность и своеобразие истории Запада, Востока и России в понимании Полевого. Концепция русской истории. «История русского народа» и ее значение для развития русской историографии.



М.П.Погодин

Его общественно-политические и философские воззрения. Теория «официальной народности» и ее историческое обоснование в трудах Погодина. Различие исторического процесса в России и Европе. Разыскания Погодина о начале Руси, исследование летописей.



Н.Г.Устрялов и его труды по истории России XVII – ХVIII вв. Концепция русской истории.

С.М.Соловьев и его роль в развитии русской исторической науки

Мировоззрение и политические взгляды Соловьева. Принцип историзма, идея органического эволюционного развития. Народ, государство и личность в исторической концепции Соловьева. Теория факторов. «История России с древнейших времен». Оценка им основных этапов русской истории. Введение Соловьевым в научный оборот новых исторических источников и принципы их изучения. Анализ основных трудов по истории России. Значение трудов Соловьева в истории русской и мировой исторической науки.



Гегель и его «философия истории»

Влияние воззрений Гегеля на характер формирования исторических концепций основоположников государственной школы в русской историографии.



Оформление государственной школы в русской историографии

К.Д.Кавелин и его исследования по истории русского права. Формирование концепции органического развития русской истории. Оформление основных принципов государственной школы в трудах Б.Н.Чичерина. Государство и народ в истории России. Теория закрепощения и раскрепощения сословий. Крестьянство и сельская община в России.

Историческая мысль и исторические труды славянофилов

Противоречивость общественно-политических убеждений славянофилов. Славянофильская концепция изучения истории России. Антитеза русской и всемирной истории.

Русская община и «народный дух», «земля» и «государство» и их роль в истории России. Оценка реформ Петра I.

Н.И.Костомаров

Формирование его мировоззрения. Определение им задач исторической науки, отношение к историческому факту и источнику. Идея «национального духа» в исторических трудах Костомарова. Попытка противопоставить государственной школе борьбу и взаимодействие федеральных и государственных начал.



Вопросы истории России в трудах революционных демократов

В.Г.Белинский о закономерности истории и национальном своеобразии в развитии народов. Оценка им реформ Петра I.

Основные этапы русской истории в освещении А.И.Герцена. Издание им источников по истории России XVIII – XIX вв. Разработка теории «русского социализма».

Н.Г.Чернышевский и его подход к изучению общественных явлений. Чернышевский о задачах исторической науки.


РАЗДЕЛ V. ИСТОРИОГРАФИЯ РОССИИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Позитивистские теории в западноевропейской историографии и их влияние на русскую историческую мысль. Расширение проблематики русской исторической науки – внимание к экономическим и социальным проблемам. Специализация исторического изучения и его связь со смежными дисциплинами. Расширение источниковедческой основы исторической науки. Новые научные учреждения и печатные исторические издания. Деятельность научных исторических обществ. Губернские архивные комиссии. Основные направления в пореформенной историографии.

А.П.Щапов

Формирование мировоззрения. Исследование раскола как социального явления. Щапов о деятельности народных масс в истории России. Земско-областная теория. Щапов о роли и задачах интеллигенции в историческом процессе.



Народническая историография

Субъективная социология П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Государство, народ, интеллигенция, личность в их социологических построениях. История крестьянства в трудах А.Я.Ефименко, Н.А.Соколовской и др.

Исследования В.П.Воронцова, Н.Ф.Даниельсона по истории народного хозяйства пореформенной России.

История русского крестьянства и крестьянского вопроса в трудах В.И.Семевского. Семевский как историк освободительного движения в России.



К.Н.Бестужев-Рюмин

Формирование его общественно-политических и исторических воззрений. Концепция русской истории в трудах Бестужева-Рюмина. Его вклад в развитие источниковедения. Труды Бестужева-Рюмина по истории русского летописания.



Славянофильство в пореформенный период

Теория «культурно-исторических типов» Н.Я.Данилевского. Исторические взгляды К.Н.Леонтьева, Н.Н.Страхова и др.



Государственная школа в пореформенный период

Труды А.Д.Градовского, В.И.Сергеевича, Н.П.Загоскина и др. Эволюция подходов государственников к основным вопросам истории России.



В.О.Ключевский

Формирование его политических воззрений и научных интересов. «Курс русской истории», специальные курсы, монографии и статьи.

Разработка им общей концепции России. Отказ от идей органического развития. Теория факторов. Условия и движущие силы исторического процесса. Проблемы государственности и народности. Периодизация русской истории, содержание ее основных этапов. Место и значение Ключевского в отечественной и мировой историографии.


следующая страница>


Учебно-методическое пособие Издательство Казанского государственного университета 2009

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического факультета Казанского государственного университета, изучающих на лекционных и практических занятиях ку

532.01kb.

12 10 2014
2 стр.


Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История». / А. Г. Ситдиков. Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2008. 33 с

В этногенез народов Поволжья и Приуралья. Часть I. Истоки этногенеза финских народов: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности

488.01kb.

25 12 2014
3 стр.


Учебно-методическое пособие филиал казанского (Приволжского) федерального университета в г. Елабуга 2012 ббк 36. 99 Ф17

Данное учебно-методическое пособие позволяет расширить знания, полученные студентами по технологии приготовления пищи. В пособие включены лабораторный практикум и методика его пров

1732.65kb.

24 09 2014
10 стр.


Учебно-методическое пособие Специальность 032401 Реклама Чебоксары 2009 ббк 63. 3 (0)2-7

Искусство и литература : учебно-методическое пособие : специальность 032401 Реклама / сост. Никонова Г. Л. – Чебоксары : artprint, 2009. – 75 с

818.01kb.

14 12 2014
11 стр.


А. А. Новакович учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие разработано кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры теоретической и вычислительной физики юфу а. А. Новаковичем

662.29kb.

23 09 2014
1 стр.


Учебно-методическое пособие по физике елабуга 2006 Печатается по решению Редакционно-издательского совета Елабужского государственного педагогического университета

Хвалченко И. И., канд физ мат наук, доцент кафедры теоретической физики егпу

1458.39kb.

18 12 2014
4 стр.


Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк

Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского экзамена по специальным разделам философии

188.49kb.

10 09 2014
1 стр.


Методическое пособие «Структурно-функциональная организация клеток»

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-го курса медицинского вуза

546.47kb.

16 12 2014
4 стр.