Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Тема 8. Организация рационального применения топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте.

Рациональное применение топливно-смазочных материалов (ТСМ) определяется эффективностью управления их расходом. Студент должен знать основную цель управления расходом ТСМ на автотранспорте, знать, что эта цель достигается, если осуществляются следующие функции управления:


- планирование и нормирование расхода ТСМ;

-учет и контроль расхода ТСМ;

- контроль качества ТСМ;

- анализ эффективности использования ТСМ и выявление причин их перерасхода;

- разработка и осуществление мероприятий по экономии ТСМ и устранение причин их перерасхода при эксплуатации.

Ознакомившись с этими функциями, учащийся должен пред­ставлять суть факторов, влияющих на возможность управления расходом топлива (неуправляемые, консервативные и управля­емые факторы). Кроме того, следует знать, что внедрение ком­пьютерной техники позволит существенно снизить трудоемкость работ и повысить оперативность и эффективность управления.

Далее надо изучить сущность нормирования рас­хода ТСМ с учетом конкретных условий эксплуатации подвижно­го состава, показатели нормирования.

Нормы расхода топлива устанавливаются на пробег авто­мобиля и на транспортную работу, т.е. количество выполнен­ных тонно-километров (линейные или индивидуальные нормы).

Например, для бортовых автомобилей и автопоездов нор­мы расхода топлива на каждые 100 т-км транспортной работы составляют:

- для карбюраторных автомобилей - 2 л;

- для дизельных автомобилей -1,3 л;

-для газобаллонных (на сжиженном газе) - 2,5 л.

В технических характеристиках автомобилей указываются нормы расхода топлива на 100 км пробега.

В общем виде расход топлива по линейным нормам опреде­ляется по формуле:

Q n- нормативный расход топлива, л;

L - пробег автомобиля или автопоезда, км;

K1 - норма расхода топлива на пробег, л/100 км;

К2 - норма расхода топлива на транспортную работу и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа,

К3 - норма расхода топлива на одну ездку с грузом, л/ездку;

Р - объем транспортной работы, т-км;

m - количество ездок с грузом;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка) к нормам, в долях единицы.

Надо рассмотреть условия, при которых производится кор­ректировка норм расхода топлива.

Нормы расхода масел и смазок устанавливаются на каждые 100 л общего расхода топлива, рассчитанного по линейным нор­мам.

Например, на 100 л топлива полагается:

- моторных масел для автомобилей и автобусов с карбю­раторными двигателями - 2,4 л;

- с дизельными двигателями - 3,2 л;

- трансмиссионных масел соответственно 0,3 и 0,4л;

- пластичных смазок - 0,2 и 0,3 кг.

Далее следует рассмотреть сущность второго метода уп­равления расходом топлива - управление по удельному (груп­повому) расходу. Здесь надо представлять условия, с учетом которых разрабатываются эти нормы, и что определяется на их основании.

В конце изучения этой темы рекомендуется рассмотреть важную функцию системы управления расходом топлива - опера­тивный контроль фактического расхода и наличия ТСМ, ознако­миться с контролем за "движением" топлива и его текущим рас­ходом, рассмотреть задачи группы учета ТСМ в автотранспорт­ных предприятиях.

Одна из важнейших проблем автомобильного транспорта - экономное и рациональное использование топливно-смазочных материалов. Учащийся должен знать, что в данном случае по­нимается под экономией ТСМ. Особое внимание надо уделить мероприятиям, проводимым в АТП по правильному расходованию нефтепродуктов. Надо ознакомиться с основными ор­ганизационно-техническими мероприятиями, которые в этом пла­не являются наиболее эффективными:

- рациональная организация перевозок пассажиров и грузов;

- контроль технического состояния автомобилей и двига­телей;

- вождение автомобилей;

- организация заправочно-смазочных работ;

- транспортирование, приём, хранение и выдача нефте­продуктов.

Например, решающими факторами экономии ТСМ при перево­зочном процессе являются: разработка рациональных маршрутов, графиков движения, исключение порожних пробегов, правильный подбор подвижного состава, максимальное использование грузо­подъемности, механизация погрузочно-разгрузочных работ и т.д.

Расход топлива зависит от технической исправности авто­мобиля, правильности регулировки всех узлов и агрегатов, вли­яющих на топливную экономичность. Например, неправильная ре­гулировка тормозов и ступиц колес увеличивает расход топли­ва на 10-20%, масел и смазок - на 30-50%. При неисправнос­тях в системе зажигания (например, плохо работает свеча) расход топлива возрастает на I5-I8%.

Снижение расхода масла достигается поддержанием в тех­нически исправном состоянии поршневой группы механизма газораспределения, что достигается своевременным диагностиро­ванием технического состояния двигателя и возможно более быстрым устранением неисправностей,

В целом изучение этой темы не вызывает затруднений и весь материал можно найти в рекомендуемой лите­ратуре.

Тема 9. Лакокрасочные материалы

Окраска автобусов и автомобилей определяет не только их внешний вид, но и является надежной защитой от коррозии, продлевая срок службы подвижного состава.

Учащийся должен быть знаком с номенклатурой применяемых при ремонте лакокрасочных материалов и основными требовани­ями, предъявляемыми к ним, знать, какие компоненты входят в состав лакокрасочных материалов, назначение каждого компо­нента.

Будущий техник должен представлять структурное строе­ние многослойного лакокрасочного покрытия, знать технологию подготовки поверхности к окраске и способы нанесения.

Далее надо разобраться, какие лакокрасочные материалы относятся к основным и вспомогательным.

Изучая группу основных лакокрасочных материалов, сле­дует учесть, что их обязательным компонентом является пленкообразователь. Следует представлять, для чего он нужен и какие применяются пленкообразователи. В зависимости от вида пленкообразователя получают два типа красок. Студент должен знать их состав и для чего в них добавляются пигменты.

Следует остановиться на изучении вспомогательных лако­красочных материалов. Они предназначены для ускорения высы­хания слоев покрытий, их упрочнения, придания эластичности.

Маркировка лакокрасочных материалов в соответствии о ГОСТ 9825-73 осуществляется пятью группами буквенно-цифро­вых знаков:

- первая группа- наименование лакокрасочного материа­ла – «эмаль», «грунтовка», «шпатлевка»; - вторая группа, обозначаемая двумя группами, указы­вает тип основного пленкообразователя по химическому сос­таву.

Между первой и второй группой через дефис, ставят бук­венный индекс, обозначающий специфические свойства;

- третья группа, отделяемая от второй также через де­фис, определяет основное назначение лакокрасочного матери­ала: цифрами 1-9 маркируются обозначения эмалей; 0 - для грунтовок; 00 - применяется в обозначении шпаклевок;

- четвертая группа определяет порядковый номер, при­своенный данному лакокрасочному материалу, и обозначается одной, двумя или тремя цифрами;

- пятая группа обозначает цвет лакокрасочного матери­ала и дается полным словом.

Пример обозначения: «Эмаль-В-ПЭ-1179 красно-оранжевая», где:

I группа – «эмаль» - вид материала; В - водоразбавленная; П группа - ПЭ - полиэфирная ненасыщенная; Ш группа - I - атмосферостойкая;

IV группа - 179 - порядковый номер;

V группа - красно-оранжевая - цвет эмали.

Пример обозначения грунтовки: «Грунтовка ГФ-020 корич­невая», где:

I группа - грунтовка - вид материала;

П группа - ГФ - глифталевая;

Ш группа - 0 - грунтовка;

IV группа - 20 - порядковый номер;

V группа - коричневая - цвет.

Пример обозначения шпаклевки: «Шпатлевка-НЦ -007» крас­но-коричневая, где: I группа - шпаклевка - вид материала;

11 группа - НЦ -нитроцеллюлозная;

Ш группа - 00 - шпаклевка;

группа - 7 - порядковый номер;

У группа - красно-коричневая - цвет шпаклевки.

Далее следует изучить свойства масляных и эмалевых красок, дать их характеристику, рассмотреть их достоинства и недостатки.

Следует ознакомиться с наиболее важными показателями малярных свойств лаков и красок. К ним относятся вязкость, время высыхания, укрывистость, адгезия, прочность и твер­дость плёнки и др. Надо знать, как оцениваются прочностные показатели, как измеряется твердость покрытия, что характе­ризует укрывистость лакокрасочного материала, чем она изме­ряется.

В заключение надо ознакомиться с типами защитных мате­риалов, их назначением и применением.

Учащийся должен разобраться, что понимается под качеством ЛКМ и каким требованиям оно должно соответствовать. Далее следует изучить свойства масляных и эмалевых красок, дать их характеристику, рассмотреть их достоинства и недостатки.

Следует ознакомиться с наиболее важными показателями малярных свойств лаков и красок. К ним относятся вязкость, время высыхания, укрывистость, адгезия, прочность и твер­дость плёнки и др. Надо знать, как оцениваются прочностные показатели, как измеряется твердость покрытия, что характе­ризует укрывистость лакокрасочного материала, чем она изме­ряется.

В заключение надо ознакомиться с типами защитных мате­риалов, их назначением и применением.



Тема 10. Конструкционно-эксплуатационные материалы.

Следует ознакомиться с условиями хранения резиновых изделий (шин, шлангов, листовой резины) с учетом того, что даже при небольших нагрузках они теряют свою форму и изменяют размеры; знать, при каких температурах должны осущест­вляться хранение и эксплуатация этих изделий, армированной резины, какие эксплуатационные факторы оказывают влияние на срок службы шин.

Учащийся должен также знать технологию ремонта камор и покрышек, оборудование для ремонта и применяемые материалы.

Следует ознакомиться с условиями хранения резиновых изделий (шин, шлангов, листовой резины) с учетом того, что даже при небольших нагрузках они теряют свою форму и изменяют размеры; знать, при каких температурах должны осущест­вляться хранение и эксплуатация этих изделий, армированной резины, какие эксплуатационные факторы оказывают влияние на срок службы шин.

Студент должен также знать технологию ремонта камер и покрышек, оборудование для ремонта и применяемые материалы.

В узлах и агрегатах современных автомобилей использу­ется значительное

количество резиновых изделий. Учащиеся должны вспомнить наиболее ответственные резинотехнические изделия тормозной системы, рулевого управления и других узлов и агрегатов.

: Основным материалом при изготовлении резиновых изделий является каучук. Поэтому в первую очередь необходимо изучить свойства каучука.

При изучении способов получения каучука следует обратить внимание на свойства различных синтетических каучуков, кото­рые в настоящее время являются основным сырьем для производ­ства резины.

Для придания резине определенных свойств, необходимых для применения ее в различных эксплуатационных условиях, к каучуку добавляются примеси, называемые ингредиентами. Ка­чественное и количественное сочетание ингредиентов с различными типами и марками каучуков позволяют получить резину с различными заранее заданными свойствами. Поэтому необходимо разобраться, для чего предназначены те или иные ингредиенты и какие свойства они придают резине.

Каучук в смеси с ингредиентами представляет собой "сы­рую" резину. Для получения готовых резиновых изделий резино­вые смеси подвергаются процессу вулканизации. Необходимо хо­рошо уяснить сущность, назначение и условия проведения про­цесса вулканизации.

Четко уясните такие физико-механические свойства рези­ны, как прочность, эластичность, твердость, стойкость исти­ранию, и как они изменяются в зависимости от температуры и в процессе старения.

Рассмотренные свойства резины определяют требования к эксплуатации резинотехнических изделий, обеспечивающие на­дежность и нормативный ресурс их работы.



Тема 11. Безопасность труда и охрана окружающей среды при использовании автомобильных эксплуатационных материалов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1.Дайте понятие о химмотологии.

2. Назовите основные задачи, которые решает химмотология.

3. Раскройте сущность понятия «качество горюче-смазочных материалов».

4. Какие требования предъявляются к качеству горюче-смазочных материалов.

5. Охарактеризуйте элементный и групповой состав нефти.

6. Охарактеризуйте способы получения автомобильных топлив: прямая перегонка, каталитический крекинг, каталитический риформинг, гидрокрекинг.

7. Проанализируйте достоинства и недостатки различных способов получения топлив.

8. Какие эксплуатационные требования, предъявляются к качеству автомобильных бензинов.

9. Перечислите показатели качества бензинов.

10. Охарактеризуйте показатели бензинов: давление насыщенных паров, вязкость.

11. Охарактеризуйте показатели бензинов: плотность, поверхностное натяжение.

12. Дайте определение понятия фракционный состав бензинов.

13.Каково практическое применение фракционного состава бензинов.

14. Охарактеризуйте процесс сгорания бензинов.

15. В чем сущность нормального и детонационного сгорания бензинов.

16. Поясните, какова методика оценки детонационной стойкости бензинов.

17. Охарактеризуйте методы повышения октанового числа бензинов.

18. Дайте характеристику физической и химической стабильности бензинов.

19. Перечислите показатели стабильности бензинов. Как они определяются.

20. С чем связаны коррозийные свойства бензинов.

21. Как осуществляется обозначение бензинов, применяемых на современных автомобилях в соответствии с действующими ГОСТ и ТУ. Перечислите ассортимент.

22. Какие эксплуатационные требования предъявляются к качеству дизельных топлив.

23. Перечислите показатели качества ДТ.

24. В чем сущность низкозамерзающих свойств ДТ.

25. Сформулируйте как вязкость ДТ влияет на работу двигателя.

26. В чем сущность жесткой и мягкой работы дизельных двигателей.

27. Перечислите основные факторы, влияющие на жесткую работу двигателя.

27. Как осуществляется оценка жесткости работы дизельного двигателя.

28. Охарактеризуйте испаряемость и самовоспламеняемость дизельного топлива.

29. Назовите способы повышения самовоспламенения.

30. Какие соединения влияют на склонность ДТ к нагарообразованию.

31. С чем связано коррозионное действие дизельных топлив на металлы.

32. Проанализируйте влияние механических примесей и вода в ДТ на работу двигателя.

33. Перечислите марки ДТ по действующим стандартам и их применение.

34. Сформулируйте, в чем состоит техническая, экономическая и экологическая целесообразность использования газового топлива.

35. Сжиженные нефтяные газы: Назовите состав, марки и особенности применения сжиженных нефтяных газов.

36. В чем состоят достоинства и недостатки применения сжиженных нефтяных газов (СНГ).

37. Назовите состав, марки и особенности применения сжатых природных газов (СПГ):

38. Охарактеризуйте топлива, альтернативные получаемым из нефтепродуктов: синтетические спирты, газовые конденсаты, водород; общие сведения о них, достоинства и недостатки.

39. Перечислите функции моторных масел.

40. Краткие сведения о получении и химическом составе моторных масел.

41. Охарактеризуйте процесс трения при работе сопряженных деталей узлов и агрегатов.

42. Классифицируйте масла по способу получения и назначению.

43. Какие эксплуатационные требования предъявляются к качеству моторных масел.

44. Охарактеризуйте вязкостно-температурные свойства масел.

45. Перечислите показатели ВТХ.

46. В чем сущность смазочных, моющих, защитных, антикоррозионных, антипенных, антиокислительных свойств смазочных масел.

47. Охарактеризуйте показатели качества масла: щелочность, температура вспышки, зольность.

48. Каков состав загущенных масел, их достоинства.

49. Сформулируйте условия работы моторных масел в двигателях.

50. В чем сущность процесса старения масла в двигателе.

51. Назовите марки масел для карбюраторных и дизельных двигателей.

52. В чем состоят особенности работы трансмиссионных масел.

53. Дайте классификацию трансмиссионных масел.

54. Назовите состав трансмиссионных масел,

55. Охарактеризуйте основные эксплуатационные показатели: вязкостно-температурные, смазочные свойства трансмиссионных масел

56. Перечислите марки трансмиссионных масел, применяемые на подвижном составе автомобильного транспорта.

57. Достоинства синтетических масел перед маслами нефтяного происхождения.

58. Каково назначение пластичных смазок.

59 Дайте классификацию и структурный состав пластичных смазок

60. Какие требования предъявляются к качеству пластичных смазок.

61. Перечислите показатели качества пластичных смазок.

62. В чем сущность показателя температура каплепадения смазок и величина максимально допустимого нагрева смазки.

63. Перечислите показатели механических свойств пластичных смазок

64. Назовите ассортимент и характеристики основных пластичных смазок, применяемых при эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта.

65. Назовите марки и дайте характеристики термостойких и морозостойких пластичных смазок.

66 Дайте общие сведения о специальных жидкостях.

67. Охарактеризуйте воду, как охлаждающую жидкость.

68. Назовите состав, свойства, марки охлаждающих жидкостей.

69.Какие требования предъявляются к качеству охлаждающих жидкостей

70.Перечислите марки жидкостей для амортизаторов.

71. Назовите основные требования , предъявляемые к охлаждающим жидкостям.

72. Какие требования предъявляются к жидкостям для тормозных систем.

73. Дайте классификация и особенности применения жидкостей для тормозных систем.

74. Дайте понятие о рациональном использовании горюче-смазочных материалов (ГСМ).

75. Сформулируйте понятие нормы расхода автомобильного топлива: линейное, удельное и маршрутное нормирование.

76. Пути экономии топлива и организация контроля за качеством топлива и смазочных материалов.

77. Каков состав резины.

78. Каково назначение и характеристика свойств ингредиентов резины.

79. Охарактеризуйте назначение лакокрасочных материалов (ЛКМ).

80. Объясните способы получения, строение и классификацию ЛКМ.

81. Какие требования предъявляются к ЛКМ.

82. Назначение пленкообразователей в лакокрасочных материалах.

83. Дайте характеристику и назначение пигментов, пластификаторов и сиккативов в составе лакокрасочных материалов.

84 Какие основные компоненты входят в состав ЛКМ.

85. Как осуществляется маркировка ЛКМ и покрытий.

86. Масляные краски, нитроэмали и синтетические эмали: их состав, достоинства и недостатки, растворимость.

87. Каковы малярные качества красок и механические свойства ЛКП.

88. Охарактеризуйте мастики и материалы для ухода за ЛКП.

89. Каковы свойства резины, которые обуславливают ее применение в технике.

90. В чем сущность процесса вулканизации. Оборудование и материалы, применяемые при вулканизации.

91. Объясните, как используется резина при ремонте камер и покрышек.

92. Как производится изготовление резинотехнических деталей: сальников, манжет, уплотнений.

93. Охарактеризуйте физико-механические свойства резины.

94. Какие изменения качества резины происходят в зависимости от температуры и механических нагрузок.

95. Какие изменение качества резины происходят в в процессе старения.

96.Охарактеризуйте автомобильные эксплуатационные материалы по токсичности.

97. Проанализируйте, чем объясняется токсичность дизельного и газового топлива, масел, специальных жидкостей.

98. Дайте характеристику пожаро и взрывобезопасности топлив, технических жидкостей и ЛКМ.

99. Классифицируйте нефтепродуктов по степени огнеопасности.

100. Чем объясняется электризация топлива.

101. Какие основные мероприятия по охране природы, осуществляются в автопарках.



102. Назовите государственные стандарты по снижению загрязнения атмосферного воздуха токсичными выбросами отработавших газов автомобилей.

<предыдущая страница


Конспект лекций по дисциплине «Автомобильные эксплуатационные материалы»

Цель и содержание дисциплины, последовательность изло­жения тем, связь с дисциплинами по специальности. Значение дисциплины как одной из специальных дисциплин при подготов­ке техни

506.12kb.

15 12 2014
3 стр.


Автомобильные бензины

По дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов»

61.63kb.

15 10 2014
1 стр.


Конспект лекций по дисциплине «Конфекционирование материалов» предназначен для студентов среднего специального образования по специальностям 2808 (260903) «Моделирование и конструирование швейных изделий»

Конфекционирование материалов: Конспект лекций – Владивосток: Издательство вгуэс, 2004

718.37kb.

23 09 2014
4 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
1809.72kb.

14 09 2014
8 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине

Охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения)

834.9kb.

25 12 2014
5 стр.


Конспект лекций Москва 2004

Ю. А., Медовикова Н. Я., Рейх Н. Н. Оценивание погрешностей измерений: Конспект лекций. — М.: Асмс, 2004

546.04kb.

25 12 2014
3 стр.


Конспект лекций по дисциплине «сетевые технологии» (дополненная версия) для студентов специальности 050102 «Экономическая кибернетика»

Охватывает сеть и по масштабу производственного объединения

2515.35kb.

14 09 2014
13 стр.


Конспект лекций для студентов по дисциплине «Техническая эксплуатация зданий»

Специализация 02 "Строительство промышленных зданий и зданий транспортного назначения"

745.74kb.

18 12 2014
5 стр.