Перейти на главную страницу
Рациональное применение топливно-смазочных материалов (ТСМ) определяется эффективностью управления их расходом. Студент должен знать основную цель управления расходом ТСМ на автотранспорте, знать, что эта цель достигается, если осуществляются следующие функции управления:
-учет и контроль расхода ТСМ;
- контроль качества ТСМ;
- анализ эффективности использования ТСМ и выявление причин их перерасхода;
- разработка и осуществление мероприятий по экономии ТСМ и устранение причин их перерасхода при эксплуатации.
Ознакомившись с этими функциями, учащийся должен представлять суть факторов, влияющих на возможность управления расходом топлива (неуправляемые, консервативные и управляемые факторы). Кроме того, следует знать, что внедрение компьютерной техники позволит существенно снизить трудоемкость работ и повысить оперативность и эффективность управления.
Далее надо изучить сущность нормирования расхода ТСМ с учетом конкретных условий эксплуатации подвижного состава, показатели нормирования.
Нормы расхода топлива устанавливаются на пробег автомобиля и на транспортную работу, т.е. количество выполненных тонно-километров (линейные или индивидуальные нормы).
Например, для бортовых автомобилей и автопоездов нормы расхода топлива на каждые 100 т-км транспортной работы составляют:
- для карбюраторных автомобилей - 2 л;
- для дизельных автомобилей -1,3 л;
-для газобаллонных (на сжиженном газе) - 2,5 л.
В технических характеристиках автомобилей указываются нормы расхода топлива на 100 км пробега.
В общем виде расход топлива по линейным нормам определяется по формуле:
Q n- нормативный расход топлива, л;
L - пробег автомобиля или автопоезда, км;
K1 - норма расхода топлива на пробег, л/100 км;
К2 - норма расхода топлива на транспортную работу и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа,
К3 - норма расхода топлива на одну ездку с грузом, л/ездку;
Р - объем транспортной работы, т-км;
m - количество ездок с грузом;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка) к нормам, в долях единицы.
Надо рассмотреть условия, при которых производится корректировка норм расхода топлива.
Нормы расхода масел и смазок устанавливаются на каждые 100 л общего расхода топлива, рассчитанного по линейным нормам.
Например, на 100 л топлива полагается:
- моторных масел для автомобилей и автобусов с карбюраторными двигателями - 2,4 л;
- с дизельными двигателями - 3,2 л;
- трансмиссионных масел соответственно 0,3 и 0,4л;
- пластичных смазок - 0,2 и 0,3 кг.
Далее следует рассмотреть сущность второго метода управления расходом топлива - управление по удельному (групповому) расходу. Здесь надо представлять условия, с учетом которых разрабатываются эти нормы, и что определяется на их основании.
В конце изучения этой темы рекомендуется рассмотреть важную функцию системы управления расходом топлива - оперативный контроль фактического расхода и наличия ТСМ, ознакомиться с контролем за "движением" топлива и его текущим расходом, рассмотреть задачи группы учета ТСМ в автотранспортных предприятиях.
Одна из важнейших проблем автомобильного транспорта - экономное и рациональное использование топливно-смазочных материалов. Учащийся должен знать, что в данном случае понимается под экономией ТСМ. Особое внимание надо уделить мероприятиям, проводимым в АТП по правильному расходованию нефтепродуктов. Надо ознакомиться с основными организационно-техническими мероприятиями, которые в этом плане являются наиболее эффективными:
- рациональная организация перевозок пассажиров и грузов;
- контроль технического состояния автомобилей и двигателей;
- вождение автомобилей;
- организация заправочно-смазочных работ;
- транспортирование, приём, хранение и выдача нефтепродуктов.
Например, решающими факторами экономии ТСМ при перевозочном процессе являются: разработка рациональных маршрутов, графиков движения, исключение порожних пробегов, правильный подбор подвижного состава, максимальное использование грузоподъемности, механизация погрузочно-разгрузочных работ и т.д.
Расход топлива зависит от технической исправности автомобиля, правильности регулировки всех узлов и агрегатов, влияющих на топливную экономичность. Например, неправильная регулировка тормозов и ступиц колес увеличивает расход топлива на 10-20%, масел и смазок - на 30-50%. При неисправностях в системе зажигания (например, плохо работает свеча) расход топлива возрастает на I5-I8%.
Снижение расхода масла достигается поддержанием в технически исправном состоянии поршневой группы механизма газораспределения, что достигается своевременным диагностированием технического состояния двигателя и возможно более быстрым устранением неисправностей,
В целом изучение этой темы не вызывает затруднений и весь материал можно найти в рекомендуемой литературе.
Тема 9. Лакокрасочные материалы
Окраска автобусов и автомобилей определяет не только их внешний вид, но и является надежной защитой от коррозии, продлевая срок службы подвижного состава.
Учащийся должен быть знаком с номенклатурой применяемых при ремонте лакокрасочных материалов и основными требованиями, предъявляемыми к ним, знать, какие компоненты входят в состав лакокрасочных материалов, назначение каждого компонента.
Будущий техник должен представлять структурное строение многослойного лакокрасочного покрытия, знать технологию подготовки поверхности к окраске и способы нанесения.
Далее надо разобраться, какие лакокрасочные материалы относятся к основным и вспомогательным.
Изучая группу основных лакокрасочных материалов, следует учесть, что их обязательным компонентом является пленкообразователь. Следует представлять, для чего он нужен и какие применяются пленкообразователи. В зависимости от вида пленкообразователя получают два типа красок. Студент должен знать их состав и для чего в них добавляются пигменты.
Следует остановиться на изучении вспомогательных лакокрасочных материалов. Они предназначены для ускорения высыхания слоев покрытий, их упрочнения, придания эластичности.
Маркировка лакокрасочных материалов в соответствии о ГОСТ 9825-73 осуществляется пятью группами буквенно-цифровых знаков:
- первая группа- наименование лакокрасочного материала – «эмаль», «грунтовка», «шпатлевка»; - вторая группа, обозначаемая двумя группами, указывает тип основного пленкообразователя по химическому составу.
Между первой и второй группой через дефис, ставят буквенный индекс, обозначающий специфические свойства;
- третья группа, отделяемая от второй также через дефис, определяет основное назначение лакокрасочного материала: цифрами 1-9 маркируются обозначения эмалей; 0 - для грунтовок; 00 - применяется в обозначении шпаклевок;
- четвертая группа определяет порядковый номер, присвоенный данному лакокрасочному материалу, и обозначается одной, двумя или тремя цифрами;
- пятая группа обозначает цвет лакокрасочного материала и дается полным словом.
Пример обозначения: «Эмаль-В-ПЭ-1179 красно-оранжевая», где:
I группа – «эмаль» - вид материала; В - водоразбавленная; П группа - ПЭ - полиэфирная ненасыщенная; Ш группа - I - атмосферостойкая;
IV группа - 179 - порядковый номер;
V группа - красно-оранжевая - цвет эмали.
Пример обозначения грунтовки: «Грунтовка ГФ-020 коричневая», где:
I группа - грунтовка - вид материала;
П группа - ГФ - глифталевая;
Ш группа - 0 - грунтовка;
IV группа - 20 - порядковый номер;
V группа - коричневая - цвет.
Пример обозначения шпаклевки: «Шпатлевка-НЦ -007» красно-коричневая, где: I группа - шпаклевка - вид материала;
11 группа - НЦ -нитроцеллюлозная;
Ш группа - 00 - шпаклевка;
1У группа - 7 - порядковый номер;
У группа - красно-коричневая - цвет шпаклевки.
Далее следует изучить свойства масляных и эмалевых красок, дать их характеристику, рассмотреть их достоинства и недостатки.
Следует ознакомиться с наиболее важными показателями малярных свойств лаков и красок. К ним относятся вязкость, время высыхания, укрывистость, адгезия, прочность и твердость плёнки и др. Надо знать, как оцениваются прочностные показатели, как измеряется твердость покрытия, что характеризует укрывистость лакокрасочного материала, чем она измеряется.
В заключение надо ознакомиться с типами защитных материалов, их назначением и применением.
Учащийся должен разобраться, что понимается под качеством ЛКМ и каким требованиям оно должно соответствовать. Далее следует изучить свойства масляных и эмалевых красок, дать их характеристику, рассмотреть их достоинства и недостатки.
Следует ознакомиться с наиболее важными показателями малярных свойств лаков и красок. К ним относятся вязкость, время высыхания, укрывистость, адгезия, прочность и твердость плёнки и др. Надо знать, как оцениваются прочностные показатели, как измеряется твердость покрытия, что характеризует укрывистость лакокрасочного материала, чем она измеряется.
В заключение надо ознакомиться с типами защитных материалов, их назначением и применением.
Следует ознакомиться с условиями хранения резиновых изделий (шин, шлангов, листовой резины) с учетом того, что даже при небольших нагрузках они теряют свою форму и изменяют размеры; знать, при каких температурах должны осуществляться хранение и эксплуатация этих изделий, армированной резины, какие эксплуатационные факторы оказывают влияние на срок службы шин.
Учащийся должен также знать технологию ремонта камор и покрышек, оборудование для ремонта и применяемые материалы.
Следует ознакомиться с условиями хранения резиновых изделий (шин, шлангов, листовой резины) с учетом того, что даже при небольших нагрузках они теряют свою форму и изменяют размеры; знать, при каких температурах должны осуществляться хранение и эксплуатация этих изделий, армированной резины, какие эксплуатационные факторы оказывают влияние на срок службы шин.
Студент должен также знать технологию ремонта камер и покрышек, оборудование для ремонта и применяемые материалы.
В узлах и агрегатах современных автомобилей используется значительное
количество резиновых изделий. Учащиеся должны вспомнить наиболее ответственные резинотехнические изделия тормозной системы, рулевого управления и других узлов и агрегатов.
: Основным материалом при изготовлении резиновых изделий является каучук. Поэтому в первую очередь необходимо изучить свойства каучука.
При изучении способов получения каучука следует обратить внимание на свойства различных синтетических каучуков, которые в настоящее время являются основным сырьем для производства резины.
Для придания резине определенных свойств, необходимых для применения ее в различных эксплуатационных условиях, к каучуку добавляются примеси, называемые ингредиентами. Качественное и количественное сочетание ингредиентов с различными типами и марками каучуков позволяют получить резину с различными заранее заданными свойствами. Поэтому необходимо разобраться, для чего предназначены те или иные ингредиенты и какие свойства они придают резине.
Каучук в смеси с ингредиентами представляет собой "сырую" резину. Для получения готовых резиновых изделий резиновые смеси подвергаются процессу вулканизации. Необходимо хорошо уяснить сущность, назначение и условия проведения процесса вулканизации.
Четко уясните такие физико-механические свойства резины, как прочность, эластичность, твердость, стойкость истиранию, и как они изменяются в зависимости от температуры и в процессе старения.
Рассмотренные свойства резины определяют требования к эксплуатации резинотехнических изделий, обеспечивающие надежность и нормативный ресурс их работы.
2. Назовите основные задачи, которые решает химмотология.
3. Раскройте сущность понятия «качество горюче-смазочных материалов».
4. Какие требования предъявляются к качеству горюче-смазочных материалов.
5. Охарактеризуйте элементный и групповой состав нефти.
6. Охарактеризуйте способы получения автомобильных топлив: прямая перегонка, каталитический крекинг, каталитический риформинг, гидрокрекинг.
7. Проанализируйте достоинства и недостатки различных способов получения топлив.
8. Какие эксплуатационные требования, предъявляются к качеству автомобильных бензинов.
9. Перечислите показатели качества бензинов.
10. Охарактеризуйте показатели бензинов: давление насыщенных паров, вязкость.
11. Охарактеризуйте показатели бензинов: плотность, поверхностное натяжение.
12. Дайте определение понятия фракционный состав бензинов.
13.Каково практическое применение фракционного состава бензинов.
14. Охарактеризуйте процесс сгорания бензинов.
15. В чем сущность нормального и детонационного сгорания бензинов.
16. Поясните, какова методика оценки детонационной стойкости бензинов.
17. Охарактеризуйте методы повышения октанового числа бензинов.
18. Дайте характеристику физической и химической стабильности бензинов.
19. Перечислите показатели стабильности бензинов. Как они определяются.
20. С чем связаны коррозийные свойства бензинов.
21. Как осуществляется обозначение бензинов, применяемых на современных автомобилях в соответствии с действующими ГОСТ и ТУ. Перечислите ассортимент.
22. Какие эксплуатационные требования предъявляются к качеству дизельных топлив.
23. Перечислите показатели качества ДТ.
24. В чем сущность низкозамерзающих свойств ДТ.
25. Сформулируйте как вязкость ДТ влияет на работу двигателя.
26. В чем сущность жесткой и мягкой работы дизельных двигателей.
27. Перечислите основные факторы, влияющие на жесткую работу двигателя.
27. Как осуществляется оценка жесткости работы дизельного двигателя.
28. Охарактеризуйте испаряемость и самовоспламеняемость дизельного топлива.
29. Назовите способы повышения самовоспламенения.
30. Какие соединения влияют на склонность ДТ к нагарообразованию.
31. С чем связано коррозионное действие дизельных топлив на металлы.
32. Проанализируйте влияние механических примесей и вода в ДТ на работу двигателя.
33. Перечислите марки ДТ по действующим стандартам и их применение.
34. Сформулируйте, в чем состоит техническая, экономическая и экологическая целесообразность использования газового топлива.
35. Сжиженные нефтяные газы: Назовите состав, марки и особенности применения сжиженных нефтяных газов.
36. В чем состоят достоинства и недостатки применения сжиженных нефтяных газов (СНГ).
37. Назовите состав, марки и особенности применения сжатых природных газов (СПГ):
38. Охарактеризуйте топлива, альтернативные получаемым из нефтепродуктов: синтетические спирты, газовые конденсаты, водород; общие сведения о них, достоинства и недостатки.
39. Перечислите функции моторных масел.
40. Краткие сведения о получении и химическом составе моторных масел.
41. Охарактеризуйте процесс трения при работе сопряженных деталей узлов и агрегатов.
42. Классифицируйте масла по способу получения и назначению.
43. Какие эксплуатационные требования предъявляются к качеству моторных масел.
44. Охарактеризуйте вязкостно-температурные свойства масел.
45. Перечислите показатели ВТХ.
46. В чем сущность смазочных, моющих, защитных, антикоррозионных, антипенных, антиокислительных свойств смазочных масел.
47. Охарактеризуйте показатели качества масла: щелочность, температура вспышки, зольность.
48. Каков состав загущенных масел, их достоинства.
49. Сформулируйте условия работы моторных масел в двигателях.
50. В чем сущность процесса старения масла в двигателе.
51. Назовите марки масел для карбюраторных и дизельных двигателей.
52. В чем состоят особенности работы трансмиссионных масел.
53. Дайте классификацию трансмиссионных масел.
54. Назовите состав трансмиссионных масел,
55. Охарактеризуйте основные эксплуатационные показатели: вязкостно-температурные, смазочные свойства трансмиссионных масел
56. Перечислите марки трансмиссионных масел, применяемые на подвижном составе автомобильного транспорта.
57. Достоинства синтетических масел перед маслами нефтяного происхождения.
58. Каково назначение пластичных смазок.
59 Дайте классификацию и структурный состав пластичных смазок
60. Какие требования предъявляются к качеству пластичных смазок.
61. Перечислите показатели качества пластичных смазок.
62. В чем сущность показателя температура каплепадения смазок и величина максимально допустимого нагрева смазки.
63. Перечислите показатели механических свойств пластичных смазок
64. Назовите ассортимент и характеристики основных пластичных смазок, применяемых при эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта.
65. Назовите марки и дайте характеристики термостойких и морозостойких пластичных смазок.
66 Дайте общие сведения о специальных жидкостях.
67. Охарактеризуйте воду, как охлаждающую жидкость.
68. Назовите состав, свойства, марки охлаждающих жидкостей.
69.Какие требования предъявляются к качеству охлаждающих жидкостей
70.Перечислите марки жидкостей для амортизаторов.
71. Назовите основные требования , предъявляемые к охлаждающим жидкостям.
72. Какие требования предъявляются к жидкостям для тормозных систем.
73. Дайте классификация и особенности применения жидкостей для тормозных систем.
74. Дайте понятие о рациональном использовании горюче-смазочных материалов (ГСМ).
75. Сформулируйте понятие нормы расхода автомобильного топлива: линейное, удельное и маршрутное нормирование.
76. Пути экономии топлива и организация контроля за качеством топлива и смазочных материалов.
77. Каков состав резины.
78. Каково назначение и характеристика свойств ингредиентов резины.
79. Охарактеризуйте назначение лакокрасочных материалов (ЛКМ).
80. Объясните способы получения, строение и классификацию ЛКМ.
81. Какие требования предъявляются к ЛКМ.
82. Назначение пленкообразователей в лакокрасочных материалах.
83. Дайте характеристику и назначение пигментов, пластификаторов и сиккативов в составе лакокрасочных материалов.
84 Какие основные компоненты входят в состав ЛКМ.
85. Как осуществляется маркировка ЛКМ и покрытий.
86. Масляные краски, нитроэмали и синтетические эмали: их состав, достоинства и недостатки, растворимость.
87. Каковы малярные качества красок и механические свойства ЛКП.
88. Охарактеризуйте мастики и материалы для ухода за ЛКП.
89. Каковы свойства резины, которые обуславливают ее применение в технике.
90. В чем сущность процесса вулканизации. Оборудование и материалы, применяемые при вулканизации.
91. Объясните, как используется резина при ремонте камер и покрышек.
92. Как производится изготовление резинотехнических деталей: сальников, манжет, уплотнений.
93. Охарактеризуйте физико-механические свойства резины.
94. Какие изменения качества резины происходят в зависимости от температуры и механических нагрузок.
95. Какие изменение качества резины происходят в в процессе старения.
96.Охарактеризуйте автомобильные эксплуатационные материалы по токсичности.
97. Проанализируйте, чем объясняется токсичность дизельного и газового топлива, масел, специальных жидкостей.
98. Дайте характеристику пожаро и взрывобезопасности топлив, технических жидкостей и ЛКМ.
99. Классифицируйте нефтепродуктов по степени огнеопасности.
100. Чем объясняется электризация топлива.
101. Какие основные мероприятия по охране природы, осуществляются в автопарках.
Цель и содержание дисциплины, последовательность изложения тем, связь с дисциплинами по специальности. Значение дисциплины как одной из специальных дисциплин при подготовке техни
15 12 2014
3 стр.
По дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов»
15 10 2014
1 стр.
Конфекционирование материалов: Конспект лекций – Владивосток: Издательство вгуэс, 2004
23 09 2014
4 стр.
14 09 2014
8 стр.
Охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения)
25 12 2014
5 стр.
Ю. А., Медовикова Н. Я., Рейх Н. Н. Оценивание погрешностей измерений: Конспект лекций. — М.: Асмс, 2004
25 12 2014
3 стр.
Охватывает сеть и по масштабу производственного объединения
14 09 2014
13 стр.
Специализация 02 "Строительство промышленных зданий и зданий транспортного назначения"
18 12 2014
5 стр.