Перейти на главную страницу
Современные автотранспортные средства являются основными потребителями нефти и нефтепродуктов. В настоящее время 75% бензина и 25% дизельного топлива, производимых в России, потребляются автомобильным транспортом.
Учащийся должен разобраться в положительных и отрицательных аспектах применения указанных выше видов топлива, учитывая экологическую и экономическую сторону.
Возникающая нехватка нефтяного топлива будет покрываться за счёт альтернативных топлив, объём производства и применения которых будет в это время непрерывно расти. Этому будет способствовать увеличение затрат на добычу нефти, т.к. 4I% разведанных запасов нефти уже извлечены, а новые месторождения находятся в труднодоступных местах и требуют больших затрат на разработку
В связи с этим ученые развитых стран прогнозируют постепенную замену нефтяного топлива на альтернативные, в качестве которых будут использоваться природные горючие газы, добываемые из газовых и нефтяных месторождений, а также промышленные газы, получаемые при переработке нефти, нефтяных газов и твердых горючих ископаемых.
При изучении материала темы полезно вспомнить устройство и работу газобаллонных установок на газобаллонных автомобилях. Далее надо рассмотреть преимущества применения газообразных топлив, а также отметить существующие недостатки этого применения.
Газовое топливо, применяемое для автомобилей, находится в сжиженном или сжатом состоянии. Надо ознакомиться с показателями, характеризующими состояние газов. В частности, для автомобилей, работающих на сжиженном газе, ГОСТ 20448-80 предусматривает выпуск двух марок газов: СПВТз (смесь пропана и бутана техническая зимняя) и СПБТл (смесь пропана и бутана техническая летняя). По вышеуказанному ГОСТ надо ознакомиться с основными показателями газов этих марок. Следует отметить, что ГОСТ 27578-87 предусматривает применение ещё двух видов сжиженных тазов: ПА - пропан автомобильный и ПБА - пропан-бутан автомобильный. Надо знать область применения газов как топлив в зависимости от климатических районов.
Далее надо изучить компонентный состав и показатели качества сжатого природного газа (СПГ), в соответствии с ТУ 51-166-83, отметить его недостатки и достоинства.
К группе альтернативных, можно отнести газоконденсаторные топлива. Полезно иметь представление об этом топливе.
Во многих странах находят применение синтезированные из каменного и бурого угля спиртовые топлива: метанол и этанол. Надо разобраться в условиях применения этих топлив в двигателях внутреннего сгорания, исходя из их физических свойств как в смеси с бензином, так и в чистом виде.
Привлекает к себе внимание проблема использования водорода в качестве топлива. Сложность её решения заключается в обеспечении необходимого запаса топлива на борту автомобиля и его полной пожаро- и взрывобезопасности. Следует ознакомиться с наиболее эффективными добавками к современным автобензинам, например, метилтретичнобутиловый эфир (ИБЭ).
С видом на перспективу экономии бензина ведутся работы по применению воды в качества компонента топлива. Однако механизм действия воды на процесс сгорания изучен не полностью.
В заключение изучения темы полезно будет иметь представление о использовании водно-бензиновой эмульсии (ВБЭ) и водотопливных эмульсий (ВТЭ) в дизелях.
Тема 5. Автомобильные смазочные масла
Раздел является одним из важнейших разделов курса.
Изучение данной темы рекомендуется начать с рассмотрения конкретного назначения смазочных материалов и определения общих требований, которые должны к ним предъявляться.
Одним из основных назначений масла в узлах и агрегатах современного автомобиля является уменьшение износа сопрягаемых деталей и потерь на трение, что в конечном итоге повышает экономичность автомобиля. Следует знать, что величина потерь на трение зависит от характера трения. Необходимо разбираться в существующих видах трения и представлять, что применение масел, обеспечивающих жидкостное и частично граничное трение деталей, решает задачу увеличения межремонтных пробегов и снижение затрат на ремонт, что снижает себестоимость эксплуатации автомобилей.
Далее следует уяснить, что масла, как и топлива, производятся на базе продуктов переработки нефти. Надо знать способы и условия производства масел и основные технико-эксплуатационные требования, которые к ним предъявляются. Следует знать, что эти общие требования конкретизируются в зависимости от узлов, где масло применяется. Надо знать классификацию масел по назначению.
Далее надо ознакомиться со свойствами, определяющими эксплуатационные качества масел. Наиболее важными из них являются вязкостно-температурные свойства.
Следует знать суть понятия вязкость при рабочей температуре. Что она означает, единицы измерения, а также, что от величины вязкости зависит износ трущихся деталей и потери энергии на трение. Надо знать, что изменение вязкости от температуры выражается графически вязкостно - температурными характеристиками (кривыми). Изменение степени вязкости от температуры определяется условным показателем - индексом вязкости. Следует представлять его физическую сущность и способы определения.
Рекомендуется ознакомиться с условиями работы масла в автомобильных двигателях и в зависимости от этих условий выделить три основных зоны (высокотемпературную, среднетемпературную , низкотемпературную), дать им характеристики, пояснив, какие изменения происходят с маслом в каждой зоне.
Совокупность изменений свойств масла при работе в двигателе называется старением масла. Надо разобраться в фактоpax, влияющих на этот процесс, в количественных и качественных изменениях, происходящих при старении в каждой температурной зоне.
При дальнейшем изучении эксплуатационных свойств масел следует остановиться на их вязкостных показателях. Выяснить, что внешне характеризует вязкость масла и как это проявляется. Следует знать, что характеризуют вязкостно-температурные свойства масел, их графическую интерпретацию, понимать сущность безразмерной величины "индекс вязкости".
При изучении смазочных свойств масел надо знать, что они являются обобщением ряда их свойств, влияющих на процессы трения и износа трущихся деталей. Надо знать характеристику антифрикционных, противоизносных и противозадирных смазочных свойств. Особо следует разобраться в смазывающей способности масел при граничной смазке.
Далее следует разобраться, в чём сущность антиокислительных свойств масел, в чём выражаются моющие свойства масел и как они оцениваются, чем опасно вспененное состояние масла для работы двигателя.
При эксплуатации автомобильных двигателей возникают проблемы защиты их систем и механизмов от коррозии. Надо разобраться с проявляющейся здесь двоякой ролью масла, отметив, воздействием на металлы, а также выяснить, в чём проявляется суть защитных свойств масел.
Для улучшения эксплуатационных свойств масел к базовым маслам добавляют специальные присадки. Надо иметь понятие о вязкостных и депрессорных присадках, знать механизм действия моющих и антиокислительных присадок. Знать назначение противоизносных и противозадирных присадок, а также знать, что представляют из себя многофункциональные присадки и их характеристики.
Для практического применения моторных масел необходимо разобраться в их классификации и обозначении по ГОСТ 17479.I--85 "Обозначение нефтепродуктов. Масла моторные".
Система обозначения включает три группы знаков: первая - буква М; вторая - цифры, характеризующие класс кинематической вязкости при 100°С; третья - прописные буквы В, Г, Д, обозначающие группу эксплуатационных свойств. Цифровые индексы при них (I или 2) соответственно относятся к маслам карбюраторных и дизельных двигателей.
Необходимо знать марки масел, применяемых в зимних или летних условиях, а также всесезонно. Причем для всесезонных загущенных масел в знаменателе дробного обозначения класса вязкости указывается вязкость при 100°С, а в числителе - при -18°С.
Далее надо разобраться, как в зависимости от степени форсирования двигателя подбираются масла по эксплуатационным свойствам.
Для практической деятельности надо представлять какие масла применяются в современных автомобилях.
Примеры обозначений моторных масел по (по ГОСТ 17479.1-85):
М8В1, где М - моторное,
8 - класс вязкости (вязкость 8 мм2/с при 100°С),
В1 - масло для среднефорсированных карбюраторных двигателей.
M43/8-B2-Г1, где
4з/8 - класс вязкости,
з - масло содержит загущающие присадки,
B2,Г1- масло используется как в среднефорсированных дизелях (В2), так и в высокофорсированных карбюраторных двигателях (Г1),
Если индекс при последней букве отсутствует, значит масло применяется как в карбюраторных, так и в дизельных двигателях.(M8-B).
В США и странах Европы обозначения масел для двигателей включают в себя класс вязкости и область применения.
Градация масел по вязкости производится по классификации SАE J ЗО0е, разработанной Обществом американских инженеров (Society of Automotive
Еngeneers).
По условиям и областям применения оценка качества идет по системе API, предложенной Американским нефтяным институтом (American Реtro eum Institute).
По классификации вязкости SАE J ЗООе масла подразделяются и маркируются следующим образом:
- летние - цифрами 20,30,40,50 (цифра означает вязкость в секундах Сейболта. при 8,90С);
- зимние - 10W, 15 W, 20W, 25W ( W - первая буква от слова Winter (зима);
- всесезонные (загущенные) имеет двойную нумерацию, например, 10W -50, что означает, что масло при -17,8°С соответствует по вязкости SAЕ Ј - 10, а при 98,9°С - 50.
По классификации АРI моторные масла делятся на две категории:
S - категория "сервис" (преимущественно для масел карбюраторных двигателей легковых автомобилей, работающих в сфере обслуживания)
С - коммерческая категория ( для масел дизельных двигателей тягачей, дорожно-строительных машин, осуществляющих коммерческие перевозки ).
В каждой категории масла уровень эксплуатационных свойств в зависимости от условий работы подразделяется на классы, имеющие маркировку латинскими буквами А, В, С, D , Е, F, G. Поэтому обозначение области применения осуществляется двумя буквами, указывающими категорию и класс масел, например: SЕ - для карбюраторных двигателей, работающих в условиях эксплуатации средней напряженности; СD - для дизельных двигателей, работающих в напряженных условиях.
Универсальные масла, относящиеся к обеим категориям классификации, имеют маркировку двух классов разных категорий, например SЕ/СD.
Надо уметь ориентироваться в обозначениях масел отечественной и зарубежной классификации, т.к. это необходимо для правильного подбора масла для двигателя. На пример, масло М6з/12Г1 по зарубежной классификации будет иметь обозначение: вязкость - 20W-30 (SAЕ); по условиям работы - SЕ (API).
Для изучения показателей масел для карбюраторных двигателей следует использовать ГОСТ 10541-78 и ТУ 38.101048-85. С показателями для дизельных двигателей можно ознакомиться по ГОСТ 8581-78. А универсальные масла (для дизелей и карбюраторных двигателей) можно найти в ГОСТ 10541-78.
еобходимо знать, что представленные в ГОСТ показатели (вязкость, индекс вязкости) характеризуют не только эксплуатационные свойства масел, но и свойства масел, влияющие на коррозионный износ деталей (щелочное число, сера). Присутствие каких продуктов в масле вызывает интенсивную коррозию деталей кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения. Разберитесь в сущности щелочного числа, что оно определяет.
Для полной характеристики смазочного масла в стандартах и технических условиях приводятся некоторые другие контрольные показатели (зольность, содержание механических примесей, воды, серы, температура вспышки). Изучите характеристики каждого показателя и их влияние на работу масла в двигателе.
Новые конструкции современных двигателей предъявляют всё более высокие требования к качеству масел. Нефтяные масла всегда полностью отвечают этим требованиям. Поэтому всё чаща применяются синтетические масла, полученные на основе сложных эфиров.
Будущий техник должен представлять свойства этих масел, знать их вязкостно-температурные характеристики; уметь применять их на отечественных двигателях. Здесь следует руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя двигателя. Однако замену отечественного масла на зарубежное завод-изготовитель двигателей может дать только после соответствующих испытаний.
Например, для автомобилей BA3-2I063 можно применять масло
" Havoline" класса вязкости SAE – 10W/30, по условиям и области применения API – SC/CD. Для автомобилей M-2I4I2 можно применять масло для двигателя
« Havoline-Х» - класс вязкости SAE - I0W/40, по условиям и областям применения API -SF/CЕ, а также масло, изготовленное на Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе - I0W/40, SF/CE .
В результате изучения темы студент должен знать ассортимент моторных масел, применяемых в двигателях современных отечественных автомобилей и уметь применять эти знания на практике.
Приступая к изучению трансмиссионных масел, учащемуся полезно вспомнить устройство агрегатов и узлов, входящих в трансмиссию автомобиля, принцип работы механической и гидравлической трансмиссий, нагрузки, возникающие в зубчатых и червячных зацеплениях. Это поможет рассмотреть специфические особенности работы трансмиссионных масел, проявляющиеся в их способности создавать масляную пленку на зубьях шестерен и в местах контакта, где развиваются высокие удельные давления. Определить быть введены дополнительные антиокислительные, моющие, депрессорные, противопенные, диспергирующие и ряд других химически активных присадок, которые, взаимодействуя с металлом, образуют пленки хлоридов, сульфидов или фосфидов железа. Эти пленки плавятся при более низких температурах, чем металлы, и поэтому предохраняют трущиеся детали от закусывания в точках контакта, уменьшая износ.
С ассортиментом трансмиссионных масел учащийся должен ознакомиться по ГОСТ 17479.2-85 "Масла моторные, трансмиссионные и жидкости гидравлические".
Трансмиссионные масла классифицируются по вязкости (классы вязкости) и по уровню эксплуатационных свойств (группы).
Обозначение трансмиссионных масел состоит из 3-х групп знаков:
- первая группа обозначается буквами ТМ;
- вторая группа знаков обозначается цифрами и характеризует принадлежность к группе масел по эксплуатационные свойствам;
- третья обозначается цифрами и характеризует класс вязкости, например,
ТМ-5-9, где ТМ - трансмиссионное масло, 5 - масло по условиям эксплуатации имеет противозадирные и многофункциональные присадки, 9 - класс вязкости.
Кроме указанного ГОСТ, масло маркируется еще по старой действующей документации.
Учащийся должен это знать и представлять соответствие в обозначении масел по новой и старой документации, кроме этого следует ознакомиться и с обозначениями этих масел по зарубежной классификации.
В маркировке трансмиссионных масел по нормативно-технической документации буквы и цифры обозначают следующее:
Т - масло трансмиссионное,
А - автомобильное,
Д - долгоработающее,
С - получено из сернистых нефтей,
П - масло содержит присадку,
К - масло для автомобилей КамАЗ.
Цифра показывает кинематическую вязкость.
Международная классификация трансмиссионных масел аналогична вышерассмотренной классификации моторных масел.
Классификация API делит масла на 6 групп от GL - 1 до GL - 6.
Например, масла группы GL -4 предназначены для коробок передач с механическим управлением редукторов со спирально-коническими или гипоидными главными передачами, GL -5 -для работы в более жестких условиях.
Группа масел GL - 6 имеет то же применение, но обладает улучшенными противозадирными свойствами и повышенной долговечностью.
Таким образом, в соответствии со сказанным, отечественное масло
ТАД-17И будет иметь маркировку TM5-I8 по ГОСТ I7479-85 и по международной классификации обозначение SАЕ 85W-90, API GL-5.
А новое масло ТМ-5-9п, применение которого позволило увеличить надежность и долговечность коробок передач переднеприводных автомобилей, по SAЕ можно отнести к классу 80W - 90, а по API - к группам GL -4 и GL -5.
Необходимо ознакомиться с маслами для гидротрансформаторов и автоматических коробок передач, маслами, применяемыми в рулевых приводах с гидроусилителем и гидрообъемных передачах.
В завершение изучения темы следует рассмотреть номенклатуру этих масел в соответствии с ГОСТ 17479.3-85.
Тема 6. Пластичные смазки
Изучая эту тему, необходимо разобраться, в каких узлах и агрегатах применяются пластичные смазки. Полезно вспомнить конструкции этих узлов, в частности узлов трения и качения, герметизация которых недостаточна и возможно попадание воды, механических примесей и т.д.
Следует ознакомиться с особенностью свойств пластичных смазок, по которым они напоминают как жидкие, так и твердые тела. Особенности их строения, понять, как образуется структура этих смазок на основе трехкомпонентной коллоидной системы; знать, что представляют собой эти компоненты; рассмотреть процесс приготовления смазок.
Учащийся должен знать, по каким основным признакам классифицируются смазки, как они различаются по типу загустителя, функциональному назначению.
Далее следует, по аналогии с маслами, изучить эксплуатационные свойства пластичных смазок:
- вязкостно-температурные;
- прочностно-температурные;
- смазочные и коррозионные (защитные);
- стабильность, водостойкость.
Необходимо знать, что характеризует температура каплепадения, в чём сущность коллоидной и химической стабильности. Надо иметь представление об их механических свойствах, знать их основные показатели. Особенно тщательно следует разобраться в физической сущности предела прочности и эффективной вязкости. Как к любому нефтепродукту, к качеству пластичных смазок предъявляются требования минимального коррозионного воздействия на металлы.
Будущий техник должен изучить основные свойства пластичных смазок по действующим ГОСТ и ТУ, а также области применения смазок для узлов и деталей в зависимости от различных условий эксплуатации.
В последнее время в узлах автомобилей находят применение многоцелевые литиевые смазки «Литол-24», «Фиол-I»), а также специальные автомобильные смазки на литиевой (ЛСЦ-15, ШРУС-4, «Фиол-2», «Фиол-2у») и на бариевой (ШРБ-4) основе. По большинству показателей они превосходят старые смазки (солидолы, I-I3, ЦИАТИМ-201). Наибольшим их достоинством является широкий температурный интервал, работоспособность при температуре до 120-130°С и высокая механическая стабильность. Последнее свойство особенно важно для герметизированных узлов, в частности для подшипников скольжения и шарнирных соединений, т.е. для таких узлов, в которых вся смазка подвергается деформации. Например, из-за низкой механи -ческой стабильности смазка «Солидол С» в процессе эксплуатации разупрочняется и вытекает из узлов, в то время как «Литол-24» сохраняет свои свойства, удерживается в узле и обеспечивает длительную работу подшипников качения и скольжения без смены и пополнения смазки. Смазка ШРБ-4 применяется для шаровых шарниров и наконечников тяг рулевой трапеции. А для шарниров привода передних колес, подшипников сцепления, телескопических стоек - смазка ШРУС-4, равноценной замены которой пока нет.
В заключение полезно разобраться во взаимозаменяемости некоторых отечественных и импортных смазок .
Тема 7. Автомобильные специальные жидкости
Эффективность и надежность работы двигателя в оптимальном тепловом режиме (9О°0) в значительной степени зависит от качества жидкостей, применяемых в системе охлаждения. Охлаждающая жидкость контактирует с разнообразными конструктивными, материалами: детали - двигателей; и агрегаты системы охлаждения (радиаторы водяные насосы и др.) изготовляются из чёрных и цветных металлов и их сплавов (алюминий, медь, латунь и др.); в системе охлаждения используются также резиновые соединения и уплотнительные детали.
Чтобы полностью соответствовать своему назначению охлаждающая жидкость должна иметь высокую температуру кипения и низкую температуру замерзания, определенную вязкость, минимальную склонность к образованию накипи и коррозии деталей двигателя.
В первую очередь следует ознакомиться со свойствами наиболее распространенной охлаждающей жидкости - воды.
Учащийся должен знать природу образования накипи, иметь представление о жёсткости воды и единицах её измерения, уметь применять природную воду из различных источников. Надо разобраться, как предупреждать и снижать накипеобразование, что позволит предотвратить потерю мощности двигателя и снизить расход топлива.
Недостатки воды как охлаждающей жидкости (высокая температура замерзания, низкая температура кипения, коррозия металлов) вызвали широкое применение низкозамерзающих охлаждающих жидкостей антифризов выполненных на основе водных растворов двухатомного спирта CH2OH-CH2ОH с температурой кипения 197°. Надлежит знать положительные и отрицательные качества антифризов по сравнению с водой (антикоррозионные свойства, агрессивность к резине и др.). Следует иметь понятие о новом поколении антифризов, известных под названием "Тосол",
Низкозамерзающие охлаждающие жидкости (НОЖ) изготовляются по ГОСТ 28084-89, техническим условиям и регламентам. В частности, по ТУ 6-02-751-86 выпускаются охлаждающие жидкости «Тосол» марок А (концентрат), А-40 и А-65, В последние годы отечественной промышленностью широко применяются НОЖ «Лена» (ТУ 113-07-02-88) марок А (концентрат), А-40 и А-65. По ТУ 6-01-17-30-85 - жидкости 0Ж-25ПГ с температурой начала кристаллизации - 25°С.
В состав охлаждающих жидкостей добавляют антикоррозионные присадки, защищающие от коррозии всех металлов.
Следует отметить характеристику новой НОЖ «Арктика-45», которая практически полностью решает экологическую проблему. В отличие от других жидкостей она не содержит ядовитого этиленгликоля, а состоит из раствора относительно безвредных солей.
Основные характеристики НОЖ «Арктика-45»:
- температура кристаллизации не выше - 45°;
- коэффициент температурного расширения в три раза меньше по сравнению с «Тосолом»;
- негорюча и взрывобезопасна;
- не разъедает краску;
- не нужно заменять после сроков, оговоренных для этиленгликолевых НОЖ;
- по теплопроводности и теплоёмкости на 15-20% превосходит другие известные НОЖ;
- растворяет ранее образовавшуюся накипь и отложения коррозии.
Начиная изучать амортизаторные жидкости, следует вспомнить принцип гашения колебаний в телескопическом амортизаторе, где рабочим телом служат маловязкие жидкости, обычно на нефтяной основе. К вязкостно-температурным свойствам амортизаторных жидкостей предъявляются особенно жесткие требования. Для обеспечения плавной работы амортизаторов вязкость жидкости должна быть не менее 10-15 сСт при температуре 50°С и не более 200-250 сСт при 0°С. Особые требования предъявляются к вязкости этих жидкостей при отрицательных температурах: их температура застывания должна быть в пределах -40°С.
Необходимо представлять, как изменится работа амортизатора при отклонении вязкости от указанных значений.
Надо знать, почему амортизаторные жидкости должны иметь высокую стабильность против окисления, испаряемости, совмещаться с конструкционными материалами, особенно резиновыми уплотнителями, не вызывая их набухания, усадки и других изменений резиновых деталей, приводящих к нарушению герметичности уплотнений и преждевременному выходу их из строя.
Следует разобраться в важности хороших смазывающих свойств этих жидкостей, малой склонности их к ценообразованию, рассмотреть присадки, вводимые в жидкости для улучшения их показателей.
Наибольшее распространение получили АЖ-12Т (ГОСТ. 23008--78), AЖ-I6A, МГП-10 (ОСТ 38-154-74). Например, основой жидкости АЖ-12Т является трансформаторное масло, загущенное кремнийорганической этилполисилоксановой жидкостью с добавлением присадок, В состав жидкости МГП-10 входит минеральное масло с пакетом присадок.
При изучении тормозных жидкостей студент должен знать их назначение в тормозной системе, условия работы.
Останавливаясь на основных эксплуатационных требованиях к тормозным жидкостям, особое внимание следует уделить показателю «температура кипения», отметив его влияние на надёжность тормозов.
К тормозным жидкостям предъявляются требования по вязкостно-температурным и смазывающим свойствам, химической стабильности, агрессивности к металлическим и резиновым деталям, которые аналогичны требованиям, предъявляемым к амортизаторным жидкостям.
Жидкости «Томь», «Нева», «Роса» имеют гликолевую основу, жидкость БСК представляет смесь 60% бутилового спирта и 50% касторового масла. Существенный недостаток этой жидкости - выпадание касторового масла в виде кристаллов при понижении температуры. Поэтому не рекомендуется применять спиртокасторовые жидкости при температуре ниже -20°С. Нельзя смешивать тормозные жидкости, изготовленные на различных основах, т.к. это может привести к их расслоению и потере эксплуатационных свойств.
Далее следует остановиться на жидкостях, применяемых в гидравлических подъемниках самосвалов, опрокидывающих устройств, домкратов, подъемных механизмов, гидроусилителей рулевых управлений. Например, индустриальные масла И-12А, И-20А применяются в гидроприводах подъемных механизмов, масло марки Р - в гидравлической системе гидроусилителей.
В заключение следует рассмотреть промывочные и очистительные жидкости. Например, при промывке двигателя при смене масла применяется промывочное масло ВНИИ-НП-ФД; для стеклоомывателя используется жидкость НИНХ-4.
Цель и содержание дисциплины, последовательность изложения тем, связь с дисциплинами по специальности. Значение дисциплины как одной из специальных дисциплин при подготовке техни
15 12 2014
3 стр.
По дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов»
15 10 2014
1 стр.
Конфекционирование материалов: Конспект лекций – Владивосток: Издательство вгуэс, 2004
23 09 2014
4 стр.
14 09 2014
8 стр.
Охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения)
25 12 2014
5 стр.
Ю. А., Медовикова Н. Я., Рейх Н. Н. Оценивание погрешностей измерений: Конспект лекций. — М.: Асмс, 2004
25 12 2014
3 стр.
Охватывает сеть и по масштабу производственного объединения
14 09 2014
13 стр.
Специализация 02 "Строительство промышленных зданий и зданий транспортного назначения"
18 12 2014
5 стр.