Оглавление
Предисловие……………………………………………………………….4
Тематика лекционных и практических занятий………………………...5
Образец оформления титульного листа контрольной работы…..……..6
Контрольная работа № 1…………………………………………….……7
Контрольная работа № 2………………………………………………...12
Вопросы к зачету………………………………………………………...16
Вопросы к экзамену……………………………………………………...17
Практические задания на третий семестр……………………………...19
Практические задания на четвертый семестр………………………….33
Практические задания на пятый семестр……………………………....41
Приложение. Задания для практических занятий и самостоятельной работы………………………………………………………………………….52
Литература………………………………………………………………..88
Предисловие
Курс «Русский язык с основами языкознания» имеет целью ознакомить студентов с базовыми разделами современного русского языка и основами науки о языке.
Настоящее пособие предназначено для выполнения межсессионных контрольных работ и для проведения практических занятий по разделам «Фонетика и фонология», «Лексикология», «Морфология», «Словообразование», «Синтаксис», одновременно с этим курс вводит студентов в проблематику науки о языке, знакомит с человеческим языком как общественным явлением, со структурой и системой языка.
В результате изучения курса студенты должны получить следующие знания, умения и навыки:
- знания об основных понятиях языкознания, что, в свою очередь, позволит создать базу для дальнейшего изучения ряда языковых дисциплин;
- формирование целостного представления о фонетической системе русского языка, в том числе транскрибирование поэтических и прозаических текстов, фонетический анализ слова, артикуляционная характеристика звуков речи, интерпретация фонетических изменений в потоке речи, деление слова на слоги;
- изучение лексической системы русского языка в синхронии и диахронии, в том числе работа с разнообразными словарями русского языка, анализ лексических единиц с позиции наличия / отсутствия у них синонимов, антонимов, паронимов, определение статуса лексемы с позиции активного или пассивного словарного запаса, характеристика слова по происхождению, комплексный лексический анализ слова;
- изучение морфологической системы русского языка, в том числе освоение знаний о грамматических категориях, значениях и формах разных классов слов в русском языке, определение морфологической природы слова, умение проводить морфологический анализ слов разных частей речи;
- изучение словообразовательной системы русского языка в синхроническом и диахроническом аспектах, в том числе адекватное морфемное членение лексем, навык словообразовательного анализа слова и определения модели, типа, способа словообразования;
- формирование целостного представления о синтаксической системе русского языка, в том числе о синтаксических связях на уровне словосочетания и предложения, о типологии простых двусоставных и односоставных предложений и их компонентах, видах сложных предложений.
Тематика лекционных и практических занятий
3 семестр: лекции – 10 ч.,
практические занятия – 10 ч.,
контрольная работа
4 семестр: лекции – 10 ч.,
практические занятия – 10 ч.,
контрольная работа
5 семестр: лекции – 10 ч.,
практические занятия – 10 ч.,
зачет
6 семестр: экзамен
3 семестр
№ п/п
|
Тема лекции
|
№ п/п
|
Тема практического занятия
|
1
|
Фонетика как раздел науки о языке
|
1
|
Фонетическая система русского языка
|
2
|
Морфемика как раздел науки о языке
|
2
|
Морфемная структура слова
|
3
|
Словообразование как раздел науки о языке
|
3
|
Словообразовательный анализ слова
|
4
|
Слово как центральная единица языка
|
4
|
Системные связи в лексике
|
5
|
Лексикология
|
5
|
Системные связи в лексике
|
Контрольная работа № 1 (фонетика, морфемика, словообразование, лексика)
|
4 семестр
№ п/п
|
Тема лекции
|
№ п/п
|
Тема практического занятия
|
1
|
Способы и средства выражения грамматического значения
|
1
|
Способы и средства выражения грамматического значения
|
2
|
Знаменательные части речи
|
2
|
Разграничение частей речи
|
3
|
Глагол как часть речи
|
3
|
Глагольное формообразование
|
4
|
Причастие и деепричастие как особые формы глагола
|
4
|
Причастие и деепричастие как особые глагольные формы
|
5
|
Служебные части речи
|
5
|
Частицы речи (разграничение)
|
Контрольная работа № 2 (самостоятельные и служебные части речи)
|
5 семестр
№ п/п
|
Тема лекции
|
№ п/п
|
Тема практического занятия
|
1
|
Словосочетание
|
1
|
Словосочетание
|
2
|
Простое предложение как единица синтаксиса
|
2
|
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения
|
3
|
Осложненное предложение
|
3
|
Односоставное предложение
|
4
|
Сложное предложение и его разновидности
|
4
|
Осложненное предложение
|
5
|
Сложные формы организации монологической и диалогической речи
|
5
|
Пунктуационный анализ сложного предложения
|
Зачет
|
Экзамен (6 семестр)
|
Образец оформления титульного листа контрольной работы
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И.Я. Яковлева»
кафедра теории языка и культуры речи
Контрольная работа по дисциплине
«Русский язык с основами языкознания»
Выполнила: студентка 2 курса ФДиКПиП з/о («Логопедия») Иванова М. П.
Дом. адрес:
Проверила:
Чебоксары 2009
Контрольная работа №1
(фонетика, морфемика, словообразование, лексика)
Дайте определение терминов: фонема, звук, вариант (фонемы), сильная позиция, слабая позиция, ряд, подъем; морфема, морф, аффикс, префикс, корень, суффикс, флексия, интерфикс, постфикс, основа, словоформа; производящая основа, производная основа, производность, членимость, словообразование, словообразовательная пара, словообразовательная парадигма, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательный ряд, способ словообразования; синоним, антоним, пароним, омоним, архаизм, историзм, неологизм, лексическое значение слова, полисемия, лексема, словоформа, фразеологизм.
Требования к оформлению терминологической карточки
Карточка должна содержать:
1. Название термина; перевод термина (или его составных частей) на русский язык с указанием языка-источника.
2. Термины-синонимы или аналогичные понятия в русском языкознании.
3. Содержание термина, его толкование (со ссылкой на источник).
4. Признаки обозначенной языковой единицы или категории, выделение классификационного признака, классификация; функции.
5. Примеры, иллюстрирующие понятие, применение термина или классификацию.
6. Производные данного термина (с толкованием или примером контекстного употребления).
Образец:
Полисемия – (греч. polysēmos – многозначный). Синоним – многозначность.
Наличие у единицы языка более одного значения – двух или несколько (Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990).
Например:
Полисемия лексическая – способность одного слова служить для обозначения разных предметов и явлений действительности.
Полисемия грамматическая – наличие у грамматических форм и синтаксических конструкций нескольких значений.
Полисемичный – многозначный.
Ответьте на теоретические вопросы:
1. Охарактеризуйте фонему как типовой звук языка (соотношение фонемы и звука; функции фонемы; варьирование фонемы; дифференциальные и интегральные признаки фонем).
2. Нарисуйте таблицу классификации гласных и согласных фонем, укажите источник, по которому вы привели эту классификацию. Как различаются между собой гласные и согласные звуки?
3. Охарактеризуйте словообразующие и формообразующие морфемы.
4. Охарактеризуйте слово как основную единицу языка.
5. Охарактеризуйте системные отношения в лексике.
6. Дайте характеристику фразеологизма, опишите основные виды фразеологизмов.
Выполните практические задания:
1. Затранскрибируйте слова, обозначьте сильные и слабые позиции фонем: Гибкий, жизненный, счастливый, весенний, увеличить, известный, центральное, садовод, легкие, подписал, безвкусица, одноактный.
Примечание:
Изменение гласных звуков [а], [о], [э] в безударной позиции:
-
|
После твердых согласных
|
После мягких согласных
|
I позиция
|
II позиция
|
I позиция
|
II позиция
|
э
|
ЫЭ
|
Ъ
|
ИЭ
|
Ь
|
о
|
^
|
а
|
следующая страница>