Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
Оглавление
Предисловие……………………………………………………………….4

Тематика лекционных и практических занятий………………………...5

Образец оформления титульного листа контрольной работы…..……..6

Контрольная работа № 1…………………………………………….……7

Контрольная работа № 2………………………………………………...12

Вопросы к зачету………………………………………………………...16

Вопросы к экзамену……………………………………………………...17

Практические задания на третий семестр……………………………...19

Практические задания на четвертый семестр………………………….33

Практические задания на пятый семестр……………………………....41

Приложение. Задания для практических занятий и самостоятельной работы………………………………………………………………………….52

Литература………………………………………………………………..88




Предисловие
Курс «Русский язык с основами языкознания» имеет целью ознакомить студентов с базовыми разделами современного русского языка и основами науки о языке.

Настоящее пособие предназначено для выполнения межсессионных контрольных работ и для проведения практических занятий по разделам «Фонетика и фонология», «Лексикология», «Морфология», «Словообразование», «Синтаксис», одновременно с этим курс вводит студентов в проблематику науки о языке, знакомит с человеческим языком как общественным явлением, со структурой и системой языка.

В результате изучения курса студенты должны получить следующие знания, умения и навыки:

- знания об основных понятиях языкознания, что, в свою очередь, позволит создать базу для дальнейшего изучения ряда языковых дисциплин;

- формирование целостного представления о фонетической системе русского языка, в том числе транскрибирование поэтических и прозаических текстов, фонетический анализ слова, артикуляционная характеристика звуков речи, интерпретация фонетических изменений в потоке речи, деление слова на слоги;

- изучение лексической системы русского языка в синхронии и диахронии, в том числе работа с разнообразными словарями русского языка, анализ лексических единиц с позиции наличия / отсутствия у них синонимов, антонимов, паронимов, определение статуса лексемы с позиции активного или пассивного словарного запаса, характеристика слова по происхождению, комплексный лексический анализ слова;

- изучение морфологической системы русского языка, в том числе освоение знаний о грамматических категориях, значениях и формах разных классов слов в русском языке, определение морфологической природы слова, умение проводить морфологический анализ слов разных частей речи;

- изучение словообразовательной системы русского языка в синхроническом и диахроническом аспектах, в том числе адекватное морфемное членение лексем, навык словообразовательного анализа слова и определения модели, типа, способа словообразования;

- формирование целостного представления о синтаксической системе русского языка, в том числе о синтаксических связях на уровне словосочетания и предложения, о типологии простых двусоставных и односоставных предложений и их компонентах, видах сложных предложений.

Тематика лекционных и практических занятий

3 семестр: лекции – 10 ч.,

практические занятия – 10 ч.,

контрольная работа

4 семестр: лекции – 10 ч.,

практические занятия – 10 ч.,

контрольная работа

5 семестр: лекции – 10 ч.,

практические занятия – 10 ч.,

зачет


6 семестр: экзамен

3 семестр



№ п/п

Тема лекции

№ п/п

Тема практического занятия

1

Фонетика как раздел науки о языке

1

Фонетическая система русского языка

2

Морфемика как раздел науки о языке

2

Морфемная структура слова

3

Словообразование как раздел науки о языке

3

Словообразовательный анализ слова

4

Слово как центральная единица языка

4

Системные связи в лексике

5

Лексикология

5

Системные связи в лексике

Контрольная работа № 1 (фонетика, морфемика, словообразование, лексика)

4 семестр



№ п/п

Тема лекции

№ п/п

Тема практического занятия

1

Способы и средства выражения грамматического значения

1

Способы и средства выражения грамматического значения

2

Знаменательные части речи

2

Разграничение частей речи

3

Глагол как часть речи

3

Глагольное формообразование

4

Причастие и деепричастие как особые формы глагола

4

Причастие и деепричастие как особые глагольные формы

5

Служебные части речи

5

Частицы речи (разграничение)

Контрольная работа № 2 (самостоятельные и служебные части речи)

5 семестр



№ п/п

Тема лекции

№ п/п

Тема практического занятия

1

Словосочетание

1

Словосочетание

2

Простое предложение как единица синтаксиса

2

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения

3

Осложненное предложение

3

Односоставное предложение

4

Сложное предложение и его разновидности

4

Осложненное предложение

5

Сложные формы организации монологической и диалогической речи

5

Пунктуационный анализ сложного предложения

Зачет

Экзамен (6 семестр)


Образец оформления титульного листа контрольной работы
Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. И.Я. Яковлева»


кафедра теории языка и культуры речи

Контрольная работа по дисциплине



«Русский язык с основами языкознания»

Выполнила: студентка 2 курса ФДиКПиП з/о («Логопедия») Иванова М. П.

Дом. адрес:
Проверила:
Чебоксары 2009

Контрольная работа №1

(фонетика, морфемика, словообразование, лексика)


Дайте определение терминов: фонема, звук, вариант (фонемы), сильная позиция, слабая позиция, ряд, подъем; морфема, морф, аффикс, префикс, корень, суффикс, флексия, интерфикс, постфикс, основа, словоформа; производящая основа, производная основа, производность, членимость, словообразование, словообразовательная пара, словообразовательная парадигма, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательный ряд, способ словообразования; синоним, антоним, пароним, омоним, архаизм, историзм, неологизм, лексическое значение слова, полисемия, лексема, словоформа, фразеологизм.
Требования к оформлению терминологической карточки

Карточка должна содержать:

1. Название термина; перевод термина (или его составных частей) на русский язык с указанием языка-источника.

2. Термины-синонимы или аналогичные понятия в русском языкознании.

3. Содержание термина, его толкование (со ссылкой на источник).

4. Признаки обозначенной языковой единицы или категории, выделение классификационного признака, классификация; функции.

5. Примеры, иллюстрирующие понятие, применение термина или классификацию.

6. Производные данного термина (с толкованием или примером контекстного употребления).



Образец:

Полисемия – (греч. polysēmos – многозначный). Синоним – многозначность.

Наличие у единицы языка более одного значения – двух или несколько (Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990).

Например:

Полисемия лексическая – способность одного слова служить для обозначения разных предметов и явлений действительности.

Полисемия грамматическая – наличие у грамматических форм и синтаксических конструкций нескольких значений.

Полисемичный – многозначный.
Ответьте на теоретические вопросы:

1. Охарактеризуйте фонему как типовой звук языка (соотношение фонемы и звука; функции фонемы; варьирование фонемы; дифференциальные и интегральные признаки фонем).

2. Нарисуйте таблицу классификации гласных и согласных фонем, укажите источник, по которому вы привели эту классификацию. Как различаются между собой гласные и согласные звуки?

3. Охарактеризуйте словообразующие и формообразующие морфемы.

4. Охарактеризуйте слово как основную единицу языка.

5. Охарактеризуйте системные отношения в лексике.

6. Дайте характеристику фразеологизма, опишите основные виды фразеологизмов.
Выполните практические задания:

1. Затранскрибируйте слова, обозначьте сильные и слабые позиции фонем: Гибкий, жизненный, счастливый, весенний, увеличить, известный, центральное, садовод, легкие, подписал, безвкусица, одноактный.



Примечание:

Изменение гласных звуков [а], [о], [э] в безударной позиции:






После твердых согласных

После мягких согласных

I позиция

II позиция

I позиция

II позиция

э

ЫЭ

Ъ

ИЭ

Ь


о

^

а

следующая страница>


Контрольная работа №1 Контрольная работа №2 Вопросы к зачету

Приложение. Задания для практических занятий и самостоятельной работы

1499.27kb.

08 10 2014
10 стр.


Литература Вопросы: к зачету к экзамену темы курсовых темы дипломных контрольная работа практика

Курса: он ос семинары: он ос зн зс зсв литература Вопросы: к зачету к экзамену темы курсовых темы дипломных контрольная работа практика

4017.48kb.

26 09 2014
17 стр.


Литература Вопросы: к зачету к экзамену темы курсовых темы дипломных контрольная работа практика

Курса: он ос семинары: он ос зн зс зсв литература Вопросы: к зачету к экзамену темы курсовых темы дипломных контрольная работа практика

4115.23kb.

25 12 2014
15 стр.


Контрольная работа 17. 05. 11. Черемных Д. С. 2 Русский язык Контрольная работа (диктант)

График промежуточной аттестации учащихся 1-8, 10 классов за 2010-2011 учебный год

36.97kb.

17 12 2014
1 стр.


Контрольная работа №1 1 вариант ува-же-ни-е, май, со-суль-ки, змей-ка, ло-доч-ка место, ускакать,дочка

Контрольная работа №3 ( тема: простое предложение, члены простого предложения ))

35.98kb.

18 12 2014
1 стр.


Контрольная работа 17. 05 Черемных Д. С. 2 Русский язык Контрольная работа (диктант)
40.98kb.

17 12 2014
1 стр.


Контрольная работа по курсу Фотограмметрия Подлежит возврату в деканат заочного

Методическое пособие, программы и контрольная работа по курсу "фотограмметрия". –М.: МиигаиК, 2012, -74 с

1060.5kb.

11 10 2014
8 стр.


Контрольная работа По дисциплине «Органическая химия»

Данная контрольная работа имеет целью восстановить и закрепить основы органической химии, необходимые для усвоения всего цикла химических дисциплин. Некоторые задания вызывают затр

173.41kb.

25 12 2014
1 стр.