«ХОЗЯЮШКА»
Координация речи с движением, развитие творческого воображения
Наша-то хозяюшка (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
Чашечку собачка (Сложили ладони чашечкой, «лижут» чашечку.)
Моет языком.
Хрюшка собирает (Присели, наклоняют ритмично голову.)
Крошки под окном.
По столу котище (Встали, правой рукой делают движения к себе.)
Лапою скребет,
Половичку козочка («Метут» пол.)
Веничком метет.
«ТЕЛЕНОК»
Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи
Бу-бу (Два прыжка.)
Я рогатый («Рожки» из пальчиков.)
Бу-бу, (Два прыжка.)
Я хвостатый. («Хвостик» из руки - за спину.)
Бу-бу, (Два прыжка.)
Я ушастый. («Ушки» из ладошек.)
Бу-бу, (Два прыжка.)
Очень страшный.
Бу-бу, (Два прыжка.)
Испугаю.
Бу-бу, (Два прыжка.)
Забодаю. (Бодаются)
«КОЗОЧКА»
Развитие подражательности, творческого воображения
Я козочка Ме-кс-ке, (Идут по кругу.)
Я гуляю на лужке,
Острые рожки, (Показывают «рожки», прыгают на носочках.)
Тоненькие ножки.
На самой макушке — Ладошками показывают «ушки».)
Бархатные ушки.
Язык полотнянный, (Показывают язык «лопатой».)
Хвостик коноплянный… (Рукой показывают «хвостик».)
Как прыгну — сразу забодаю. (Прыгают, «бодаются».)
«КАК МЫ ПОИЛИ ТЕЛЯТ»
Координация речи с движением, развитие подражательности, творческого воображения
Стало жарко, будто в печке, (Дети идут в хороводе.)
Замолчали птицы.
Мы телят погнали к речке – (Идут по кругу друг за другом,
Надо им напиться. взмахивая воображаемой хворостинкой.)
Саргис, пестрый (Встают на четвереньки.)
Пес дворовый,
Как навстречу бросится! (Прыжок в круг.)
Разогнал телят пугливых, (Бегут по кругу на четвереньках.)
Скачет, лает, носится...
Уж ходили мы, бродили (Идут в хороводе.)
По полям за стадом.
Уж мы Саргиса бранили, (Останавливаются, встают в круг
Так что был не рад он. лицом грозят пальцем.)
Саргис-Маргис непослушный (Идут по кругу на четвереньках.)
Плелся еле-еле.
У бедняги даже уши (Встают, ладошками изображают висящие уши.)
От стыда висели.
К. Кубилинскас
«ИГРА В СТАДО»
Координация речи с движением, развитие подражательности и творческого воображения
Мы вчера играли в стадо, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
И рычать нам было надо
Мы рычали: «Р-р-р» (Встали, сделали «коготки» из пальчиков)
И мычали: «Му!» (Сделали «рожки»)
По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!» (Встали на четвереньки)
Не слыхали замечаний
Анны Николаевны.
А она сказала строго: (Останавливаются)
-Что за шум такой у вас?
Я детей видала много – (Слова педагога)
Таких вижу в первый раз.
Мы сказали ей в ответ. (Стоят в круге)
-Никаких детей тут нет! (Поворачивают голову из стороны в
Мы не Пети и не Вовы — сторону)
Мы собаки (Встают на четвереньки)
И коровы! (Делают «рога»)
А она в ответ: (Встали)
-Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда — пастух. (Слова педагога. Дети идут по кругу)
И прошу иметь в виду:
Я коров домой веду.
А. Барто
«КОШЕЧКА»
Встать на четвереньки, вытянуть правую переднюю «лапу» вперед, опереться на нее, подтянуть «заднюю лапу». Затем то же левой рукой и ногой. Прогнуться.
КОШКА
Осторожно, словно кошка,
До дивана от окошка
На носочках я пройдусь,
Лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну.
КОШКА И БУМАЖКА
Цель. Учить детей правильно употреблять глаголы повелительного наклонения «брось», «лови».
Оборудование. Маска кошки, бумажка на веревке.
Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог показывает кошку, надеваемую на руку, и говорит, что она очень любит играть с бумажкой. Размахивает перед ней бумажкой, кошка ловит ее лапками. Педагог говорит ей: «Брось!». Кошка бросает бумажку. Говорит: «Лови!» Кошка ловит и т.д.
Потом педагог предлагает детям самим сказать кошке: «Брось!» Кто-нибудь из детей говорит: «Брось!» Кошка выпускает бумажку из лапок. Педагог предлагает сказать детям: «Лови!» Кто-нибудь говорит: «Лови!» Кошка ловит бумажку.
ЛОШАДКИ
Цель:. Научить детей подражать движениям лошадей и звукам, которые они издают. Воспитывать гуманное отношение к животным.
Игровое задание. Подражать лошадкам и кучерам.
Правила игры. Скакать как лошадки и останавливаться по сигналу. Выбирать лошадку по цвету уздечки, Подражать голосам лошадок и кучерам.
Материал. Медальоны с головами лошадок, на шее у каждой колокольчик— все разного цвета; уздечки (тесьма, шнуры) таких же цветов, как и колокольчики.
Игра. Дети по желанию выбирают медальоны лошадок или уздечки и в зависимости
от этого становятся лошадками или кучерами. Педагог просит кучеров найти свою лошадку по цвету колокольчика, который должен совпасть с цветом уздечки. Потом сигналом
«И-го-го-го!» педагог зовет лошадок, желающих попастись на лугу. Кучера в это время готовят уздечки, а потом кричат; «Лошадка, ко мне» Обратите внимание детей на необходимость ухода за лошадками; прочитайте им стихи А. Барто:
Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости
Потом кучера одевают на лошадок уздечки и весело скачут. Лошадки цокают копытами: «Цок-цок-цок» и радостно ржут: «И-го-го-го-го-го». Кучера весело подгоняют их или останавливают: «Тп-ру-у-у-у-у».
Когда лошадки устали, педагог показывает кучерам стойла (огороженные стульчиками места), куда можно завести лошадок, а также подает пример заботливого отношения к ним: дает им сена, гладит, расчесывает гриву, призывая детей делать то же самое.
Когда лошадки отдохнут, можно продолжить игру. Кучера приходят запрягать лошадок. Педагог раскрывает ворота, приговаривая: «Стук, грюк, тра-та-та, отворяйте ворота. Отворились ворота, выезжайте со двора. Но-о-о-о, поехали!» Лошадки скачут по полю, прищелкивая языком, изображая топот копыт: «Цок-цок-цок-цок». Кучера покрикивают: «Но-но-но-но!», «Тпру-у-у-у-у!»
УГАДАЙ, КТО ЭТО?
Цель. Воспитание слухового внимания.
Описание игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и
затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «ку-ка-ре-ку», «ав-ав-ав» или «мау-мяу» и т.п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг. Тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то останется водить еще 3 раза, а затем его меняет другой.
КОТ НА КРЫШЕ
Цель. Автоматизация звука
ш в связном тексте.
Описание игры. На стуле или скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих. Он кот. Остальные дети - мышки. Они тихо подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:
Тише, мыши...
Тише, мыши...
Кот сидит
На нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись...
После этих слов кот просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за мышками. Мышки убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом - норку, куда кот не имеет права забегать. Игру можно проводить, пока все мышки, кроме одной, не будут пойманы. Мышка, которую кот не поймал, будет водить, т.е. она будет котом, и игра начинается сначала. Все мышки, которых поймали, должны произнести два-три слова со звуком т. (Игру можно провести и для дифференциации звуков ш—с).
ЖАДНЫЙ КОТ
Цель. Дифференциация звуков
ш—ж.
Описание игры. Выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю - и в рот». Остальные дети — мышки. Они проходят мимо кота и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе, ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, должен произнести 5—10 раз слова «тише» и «ближе». Затем роль кота передается другому ребенку, и игра продолжается.
КОЗА РОГАТАЯ
Цель. Автоматизация звука
з в тексте.
Описание игры. Чертой (стульчиками) отгораживается дом. По площадке гуляет коза. Дети хором говорят:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп
Ой, забодает, забодает!
Коза делает из пальцев рога и бежит за детьми, говоря: «Забодаю, забодаю!» Дети прячутся в дом, коза их ловит. Пойманные становятся помощниками козы.
КОТ ВАСЬКА
Цель. Дифференциация звуков с, с', з, з', ц в тексте.
Описание игры. Дети (мышки) сидят на стульчиках или ковре, один ребенок -- кот. Он идет на носочках, смотрит то направо, то налево, мяукает.
Педагог и дети:
Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький,
А летит стрелой,
А летит стрелой.
Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него — засыпает. Дети:
Глазки закрываются –
Спит иль притворяется?
Зубы у кота —
Острая игла.
Одна мышка говорит: что она пойдет посмотрит, спит ли котик. Посмотрев, она машет руками, приглашая к себе других мышек. Мышки подбегают к ней, скребут по стулу, где спит кот.
Кот Васька:
Только мышки заскребут,
Серый Васька тут как тут.
Всех поймает он!
Кот встает и бежит за мышками, они убегают от него.
МЫШЕЛОВКА
Цель. Дифференциация звуков с — ш в тексте.
Описание игры.
Вариант 1. Часть детей составляет круг (мышеловку). Они стоят, держась за руки, высоко подняв их. Остальные дети — мыши. Дети, стоящие в кругу, тихо говорят:
Все спят — Детки спят.
Волк в лесу спит.
Кукла Настя спит.
Только мышки не спят,
Они кушать хотят,
В мышеловку гладят.
После этих слов мышки начинают бегать, тихо пищать: сссссс, вбегать в круг и выбегать из круга. По сигналу педагога (удар барабана, аккорд на рояле, колокольчик) мышеловка захлопывается - дети опускают руки. Часть мышей оказывается пойманной. Дети меняются ролями или играют до тех пор, пока все мышки не будут переловлены.
Вариант 2. Дети ходят по кругу, взявшись за руки, и говорят:
Ах, как мыши надоели,
Развелось их просто страсть,
Все погрызли и поели,
Всюду лезут, вот напасть,
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас,
Вот построим мышеловку
И поймаем всех сейчас.
Когда слова кончаются, круг останавливается и дети под руки. Мыши начинают пробегать через мышеловку (через круг). Когда педагог скажет: «Хлоп», дети опускают руки и мышеловка захлопывается. Кто не успел убежать из круга, считается пойманным и выходит из игры.
ЛОШАДКА
Цель. Постановка и автоматизация отдельного звука
р.
Описание игры. Педагог распределяет детей на три группы. Одна группа изображает наездников, две другие лошадок. Дети, изображающие лошадок, берутся попарно за руки и с цоканьем ездят, управляемые наездником. По сигналу педагога наездник останавливает лошадок, говоря:
тр-тр-тр... Потом дети меняются ролями.
БАРАШЕК
Цель. Автоматизация звука
р в тексте, развитие слухового внимания.
Описание игры. На стуле спиной к детям сидит водящий, остальные по очереди подходят к нему и произносят стишки. Кто по голосу будет узнан, тот заменит барашка.
Барашек, барашек,
Покажи рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога!
Кто я?
БАРАНЫ
Цель. Автоматизация звука
р в тексте.
Ход игры. Несколько пар детей, стоя друг против друга, взявшись за руки, образуют ворота. Остальные (бараны) подходят к воротам, стучат в них (топают ногами).
Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра,
Открывайте ворота!
Ворота. Рано, рано, вы, бараны,
Застучали в ворота.
Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра,
Пропустите в ворота!
Ворота. Вам куда? Вам куда?
Не откроем ворота.
Бараны. На луга, где трава,
А на травушке роса.
Ворота. Еще рано вам туда,
Не откроем ворота.
Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра,
До свиданья, ворота.
Мы придем, когда высохнет трава. (Уходят).
ЛОШАДКИ
Цель. Автоматизация звука
л в тексте.
Описание игры. Одна половина детей изображает лошадок, другая - кучеров. Кучера подходят к стоящим в ряд лошадкам. Поглаживая их по спине, они говорят:
Ну и лошадка -
Шерстка гладка.
Чисто умыта
С головы до копыта,
Овса поела
И снова — за дело.
Кучера запрягают лошадок, говорят: но-но-но... и уезжают. Лошадки цокают языком. Затем дети меняются ролями
УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ
Цель. Дифференциация звуков
г — к в звукоподражаниях.
Описание игры. Дети садятся на стульчики, которые составлены в кружок (домик). Один ребенок подходит к домику, стучит и спрашивает: «Кто в домике живет?». Дети отвечают голосом какого-нибудь животного или птицы:
га-га-га, ква-ква и др. Ребенок должен назвать, кто живет в домике.
ПЕРЕПОЛОХ
Оборудование. Могут быть использованы маски.
Описание игры. Одна группа детей — курочки, другая петушки, третья — гуси, четвертая -котята. Один из ребят изображает собаку, педагог (или ведущий) - хозяйку.
В начале игры все птицы сидят на насестах, а котята - на деревьях (заборчик, трибуна, лесенка); собака спряталась в конуре.
Выходит хозяйка кормить птиц. «Цып-цып-цып!» — созывает она курочек и петушков. «Тега-тега-тега!» - зовет гусей и рассыпает им корм.
Птицы сбегаются к ней (слезают с насестов) и начинают клевать зерна (имитируют движение).
«Кис-кис-кис!» - зовет хозяйка котят и дает им молоко, а сама уходит. Появляется с лаем собака. Начинается переполох.
Как только поднимается переполох (куры с кудахтаньем, петухи с кукареканьем, гуси с гоготом, котята с мяуканьем избираются на деревья и на лесенки), прибегает хозяйка и выгоняет собаку.
Игра повторяется 2—3 раза.