Развитие творческого мышления и воображения как фактор социализации интеллектуально одаренных детей
Хисматуллина Ирина Галеевна
заместитель директора по УВР (НМР)
МАОУ гимназия № 47 г. Уфы
[email protected]
Минеханова Зиля Варисовна,
педагог-психолог
МАОУ гимназия № 47 г. Уфа
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует от человека не только высокой активности, но и умения принимать решения в нестандартных ситуациях.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Концептуальные модели одаренности разрабатывались и разрабатываются учеными многих стран.
Долгое время одаренность рассматривали как «божественный дар» и лишь в середине 19 века сформировалось представление о наследственной природе этого дара. Первым исследователем в данном направлении был англичанин Ф. Гальтон. Сторонники «интеллектуальной одаренности» рассматривали интеллект как биологически предопределенную установку, на которую внешняя среда, включая, естественно и педагогическую практику, может воздействовать в определенной степени: либо способствовать развитию, либо тормозить его.
На сегодняшний день большинство исследователей склоняются к тому, что ведущей характеристикой, определяющей потенциал личности, является не интеллект в его сложившемся понимании (во всяком случае, не то, что измеряется по системе-«IQ»), а способность к творчеству (креативность) (Дж. Гилфорд, В. Лоуен-Фельд, П. Торренс и др.)
В.М. Слуцкий считает, что одаренные дети – это дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные и др.)
Признаки одаренности:
- высокая любознательность и исследовательская активность;
- способность прослеживать причинно-следственные связи;
- лёгкость в построении альтернативных моделей и систем;
- отличная память и развитое абстрактное мышление;
- способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;
- большой словарный сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы;
- повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата.
К слагаемым одаренности относится, в числе других, креативность (творческость). «Креативность, - пишет П. Торренс, - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки…».
В МАОУ гимназия № 47 Октябрьского района города Уфы в рамках деятельности городской сетевой экспериментальной площадки «Психолого-педагогическое сопровождение и социализация интеллектуально одаренных детей» в 2011-2012 учебном году была определена тема исследования «Развитие творческого мышления и воображения интеллектуально одарённых детей». Цель исследования – изучить творческую одаренность как аспект социализации интеллектуально одаренных детей. Мы предположили, что развитие творческого мышления и воображения у детей с высокими показателями интеллекта способствует их социальной адаптации.
Анализ результатов диагностики творческого мышления и воображения по П. Торренсу (рисуночный тест) проводился по четырем шкалам:
1. Беглость или продуктивность - способность к продуцированию максимально большого числа идей;
2. Гибкость - способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто далеким по содержанию, разнообразие идей и стратегий;
3. Оригинальность - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных или твердо установленных;
4. Разработанность – другой тип беглости мышления, способность к продуцированию большего количества идей, деталей.
Результаты проведенного теста представлены в таблице.
|
|
Беглость
(баллы
|
Гибкость
(баллы)
|
Оригинальность
|
Разработанность
|
Баллы
|
Значения по
Т- шкале
|
Баллы
|
Значения по
Т- шкале
|
1
|
Контрольная группа одаренных учеников
|
10
|
результаты проведеноого теста сведены в итоговую таблицу.используется методика, созданная Е.
|
13
|
60
|
38
|
70
|
2
|
Группа
остальных учеников
|
10
|
8
|
10
|
50
|
26
|
50
|
В результате анализа данных, полученных при исследовании по методике П. Торренса контрольной группы одаренных учеников и группы остальных учеников, можно сделать следующие выводы.
1. В контрольной группе одаренных детей показатели по таким параметрам, как гибкость, оригинальность и разработанность выше уровня нормативных возрастных показателей и выше, чем в группе учеников, взятой для сравнения.
2. Гендерные различия креативных способностей младших школьников, проявляются неравномерно.
3. Уровень развития креативных способностей младших школьников, занимающихся по программе развивающего обучения, выше, чем у учеников, обучающихся по традиционной программе.
Таким образом, можно сделать вывод, что интеллектуально одарённые дети обладают и большими творческими способностями. Если учесть, что для успешного общения требуется специальный вид интеллекта («социальный интеллект» Дж. Гилфорд, Т. Хант; «личностный интеллект» Г. Гарднер), то развитие творческих способностей у интеллектуально одаренных детей станет действительным способом их эффективной социализации. Не сереет, что сверстник-интеллектуал пользуется меньшей популярностью среди подростков, нежели сверстник, умеющий отлично танцевать, рисовать, играть на музыкальном инструменте. Возможно, стоит рекомендовать родителям интеллектуально одаренных детей развитие творческих способностей как способ адаптации в окружающем мире. Достаточно интересным может стать отдельное рассмотрение общих и специальных способностей, возможностей и особенностей выявления и развития таланта (как выдающихся способностей, высокой степени одаренности в какой-либо области) и гениальности (наивысшей степени проявления творческих сил человека).
Одаренность очень часто связывается с оригинальными результатами деятельности, достигнутыми необычным или неожиданным способом, а ведь это не что иное как компетентность в той или иной сфере деятельности – насущная необходимость и одно из основных требований современности! Вовремя выявленная одаренность, получившая достаточное творческое развитие в образовательном учреждении, необходимый для повседневной жизни уровень социализации станет не только компонентом самореализованной личности, но и залогом успешного продвижения всего нового и прогрессивного в общественно-политической и социально-экономической жизни в государстве.
Педагоги, школы, ССУЗы, ВУЗы и учреждения дополнительного образования могут и должны направить максимум усилий для создания благоприятной образовательной среды в целях развития одаренности, не забывая о кропотливой работе с родителями одаренных детей, учитывая ситуацию, сложившуюся в информационном пространстве социума.