Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Развитие творческого мышления и воображения как фактор социализации интеллектуально одаренных детей

Хисматуллина Ирина Галеевна

заместитель директора по УВР (НМР)

МАОУ гимназия № 47 г. Уфы

[email protected]

Минеханова Зиля Варисовна,

педагог-психолог

МАОУ гимназия № 47 г. Уфа
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует от человека не только высокой активности, но и умения принимать решения в нестандартных ситуациях.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Концептуальные модели одаренности разрабатывались и разрабатываются учеными многих стран.

Долгое время одаренность рассматривали как «божественный дар» и лишь в середине 19 века сформировалось представление о наследственной природе этого дара. Первым исследователем в данном направлении был англичанин Ф. Гальтон. Сторонники «интеллектуальной одаренности» рассматривали интеллект как биологически предопределенную установку, на которую внешняя среда, включая, естественно и педагогическую практику, может воздействовать в определенной степени: либо способствовать развитию, либо тормозить его.

На сегодняшний день большинство исследователей склоняются к тому, что ведущей характеристикой, определяющей потенциал личности, является не интеллект в его сложившемся понимании (во всяком случае, не то, что измеряется по системе-«IQ»), а способность к творчеству (креативность) (Дж. Гилфорд, В. Лоуен-Фельд, П. Торренс и др.)

В.М. Слуцкий считает, что одаренные дети – это дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные и др.)

Признаки одаренности:

- высокая любознательность и исследовательская активность;

- способность прослеживать причинно-следственные связи;

- лёгкость в построении альтернативных моделей и систем;

- отличная память и развитое абстрактное мышление;

- способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;

- большой словарный сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы;

- повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата.

К слагаемым одаренности относится, в числе других, креативность (творческость). «Креативность, - пишет П. Торренс, - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки…».

В МАОУ гимназия № 47 Октябрьского района города Уфы в рамках деятельности городской сетевой экспериментальной площадки «Психолого-педагогическое сопровождение и социализация интеллектуально одаренных детей» в 2011-2012 учебном году была определена тема исследования «Развитие творческого мышления и воображения интеллектуально одарённых детей». Цель исследования – изучить творческую одаренность как аспект социализации интеллектуально одаренных детей. Мы предположили, что развитие творческого мышления и воображения у детей с высокими показателями интеллекта способствует их социальной адаптации.

Анализ результатов диагностики творческого мышления и воображения по П. Торренсу (рисуночный тест) проводился по четырем шкалам:

1. Беглость или продуктивность - способность к продуцированию максимально большого числа идей;

2. Гибкость - способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто далеким по содержанию, разнообразие идей и стратегий;

3. Оригинальность - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных или твердо установленных;

4. Разработанность – другой тип беглости мышления, способность к продуцированию большего количества идей, деталей.

Результаты проведенного теста представлены в таблице.







Беглость

(баллы


Гибкость

(баллы)


Оригинальность

Разработанность

Баллы

Значения по

Т- шкале


Баллы

Значения по

Т- шкале


1

Контрольная группа одаренных учеников

10

результаты проведеноого теста сведены в итоговую таблицу.используется методика, созданная Е.

13

60

38

70

2

Группа

остальных учеников



10

8

10

50

26

50

В результате анализа данных, полученных при исследовании по методике П. Торренса контрольной группы одаренных учеников и группы остальных учеников, можно сделать следующие выводы.

1. В контрольной группе одаренных детей показатели по таким параметрам, как гибкость, оригинальность и разработанность выше уровня нормативных возрастных показателей и выше, чем в группе учеников, взятой для сравнения.

2. Гендерные различия креативных способностей младших школьников, проявляются неравномерно.

3. Уровень развития креативных способностей младших школьников, занимающихся по программе развивающего обучения, выше, чем у учеников, обучающихся по традиционной программе.

Таким образом, можно сделать вывод, что интеллектуально одарённые дети обладают и большими творческими способностями. Если учесть, что для успешного общения требуется специальный вид интеллекта («социальный интеллект» Дж. Гилфорд, Т. Хант; «личностный интеллект» Г. Гарднер), то развитие творческих способностей у интеллектуально одаренных детей станет действительным способом их эффективной социализации. Не сереет, что сверстник-интеллектуал пользуется меньшей популярностью среди подростков, нежели сверстник, умеющий отлично танцевать, рисовать, играть на музыкальном инструменте. Возможно, стоит рекомендовать родителям интеллектуально одаренных детей развитие творческих способностей как способ адаптации в окружающем мире. Достаточно интересным может стать отдельное рассмотрение общих и специальных способностей, возможностей и особенностей выявления и развития таланта (как выдающихся способностей, высокой степени одаренности в какой-либо области) и гениальности (наивысшей степени проявления творческих сил человека).

Одаренность очень часто связывается с оригинальными результатами деятельности, достигнутыми необычным или неожиданным способом, а ведь это не что иное как компетентность в той или иной сфере деятельности – насущная необходимость и одно из основных требований современности! Вовремя выявленная одаренность, получившая достаточное творческое развитие в образовательном учреждении, необходимый для повседневной жизни уровень социализации станет не только компонентом самореализованной личности, но и залогом успешного продвижения всего нового и прогрессивного в общественно-политической и социально-экономической жизни в государстве.



Педагоги, школы, ССУЗы, ВУЗы и учреждения дополнительного образования могут и должны направить максимум усилий для создания благоприятной образовательной среды в целях развития одаренности, не забывая о кропотливой работе с родителями одаренных детей, учитывая ситуацию, сложившуюся в информационном пространстве социума.

Развитие творческого мышления и воображения как фактор социализации интеллектуально одаренных детей

Даренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности

59.65kb.

14 10 2014
1 стр.


Создание географического образа территории

Увц: Развитие творческого (самостоятельного мышления; развитие познавательного творческого интереса учащихся к изучаемой теме; обобщение знаний, их систематизация, проверка; воспит

53.74kb.

26 09 2014
1 стр.


Координация речи с движением, развитие творческого воображения

Координация речи с движением, развитие подражательности и творческого воображения

108.72kb.

09 10 2014
1 стр.


По выявлению и поддержке одаренных детей в лицее

Педагогическое кредо лицея №2 г. Рыбинска «Интеллект. Развитие. Успех!» и можно утверждать, что в учреждении сложилась своя система работы по развитию потенциально одаренных детей.

100.29kb.

12 10 2014
1 стр.


Формирование творческого мышления учащихся при изучении биологии

Престиж нашей страны и республики зависит от количества и качества творческих личностей и творческой продукции. Основа творческого мышления закладывается в период развития, а в пос

42.5kb.

17 12 2014
1 стр.


Задания для интеллектуально-творческого марафона 2011 Вопросы для викторины по истории России 6 класс

Как называли в Европе жителей Скандинавского п-ва, как их называли на Руси?

45.22kb.

15 12 2014
1 стр.


Система мероприятий по выявлению и развитию одаренных учащихся в Тюльганском районе на 2010-2012 г г

Формирование системы диагностики интересов, творческих способностей и траектории развития личности одарённых детей

105.84kb.

15 10 2014
1 стр.


Правила приема учащихся в гу «Областная специализированная кадетская школа-интернат для одаренных детей». Общие положения

«Областная специализированная кадетская школа-интернат для одаренных детей» ориентированном на обучение и воспитание детей, проявляющих высокий уровень способностей или особую одар

372.66kb.

25 12 2014
3 стр.