Красота внешнего облика. Мои жесты
Цели:
– создать условия для воспитания нравственной культуры, формирования у младших школьников начального представления о влиянии внешней культуры на контакты между людьми;
– способствовать формированию этической привлекательности собственных жестов, манеры поведения, адекватной оценке своих жестов;
– содействовать пробуждению желания и стремления познавать себя, учиться жить в согласии с людьми.
Оборудование:
– тема классного часа;
– пословица “Умение вести себя украшает и ничего не стоит”/немецкая пословица/;
– рисунки жестов;
– задания на листочках с указанием определённого жеста.
Ход занятия:
1. Орг.момент.
2. Объявление темы классного часа.
– Какие языки вы изучаете?
Дети: русский, английский, татарский, на уроках информатики – язык программирования.
– Есть ещё один язык международный, доступный и понятный всем – это язык мимики, жестов, телодвижений человека “body language”. На этом языке говорят все люди мира, даже сами того не зная.
Жест – движение рукой или телом, что–то обозначающее или сопровождающее речь.
Покажите мне с помощью рук, что ваши дела идут хорошо и нет проблем.
Дети показывают жест большой палец вверх.
– Но этот жест у жителей Америки, Англии имеет другое значение. Им пользуются при голосовании на дорогах. А в Греции – это знак – “Прекрати говорить!/ грубо/ Замолчи!” Представьте себе американца, голосующего на дороге в Греции! А у итальянцев “большой палец” обозначает число 1. Теперь покажите с помощью жеста число 1.
Дети показывают поднятый вверх указательный палец.
– У американцев и англичан указательный палец обозначает число 1, а большой палец – 5. Вопрос – нужно человеку знать язык жестов и почему?
Дети размышляют на эту тему.
3. – Сегодня мы с вами поговорим о жестах человека, как они влияют на его культуру. Перечислите жесты, которые вам знакомы.
Дети
– приятные/ поклоны, рукопожатия/
– добрые /поглаживание по головке, похлопывание по плечу/
– вредные/почёсывание затылка, размахивание руками/
– обидные/пальцем у виска/
– решительные/зазывание /
– профессиональные/ отдача чести у военных/
– определённой группы людей/глухонемые, иностранцы/
– Сейчас мы проведём игру “Угадай жест”.
Выходят ученики и получают листочки с заданием показать какой–либо жест. Другие учащиеся пытаются разгадать значение жеста.
– Умение читать жесты помогают понять настроение друг друга, сказать нужные слова, помочь. Самый добрый жест – это приветствие. Как люди приветствуют друг друга?
Дети:
словами “здравствуйте”, “привет”, кивком, рукопожатием, поцелуем.
– Пожмите руки друг другу. Если вы рады встрече – рукопожатие должно быть твёрдым. При этом надо знать, кто первым должен подавать руку. Попробуйте сами выстроить правила такого приветствия: со взрослыми, одноклассниками, с девочками, бабушкой и т.д.
Выслушиваются ответы детей.
4.Физкультминутка.
– Я буду называть известные жесты, если они приятные, хорошие – хлопаем в ладоши, если нет – приседаем.
Гладить по головке, высовывать язык, рукопожатие, поклон, сопение носом, хрустеть пальцами, подать руку женщине или девочке, фыркать, теребить волосы, отдавать честь, крутить пальцем у виска.
– Какие жесты вам неприятны?
Дети называют обидные жесты.
– Теперь попробуйте сами оценить себя: используете ли вы в своей жизни такие жесты?
Дети: выбирают из 3 предложенных вариантов: да, нет, иногда. Тех, кто признался, что использует обидные жесты, хвалю за смелость и честность.
5. – Всем людям хочется, чтобы в обращении с ними другие пользовались приятными жестами. Предлагаю вам создать знаки жестов, которые, как и дорожные знаки, будут запрещающими или разрешающими. Подумайте, где можно применить эти знаки?
Дети рисуют на заранее приготовленных листочках знаки, подобные дорожным.
Устраивается показ и объяснение каждого знака.
6. Обобщение.
– Что нового узнали для себя сегодня.
Выслушиваются ответы детей.
– Прочитайте пословицу “Умение вести себя украшает и ничего не стоит”. Объясните смысл.
– Желаю вам стать образцовыми гимназистами, людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться.
– А теперь, с помощью жеста, покажите, понравилась ли вам тема, которую мы затронули.
Дети все показывают жест “большой палец вверх”.
Классный час "Формула успеха"
Цель: повышение уровня мотивации учащихся на занятиях по целеполаганию.
Образовательный аспект: познакомить учащихся с судьбами выдающихся личностей (деятелей политики, культуры, спорта); вывести формулу успеха.
Воспитательный аспект: формировать чувство самодостаточности, через нахождение и использование в деятельности своих возможностей; формировать чувство ответственности, через осознание “я делаю свою жизнь сам”.
Развивающий аспект: развивать коммуникативные и общеинтеллектуальные умения и навыки: умение анализировать, классифицировать, аргументировать свой ответ, вести диалог, провести рефлексию и коррекцию своих действий.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Построение плана занятия.
Исходя из названия нашего классного часа, давайте построим пошаговый план нашего занятия.
Цель: вывести формулу успеха.
Действия: рассуждать, общаться, анализировать, доказывать свою точку зрения и т. д.
Средства: жизненный опыт, знания, время.
Время: 1 занятие.
Результат: формула успеха.
– Каждый из вас, заполняя таблицу временного плана и составляя коллаж “Моя мечта”, задумывался над тем, что у него есть и что необходимо для осуществления своей мечты, для достижения цели т. е. над тем, какими ресурсами вы обладаете.
Объяснение материала.
-
Дайте определения слова ресурсы. Попробуйте объяснить, какими ресурсами обладает человек, и как бы вы их разделили.
После обсуждения учащимся предлагается из лежащих на столе учителя карточек составить таблицу.
Карточки двух цветов с внешними (голубой) и внутренними (желтый) ресурсами.
На доске: определение:
– Давайте приведем примеры известных людей, добившихся в жизни успеха за счет внешних и внутренних ресурсов.
Выступления учащихся о выдающихся деятелях культуры, политики, спорта.
-
Назовите качества характера, которые помогли стать этим людям успешными. (Стремление, терпение, трудолюбие, коммуникабельность, жизнелюбие, внимательность, практичность, умение доводить дело до конца, риск и т. д.)
– Со знанием того, что мы имеем, приходит уверенность в успехе.
– Что такое успех?
(Вспоминаем определение с прошлого классного часа).
– Успех и удача, в чем разница?
Удача и успех – достаточно разные вещи. Удача – не ваша заслуга, как не ваша заслуга выигрыш в лотерею. Удача сваливается на вас просто потому, что вам повезло.
– Вспомните старый анекдот про бедного еврея.
Жил-был бедный еврей, с утра до вечера сидел он на коврике, клал поклоны и молил Господа, чтобы тот сделал его богатым. Но шли годы, коврик уже почти истерся, а денег все нет и нет. Тогда вскричал он в сердцах: – Господи, ну почему? Я выполнял все твои заповеди, соблюдал посты и пятницы, почему не наградишь меня за мою верность тебе? Господи, ну почему? И раздался голос с небес: - Абрам, ну оторви свой зад от коврика и пойди купи хотя бы лотерейный билет!
Успех приходит к тем, кто его заработал. Вы знали, что хотели; вы сделали то, что нужно для этого; вы получили то, к чему стремились: это ваш успех, и он всегда с вами.
Удачливым быть приятно, успешным быть престижно и надежно.
Учащимся предлагается записать те качества, которые помогут им в достижении цели в такую же схему как на доске.
– Опишите, что у вас уже есть – это могут быть какие-то черты характера, друзья, которые вас поддержат и вам помогут, финансовые ресурсы, уровень вашего образования, ваша энергия, наконец, время, которым вы располагаете и т. д.
Ведь перед каждой конструктивной работой – собираетесь строить дом или лепить пельмени, надо точно знать, какие есть в наличии материалы и инструменты. Точно так же для того чтобы сконструировать видение будущего, которое наполнило бы вас силой и энергией, необходимо иметь ясное представление о том, что вы имеете.
– Припомните те случаи своей жизни, когда вы чувствовали, что достигли успеха. Это не обязательно должно быть какое-то очень важное событие. Это может быть все, что угодно, от удачного ответа на уроке, до вечера, проведенного с друзьями. Какие из вышеперечисленных ресурсов вы тогда использовали максимально эффективно?
-
Что вы чувствовали, в ситуации успеха?
Работа в группах.
1 группа учащихся с конкретно-последовательным стилем обучения получает задание с разбором ситуаций из реальной жизни. Необходимо проанализировать ситуации и ответить на вопрос: “В каких ситуациях человек добился успеха сам, а в каких это просто удача?”
-
Вы выиграли в лотерею крупную сумму денег.
-
Вы спортсмен и за удачное выступление на соревнованиях получили в качестве приза крупную сумму денег.
-
Вы удачно ответили на вопросы теста по предмету и получили оценку отлично.
-
Вас неожиданно повысили в должности.
-
Вы много и долго плодотворно работали и вас повысили в должности.
-
Вы никогда не увлекались литературой, но после участия в поэтическом конкурсе, вас выбрали лучшим стихотворцем в школе.
-
Вы тщательно готовились к контрольной работе, но по не зависящим от вас причинам урок отменили, что вы чувствуете?
-
Вы первый день в новом классе и сразу нашли общий язык со всеми одноклассниками.
2 группа учащихся с конкретно-разбросанным стилем обучения получает задание, требующее предположения, предсказания результата.
Методика “Прилагательные успеха”.
-
Опишите 3-мя прилагательными человека, с которым вам нравится общаться, а так же человека, с которым вам общаться не нравится.
-
Теперь опишите свое поведение, когда вы общаетесь с этими людьми; например: часто улыбаюсь, говорю спокойным голосом, у меня угрюмое лицо, мой голос выше. Данные запишите в две колонки.
-
Сделайте вывод, как от поведения одного человека зависит поведение другого.
-
Как вы можете изменить конфликтную ситуацию на успешную?
3 группа учащихся с абстрактно-разбросанным стилем обучения получает творческое задание.
-
Вспомните еще раз ваши чувства и эмоции в ситуации успеха и изобразите их на бумаге.
Обсуждение выполненных заданий.
После выступления каждой группы ребята говорят, какие внутренние ресурсы они использовали для выполнения задания максимально эффективно.
Итак, мы с вами поняли, что успех не приходит просто так, что его достигают, и многое в нашей жизни зависит от нас самих. Тот ресурс, который в нас заложен, поможет нам добиться своих целей.
Давайте попробуем вывести формулу успеха, исходя из всего, что мы сказали.
УСПЕХ
Нужно четко представлять то, что хочешь. Это – цель.
Нужно знать, что есть для того, чтобы добиться цели. Это – ресурсы.
Нужно незамедлительно начинать действовать. Это – действия.
Вы получите то, что хотели. Это – результат.
Рефлексия.
– Давайте обратимся к цели, которую мы поставили в начале занятия: вывести формулу успеха.
– Достигли ли мы поставленной цели?
– Чувствуете ли вы что-нибудь подобное тем чувствам, которые испытывали в ситуации успеха?
Итак, мы с вами убедились, что при наличии цели, четком понимании того, что мы имеем для достижения цели, необходимых действиях, мы получим желаемый результат, а значит, добьемся успехов