Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

  2. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  3. Денисов М.К. Практическая методика обучения немецкому языку. Рязань, 2011

  4. Соловова Е.Н.. Методика обучения иностранным языкам. М., Просвещение, 2006.

  5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. Просвещение, 2011

  6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М., Просвещение, 2004.

  7. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.

  8. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000.

  9. Эдварда де Боно. «Шесть шляп мышления» (СПБ.;Питер Паблишинг, 1997).

  10. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Современные технологии в изучении литературы и языков в общеобразовательных учреждениях», - Астрахань, 2008 г. 

  11. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» https://www.ct-net.net/ru/

  12. Материалы уроков Фестиваля педагогических идей https://festival.1september.ru

  13. Газета «Первое сентября» https://ps.1september.ru

  14. Расширение гуманитарных технологий на основе компетентностного подхода https://www.eidos.ru/journal/2006/0901-3.htm

  15. Использование проектного метода для формирования межкультурной компетенции https://www.eidos.ru/journal/2005/0523.htm

  16. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций https://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

  17. Агейчева А.Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе изучения романа

Приложение 1

Схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса


Взаимосвязь

Характеристика методов обучения

Учитель
Ученик Ученик

ПАССИВНЫЕ (Определенная познавательная активность ученика; низкий уровень активности ученика. При таком обучении преобладает внешняя мотивация, репродуктивный характер деятельности, отсутствует самостоятельность и творчество учащихся).

Учитель
Ученик Ученик

АКТИВНЫЕ (Обеспечивает высокую познавательную активность, самостоятельность и творчество ребенка, психосоциальный рост личности школьника).

Учитель
Ученик Ученик

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ подразумевает постоянное активное взаимодействие педагога и обучающихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание; учитель и ученик




Приложение 2

«Аквариум» Обучающиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные ученики не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а обучающиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.

«Два, четыре – вместе» Обучающимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.

«Микрофон» предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Синтез идей» Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.

«Мозговой штурм» Для решения проблемного вопроса обучающимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.

Метод « ПРЕСС» развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:

– Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)

– Обоснование своей мысли («… Так как…»)

– Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)

– Обобщение, выводы («Итак…»).

«Обучая – учусь» Материал урока делится на отдельные блоки по количеству обучающихся в классе. Обучающиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обговаривание и закрепление учебного материала.

«Выбери позицию» Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Ученики класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.

«Карусель» Обучающиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого обучающиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.

«Совместный проект» Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все обучающиеся знакомятся с темой в целом.

Приложение 3

Временное распределение в данной схеме урока при использовании технологии критического мышления можно рассматривать условным, учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись.




Этап урока

время %

Методическая цель

Примерные методики

интерактивной технологии

I. Фаза вызова

10%

Стимулирование познавательной активности.

Снижение уровня языковых и речевых трудностей



«Ученическое целеполагание»;

«Придумывание»,

«Мозговой штурм»

«Корзина» идей, понятий ….;

Фишбон

«Блицопрос»



«Микрофон»

II. Фаза реализации


60%

Решение конкретной коммуникативной задачи. Информационная переработка текста; Присвоение информации и языковых средств, необходимых для порождения устно-речевого высказывания Стимулирование мыслительной (определение понятий, конкретизация, синтез) и речемыслительной деятельности.

Практическое усвоение материала.



- Сравнение.

-Выделение смысловых опор в тексте.

-Система маркировки текста «Инсерт».

-таблица


«ЗУХ»

«Чтение с остановками»;

Тонкие и толстые вопросы;

Прием


«бортовой журнал»

«Кластер»



III. Фаза рефлексии


30%

Использование ситуации текста в качестве опоры для развития умений устной и письменной речи.

Формирование суждения, умозаключения, осуществление

контроля полноты и адекватности

понимания содержания и смысла текста.

Рефлексия

Подведение итогов



Работа в малых группах,

Дебаты,


«Защита проекта», «Большой круг»,

«Написание синквейна»;



«Написание эссе»;


Приложение 4

Иллюстрации к стихотворению Г.Гейне «Поздняя осень…»9 класс, Юрасова Н, Солкан А..

c:\documents and settings\lkhrom\рабочий стол\новое изображение.jpg

e:\рисунки грамоты\125 001.jpg

Приложение 5

Метод обсуждения сложного, проблемного и противоречивого вопроса. В основе метода лежат идеи одного из известнейших исследователей механизмов творчества Эдварда де Боно. «Шесть шляп мышления»

Шесть шляп – шесть разных способов мышления. Шляпы здесь, конечно, не при чем. Это способ на короткое время стать другим. Как говорят пословицы многих стран, чтобы понять другого человека, нужно влезть в его шкуру, поносить его башмаки и т.д. Так и здесь, наденьте шляпу и станьте другим.

Белая шляпа – белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе отдают предпочтение фактам, цифрам и точной информации. Белая шляпа четко различает факты и интерпретации, факты давно принятые нами на веру и те, что проверены аргументами, цифрами и фактами. Белая шляпа излагает свою позицию спокойно, уравновешенно и беспристрастно.

Красная шляпа – полна бушующих эмоций. Ее интересуют не сами факты, а собственное к ним отношение. Что они вызывают? Радость, гнев, возмущение, раздражение, восторг, желание разорвать автора идеи в клочья? В нет места объективности. Все имеет субъективный, эмоционально окрашенный характер. Красная шляпа говорит о своих чувствах.

Черная шляпа – все очерняет. Она не эмоциональная, но зато логична, четка и обоснована. Можно сказать, она талантлива в выискивании плохого там где его, казалось бы не может быть. Критика, доведенная до крайности, лишенная всякого конструктивного подхода. Черную шляпу не интересует, как изменить или улучшить ситуацию, ей важно указать на недостатки.

Желтая шляпа – полна радости и оптимизма. Она во всем ищет и находит позитив. При этом она не только излучает надежду и положительный настрой, но и аргументировано доказывает свою правоту: везде и во всем можно найти хорошее.

Зеленая шляпа – символ начала новой жизни, изменений и перемен. Это творческий взгляд на постоянно меняющийся мир, полный новых идей. Зеленая шляпа не выносит оценочных суждений, она находит в проблеме новые оригинальный идеи, новые пути, демонстрирует радость познаний и мышления, заставляет размышлять.

Синяя шляпа – в душе организатор. При этом она не только рассматривает проблему с точки зрения ее структурированности и организации, но и внимательно слушает все, что говорят другие шляпы, что рационального можно найти в их высказываниях, как можно обобщить многосторонний взгляд на проблему.

(Приложение 6)

Примерная систематизация методов и приемов технологии критического мышления на уроке немецкой литературы в 9-11 классах при работе с текстом

Фаза вызова:

Цель

Содержание

Приемы

Модели заданий

Направленность упражнений

Стимулирование познавательной активности.

Снижение уровня языковых и речевых трудностей.



1.Прогнозирование содержания текста по заголовку, иллюстрациям с опорой на предшествующий опыт и знания.

2.Обеспечивается осознание коммуникативной задачи, нацеливающей на то, как читать.



-Выдвижение гипотез и прогнозирования

-Ученическое целеполагание

---Придумывание

-Мозговой штурм (в парной или групповой работе).



- Lest bitte den Titel und sagt: „Worum kann es in diesem Text gehen?“ или Lest den ersten (letzten) Satz. Entwickelt daraus eine Hypothese, worum es sich im Text wahrscheinlich handelt:

-Wie ist das Leseziel des Textes? Wählt eins oder formuliert das eigene Leseziel.

- Schreibt einen Text zu diesem Titel/Bild/Absatz/Satz.

- Wenn ihr an … denkt/Wenn ihr den Titel lest/, woran denkt ihr dann zuerst? или Womit assoziiert ihr das Wort…? Bringt möglichst viele Ideen zum Problem/ zurFrage...



§ Развитие приемов мышления

(обобщение, анализ),

§ Развитие умения устанавливать смысловую связь между фактами,

§ Развитие умения прогнозировать содержание читаемого,

§ Развитие умения осознанно ставить цели.


Фаза реализации

Цель

Содержание

Приемы

Модели заданий

Чтение текста с целью решения конкретной коммуникативной задачи. Стимулирование мыслительной (определение понятий, конкретизация, синтез) и речемыслительной деятельности.

-Однократное чтение с использованием опор в тексте либо многократное возращение к тексту;

-Использование опор и словаря; либо однократное просмотровое чтение;

-Предварительная проверка правильности сделанных прогнозов.


- Сравнение.

-Выделение смысловых опор в тексте.

-Система маркировки текста «Инсерт».

-таблица


«Плюс-Минус-Интересно»

Lest den Text einmal durch. Überprüft Hypothesen.

Korrigiert sie .

- Wie viele Teile hat der Text?

- Formuliert den Hauptgedanken dieses Textes?

- Выделите информацию в тексте по различным критериям: новая/уже известная; важная/второстепенная; общая/детализирующая; интересная/неинтересная. Разделите информацию на нейтральную, второстепенную и особо интересную.



Фаза рефлексии

Цель

Содержание

Приемы

Модели заданий

Направленность упражнений

Осуществление

контроля полноты и адекватности понимания содержания и смысла текста.

Использование ситуации текста в качестве опоры для развития умений устной и письменной речи.


Проявляется

невербальная реакция: жесты понимания (улыбка, смех, покачивание головой); тест на множественный выбор для проверки понимания основной информации текста.

кодирование информации

(+/-) для проверки понимания основной и детализирующей информации.идентификация с помощью теста «найдено /не найдено».



Close – test

Test


Деление текста на смысловые части.

Setzt die passenden Wörter ein!

Wählt die richtige (falsche) Variante!

Gliedert den Text. Wie viele Teile hat der Text? Begründet eure Meinung. Betitelt diese Teile des Textes. Rekonstruirt die Hauptinformation. Macht Notizen.


§ Развитие умения выбирать среди множества вариантов правильный,

§ Развитие умения понимать полное содержание прочитанного.

§ Развитие рефлексии.

§ Способность опровергать ложное.



Этап информационной переработки текста

Цель

Содержание

Приемы

Модели заданий

Направленность упражнений

Повторный возврат к тексту и его информационная переработка.

Присвоение информации

и языковых средств, необходимых для порождения устно-речевого высказывания


Переработка найденной информации в зависимости от цели ее дальнейшего использования.

Выполнение заданий:

-выделение основных мыслей;

-деление на смысловые отрезки;

-ответы на вопросы по основной/

детализирующей информации;

-фиксация необходимой информации в таблице;

-подбор ключевых слов/словосочетаний/предложений.



- Прием

«бортовой журнал»

(ученики заполняют колонку «ключевые понятия» и параллельно колонку «рисунок или схема»)

-Кластер


Ergänzt die Tabelle

„Die Stichwörter und das Schema“.

Ordnet die ganze Information in die Gedächtniskarte ein.

Der Hauptsatz ist fett gedruckt



§ Развитие умения устанавливать смысловую связь между фактами, умения понимать полное содержание прочитанного.

§ Развитие умения понимать полное содержание прочитанного.

§ Развитие умения обобщать, синтезировать полученные данные

§ Развитие ассоциативности, изобретательности.



Этап порождения устно-речевого высказывания

Цель

Содержание

Приемы РКМ

Модели заданий

Направленность упражнений

Использование информации, полученной из текста, на практике.

Формирование суждения, умозаключения.



Обеспечение осознания коммуникативной задачи на порождение устно речевого или письменного произведения на основе текста или в связи с текстом.

“Двухрядный круглый стол”; групповое подведение итогов

Bildet 2Kreise.

Der erste innere beginnt die Diskussion über….

Jeder von euch bekommt die Rolle einer Person (des Pessimisten, des Optimisten).

Der zweite Kreis hört alle Meinungen aufmerksam zu. Ihr müsst für(gegen) j-n auftreten.



Развитие приемов мышления (обобщение, суждение, умозаключение, конкретизация), стимулирование логически-понятийного мышления, памяти.

Готовность исправлять свои ошибки.



Поиск компромиссных решений.

<предыдущая страница


Краткая аннотация проекта

Фгос. Особое внимание уделено применению современных методов и технологий при формировании способностей к нестандартным решениям, информационной и коммуникативной культуры обучающи

503.46kb.

15 12 2014
3 стр.


Г. Москва 2009г. Краткая аннотация на проект производства защищающих светопрозрачных стеклопакетов

России было получен ряд государственных патентов на технологии светопрозрачных конструкций

69.13kb.

11 10 2014
1 стр.


Краткая аннотация

Задачами специальной дисциплины являются раскрытие сущности нотариата и органов нотариального сообщества, субъектов уполномоченных на совершение нотариальных действий, общих правил

320.41kb.

12 09 2014
1 стр.


Программа дисциплины теория оптимального управления

Краткая аннотация: Курс посвящен изучению современной теории оптимального управления, основанной на принципе максимума Понтрягина

123.5kb.

14 10 2014
1 стр.


Программа дисциплины микроэлектронные системы в биологии и медицине Цикл дс

Краткая аннотация: Цель курса дать студентам методическую основу и схемотехнические знания для обеспечения биологического эксперимента приборами и устройствами сбора и обработки да

81.7kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа дисциплины космическая фотограмметрия Цикл cд. 09 Специальность: 300200 Астрономогеодезия

Краткая аннотация: курс посвящен проблемам обработки космических снимков Земли и планет, полученных с борта исз (КА), с целью построения глобальной опорной координатной сети на пов

98.45kb.

14 12 2014
1 стр.


Книга в твоей жизни Краткая аннотация

По итогам защиты ребята награждаются различными дипломами. Проект имеет большое воспитательное значение, так как заставляет ребят задуматься над собственными чертами характера, уви

51.8kb.

17 12 2014
1 стр.


Программа дисциплины космология Цикл дс. Направление: 510400 ― Физика

Краткая аннотация: в данном курсе лекций излагаются основы релятивисткой космологии: основные идеи, лежащие в её основе, изотропные и анизотропные космологические модели, вопросы,

109.26kb.

28 09 2014
1 стр.