Перейти на главную страницу
Взаимосвязь |
Характеристика методов обучения |
Учитель Ученик Ученик |
ПАССИВНЫЕ (Определенная познавательная активность ученика; низкий уровень активности ученика. При таком обучении преобладает внешняя мотивация, репродуктивный характер деятельности, отсутствует самостоятельность и творчество учащихся). |
Учитель Ученик Ученик |
АКТИВНЫЕ (Обеспечивает высокую познавательную активность, самостоятельность и творчество ребенка, психосоциальный рост личности школьника). |
Учитель Ученик Ученик |
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ подразумевает постоянное активное взаимодействие педагога и обучающихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание; учитель и ученик |
– Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)
– Обоснование своей мысли («… Так как…»)
– Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)
– Обобщение, выводы («Итак…»).
«Обучая – учусь» Материал урока делится на отдельные блоки по количеству обучающихся в классе. Обучающиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обговаривание и закрепление учебного материала.
«Выбери позицию» Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Ученики класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.
«Карусель» Обучающиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого обучающиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.
«Совместный проект» Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все обучающиеся знакомятся с темой в целом.
Приложение 3
Временное распределение в данной схеме урока при использовании технологии критического мышления можно рассматривать условным, учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись.
Этап урока |
время % |
Методическая цель |
Примерные методики интерактивной технологии |
I. Фаза вызова |
10% |
Стимулирование познавательной активности. Снижение уровня языковых и речевых трудностей |
«Ученическое целеполагание»; «Придумывание», «Мозговой штурм» «Корзина» идей, понятий ….; Фишбон «Блицопрос» «Микрофон» |
II. Фаза реализации |
60% |
Решение конкретной коммуникативной задачи. Информационная переработка текста; Присвоение информации и языковых средств, необходимых для порождения устно-речевого высказывания Стимулирование мыслительной (определение понятий, конкретизация, синтез) и речемыслительной деятельности. Практическое усвоение материала. |
- Сравнение. -Выделение смысловых опор в тексте. -Система маркировки текста «Инсерт». -таблица
«ЗУХ» «Чтение с остановками»; Тонкие и толстые вопросы; Прием
«бортовой журнал» «Кластер» |
III. Фаза рефлексии |
30% |
Использование ситуации текста в качестве опоры для развития умений устной и письменной речи. Формирование суждения, умозаключения, осуществление контроля полноты и адекватности понимания содержания и смысла текста. Рефлексия Подведение итогов |
Работа в малых группах, Дебаты,
«Защита проекта», «Большой круг», «Написание синквейна»; «Написание эссе»; |
Цель |
Содержание |
Приемы |
Модели заданий |
Направленность упражнений |
Стимулирование познавательной активности. Снижение уровня языковых и речевых трудностей. |
1.Прогнозирование содержания текста по заголовку, иллюстрациям с опорой на предшествующий опыт и знания. 2.Обеспечивается осознание коммуникативной задачи, нацеливающей на то, как читать. |
-Выдвижение гипотез и прогнозирования -Ученическое целеполагание ---Придумывание -Мозговой штурм (в парной или групповой работе). |
- Lest bitte den Titel und sagt: „Worum kann es in diesem Text gehen?“ или Lest den ersten (letzten) Satz. Entwickelt daraus eine Hypothese, worum es sich im Text wahrscheinlich handelt: -Wie ist das Leseziel des Textes? Wählt eins oder formuliert das eigene Leseziel. - Schreibt einen Text zu diesem Titel/Bild/Absatz/Satz. - Wenn ihr an … denkt/Wenn ihr den Titel lest/, woran denkt ihr dann zuerst? или Womit assoziiert ihr das Wort…? Bringt möglichst viele Ideen zum Problem/ zurFrage... |
§ Развитие приемов мышления (обобщение, анализ), § Развитие умения устанавливать смысловую связь между фактами, § Развитие умения прогнозировать содержание читаемого, § Развитие умения осознанно ставить цели.
|
Цель |
Содержание |
Приемы |
Модели заданий |
Чтение текста с целью решения конкретной коммуникативной задачи. Стимулирование мыслительной (определение понятий, конкретизация, синтез) и речемыслительной деятельности. |
-Однократное чтение с использованием опор в тексте либо многократное возращение к тексту; -Использование опор и словаря; либо однократное просмотровое чтение; -Предварительная проверка правильности сделанных прогнозов.
|
- Сравнение. -Выделение смысловых опор в тексте. -Система маркировки текста «Инсерт». -таблица
«Плюс-Минус-Интересно» |
Lest den Text einmal durch. Überprüft Hypothesen. Korrigiert sie . - Wie viele Teile hat der Text? - Formuliert den Hauptgedanken dieses Textes? - Выделите информацию в тексте по различным критериям: новая/уже известная; важная/второстепенная; общая/детализирующая; интересная/неинтересная. Разделите информацию на нейтральную, второстепенную и особо интересную.
|
Цель |
Содержание |
Приемы |
Модели заданий |
Направленность упражнений |
Осуществление контроля полноты и адекватности понимания содержания и смысла текста. Использование ситуации текста в качестве опоры для развития умений устной и письменной речи.
|
Проявляется невербальная реакция: жесты понимания (улыбка, смех, покачивание головой); тест на множественный выбор для проверки понимания основной информации текста. кодирование информации (+/-) для проверки понимания основной и детализирующей информации.идентификация с помощью теста «найдено /не найдено». |
Close – test Test
Деление текста на смысловые части. |
Setzt die passenden Wörter ein! Wählt die richtige (falsche) Variante! Gliedert den Text. Wie viele Teile hat der Text? Begründet eure Meinung. Betitelt diese Teile des Textes. Rekonstruirt die Hauptinformation. Macht Notizen.
|
§ Развитие умения выбирать среди множества вариантов правильный, § Развитие умения понимать полное содержание прочитанного. § Развитие рефлексии. § Способность опровергать ложное. |
Цель |
Содержание |
Приемы |
Модели заданий |
Направленность упражнений |
Повторный возврат к тексту и его информационная переработка. Присвоение информации и языковых средств, необходимых для порождения устно-речевого высказывания
|
Переработка найденной информации в зависимости от цели ее дальнейшего использования. Выполнение заданий: -выделение основных мыслей; -деление на смысловые отрезки; -ответы на вопросы по основной/ детализирующей информации; -фиксация необходимой информации в таблице; -подбор ключевых слов/словосочетаний/предложений. |
- Прием «бортовой журнал» (ученики заполняют колонку «ключевые понятия» и параллельно колонку «рисунок или схема») -Кластер
|
Ergänzt die Tabelle „Die Stichwörter und das Schema“. Ordnet die ganze Information in die Gedächtniskarte ein. Der Hauptsatz ist fett gedruckt |
§ Развитие умения устанавливать смысловую связь между фактами, умения понимать полное содержание прочитанного. § Развитие умения понимать полное содержание прочитанного. § Развитие умения обобщать, синтезировать полученные данные § Развитие ассоциативности, изобретательности. |
Цель |
Содержание |
Приемы РКМ |
Модели заданий |
Направленность упражнений |
Использование информации, полученной из текста, на практике. Формирование суждения, умозаключения. |
Обеспечение осознания коммуникативной задачи на порождение устно речевого или письменного произведения на основе текста или в связи с текстом. |
“Двухрядный круглый стол”; групповое подведение итогов |
Bildet 2Kreise. Der erste innere beginnt die Diskussion über…. Jeder von euch bekommt die Rolle einer Person (des Pessimisten, des Optimisten). Der zweite Kreis hört alle Meinungen aufmerksam zu. Ihr müsst für(gegen) j-n auftreten. |
Развитие приемов мышления (обобщение, суждение, умозаключение, конкретизация), стимулирование логически-понятийного мышления, памяти. Готовность исправлять свои ошибки. Поиск компромиссных решений. |
Фгос. Особое внимание уделено применению современных методов и технологий при формировании способностей к нестандартным решениям, информационной и коммуникативной культуры обучающи
15 12 2014
3 стр.
России было получен ряд государственных патентов на технологии светопрозрачных конструкций
11 10 2014
1 стр.
Задачами специальной дисциплины являются раскрытие сущности нотариата и органов нотариального сообщества, субъектов уполномоченных на совершение нотариальных действий, общих правил
12 09 2014
1 стр.
Краткая аннотация: Курс посвящен изучению современной теории оптимального управления, основанной на принципе максимума Понтрягина
14 10 2014
1 стр.
Краткая аннотация: Цель курса дать студентам методическую основу и схемотехнические знания для обеспечения биологического эксперимента приборами и устройствами сбора и обработки да
14 12 2014
1 стр.
Краткая аннотация: курс посвящен проблемам обработки космических снимков Земли и планет, полученных с борта исз (КА), с целью построения глобальной опорной координатной сети на пов
14 12 2014
1 стр.
По итогам защиты ребята награждаются различными дипломами. Проект имеет большое воспитательное значение, так как заставляет ребят задуматься над собственными чертами характера, уви
17 12 2014
1 стр.
Краткая аннотация: в данном курсе лекций излагаются основы релятивисткой космологии: основные идеи, лежащие в её основе, изотропные и анизотропные космологические модели, вопросы,
28 09 2014
1 стр.