Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
@ЗАГОЛОВОК = Германия - Россия: диалог музеев о ранах, нанесенных культуре войной

@АВТОР = /Владимир Смелов, корр. ИТАР-ТАСС в Берлине/

Крупномасштабный российско-германский исследовательский проект "Российские музеи во время Второй мировой войны" стартовал в Берлине. Он предусматривает принципиально новую двустороннюю форму совместных музейных исследований обеих стран.

Проект посвящен утраченным культурным ценностям и произведениям искусства советских музеев во время Второй мировой войны и направлен на "детальное изучение военной истории культурных ценностей в музейной перспективе". Цель начинания - добиться наиболее полной оценки масштабов разрушений, потерь и ущерба, причиненных художественным произведениям и другим культурным ценностям музеев СССР.

Проект предложен инициативной группой "Германо-российский диалог музеев" /ГРДМ/, созданной в 2005 году. Объединяющая свыше 80 немецких сокровищниц культуры и искусства, она высказывается за широкое научное сотрудничество с российскими коллегами, в том числе в сфере обмена культурными ценностями для их представления общественности.

Проект "Российские музеи во время Второй мировой войны", как отмечалось на состоявшейся в Берлине пресс-конференции, по своему содержанию и структуре является "целиной" в сотрудничестве музеев РФ и ФРГ и их совместной исследовательской работе. Во время войны российские музеи понесли значительные утраты - сотни тысяч ценнейших произведений искусства и культурных ценностей были уничтожены. До сих пор судьба коллекций советских музеев в годы войны исследована не полностью, не выяснено местонахождение многих исторических и культурных ценностей.

В проекте участвуют российские и немецкие историки и искусствоведы, объектом внимания которых станут музейные собрания шести городов:

Новгорода, Пскова, Царского Села, Петергофа, Гатчины и Павловска.

Результаты исследований предполагается опубликовать в двух томах - на русском и немецком языках.

Как отметила на пресс-конференции генеральный секретарь Фонда культуры федеральных земель ФРГ Изабель Пфайффер-Пенсген, "мы готовы оказать необходимую поддержку российским музеям". Кроме того, "мы хотели бы активизировать контакты не только между самими культурными учреждениями, но и между немецкими и российскими коллегами", добавила она. "При поддержке фонда концерна "Фольксваген" мы открываем новую научную программу, которая должна пролить свет на местонахождение множества культурных памятников, которые после войны считаются исчезнувшими", - сказала генсек фонда. "Мы вместе с российскими исследователями и хранителями начинаем серьезное исследование потерь в сфере российских культурных ценностей и привлекаем для него новый круг источников". "Для нас очень важно привнести в фокус внимания именно российские культурные потери во время войны, что мы намерены сделать совместно с уже действующим проектом по изучению культурных потерь немецкой стороны", - резюмировала Пфайффер-Пенсген.

"Речь идет, прежде всего, об улучшении профессиональных контактов, прежде чем будут разрешены различные политические, правовые, юридические вопросы", - дополнил президент фонда "Прусское культурное наследие" Херман Парцингер. По его словам, за последнее время на этом направлении многое достигнуто, в том числе в плане организации выставок".

Научный руководитель проекта "Российские музеи во время Второй мировой войны", известный немецкий историк Вольфганг Айхведе сообщил, что "ставится задача расставить новые научно-исследовательские акценты, показать, как была организована грабительская политика /фашистской Германии/". Поэтому "эта работа носит основополагающий характер". Как отметил ученый, особое внимание оккупантов, по всей видимости, привлекали культурные объекты, так или иначе связанные с германской историей или созданные немецкими мастерами, например, Янтарная комната в Царском Селе или фонтан Нептун в Петергофе, привезенный туда из Нюрнберга.

По его словам, намеченный к изданию на немецком и русском языках каталог потерь "призван также задокументировать культурную политику / гитлеровской Германии/ на оккупированных территориях". Предполагается, что эксперты будут, в частности, "интенсивно работать с российскими архивами, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и на периферии". При этом "важной составной частью деятельности группы будет сотрудничество с отдельными музеями", добавил немецкий ученый.

Научный сотрудник проекта Светлана Некрасова сообщила, что российская сторона ведет работу по документации своих военных потерь. Данные об утратах опубликованы в "Сводном каталоге культурных ценностей РФ, похищенных или утраченных в период Второй мировой войны", издаваемым министерством культуры РФ с 1999 года. "Значимость проекта в том, что мы приступаем к совместной работе с немецкими коллегами, с помощью которых рассчитываем исследовать новый пласт документов, хранящихся в других странах - Германии и США", - отметила Светлана Некрасова. Она напомнила, что в годы ВОВ немецко-фашистские захватчики разграбили на территории СССР

154 музея. Поиск похищенных и утраченных произведений искусства и других культурных объектов затруднен тем, что при этом были уничтожены многие каталоги и описи предметов хранения, уточнила она.

Научный сотрудник инициативной группы ГРДМ Анастасия Юрченко выразила надежду, что в результате "не только откроются возможности прояснить некоторые исторические моменты, но и найти следы, ведущие к местонахождению конкретных произведений искусства".

В свою очередь Вольфганг Айхведе сказал, что, хотя в Советском Союзе после войны и велась работа по документированию потерь, в большинстве случаев их следы терялись в Восточной Европе и в Германии. До сих пор неясно, какие предметы искусства были уничтожены, а какие попали в частные руки. "Работу, ведущуюся для их обнаружения, можно сравнить с детективной", - отметил ученый. Он уточнил, что после ВОВ Советскому Союзу были переданы 530 тыс. объектов, которые союзнические войска обнаружили в различных хранилищах в Германии.

Проект, бюджет которого составляет около 800 тыс. евро, на 25 проц.

финансирует фонд автомобилестроительного концерна "Фольксваген", а на 25 проц. - Фонд культуры федеральных земель ФРГ и фонд "Прусское культурное наследие".

С возникновением инициативной группы "Германо-российский диалог музеев" вопросы реституции культурных ценностей, перемещенных во время и в результате Второй мировой войны, стали обсуждаться сторонами с большей открытостью и интенсивностью, чем прежде. Зримое начало этому процессу было положено в ноябре 2005 года, когда в Берлине состоялось торжественное мероприятие, посвященное 50-летию возврата Советским Союзом германским музеям произведений искусства, оказавшихся в СССР. В конце марта 1958 года Совет министров СССР принял решение передать в знак дружбы с ГДР находившиеся в Советском Союзе культурные ценности в государственные собрания произведений искусства Дрездена. В том же году в город на Эльбе вернулись уникальные шедевры, в том числе "Сикстинская Мадонна" Рафаэля, а также полотна Альбрехта Дюрера, Яна ван Эйка, других живописцев. В рамках этой и последующих акций по передаче ценностей в ГДР из Москвы и Ленинграда были возвращены более 1,5 млн произведений искусства.

Тем самым, как сказал президент Фонда "Прусское культурное наследие", официальный представитель инициативной группы ГРДМ Херман Парцингер, "был предпринят важный шаг в российско-германском сотрудничестве, в развитии отношений между двумя странами". Этот шаг, в частности, положил начало возрождению Острова музеев на Шпрее в центре Берлина.

По словам Хермана Парцингера, особая важность передачи ценностей состояла в том, что "в 1958 году раны войны еще далеко не зажили". А если вспомнить о преступлениях, совершенных немцами в отношении советских людей, то возврат шедевров следует рассматривать как "значимую культурно- политическую акцию, за которую мы благодарны". После воссоединения Германии в 1990 году российско-германские отношения "достигли качества особого уровня", и обе страны стали партнерами в решении многих крупных проблем.

Как отметил Херман Парцингер, на сегодняшний день в России еще находятся около 1 млн предметов искусства, из которых 200 тыс. являются высокоценными экспонатами, более 4 млн книг и большое количество архивных материалов /для их размещения потребовалось бы 3 км полок/. Парцингер обратил внимание на предпринимаемые символические жесты, как это было, например, в случае с возвращенными витражами из церкви святой Марии во Франкфурте-на-Одере.

Со своей стороны, Германия при значительной поддержке деловых кругов участвовала в восстановлении Янтарной комнаты и церкви Успения Марии в Новгороде, а также передала бронзовую копию "Молящегося мальчика"

Петергофскому дворцу. "И всякий раз, когда выявляются отдельные произведения искусства, вывезенные из России вследствие войны, немецкая сторона немедленно возвращает их в порядке реституции. Это и впредь будет являться основой действий Германии в подобных случаях", - заверил Херманн Парцингер.

В преамбуле Вотума музеев Германии отмечается, что Россия и Германия ведут переговоры о перемещенных ценностях на протяжении более полутора десятилетий, в 1950-е годы Советский Союз "вернул значительное количество ценностей ГДР, преимущественно из собраний Берлинских и Дрезденских музеев". После подписанного в 1990 году Договора о добрососедских отношениях и российско-германского Соглашения о культурном сотрудничестве в этом направлении были достигнуты лишь незначительные результаты, хотя возврат ценностей и был конкретно оговорен в договорах.

Между тем, крупнейшая акция в рамках реституции культурных ценностей стала одним из первых и чрезвычайно значимых шагов на пути примирения между народами России и Германии. Эта акция заложила основу для дальнейшей передачи культурных ценностей от поколения к поколению.

Директор государственного музея Шверина Корнелия фон Берсвордт- Вальрабе напомнила, что его собрания были открыты для посещения после Второй мировой войны в 1946 году по настоянию представителей советской военной администрации в Германии. "Это было в те времена интересной

новостью",- заметила она. Директор высказалась за дальнейшую каталогизацию культурных ценностей с целью определить, где конкретно находятся те или иные предметы искусства.

Генеральный директор государственных музеев Берлина Петер-Клаус Шустер выразил "особую благодарность российским коллегам за уход и тщательное сохранение живописных полотен и других уникальных реликвий".



В этой связи в Германии нередко вспоминают слова, сказанные на торжественном мероприятии, посвященном передаче СССР сокровищ Дрезденской галереи, бывшим президентом ФРГ Рихардом фон Вайцзеккером. Минувшая война, напомнил он, причинила Советскому Союзу, в том числе в области культуры, колоссальный ущерб. "Мы с болью и печалью вспоминаем о жертвах", поскольку "никто не несет большей вины за это, чем немцы", - сказал видный германский политик, которому самому выпало воевать на Восточном фронте. Он выразил убеждение, что победивший в войне Советский Союз не воспринимал перемещенные культурные ценности как трофеи - "речь шла о сохраненных, спасенных сокровищах". И Германия благодарна за это, связывая с передачей предметов искусства надежды на то, что такая же участь постигнет и другие культурные ценности, указал Рихард фон Вайцзеккер. --0--

Крупномасштабный российско-германский исследовательский проект "Российские музеи во время Второй мировой войны" стартовал в Берлине

Ев во время Второй мировой войны и направлен на "детальное изучение военной истории культурных ценностей в музейной перспективе"

72.32kb.

09 10 2014
1 стр.


На пороге Второй мировой войны

Приложение Урок по новейшей истории России на тему: «На пороге Второй мировой войны» учителя моу сош №12 г. Твери Чебышевой Галины Вячеславовны

54.9kb.

01 09 2014
1 стр.


Российско-Германская сырьевая конференция "Надёжность снабжения ресурсами"

Фрайберг (недалеко от Дрездена) Германия состоялся Российско-германский сырьевой форум под эгидой Д. Медведева и А. Меркель

29.7kb.

14 12 2014
1 стр.


9, 2011 г. 2 сентября – День окончания Второй мировой войны Мы вашу отвагу, как флаг, пронесем!

Цели. Ознакомить с боевым путем ветерана Великой Отечественной войны Д. Б. Мурзина, дать представление о его личном вкладе в победу; развивать умение анализировать, обобщать, делат

99.9kb.

11 10 2014
1 стр.


Российские военнопленные первой мировой войны в германии
645.26kb.

01 10 2014
3 стр.


Палаван включая островочек Минилок

В заливе Корон-Бэй большое впечатление на дайверов производят корабли японского флота, потопленные во время Второй Мировой войны

38.01kb.

26 09 2014
1 стр.


Начало Первой мировой войны

Боязнь роста революционного движения побудила империалистов ускорить развязывание мировой войны. В подготовке первой мировой войны повинны империалисты всех стран

186.21kb.

14 12 2014
1 стр.


Проблема интернирования русских военнопленных первой мировой войны

Во время Первой мировой войны в плену оказались миллионы солдат и офицеров, многие из которых были ранены, искалечены или страдали от болезней, связанных с плохим питанием и изнури

296.16kb.

08 10 2014
1 стр.