Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Приложение 3. Урок по новейшей истории России на тему: «На пороге Второй мировой войны» учителя МОУ СОШ № 12 г. Твери Чебышевой Галины Вячеславовны.

Данный урок посвящен одной из самых дискуссионных тем новейшей истории, причем эта дискуссия идет не только в исторической науке, но и в политической сфере. Это не может не найти отражение в преподавании школьного курса истории. Урок, разработанный Г.В. Чебышевой, был успешно проведен в качестве открытого на курсах повышения квалификации учителей истории «Актуальные проблемы изучения новейшей истории России» в декабре 2009 г. Он прошел весьма успешно, прежде всего, благодаря высокому уровню исторических знаний учащихся, их общей эрудиции, а также тому, что история в данном классе изучается на профильном уровне. Что касается сценария урока, то он крайне прост, что, впрочем, не противоречит современным требованиям к уроку истории. Более того, в определенном смысле он инвариантен, так как подходит как для базового, так и для профильного изучения истории, причем в классах с любым уровнем исторической подготовки учащихся. Просим Вас высказать свое мнение об уроке на форуме.



Савинова О.В., ведущий научный сотрудник ОИПП ТОИУУ, к.п.н.

Тема урока: Тема урока «На пороге Второй мировой войны».

Цель урока: С учетом новейших достижений отечественной и зарубежной историографии показать, что виновником развязывания войны стала Германия, вместе с союзными ей странами

Задачи урока: формирование ключевых компетенций школьников (информационной, коммуникативной,кооперативной)

Педагогическая технология: проблемно-поисковая

Оборудование: видеосюжет («От Мюнхенского сговора до захвата Польши»), презентация, кейс с документами для работы в группах, атласы.

Ход урока

  • Вступительное слово учителя:

Современность не изолирована от прошлого, прошлое присутствует в настоящем. ХХ век оставил глубокие незаживающие раны. Так например, отзвуки Второй мировой войны присутствуют в настоящем.

Попытки фальсифицировать историю Второй мировой войны в угоду корыстных политических интересов были всегда. Сознательное искажение исторических фактов существует и сегодня. Так нам предлагают признать, что единственным «спусковым крючком» Второй мировой войны стал советско-германский пакт о ненападении от 23 августа 1939 г. (пакт Молотова-Риббентропа) . Так ли это было на самом деле?

Сегодня мы поразмышляем над сложным вопросами:


  • Кто виноват в развязывании Второй мировой войны?

  • Несут ли ведущие державы того времени ответственность за развязывание Второй мировой войны?

  • Была ли возможность предотвратить Вторую мировую войну?

Анализ видеосюжета и исторических документов поможет более глубоко разобраться в проблематике этой непростой темы.

Итак, какие события предшествовали заключению «Пакта Молотова-Риббентропа»?



2. Видеосюжет («От Мюнхенского сговора до захвата Польши»).

3. Групповая работа

  • Задание общее для всех групп

- Что предусматривал пакт Молотова – Риббентропа?

- Как вы оцениваете позицию автора данной карикатуры?

- О каком восприятии на Западе пакта о ненападении

свидетельствует эта карикатура?



  • Инвариантное задание для групп

Почему стал возможен пакт Молотова –Риббентропа ?

Сталин был уверен , что он выиграл. Почему он так думал?

Гитлер торжествовал – он всех переиграл!

Так ли это?

4. Ответы на ключевые вопросы урока


  • Кто виноват в развязывании Второй мировой войны?

  • Несут ли ведущие державы того времени ответственность

за развязывание Второй мировой войны?

  • Была ли возможность предотвратить Вторую мировую войну?

5. Заключительное слово учителя:

Историческое полотно – это не репродукция, которую можно подретушировать. По желанию заказчика убрать то, что не нравится или изменить, добавив светлых и теплых красок. Это наша общая история и она неотделима от нас . И нет такого судьи, который мог бы вынести прошлому абсолютно беспристрастный вердикт. Мы обязаны извлекать уроки из истории, если хотим иметь мирное и счастливое будущее.

Д. задание: п.19.

Документальные материалы и задания группам

Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом.

23 августа 1939 г.

СтатьяI

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздержаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга, как отдельно, так и совместно с другими державами.



СтатьяII

В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

Статья III

Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте с друг другом для консультации, чтобы информировать друг друга в вопросах, затрагивающих их общие интересы.

Статья IV

Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны…..

Статья V

Настоящий Договор подлежит ратификации в возможно короткий срок….

Договор вступает в силу немедленно после его подписания…….

Секретный дополнительный протокол к советско-германскому договору о ненападении. 23 августа 1939 г.

При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату:



  1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав прибалтийских государств ( Финляндия, Эстония, Латвия, Литва),северная граница Литвы является одновременно границей сфер интересов Германии и СССР….

  2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства границы сфер интересов Германии и СССР будут приблизительно проходить по линии рек Нарева, Висла и Сана…

  3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.

Задание 1 группе

Вопрос урока:

  • Кто виноват в развязывании Второй мировой войны?

Вопросы к документу

1.

  • Что предусматривал пакт Молотова- Риббентропа?

  • Как вы оцениваете позицию автора данной карикатуры?

  • О каком восприятии на Западе пакта о ненападении свидетельствует эта карикатура?

2. Почему стал возможен пакт Молотова – Риббентропа?

Задание 2 группе

Вопрос урока:

  • Несут ли ведущие державы того времени ответственность за развязывание Второй мировой войны?

Вопросы к документу

1.

  • Что предусматривал пакт Молотова- Риббентропа?

  • Как вы оцениваете позицию автора данной карикатуры?

  • О каком восприятии на Западе пакта о ненападении свидетельствует эта карикатура?

2. Сталин был уверен, что он выиграл. Почему он так думал?

Задание 3 группе

Вопрос урока:

Была ли возможность предотвратить Вторую мировую войну?



Вопросы к документу

1.

  • Что предусматривал пакт Молотова- Риббентропа?

  • Как вы оцениваете позицию автора данной карикатуры?

  • О каком восприятии на Западе пакта о ненападении свидетельствует эта карикатура?

2.Гитлер торжествовал – он всех переиграл!

Так ли это?

На пороге Второй мировой войны

Приложение Урок по новейшей истории России на тему: «На пороге Второй мировой войны» учителя моу сош №12 г. Твери Чебышевой Галины Вячеславовны

54.9kb.

01 09 2014
1 стр.


Крупномасштабный российско-германский исследовательский проект "Российские музеи во время Второй мировой войны" стартовал в Берлине

Ев во время Второй мировой войны и направлен на "детальное изучение военной истории культурных ценностей в музейной перспективе"

72.32kb.

09 10 2014
1 стр.


Начало Первой мировой войны

Боязнь роста революционного движения побудила империалистов ускорить развязывание мировой войны. В подготовке первой мировой войны повинны империалисты всех стран

186.21kb.

14 12 2014
1 стр.


Мир второй половины ХХ века

Окончание второй мировой войны в Европе (май 1945) и в мире (сентябрь 1945). Проблемы послевоенного урегулирования на Потсдамской мирной конференции. Механизм Совета министров инос

437.86kb.

14 10 2014
3 стр.


-

Вымыслы и фальсификации в оценках роли СССР накануне и с началом второй мировой войны

203.3kb.

01 09 2014
1 стр.


Вопросы к экзамену по Музыкальной литературе 4 курс

Основные течения в зарубежной музыке до второй мировой войны

12.7kb.

14 12 2014
1 стр.


«Сказочная Адриатика…»

Государство в Восточной Европе. После второй мировой войны и до 90-х годов – Польская Народная Республика

490.44kb.

09 10 2014
4 стр.


Вторая мировая война Назовите годы Второй Мировой войны

Восстановите хронологическую последовательность событий, связанных с разгромом Японии

60.63kb.

12 09 2014
1 стр.