Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 46страница 47


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ СПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ


КУРС ЛЕКЦИЙ


дисциплины

«История»

Рассмотрен на заседании предметной УТВЕРЖДАЮ

(цикловой) комиссии и рекомендован Заместитель директора

к утверждению по учебной работе

Протокол № ____

от «____»_______________ 200__г.

Разработала преподаватель: Евдошенко Ю.И.

2009


СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. НАЧАЛО РУСИ…………………………………………………………………....5

    1. Происхождение славян. Восточные славяне……………………………………………...5

    2. Появление государства у древних славян. Первые русские князья……………………..24

1.3 Святослав. Владимир. Крещение Руси……………………………………………………30

РАЗДЕЛ 2. РУСЬ В XI – XII ВВ……………………………………………………………….45

2.1 Ярослав Мудрый. Феодализм на Руси…………………………………………………….45

2.2 Усобицы князей. Любечский съезд………………………………………………………..60

2.3 Владимир Мономах. Политическая раздробленность Руси……………………………..66

2.4 Культура Руси в XI – XIII вв………………………………………………………………87

РАЗДЕЛ 3. РУСЬ В XIII – XV ВВ……………………………………………………………102

3.1 Монголо – татарское нашествие на Русь. Александр Невский………………………...102

3.2 Хозяйство Руси и различные группы общества………………………………………...115

3.3 Москва – центр объединения Руси. Образование единого государства……………...119

РАЗДЕЛ 4. РОССИЯ В XVI В………………………………………………………………..135

4.1 Иван Грозный……………………………………………………………………………...135

4.2 Россия накануне смуты…………………………………………………………………...148

4.3 Культура России XV - XVI вв……………………………………………………………155

РАЗДЕЛ 5. РОССИЯ В XVII В……………………………………………………….............165

5.1 Смутное время……………………………………………………………………………..165

5.2 Первые Романовы…………………………………………………………………………178

5.3 Хозяйство и сословия. Бунташный век………………………………………………….193

5.4 Внешняя политика России. Присоединение Сибири…………………………………...209

5.5 Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны………………………………...217

РАЗДЕЛ 6. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII – XVIII ВВ………………………………………….223

6.1 Начало правления Петра Первого……………………………………………………….223

6.2 Северная война…………………………………………………………………………....232

6.3 Реформы Петра Первого………………………………………………………………….244

РАЗДЕЛ 7. РОССИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ВРЕМЕНИ……………………………….252

7.1 Эпоха дворцовых переворотов…………………………………………………………..252

7.2 Правление Екатерины Второй…………………………………………………………...262

7.3 Внешняя политика России в XVIII в…………………………………………………….270

7.4 Русская церковь. Пугачевское восстание……………………………………………….283

7.5 Культура России в XVIII в……………………………………………………………….295

РАЗДЕЛ 8. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В……………………………………..308

8.1 Россия в начале XIX в…………………………………………………………………….308

8.2 Правление Павла Первого. Начало правления Александра Первого………………….316

8.3 Отечественная война 1812 года…………………………………………………………..324

8.4 Внутренняя политика Александра Первого после войны. Восстание декабристов….336

8.5 Правление Николая Первого. Укрепление империи……………………………………344

8.6 Крымская война…………………………………………………………………………...355

8.7 Образование, наука, культура первой половины XIX в………………………………..364

РАЗДЕЛ 9. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В…………………………………...382

9.1 Накануне отмены крепостного права……………………………………………………382

9.2 Основные положения реформы 1861 года………………………………………………387

9.3 Либеральные реформы 60 – 70 годов XIX в…………………………………………….393

9.4 Промышленность, транспорт, сельское хозяйство……………………………………..397

9.5 Общественное движение 60 – 70 годов XIX в…………………………………………..405

9.6 Русско – турецкая война 1877 – 1878 годов…………………………………………….414

9.7 Внутренняя политика России после войны……………………………………………..421

9.8 Россия в конце XIX в……………………………………………………………………...430

9.9 Промышленный подъём 90 годов XIX в………………………………………………...437

9.10 Начало правления Николая Второго……………………………………………………441

9.11 Образование, наука, культура в конце XIX в…………………………………………..450

РАЗДЕЛ 10. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX В……………………………………………………471

10.1 Россия в начале XX в…………………………………………………………………….471

10.2 Первая русская революция 1905 года…………………………………………………..489

10.3 Манифест 17 октября 1905 года………………………………………………………...494

10.4 Реформы П.А. Столыпина………………………………………………………………498

10.5 Первая мировая война…………………………………………………………………...505

10.6 Революции 1917 года…………………………………………………………………….512

РАЗДЕЛ 11. СОЗДАНИЕ СССР……………………………………………………………...529

11.1 «Военный коммунизм». Гражданская Война…………………………………………..529

11.2 НЭП. Индустриализация………………………………………………………………...535

11.3 Тоталитарная система……………………………………………………………………547

11.4 Великая Отечественная война…………………………………………………………..592

11.5 Послевоенное развитие. Оттепель……………………………………………………...610

11.6 50 - 60 годы XX в………………………………………………………………………...636

РАЗДЕЛ 12. РАСПАД СССР…………………………………………………………………653

12.1 Нарастание кризиса……………………………………………………………………...653

12.2 Перестройка………………………………………………………………………………662

12.3 Распад СССР. Суверенитет России……………………………………………………..691

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………………………………………………706

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….....................................730



РАЗДЕЛ 1

НАЧАЛО РУСИ.

1.1 Происхождение славян. Восточные славяне.

Начало истории. Изучение истории России необходимо начать с того времени, когда на ее территории появились первые люди. Какое отношение это древнейшее население имеет к последующей истории России? Ответ на этот вопрос весьма прост. Все разно­племенные поколения постепенно, шаг за шагом, становились строителями истории той части Европы и Азии, которая впослед­ствии образовала Россию. Они первыми ступали по этой земле, плыли по ее рекам и озерам, впоследствии распахивали землю, пасли стада и строили здесь первые жилища, а уходя в небытие, давали жизнь последующим поколениям./История может исчезнуть лишь вместе с человечеством, но и возникла она лишь вместе с людьми, которые обитали в этих краях и дали здесь первый опыт человеческого существования. Это еще не была история человече­ства в полном смысле этого слова. Не было еще человеческих об­ществ, народов, государств, которые составляют смысл истории, но начало всему этому было положено вместе /с появлением челове­ка. Поэтому данный период часто называют «предысторией».

Что означает само понятие «человек»? Ученые считают, что выделение людей из животного мира связано прежде всего с тем, что древнейшие люди стали осознавать себя в окружающем мире и научились создавать орудия труда, что и было ярким проявлени­ем высшего по сравнению с животными сознания. Это были раз­личные предметы из камня: режущие орудия — рубила, разного ро­да скребки, подобие каменных ножей, изготовленных путем удара камня о камень. По главному материалу орудий труда весь древ­нейший период истории человечества назван палеолитом (от гре­ческих слов «палайос» —древний и «литое» — камень).

При помощи каменных орудий первые люди раннего палеолита раскапывали землю в поисках съедобных корней, оборонялись от хищников и сами охотились. Климат большей части земли в то время был теплым, поверхность суши была по­крыта густыми вечнозелеными деревьями. Первых людей окружали огромные жи­вотные — первобытные слоны, саблезубые тигры, гигантские олени. Люди бро­дили небольшими группами — первобытными стадами, устраивали стоянки на открытых местах, чтобы можно было заранее заметить грозящую опасность. Почти беззащитные предки современного человека нуждались друг в друге, борясь с могучими животными. Поэтому они собирались в первобытные коллекти­вы, учились общаться друг с другом.

Человек и ледник. Решительный сдвиг в истории человечества произошел в период между 100 и 30 тыс. лет назад, когда под вли­янием геологических, климатических, а возможно, и космических причин началось оледенение значительных территорий, и в первую очередь на севере. Граница ледника доходила до среднего течения Днепра и Дона, пересекала Волгу и Каму и тянулась дальше на восток. К югу от ледника раскинулась тундра со скудной раститель­ностью.

В этих условиях перед человеком встал трудный, поистине ис­торический выбор: как выжить, уцелеть, сохранить потомство?

Одна часть людей подалась на юг, другая же стала осваивать земные пространства в изменившихся условиях. Человека спас ра­зум, умение создавать. Люди широко пользовались огнем. Он давал возможность жарить на углях мясо. Новый вид пищи существенно менял саму физиологию человека, делал ее более совершенной.

Люди со временем стали использовать в качестве жилищ пещеры и укрывать­ся в них, согреваясь теплом костра. Но большинство пещер уже было обжито хищ­никами: пещерными львами,)медведями. Человек бросил им вызов. Сколько страш­ных схваток произошло в тех темных пещерах, где сегодня найдены останки древних людей. В тот же период появляются и построенные человеком жилища — из дерева, камня, камыша, костей животных. Зарождается и такой вид жилья, как землянка, которому довелось дожить до наших дней. В те суровые тысячелетия человек научился из шкур животных делать себе одежду, что дало ему дополни­тельный шанс на защиту от холода и выживание.

Наконец, человек этого времени стал хоронить своих умерших соплеменников. Таким образом, люди осознали себя смертными и одновременно утвердили в своем сознании надежду на потусторон­нюю жизнь. Это скрашивало им тяжесть существования и напол­няло верой в то, что жизнь небессмысленна. Тайны мироздания, рождения и смерти с тех пор люди стали связывать с проявлени­ем существования высших сил, божеств.

Зарождение религиозных представлений окончательно выдели­ло человека из животного мира. Именно с этого времени человек начинает превращаться в существо, которое ученые определили латинскими словами «гомо сапиенс», что означает «человек ра­зумный».

Люди эпохи палеолита. Постепенно происходило совершенст­вование человеческих коллективов. Новые условия заставили лю­дей сплотиться, осуществлять постоянную взаимопомощь в борьбе с природой и животным миром. Это было уже не первобытное ста­до, а хорошо организованные общины, где у каждого существова­ли определенные задачи в домашнем хозяйстве, на охоте, в борь­бе с врагами. Общинники вели охоту облавой, загоняли крупных зверей в ямы, к обрывам и добивали их, потом в пещерах, у кост­ров, праздновали свои победы. Самой желанной добычей был ма­монт, дававший много мяса, шкуры, костей, из которых делали ору­дия и другие полезные вещи.

Несмотря на холод, люди упорно осваивали новые земли и на этом пути сами развивались и совершенствовались. Движение на территорию современной России шло как со стороны Центральной Европы, так и из Южной Азии, а это значит, что уже в ту отда­ленную эпоху проглядывала связь обитавших здесь людей как с Ев­ропой, так и с Азией, хотя до появления этнических, т. е. нацио­нальных, признаков у людей было еще далеко.

В период между 40 и 13 тыс. лет до н. э. в истории человече­ства опять произошли крупные перемены. В древних общинах бы­ли запрещены браки между сородичами, а это сразу улучшило че­ловеческую природу. Именно в это время и появился человек современного типа, окончательно сформировался «гомо сапиенс». Походка его стала полностью вертикальной, плечи распрямились, лицо потеряло животные черты. Мозг стал более развитым. След­ствием этого явился ряд полезных новшеств.

Каменные орудия труда и оружие становились все совершеннее. Люди на­учились делать настоящие тонкие ножи, наконечники копий, изобрели иглу, при помощи которой стали шить меховую одежду. Обитатели предледниковых зон строили полуземлянки с крышей из жердей, покрытых дерном. Часто основани­ем крыши служили крупные кости мамонтов или их черепа. Посреди такого до­ма складывали очаг или несколько очагов из камней для обогревания и приго­товления пищи. Охота на крупных животных, собирательство ягод, грибов, съедобных корней, рыбная ловля при помощи остроги и гарпуна стали основны­ми направлениями хозяйства. Постепенно люди переходили на полуоседлый об­раз жизни.

В центре такого хозяйства находилась женщина — мать, храни­тельница очага, хозяйка, которая регулярно поставляла пищу сво­ему роду, тогда как охота — главное занятие мужчин — зависела от удачи, от случая, как и рыбная ловля. Потому тогдашними че­ловеческими коллективами, или родовыми общинами, которые на­зывались так потому, что члены этих общий были родственниками, руководили женщины. Это было время матриархата.

Следы людей палеолита обнаружены во многих местах нынеш­ней России — на Дому, Оке, Десне, Каме, Урале, Енисее, Ангаре, в Забайкалье. Самое северное место подобных находок — на бе­регу Лены.

К этому времени относится появление первых образцов чело­веческого искусства. Фантазия человека вызвала к жизни скульп­туру, рисунок, украшения. Люди стали выделывать из камня или кости статуэтки богинь — прародительниц рода в виде полных женщин, а также различных зверей — мамонтов, оленей, носоро­гов — их постоянную, опасную и вожделенную добычу на охоте. Появились и рисунки на стенах пещер-святилищ. Из камня и кости делали украшения — браслеты, бусы, подвески. Их носили не только женщины, но и мужчины.

Послеледниковый период. На рубеже 13—12-го тысячеле­тий до н. э. ледник начал отступать. Меняется облик огромных тер­риторий от Атлантики до Тихого океана. Там, где царило ледяное безмолвие, появляются густые леса. Исчезают гигантские живот­ные эпохи оледенения — мамонты, шерстистые носороги и др. Жи­вотные мельчают, приобретают, как и растения, современный вид. В новых условиях, которые названы мезолитом или средним каменным веком («месос» означает по-гречески «средний»), чело­век смело двинулся на север вслед за отступающим ледником.

Что подвигло его к этим передвижениям? Только ли тяга к не­ведомым землям, к незнаемому, чем всегда отличался «человек ра­зумный»? Было и это. Но главное состояло в том, что люди осва­ивали новые охотничьи и рыболовные угодья, искали себе места, где жить было сытнее, а значит, лучше и проще. Они покидали свои оседлые стоянки, обжитые пещеры и переходили к подвижно­му образу жизни, их летними жилищами стали легкие шалаши, ко­торые они легко оставляли.

Важнейшим достижением людей в эту пору стало изобретение лука и стрел с кремниевыми и костяными наконечниками; тетивой в таких луках служили высушен­ные жилы животных. Лук и стрелы произвели буквально переворот в жизни людей. Теперь они могли поражать животных и птиц на расстоянии. Отпала необходимость в загонной охоте как основном способе добычи пищи, хотя она и сохранила свое значение. Отныне можно было охотиться небольшими группами и даже в одиночку.

Пешком и на лодках, имея в руках лук, стрелы, гарпуны, овладев искусством ставить силки и охотничьи ловушки, люди начали осваивать земли, где еще не сту­пала их нога: Северную Европу, Северную Сибирь. Наиболее отважные из них пе­реплывали через Берингов пролив и вступали в Америку.

Новый образ жизни привел к дроблению больших родовых об­щин на небольшие группы постоянно передвигавшихся охотников и рыболовов. Они осваивали и обживали территории, которые уже считали своими угодьями. Начиналось формирование племен, в ко­торые объединялись люди, близкие по образу жизни, хозяйствен­ным навыкам, территории, языку. Каждое племя имело свои осо­бые обычаи, традиции, хозяйственные навыки.

Неолитическая революция. Постепенно изменения в природе и климате, совершенствование самого человека привели к поистине революционным, т. е. коренным и быстротечным, изменениям в жизни людей в некоторых районах Северной Африки, Европы и Азии, включая и часть территории современной России. Эти изме­нения начались в мезолите и завершились в период нового камен­ного века — неолита («нео» по-гречески — новый). Поэтому они получили название неолитической революции.

Прежде всего, достигла высшего совершенства техника создания каменных орудий. Люди научились сверлить, полировать камень, делать из него миниатюр­ные режущие лезвия. Изготовлением топоров, скребков, ножей, наконечников копий и стрел занимались целые мастерские. Камнетесы обменивали продукты своего труда на пищу, одежду. Это было преддверие будущей торговли. Новые ору­дия труда помогали рубить деревья, вязать из них плоты, долбить из стволов лод­ки, строить бревенчатые хижины.

Одним из наиболее впечатляющих изобретений человека неоли­та стала глиняная посуда. Сначала стали лепить сосуды вручную и обжигать их, потом появился гончарный круг, и эта работа меха­низировалась. Зародилось прядение и ткачество как из шерстяных, так и растительных волокон, что позволило человеку использовать более удобную одежду, шить различного рода мягкие и теплые на­стилы и покровы. Наконец, в период неолита люди изобрели коле­со, что произвело подлинную революцию в средствах передвиже­ния, в строительной технике, в быту. Появились и первые изделия из металла — меди. Позже люди изобрели бронзу — сплав меди и олова. Заканчивался каменный век, начинался век бронзовый.

Благодаря всем этим изобретениям в период неолита в ряде ме­стностей окончательно сформировались новые отрасли — скотовод­ство и земледелие, т. е. сельское хозяйство. Это были отрасли про­изводящего хозяйства. Оно означало, что человек не только брал то, что ему давала природа в готовом виде — ягоды, орехи, коре­нья, злаки, или добывал у нее с боем, охотясь на диких животных, но и создавал, производил, выращивал сам.

Переход к производящему хозяйству и составляет суть неоли­тической революции.

Думается, что основоположником производящего хозяйства явилась женщина. Именно она, собирая злаки, обратила внимание па то, что, оброненные в землю, они дают всходы. Именно она пер­вая приручила детенышей убитых животных, а потом стала исполь­зовать этот опыт для создания постоянного стада, которое давало мясо, молоко, кожу. Женщина полностью оправдала отведенную ей историей роль в период матриархата, создав основу для будущего взлета человеческой цивилизации.

Но тем самым она подготовила почву, чтобы уступить ведущую роль в обществе мужчине — земледельцу, вспахивавшему обшир­ные поля и вырубавшему и выжигавшему лес для новых посевов; скотоводу, пасшему тысячи голов скота и находившемуся долгое время в седле. В новых хозяйственных условиях требовалась муж­ская сила, ловкость и доблесть. Наступало время патриархата, ког­да ведущее место в семье, роде, племени заняли мужчины. Жен­щина с этого времени подчинилась мужчине.

Родовой строй достиг в это время своего расцвета. Родовые об­щины и их объединение в племена по-прежнему являлись основой общественной организации людей. В это время дальнейшее разви­тие в обществе получает коллективный труд и коллективная, или общественная, собственность, в том числе и на окружающие зем­ли. Общий труд и общее присвоение в соответствии с еще скром­ными возможностями общества и такими же скромными нуждами рода (питание, простая одежда, жилье, но все это уже прочно, га­рантированно за счет усилий всего коллектива) дали возможность ученым назвать это общество «первобытным коммунизмом». И спо­соб жизни вполне соответствовал этому коллективистскому строю.

В зависимости от условий природы люди в то время селились небольшими компактными поселками, что позволяло им лучше использовать охотничьи угодья, рыболовные водоемы, позднее — пахотные земли и пастбища. Если у племени не хватало таких угодий, то начиналась борьба за них с соседями. Так борьба за жизнь не только с природой, но и людей между собой прочно вошла в историю вместе с неолитом.

Тогдашние поселения представляли собой несколько десятков землянок, по­луземлянок или наземных жилищ, срубленных из дерева (на севере). В других ме­стах (например, на юге) это были большие общие дома с очагами для каждой оби­тающей в таком доме семьи.

На территории России стоянки людей неолита обнаружены на больших прост­ранствах от берегов Белого и Балтийского морей до Приазовья и Северного Кавка­за, а также в Сибири. Характерно, что все эти стоянки жмутся к воде. Рыбная лов­ля и охота в прибрежных лесах давали значительную часть пищи. На заливных лугах, на прибрежных полянах получали первый опыт местные земледельцы и скотоводы. Реки и озера стали в лесных чащах первыми удобными дорогами, по которым мож­но было плыть на лодках десятки километров и никогда не сбиться с пути.

Становление производящего хозяйства в корне изменило исто­рию человечества. Неолитическая революция создала предпосылки зарождения цивилизации: заканчивался период предыстории, начи­налась история в полном смысле этого слова.

Конец былого равенства людей. В результате неолитической революции нарушается прежнее, в основном равномерное, разви­тие человеческого общества на огромных пространствах Европы, Азии, Африки. Новые возможности, появившиеся тогда у людей, позволяют им лучше, эффективней использовать природные пре­имущества той местности, в которой они обитали. И напротив, там, где природа и климат были суровы, людям было труднее использо­вать новые замечательные достижения.

Отныне различными становятся темпы развития отдельных районов мира. Быстрее всего развивались те местности, где были мягкий климат и плодородные почвы, где земледельцы могли по­лучать громадные урожаи. Это происходило в Передней Азии, Се­верной Африке (долина Нила), Средиземноморье, Индии, Китае. Почти одновременно в степных районах Восточной Европы, Сиби­ри, Дальнего Востока шло формирование кочевых скотоводческих обществ.

И у земледельцев, и у кочевников быстро росло население, на­капливались богатства. Появилась возможность для выделения из состава родовых общин отдельных семей, которые могли самосто­ятельно обеспечивать свое существование. В прошлое уходило бы­лое равенство людей времен родоплеменного строя.

Вожди племен, старейшины, воины имели возможность полу­чить в свои руки лучшие земли для пахоты и пастбища, собрать в своих руках большие богатства, нанять людей, чтобы защитить и умножить эти богатства, организовать их захваты на чужих терри­ториях. Дело шло к созданию государств.

Еще в период неолита зародились первые государства в пло­дородных долинах рек Передней Азии (Евфрат и Тигр), Египта (Пил), Индии (Инд). Позже, уже в бронзовом веке, возникли го­сударства в Китае, Средиземноморье, у некоторых кочевых наро­дов Европы и Азии.

Медленнее шло развитие на юге Европы и совсем медленно на севере и востоке этого континента, на обширных просторах Азии. Па несколько тысяч лет позже здесь произошел переход от охоты, рыболовства, собирательства к земледелию и скотоводству. Жите­ли этих мест отставали от обитателей юга во всем: в типе орудий и оружия, утвари, жилищах, религиозных обрядах и даже украше­ниях.



Складывание народов. Различия в развитии человечества по­влияли и на формирование отдельных больших групп людей, го­воривших на своих особых языках, имевших свои особые обычаи и даже внешние отличия.

Так, на северо-востоке Европы, в Зауралье, Западной Сибири стал складываться тип людей, которые стали предками угрофинских народов.

В Восточной Сибири на безраздельных степных пространствах Азии, в зоне появления пастушеских племен стали формироваться предки будущих монгольских и тюркских народов.

На юго-востоке Европы и сопредельных территориях складыва­лись земледельческо-скотоводческие племена, которые стали пред­ками будущих индоевропейцев.

В районе Кавказа начали формироваться кавказские народы.

Во всех этих группах племен Евразии шел бурный рост насе­ления. Им становилось тесно на прежних территориях, а земля была велика, обильна и прекрасна. Люди поняли это очень давно. Они продолжали перемещаться с места на место в поисках лучшей доли. А это значит, что уже в те времена начинается не только обособление больших групп населения Земли, но и их смешение.

Данному процессу способствовали начавшийся обмен продукта­ми питания, орудиями труда, оружием, ознакомление с производст­венным опытом друг друга. Война и мир продолжали идти рядом по нашей планете.

Индоевропейцы. Индоевропейцами ученые называют древнее население огромных территорий Европы и Азии, которые дали на­чало многим современным народам мира, в том числе русским и другим славянам.

Где была древняя прародина индоевропейцев? И почему древ­них предков большинства народов Европы, в том числе славян, на­зывают индоевропейцами? Большинство ученых считают, что такой прародиной стал большой район Юго-Восточной и Центральной Европы, в частности Балканский полуостров и предгорья Карпат, и, вероятно, юг России и Украины. Здесь, в омываемых теплыми морями частях Европы, на плодородных почвах, в прогретых солн­цем лесах, на покрытых мягкой изумрудной травой горных скло­нах и долинах, где текли неглубокие прозрачные речки, и склады­валась древнейшая индоевропейская общность людей. Существуют и другие точки зрения на место прародины индоевропейцев (см. карту).

Когда-то люди, принадлежавшие к этой общности, говорили на одном языке. Следы этого общего происхождения до сих пор со­хранились во многих языках народов Европы и Азии. Так, во всех этих языках есть слово «береза», обозначающее либо дерево во­обще, либо название самой березы. Немало в этих языках и иных общих названий и терминов.

Индоевропейцы занимались скотоводством и земледелием, позд­нее стали выплавлять бронзу.

Примером поселений индоевропейцев стали остатки древнего поселка в районе среднего течения Днепра у села Триполье, отно­сящиеся к 4—3-му тысячелетию до н. э.

«Трипольцы» жили уже не в землянках, а в больших деревянных домах, стены которых для тепла обмазывались глиной. Глиняным был и пол. Площадь таких до­мов достигала 100—150 м2. В них жили большие коллективы, возможно, родовые общины, разделенные на семьи. Каждая семья обитала в отдельном, отгорожен­ном отсеке с печью из обожженной глины для обогревания и приготовления пищи.

В центре дома располагалось небольшое возвышение — жертвенник, где «трипольцы» совершали свои религиозные обряды и жертвоприношения богам. Одной из главных считалась богиня-мать — покровительница плодородия. Дома в посел­ке часто располагались по кругу. Поселение состояло из десятков жилищ. В цен­тре его располагался загон для скота, а само оно было огорожено от нападений людей и хищных зверей валом и частоколом. Но удивительно, что в поселениях «трипольцев» не обнаружено остатков оружия — боевых топоров, кинжалов и дру­гих средств обороны и нападения. А это значит, что здесь обитали в основном мирные племена, для которых война еще не стала частью жизни.

Основным занятием «трипольцев» были земледелие и разведе­ние домашних животных. Они засевали большие пространства зем­ли пшеницей, ячменем, просом, горохом; обрабатывали поле моты­гами, собирали урожай при помощи деревянных серпов со вставленными в них кремниевыми вкладышами. «Трипольцы» раз­водили рогатый скот, свиней, коз, овец.

Переход к земледелию и скотоводству значительно продвинул вперед хозяйственную мощь индоевропейских племен, способство­вал росту их населения. А приручение лошади, освоение бронзовых орудий труда и оружия сделали индоевропейцев в 4—3-м тысяче­летии до н. э. более легкими на подъем в поисках новых земель, более смелыми в освоении новых территорий.



следующая страница>


Курс лекций «Математика и современная философия»

Курс лекций «Математика и современная философия» посвящен философской рецепции тех основных проблем, с которыми столкнулась математика в ХХ веке, что повлекло перемены не только вн

26.71kb.

24 09 2014
1 стр.


Курс лекций дисциплины
11405.66kb.

01 10 2014
47 стр.


Курс лекций для студентов юридических вузов и факультетов). (п)

Криминалистика: Курс лекций / Е. Р. Россинская; Московская государственная юридическая академия. М.: Норма: инфра-м, 2010. 384 с.: 60x90 1/16

48.31kb.

14 12 2014
1 стр.


Курс лекций по русской истории Петроград. 5 Августа 1917 г. Печатный источник: С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. Издание 10-е ocr, Spellcheck: Максим Пономарёв

Охватывают все стороны жизни, весь государственный

14087.24kb.

14 12 2014
54 стр.


Курс лекций по русской истории»); Ключевский Л.

«История государства Российского» и др.); Костомаров И. Н. («Русская история в жизнеописаниях» и др.); Платонов С. Ф. («Полный курс лекций по русской истории»); Ключевский Л

42.16kb.

05 09 2014
1 стр.


Курс лекций дисциплины мотивация трудовой деятельности

Корпоративная культура как важная составляющая мотивации трудовой деятельности 28

691.04kb.

03 09 2014
9 стр.


Курс лекций по экологии для студентов гуманитарных специальностей

Радаев А. А. Краткий курс лекций по экологии для студентов гуманитарных специальностей Часть I правовое регулирование природопользования

219.64kb.

14 12 2014
1 стр.


2 Курс лекций: Тема лекции; План лекции; Текст лекции

Списки учебной литературы, рекомендуемой обучающимся в качестве основной и дополнительной по темам лекций

46.96kb.

15 09 2014
1 стр.