Перейти на главную страницу
Рассмотрен на заседании предметной УТВЕРЖДАЮ
(цикловой) комиссии и рекомендован Заместитель директора
к утверждению по учебной работе
Протокол № ____
от «____»_______________ 200__г.
Разработала преподаватель: Евдошенко Ю.И.
2009
РАЗДЕЛ 2. РУСЬ В XI – XII ВВ……………………………………………………………….45
2.1 Ярослав Мудрый. Феодализм на Руси…………………………………………………….45
2.2 Усобицы князей. Любечский съезд………………………………………………………..60
2.3 Владимир Мономах. Политическая раздробленность Руси……………………………..66
2.4 Культура Руси в XI – XIII вв………………………………………………………………87
РАЗДЕЛ 3. РУСЬ В XIII – XV ВВ……………………………………………………………102
3.1 Монголо – татарское нашествие на Русь. Александр Невский………………………...102
3.2 Хозяйство Руси и различные группы общества………………………………………...115
3.3 Москва – центр объединения Руси. Образование единого государства……………...119
РАЗДЕЛ 4. РОССИЯ В XVI В………………………………………………………………..135
4.1 Иван Грозный……………………………………………………………………………...135
4.2 Россия накануне смуты…………………………………………………………………...148
4.3 Культура России XV - XVI вв……………………………………………………………155
РАЗДЕЛ 5. РОССИЯ В XVII В……………………………………………………….............165
5.1 Смутное время……………………………………………………………………………..165
5.2 Первые Романовы…………………………………………………………………………178
5.3 Хозяйство и сословия. Бунташный век………………………………………………….193
5.4 Внешняя политика России. Присоединение Сибири…………………………………...209
5.5 Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны………………………………...217
РАЗДЕЛ 6. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII – XVIII ВВ………………………………………….223
6.1 Начало правления Петра Первого……………………………………………………….223
6.2 Северная война…………………………………………………………………………....232
6.3 Реформы Петра Первого………………………………………………………………….244
РАЗДЕЛ 7. РОССИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ВРЕМЕНИ……………………………….252
7.1 Эпоха дворцовых переворотов…………………………………………………………..252
7.2 Правление Екатерины Второй…………………………………………………………...262
7.3 Внешняя политика России в XVIII в…………………………………………………….270
7.4 Русская церковь. Пугачевское восстание……………………………………………….283
7.5 Культура России в XVIII в……………………………………………………………….295
РАЗДЕЛ 8. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В……………………………………..308
8.1 Россия в начале XIX в…………………………………………………………………….308
8.2 Правление Павла Первого. Начало правления Александра Первого………………….316
8.3 Отечественная война 1812 года…………………………………………………………..324
8.4 Внутренняя политика Александра Первого после войны. Восстание декабристов….336
8.5 Правление Николая Первого. Укрепление империи……………………………………344
8.6 Крымская война…………………………………………………………………………...355
8.7 Образование, наука, культура первой половины XIX в………………………………..364
РАЗДЕЛ 9. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В…………………………………...382
9.1 Накануне отмены крепостного права……………………………………………………382
9.2 Основные положения реформы 1861 года………………………………………………387
9.3 Либеральные реформы 60 – 70 годов XIX в…………………………………………….393
9.4 Промышленность, транспорт, сельское хозяйство……………………………………..397
9.5 Общественное движение 60 – 70 годов XIX в…………………………………………..405
9.6 Русско – турецкая война 1877 – 1878 годов…………………………………………….414
9.7 Внутренняя политика России после войны……………………………………………..421
9.8 Россия в конце XIX в……………………………………………………………………...430
9.9 Промышленный подъём 90 годов XIX в………………………………………………...437
9.10 Начало правления Николая Второго……………………………………………………441
9.11 Образование, наука, культура в конце XIX в…………………………………………..450
РАЗДЕЛ 10. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX В……………………………………………………471
10.1 Россия в начале XX в…………………………………………………………………….471
10.2 Первая русская революция 1905 года…………………………………………………..489
10.3 Манифест 17 октября 1905 года………………………………………………………...494
10.4 Реформы П.А. Столыпина………………………………………………………………498
10.5 Первая мировая война…………………………………………………………………...505
10.6 Революции 1917 года…………………………………………………………………….512
РАЗДЕЛ 11. СОЗДАНИЕ СССР……………………………………………………………...529
11.1 «Военный коммунизм». Гражданская Война…………………………………………..529
11.2 НЭП. Индустриализация………………………………………………………………...535
11.3 Тоталитарная система……………………………………………………………………547
11.4 Великая Отечественная война…………………………………………………………..592
11.5 Послевоенное развитие. Оттепель……………………………………………………...610
11.6 50 - 60 годы XX в………………………………………………………………………...636
РАЗДЕЛ 12. РАСПАД СССР…………………………………………………………………653
12.1 Нарастание кризиса……………………………………………………………………...653
12.2 Перестройка………………………………………………………………………………662
12.3 Распад СССР. Суверенитет России……………………………………………………..691
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………………………………………………706
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….....................................730
Что означает само понятие «человек»? Ученые считают, что выделение людей из животного мира связано прежде всего с тем, что древнейшие люди стали осознавать себя в окружающем мире и научились создавать орудия труда, что и было ярким проявлением высшего по сравнению с животными сознания. Это были различные предметы из камня: режущие орудия — рубила, разного рода скребки, подобие каменных ножей, изготовленных путем удара камня о камень. По главному материалу орудий труда весь древнейший период истории человечества назван палеолитом (от греческих слов «палайос» —древний и «литое» — камень).
При помощи каменных орудий первые люди раннего палеолита раскапывали землю в поисках съедобных корней, оборонялись от хищников и сами охотились. Климат большей части земли в то время был теплым, поверхность суши была покрыта густыми вечнозелеными деревьями. Первых людей окружали огромные животные — первобытные слоны, саблезубые тигры, гигантские олени. Люди бродили небольшими группами — первобытными стадами, устраивали стоянки на открытых местах, чтобы можно было заранее заметить грозящую опасность. Почти беззащитные предки современного человека нуждались друг в друге, борясь с могучими животными. Поэтому они собирались в первобытные коллективы, учились общаться друг с другом.
Человек и ледник. Решительный сдвиг в истории человечества произошел в период между 100 и 30 тыс. лет назад, когда под влиянием геологических, климатических, а возможно, и космических причин началось оледенение значительных территорий, и в первую очередь на севере. Граница ледника доходила до среднего течения Днепра и Дона, пересекала Волгу и Каму и тянулась дальше на восток. К югу от ледника раскинулась тундра со скудной растительностью.
В этих условиях перед человеком встал трудный, поистине исторический выбор: как выжить, уцелеть, сохранить потомство?
Одна часть людей подалась на юг, другая же стала осваивать земные пространства в изменившихся условиях. Человека спас разум, умение создавать. Люди широко пользовались огнем. Он давал возможность жарить на углях мясо. Новый вид пищи существенно менял саму физиологию человека, делал ее более совершенной.
Люди со временем стали использовать в качестве жилищ пещеры и укрываться в них, согреваясь теплом костра. Но большинство пещер уже было обжито хищниками: пещерными львами,)медведями. Человек бросил им вызов. Сколько страшных схваток произошло в тех темных пещерах, где сегодня найдены останки древних людей. В тот же период появляются и построенные человеком жилища — из дерева, камня, камыша, костей животных. Зарождается и такой вид жилья, как землянка, которому довелось дожить до наших дней. В те суровые тысячелетия человек научился из шкур животных делать себе одежду, что дало ему дополнительный шанс на защиту от холода и выживание.
Наконец, человек этого времени стал хоронить своих умерших соплеменников. Таким образом, люди осознали себя смертными и одновременно утвердили в своем сознании надежду на потустороннюю жизнь. Это скрашивало им тяжесть существования и наполняло верой в то, что жизнь небессмысленна. Тайны мироздания, рождения и смерти с тех пор люди стали связывать с проявлением существования высших сил, божеств.
Зарождение религиозных представлений окончательно выделило человека из животного мира. Именно с этого времени человек начинает превращаться в существо, которое ученые определили латинскими словами «гомо сапиенс», что означает «человек разумный».
Люди эпохи палеолита. Постепенно происходило совершенствование человеческих коллективов. Новые условия заставили людей сплотиться, осуществлять постоянную взаимопомощь в борьбе с природой и животным миром. Это было уже не первобытное стадо, а хорошо организованные общины, где у каждого существовали определенные задачи в домашнем хозяйстве, на охоте, в борьбе с врагами. Общинники вели охоту облавой, загоняли крупных зверей в ямы, к обрывам и добивали их, потом в пещерах, у костров, праздновали свои победы. Самой желанной добычей был мамонт, дававший много мяса, шкуры, костей, из которых делали орудия и другие полезные вещи.
Несмотря на холод, люди упорно осваивали новые земли и на этом пути сами развивались и совершенствовались. Движение на территорию современной России шло как со стороны Центральной Европы, так и из Южной Азии, а это значит, что уже в ту отдаленную эпоху проглядывала связь обитавших здесь людей как с Европой, так и с Азией, хотя до появления этнических, т. е. национальных, признаков у людей было еще далеко.
В период между 40 и 13 тыс. лет до н. э. в истории человечества опять произошли крупные перемены. В древних общинах были запрещены браки между сородичами, а это сразу улучшило человеческую природу. Именно в это время и появился человек современного типа, окончательно сформировался «гомо сапиенс». Походка его стала полностью вертикальной, плечи распрямились, лицо потеряло животные черты. Мозг стал более развитым. Следствием этого явился ряд полезных новшеств.
Каменные орудия труда и оружие становились все совершеннее. Люди научились делать настоящие тонкие ножи, наконечники копий, изобрели иглу, при помощи которой стали шить меховую одежду. Обитатели предледниковых зон строили полуземлянки с крышей из жердей, покрытых дерном. Часто основанием крыши служили крупные кости мамонтов или их черепа. Посреди такого дома складывали очаг или несколько очагов из камней для обогревания и приготовления пищи. Охота на крупных животных, собирательство ягод, грибов, съедобных корней, рыбная ловля при помощи остроги и гарпуна стали основными направлениями хозяйства. Постепенно люди переходили на полуоседлый образ жизни.
В центре такого хозяйства находилась женщина — мать, хранительница очага, хозяйка, которая регулярно поставляла пищу своему роду, тогда как охота — главное занятие мужчин — зависела от удачи, от случая, как и рыбная ловля. Потому тогдашними человеческими коллективами, или родовыми общинами, которые назывались так потому, что члены этих общий были родственниками, руководили женщины. Это было время матриархата.
Следы людей палеолита обнаружены во многих местах нынешней России — на Дому, Оке, Десне, Каме, Урале, Енисее, Ангаре, в Забайкалье. Самое северное место подобных находок — на берегу Лены.
К этому времени относится появление первых образцов человеческого искусства. Фантазия человека вызвала к жизни скульптуру, рисунок, украшения. Люди стали выделывать из камня или кости статуэтки богинь — прародительниц рода в виде полных женщин, а также различных зверей — мамонтов, оленей, носорогов — их постоянную, опасную и вожделенную добычу на охоте. Появились и рисунки на стенах пещер-святилищ. Из камня и кости делали украшения — браслеты, бусы, подвески. Их носили не только женщины, но и мужчины.
Послеледниковый период. На рубеже 13—12-го тысячелетий до н. э. ледник начал отступать. Меняется облик огромных территорий от Атлантики до Тихого океана. Там, где царило ледяное безмолвие, появляются густые леса. Исчезают гигантские животные эпохи оледенения — мамонты, шерстистые носороги и др. Животные мельчают, приобретают, как и растения, современный вид. В новых условиях, которые названы мезолитом или средним каменным веком («месос» означает по-гречески «средний»), человек смело двинулся на север вслед за отступающим ледником.
Что подвигло его к этим передвижениям? Только ли тяга к неведомым землям, к незнаемому, чем всегда отличался «человек разумный»? Было и это. Но главное состояло в том, что люди осваивали новые охотничьи и рыболовные угодья, искали себе места, где жить было сытнее, а значит, лучше и проще. Они покидали свои оседлые стоянки, обжитые пещеры и переходили к подвижному образу жизни, их летними жилищами стали легкие шалаши, которые они легко оставляли.
Важнейшим достижением людей в эту пору стало изобретение лука и стрел с кремниевыми и костяными наконечниками; тетивой в таких луках служили высушенные жилы животных. Лук и стрелы произвели буквально переворот в жизни людей. Теперь они могли поражать животных и птиц на расстоянии. Отпала необходимость в загонной охоте как основном способе добычи пищи, хотя она и сохранила свое значение. Отныне можно было охотиться небольшими группами и даже в одиночку.
Пешком и на лодках, имея в руках лук, стрелы, гарпуны, овладев искусством ставить силки и охотничьи ловушки, люди начали осваивать земли, где еще не ступала их нога: Северную Европу, Северную Сибирь. Наиболее отважные из них переплывали через Берингов пролив и вступали в Америку.
Новый образ жизни привел к дроблению больших родовых общин на небольшие группы постоянно передвигавшихся охотников и рыболовов. Они осваивали и обживали территории, которые уже считали своими угодьями. Начиналось формирование племен, в которые объединялись люди, близкие по образу жизни, хозяйственным навыкам, территории, языку. Каждое племя имело свои особые обычаи, традиции, хозяйственные навыки.
Неолитическая революция. Постепенно изменения в природе и климате, совершенствование самого человека привели к поистине революционным, т. е. коренным и быстротечным, изменениям в жизни людей в некоторых районах Северной Африки, Европы и Азии, включая и часть территории современной России. Эти изменения начались в мезолите и завершились в период нового каменного века — неолита («нео» по-гречески — новый). Поэтому они получили название неолитической революции.
Прежде всего, достигла высшего совершенства техника создания каменных орудий. Люди научились сверлить, полировать камень, делать из него миниатюрные режущие лезвия. Изготовлением топоров, скребков, ножей, наконечников копий и стрел занимались целые мастерские. Камнетесы обменивали продукты своего труда на пищу, одежду. Это было преддверие будущей торговли. Новые орудия труда помогали рубить деревья, вязать из них плоты, долбить из стволов лодки, строить бревенчатые хижины.
Одним из наиболее впечатляющих изобретений человека неолита стала глиняная посуда. Сначала стали лепить сосуды вручную и обжигать их, потом появился гончарный круг, и эта работа механизировалась. Зародилось прядение и ткачество как из шерстяных, так и растительных волокон, что позволило человеку использовать более удобную одежду, шить различного рода мягкие и теплые настилы и покровы. Наконец, в период неолита люди изобрели колесо, что произвело подлинную революцию в средствах передвижения, в строительной технике, в быту. Появились и первые изделия из металла — меди. Позже люди изобрели бронзу — сплав меди и олова. Заканчивался каменный век, начинался век бронзовый.
Благодаря всем этим изобретениям в период неолита в ряде местностей окончательно сформировались новые отрасли — скотоводство и земледелие, т. е. сельское хозяйство. Это были отрасли производящего хозяйства. Оно означало, что человек не только брал то, что ему давала природа в готовом виде — ягоды, орехи, коренья, злаки, или добывал у нее с боем, охотясь на диких животных, но и создавал, производил, выращивал сам.
Переход к производящему хозяйству и составляет суть неолитической революции.
Думается, что основоположником производящего хозяйства явилась женщина. Именно она, собирая злаки, обратила внимание па то, что, оброненные в землю, они дают всходы. Именно она первая приручила детенышей убитых животных, а потом стала использовать этот опыт для создания постоянного стада, которое давало мясо, молоко, кожу. Женщина полностью оправдала отведенную ей историей роль в период матриархата, создав основу для будущего взлета человеческой цивилизации.
Но тем самым она подготовила почву, чтобы уступить ведущую роль в обществе мужчине — земледельцу, вспахивавшему обширные поля и вырубавшему и выжигавшему лес для новых посевов; скотоводу, пасшему тысячи голов скота и находившемуся долгое время в седле. В новых хозяйственных условиях требовалась мужская сила, ловкость и доблесть. Наступало время патриархата, когда ведущее место в семье, роде, племени заняли мужчины. Женщина с этого времени подчинилась мужчине.
Родовой строй достиг в это время своего расцвета. Родовые общины и их объединение в племена по-прежнему являлись основой общественной организации людей. В это время дальнейшее развитие в обществе получает коллективный труд и коллективная, или общественная, собственность, в том числе и на окружающие земли. Общий труд и общее присвоение в соответствии с еще скромными возможностями общества и такими же скромными нуждами рода (питание, простая одежда, жилье, но все это уже прочно, гарантированно за счет усилий всего коллектива) дали возможность ученым назвать это общество «первобытным коммунизмом». И способ жизни вполне соответствовал этому коллективистскому строю.
В зависимости от условий природы люди в то время селились небольшими компактными поселками, что позволяло им лучше использовать охотничьи угодья, рыболовные водоемы, позднее — пахотные земли и пастбища. Если у племени не хватало таких угодий, то начиналась борьба за них с соседями. Так борьба за жизнь не только с природой, но и людей между собой прочно вошла в историю вместе с неолитом.
Тогдашние поселения представляли собой несколько десятков землянок, полуземлянок или наземных жилищ, срубленных из дерева (на севере). В других местах (например, на юге) это были большие общие дома с очагами для каждой обитающей в таком доме семьи.
На территории России стоянки людей неолита обнаружены на больших пространствах от берегов Белого и Балтийского морей до Приазовья и Северного Кавказа, а также в Сибири. Характерно, что все эти стоянки жмутся к воде. Рыбная ловля и охота в прибрежных лесах давали значительную часть пищи. На заливных лугах, на прибрежных полянах получали первый опыт местные земледельцы и скотоводы. Реки и озера стали в лесных чащах первыми удобными дорогами, по которым можно было плыть на лодках десятки километров и никогда не сбиться с пути.
Становление производящего хозяйства в корне изменило историю человечества. Неолитическая революция создала предпосылки зарождения цивилизации: заканчивался период предыстории, начиналась история в полном смысле этого слова.
Конец былого равенства людей. В результате неолитической революции нарушается прежнее, в основном равномерное, развитие человеческого общества на огромных пространствах Европы, Азии, Африки. Новые возможности, появившиеся тогда у людей, позволяют им лучше, эффективней использовать природные преимущества той местности, в которой они обитали. И напротив, там, где природа и климат были суровы, людям было труднее использовать новые замечательные достижения.
Отныне различными становятся темпы развития отдельных районов мира. Быстрее всего развивались те местности, где были мягкий климат и плодородные почвы, где земледельцы могли получать громадные урожаи. Это происходило в Передней Азии, Северной Африке (долина Нила), Средиземноморье, Индии, Китае. Почти одновременно в степных районах Восточной Европы, Сибири, Дальнего Востока шло формирование кочевых скотоводческих обществ.
И у земледельцев, и у кочевников быстро росло население, накапливались богатства. Появилась возможность для выделения из состава родовых общин отдельных семей, которые могли самостоятельно обеспечивать свое существование. В прошлое уходило былое равенство людей времен родоплеменного строя.
Вожди племен, старейшины, воины имели возможность получить в свои руки лучшие земли для пахоты и пастбища, собрать в своих руках большие богатства, нанять людей, чтобы защитить и умножить эти богатства, организовать их захваты на чужих территориях. Дело шло к созданию государств.
Еще в период неолита зародились первые государства в плодородных долинах рек Передней Азии (Евфрат и Тигр), Египта (Пил), Индии (Инд). Позже, уже в бронзовом веке, возникли государства в Китае, Средиземноморье, у некоторых кочевых народов Европы и Азии.
Медленнее шло развитие на юге Европы и совсем медленно на севере и востоке этого континента, на обширных просторах Азии. Па несколько тысяч лет позже здесь произошел переход от охоты, рыболовства, собирательства к земледелию и скотоводству. Жители этих мест отставали от обитателей юга во всем: в типе орудий и оружия, утвари, жилищах, религиозных обрядах и даже украшениях.
Так, на северо-востоке Европы, в Зауралье, Западной Сибири стал складываться тип людей, которые стали предками угрофинских народов.
В Восточной Сибири на безраздельных степных пространствах Азии, в зоне появления пастушеских племен стали формироваться предки будущих монгольских и тюркских народов.
На юго-востоке Европы и сопредельных территориях складывались земледельческо-скотоводческие племена, которые стали предками будущих индоевропейцев.
В районе Кавказа начали формироваться кавказские народы.
Во всех этих группах племен Евразии шел бурный рост населения. Им становилось тесно на прежних территориях, а земля была велика, обильна и прекрасна. Люди поняли это очень давно. Они продолжали перемещаться с места на место в поисках лучшей доли. А это значит, что уже в те времена начинается не только обособление больших групп населения Земли, но и их смешение.
Данному процессу способствовали начавшийся обмен продуктами питания, орудиями труда, оружием, ознакомление с производственным опытом друг друга. Война и мир продолжали идти рядом по нашей планете.
Индоевропейцы. Индоевропейцами ученые называют древнее население огромных территорий Европы и Азии, которые дали начало многим современным народам мира, в том числе русским и другим славянам.
Где была древняя прародина индоевропейцев? И почему древних предков большинства народов Европы, в том числе славян, называют индоевропейцами? Большинство ученых считают, что такой прародиной стал большой район Юго-Восточной и Центральной Европы, в частности Балканский полуостров и предгорья Карпат, и, вероятно, юг России и Украины. Здесь, в омываемых теплыми морями частях Европы, на плодородных почвах, в прогретых солнцем лесах, на покрытых мягкой изумрудной травой горных склонах и долинах, где текли неглубокие прозрачные речки, и складывалась древнейшая индоевропейская общность людей. Существуют и другие точки зрения на место прародины индоевропейцев (см. карту).
Когда-то люди, принадлежавшие к этой общности, говорили на одном языке. Следы этого общего происхождения до сих пор сохранились во многих языках народов Европы и Азии. Так, во всех этих языках есть слово «береза», обозначающее либо дерево вообще, либо название самой березы. Немало в этих языках и иных общих названий и терминов.
Индоевропейцы занимались скотоводством и земледелием, позднее стали выплавлять бронзу.
Примером поселений индоевропейцев стали остатки древнего поселка в районе среднего течения Днепра у села Триполье, относящиеся к 4—3-му тысячелетию до н. э.
«Трипольцы» жили уже не в землянках, а в больших деревянных домах, стены которых для тепла обмазывались глиной. Глиняным был и пол. Площадь таких домов достигала 100—150 м2. В них жили большие коллективы, возможно, родовые общины, разделенные на семьи. Каждая семья обитала в отдельном, отгороженном отсеке с печью из обожженной глины для обогревания и приготовления пищи.
В центре дома располагалось небольшое возвышение — жертвенник, где «трипольцы» совершали свои религиозные обряды и жертвоприношения богам. Одной из главных считалась богиня-мать — покровительница плодородия. Дома в поселке часто располагались по кругу. Поселение состояло из десятков жилищ. В центре его располагался загон для скота, а само оно было огорожено от нападений людей и хищных зверей валом и частоколом. Но удивительно, что в поселениях «трипольцев» не обнаружено остатков оружия — боевых топоров, кинжалов и других средств обороны и нападения. А это значит, что здесь обитали в основном мирные племена, для которых война еще не стала частью жизни.
Основным занятием «трипольцев» были земледелие и разведение домашних животных. Они засевали большие пространства земли пшеницей, ячменем, просом, горохом; обрабатывали поле мотыгами, собирали урожай при помощи деревянных серпов со вставленными в них кремниевыми вкладышами. «Трипольцы» разводили рогатый скот, свиней, коз, овец.
Переход к земледелию и скотоводству значительно продвинул вперед хозяйственную мощь индоевропейских племен, способствовал росту их населения. А приручение лошади, освоение бронзовых орудий труда и оружия сделали индоевропейцев в 4—3-м тысячелетии до н. э. более легкими на подъем в поисках новых земель, более смелыми в освоении новых территорий.
Курс лекций «Математика и современная философия» посвящен философской рецепции тех основных проблем, с которыми столкнулась математика в ХХ веке, что повлекло перемены не только вн
24 09 2014
1 стр.
01 10 2014
47 стр.
Криминалистика: Курс лекций / Е. Р. Россинская; Московская государственная юридическая академия. М.: Норма: инфра-м, 2010. 384 с.: 60x90 1/16
14 12 2014
1 стр.
Охватывают все стороны жизни, весь государственный
14 12 2014
54 стр.
«История государства Российского» и др.); Костомаров И. Н. («Русская история в жизнеописаниях» и др.); Платонов С. Ф. («Полный курс лекций по русской истории»); Ключевский Л
05 09 2014
1 стр.
Корпоративная культура как важная составляющая мотивации трудовой деятельности 28
03 09 2014
9 стр.
Радаев А. А. Краткий курс лекций по экологии для студентов гуманитарных специальностей Часть I правовое регулирование природопользования
14 12 2014
1 стр.
Списки учебной литературы, рекомендуемой обучающимся в качестве основной и дополнительной по темам лекций
15 09 2014
1 стр.