Перейти на главную страницу
Улиссов путь... (Рай, XXVII, 82–83).
С его пути...
(Чистилище, XIX, 22–23).
Земные чувства, их остаток скудный
Отдайте постиженью новизны,
Чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный!
(Ад, XXVI, 114–117)
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и к знанью рождены
(Ад, XXVI, 118–120).
– Видишь шпиль? – Как нас в погодку
Закачало, с год тому;
Помнишь ты, как нашу лодку
Привязали мы к нему?..
Тут был город, всем привольный
И над всеми господин;
Нынче шпиль от колокольни
Виден из моря один! (Дмитриев М. А. Стихотворения. М., 1865. Ч. 1. С. 176).
Сия гора не хлеб – из камня, не из теста,
И трудно сдвигнуться со своего ей места,
Однако сдвинулась, а место пременя,
Упала ко хвосту здесь медного коня. (Там же. С. 111.)
В основе надписи – мотив противоестественного движения: неподвижное (гора) наделяется признаками движения («содвигнулась», «место пременя», «прешла», «пала»).
...Ехидно попросил
Попова он, чтобы тот был спокоен,
С улыбкой указал ему на стул...
(Толстой А. К. Полн. собр. стихотворений: В 2 т. / Сост., подгот. текста и примеч. Е. И. Прохорова. Л., 1984. Т. 1. С. 364; курсив мой. – Ю. Л.). Это одно из свидетельств связи рассказа Крылова с городскими толками. Существенна и смысловая игра, придающая рассказу, бесспорно, характер художественной законченности. Начиная с Феофана Прокоповича в апологетической литературе устойчиво держался образ: Петр I – скульптор, высекающий из дикого камня прекрасную статую – Россию. Так, в придворной проповеди елизаветинских времен говорилось, что Петр Россию <«...> своима рукама коль въ красные статуи передълалъ» (Шмурло Ε. Φ. Петр Великий в русской литературе. СПб., 1889. С. 13). Карамзин набросок похвального слова Петру начал с образа Фидия, высекающего Юпитера из «безобразного куска мрамора» (см.: Неизданные сочинения и переписка Николая Михайловича Карамзина. СПб., 1862. Т. 1. С. 201). В рассказе Крылова функция «высечь Россию» передается Третьему отделению, которое выступает, таким образом, преемником Петра и обращает на него самого свою творческую энергию.
Разговоры о «секуции» составляли обязательный второй полюс петербургского фольклора. Эсхатологические ожидания и мифология Медного всадника органически дополнялись «анекдотами» о безвинно высеченном чиновнике. Постоянной поговоркой С. В. Салтыкова – чудака, богача, рассказы которого любил Пушкин, было обращение к жене: «...видел сегодня le grand bourgeois (царя. – Ю. Л.) <...> уверяю тебя, ma chère, он может выпороть тебя розгами, если захочет; повторяю: он может» (Труды Государственного Румянцевского музея. 1923. Вып. 1: Дневник А. С. Пушкина. 1833–1835 гг. / Под ред. и с примеч. Б. Л. Модзалевского С. 143). К этому же следует отнести сплетню о сечении Пушкина в части. Тема «секуции» у Гоголя вырастала из городского анекдота.
Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров / Семиосфера. – С. Петербург: «Искусство–спб», 2000. – с. 150-390
13 09 2014
23 стр.
Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты
10 10 2014
22 стр.
Выходные оказались достаточно вялыми для оппозиции. Продолжается текущее обсуждение предстоящих акций. Проводимый в выходные «форум наблюдателей» не имел успеха
15 12 2014
1 стр.
Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир тому, кто был направлен к людям как милость для миров, его семейству и всем его сподвижникам
15 12 2014
5 стр.
Красивые здания внутри (внутри чего? Вутри рощи? Внутри забора, который герои увидели сначала и прежде чего?) окружал очень высокий каменный забор. Чувствовалось, что внушительное
16 12 2014
1 стр.
Выходные данные: Шейгал Е. И. Перформативные речевые действия в структуре политического дискурса // Чествуя филолога: к 75-летию Ф. А. Литвина. Орел: Изд-во нп «Редакция газеты «Ор
26 09 2014
1 стр.
01 10 2014
1 стр.
К 95 Кутырев В. А. Человеческое и иное: борьба миров. Спб., Алетейя, 2009. – 264 с
18 12 2014
12 стр.