Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 20страница 21страница 22страница 23

2 Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 7.

1 Шлегель Ф. Фрагменты // Литературная теория немецкого романтизма / Пер. с нем. Л., 1934. С. 170. Изречение это понравилось Пастернаку, который процитировал его, хотя и приписав ошибочно Гегелю.

1 Фукидид. История / Изд. подгот. Г. А. Стратановский и др. Л., 1981. С. 54.

2 Цицерон. Философские трактаты / Пер. с лат. М. И. Рижского; отв. ред. и сост. Г. Г. Майоров. М., 1985. С. 205.

3 Цицерон. Философские трактаты. С. 285.

1 Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгород-Северского Игоря Святославовича... Москва, 1800 // Слово о полку Игореве. Л., 1952. С. 26–27

2 Уже первые публикаторы «Слова» перевели его как «гремя славою предков», это понимание, по существу, осталось незыблемым. Ср. «бряцая славою прадедов» в новейшем переводе Р. О. Якобсона. Словарь-справочник «Слова», составленный В. Л. Виноградовой, к слову «звонить» дает пояснение: «Перен. Разглашать, делать известным повсюду (о славе предков)...» (Словарь-справочник «Слова о полку Иго-реве»: [В 5 вып.] / Сост. В. Л. Виноградова. М; Л., 1965–1978. Вып. 2. С. 119). Словарь Срезневского приводит интересующий нас текст как простой пример к значению «бить въ колоколъ» (Срезневский И. И. Материалы для Словаря древнерусского языка по письменным памятникам: [В 3 т.]. СПб., 1893. Т. 1. Стб. 964).

1 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967. С. 262

1 О специфике сознания, обращенного к «началам», см.: Eliade M. Aspects du mythe. Paris, 1963. P. 33–54; Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. С. 263 и далее; Лотман Ю. М. О моделирующем значении понятий «конца» и «начала» в художественных текстах // Тезисы докладов во второй летней школе по вторичным моделирующим системам, 16–26 августа 1966 г. Тарту, 1966.

2 Полн. собр. русских летописей. Стб. 1–2.

3 Там же. Стр. 92.

4 Там же. Стр. 141.

5 Иван Грозный в письме к Курбскому утверждает, что, совершив измену, последний погубил не только свою собственную душу, «но и своих прародителей души погубил еси» (Послания Ивана Грозного / Подгот. текста Д. С. Лихачева и Я. С. Лурье; пер. и коммент. Я. С. Лурье. М.; Л., 1951. С. 13). Результат действий направлен в противоположном по отношению к историко-прагматическому мышлению направлении.

1 Демократическая поэзия XVII века / Подгот. текста и примеч. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1962. С. 34.

2 Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгород-Северского Игоря Святославовича... С. 27, 33–35.

3 Там же. С. 27.

4 Там же. С. 21

1 См.: Stapleton T. Très Thomœ; seu res gestaœ S. Thomœ Apostoli, S. Thomœ Archiepisc. Cantuar. Et martyris, et Thomœ Mori Angliœ quondam cancellarii. Douay, 1588.

2 См.: The life of sir Thomas More, sometymes Lord Chancelier of England / By Ro. Ba. and ed [ited] from Ms. Lambeth 179, with collations from seven manuscripts by E. V. Hitchcock and P. E. Hallet. With additional notes and appendices by A. W. Rééd. Oxford, 1950.

1 Конрад Н. И. Избр. труды. История / Сост. Н. И. Фельдман-Конрад. М., 1974. С. 278.

2 См.: Постников М. М., Фоменко А. Т. Новые методики статистического анализа нарративно-цифрового материала древней истории / Предв. публ. М., 1980.

1 Кант И. Соч. Т. 6. С. 27.

1 Стало быть, высоко ценится человек, соблюдающий обычай (примеч. В. Тэрнера).

2 Тэрнер В. Символ и ритуал / Пер. с англ. М, 1983. С. 57–58.

3 Из письма немецкого литератора Г. X. Лихтенберга критику Бойе от 1 и 10 октября 1775 г. // Хрестоматия по истории западноевропейского театра / Сост. и ред. С. Мокульского. М., 1955. С. 57.

4 Баратынский Е. А. Полн. собр. стихотворений. Т. 1. С. 206.

1 Платон. Соч.: В 3 т. / [Пер. с древнегреч.] Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. М., 1970. Т. 2. С. 161.

2 Там же. С. 216–217.

1 Баратынский Е. А. Полн. собр. стихотворений. Т. 1. С. 201.

1 См.: Reicher С. La Diabolie, la Séduction, la Renardic, l'Ecriture. Paris, 1979

2 Имеется в виду именно мощь, а не благость, поскольку возможно религиозное, в указанном выше смысле, поклонение и злым силам.

3 Ср. противоположное мнение св. Августина, согласно которому конечное спасение или проклятие человека не зависит от его добродетели, а целиком определяется произволом Бога.

1 Сказания о бедняке Христове // Книга о Франциске Ассизском. М., 1911. С. 53–54.

1 При договоре с нечистой силой обычный способ нарушения договора – покаяние (ср. «Повесть о Савве Грудцыне»). Более сложный вариант – апокриф об Адаме. Известен текст (А. П. Пыпин сообщает, что он извлечен из старообрядческой рукописи, но не указывает данных о ней), согласно которому Адам заключил договор с дьяволом в обмен на исцеление Евы и Каина: «И рече диаволъ: „Даси на ся рукописание <...> живый Богу, а мертвыя тебъ"» (Памятники отреченной русской литературы. Т. 1. С. 16). Однако характерно, что, видимо, более распространенным был текст, в котором Адам, заключая договор, сознательно обманывал дьявола. После изгнания из рая Адам запряг вола и начал пахать землю. «...И прииде дияволъ: „Не дамъ тебъ земли работати, понеже моя есть земля, а Божия суть небеса и рай <...> Напиши мнъ рукописание свое, да еси мой, тогда мою землю работай". Адамъ рече: „Чья есть земля, того семи и азъ и чада моя"». Далее автор объясняет, что Адам хитро обманул дьявола: он знал, что земля принадлежит сатане временно, что в будущем Христос воплотится («...яко Господь снити хощетъ на землю и родитися отъ девы») и выкупит своей кровью землю и людей у дьявола (там же. Т. 1. С. 4).

В западноевропейской традиции договор нейтрален: он может быть и хорошим и плохим, а в специфически рыцарском варианте с его культом знака соблюдение слова делается предметом чести. Характерны сюжеты о рыцаре, соблюдающем слово, данное сатане (ср. инверсию в легенде о Дон Жуане: нарушая все обязательства религии и морали, он выполняет слово, данное статуе командора). В русской традиции договор заимствует свою «крепость» от святыни, которой поручается его хранение. Договор же, не освященный авторитетом неконвенциональной власти веры, «крепости» не имеет. Поэтому слово, данное сатане (или его земным заменителям), надо нарушить.



2 Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. / Изд. подгот. Л. Г. Бараг, Н. В. Новиков. М., 1981. Т. 1. С. 264

3 См.: Памятники литературы Древней Руси: XII век. С. 394.

4 Письма и бумаги Петра Великого: [В 12 т.] СПб. (Л.); М., 1887–1977. Т. 3. С. 265.

5 История России с древнейших времен: Сочинение Сергея Михайловича Соловьева. Кн. 4. Стр. 5.

1 Послания Ивана Грозного. С. 567.

2 Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгород-Северского Игоря Святославовича... С. 11.

3 Девгениево деяние (Деяние прежних времен и храбрых человек). М, 1962. С. 149.

1 Соссюр Ф. Труды по языкознанию. С. 101

2 История России с древнейших времен: Сочинение Сергея Михайловича Соловьева.

3 В наполнении понятия «символ» мы идем за Соссюром, а не за Пирсом, который противопоставлял его «икону». Неконвенциональная природа символа не снимает, однако, его отличий от иконических знаков. Хотя и те и другие исходят из принципа подобия, между ними существует важное различие: подобие в символе имеет риторический характер (невидимое передается через видимое, бесконечное через конечное, недискретное через дискретное и т. д.: уподобляющееся и уподобляемое находятся в смысловых пространствах с разным числом измерений), подобие в иконических знаках имеет более рациональный характер. Здесь возможно по изображению однозначно реконструировать изображаемое, что в системе символов в принципе исключается (там же. Кн. 4. Стб. 42).

4 Полн. собр. русских летописей. Спб., 1853. Т. 2. С. 822. (Курсив мой. – Ю. Л.)

5 Ср.: «Смерть на поле брани обычно называется „суд"» (Мещерский Н. А. История «Иудейской войны» Иосифа Флавия в древнерусском переводе. С. 85).

6 Повесть о Дракуле / Подгот. текстов Я. С. Лурье. М.; Л., 1964. С. 127.

1 Именно символическая, а не знаковая природа авторитета царской власти исключала для царя возможности игрового поведения. В этом отношении момент игры в поведении Грозного воспринимался и субъективно, и объективно как сатанизм.

2 Памятники литературы Древней Руси: XIII век. С. 88.

3 Послания Ивана Грозного. С. 193.

4 Там же. С. 567.

5 Мандельштам О. Э. Собр. соч. Т. 2. С. 277–278.

1 Ломоносов М. В. Полн. собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1950–1983. Т. 8. С. 284.

2 Феофан Прокопович. Соч. / Под ред. И. П. Еремина. М.; Л., 1961. С. 97. 380

1 Сумароков А. П. Избр. произведения. С. 190–191.

2 Любовный лексикон / Пер. с фр. [А. В. Храповицкого]. СПб., 1768. С. 11, 19, 41.

3 Гр[омов] Гл. Любовь, книжка золотая. СПб., 1798. С. 134–135.

4 Сочинения императрицы Екатерины II на основании подлинных рукописей и с объяснительными примечаниями академика А. Н. Пыпина: [1–5, 7–12] / Пер. с фр. СПб., 1907. Т. 12. С. 659.

1 «Наказ» формально представлял собой инструкцию императрицы депутатам Комиссии по выработке нового уложения (1767 г.), а фактически был широко разрекламирован декларацией идей просвещенной монархии. При составлении «Наказа» Екатерина широко использовала (по собственному выражению «обокрала») идеи просветителей, особенно Монтескье и Беккариа.

2 Щербатов М. М. Неизданные соч. [М.], 1935. С. 23.

3 Сказать, что человек вручает себя даром, – значит сказать вещь абсурдную и немыслимую, такой поступок незаконен и недействителен уже потому, что человек в здравом уме его не совершит. Сказать так о целом народе – значит представить безумный народ: безумие не составляет права (фр.).

1 Какой-то дух злонамеренности и обмана циркулирует во всех венах Государства. Разбой среди вас более редок, чем везде, поскольку вы так же кротки, как и храбры; но вероломство постоянно. Купите алмаз – он с пятном, купите спичку – она без серы. Этот дух, спускаясь вниз по каналам правления, производит бесчисленные опустошения (фр.) (Maistre J. de. Lettres et opuscules inédits. 1851. P. 355).

2 См.: Карпов В. H. Воспоминания. Шипов H. История моей жизни / Подгот. П. Л. Жаткина. М.; Л., 1933. В аналогичных по географическому положению имениях А. Р. Воронцова в те же годы крестьяне в среднем платили 25–30 рублей ассигнациями оброку в год с души (Индова Е. И. Крепостное хозяйство в начале XIX века. По Материалам вотчинного архива Воронцовых. М., 1955. С. 88).

3 Лурье Я. С. Русские современники Возрождения. Книгописец Ефросин, дьяк Федор Курицын. Л., 1988. С. 27

1 Ср. также слова Гейзенберга: «Предельно обобщая, можно, пожалуй, сказать, что изменение структуры мышления внешне проявляется в том, что слова приобретают иное значение, чем они имели раньше, и задаются иные, чем прежде вопросы» (Гейзенберг В. Шаги за горизонт / Пер. с нем.; общ. ред. Н. Д. Овчинникова. М., 1987. С. 101–193).

1 Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография / Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева. М., 1980. С. 205.

2 Там же. С. 269.

3 Декарт Р. Избр. произведения. С. 268. Ср. в первой части того же трактата утверждение, что в непосредственном следовании опыту и здравому смыслу можно «вcтретить гораздо более истины, чем в бесполезных спекуляциях кабинетного ученого, не имеющих иных последствий, кроме суетного тщеславия, которое тем сильнее, чем больше такой ученый удаляется от здравого смысла...» (С. 265).

4 См.: Кант И. Соч. Т. 6. С. 27.

<предыдущая страница


Л отман Ю. М. Внутри мыслящих миров Ю. М. Лотман Выходные данные

Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров / Семиосфера. – С. Петербург: «Искусство–спб», 2000. – с. 150-390

4550.12kb.

13 09 2014
23 стр.


Ю. М. Лотман семиосфера Культура и взрыв Внутри мыслящих миров Статьи Исследования Заметки Санкт-Петербург «Искусство-спб»

Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты

2727.57kb.

10 10 2014
22 стр.


Главные новости

Выходные оказались достаточно вялыми для оппозиции. Продолжается текущее обсуждение предстоящих акций. Проводимый в выходные «форум наблюдателей» не имел успеха

16.79kb.

15 12 2014
1 стр.


-

Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир тому, кто был направлен к людям как милость для миров, его семейству и всем его сподвижникам

787.79kb.

15 12 2014
5 стр.


4. 3 Визит к друзьям

Красивые здания внутри (внутри чего? Вутри рощи? Внутри забора, который герои увидели сначала и прежде чего?) окружал очень высокий каменный забор. Чувствовалось, что внушительное

126.88kb.

16 12 2014
1 стр.


Е. И. Шейгал Перформативные речевые действия в структуре политического дискурса

Выходные данные: Шейгал Е. И. Перформативные речевые действия в структуре политического дискурса // Чествуя филолога: к 75-летию Ф. А. Литвина. Орел: Изд-во нп «Редакция газеты «Ор

85.03kb.

26 09 2014
1 стр.


Ю. Лотман выход из лабиринта
292.97kb.

01 10 2014
1 стр.


Человеческое и иное: борьба миров

К 95 Кутырев В. А. Человеческое и иное: борьба миров. Спб., Алетейя, 2009. – 264 с

3577.29kb.

18 12 2014
12 стр.