Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Планы и задания к лабораторным занятиям по синтаксису


Лабораторная работа № 1

Словосочетание

Литература


1. В.В.Бабайцева, Л.Ю. Максимов. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация. Ч.III. М.: Просвещение, 1987, с.34-55.

2. Н.Н.Прокопович. Вопросы синтаксиса русского языка. М: Высшая школа, 1974, с.11-21, 21-40.

3. Русская грамматика. Т.II. М: Наука, 1980, с. 79-82.

Домашнее задание
Теоретическая часть


  1. Что служит основанием для исключения сочиненных (однородных) рядов слов из числа словосочетаний?

  2. Выделение какого вида словосочетаний (простые, сложные, комбинированные) следует считать недостаточно обоснованным? Обоснуйте свою мысль.

  3. Как влияют на силу именного управления словообразовательные особенности существительных?

Практическая часть
Задания

  1. Из текста 1 выпишите простые неосложнённые словосочетания. Одному из словосочетаний дать полный анализ по схеме.

  2. Из текста 2 выписать словосочетания с сильным управлением.



Тексты
1. Волки шли шагом. Безжизненные снега глядели на них своими бледными глазами, тускло отблескивало что-то сверху, внизу поземка ядовито шипела, струясь зигзагами по насту, и все это имело такой вид, будто тут, в полях, наверно знают, что никому никуда нельзя добежать, что и нельзя бежать, а нужно стоять смирно, мертво и слушать.

И теперь волкам казалось, что отставший товарищ был прав, что белая пустыня, действительно ненавидит их; ненавидит за то, что они живы, чего-то бегают, толкутся, мешают спать; они чувствовали, что она погубит их, что она разлеглась, беспредельная, повсюду и зажмет, похоронит их в себе. Их брало отчаяние. (Б.Зайцев٭. Волки)

2. Когда Флобер умер, Тургенев, большой его почитатель и ценитель, опубликовал в России призыв подписаться на памятник Флоберу - первая попытка международной дружественности в литературе.

К стыду России она провалилась. Русские не доросли до общеевропейского чувства прекрасного. На призыв лучшего своего писателя не только не откликнулись - засыпали его насмешками (и оскорблениями!) за самую мысль о солидарности. Какой там Флобер! Собирать на Флобера! Тургенев получил ругательные письма.

Пишешь об этом с горечью – и за Россию, за Тургенева, и за Флобера. Но с чувством отдыха вспоминаешь, что все-таки хоть через тридцать лет, некий реванш Флобер в России взял.

Огромные томы сочинений выходили со статьями, примечаниями, вариантами. «Госпожу Бовари» перевела Чеботаревская под ред. Вячеслава Иванова, «Саламбо» - Минский, «Искушение» - мое, «Сентиментальное» -- В.Муромцевой под ред. Бунина, «Письмами» занимался Блок, для «Трех новелл» взяли переводы Тургенева и мой. Издание не закончилось (не хватало, кажется, «Бувара и Пекюше»), помешала война и революция. Все-таки и то, что вышло, давало уже Флобера в подобающем виде. Издание было некоммерческим: Флобер никогда никому прибылей не давал и сам умер в бедности. Тем более надо помянуть добрым словом почин «Шиповника» (сборник, где было опубликовано одно из первых произведений Флобера в русском переводе - И.О.).

Где сейчас эти отлично изданные книги? Кто их читает?

Пожелаем, чтобы для России Будущего стал Флобер «Вечным спутником» - прекрасным и нужным обликом Запада. (Б.Зайцев. Флобер в Москве)



Лабораторная работа 2

Нечленимые сочетания слов
Литература

1. В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. Современный русский язык. Ч.III. М: Просвещение, 1987, с.46-51.

2. В.В. Бабайцева. Система членов предложения в современном русском языке. М: Просвещение, 1989, с.57-64.

3. Г.А.Золотова О типах неделимых сочетаний в предложении. – Русский язык в национальной школе. - 1963, № 3.

4. Ю.В. Фоменко. Типы синтаксически неразложимых словосочетаний в русском языке. - Русский язык в школе. 1981, №1.
Домашнее задание

Теоретическая часть

1. В чем состоит принципиальное различие между членимыми и нечленимыми сочетаниями слов (см. 1-4)?

2. Сформулируйте причины существования нечленимых сочетаний (1-4).

3. Как излагается материал о нечленимых сочетаниях в школьных учебниках?

4. Можно ли считать сочетания слов я сам, все мы, все это, все четверо нечленимыми (4)?

5. В результате чего разрушается нечленимость (3,4)?


Практическая часть

1. Выпишите из текста сочетания, имеющие нечленимый характер.

2. Замените приведенные лексемы перифрастическими выражениями, а перифразы лексемами. С подчеркнутыми перифразами и лексемами составьте предложения, укажите их синтаксическую роль в предложении.

О б р а з е ц: Пора любви - весна. И близки дни, когда все блага к нам низведет пора любви (А.Фет). Перифраза «пора любви» выполняет в предложении роль подлежащего.


1. Молодой человек, который в двадцать лет или даже раньше, прочтя Достоевского, не был бы потрясен «до мозга костей», не был бы ранен (…) в самое сердце, не ходил бы сбитый с толку, недоумевающий, измученный тысячью сомнений, такой молодой человек должен бы внушить недоверие. (…)Нет писателя, который лучше, чем Достоевский, выразил бы и полнее дал почувствовать отсутствие правды в мире, боль жизни, все-таки порой слишком острую, чтобы с буддийским спокойствием отнести ее к явлениям естественным. Правда - слово расплывчатое: что есть правда, «что есть истина»? Что такое справедливость? Точного определения нет и быть не может…

(…) От Достоевского сводит скулы, пересыхает в городе, и вовсе не после какого-нибудь отдельного рассуждения, нет, а от общего ужасного неблагополучия представленного им мира. В молодости именно к этому неблагополучию сознание чувствительно: оно его не предвидело, оно еще не утратило своей детской доверчивости. Молодой человек останавливается в тревожном изумлении: как, неужели это и есть жизнь? Откуда все это? Как же мне в такой жизни участвовать? Как исправить, можно ли помочь? Да, это первое, ни с чем не сравнимое впечатление от Достоевского благотворно - и неизбежно, если только у молодого человека живая душа. Да, бесспорно…

Г.Адамович, Комментарии
2. Уголь, заяц, кровь винограда, вечная постель, повелитель молний*, лиса, вода, Л.Н.Толстой, очи неба, обитель смерти, огни неба, муза истории*, ресницы звезд, отрава сердечная, Москва, часы, хлопок, покровитель искусств*, лик серебристый, весенние порывы, зеркало наяд*

Зевс, автор «Евгения Онегина», творец мира, царь природы, рыжая плутовка, Цербер, Брест, корень жизни, зеркало души, столица юмора*, крыша мира*, солнце русской поэзии, девятая Камена*, предводитель муз*, инженеры человеческих душ, люди в белых халатах, солнце, косолапый увалень, электрический шар (Шар электрический блещет Мертвым лучом в тишине (В. Брюсов), стоокий слепец (На рынок! Там для стоокого слепца Ценней грошовый твой рассудок!) (А. Фет), серебряные змеи (Опять серебряные змеи через сугробы потекли (А. Фет).



Лабораторная работа 3

Второстепенные члены предложения

Литература

1. В. В. Бабайцева. Система членов предложения в современном русском языке. М.: Просвещение, 1988, с. 128 – 153.

2. Л. Д. Чеснокова. Синкретизм в сфере членов предложения. – Филологические науки. М.: 1988. № 4, с. 41 – 47.

3. В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация. Ч. III, с. 71 –74, 112 – 127.


Домашнее задание

Теоретическая часть

  1. Какие частные значения выделяют при анализе определений? (1)

  2. Перечислите основные способы разграничения определяемого слова и приложений (1).

  3. Оцените, насколько обоснованным является выделение семантических разновидностей дополнений в (1).

  4. Охарактеризуйте первичные и вторичные функции словоформ (2).

  5. Каковы основные черты различия дуплексива и составного сказуемого; дуплексива и определения; дуплексива и обстоятельства? (2)


Практическая часть

  1. Из текста 1 выпишите по два-три второстепенных члена предложения, представляющих собой примеры морфологизованных и неморфологизованных средств их выражения.

  2. Выпишите встретившиеся в текстах (2,3) детерминанты и дуплексивы. Укажите, какими значениями они обладают.


Тексты

1. Последнее, что нуждается в пояснении, это звание к а п и т а н, приставленное к имени Игоря Ивановича в самом начале.

Скрыть свое военно-морское прошлое Игорю Ивановичу, разрисованному голубой татуировкой, как средневековая карта звездного неба, с девами, лирами и водолеями, было невозможно, хотя всю жизнь в общественные бани ходил только с утра, в самое безлюдье, на свежий пар. Все попытки друзей узнать подробности его морской службы встречали самый решительный отпор, что послужило сначала поводом для легенд, а потом, уже неведомо как, вдруг обернулось прозвищем - Капитан. (М. Кураев)

2. Он опять остановился, как бы подавленный воспоминаниями. Глаза слушателей не отрываются от этой угловатой головы, от этого задумчивого, сосредоточенного лица. Что-то искрится в глазах некоторых из присутствующих, словно бы слезы. (Д. Мордовцев)



3. Еще маленькими девочками обе сестры, и Урсула и Марина, были так непохожи одна на другую. Нарядная, разодетая, завитая Урсула охорашивается перед зеркалом, напевает веселые песенки, мечтает о том, как она в воскресенье, в костеле поразит своего воздыхателя новым бантом в волосах… (Д. Мордовцев)


٭ В текстах из произведений Б.Зайцева соблюдена авторская пунктуация.

Лабораторная работа №1 Словосочетание Литература

В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация. Ч. III. М.: Просвещение, 1987, с. 34-55

71.76kb.

14 12 2014
1 стр.


Лабораторная работа №1 Работа в Oracle Database Express Edition 1 Лабораторная работа №6

Лабораторная работа Выполнение расчетов с использованием программирования в среде Visual Basic for Applications

232.43kb.

18 12 2014
1 стр.


Лабораторная работа №1 Изучение автоматической телеграфной станции ат-пс-пд лабораторная работа №2 и зучение телеграфного коммутационного сервера «Вектор-2000»

Рецензент – зам начальника Гомельской дистанции сигнализации и связи Белорусской железной дороги В. И. Прокопюк

822.36kb.

29 09 2014
3 стр.


Лабораторная работа №1 по курсу "Информационная безопасность" Лабораторная работа №1

Простейшей и в то же время наиболее надежной из всех схем шифрования является так называемая схема однократного использования (рис. 1), изобретение, которое чаще всего связывают с

118.45kb.

10 10 2014
1 стр.


Лабораторная работа №1 «Изучение аэрофотосъёмочной аппаратуры». Аэрофотографическая система и ее основные характеристики. Принципиальная схема аэросъёмочного аппарата. Основные части афа. Назначение афа

Лабораторная работа №2 «Составление технического проекта на производство аэрофотосъемочных работ»

26.07kb.

14 12 2014
1 стр.


Лабораторная работа №5 Анализ операций с ценными бумагами

Лабораторная работа №5 включает 5 заданий. Для выполнения этих заданий необходимо ознакомиться с теоретическим материалом, приведенным к данной лабораторной работе и расположенным

166.96kb.

11 09 2014
1 стр.


Лабораторная работа 9-01 Лабораторная Шонин В. А. работа 9-01 Использование табличной верстки для создания Web-страниц

Целью работы является овладение навыками использования табличной верстки при создании Web-страниц

446.97kb.

12 09 2014
1 стр.


Лабораторная работа n 9 Работа с командами обработки строк

В общем случае цепочечные команды позволяют выполнять действия над блоками памяти

56.65kb.

01 10 2014
1 стр.