Планы и задания к лабораторным занятиям по синтаксису
Лабораторная работа № 1
Словосочетание
Литература
1. В.В.Бабайцева, Л.Ю. Максимов. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация. Ч.III. М.: Просвещение, 1987, с.34-55.
2. Н.Н.Прокопович. Вопросы синтаксиса русского языка. М: Высшая школа, 1974, с.11-21, 21-40.
3. Русская грамматика. Т.II. М: Наука, 1980, с. 79-82.
Домашнее задание
Теоретическая часть
-
Что служит основанием для исключения сочиненных (однородных) рядов слов из числа словосочетаний?
-
Выделение какого вида словосочетаний (простые, сложные, комбинированные) следует считать недостаточно обоснованным? Обоснуйте свою мысль.
-
Как влияют на силу именного управления словообразовательные особенности существительных?
Практическая часть
Задания
-
Из текста 1 выпишите простые неосложнённые словосочетания. Одному из словосочетаний дать полный анализ по схеме.
-
Из текста 2 выписать словосочетания с сильным управлением.
Тексты
1. Волки шли шагом. Безжизненные снега глядели на них своими бледными глазами, тускло отблескивало что-то сверху, внизу поземка ядовито шипела, струясь зигзагами по насту, и все это имело такой вид, будто тут, в полях, наверно знают, что никому никуда нельзя добежать, что и нельзя бежать, а нужно стоять смирно, мертво и слушать.
И теперь волкам казалось, что отставший товарищ был прав, что белая пустыня, действительно ненавидит их; ненавидит за то, что они живы, чего-то бегают, толкутся, мешают спать; они чувствовали, что она погубит их, что она разлеглась, беспредельная, повсюду и зажмет, похоронит их в себе. Их брало отчаяние. (Б.Зайцев٭. Волки)
2. Когда Флобер умер, Тургенев, большой его почитатель и ценитель, опубликовал в России призыв подписаться на памятник Флоберу - первая попытка международной дружественности в литературе.
К стыду России она провалилась. Русские не доросли до общеевропейского чувства прекрасного. На призыв лучшего своего писателя не только не откликнулись - засыпали его насмешками (и оскорблениями!) за самую мысль о солидарности. Какой там Флобер! Собирать на Флобера! Тургенев получил ругательные письма.
Пишешь об этом с горечью – и за Россию, за Тургенева, и за Флобера. Но с чувством отдыха вспоминаешь, что все-таки хоть через тридцать лет, некий реванш Флобер в России взял.
Огромные томы сочинений выходили со статьями, примечаниями, вариантами. «Госпожу Бовари» перевела Чеботаревская под ред. Вячеслава Иванова, «Саламбо» - Минский, «Искушение» - мое, «Сентиментальное» -- В.Муромцевой под ред. Бунина, «Письмами» занимался Блок, для «Трех новелл» взяли переводы Тургенева и мой. Издание не закончилось (не хватало, кажется, «Бувара и Пекюше»), помешала война и революция. Все-таки и то, что вышло, давало уже Флобера в подобающем виде. Издание было некоммерческим: Флобер никогда никому прибылей не давал и сам умер в бедности. Тем более надо помянуть добрым словом почин «Шиповника» (сборник, где было опубликовано одно из первых произведений Флобера в русском переводе - И.О.).
Где сейчас эти отлично изданные книги? Кто их читает?
Пожелаем, чтобы для России Будущего стал Флобер «Вечным спутником» - прекрасным и нужным обликом Запада. (Б.Зайцев. Флобер в Москве)
Лабораторная работа 2
Нечленимые сочетания слов
Литература
1. В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. Современный русский язык. Ч.III. М: Просвещение, 1987, с.46-51.
2. В.В. Бабайцева. Система членов предложения в современном русском языке. М: Просвещение, 1989, с.57-64.
3. Г.А.Золотова О типах неделимых сочетаний в предложении. – Русский язык в национальной школе. - 1963, № 3.
4. Ю.В. Фоменко. Типы синтаксически неразложимых словосочетаний в русском языке. - Русский язык в школе. 1981, №1.
Домашнее задание
Теоретическая часть
1. В чем состоит принципиальное различие между членимыми и нечленимыми сочетаниями слов (см. 1-4)?
2. Сформулируйте причины существования нечленимых сочетаний (1-4).
3. Как излагается материал о нечленимых сочетаниях в школьных учебниках?
4. Можно ли считать сочетания слов я сам, все мы, все это, все четверо нечленимыми (4)?
5. В результате чего разрушается нечленимость (3,4)?
Практическая часть
1. Выпишите из текста сочетания, имеющие нечленимый характер.
2. Замените приведенные лексемы перифрастическими выражениями, а перифразы лексемами. С подчеркнутыми перифразами и лексемами составьте предложения, укажите их синтаксическую роль в предложении.
О б р а з е ц: Пора любви - весна. И близки дни, когда все блага к нам низведет пора любви (А.Фет). Перифраза «пора любви» выполняет в предложении роль подлежащего.
1. Молодой человек, который в двадцать лет или даже раньше, прочтя Достоевского, не был бы потрясен «до мозга костей», не был бы ранен (…) в самое сердце, не ходил бы сбитый с толку, недоумевающий, измученный тысячью сомнений, такой молодой человек должен бы внушить недоверие. (…)Нет писателя, который лучше, чем Достоевский, выразил бы и полнее дал почувствовать отсутствие правды в мире, боль жизни, все-таки порой слишком острую, чтобы с буддийским спокойствием отнести ее к явлениям естественным. Правда - слово расплывчатое: что есть правда, «что есть истина»? Что такое справедливость? Точного определения нет и быть не может…
(…) От Достоевского сводит скулы, пересыхает в городе, и вовсе не после какого-нибудь отдельного рассуждения, нет, а от общего ужасного неблагополучия представленного им мира. В молодости именно к этому неблагополучию сознание чувствительно: оно его не предвидело, оно еще не утратило своей детской доверчивости. Молодой человек останавливается в тревожном изумлении: как, неужели это и есть жизнь? Откуда все это? Как же мне в такой жизни участвовать? Как исправить, можно ли помочь? Да, это первое, ни с чем не сравнимое впечатление от Достоевского благотворно - и неизбежно, если только у молодого человека живая душа. Да, бесспорно…
Г.Адамович, Комментарии
2. Уголь, заяц, кровь винограда, вечная постель, повелитель молний*, лиса, вода, Л.Н.Толстой, очи неба, обитель смерти, огни неба, муза истории*, ресницы звезд, отрава сердечная, Москва, часы, хлопок, покровитель искусств*, лик серебристый, весенние порывы, зеркало наяд*
Зевс, автор «Евгения Онегина», творец мира, царь природы, рыжая плутовка, Цербер, Брест, корень жизни, зеркало души, столица юмора*, крыша мира*, солнце русской поэзии, девятая Камена*, предводитель муз*, инженеры человеческих душ, люди в белых халатах, солнце, косолапый увалень, электрический шар (Шар электрический блещет Мертвым лучом в тишине (В. Брюсов), стоокий слепец (На рынок! Там для стоокого слепца Ценней грошовый твой рассудок!) (А. Фет), серебряные змеи (Опять серебряные змеи через сугробы потекли (А. Фет).
Лабораторная работа 3
Второстепенные члены предложения
Литература
1. В. В. Бабайцева. Система членов предложения в современном русском языке. М.: Просвещение, 1988, с. 128 – 153.
2. Л. Д. Чеснокова. Синкретизм в сфере членов предложения. – Филологические науки. М.: 1988. № 4, с. 41 – 47.
3. В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация. Ч. III, с. 71 –74, 112 – 127.
Домашнее задание
Теоретическая часть
-
Какие частные значения выделяют при анализе определений? (1)
-
Перечислите основные способы разграничения определяемого слова и приложений (1).
-
Оцените, насколько обоснованным является выделение семантических разновидностей дополнений в (1).
-
Охарактеризуйте первичные и вторичные функции словоформ (2).
-
Каковы основные черты различия дуплексива и составного сказуемого; дуплексива и определения; дуплексива и обстоятельства? (2)
Практическая часть
-
Из текста 1 выпишите по два-три второстепенных члена предложения, представляющих собой примеры морфологизованных и неморфологизованных средств их выражения.
-
Выпишите встретившиеся в текстах (2,3) детерминанты и дуплексивы. Укажите, какими значениями они обладают.
Тексты
1. Последнее, что нуждается в пояснении, это звание к а п и т а н, приставленное к имени Игоря Ивановича в самом начале.
Скрыть свое военно-морское прошлое Игорю Ивановичу, разрисованному голубой татуировкой, как средневековая карта звездного неба, с девами, лирами и водолеями, было невозможно, хотя всю жизнь в общественные бани ходил только с утра, в самое безлюдье, на свежий пар. Все попытки друзей узнать подробности его морской службы встречали самый решительный отпор, что послужило сначала поводом для легенд, а потом, уже неведомо как, вдруг обернулось прозвищем - Капитан. (М. Кураев)
2. Он опять остановился, как бы подавленный воспоминаниями. Глаза слушателей не отрываются от этой угловатой головы, от этого задумчивого, сосредоточенного лица. Что-то искрится в глазах некоторых из присутствующих, словно бы слезы. (Д. Мордовцев)
3. Еще маленькими девочками обе сестры, и Урсула и Марина, были так непохожи одна на другую. Нарядная, разодетая, завитая Урсула охорашивается перед зеркалом, напевает веселые песенки, мечтает о том, как она в воскресенье, в костеле поразит своего воздыхателя новым бантом в волосах… (Д. Мордовцев)