Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Лекции по культурологии

А.В. Горбатов


Ю. И. Михайлов

Морфология культуры

Морфология культуры представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия. Существует множество концепций, делящих культуру по различным основаниям. Так, человеческую культуру в ее целостности можно рассматривать как процесс последовательного самоосвобождения человека. Формы культуры: миф, религия, искусство и нау­ка - это различные стадии этого процесса.



Миф стоит в начале человеческой истории. Это первая форма культуры, первая форма рационального постижения мира. Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и природы. Современный человек, будем так считать, уже не боится чужого, нечеловеческого, он научился покорять его. Однако первобытному человеку было необходимо ощущение внутреннего родства с миром. Другое мироощущение привело бы его в состояние отчаяния и тоски перед бездушными и всемогущими силами. Не случайно интерпретация мифологического мира антропоморфна - боги, явления природы, животные и предметы наделены человеческими свойствами. В мире мифов нет вещей и животных в современном понимании. Вещь не только вещь, но и одушевленное существо; животное это животное, но и священный дух; солнце- это и огненный шар, но и грозный бог, дающий плодородие и засуху. Так, после того как Одиссей лишил зрения циклопа Полифема, он постоянно находится в противоборстве с морской стихией. И это объяснимо, герой не ропщет, так как властитель моря Посейдон преследует Одиссея, гневаясь на него за то, что ослепил сына морского бога.

Важнейшей чертой мифологического сознания является его образность и метафоричность. Говоря о символизме мифологического мышления, следует иметь в виду, что символ всегда основан на живом созерцании действительности и является ее отражением. Причем символ отражает наиболее глубокие аспекты реальности, которые не поддаются другим формам осмысления. Символический образ мышления присущ не только детям, поэтам и безумцам, он присущ самой природе человеческого мышления. Образы, мифы и символы выполняют важную роль в выявлении глубинных аспектов человеческого существа.

В процессе последовательного самоосвобождения человека миф разрушается, его функции трансформируются, тем самым, давая возможность появиться религии, искусству, науке. Миф формируется на стадии господства архаического сознания, со временем мифологические представления получают статус религиозных, но это не означает, что миф уходит со сцены истории.

Во-первых, миф и его образы, сохраняются в душе современного человека. Символические образы мифа универсальны для всего человечества, являются архетипическими.

Во-вторых, в современной культуре еще достаточно живучи пережитки мифа в виде суеверий, предрассудков и т.д.

В третьих, искусственно формируется современное мифотворчество. Современный миф - это деформированный образ действительности, альтернатива реальности, инструмент идеологии. Ролан Барт, теоретик и практик современных мифологий, утверждает, что если мифы архаического сознания рассматривали оппозиции культуры с целью дать сверхлогическую модель для разрешения содержащихся в них противоречий, то современные мифы служат не для изживания и преодоления социокультурных противоречий, а, наоборот, для их насаждения и оправдания. Примерами могут служить нацистский миф крови, миф о советском человеке, современный миф о превосходстве американского образа жизни. Главные мифотворцы сегодня это средства массовой информации и PR- агентства, с помощью которых институтам власти предоставляется прекрасная возможность манипуляции сознания обывателя.



Религия - производное от латинского слова religio. Древние римляне обозначали этим словом все то, что было связано с культом богов. Религия по определению русского богослова князя С.Н. Трубецкого есть «организованное поклонение высшим силам». Мифологическое восприятие рождает религиозное сознание. Главной отличительной особенностью религиозного сознания является вера в сверхъестественное, чудо, непостижимое рациональным путем.

Сторонники гипотезы «дорелигиозного периода» утверждали, что у людей живших на ранних этапах развития общества, не было религиозных верований, т.к. их сознание было вплетено в практику. Однако в настоящий момент можно уверенно утверждать, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 35-40 тыс. лет назад (примерное время появления Homo Sapiens). В первобытной культуре религия проявлялась в таких формах как анимизм, тотемизм, фетишизм и магия.



Анимизм (от лат. anima- душа)- представление о существовании духовных (нематериальных) сущностей и вера в возможность общения с ними. Автор т.н. анимистической теории религии Эдуард Тейлор возникновение анимизма объясняет, как попытку первобытного человека рационализировать смерть и сновидения – мгновение назад человек еще жил, теперь он мертв, хотя тело здесь. Значит умереть - это «испустить дух». Что такое те человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях? Это духи. Так возникла вера в духовные существа (душу и духов)- анимизм.

Фетишизм (от португ. слова fetisso - магическая вещь) - культ неодушевленных предметов, фетишей, наделенных сверхъестественными свойствами. Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: части тела животного и человека, камни необычной формы, куски дерева и др.

Обращение первобытных людей с фетишами говорило о том, что они не всегда относились к предмету с должным почтением: за оказанную помощь благодарили, за беспомощность наказывали. В этом плане интересен африканский обычай истязания фетишей, причем не только для их наказания, но и побуждения к действию. Прося о чем-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит просьбу и обязательно ее выполнит.

До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов - оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписывается магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Оберег охраняет своего хозяина.

Особая группа фетишей связана с существованием у большинства народов культа предков. Их изображения становятся фетишами, которым поклоняются. Иногда это идолы - человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины. Иногда предка изображает специальный знак, как было, например, принято в Китае.

Известны фетиши-черепа у некоторых народов. Так, гвинейские негры сохраняют кости родных в ящиках и периодически ходят разговаривать с ними в небольшие хижины гробницы.

Тотемизм (от слова североамерик. индейцев – «от-отем»- «его род») -система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом - мифическим предком, чаще животным или растением, реже неодушевленным предметом. Тотем не обожествляется и реальные животные вовсе не боги, однако в них мистически присутствует предок. Исследователь первобытного мышления Леви-Брюль приводит знаменательный пример: индеец в ответ на вопрос, верит ли он, что предком его племени была выдра, объяснил, что они... вовсе не думают, будто это была такая же выдра, какие существуют сейчас. Выдры, от которых они произошли, были людьми-выдрами: они обладали способностью менять человеческий облик на облик выдры. В рамках тотемизма возникла система запретов, которые назывались табу. Основатель психоанализа З. Фрейд в книге «Тотем и табу» пытался раскрыть проблему культурогенеза через феномены первобытной культуры: тотемизм и институт табу.

Магия- вера в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы. Это получение результата не «прямым способом», а особым, через определенные магические действия.

Древний человек опасался, что его и вещи, и имя могут быть магически использованы против него. Зная настоящее имя бога или колдуна, можно обрести над ними магическую власть. Потому герои древних сказаний скрывали свои подлинные имена. Простой человек опасался произносить имя священных существ и демонов, т.к. их произнесение могло вызвать их. Так, истинное имя, того, кого мы называем медведем, у древних славян было столь священным, что не произносилось вслух и не дошло до нас. Медведь-это прозвище зверя, означающее “медоед” (тот, кто медом ведает), позже и это имя не решались называть вслух. Называли его: “он”, “сам”, “хозяин”, “дедушко”, “мельник”, “черный зверь”, личными именами у русских - Миша, Потапыч, Топтыгин, Матрена. В слове “берлога” сохранился более древний корень -“бер”, т.е. бурый (“берлога”- логово бера).

Английский этнограф Б. Малиновский на основе изучения жизни народов тихоокеанских островов сделал вывод, что магические представления возникают тогда, когда человек не достаточно уверен в своих силах, когда велики элементы риска и высока непредсказуемость результатов деятельности. Малиновский приводит примеры: жители Тробриандовых островов (в Меланезии) использовали магию в земледелии при посадке клубневых растений, урожай которых бывает изменчив, но магия не применялась при культивировании плодовых деревьев, урожай которых постоянен. Постройка лодок всегда сопровождалась магическими обрядами, при возведении домов же магия не использовалась. Магия была необходима при ловле акул и других опасных рыб, при ловле же мелкой рыбы магия не нужна.

Стоит согласиться и с тем, что для магии есть место и в сегодняшнем обществе, так как жизнь никогда полностью не находится во власти человека, и не все можно объяснить исключительно рациональным способом. Не случайно газетные объявления пестрят рекламой по предоставлению магических услуг, которые предлагают различного рода медиумы, маги белые и черные, «Джуны» и «Чумаки», колдуны и шаманы, экстрасенсы и парапсихологи.



Искусство также выделяется из мифа. Оно является единственной формой культуры, где вдохновение и фантазия художника не имеют ограничений. Наукой до сих пор не решен вопрос о происхождении искусства. Среди гипотез раскрывающих связь происхождения искусства с развитие символических форм культурного творчества следует назвать концепцию «натурального макета» А.Д. Столяра. По его мнению, наиболее ранние проявления «анималистического символизма» заключались в том, что добытое животное - охотничий трофей утрачивал свое пищевое значение и превращался в натурально-фигурный знак побежденного зверя. Позднее уже отдельные части туши (голова, лапы) символизировали зверя целиком. Следующим, переходным к скульптуре звеном стал «натуральный макет» - голова зверя с куском шкуры на естественном, природном постаменте. Итогом дальнейшего развития стало появление объемных скульптур животного из глины. Переход от скульптуры к схематичному контурному рисунка осуществлялся за счет того, что скульптуру стали лепить «прислонив» к скальной стенке пещеры, т.е. формируется техника рельефа. Итогом освоения скальных плоскостей стал контурный рисунок.

Наука - самостоятельная форма культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, обществе и человеке. Наука, организованная на рационалистических методах, базируется на принципах объективности, достоверности и истинности получаемых знаний. Первоначально, наука существовала как эмпирическое знание, возникшее из необходимости понимания и освоения окружающего мира. Первой формой мудрости был миф, опирающийся на внерациональные методы. В преодоление мифа родилось научное сознание, философия, основанная на рациональных принципах познания.

Лекции по культурологии А. В. Горбатов

Существует множество концепций, делящих культуру по различным основаниям. Так, человеческую культуру в ее целостности можно рассматривать как процесс последовательного самоосвобожд

71.53kb.

03 09 2014
1 стр.


Лекции по культурологии

Суть типологического метода заключается в выявлении сходства и различия изучаемых объектов или явлений. Поскольку культура представляет собой многоуровневую систему, то можно говор

101.47kb.

13 10 2014
1 стр.


Обращение Главы Кабардино-Балкарской Республики А. Б. Канокова к читателям журнала «Вопросы культурологии» Методологическая дискуссия

«Вопросы культурологии», научно-практический и методический журнал, №8, 2012 г

40.41kb.

10 09 2014
1 стр.


Тема предмет культурологии тема культура как предмет исследованиянауки культурологии

Тема 11. Культурологическая концепция "круговорота локальных цивилизаций" А. Тойнби

1720.52kb.

25 12 2014
10 стр.


2 Курс лекций: Тема лекции; План лекции; Текст лекции

Списки учебной литературы, рекомендуемой обучающимся в качестве основной и дополнительной по темам лекций

46.96kb.

15 09 2014
1 стр.


Лекции по философии истории перевод А. М. Водена Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. Спб.: Наука, 1993, 2000. 480с. С. 57-480

Эти лекции,— к 1822/23, 1824/25, 1826/27, 1828/29, 1830/31 гг.,—а именно тетради, в которых лекции записывались господином тайным советником Шульце, господином капитаном фон Грисге

6268.35kb.

17 12 2014
32 стр.


Философская танатология наших дней выявила принципиальную социокультурную ориентацию исследования смерти, тем самым обозначив перспективы развития культурологии

Научное и философское самоопределение культурологии привело к постановке и решению междисциплинарных проблем познания, среди которых заметно выделилась проблема понимания смерти, в

175.31kb.

12 10 2014
1 стр.


Акимов Ю. К. «Современные методы регистрации частиц» Количество часов

Во время лекции вопросы следует задавать преподавателю по ходу ее изложения. Материал после каждой лекции прорабатывается, и возникающие при этом вопросы выясняются в начале очеред

100.56kb.

26 09 2014
1 стр.