Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 13страница 14
Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі

Министерство образования и науки республики Казахстан

Қостанай облыстық әкімдігінің білім басқармасы

Управление образования акимата Костанайской области

Қостанай құрылыс колледжі

Костанайский строительный колледж

Лекции
«Программирование в среде Turbo Pascal»


Орындаған оқытушы:

Выполнила преподаватель : Храмей Ирина Сергеевна

Қостанай қаласы 2008ж

г.Костанай 2008 г.

Перечень лекций

Лекция 1. Структура программы на языке Turbo Pascal

Лекция 2. Процедуры ввода-вывода. Некоторые встроенные функции Турбо-Паскаля.

Лекция 3. Операторы разветвляющейся структуры.

Лекция 4. Операторы циклов в Паскале

Лекция 5. Символьные и строковые переменные

Лекция 6. Перечисляемый и ограниченный типы

Лекция 7. Массивы

Лекция 8. Тип запись

Лекция 9. Процедуры и функции

Лекция 11. Графика в Турбо Паскале

Лекция 12. Текстовые файлы

Лекция 13. Двоичные файлы

Лекция 14. Модули в Турбо Паскале

Лекция 15. Динамические переменные

Лекция 16. Динамические переменные: другие виды списков, стек и очередь

Лекция 17. Деревья и поиск в деревьях

Лекция 18. Таблицы и простейшие алгоритмы поиска

Лекция 19. Перемешанные таблицы



Лекция 1. Структура программы на языке Turbo Pascal


Приведём простейший пример программы, единственная цель которой – вывести на экран какое-нибудь приветствие:

program Hello;

begin

writeln('Hello, world!');



readln;

end.


Первая строка ничего не делает, она просто содержит название программы. Затем, после слова begin начинаются собственно действия. В нашей программе их два: первое – это вывод строчки «Hello, world» на экран, а второе – ожидание нажатия клавиши «Enter», оно нужно для того, чтобы можно было увидеть результат программы, а затем уже нажать «Enter» и вернуться в Турбо-Паскаль. И, наконец, слово end с точкой в последней строке говорит о том, что программа закончилась. Действия, из которых состоит программа, называются операторами, они отделяются друг от друга точкой с запятой.

А теперь приведём пример, в котором программа уже не «глухая», то есть может запрашивать какие-либо данные у пользователя. Пусть требуется спросить у пользователя два числа, после этого вывести на экран их произведение:

program AxB;

var a,b: integer;

begin

writeln('Введите a и b');



readln(a,b);

writeln('Произведение равно ',a*b);

readln;

end;


В этой программе перед словом begin появляется новая строчка, начинающаяся словом var. В ней мы указываем, что программе понадобится две переменные (a и b), в которых можно хранить целые числа (слово integer).

О том, что делает первый оператор, нам известно: он выводит на экран строчку 'Введите a и b'. При выполнении второго оператора программа будет ждать, пока пользователь не введет число с клавиатуры и не нажмёт «Enter»; это число программа запишет в переменную a, затем то же самое делается для переменной b. Третьим оператором выводим на экран сначала надпись «Произведение равно », а потом значение выражения ab («*» – знак умножения). Четвёртый оператор пояснений не требует.

А теперь рассмотрим структуру программы в общем виде. Любая программа на Турбо-Паскале состоит из трех блоков: блока объявлений, блока описания процедур и функций и блока основной программы. Ниже эти блоки расписаны более подробно.

Блок объявлений:



program ... (название программы)

uses ... (используемые программой внешние модули)

const ... (объявления констант)

type ... (объявления типов)

var ... (объявления переменных)

Блок описания процедур и функций:



procedure (function)

begin

...


end;

...


Блок основной программы:

begin

... (операторы основной программы) ...



end;
Рассмотрим наиболее важные части вышеописанных блоков. Под заголовком программы понимается имя, помогающее определить её назначение. Имя, или идентификатор, строится по следующим правилам: оно может начинаться с большой или малой буквы латинского алфавита или знака «_», далее могут следовать буквы, цифры или знак «_»; внутри идентификатора не может стоять пробел. После имени программы следует поставить «;», этот знак служит в Паскале для разделения последовательных инструкций. Заметим, что имя программы может не совпадать с именем соответствующего файла на диске.

После слова const помещаются описания постоянных, которые будут использованы в программе, например:


const Zero = 0;

pi = 3.1415926;

my_const = -1.5;

Hello = 'Привет !';


За словом var следуют объявления переменных, которые понадобятся нам при написании программы. Переменные Паскаля могут хранить данные различной природы: числа, строки текста, отдельные символы и т. п. Ниже приводится часть типов переменных, которые можно применять.

Название типа

Возможные значения

Примеры значений

integer

целые: -32768 ... 32767

12, -10000

real

действительные (по модулю): 2,9x10-39... 1,7x1038

-9.81, 6.02e-23

string[n]

строка до n символов длиной, если [n] не указано, то до 255

‘abcde’, ‘привет’

char

одиночный символ

‘F’, ‘!’, ’_’,’ю’

Объявления переменных записываются в следующей форме: var <переменная> : <тип>;

Если описываются несколько переменных одного типа, то достаточно записать их имена через запятую, а после двоеточия поставить общий тип.

Примеры объявления:



var Number: integer;

d,l: real;

Name: string[20];

Line: string;

Key1,Key2: char;
Блок основной программы. Здесь, между словами begin и end. располагаются команды (точнее, операторы), которые будут выполняться один за другим при запуске программы. Рассмотрим простейшие типы операторов на следующем примере:
program First;

const a2 = 3;

a1 = -2;


a0 = 5;

var x,f: real;
begin

write(‘Введите значение х ’);

readln(x);

f := a2*x*x+a1*x+a0;

writeln(‘Значение квадратного трехчлена: ’,f);

end.
Первая строка исполняемой (основной) части программы выводит на экран надпись «Введите значение х », для этого используется процедура write написанная разработчиками Турбо Паскаля, то есть набор команд, невидимый для нас, но существующий реально в недрах системы Турбо Паскаль. В качестве параметра этой процедуры используется наша строчка. Параметры всегда записываются в круглых скобках, апострофы означают, что параметр имеет строковый тип. Итак, в первой строке мы видим так называемый оператор вызова процедуры. Каждый оператор отделяется от следующего знаком «;». Во второй строке вызывается процедура ввода readln(x), которая ждет, пока пользователь наберет значение x с клавиатуры и нажмет клавишу «Enter», а затем переводит курсор на следующую строку (ln  Line – строка). В третьей строке вычисляется значение трехчлена и записывается в переменную f; этот оператор называется оператором присваивания, и обозначается символом ":=". В последней строке на экран выводится строка «Значение квадратного трехчлена: » и значение переменной f. Несложно заметить, что здесь процедуре writeln передается уже не один, а два параметра, причем они могут иметь разные типы. Вообще, процедуры ввода и вывода (т.е. write, writeln, read, readln) могут иметь любое число параметров различных типов, параметрами могут являться переменные, литералы (т.е. непосредственно записанные числа, строки; в нашем примере дважды были использованы строковые литералы), а также выражения. Используя выражение при выводе, можно заменить две последние строчки нашей программы одной:

writeln('Значение квадратного трехчлена: ', a2*x*x+a1*x+a0);



В арифметических выражениях на Паскале используются следующие знаки для обозначения операций: +, -, *, /. Для определения порядка действий используются круглые скобки согласно общепризнанным математическим правилам.

Замечание об именах. Для обозначения переменных запрещается использование ряда слов, называемых зарезервированными, они играют в языке особую роль. Нам уже встречался ряд зарезервированных слов: program, begin, end, string, const, var, и т.п.


следующая страница>


Лекции «Программирование в среде Turbo Pascal»

Приведём простейший пример программы, единственная цель которой – вывести на экран какое-нибудь приветствие

721.57kb.

14 09 2014
14 стр.


I. основы программирования в среде turbo pascal 15 Глава Установка Turbo Pascal 16
57.37kb.

25 09 2014
1 стр.


Б. В. Ващук Turbo Pascal 0

В33 Середовище програмування Turbo Pascal 0: Підруч для учнів 10 кл серед загальноосв шк. – Ввпк: „Коледж”, 2008 – 47с

621.21kb.

25 09 2014
4 стр.


Краткая теория по курсу информатика Типы данных языка программирования Turbo Pascal

В языке программирования Turbo Pascal все данные, используемые программой должны принадлежать к какому-либо типу данных. Некоторые из них

103.03kb.

13 10 2014
1 стр.


Программирование на языке Turbo Pascal Материалы к урокам

В данной брошюре собраны материалы для подготовки и проведения по программированию на Паскале, когда идет освоение языка и выработка навыков составления программ

1207.28kb.

02 10 2014
15 стр.


Интегрированная среда программирования Turbo Pascal Язык программирования Pascal

Блеза Паскаля. Первоначально этот язык был создан для обучения программированию. Однако благодаря заложенным в нем большим возможностям структурного программирования он стал широко

479.79kb.

25 09 2014
6 стр.


1. Среда языка программирования Pascal abc

Блеза Паскаля. На основе языка Паскаль в 1985 г фирма Borland выпустила версию Turbo Pascal версии с этого времени язык Паскаль используется во всем мире в учебных заведениях в кач

537.72kb.

02 10 2014
4 стр.


Лекции по микропроцессорной технике, языку программирования pascal и среде разработки Delphi на курсах подготовки офицерского состава

Образование высшее гражданское: 1971-1975 – Ярославское высшее зенитное ракетное командное училище пво. Специальность – инженер по эксплуатации радиотехнических средств. Кадровый о

39.39kb.

13 10 2014
1 стр.