Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Лекция № 1

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (ДЕРИВАЦИЯ)

План

  1. Предмет и задачи словообразования как учения о морфемике и деривации лексических единиц. Связь словообразовательной системы с лексикой и грамматикой.

  2. Слово и морфема. Морфемный состав слова.

  3. Синхронный и исторический (диахронический) подходы к словообразованию.

  4. Содержание и задачи словообразовательного анализа.

Лекция № 2-3

МОРФЕМИКА

План

  1. Структура слов. Понятие морфа и морфемы. Объединение морфов в морфему.

  2. Алломорфы. Разновидности алломорфов. Варианты морфем.

  3. Классификация морфем по разным признакам: а) по роли морфем в слове; б) по значению морфем; в) по месту морфем в составе слова; г) по происхождению. Корни и аффиксы. Виды аффиксов: префиксы (приставки), суффиксы, окончания (флексии), постфиксы, интерфиксы; вопрос о конфиксах. Суффиксоиды и префиксоиды.

  4. Аффиксальные морфемы словообразовательные (деривационные) и словоизменительные.

  5. Формант. Аффиксы нулевые и словообразовательные, регулярные и нерегулярные (унификсы), продуктивные и непродуктивные, синонимичные и омонимичные, исконные и заимствованные.

Лекция № 4-5

МОРФЕМИКА. СТРУКТУРА СЛОВА

План

  1. Членимость и производность основ. Членимые и нечленимые основы.

  2. Связанные корни (радиксоиды). Уникальные части слова – унирадиксоиды.

3. Понятие производности. Признаки производных основ. Соотношение понятий членимости и производности.

4. Понятие о структуре слова или модели.

5. Содержание и задачи морфемного анализа.

Лекция № 6



ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ СЛОВА. МОРФОНОЛОГИЯ

План

1. Исторические изменения в составе слова: опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция, диффузия, замещение. Значение этих изменений для развития словообразовательной системы.

2. Морфонология (Н. С. Трубецкой). Морфонологические особенности словообразования (явления морфемного шва): чередование фонем, интерфиксация, наложение (интерференция) морфов, усечение производящей основы.

3. Понятие субморфа.

Лекция № 7

Введение в морфологию

План


  1. Предмет морфологии.

  2. Грамматические значения, грамматические категории, грамматические формы.

  3. Морфологическая парадигма; разновидности парадигм: полная, неполная, избыточная.

  4. Части речи и принципы их классификации.

  5. Части речи в школьной и академической грамматиках.

Лекция № 8-9



ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

План

  1. Имя существительное как часть речи. Его значение, морфологические признаки и синтаксическая роль.

  2. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

  3. Категория рода существительных.

  4. Категория числа существительных.

  5. Категория падежа.

  6. Склонение существительных.

Лекция № 10-11

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

План

  1. Имя прилагательное как часть речи.

  2. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.

  3. Степени сравнения качественных прилагательных, их значения.

  4. Склонения прилагательных.

  5. Субстантивация.

Лекция № 12

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

План

1. Общая характеристика.

2. Морфологические категории числительного.

3. Словоизменение числительных.

4. Склонение количественных числительных.

5. Склонение собирательных и неопределенно-количественных числительных.

6. Употребление числительных с предлогом по.

7. Ударение числительных.

8. Проблема неопределенно-количественных слов.

Лекция № 13



МЕСТОИМЕНИЕ

План

  1. Местоимение как самостоятельная часть речи.

  2. Разряды местоимений в русском языке.

2.1. Личные местоимения.

    1. Возвратное местоимение.

2.3. Притяжательные местоимения.

2.4. Вопросительные местоимения.

2.5. Относительные местоимения.

2.6. Указательные местоимения.

2.7. Определительные местоимения.

2.8. Отрицательные местоимения.

2.9. Неопределённые местоимения.


  1. Переход местоимений в другие части речи.

  2. Употребление других частей речи в роли местоимений.

  3. Проблема семантико-грамматической типологии местоимений.

  4. Правописание местоимений.

Лекция № 14

Глагол

План

  1. Глагол как самостоятельная часть речи. Значение глагола. Его морфологические признаки и синтаксические функции

  2. Объем глагольной лексемы. Парадигма глагола и ее части.

  3. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола.

  4. Неопределенная форма глагола инфинитива.

  5. Две основы глагола, их роль в образовании глагольных форм.

  6. Традиционное учение о классах русских глаголов. Продуктивные классы и непродуктивные группы глаголов. Классы глаголов.

  7. Категория вида. Способы глагольного действия. Связь способов действия с видом (работы Ю. С. Маслова, А. В. Бондарко).

  8. Переходные и непереходные глаголы в русском языке.

  9. Категория залога, ее семантическое содержание. Средства выражения залоговых значений. Возвратные глаголы, их отношение к категории залога.

  10. Категория времени. Абсолютные и относительные формы времени. Употребление форм одного времени в значении другого в речи.

  11. Категория наклонения, ее содержательная сущность. Изъявительное, повелительное и сослагательное наклонения.

  12. Категория лица глагола, ее семантическое содержание.

  13. Словообразование глаголов.

Лекция № 15

Наречие

План

  1. Наречие как часть речи. Основные признаки наречия.

  2. Основные структурно-семантические разряды наречий.

  3. Способы образования наречий.

  4. Переход в наречие других частей речи и наречий в служебные слова.

Лекция № 16

Слова категории состояния
(безлично-предикативные слова)


План

  1. Значение, синтаксические функции и морфологические особенности слов категории состояния.

  2. Образование слов категории состояния.

  3. Пополнения слов категории состояния за счет других частей речи.

  4. Морфологический анализ слов категории состояния.

Лекция № 17

Предлог

План

1. Предлог как служебная часть речи.

2. Значение предлогов.

3. Предлоги и падежи.

4. Структурные типы предлогов.

5. Смысловые взаимоотношения предлогов.

Лекция № 18

Союз

План

1. Союз как служебная часть речи.

2. Морфологическая структура союзов.

3. Синтаксические функции союзов.

4. Стилистическая окраска союзов.

5. Отличия союзов от союзных слов

Лекция № 19

ЧАСТИЦА

План

1. Понятие о частице как служебной части речи.

2. Происхождение частиц.

3. Разряды частиц по значению: логико-смысловые, модальные, эмоционально-экспрессивные, формообразующие и словообразующие.

4. Классификация частиц по структуре.

Лекция № 20



МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ

План

1. Вопрос о междометиях и звукоподражаниях в русской грамматике.

2. Семантико-грамматические разряды междометий.

3. Классификация междометий по структуре и происхождению.



4. Звукоподражания.

Лекция №1 словообразование (деривация) План

Предмет и задачи словообразования как учения о морфемике и деривации лексических единиц. Связь словообразовательной системы с лексикой и грамматикой

68.13kb.

05 09 2014
1 стр.


Практическая работа №1 словообразование (деривация) План

Предмет и задачи словообразования как учения о морфемике и деривации лексических единиц. Связь словообразовательной системы с лексикой и грамматикой

56.28kb.

03 09 2014
1 стр.


1. Словообразование

Для обозначения данной дисциплины и процесса образования слов нередко используется другой термин – деривация (лат derivatio – образование). Словообразование как особый раздел языко

2182.99kb.

03 09 2014
14 стр.


Учебный план по дисциплине лекция 1 Вводная лекция. Транспортные системы и процессы

Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минималь

417.38kb.

06 10 2014
3 стр.


Словообразование Грамматическое строение каждого слова зависит от того, какие в него входят морфемы. Под морфемой

Словообразование предполагает создание новых слов, а с помощью окончания меняется форма слова в словосочетании и предложении. Словообразовательные морфемы составляют основу слова

39.4kb.

14 12 2014
1 стр.


Лекция №3. Структура современных английских слов и словообразование (часть 1) Морфема. Виды морфем в составе слова

Напр., в словоформе teachers возможно выделить максимально три морфемы: морфему teach- со значением обучения, морфему -er- со значением действующего лица, деятеля и морфему –s со з

53.25kb.

03 09 2014
1 стр.


Семантическая деривация в русских говорах удмуртии (на материале корпуса диалектных текстов) 10. 02. 01. Русский язык
401.67kb.

09 10 2014
2 стр.


Лекция. Опухолевый рост. Москва 2012 План лекции: Определение, терминология, распространенность опухолей
211.3kb.

25 12 2014
1 стр.