Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 13страница 14
1.Словообразование: 1) это раздел языкознания, который изучает способы и правила образования слов и 2) образование новых слов на базе имеющихся однокоренных с помощью служебных морфем, путём перехода из одной части речи в другую и т.д. Для обозначения данной дисциплины и процесса образования слов нередко используется другой термин – деривация (лат. derivatio – образование). Словообразование как особый раздел языкознания стало складываться в 40-50-е годы (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.И. Смирницкий).

Морфемика – раздел языкознания, в котором изучаются морфемы, обладающие специфическими формальными и семантическими свойствами. Большинство языковедов вплоть до настоящего времени не выпускает из «железных объятий» грамматики не только морфемную, но и словообразовательную проблематику. И морфемика, и дериватология, если даже и признается их специфика в отличие от грамматического учения о слове, все же рассматриваются как самостоятельные части грамматики (морфологии). Главный аргумент в пользу такой точки зрения: и морфы слов (как синтаксические, так и несинтаксические), и производные слова (область словообразования) образуются с помощью морфем (окончаний, суффиксов, приставок и т.д.), а морфемы являются объектом изучения морфологии.

Словообразование и морфология:

Задачи словообразования и морфологии пересекаются. В словообразовании исследуется словообразовательная структура, в морфологии формообразующая.

* Он белит потолок

Белит – основа бел, окончание ит: с точки зре6ия морфологии указывается на глагол наст.времени, ед.числа, 1 спряжения; с точки зрения словообразования «белит» имеет неопр.форму «белить».

Белить←белый

Каждая часть речи имеет свою словообразовательную подсистему и свои, характерные только для данной части речи, ресурсы.



Словообразование и синтаксис:

На эту связь ученые обратили внимание недавно: Соболева, Гинзбург. Синтаксические отношения, характерные для данного слова, отражаются в его словообразовательных возможностях, семантике производных от него слов.

* учить – в предложении является сказуемым

Соответственно от этого глагола образуется:

- имя действия

- имя действующего (учитель)

- имя прямого обстоятельства действия (ученик)

- имя косвенного обстоятельства действия (учебник)

- имя места действия (училище).

Связь между синтаксисом и словообразованием проявляется в связном тексте. Однокоренные слова используются в тексте как средство связи между отдельными синтаксич.единицами.

* Он сидел и молчал. Молчание длилось более часа.

Словообразование и лексикология:

В лексикологии слово изучается с точки зрения его значения, стилистической окраски, с точки зрения происхождения слов. Без словообразования невозможно изучить появление новых слов. Чтобы разобрать слово, определить мотивировочную словообразовательную базу, нужно обратить внимание на значение.



Разделы словообразования:

1.морфемика – изучает морфемы, их значение

2.раздел структуры рус.слова (об основах)

3.морфонология (рассматривает морфы различ.типа)

4.этимология

Морфемика занимается проблемами чередования фонем в пределах морфемы.

Раздел морфологии, изучающий структуру формативов, формальные закономерности их сочетаемости («тактики») и контекстно-обусловленное варьирование фонемной структуры, называют морфонологией. Морфонология изучает фонологическую структуру морфем разного типа и использование фонологических различий в морфологических целях. В узком смысле морфонология изучает варьирование фонем в составе морфов одной морфемы, т.е. их альтернации, чередования. Чередуюшиеся морфемы называются морфонемами. Исходный вариант морфемы может не совпадать ни с одним из ее действительных контекстных представителей. Например, русск. морфема сон-/сн- получает единую морфонемную запись сън (или с*н) с морфонемой ъ (или *) в середине, так как ни один из членов чередования о/о нельзя представить как исходный.



2.«Формальная» морфология, или морфемика, в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику, изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (т.е. морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).

Морфемика – 1) это раздел языкознания, изучающий систему минимальных, далее неделимых значимых единиц языка – морфем, а также морфемную структуру слов и их грамматических разновидностей (словоформ) и 2) система морфем конкретного языка в их взаимодействии.

При описании морфемного строя языка исследуются функции морфем, особенности значения морфем, их формальная структура, общие закономерности сочетаемости морфем в составе слова.

Морфемика позволяет получить сведения о строении слова, широко используемые в словообразовании и морфологии. Становление морфемики как особой лингвистической дисциплины стало возможным благодаря исследованиям основателя Казанской лингвистической школы И.А. Бодуэна де Куртенэ, который в 1881 г. ввел в научный оборот понятие морфемы, а также трудам В.А. Богородицкого, Г.О. Винокура, Н.М. Шанского, Е.А. Земской, В.В. Лопатина, И.С. Улуханова, Е.С. Кубряковой, М.В. Панова, А.Н. Тихонова и других отечественных ученых.

Морфема - это мельчайшая значимая единица языка, которая является средством выражения грамматических значений. В отличие от слова и предложения, которые способные к самостоятельному употреблению, морфема выступает как составная часть слова и формы слова. Морфемы являются двусторонними единицами языка: у них две стороны - семантическая и фонетическая. Чтобы точнее описать структуру морфемы, введены понятия морфа (конкретный фонетический вариант морфемы) и сема (мельчайшая единица семантической стороны морфемы). Морфемы бывают моносемными (однозначными) и полисемными (многозначными). От звуков и слогов морфемы отличаются своей значимостью, т.е. наличием грамматических и СО значений. От слов, словосочетаний и предложений они отличаются большей абстрактностью своих значений, нечленимостью на более мелкие значимые \части и неспособность выступать в качестве предложений или их частей.

В обиходе, даже среди специалистов по морфологии, термин «морфема» часто употребляется в значении морф. Иногда подобное неразличение в словоупотреблении проникает даже в публикуемые научные тексты. Следует быть внимательным в этом отношении, хотя в подавляющем большинстве случаев из контекста ясно, о какой именно сущности — конкретно-текстовом морфе или абстрактно-языковой морфеме — идёт речь. Морф (от греч. morphe – форма) – минимальная значимая единица текста, текстовый представвитель морфемы. Термин морфа был предложен Ч.Хоккетом в 1947 г.

Важной задачей морфемики является установление принципов вычленения в словоформах минимальных значимых линейных единиц – морфов и правил объединения морфов в парадигматические единицы – морфемы. Морфемный анализ слова предполагает вычленение в слове (словоформе) всех составляющих его морфов и установление их значений. Выявление М. языка начинается с членения высказываний на морфы, далее морфы, сходные по содержанию и форме и находящиеся в отношениях дополнительной или неконтрастирующей (несмыслоразличительной) дистрибуции, объединяются в одну М. (ср. М. «друг» = русский морфам «друг~друж~ друз’»). Эта ступень анализа, устанавливающая алломорфы одной М., называют её отождествлением, или идентификацией.

Все морфемы можно разделить на два больших класса: класс знаменательных (лексических) морфем (корневых морфем) и класс служебных (грамматических) морфем, аффиксов.



3. Вслед за отождествлением происходит классификация М. По положению в системе языка М. делятся на свободные, способные выступать в виде самостоятельного слова, связанные, встречающиеся только как часть слова и относительно связанные, проявляющие в одной серии случаев первое качество и в другой — второе (ср. русский «до» в «долететь до реки»). По функции М. делятся на служебные (аффиксальные) и неслужебные (корневые); первые обычно связаны, вторые — свободны. Число первых ограничено, как правило, несколькими десятками, число вторых неограниченно. Признак обязательности характерен для корней. Аффиксальные морфемы являются факультативными частями слова. Имеются слова без аффиксальных морфем: я, ты, здесь, вчера, там, но нет ни одного слова, в котором не было бы корня.

Различие между корнями и аффиксами проводится и по ряду признаков:

1) корень – центральный элемент морфемной структуры слова, являющийся лекси-ческим ядром слова, несущим его основное, знаменательное значение; аффиксальные морфемы выражают в слове дополнительное значение – словообразовательное или грамматическое (причем более общее, чем у корневой морфемы).

2) корень не может не иметь значения (номинативного или экспрессивного), аффикс – может (например, соединительные морфемы в словах самовар, пятилетка и др.);

3) корневые морфемы обычно не закреплены за теми или иными частями речи (дерево, деревянный, деревенеть; зло, злой, злить и т.п.), тогда как аффиксы обычно соотносятся со словами вполне определенных частей речи: -ут – глагольное окончание, -ейш- – суффикс прилагательного, суффикс -ость характеризует существительные и т.д.;

4) корней в языке значительно (на порядок) больше, чем аффиксов. Так, в «Словаре морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой (М., 1986) зафиксировано около 5000 морфем, из них корней – более 4400, а аффиксальных морфем – около 600;

5) перечень корней открыт для пополнения новыми морфемами, новые же аффиксы в языке практически не появляются, их список закрыт;

6) в тексте корневые морфемы встречаются реже, чем аффиксальные. Ср.: Я помню чудное мгновенье... (П.) – четыре корня и шесть аффиксов; Маленькой ёлочке холодно зимой – четыре корня и семь аффиксов;

7) корневые морфемы в среднем длиннее, состоят из боль­шего количества фонем, чем аффиксальные, которые нередко представлены одной фонемой (ср.: нес-у, стпол-ы и т. п.);

8) аффиксы могут быть нулевыми (например, дом-ø), корни – никогда;

9) корневые морфемы могут совпадать с основами слов, например ландыш, аффиксальные морфемы составляют лишь часть основы слова. Например, суффикс -к-, придающий оттенок уменьшительности значению слова берез-к-а, осознается как часть основы этого слова.

4. По типам передаваемых значений аффиксальные М. делятся на деривационные (словообразовательные), реляционные (словоизменительные) и реляционно-деривационные (формообразующие). Последние 2 категории часто объединяются под названием словоизменительных. М. могут быть материально выраженными или же нулевыми, когда они вычленяются у словоформы по её противопоставлению форме с материально выраженной М. (ср. русский «стол — стол-ы»). Большинством лингвистов М. рассматривается как единица, соотносящая план выражения с планом содержания, т. е. понимается как двусторонняя знаковая единица; реже встречается трактовка М. как мельчайшей единицы плана выражения.

Аффиксальные морфемы, которыми различаются словоформы одного и того же слова, называются словоизменительными; аффиксальные морфемы, повторяющиеся в разных словоформах одного и того же слова, - словообразовательными. Различные виды аффиксов играют неодинаковую роль в словообразовании и словоизменении.

Словоизменительные аффиксы (флексии, словоизменительные суффиксы, постфикс -те) присущи словоформам, а не словам в целом, и выражают морфологические значения. Словообразовательные аффиксы присущи словам в целом и выражают словообразовательные значения. В совокупности с корнем словообразовательный аффикс формирует лексическое значение слова. Формообразующими называются служебные морфемы, образующие грамматические формы слов. Например: писать – на-писать (совершенный вид), быстрый – быстр-ее, быстр-ейш-ий (степени сравнения прилагательных). В ряде слов значения слово- и формообразования могут выражаться одним и тем же аффиксом. В этом случае принято говорит о синкретизме. Синкретичные аффиксы одновременно образуют новое слово и указывают на грамматическое значение. Например: читать – пере-читатъ (приставка пере- указывает одновременно и на вид глагола – совершенный и создает слово с новым лексическим значением).
5. Суффикс (лат. suffixus – прикрепленный) распо­лагаются – это служебная, или аффиксальная, морфема, которая находится в слове после корня (или другого суффикса) перед окончанием и служит для образования слов или их форм. Например: изда-тель, издатель-ниц-а. Суффикс не является обязательной морфемой в слове. Существует немало слов, в которых суффикса нет: стол, кровать, белый, петь и др.

Для данной аффиксальной морфемы характерна закреплённость за определённой частью речи. У каждой части речи свои собственные суффиксы: -ость, -изн', -тель – суффиксы имен существительных (туманность, жизнь, читатель); -лив, -ист, -ов – суффиксы прилагательных (дождливый, зернистый, столбовой). В русском языке нет суффиксов, которые бы производили слова разных частей речи: -лив- – суффикс, производящий только прилагательные (молчаливый, терпеливый, счастливый), -ец - только существительные (глупец, хитрец, творец). Конечно, в производных существительных типа молчаливость наличествует аффикс -лив-, но он является частью производящей основы (молчалив-ый) и не служит для образования имен существительных. Суффикс всегда присоединяется к основе слова, а не к слову целиком. Например: смелый → смелость, красивый → красота. При этом суффиксы нередко вызывают изменения в строении конца основы (чередование фонем), так как на границе морфов происходит взаимоприспособление основы суффикса, ср.: горох – горош-ек, горош-ин-а; бумага – бумаж-н-ый. Суффиксы участвует и в словообразовании, и в словоизменении. Большинство суффиксов являются деривационными. Но некоторые используются для образования грамматических форм. В этом случае их принято называть формообразующими. Различают следующие формообразующие суффиксы:

1. Глагольные: инфинитива – -ть, -ти (читать, расти) и нулевой (беречь#); прошедшего времени – -л- (читал) и нулевой (вымок#); формы сослагательного наклонения – -л- + бы (читал бы) и нулевой + бы (вымок# бы); формы повелительного наклонения – -и (скажи) и нулевой (экономь#).

2. Причастий: настоящего времени действительных – -ущ-, -ащ-; настоящего времени страдательных – -м-, -ом-, -им-; прошедшего времени действительных – -ш-, -вш-; прошедшего времени страдательных – -енн-, -онн-, -нн-, -т-.

3. Деепричастий: -а (читаj-а), -в (сказав), -вш- (сказавши).

4. Прилагательных: сравнительной степени – -ее, -е, -ей; превосходной степени – -ейш-, -айш-.

5. Наречий: сравнительной степени – -ее, -ей, -е.

6. Существительных: -j- (дерево – дерев'jа, кол – коль’jа, брат – брат’jа); -ес- (чудо – чудеса, небо – небеса), образует основу косвенных падежей; -ин (крестьянин – крестьяне, боярин – бояре), исключение семьянин.

Бывают такие суффиксы, которые выполняют две функции: с их помощью образуются новые слова и в то же время грамматические формы. Такие суффиксы называют синкретичными. Например: рассыпать – рассыпáть, полить – поливать, усмотреть – усматривать (совершенный и несовершенный виды).

Следует иметь в виду, что в некоторых словах суффиксы не получают своего материального выражения. В этом случае принято говорить о наличии в структуре данных слов нулевых суффиксов. Так, слово притвора имеет значение «тот, кто притворяется, любит притворяться». С таким же примерно значением русскому языку известно слово притворщик, образованное с помощью суффикса -щик от глагола притворяться. Следовательно, и слово притвора, образованное от глагола притворяться, должно иметь словообразовательный аффикс для обозначения лица по действию, названному глаголом. Нулевые суффиксы используются при образовании имен прилагательных (золот-о золот-#-ой), различных глагольных форм: нес-#-ø (ср. нес-л-а).



Префикс, или приставка (лат. praefixus – прикрепленный спереди) – аффиксальная морфема, расположенная перед корнем или другим префиксом и служащая для словообразования (редко для словоизменения). Например: прибегать, призадуматься.

Приставка является необязательной морфемой в составе слова, очень многие слова не имеют приставки: стол, ясли, купить, бежать, красивый, чудесный и т.д.

Тесная связь со словами какой-либо одной части речи для приставок не обязательна. Существуют приставки. которые могут присоединяться к словам различных частей речи, сохраняя одно и то же «универсальное» значение: раз-: раз-ухабистый, раз-веселый; рас-красавица, рас-красавчик; пре-: пре-весёлый, пре-милый; пре-комедия; со-: со-автор, со-гражданин, со-редактор; со-пере-живать, со-существовать. Однако есть группа приставок, которые являются именными: псевдо-, квази-, ультра- и ряд других (псевдо-ним, квази-научный, ультра-модный).

Характерной особенностью приставки является то, что она присоединяется к слову целиком и не изменяет принадлежности слова к части речи.

Приставки обычно не влияют на строение начала слова. Обособленность приставок в составе слова поддерживается еще одной их особенностью. Они могут иметь побочное ударение в составе слова (анти-демократичный, прдтиво-воздушный, противо-пожарный, со-наниматели, внутри-клеточный, анти-нейтралитет). Наличие особого ударения и структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что позиционные изменения гласных, распространяющиеся на все морфемы слова, могут не затрагивать приставок. Например, приставка co- co значением совместности в безударных слогах слова может сохранять [о], не подвергаясь редукции и не изменяясь в [ъ] или [а]: сонаниматель, соопекун, соруководители.

Приставки преимущественно являются словообразовательной морфемой. Приставочное образование особенно характерно для глаголов: гореть – загореть, обгореть, угореть, отгореть, пригореть, прогореть и др. Часто используются приставки и в сфере прилагательных и наречий для выражения направленности действия, его протяженности во времени, для уточнения различных признаков предметов и действий.

Присоединение к слову приставки обычно не меняет значения слова коренным образом, а лишь добавляет к нему некоторый оттенок значения. Так, глаголы с приставками улететь, прилететь, отлететь, вылететь, подлететь обозначают те же действия, что и глагол лететь. Приставка только добавляет к их значению указание на направление движения. Глаголы отгреметь, отцвести обозначают то же действие, что и глаголы греметь, цвести, приставка от- лишь добавляет к их значению указание на прекращение действия. Наречие презабавно, прилагательные премилый, разлюбезный, сверхскоростной обозначают тот же признак, что и слова без приставок, но с оттенком большой степени его проявления.

Для образования разных форм одного и того же слова приставки используются менее активно, чем суффиксы, но тем не менее они могут быть не только словообразовательными, но и формообразовательными (синкретичными): делать сделать (форма совершенного вида глагола).

Универсальность значения приставок, близость их семантики к семантике частиц и наречий, их структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что приставки в своей массе являются более продуктивными морфемами, чем суффиксы. Их употребление менее регламентируется ограничениями, связанными с семантикой основы.

Постфиксы (лат. post – после + fixus – прикрепленный) – это аффиксальная морфема, находящаяся после окончания или суффиксов и служащая для образования новых слов либо разных форм одного и того же слова.

Как и другие аффиксальные морфемы, постфикс необязателен для слова, они встречаются в редких случаях.

К постфиксам относят возвратные частицы -ся и -сь, а также части слов -то, -либо, -нибудь, которые образуют неопределенные местоимения и местоименные наречия. Например: кто-то, -либо, -нибудь; чей-то, -либо, -нибудь; где-то, -либо, -нибудь. Таким образом, постфиксы строго закреплены за определённой частью речи. Однако в современном русском языке наблюдаются случаи, когда глагольные постфиксы наблюдаются у существительных, например: учащиеся, трудящиеся. Это произошло в результате перехода слова из одной части речи и является скорее исключением из правила, чем закономерностью.

Как и приставки, постфиксы присоединяются к слову целиком, поэтому не сопровождаются конверсией.

Основная функция постфиксальных морфем – словообразование. Постфикс -ся(-сь) используется для образования новых слов. С помощью постфикса -ся(-сь) от переходных и непереходных глаголов образуется большая группа возвратных глаголов: катать кататься; белеть белеться и т.п. (Дети катаются на лыжах).

Постфикс -ся(-сь) употребляется также при образовании формы страдательного залога глаголов: читать читается, строитьстроится и т.д. (Лекция читается преподавателем). Постфикс -ся употребляется в структуре причастий (вернувшийся, улыбающиеся), а также в других глагольных формах, где ему предшествует согласный звук (вернется, вернулся, улыбайся). Во всех глагольных формах, кроме причастий, после гласных звуков употребляется -сь (вернусь, вернись, улыбаясь).

Глагольные суффиксы являются регулярными и продуктивными, постфиксы наречий характеризуются малой регулярностью.

Интерфиксы служат для соединения частей слова. Бывают двух видов: свободные и связанные. К первой группе относятся соединительные гласные о и е (коневод, коновод) и нулевой интерфикс в таких словах, как пол-Азии, пол-арбуза, пол-лимона. Связанные интерфиксы – это такие сегменты, которые служат для соединения служебных аффиксов с основой слова.

Интерфиксы появляются не случайно, они как бы восполняют, компенсируют недостатки основ. Например, суффиксы –ец, -шиу, -н-, -ист присоединяются как правило к консонантным основам (оканчивающимся на согласный), но в русском языке есть ряд слов, основа которых является вокалический (оканчивается на гласный). В этих случаях происходит наращение: кормилец, мотальщик, куиношный, птушник, кофейный и др. Исключением из правила является существительное каноэист.



6. Окончание (=флексия) – служебная морфема, образующая грамматические формы и выражающая грамматическое значение слов. Ех: белая береза, белой березой, два – двое, раскрывшийся цветок – раскрывшегося цветка.

Наречие, деепричастие, слова категории состояния, модальные слова, служебные слова, междометия, звукоподражания окончаний не имеют, т.к. являются неизменяемыми.

Как правило, окончания находятся в конце слова, но довольно часто они могут находиться и в середине слова, ех: о чем-то, чего-нибудь, моемся, четыреста – четыремстам.

При помощи окончания выражается отношение данного слова к другим словам, устанавливаются синтаксические связи слов составе словосочетания и предложения. В этом случае окончания выполняют чисто грамматическую функцию. Окончания могут выступать и как синкретичные морфемы, т.е. совмещать формообразующие и словообразующие функции. Ех: раба – р.п. м.р., раба – и.п. ж.р., кум-кума, супруг-супруга: ГЗ жен рода – формообразующая функция, обозначение лица жен пола – словообразовательная функция; учитель-учительская (прил + комната), суточные, скорый.

В русском языке окончания бывают


  1. материально выраженные. Существуют в виде фонем и фонемных сочетаний. Однофонемные окончания обычно представлены гласным звуком, ех: отца, река. Встречаются и однофонемные окончания на согласный, ех: дам, дашь. Двухфонемные: даешь, трехфонемные: белыми.

  2. нулевые. Образуют только слова, имеющие материально выраженное окончание, т.е. слова, образующие грамматические формы с помощью целой системы окончаний. Ех: роза – розы – розами - розах – роз. Эта форма не имеет специального материального показателя для выражения грамматического значения, это значение отсутствия окончания. Ех: окна – окон, дела – дел. Слова шоссе, пальто, депо, такси не имеют нулевого окончания. В русском языке при помощи нулевого окончания выражается значение числа и падежа. Значение муж рода ед числа, ех: дом высок и светел, я пришел, я пришел бы, пять_десят.

Окончания используют сравнительно небольшое число фонем и их ограниченные комбинации. Между тем они выражают огромное число грамматических значений в существительных, прилагательных, числительных, глаголах и причастиях.

Оно окончание может выражать:



  • одно грамматическое значение, ех: три – трех – Р.П., себя – Р.П., танцевали – мн. ч.

  • Два грамматических значения, ех: пишу – 1л ед ч, скажут – 3 л мн ч

  • Три грамматических значения, ех: красивая шуба – ж р ед ч И.П.

В русском языке представлено и варьирование окончаний, ех: рекой – рекою, костями – костьми, профессоры – профессора.

Омонимия окончаний.

а- вода, книга – ж р

а- стола, столба – Р.П. ед ч

а- деревца – мн ч И.П.

а- моя, твоя – ж р притяж мест

а- стройна – ж р крат прил

а- пришла – Прош вр ж р глаг

7. Все слова языка делятся на два четко противопоставленных класса слова производные, основы которых состоят из двух и более морфем (бор-ец, нож-ик, разброс-а-ть), и слова непроизводные, основы которых не делятся на морфемы (дом, стол, стен-а, неб-о, город, трав-а и много-много подобных). Однако, кроме этих двух четко разграниченных, имеется большое число промежуточных, опорных, не волне ясных случаев. Оказывается, что, помимо слов производных, входящих в словообразовательную пару, образующих словообразовательные квадраты, имеются слова, которые нет оснований считать производными, но они делятся на какие-то части, членятся. Присмотримся для начала к одному из таких слов: добавить. Мы легко выделяем показатель инфинитива -ть, суффикс -и-. А дальше? Хочется выделить приставку до-, она так и просится в ряд с долить, досыпать, досолить и другими глаголами. И значение аналогичное: произвести добавочное действие. Ну что ж. Выделим приставку до-, остался корень -бав-. Но у нас нет глагола бавить. Где же производящее слово для добавить? Ищем-ищем – не нашли. Зато легко нашли еще слова с этим «корнем» и другими приставками: прибавить, отбавить, сбавить. Получается загадочная вещь. Приставка у глагола добавить, несомненно, есть, а корень дефектный, несвободный (без приставок не встречается) – значит, у глагола добавить нет производящего слова, и поэтому нет оснований его считать производным. Но этот глагол делится на части, членится. Чтобы устранить такое вопиющее противоречие, было введено понятие членимости. Слова, подобные добавить, называют членимыми, но непроизводными. Легко заметить, что понятие членимости более широкое, чем понятие производности: класс слов членимых включает все производные слова и часть слов непроизводных.



Члени´мая осно´ва – основа, имеющая в своём составе более одного морфа (лист/ок/, чит/а/ющ/ий, желт/оват/о/-сер/ый).

Нечлени´мая осно´ва – основа, в состав которой входит лишь один морф – корень (метро, дом, здесь).

Понятие «членимость основы» шире понятия «производность основы»: если основа производна, она всегда членима (умумный, ум/н/ый; листоклисточек, лист/оч/ек/); если основа членима, она может быть производной (до/беж/а/ть, до-+бежать; бел/изн/а, бел(ый)+-изн(а)) либо непроизводной (пт/иц/а, чит/а/ть).

Все слова русского языка в словообразовании принято делить на производные и непроизводные.

Произво´дное сло´во (дерива´т (лат. derivatus - отведённый)) – это слово, которое имеет производящую базу.

Непроизво´дное сло´во – это слово, которое не имеет производящей базы.

Производя´щая ба´за – это основа слова, слово, сочетание основ или слов, которые используются для образования новых слов.

Таким образом, слово дом является непроизводным, так как не имеет производящей базы; слово домик является производным, так как образовано от основы слова дом (дом+-икдомик), которая является производящей базой для существительного домик.

Для установления производящей базы в дериватологии принято использовать критерий  Г.О. Винокура: для определения производящей базы необходимо построить формулу толкования значения производного слова так, чтобы в ней прозвучало однокоренное слово; оно и будет производящим. При построении формул толкования (перифраз) следует использовать некоторые стандартные, типизированные зачины. Например:

– существительные со значением «лицо» имеют зачин «тот, кто» (строитель «тот, кто строит», циркач «тот, кто работает в цирке»);

– существительные со значением «место» имеют зачин «там, где» или «туда, куда» (виноградник «там, где растёт виноград», нерестилище «там, где рыба нерестится», убежище «туда, куда убегают»);

– прилагательные имеют зачин «такой, который» (грибной «такой, который имеет отношение к грибам», каменистый «такой, который содержит много камней», мамин «такой, который принадлежит маме») и т.п.



8. Корень – структурно-семантическое ядро слова, заключающее в себе основное лексическое значение (вынуть!!). Среди корней есть свободные и связные. Свободные корни могут употребляться без связи со словообразующими аффиксами (молодёжь, молод, молодой – свободный).

Радиксоид - связный корень. С.К.- корень, кот. не может употребляться без словообразовательных аффиксов (гуманизм, диктовать, диктующий, диктант…). Есть корни уникальные (жалюзи, нет, какаду, жюри). Унирадиксоид – уникальный связный корень (буженина, строганина, солонина).

Аффиксоид – компонент сложного слова, повторяющийся с одним и тем же значением в состве ряда слов и приближающийся по своей словообразовательной функции к аффиксу, суффиксу или префиксу

Аффиксоиды:1.Преффиксоиды(лже-,авиа-,видео-,само-);2.Суффиксоиды(-видный).

Но в отличии от отличии от префиксов и суффиксов, которые несут только служебное значение (словообразовательное (грамматическое), префиксоиды и суффиксоиды. Подобно корням значимые морфемы).

Среди суффиксов есть унификсы (попадья (адь – уникальный), жених, стеклярус, аплодисменты).



9. Словообразовательный анализ – это один из видов структурной работы со словом, в результате которого выясняются его синхронные словообразовательные связи, то, как слово образовано с точки зрения современного русского языка. Словообразовательному разбору подвергаются только слова с производной основой (образованные морфемным способом). Задачи анализа – установить производящую базу, определить формальные и семантические отношения производной и производящей основы, словообразовательный тип (модель) анализируемого слова. При этом слово рассматривается как лексема, во всей совокупности словоформ, поэтому для разбора следует взять слово в его номинативной (начальной) форме, определив предварительно

следующая страница>


1. Словообразование

Для обозначения данной дисциплины и процесса образования слов нередко используется другой термин – деривация (лат derivatio – образование). Словообразование как особый раздел языко

2182.99kb.

03 09 2014
14 стр.


Словообразование Грамматическое строение каждого слова зависит от того, какие в него входят морфемы. Под морфемой

Словообразование предполагает создание новых слов, а с помощью окончания меняется форма слова в словосочетании и предложении. Словообразовательные морфемы составляют основу слова

39.4kb.

14 12 2014
1 стр.


Начальный курс санскрита словообразование

Формы Именительного падежа различных основ

175.04kb.

09 10 2014
1 стр.


Ы Примечания

Ребята, а зачем в конце концов нам необходимо изучать и морфемику, и словообразование?

92.05kb.

03 09 2014
1 стр.


Согласование и словообразование

Р. п и Т. п., существительных с числительным, по образованию притяжательных прилагательных, по различению слов мужского и женского рода

59.18kb.

27 09 2014
1 стр.


Урок русского языка в 6 классе по теме: «Морфемика. Орфография»

Повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование», условия их выбора, опознавательные приметы

37.97kb.

03 09 2014
1 стр.


Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования

Цели: повторение основных терминов и понятий раздела; совершенствование навыков связной речи учащихся

78.18kb.

03 09 2014
1 стр.


Лекция №1 словообразование (деривация) План

Предмет и задачи словообразования как учения о морфемике и деривации лексических единиц. Связь словообразовательной системы с лексикой и грамматикой

68.13kb.

05 09 2014
1 стр.