Формирование умений словообразования и согласования слов.
Последовательность
|
Содержание
|
Оборудование
|
I. Организационный этап (1 мин.)
|
Слухо-моторное упражнение на внимание «Дождь»
|
Слышите, поднимается ветерок (растирание ладоней), все сильнее и сильнее (растирание ладоней более интенсивное). На небе появились тучи (смотрят вверх, не поднимая головы, взгляд влево-вправо) и, вот, первые капли дождя упали на землю (стук пальчиками по столу). Дождь все сильнее и сильнее (более громкое и интенсивное постукивание). «В небе гром, гроза, закрывай глаза» (сильное зажмуривание глаз несколько раз). Но вот туча уходит (смотрят вверх, не поднимая головы, взгляд влево-вправо), дождь потихоньку стихает, последние капли падают и сильный ветер затихает (движения в обратном порядке). Выглянуло из-за тучи солнышко.
«Дождь прошел, трава блестит, в небе радуга стоит».
|
Слайд
«Солнышко и тучка»
|
II. Подготовительный этап (3 мин.)
|
Артикуляционно-пальчиковый игротренинг с биоэнергопластикой и упражнениями для глаз
|
Слышите? Кто это там, в траве? Щенок и котенок (лай и мяуканье). (Изображают руками кошку и собаку). Жили они дружно (здороваются пальцами). Утром вместе просыпались и ... (тянут язычки), мы тоже потянулись (тянут одну руку, другую, обе вверх). Очень любили играть в прятки (упр. «Прятки»), прыгать друг на друга (упр. «Прыжки»). Котенок любил точить ... (показывают пальцами), а щенок смотреть на нее и хвостом ...(язык влево - вправо). Котенок на завтрак лакал молоко из блюдечка (упр. «Блюдечко», «Лаканье»), а щенок ел из глубокой ... (упр. «Чашечка»). Затем они выбегали во двор и бегали по узкой дорожке, затем по широкой дорожке...(упр. «Узкий-широкий язык»). Однажды, они увидели...кого?
|
«Звуковая книга»
Слайд «Пастух»
|
III. Основной этап (20 мин.)
|
1. Беседа по картинке «Пастух»
|
- Что делает пастух?
- Кого пасет пастух?
- Где пасутся овцы?
- Каких еще животных может пасти пастух? Как они называются?
|
Слайд «Пастух»
|
-
Логоритмическое упражнение
«Скотный двор»
|
Мы идем на скотный двор (шагают),
Есть высокий там забор (тянут руки вверх, становятся на носочки).
В стойлах лошади стоят (показывают голову лошади руками)
И копытами стучат (одной ногой движения вперед-назад).
В клетках кролики сидят и ушами шевелят (показывают уши двумя пальцами руки).
Землю роют пятачки (движения головой снизу-вверх),
Скотник снял свои очки (показывают очки).
Бородой трясет коза (влево-вправо головой),
Разбудили злого пса (голова собаки)...
Тихо сядем на места.
|
|
2. Слуховое упражнение «Кого мы слышим?»
|
- Где живут домашние животные, где их выращивают?
- Кого вы слышите? (Угадывают по звукам названия домашних животных в единственном числе Р.п.: корову, лошадь, овцу, свинью, козу, осла).
- Что делает корова? лошадь? овца? свинья? коза?
|
«Звуковая книга»
|
3. Дидактическое упражнение
«Кем была?»
|
- Женщина раньше в детстве была ...девочкой. Мужчина раньше был ...мальчиком. А кем были корова, лошадь, свинья, овца, коза, кролик, осел, верблюд? (Составление предложений типа: Корова была теленком и т.д.)
|
Слайд
«Кем была»
|
4. Дидактическое упражнение
«Кто что дает?»
|
Составление предложений типа: Корова дает молоко, мясо. Из молока делают сметану, творог, кефир, сыр. Из мяса делают колбасу, сосиски.
|
Слайд
«Кто что дает?»
|
5. Дидактическая игра
«Чей хвост?»
|
Нужно собрать картинку животного правильно целиком и ответить на вопрос
- Чей хвост? (образование притяжательных прилагательных)
|
Разрезные картинки домашних животных
|
6. Дидактическое упражнение
«Кто чем питается?»
|
- Чем питается ...(согласование глагола с существительным в Т.п.)
|
Слайд
«Кто чем питается?»
|
7. Дидактическая игра
«Собери семью»
|
- Найдите всю семью любого из домашних животных и назовите всех. (Корова – бык – теленок и т.д.)
|
Картинки домашних животных и их детенышей
|
8. Дидактическое упражнение
«На фотографии»
|
Образование множественного числа имен существительных, обозначающих названия домашних животных.
- Кто на фотографии?
|
Слайд
«На фотографии»
|
9. Игровое упражнение
«Сколько кого?»
|
Сосчитать животных - сколько кого на фотографии: семь кроликов, шесть поросят, пять щенят, пять козлят, пять котят. ...
|
Слайд
«Сколько кого?»
|
10. Игровое упражнение «Дай название фото»
|
Говорят: про птиц - стая птиц, про рыб - косяк, про насекомых - рой. А если животных много, как говорят? (Табун лошадей, стадо коров, караван верблюдов, отара овец)
|
Слайд
«Дай название фото»
|
IV. Заключительный этап (1 мин.)
|
Музыкально-ритмическое упражнение.
Эмоционально- содержательная оценка деятельности детей
|
Отстукивание ритмов под музыку «Во поле береза стояла»
- Какая игра больше всего понравилась? Почему?
|
Аудиозапись,
деревянные палочки
|