Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Внеурочное занятие. Кружок «В мире звуков и слов»

Подготовила и провела Четверкина Е.В., учитель-логопед МБОУ СОШ № 1
Тема: Согласование и словообразование

Цель: Формирование умений словообразования и согласования слов.

Задачи:

  • продолжать формировать способы действий по согласованию существительных в Р.п. и Т.п., существительных с числительным, по образованию притяжательных прилагательных, по различению слов мужского и женского рода;

  • устанавливать связь с жизненным опытом ребенка;

  • развивать речевую, мелкую и общую моторики;

  • уточнять, расширять и активизировать лексический строй речи по теме «Домашние животные и их детеныши»;

  • совершенствовать слуховые дифференциации, чувство ритма, зрительный анализ, моторные координации;

  • прививать интерес к русскому языку, побуждать потребность в его познании.


Использование технологий: проблемно-диалогическая технология.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты

Метапредметные универсальные учебные действия:

регулятивные:

  • управлять своей деятельностью (моторной, ритмовой, слуховой, зрительной) в зависимости от поставленных задач;

  • учиться работать по предложенному алгоритму;

  • проявлять инициативу и самостоятельность в речевой деятельности;

познавательные:

  • устанавливать аналогии словообразования и согласования;

  • выполнять логические операции сравнения, обобщения, классификации в работе по лексической теме «Домашние животные и их детеныши»

  • делать выводы о результате собственной совместной работы и работы одноклассников;

коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других, выражать свои мысли;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные универсальные учебные действия:

  • проявлять познавательный интерес к познанию, испытывать потребность к познанию;

  • устанавливать границы собственного знания и «незнания».

Ход занятия:

Последовательность

Содержание

Оборудование

I. Организационный этап (1 мин.)

Слухо-моторное упражнение на внимание «Дождь»

Слышите, поднимается ветерок (растирание ладоней), все сильнее и сильнее (растирание ладоней более интенсивное). На небе появились тучи (смотрят вверх, не поднимая головы, взгляд влево-вправо) и, вот, первые капли дождя упали на землю (стук пальчиками по столу). Дождь все сильнее и сильнее (более громкое и интенсивное постукивание). «В небе гром, гроза, закрывай глаза» (сильное зажмуривание глаз несколько раз). Но вот туча уходит (смотрят вверх, не поднимая головы, взгляд влево-вправо), дождь потихоньку стихает, последние капли падают и сильный ветер затихает (движения в обратном порядке). Выглянуло из-за тучи солнышко.

«Дождь прошел, трава блестит, в небе радуга стоит».

Слайд


«Солнышко и тучка»

II. Подготовительный этап (3 мин.)

Артикуляционно-пальчиковый игротренинг с биоэнергопластикой и упражнениями для глаз


Слышите? Кто это там, в траве? Щенок и котенок (лай и мяуканье). (Изображают руками кошку и собаку). Жили они дружно (здороваются пальцами). Утром вместе просыпались и ... (тянут язычки), мы тоже потянулись (тянут одну руку, другую, обе вверх). Очень любили играть в прятки (упр. «Прятки»), прыгать друг на друга (упр. «Прыжки»). Котенок любил точить ... (показывают пальцами), а щенок смотреть на нее и хвостом ...(язык влево - вправо). Котенок на завтрак лакал молоко из блюдечка (упр. «Блюдечко», «Лаканье»), а щенок ел из глубокой ... (упр. «Чашечка»). Затем они выбегали во двор и бегали по узкой дорожке, затем по широкой дорожке...(упр. «Узкий-широкий язык»). Однажды, они увидели...кого?

«Звуковая книга»

Слайд «Пастух»



III. Основной этап (20 мин.)

1. Беседа по картинке «Пастух»

- Что делает пастух?

- Кого пасет пастух?

- Где пасутся овцы?

- Каких еще животных может пасти пастух? Как они называются?



Слайд «Пастух»

  1. Логоритмическое упражнение

«Скотный двор»

Мы идем на скотный двор (шагают),

Есть высокий там забор (тянут руки вверх, становятся на носочки).

В стойлах лошади стоят (показывают голову лошади руками)

И копытами стучат (одной ногой движения вперед-назад).

В клетках кролики сидят и ушами шевелят (показывают уши двумя пальцами руки).

Землю роют пятачки (движения головой снизу-вверх),

Скотник снял свои очки (показывают очки).

Бородой трясет коза (влево-вправо головой),

Разбудили злого пса (голова собаки)...

Тихо сядем на места.






2. Слуховое упражнение «Кого мы слышим?»

- Где живут домашние животные, где их выращивают?

- Кого вы слышите? (Угадывают по звукам названия домашних животных в единственном числе Р.п.: корову, лошадь, овцу, свинью, козу, осла).

- Что делает корова? лошадь? овца? свинья? коза?


«Звуковая книга»


3. Дидактическое упражнение

«Кем была?»



- Женщина раньше в детстве была ...девочкой. Мужчина раньше был ...мальчиком. А кем были корова, лошадь, свинья, овца, коза, кролик, осел, верблюд? (Составление предложений типа: Корова была теленком и т.д.)

Слайд

«Кем была»



4. Дидактическое упражнение

«Кто что дает?»



Составление предложений типа: Корова дает молоко, мясо. Из молока делают сметану, творог, кефир, сыр. Из мяса делают колбасу, сосиски.

Слайд

«Кто что дает?»



5. Дидактическая игра

«Чей хвост?»



Нужно собрать картинку животного правильно целиком и ответить на вопрос

- Чей хвост? (образование притяжательных прилагательных)



Разрезные картинки домашних животных

6. Дидактическое упражнение

«Кто чем питается?»



- Чем питается ...(согласование глагола с существительным в Т.п.)

Слайд

«Кто чем питается?»



7. Дидактическая игра

«Собери семью»



- Найдите всю семью любого из домашних животных и назовите всех. (Корова – бык – теленок и т.д.)

Картинки домашних животных и их детенышей

8. Дидактическое упражнение

«На фотографии»



Образование множественного числа имен существительных, обозначающих названия домашних животных.

- Кто на фотографии?



Слайд

«На фотографии»



9. Игровое упражнение

«Сколько кого?»



Сосчитать животных - сколько кого на фотографии: семь кроликов, шесть поросят, пять щенят, пять козлят, пять котят. ...

Слайд

«Сколько кого?»



10. Игровое упражнение «Дай название фото»

Говорят: про птиц - стая птиц, про рыб - косяк, про насекомых - рой. А если животных много, как говорят? (Табун лошадей, стадо коров, караван верблюдов, отара овец)

Слайд

«Дай название фото»



IV. Заключительный этап (1 мин.)

Музыкально-ритмическое упражнение.

Эмоционально- содержательная оценка деятельности детей



Отстукивание ритмов под музыку «Во поле береза стояла»

- Какая игра больше всего понравилась? Почему?



Аудиозапись,

деревянные палочки









Согласование и словообразование

Р. п и Т. п., существительных с числительным, по образованию притяжательных прилагательных, по различению слов мужского и женского рода

59.18kb.

27 09 2014
1 стр.


1. Словообразование

Для обозначения данной дисциплины и процесса образования слов нередко используется другой термин – деривация (лат derivatio – образование). Словообразование как особый раздел языко

2182.99kb.

03 09 2014
14 стр.


Словообразование Грамматическое строение каждого слова зависит от того, какие в него входят морфемы. Под морфемой

Словообразование предполагает создание новых слов, а с помощью окончания меняется форма слова в словосочетании и предложении. Словообразовательные морфемы составляют основу слова

39.4kb.

14 12 2014
1 стр.


Радиоэлектроника и автоматизация эксперимента в биофизике

Согласование преобразователей с входными каскадами усилителей. Отрицательная обратная связь

20.8kb.

02 10 2014
1 стр.


Начальный курс санскрита словообразование

Формы Именительного падежа различных основ

175.04kb.

09 10 2014
1 стр.


Ы Примечания

Ребята, а зачем в конце концов нам необходимо изучать и морфемику, и словообразование?

92.05kb.

03 09 2014
1 стр.


Муниципальное казенное

Обсуждение и согласование рабочих программ учебно-методического комплекта “Школа России” по реализации фгос ноо в 2011/2012 учебном году

40.42kb.

12 10 2014
1 стр.


Перечень документов необходимых для проведения согласования технической применяемости шасси автомобилей Краз в изделиях потребителей

Гост 124-85 «Порядок применения покупных изделий» Предварительное согласование

14.29kb.

16 12 2014
1 стр.