Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 11страница 12страница 13страница 14

Группы междометий по способу образования и происхождению. По своему образованию все междометия распадаются на две основные группы: первичные (первообразные) и производные.

1. В первую группу входят междометия первообразные, состоящие или из одного гласного звука (А! О! У! Э!), или из двух звуков (Ай! Ах! Ба! Ой! Эй! Эх! Ух! Фи! Ха! и др.). Иногда первообразные междометия употребляются в форме сочетания двух или трех одинаковых междометий: Ха-ха-ха! Ба-ба! Фи-фи! и т.д.

Часть первообразных междометий образуется из трех и более звуков (ага, увы, угу, эге и др.).

К отдельным первообразным междометиям могут присоединяться постфиксы или частицы (нуте, на-кось, нуте-ка, ой ли и др.).

2. Вторую группу составляют междометия, образованные из других частей речи. Такие междометия называются вторичными или производными. Сюда входят междометия, образованные из существительных (Глупости! Беда! Крышка! Право! и др.), из глаголов (Здравствуйте! Прощайте! и под.), из наречий и местоимений (То-то же! Полно! и др.).

По своему происхождению одни междометия являются исконно русскими (Матушки! Ай! Эх! Ну-ка! и др.), другие - иноязычными (Алло! Аида! Браво! Бис! Капут! и пр.).

В процессе развития языка в разряд междометий перешли отдельные фразеологические обороты (Боже мой! Батюшки-светы!Дело - табак! Вот так история! Черт возьми! и мн. др.).

Глагольные междометия. В современном русском языке выделяются слова, которые, с одной стороны, имеют структуру междометий и присущую им экспрессию, динамичность, с другой - обладают глагольными признаками (вид, время). Сюда относятся такие формы, как трах, хлоп, прыг, хвать, шасть, стук, бултых и др. Например: Капитан размахнулся и трах! - из глаз посыпались искры, из рук выпала шапка (Ч.).

А.А. Шахматов называл такие слова «глагольными междометиями» и отмечал, что многие первичные междометия (ax, ox, ух, ай, ой) в современном языке сближаются с глагольными типа бац, бух, о чем свидетельствует, например, система словообразования бух - бухнуть; ах - ахать - ахнуть и т.д.

A.M. Пешковский возражал против отнесения подобных слов к междометиям. Он называл их «глаголами ультрамгновенного вида».

В.В. Виноградов выносит подобные слова за пределы собственно междометий, выделяя среди них две группы: 1) воспроизводящие или звукоподражательные слова, примыкающие к междометиям (бац), например: Бац, бац! раздались выстрелы, и 2) так называемые междометные глагольные формы (хлоп, шасть, трах, фью), например: Так и ждешь, что вот отворится дверь и шасть (Г.).



Слова первой группы, по мнению акад. В.В. Виноградова, стоят на границе между звукоподражательными словами и междометиями.

Слова второй группы находятся «почти за пределами междометий, на границе категории глагола».

Звукоподражательные слова. Слова, являющиеся по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков, называются звукоподражательными. По своим синтаксическим функциям они сближаются с междометиями. Однако в отличие от междометий не выражают каких-либо определенных чувств, изъявлений воли и т.д., хотя и обладают большим стилистическим многообразием и экспрессией.

К звукоподражательным словам относятся все слова, являющиеся условным воспроизведением крика птиц: га-га (гуся), кря-кря (утки), куку (кукушки), курлы-курлы (журавля), чик-чирик (воробья) и т.д.; животных: гав-гав (собаки), ква-ква (лягушки), мяу-мяу (кошки), му-у (коровы), бе-е (овец) и т.д.; воспроизведением каких-либо шумов природы или определенных действий, происходящих в результате деятельности людей: трах-тахтах (раскаты грома), у-у-у (завывание вьюги), динь-динь (звук, издаваемый колокольчиком) и т.д. Например: ...Ква! Тебе любо, любо, лягушка заморская, квакать на русского царевича (П.); Журавлям хорошо: поднялся повыше и лети - курлы-курлы-курлы (Б. Пол.); Ррр... гав! гав! - постой, не кусайся (Ч.); На подоконнике ворковали голуби. «Су-уп-пру-г, су-уп-пру-г, су-уп-пру-г» - будто выговаривал один; «Су-уп-пру-у-га, су-у-пру-у-га», - отзывался второй (В. Салтыкова); Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин-дин-дин (П.).



77. В процессе развития языка слова из одной лексико-грамматической категории могут переходить в другую. Если слово, принадлежащее к определенной части речи, утрачивает (или изменяет) свое основное лексическое значение и морфологические признаки, присущие данному ряду слов, оно приобретает черты другой части речи, и в соответствии с этим меняются его синтаксические функции. Переход одной части речи в другие происходит в языке постоянно, поэтому распределение слов по разным частям речи не является неизменным. Однако не все части речи могут одинаково свободно переходить в другие. Нередко существительные участвуют в образовании предлогов, союзов, частиц, например: в течение года, в целях улучшения; в то время как, с тех пор как; шутка ли; то ли дело и др. Наречия могут переходить в разряд предлогов, например: около, вокруг; деепричастия - в наречия и в предлоги, например: молча, сидя, стоя; благодаря, несмотря на и т.д. Отдельные существительные могут выступать в роли союзов (чаще всего в соединении с другими словами), например: в связи с тем что; в то время как; с тех пор как и др. Нередки случаи использования имен существительных в функции предлогов, например: в продолжение, в течение, вроде, в целях, в зависимости, в соответствии, в отношении, вследствие и др. Ср.: Вследствие дождя дорога стала очень неудобна (Миклухо-Маклай). - В следствие по делу правонарушителей вмешался прокурор; В продолжение ужина Грушницкий шептался и перемигивался с драгунским капитаном (Л.). - В продолжение повести введены новые персонажи. Наконец, отдельные имена существительные могут быть использованы в функции междометий и междометных выражений, например: Караул! Марш! Матушки! Ужас! Вот так история! и др. Ср.: Раздался пронзительный, умоляющий вопль... - Братцы, что это? Братцы, оставьте! Караул! (Помял.). - Парады, караул, ученья - всё это оды не внушит, а только душу иссушит (П.). Утрачивая свое основное значение и функцию, некоторые наречия могут переходить в предлоги, союзы, частицы, модальные слова. В предлоги в зависимости от контекста переходят наречия вдоль, мимо, впереди, вокруг, позади, напротив, после и др. Ср.: Небо молнией летучей опоясалось кругом (Тютч.) (наречие) - Много звезд в безмолвии ночном горит, блестит кругом луны на небе голубом (Барат.) (предлог). В союзы переходят наречия едва, пока, покамест, точно, потому и др. - Ср.: Она вздрогнула едва приметно и покачала головой (Л.) (наречие) - Едва она [Татьяна Аркадьевна] успела это произнести, как у дверей передней громко затрещал звонок (Купр.) (союз). Или: Мне грустно потому, что я тебя люблю (Л.) (наречие) - Пьер не отвечал, потому что ничего не слыхал и не видел (Л. Т.) (союз). В качестве союзных слов употребляются местоименные наречия где, куда, откуда, почему, зачем, отчего, когда и др. Ср.: Зачем у вас я на примете? (П.) (наречие) - Временами Сережка забывал, зачем он здесь (Фад.) (наречие в роли союзного слова). В частицы могут переходить наречия уже (уж), еще, просто, прямо, точно и др. Ср.: Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне недосуг (П.) (наречие) - Вот еще выдумал, старый проказник! - Думай не думай, а будет нам праздник! (Н.) (частица). В модальные слова переходят наречия верно, положительно, наверняка, решительно, видимо и др. Ср.: Их узорчатые края, пушистые и легкие, как хлопчатая бумага, медленно, но видимо изменялись с каждым мгновением (Т.) (наречие) - Я заметил, что Дерсу собирается меня что-то спросить, но, видимо, стесняется (Арс.) (модальное слово).

<предыдущая страница


1. Словообразование

Для обозначения данной дисциплины и процесса образования слов нередко используется другой термин – деривация (лат derivatio – образование). Словообразование как особый раздел языко

2182.99kb.

03 09 2014
14 стр.


Словообразование Грамматическое строение каждого слова зависит от того, какие в него входят морфемы. Под морфемой

Словообразование предполагает создание новых слов, а с помощью окончания меняется форма слова в словосочетании и предложении. Словообразовательные морфемы составляют основу слова

39.4kb.

14 12 2014
1 стр.


Начальный курс санскрита словообразование

Формы Именительного падежа различных основ

175.04kb.

09 10 2014
1 стр.


Ы Примечания

Ребята, а зачем в конце концов нам необходимо изучать и морфемику, и словообразование?

92.05kb.

03 09 2014
1 стр.


Согласование и словообразование

Р. п и Т. п., существительных с числительным, по образованию притяжательных прилагательных, по различению слов мужского и женского рода

59.18kb.

27 09 2014
1 стр.


Урок русского языка в 6 классе по теме: «Морфемика. Орфография»

Повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование», условия их выбора, опознавательные приметы

37.97kb.

03 09 2014
1 стр.


Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования

Цели: повторение основных терминов и понятий раздела; совершенствование навыков связной речи учащихся

78.18kb.

03 09 2014
1 стр.


Лекция №1 словообразование (деривация) План

Предмет и задачи словообразования как учения о морфемике и деривации лексических единиц. Связь словообразовательной системы с лексикой и грамматикой

68.13kb.

05 09 2014
1 стр.