Перейти на главную страницу
Отрасль экономики Промышленный комплекс
Хозяйственный комплекс Агропромышленный комплекс
Сектор экономики страны Сфера услуг
Кластер Региональная экономика (экономика региона)
Отраслевая структура экономики Конкурентоспособность городов и регионов
Отрасль – это объединение различных заводов, предприятий, учреждений по признаку сходства используемых технологий и производимой продукции (товаров, работ услуг).
В Беларуси выделяют пять основных отраслей – промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание. Это традиционная классификация, которая утвердилась еще с советского времени. Она значительно отличается от классификации, принятой в странах ЕС. Особенно это касается отдельного выделения отраслей – транспорт и связь, торговля и общественное питание, строительство. В странах ЕС эти отрасли относятся к сфере услуг.
Источник: Взято с сайта Белстата
Тенденция, которая была бы желательной – это когда структура экономики Беларуси двигалась бы в сторону структур экономик развитых стран, то есть в стадию постиндустриального развития. То есть удельный вес сельского хозяйства и промышленности сокращался бы, а сфера услуг постепенно увеличивалась бы. В принципе, если посмотреть динамику за последние 15-20 лет, то структура экономики Беларуси медленно, но верно движется в сторону структур экономик развитых стран. Однако это движение скорее обусловлено естественными процессами, нежели осознанной политикой по реструктуризации белорусской экономики. Этим и можно объяснить медленные темпы подобных изменений.
Недостаточные темпы структурных изменений определяют все дисбалансы и проблемы экономики более низкого уровня». Конец цитаты. Источник: Экономический бюллетень НИЭИ Минэкономики РБ, №8. С. 4-8
Наиболее крупные из госпредприятий называют валообразующими. На начало 2010 года в Беларуси насчитывалось 170 валообразующих предприятий. На долю этих предприятий приходится более 60% создаваемого в Беларуси ВВП.
Валообразующие предприятия доминируют практически во всех отраслях белорусской промышленности. Так, их доля в целом по промышленности составляет 80%.
Нефтеперерабатывающая промышленность Беларуси состоит практически на 100% из валообразующих предприятий. Практически аналогичная ситуация наблюдается в нефтехимической и химической отрасли.
Строительный комплекс Беларуси также характеризуется доминированием валообразующих предприятий. Гиганты отрасли – три цементных завода (в Костюковичах, Кричеве, Волковысском районе). На крупнейшие предприятия, подведомственные Минстройархитектуры, приходится около 78% выпускаемой продукции. Сегодня за счет китайских кредитных линий строятся 3 цементных завода. Два из них – в Красносельске и Костюковичах будут введены в 2011 году и один в Кричеве – в 2012 году.
В штате практически каждого из валообразующих предприятий Беларуси трудятся более тысячи человек. На бобруйской «Белшине» трудится 13 тысяч, на новополоцком «Нафтане» – 12 тысяч, на солигорском «Беларуськалие» – 18 тысяч человек, на МАЗе – 25 тысяч человек.
По закону к градообразующему относится предприятие, на котором трудятся не менее 25% от численности занятых в экономике данного населенного пункта. Вот несколько примеров градообразующих предприятий. В городе Микашевичи Лунинецкого района численность занятых в экономике – 7 тысяч. На местном же предприятии «Гранит» трудятся порядка 2,8 тысяч человек. В городе Березовка Лидского района находится стеклозавод «Неман». Численность работников – 3,4 тысячи человек. Общая численность населения, занятого в экономике города, – 6 тысяч человек. Главным недостатком такой структуры экономики заключается в том, что проблемы одного предприятия могут влиять не только на его финансовые показатели, но и автоматически – на всю экономику региона. Закрытие предприятия в этой ситуации может привести к безработице во всем городе.
Как показывают данные, Беларусь остается страной, экономика которой зависит от узкой группы предприятий. Ухудшатся их финансовые показатели – упадет достаток сотен тысяч граждан. Экономический рост в стране, как и много лет назад, обеспечивается силами, главным образом, валообразующих предприятий. На долю таких предприятий по-прежнему приходится более половины промышленного производства (54,8% от общего объема произведенной продукции). Позитивное следствие такой структуры национальной экономики Беларуси заключается лишь в одном – она легко управляема.
1. ОАО «Нафтан» (Br 12,7 трлн.)
2. ОАО «Мозырский НПЗ» (Br 11,4 трлн.)
3. РУП "ПО «Беларуськалий» (Br 3,4 трлн.)
4. РУП «Белорусский металлургический завод» (Br 3 трлн.)
5. РУП «Минский тракторный завод» (Br 2,5 трлн.)
6. ОАО «Минский автомобильный завод» (Br 2,1 трлн.)
7. РУП «ПО "Белоруснефть» (Br 1,5 трлн.)
8. ЗАО «Атлант» (Br 1,3 трлн.)
9. РУП «Гомсельмаш» (Br 1,05 трлн.)
10. РУПП «Белорусский автомобильный завод» (Br1 трлн.)
ТОП-10 самых крупных налогоплательщиков Минска (по итогам 2010 г.):
_________________________________________________
Примеры хозяйственных комплексов: агропромышленный комплекс, промышленный комплекс, топливно-энергетический комплекс, военно-промышленный комплекс, строительный комплекс, сфера услуг.
Для отличника. В свое время в 1920-х годах (в период НЭПа) белорусские ученые-экономисты предлагали проводить индустриализацию республики путем развития тех отраслей промышленности, которые были ориентированы на переработку сельскохозяйственного сырья, а также тех природных и сырьевых ресурсов, которыми располагала Беларусь (лесные ресурсы, сырье для производства стройматериалов, и т.п.). В то время, белорусские экономисты предлагали проводить индустриализацию плавно эволюционным путем, в дополнение, а не за счет сельского хозяйства, по примеру Дании и Швеции. Однако в СССР в 1930-х гг. был принят иной путь. Фактически в настоящее время РБ возвращается к той концепции развития, которая когда-то получила название «Беларусь-Дания», и за разработку которой в 1930-х гг. были репрессированы многие белорусские экономисты. |
Взаимосвязь отраслей агропромышленного комплекса:
В странах с развитой рыночной экономикой советским понятиям «социально-культурный комплекс» и «социально-потребительский комплекс» соответствует понятие «сфера услуг».
В промышленном комплексе Республики Беларусь сосредоточено 26% от общей численности занятого в экономике населения и более 30% основных средств. На основе использования этого потенциала создается 27,5% ВВП и около 90% экспортируемых товаров.
По другим данным на долю промышленности в Беларуси приходится 25% ВВП (по итогам 2009 года).
Источник: Взято с сайта Белстата
1) Топливная промышленность, в том числе нефтеперерабатывающая промышленность;
2) Машиностроение и металлообработка;
3) Пищевая промышленность;
4) Химическая и нефтехимическая промышленность;
5) Электроэнергетика.
На их долю приходится более 80% объема выпуска в промышленности, или 20% ВВП Беларуси.
Таблица. Удельный вес продукции отдельных отраслей промышленности
в динамике (1990-2009)
|
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2009 |
Топливная, в том числе нефтеперерабатывающая промышленность |
4,6 |
4,3 |
16,2 |
21,7 |
23,1 |
Машиностроение и металлообработка |
34,2 |
23,3 |
20,5 |
22,4 |
20,6 |
Пищевая |
14,9 |
17,0 |
17,3 |
16,2 |
17,2 |
Химическая и нефтехимическая |
9,0 |
14,3 |
12,5 |
11,3 |
12,1 |
Электроэнергетика |
2,6 |
13,8 |
7,1 |
6,2 |
7,5 |
Промышленность строительных материалов |
3,7 |
5,1 |
3,4 |
4,2 |
4,5 |
Легкая |
17,2 |
8,0 |
8,4 |
4,7 |
3,8 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная |
4,4 |
5,3 |
5,0 |
4,8 |
3,3 |
Прочие |
9,4 |
8,9 |
9,6 |
8,5 |
8,0 |
За последние 20 лет удельные веса пищевой промышленности, промышленности строительных материалов и деревообрабатывающей промышленности в целом по отрасли промышленности практически не изменились.
Скачок удельного веса электроэнергетики в первые годы независимости по всей видимости обусловлен желанием любой ценой произвести как можно больше электроэнергии внутри страны. С середины же 1990-х годов стала учитываться и экономическая составляющего такого производства. В результате Беларусь вернулась к импорту части электроэнергии из России и Украины, так как выработанная в этих странах электроэнергия часто дешевле, чем в Беларуси.
2.1. Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность.
Структура машиностроения Беларуси. В зависимости от назначения выпускаемой продукции делится на транспортное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, а также производство технологического оборудования для промышленности.
Станкостроение, производство роботов и робототехники, кузнечнопрессовых машин, инструментов – обеспечивают развитие самого машиностроения. Металлообработка – также является вспомогательной отраслью к машиностроению.
Потребности Беларуси обусловили расширение масштабов производства и рост удельного веса машиностроения для легкой и пищевой промышленности, бытовой техники, машин и оборудования для животноводства и кормопроизводства. Освоено производство многих видов новой продукции – ПЭВМ, троллейбусов, зерноуборочных комбайнов, пылесосов и др.
Автомобилестроение представлено в Беларуси 38 предприятиями. Крупнейшие из них – Минский автомобильный завод (МАЗ), Белорусский автомобильный завод (БелАЗ), Могилевский автомобильный завод (МоАЗ), Минский завод колесных тягачей (МЗКТ).
Минский автомобильный завод (МАЗ) является одним из крупнейших в Европе производителей большегрузных автомобилей, автопоездов, специализированной и другой автомобильной техники. На МаЗе производят также автобусы (более 1000 автобусов в год). Номенклатура выпускаемой продукции включает более 150 моделей. Продукция МАЗа в основном реализуется в России (более 70%), в Беларуси (около 20%), других странах СНГ (2-3%), странах вне СНГ (3-5%).
Белорусский автомобильный завод (БелАЗ, г. Жодино) специализируется на выпуске карьерных самосвалов большой грузоподъемности (от 30 до 220 т), а также другого тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности. БелАЗ входит в число 7 ведущих мировых концернов по производству карьерной техники. В Россию поставляется 75% самосвалов.
Могилевский автомобильный завод (МоАЗ) выпускает погрузчики, крановые шасси, спецшасси для сейсмостойкой техники. На предприятии создан колесный трактор мощностью 300 л.с. для выполнения разнообразных энергоемких работ в сельском хозяйстве и в других отраслях экономики. Разработаны новые образцы автомобильной, строительно-дорожной, коммунальной и специальной техники.
Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) осуществляет разработку и производство многоосных автомобилей высокой проходимости. Создано совместное белорусско-китайское предприятие «Санцзян-Волат» в провинции Хубэн.
К автомобилестроению относят также производство мотоциклов, которое сосредоточено на Минском мотоциклетном и велосипедном заводе (Мотовело).
В автомобилестроении получили развитие специализация и кооперирование. Отдельные узлы и детали производят – Минский подшипниковый завод, Борисовский завод «Гидроусилитель», Борисовский завод автотракторного электрооборудования (БАТЭ), Гродненский завод «Автокард», Гродненский завод автоагрегатов, Щучинский завод «Автопровод».
Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение включает более 30 предприятий.
Минский тракторный завод (МТЗ) – один из крупнейших производителей пропашных тракторов в мире. Завод обеспечивает 7-8% мирового объема тракторных поставок. Разработан и освоен выпуск новых видов техники, среди них шахтные машины для калийных рудников, комплекс машин для лесного хозяйства, машин для коммунальною хозяйства и дорожного строительства, гусеничный сельскохозяйственный фактор. В настоящее время МТЗ предлагает свыше 60 моделей разных видов техники и более 100 сборочных комплектаций. Планируется довести производственные мощности МТЗ до 75 тыс. тракторов в год (в 1990 г. было выпущено 101 тыс. тракторов). Структура рынков сбыта в 2004-2005 гг. характеризовалась следующими данными: Россия – 52-40%, другие страны СНГ– 23-22%, страны вне СНГ – 25-38% от общего объема выпускаемой продукции (в физическом измерении).
Расширению рынков сбыта способствует создание сборочных производств. Продукция, собранная па территории стран-участниц различных экономических союзов, становится товаром местного производства, что позволяет беспрепятственно проникать на рынки близлежащих стран. Первое сборочное производство было организовано в Польше (1995 г.), затем в Эфиопии и Египте. Предполагается создать сборочные заводы на Кубе, в Болгарии, Казахстане, Иране и других странах.
Промышленный и топливно-энергетический комплексы Беларуси. Агропромышленный комплекс Беларуси. Строительный комплекс Беларуси
15 09 2014
5 стр.
Лекция Первые производства: восточный и античный механизмы Хозяйствования. Ст
14 12 2014
1 стр.
Фабрика – (от лат fabrica мастерская), промышленное предприятие, основанное на применении системы машин. С экономической точки зрения между фабрикой и заводом нет различий
16 12 2014
1 стр.
Демонстрационные комплексы, конференц-системы, лингафонные кабинеты, системы синхронного перевода
27 09 2014
1 стр.
В настоящее время проводится техническое перевооружение учреждений уголовно-исполнительной системы, в которых устанавливаются современные комплексы технических средств контроля, ох
01 10 2014
1 стр.
Понятие национальной экономики. Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси», его место в системе экономических наук
08 10 2014
4 стр.
Рственной власти могут примененять к субъектам хозяйствования административно-хозяйственные санкции. Административно-хозяйственные санкции это меры организационно-правового или иму
07 10 2014
1 стр.
Вводная лекция. Создание системы «метрополия зависимый мир». Тропическая и Южная Африка в эпоху колониализма
14 09 2014
4 стр.