Перейти на главную страницу
Учитель биологии и химии
первой квалификационной категории
Турицына Е.Н.
Котлубань 2012
Цели:
CD-диск (интерактивные рисунки «Строение гриба», «Лишайники»), гербарии «Лишайники», таблица «Лишайники», информационные карты, тесты.
Структура урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Цели |
Деятельность ученика | |||
1. Организационный момент |
Я рада вас видеть, ребята, на уроке, который раскроет вам тайну необычных организмов |
Проверить готовность к самообразованию. |
| |||
2. Актуализация знаний по теме «Грибы» |
На прошлых уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов. Узнали, какие организмы являются гетеротрофными, что такое симбиоз. Давайте проверим, как вы разобрались в этой теме. |
Формирование познавательной активности, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
1) У доски составляют кластер «Применение грибов». 2) По схеме на интерактивной доске рассказывают о строении шляпочных грибов. 3) Работа с терминами. Дайте определение симбиоз, микориза, гетеротрофные организмы. 4) Найдите лишний организм. Ответ обоснуйте: А) хлорелла, спирогира, кукушкин лен. Б) папоротники, хвощи, водоросли. В) мукор, трутовик, лишайник
| |||
3. Изучение нового материала |
В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев (известный ученый) приглашал всех желающих на публичную лекцию. Лекция называлась «Растение-сфинкс» Слушателей собралось много. Тимирязев рассказывал о лишайниках. Почему собралось много слушателей? Почему лекция так называлась? Почему Тимирязев назвал лишайники сфинксами? Древняя легенда рассказывает, как однажды много дней толпа народа брела по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок. Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба. Люди брали пригоршнями серые комочки, ели их сухими, варили кашу, пекли лепешки. «Манна» как доказал в 1772 г русский ботаник Паллас- это Лишайник съедобный, перекатываемый ветром по пустыням. Он нагревается в пустыне до 70 С и не погибает. Он может высохнуть, а потом опять выжить, впитав влагу из воздуха. Лишайники - крайне своеобразная группа живых организмов. К ним относятся более 25 тыс. видов. Встречаются лишайники на всех континентах, в том числе и в Антарктиде. Вы помните, что грибы способны вступать в симбиотические отношения с корнями деревьев. Но оказывается, что такие отношения могут быть и с водорослями. Такой симбиоз гриба и водоросли называется лишайником. Сегодня я вам предлагаю выступить в роли исследователей природы. Используя текст параграфа 54 , вы должны заполнить информационную карту.
|
Выделять и характеризовать лишайники , различать типы слоевищ, анализировать изображение внутреннего строения лишайников, выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях, характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека, объяснять явления, процессы , связи и отношения, выявленные в ходе исследования. |
Людей заинтересовало название лекции. В те времена лишайники относили к растениям. Сфинкс - «человеколев», а лишайник - «грибоводоросль». Учащиеся знакомятся с информационной картой | |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
|
4. Самостоятельная работа учащихся |
|
Уметь планировать свою работу, искать и выделять главную информацию. |
Работа по карте с ее заполнением (см. ниже). |
5. Проверка самостоятельной работы |
Учитель заслушивает и корректирует ответы учащихся. Ребята, какие понятия вы встретили в тексте? Какие организмы мы называем гетеротрофными? Можем ли мы лишайники отнести к этой группе?
|
Провести коррекцию и контроль. |
Лишайник – это симбиоз гриба и водоросли. Размеры лишайников у большинства 3-7 см, но встречаются экземпляры более одного метра. Тело лишайников называется таллом или слоевище. Лишайники окрашены в самые различные цвета: белый, розовый, желтый, голубой, зеленый, серый и даже черный. В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники принято делить на три типа: накипные растут на камне или скале и имеют вид корочки, сросшейся с субстратом; листоватые имеют пластинчатое слоевище, иногда волнистое с краю, растут на почве камнях, древесине; кустистые имеют вид кустика и располагаются на почве, скалах, деревьях. Слоевище лишайника состоит из гифов гриба и клеток водоросли. Грибные гифы поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а водоросль, в которой имеется хлорофилл, образует органические вещества и отдает их грибу. Растут лишайники очень медленно, не выносят загрязнения воздуха, поэтому их используют для определения чистоты воздуха. Лишайники способны выдерживать как высокие, так и низкие температуры. Размножаются лишайники чаще всего кусочками слоевища, но могут и спорами. Значение лишайников: подготавливают почву для растений, являются кормом для копытных животных, индикаторами чистоты воздуха, сырьем для парфюмерной промышленности, источниками кислот с антибиотическим действием, источниками получения красителей. Симбиоз, гетеротрофы, грибы, водоросли. Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами? Лишайник – это симбиоз гриба и водоросли, поэтому питание автотрофное и гетеротрофное. Водоросль сможет жить самостоятельно, а вот гриб нет.
|
6. Сообщения учащихся |
Итак, вы сегодня узнали секрет лишайников. Два организма взаимно полезны, Связаны вместе просто железно. Жить в одиночку? – огромный вопрос. Такое сожительство есть симбиоз. Чем же еще удивительны эти организмы? Заслушаем сообщение. |
Способствовать расширению познавательных интересов, развивать умения выступать перед аудиторией. |
Сообщение ученика. Лишайники – своеобразные растения, они переносят и 70- градусную жару, и 50 – градусный холод. Лишайники – самые медленно растущие организмы, за год их слоевище вырастает на 1 – 8 мм. Различают 15 тыс. лишайников. В районах умеренного климата они растут до 50 лет, а некоторые в Арктике могут доживать до 4500 лет. Самыми старыми можно считать арктические корковые лишайники, возраст которых как минимум 10 тыс. лет. В сосновых борах растет исландский лишайник, известный как исландский мох. В нем содержится 44 процента крахмала и 3 сахара. В Швеции из него получают патоку. Сахар и спирт. В Японии до сих пор считается деликатесом листовой лишайник. Лишайники служат не только кормом для домашнего северного оленя, но и для диких копытных животных – косули, лося и др. Еще древние египтяне использовали лишайники в медицинских целях. Лишайники любят густые туманы. Однако ни в жаре, ни в холоде они не могут жить без чистого воздуха. Стоит только атмосфере стать загрязненной, как лишайники гибнут. У берегов Эстонии есть остров – Вормси. Здесь в 1982 г. был организован заказник, где взяты под охрану лишайники.
|
7. Итоговый тест |
Учитель дает тест по изученной теме. |
Проверить уровень усвоения учащимися нового материала, самооценка своей деятельности. |
Ученики выполняют тест по двум вариантам ( см. ниже). Проводится самопроверка по эталонным ответам, представленным на слайде. |
8. Подведение итогов - рефлексия |
Что вы узнали сегодня на уроке? Чем для вас важен сегодняшний урок? После занятий вы привычной дорогой пойдете домой. Посмотрите внимательно по сторонам. Теперь у вас появились новые знакомые. НЕ собирайте их с коры деревьев, не топчите, не ворошите палкой. Вспомните, какие усилия прилагают лишайники, чтобы выжить на планете, о том, что они бесценный дар природы.
|
Самооценка и самоанализ работы на уроке, способствовать воспитанию бережного отношения к природе. |
Ученики отвечают на вопросы. |
9. Домашнее задание |
Подготовить ответы на вопросы в конце параграфа 15, задания повышенного уровня (см. ниже) |
|
|
Информационная карта «Лишайники».
Размеры лишайников – от……… до…………..
Таллом или слоевище – это…………………
Лишайники бывают разных цветов:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
…………………… …………………… ……………………
Растут на……….. Растут на…………. Растут на……….
………………….. ……………………. ……………………
…………………… …………………….. ……………………
Лишайник имеет свойства, которые позволяют ему обитать……………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………….
Лишайники растут очень………………, поэтому они не встречаются на обрабатываемых землях. Скорость роста таллома от 3 до 8 мм в год.
Лишайники не выносят……………………, поэтому их используют для определения …….
…………………………………………………………………………………………………….
Лишайники способны выдерживать……………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………….
Размножаются лишайники чаще всего…………………………………………………………,
Но могут размножаться и…………………………………………………………………………
Проверочный тест « Общая характеристика и значение лишайников»
Вариант I
Вариант II
ВОПРОСЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ БИОЛОГИЕЙ
13 10 2014
1 стр.
Номинация «Копилка приемов и методов подготовки к итоговой аттестации в 9, 11 классах»
10 10 2014
10 стр.
Номинация Предприятие, внесшее значительный вклад в сохранение здоровья населения
26 09 2014
1 стр.
Номинация "За колористическое решение декоративной переработки", живопись Баскова Д
09 09 2014
1 стр.
10 10 2014
3 стр.
Цель: воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за неё
04 09 2014
1 стр.
В последний день соревнований "копилка" сборной России пополнилась на 2 золотых награды и одну "бронзу"
16 12 2014
1 стр.
Главная методическая цель урока при системно деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников
12 10 2014
1 стр.