Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30
Методическая разработка
классного часа по проблемам экологии
в 3 классе
«В защиту природы»
Методическая разработка
учителя начальных классов
Марченко В. П.
г. Краснодар, ноябрь 2010
«В защиту природы»
Цель: воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за неё.
Оборудование: фото природы, костюмы (ландыш, колокольчик, ромашка, березка), Красная книга, фото животных, звуки леса.
Учитель:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцам и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток.
Не оскверняй её святынь.
Посмотрите вокруг: какой прекрасный и удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря и океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Как прекрасны её творения (фото).
Природа кормит, поит, одевает, лечит нас. Она даёт нам всё необходимое для жизни, но и требует от нас бережного от ношения к себе. Однако мы, и взрослые, и дети, безобразно, расточительно ведём себя по отношению к природе. Это приносит большие беды.
Сценка «Разговор цветов»
Ведущий: Раннее утро. Взошло солнце, его тёплые ласковые лучи осветили луг и лес. На лугу растёт трава – мурава. Я слышу какой – то шум. Да это кто – то разговаривает! Кто же это?
Ромашка: Доброе утро, дорогой Ландыш!
Ландыш: Доброе утро, если оно доброе. Вот вчера к нам в лес приходили ребята на экскурсию. А когда увидели меня и моих братьев, накинулись на нас. Даже не знаю, как я жив остался. Остальных нарвали в огромные кучи и унесли.
Ромашка: Вот, ужас, какой! А я только сейчас заметила, что ваш дом в плачевном состояние. Да и вы сами выглядите не лучше.
Ландыш: А что – то я не слышу Колокольчика… Ты, Ромашка, не видела его?
Колокольчик: Ох, кто же это про меня вспомнил? А, дорогие друзья, здравствуйте!
Ландыш: Приветствуем вас, дорогой Колокольчик!
Ромашка: Какие у вас новости?
Колокольчик: Новости у меня неважные. Вчера на вечернем перезвоне колокольчиков услышал я сигнал тревоги. Мальчики купались в озере, смеялись, радовались, а потом зачем – то рвали цветы белой кувшинки. Вот кувшинки и плакали.
Ландыш: Жалко их. Эти цветы очень красивые на воде. А когда их сорвёшь, красота исчезает, они быстро вянут.
Ромашка: Издавна белую кувшинку называют одолень – трава.
Колокольчик: Что же теперь будем делать?
Ландыш: Я слышал, что есть какая – то Красная книга, которая берёт под охрану растения и животных.
Ромашка: Так давайте, скорей пойдём к Красной книге. Может она нас защитит.
Цветы убегают.
Ученик 1. С 1600 г. на планете вымерло около 150 видов животных. Более половины из них - за последние 50 лет
(знакомство с Красной книгой).
Ученик 2.
На земле исчезают цветы.
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
Ученик 3.
В нас молчало хозяйское «Стой!»,
Нам казалось всё мало и мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
Ученик 4.
И не видали, как из – под ног,
Молчаливо, дыша еле – еле,
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели. (Е. Карасеев)
Ученик 5.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и не удачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок. (Р. Гамзатов)
Ученик 6.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если всё: и я, и ты, -
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Берёзка: Я Берёзка и пришла к вам в гости из леса.
А знаете ли вы, что лес – это лёгкие нашей планеты? Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды 5 – дней, то без кислорода – не более 3 минут. Лес помогает сохранять в почве влагу. В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы, живут звери и птицы. Из древесины люди изготавливают множество вещей. Вот почему так важен для человечества лес. Но все люди бережно относятся к лесу. Придите в лес, и вы увидите следы варварского отношения к нему.
Ученик 7.
Всё так изранено в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
Ни ели, ни сосны.
Берёзку ножиком пырнул
Какой – то живоглот.
Мне кажется, из – под коры
Моя слеза течёт.
От чёрствости людской
Болит душа моя.
Под искалеченным дубком
Не ветер стонет – я.
Ученик 8.
Вот муравейник подожжён
Кощунственной рукой.
Мне кажется, горит не он.
А дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах
Как в дни большой беды
Хмельного ухарства следы.
Беспечности следы.
Ушли, обидев красоту,
Смутив лесной уют.
Не услыхав, что за спиной
Все листья слёзы льют.
Учит ель: Каждый из вас был в лесу. Давайте вспомним, какие правила мы должны соблюдать, попадая в лес.
-
Не оставляй неубранный мусор. Помни, что брошенная бумага сгниёт через 2 года, битое стекло пролежит 30 лет, полиэтилен – несколько десятилетий.
-
Будь осторожен с огнём в лесу. Помни: 97% пожаров возникает по вине человека.
-
Не включай громко в лесу радиоприёмник, магнитофон, так как это тревожит птиц и зверей.
-
Не рви лесные и полевые цветы. Помни, что ландыш зацветает на 6 год, а венерин башмачок – на 18 – м году.
-
Не разоряй муравейники. Знай, что 3 - 4 муравейника надёжно охраняют 1 га леса от вредителей.
-
Нельзя вбивать в живые деревья гвозди, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать жаб, лягушек, змей и других животных.
-
Не руби в лесу деревья, не лома ветви деревьев и кустарников. (Помни, что воздух в лесу содержи т в 300 раз меньше бактерий, чем в городе).
Учитель: Лес дом для птицы, звери. Среди них много наших друзей. Птицы защитники наших лесов, полей, садов.
А знаете ли вы что?...
-
Сова уничтожает за год около 1000 грызунов.
Каждая мышь может съесть за год 1 кг зерна.
А это значит, что одна сова спасает 1 тонну зерна.
-
У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых – вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
-
Летучие мыши очищают местность от малярийных комаров. За 1 час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160 -170 комаров.
-
Ласточка за лето ловит от полумиллиона до миллиона всяких комаров, мошек, тлей.
-
Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие враги полей и огородов.
-
Если сложить в одну линию насекомых, которых съедает стриж за лето, то она растянется на километр.
Птицы украшают нашу Землю. Вслушайтесь в их неповторимые голоса.
Звучат голоса птиц.
Учитель: Звери и птицы часто нуждаются в помощи человека. Нелегко приходится птицам зимой. Охраняйте птиц зимой, подкармливайте их, развешивайте кормушки и не забывайте насыпать в них корм.
Для зверей и птиц созданы заповедники, но, несмотря, на это они гибнут от рук браконьеров.
Ученик 9. Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на Земле. Оно требует усилий всех государств и народов. ООН ежегодно 5 июня отмечает Международный день охраны окружающей среды.
Учитель: Природа - наше богатство, сберечь это богатство – наша задача. М. Пришвин писал: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Давайте уважать законы природы. Только в содружестве с природой мы с вами можем быть счастливы в нашем общем доме – на плане Земля.
Список использованной литературы
-
В заповедном лесу. Воронеж, 1957.
-
Всё обо всём: Энциклопедия. В 14 т. М., 1998 – 2000.
-
Красиков С. Легенды о цветах. М., 1995.
-
Лавренюк Б.П. Встреча с цветами. М., 1970.
-
Молодов Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии.
-
Экология в начальной школе. М., 2004.
Используемые материалы и Интернет – ресурсы
-
Электронный сборник материалов «Кубановедение», CD, 2009г.
-
Www.edu-reforma.ru
-
https://festival.1september.ru