умение общаться с «картами времени», коммуникативные умения во время работы в группах, умение анализировать музыку.
организатор художественно-педагогического общения и «интонационной атмосферы урока».
Знакомство с историей создания увертюры, историей создания первого российского гимна.
Интерес к программной музыке, музыке русских композиторов, к истории своего Отечества.
Методы обучения: словесные: беседа, рассказ, объяснение; наглядные: звуковая наглядность, иллюстрации.
Методы музыкального обучения: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии.
Педагогические технологии: гуманно-личностная, направленная на духовно-нравственное развитее личности школьника
Оборудование: Аудио, - СD-техника, ИКТ, Мультимедийная техника, портрет Чайковского, фортепиано, раздаточный материал («карты времени»), презентация
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Экспозиция
Цель: организация
внимания учащихся
на данную проблему
|
На доске эпиграф: «Увертюра получилась довольно шумной; это, вероятно, не относится к ее художественным достоинствам».
П.И.Чайковский
|
Обращают внимание на доску, читают.
|
Завязка проблемы
Цель: воспроизведение
опорных знаний
|
Послушайте несколько мелодий. Какие из них вам знакомы? (играет русскую лирическую мелодию, русскую народную плясовую песню «У ворот, ворот батюшкиных» и «Марсельезу»)
Учитель наигрывает «Тропарь Кресту и молитву за Отечество».
- А эту музыку вы знаете?
-Итак, мы прослушали с вами «Марсельезу»-французский гимн, русские мелодии, «Тропарь Кресту».
-Подумаем, если эта музыка звучит в одном произведении, то о чем оно?
- Судя по эпиграфу к сегодняшнему уроку, какое произведение будет звучать?
- А что такое увертюра?
-Но есть еще одно значение увертюры…
|
Первая- русская народная песня,2-русская нар. плясовая,
3-гимн Франции.
Нет, мелодия не знакома, но это молитва.
Об Отечественной войне 1812 года. Увертюра Чайковского
Это вступление к опере, балету.
Это самостоятельное одночастное, программное произведение.
|
Постановка проблемы
Цель: организовать
и целенаправить познавательную деятельность уч-ся
|
- Да, именно о программной увертюре мы сегодня поговорим. «Увертюра 1812 год»-музыкальное напоминание о событиях Бородинской битвы.
- Что напоминает вам эта музыка?
Звучит начало увертюры.
-Эту тему композитор начинает какой группой инструментов симфонического оркестра?
Во времена Отечественной войны 1812 года для каждого русского полководца и простого солдата день начинался одинаково- с молитвы. А перед боем, да еще таким боем, всем миром просили Бога даровать победу православным. Эта молитва (наигрывает «Тропарь Кресту…»)
не нуждается в разъяснениях. О чем она?
|
Музыка негромкая, медленная, тема плавная, песенная.
Струнные смычковые.
Как будто кто-то молится. Молящиеся просят у Бога помощи и благословения на победу над врагом.
|
Разработка проблемы
Цель: организация
познавательной деятельности уч-ся,
подготовка к усвоению нового материала
|
Музыка эта была заказана Чайковскому к 70-летию Бородинского сражения и ее премьера была приурочена к открытию нового Храма Спасителя неподалеку от Московского Кремля. Чайковский крайне неприязненно относился к подобного рода заказам и заканчивал эту работу с тягостным чувством. Тем не менее, будучи цельной личностью и испытывая совершенно искренние патриотические чувства, композитор справился со своими сомнениями, и этот недооцененный критикой шедевр был впервые представлен московской публике 20 авг. 1882 года
(звучит продолжение увертюры)
В чем же заключается музыкальная драматургия Увертюры?
Драматургия, наверно, основывается не на столкновении русской и французской тем, а на столкновении темы войны, страданий, тревоги (это главная тема) с французской.
-А как же расценивать русские темы?
-А как звучит французская тема?
|
- В столкновении русских тем и «Марсельезы»
Они звучат как отдых, успокоение после сражения.
«Марсельеза» звучит сначала не вся, а словно намеком. Потом еще 3 раза «борется» с русской темой-темой войны, тревоги. Это сражение.
|
Кульминация
Цель: эмоциональное восприятие нового
материала
|
Раздаются «карты времени».
-Сколько раз русская тема сталкивается с «Марсельезой» и какое столкновение наиболее ожесточенное?
- Сколько в увертюре звучит русских тем и какие по характеру?
- Помните, у М.Ю.Лермонтова: «Два дня мы были в перестрелке, Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день…»
Очень ярко «Марсельеза» звучит в 3-й, последний раз, но затем как бы проглатывается звучанием победы.
-А что напоминает вам финал увертюры?
-А чей гимн, французский или русский или чей-то еще?
- Да, первым российским Гимном «Боже, царя храни!», какового Россия не имела до 1883 года, звучащем в победном характере, заканчивается увертюра (Приложение 1).
- А в чем, по-вашему мнению, основа идеи произведения П.И.Чайковского?
- А еще Увертюру «1812 год» называют своего рода молитвой по душам 45-тысяч русских солдат, погибших в Бородинском сражении.
|
«Марсельеза» вступает в бой 3 раза, особенно сильное сражение –третье.
Лирическая и плясовая
Незнакомая мелодия, похожая на гимн.
Нет, русский, но дореволюционный.
В защите Родины, в победе над врагом России.
|
Посткульминация
Цель: осмысление
новой информации
|
Класс делится на три группы.
-А теперь представим, что вы – литераторы и должны в соответствии с музыкой составить небольшой рассказ или вспомнить уже известное литературное сочинение, вы-музыканты, какую бы вы написали музыку к этим событиям или назовите уже известные произведения, а вы-художники, какими красками вы будете пользоваться, чтобы нарисовать эту музыку или назовите уже известные картины художников?
|
«Бородино» Лермонтова, опера «Война и мир» Прокофьева, «Бородинское сражение» Луи
Франсуа Лежена
|
Последействие
Цель: закрепление
изученного матери-
ала, контроль за
эффективностью
обучения
|
Итак, мы видим, что музыка способна не только отображать события, происходящие в окружающем мире, но и вызывать отклик в душе человека. Наблюдая, как развивается музыка, по своим законам, которые тождественны законам жизни, мы следим за музыкальной драматургией произведения.
- А теперь вернемся к эпиграфу. Как вы думаете, изменилось бы отношение Чайковского к увертюре, узнав отношение и интерес сегодняшнего слушателя к ней?
Домашнее задание: написать письмо композитору о своих впечатлениях об увертюре.
|
Конечно, изменилось бы.
|
(Приложение 1). В Каунасе, у самого Немана, через который летом 1812 года переправилась «великая армия», стоит Пожейльский монастырь. Он первым был разграблен наполеоновскими солдатами, едва те переступили границу России. Именно там на монастырском кладбище есть надгробная плита с надписью: «Здесь похоронен композитор гимна «Боже, царя храни!» князь Алексей Львов.