Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме:

«ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ»



Подготовила: Иваненкова Татьяна Николаевна– учитель истории и обществознания МБОУ «Хомутчанская средняя общеобразовательная школа»

Цели:

- выяснить, почему и каким образом успехи в хозяйстве привели к возникновению городов- торгово ремесленных центров, систематизировать и обобщить представление учащихся


новых отношениях, ценностях в средневековом городе; продолжать работу с учащимися по выработке умения прослеживать причинно-следственные связи в ходе исторического процесса

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование: карта "Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы в ХI-ХIV веках", атласы, учебник
Ключевые термины и понятия урока: средневековье, города, Европа, Аугсбург, Страсбург, Бранденбург, Брюгге, Кембридж, Париж:, Вена, Милан, Москва, Новгород, замки, король, налоги, купцы, торговля, романский стиль, готический стиль.

Проблемный вопрос:



  • Что нового внесли города в общественную жизнь?

  • Что изменилось в жизни людей с развитием городов?

План урока:

  1. Причины возникновения городов.

  2. Борьба городов с сеньором.

  3. Изменения в системе управления городов.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

П. Создание проблемной ситуации.

Учащимся зачитываются выдержки из исторических текстов, в которых они находят словосочетания, начинающиеся словами, «новая», «новое», «новые». Опираясь на них, необходимо ответить на вопрос: «Почему XI век называют «особым», «бод­рым», «проснувшимся» к новому бытию?». Обсуждение наблюде­ний.

«Кипение жизни чувствуется в XI в. в Европе. Это век осо­бый - бодрый, проснувшийся к новому бытию».

«Европа обретает новое лицо, она выходит из лона матери-(земля, которую пашут, мотыжат, боронят, выравнивают у враж­дебной природы, отвоевывают у лесов, болот, даже у моря».

«Чтобы освоить новые земли, нужны рабочие руки, ору­дующие киркой, плугом и мотыгой. И стоят на больших дорогах специальные люди, трубят в рог и зазывают в новые города и села, готовые принять и защитить каждого, "будь-то вор или беглый

Восстанавливаются старые римские дороги, появляются новые пути, их между кустов и вереска прокладывают топор земледельца врубается в чащи, и в лесах возникают новые деревни».

«Растет население, которому тесно в старых деревнях, покорно принимает новый облик. Новая улица, новая , новый мост; по новым улицам новых городов уже новые люди».

После высказываний учеников делается вывод: «Новыми явлениями были отмечены практически все области жизни людей - сельское хозяйство, освоение новых земель, возникновение новых дорог, новых деревень, строительство новых мостов и, наконец, бурный рост городов». -

1) Начиная с XI века, в Европе начинается возрождение градостроительства. Большинство городов строилось около реки или побережья.

Почему?

Вспомните города Русского государства, которые располагались около реки?

Города возникают на землях феодалов. Частью города был замок. В начале сеньоры освобождали от налогов жителей города.

Почему?

Работа с картой.

Объясните, как возникли эти города и покажите на карте. (новые города появлялись в различных местах о чем свидетельствуют их названия: около замков и крепостей (Аугсбург, Страсбург, Бранденбург), вокруг монастырей (Сент Олбанс, Сен Жермен , Сант Яго), около мостов (Брюгге, Кембридж), около переправ через реки(Оксфорд). В немецком языке слово "бург" означает крепость, "фурт" брод, "хафен" гавань; в английском языке слово "форд" означает брод, "бридж" мост, "честер" (от латинского "каструм") лагерь.)

 

Но с ростом городов сеньоры стремились получить с горожан больше дохода. Все это вызывало недовольство горожан, и они стремились освободиться. Между ними и сеньорами начинались войны, длившиеся по нескольку лет.



В результате одни города стали свободными, другие откупались, но многие остались под властью феодалов. Освободившиеся города становились коммунами. Города платили налоги королю.
Задание 1. Установите логическую последовательность факторов, приведших к возникновению и росту городов. На карточках записаны факторы:

  • Установилось относительное спокойствие в Европе.

  • Изменились условия жизни людей.

  • Усовершенствование орудий труда - подъем в сельском хозяйстве.

  • Увеличение производства зерна, шерсти, льна, мяса и др, продуктов сельского хозяйства.

• Развитие деревенского ремесла, отделение от сельского
хозяйства.

  • Развитие торговли.

  • Рост населения.

Итак, действительно, все эти изменения привели к отделе­нию ремесла от сельского хозяйства.

- Какое отличие ремесленников от крестьян вы можете назвать? (Ремесленники в отличие от крестьян не были привязаны к земле и стремились уйти от своих господ. Они убегали из де­ревни в поисках работы и лучшей жизни. Поселения ремесленников» возникали на бойких торговых местах.)

Задание 2. Удалось ли ремесленникам обрести свободу с возникновением городов? (Нет, так как вся земля принадлежала феодалам. Где бы ни возник город, он оказывался на земле короля, феодала, монастыря.)

По тексту параграфа учебника найдите ответ:



  • Как складывались отношения сеньоров и городов?

  • На какие этапы их можно поделить?

1-й этап. Сеньор и город были заинтересованы друг в друге. Город искал защиту, сеньор видел в городе источник доходов.

2-й этап. По мере того как города росли и богатели, сень­ор старался получить от них все больше доходов. Сеньоры су­дили горожан, взимали с них пошлины, нередко просто грабили. Горожане стремились освободиться от власти сеньора.

Задание 3. Заполните таблицу.


Причины борьбы

Формы борьбы

Результаты

Сеньор все больше под-

1. Восстание.

Города пополучилиполучили

подчинял город своей вла-

2. Откуп от сень-

свободу. Создали

власти, грабя его. Город

сеньора деньгами

коммуны

Город стремился к ссвободесвободе







- Каков важный результат борьбы? (Личная свобода горожан.)

Задание 4.зарождние современной демократических порядков в странах Западной Европы происходило в средние века. Вспомните что означало слово « демократия»

- Какие городские порядки можно рассматривать как истоки будущей демократии? На основании текста учебника (стр.108) сделайте вывод об этом.

Вывод:


  • Самоуправление. Выборный городской совет.

  • Существование строгих законов.

  • Равенство всех перед законом.

  • Итак, какое правило, ставшее поговоркой, закреплено в от­рывке из городского права?

«Если какой-либо чужак пришел жить в город и там оста­
вался в течение года и дня, причем ни разу ему не ставили на
вид рабского состояния, не уличали его в этом и сам он в этом
не признавался, то пусть он пользуется общею с другими граж­
данами свободой; и после смерти его да не посмеют объявлять
своим рабом». .

(«Городской воздух делает свободным».)

  • - Кто представлял настоящую угрозу для купцов? (Это были разбойники, пираты.)

  • - Легко ли было купцам торговать? (Конечно, нет. Кроме уже названных сложностей, приходилось еще платить налоги за пыль, за переезд по мосту и т. д.)

  • - Что такое гильдия? (Это союз купцов, который организовывался для защиты их интересов.)

Работа с исторической картой, учебником

Скажите, каким знаком обозначены крупные торгово-ремесленные города? Назовите некоторые из них. (Синим кружочком. Регенсбург, Аугсбург, Брюссель, Антверпен и т. д.)

- По какому морю европейцы плавали, чтобы торговать со странами Востока? Со странами Кавказа и Крыма? (По Средиземному морю. По Черному морю.)

- Какой важный морской торговый путь существовал для торговли на севере Европы? (Это был путь по Северному и Балтийскому морям.)



  • - Кто представлял настоящую угрозу для купцов? (Это были разбойники, пираты.)

  • - Легко ли было купцам торговать? (Конечно, нет. Кроме уже названных сложностей, приходилось еще платить налоги за пыль, за переезд по мосту и т. д.)

  • - Что такое гильдия? (Это союз купцов, который организовывался для защиты их интересов.)

- Назовите крупнейшие ярмарки и торги. (Париж:, Вена, Милан, Москва, Новгород


III. Подведение итогов.

Вывод. Сегодня мы обобщили представление о средневе­ковом городе Западной Европы. Что понравилось вам? Что ярче всего запомнилось? (Ответы учащихся.)

- В борьбе с сеньорами города завоевали свободу. Свобода формировала людей, привыкших с уважением относиться к сво­им поступкам и обещаниям, нести ответственность за решения, которые им приходилось принимать. Средневековый город ста­новится колыбелью новой культуры, началом формирования нового уклада жизни и новых ценностей.
Итогом урока является схема, заполнение которой продол­жалось в течение всего занятия.

Схема «Что нового внес город в общественную жизнь?»

Личная свобода.

Самоуправление.

Система законов.

Равенство всех перед законом.



Д/з п12. Индивидуальное задание подготовить презентацию «Путешествие европейского купца в Константинополь».

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: «формирование средневековых городов»
68.81kb.

10 10 2014
1 стр.


Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия» «Увертюра

Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока, презентацию урока. Может быть использована для пров

81.23kb.

15 10 2014
1 стр.


Методическая разработка урока в 11 классе по информатике и икт по теме «Создание базы данных». Цель урока: познакомить со средой субд access
77.25kb.

23 09 2014
1 стр.


Методическая разработка урока в 8 классе Цели и задачи

Учебный аспект: повторение и закрепление активной лексики, развитие навыков чтения, формирование коммуникативной компетенции, формирование умения выделить главную информацию в текс

24.88kb.

17 12 2014
1 стр.


Разработка урока по теме «Натюрморт» педагога дополнительного образования моу «Гимназия №17» г. Королёва Московской области

Методическая разработка урока по теме «Натюрморт» педагога дополнительного образования

97.44kb.

09 09 2014
1 стр.


Методическая разработка урока по истории России XX века (11 класс) Тема урока : История, трагедия и слава русского зарубежья

Способствовать осознанию учащимися необходимости задуматься над проблемами исторических корней, нравственных ценностей, выбора и преемственности в истории

121.66kb.

18 12 2014
1 стр.


Методическая разработка классного часа по проблемам экологии в 3 классе «В защиту природы» Методическая разработка

Цель: воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за неё

74.49kb.

04 09 2014
1 стр.


Методическая разработка урока истории с использованием регионального компонента

Конкретизировать и углубить знания учащихся по истории Сибири во второй половине ХVIII в — начале хiхв

79.03kb.

07 10 2014
1 стр.