Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2
Татьяна Федоровна Пиpожкова (1996 г.)

Русская литература и журналистика XVIII века

Литература:

Г.Н.Моисеева "Дpевнеpусская литеpатуpа в художеств. сознании и историческая мысль России XVIII в."

Ю.Г.Татаpинова "История русской литературы и журналистика XVIII века"

Русская проза XVIII в.

Русская комедия и комическое XVIII в.

Хрестоматии. Кокарев, Молагоненко, Западов

Н.М.Карамзин "Письма русского путешественника"

________________

Культуpа - свойство души

хpанить и помнить о былом.

В.И. Д а л ь

Литературный процесс XVIII века менялся очень быстро. Литература классицизма ориентировалась на античность. Не было четких границ разделения с древнерусской литературой. Основная черта русской литературы - нормативность.

На протяжении XVIII в. господствовала теория стиха.



I. литература первых десятилетий XVIII в.

России была уготована участь колонии.

В.Г. Б е л и н с к и й

Исторические рамки:

1689 - 1725 - петровская эпоха. Слом прежней культуры. Резкие веяния 70-х годов.

Предпосылки: после возникновения теории "Москва - третий (Рим) Ра***********************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************'e8од литературы.

Петровская эпоха: 1689 г. - подавление восстания стрельцов. 1725 г. - год смерти Петра.

Изначально Россия резко контрастировала с западными государствами. Силовые реформы Петра привели к сближению с западной Европой. Государство было прогрессивной силой. Сила, осуществившая реформы Петра - дворянство. Окружение Петра I: Волынский, Опраксин, Меньшаков, Толстой.



Реформы:

1. Боярская дума заменена сенатом, приказы коллегиями.

2. 1722 г. - "Табель о рангах" (14 классов) - породил бюрократию. Уничтожена историческая замкнутость дворянства. Первый чин - коллежский асессор (прапорщик). Уже ребенку давался офицерский чин, потомственное дворянство.

3. 1700 г. - смерть патриарха Андpиана. 1710 г. - патриаршество заменено синодом. Разделение церковной и светской власти.

4. Армия: 25 лет солдатской службы.

5. Образование до XVIII века имело духовный характер, Петр I создал светское (в основном техническое) образование. Вводилось обязательное обучение дворян арифметике и геометрии, 1714 – указ, запрещающий жениться без образования. В провинции созданы цифирные школы. Академии наук открыта в 1725 г. (придумана Петром). Устав не пересматривался в течение двух веков.

6. Преобразование книжного дела. При Петре выходит около 600 наименований книг - до 20 000 экз. (учебники, справочники, календари). Он наблюдал за их созданием лично. Основные функции книг агитационно-пpопагандистские.

В 1708 г. в Амстердаме у купца Тейссинга впервые были отлиты буквы гражданской азбуки (отличие от предыдущих в начертании и отсутствии ударений). В 1711 г. новым шрифтом напечатаны "Прикладная геометрия", "Приклады, како пишутся комплименты (письма) разные".

Кириллицей продолжают печатать церковные книги. Петровские книги очень плохо сохранились - пущены на обложки.

7. 1702 г. – Указ о свободе вероисповедания.

8. 1710 г. – проведена перепись населения для введения подушной подати. Это вызвало восстания в Астрахани, Башкирии, у Донских казаков (Булавин).

Время диктатуры прогресса.



Издания:

1. Газета «Ведомости о военных и иных делах, случившихся в Российском государстве и во иных окрестных странах, достойные знания и памяти». Выходит с 17 декабря 1702 г. Редакторы Федор Поликарпов, граф Головнин, Петр I.



Направления литературы:

1. Повести (гистоpии): "Гистоpия о Российском матросе Василии Каpиотском".

Авторы неизвестны, нет точной датировки.

Особенности:

а) новый герой - ребенок (необыкновенно умный);

б) шире социальный разрез (Россия, Европа);

в) первозданная свежесть восприятия нового мира;

г) новые отношения pодители-геpой: уход героя из дома не осуждается;

д) новое идейное содержание - возвеличивание представителей дворянского сословия и купцов.

е) формулы для описания любви, писания писем, пения арий;

ж) ослабление назидательного и церковного влияния;

з) язык - смешение просторечных слов, славянизмов, заимствований - отсутствие целостного стиля. Нехватка языковых средств для высказывания европейских впечатлений;

и) традиционные мотивы: приключения героя за границей носит любовный характер (влияние европейской литературы).

2. Появление любовной лирики. В стихотворениях Симеона Полоцкого любовная лирика отсутствует. К появлению любовной лирики привели изменения в быту русской жизни. В XIII в. женщина стала затворницей, до XIII в. существовало равноправие. В петровскую эпоху были модны ассамблеи, балы. По указу это были собрания лиц обоего пола.

Существовали правила посещения гостей и гостеприимства. Усвоение европейского этикета. Появилось обращение на «вы». 1717 г. "Юности честное зерцало" - переводной учебник или компиляция из придворных правил ("Чего, батюшка, изволите?"). Объявляет наказание за нарушение правил.

Складывается новое мироощущение. На Западе в это время любовная лирика доведена до совершенства (Петрарка). России есть к чему стремиться.

Исследователи говорят о влиянии на любовную лирику немецкого романса, которому свойственно преувеличение чувств, античные элементы. Кроме того на нее оказали большое влияние народные песни. При этом в любовной лирике того времени отсутствует художественность, и доминирует тяжеловесность, форма отстает от содержания. Наблюдается слабость и архаичность стихов. Стихи писали княжна Трубецкая, дочь Петра – Елизавета и т.д. Стихи при Петре не издавались.

3. Театр. Петра привлекал театр как сильное средство пропаганды реформ, преодолевающий отрицательные черты книжной пропаганды:



  1. дороговизну;

2. отсутствие аудитории (неграмотность).

1672 - 1676 гг. - придворный театр Алексея Михайловича.

В XVII в. западноевропейский театр строится трехъярусным – небо, земля, преисподняя. Репертуар бродячих европейских театров - Мольер, духовная драма, позднее светская драма.

Мы строили театр двухъярусный – небо, земля. В зале имелось царское место, женщины прятались за сеткой. Гpигоpи.

При Петре труппа Иогана Кунста, Отто Фюpста - восемь артистов (1725 г.). Упрощение театра - зал, сцена, отсутствие занавеса. Сначала спектакли проходили в доме Лефоpта, с 1702 года на Красной площади. Большим препятствием в распространении театра был немецкий язык, на котором говорили актеры.

При Академии появляются школьные театры. Ставили Симеона Полоцкого. Особенность его пьес аллегоричность. Интермедии (междубpошенные действа) - устойчивые типы.

На творчество Сумарокова повлияли школьные пьесы.

4. 17 декабря 1702 г. появилась первая русская газета "Ведомости о военных и иных делах, случившихся в Российском государстве и во иных окрестных странах, достойные знания и памяти".

До этого при Алексее Михайловиче выходили "Куранты" - самые ранние из известных столбцов. В 1665 г. - в Россию аккуратно прибывали иностранные газеты. Существовали рукописные газеты (один - два экземпляра).

Предпосылки появления газеты:

1. Необходимость знания зарубежных новостей;

2. 1701 г. - пpекpатили выходить столбцы;

3. Мнение Петра I о том, что слово должно вести к делу.

"Ведомости": формат газеты А5, без заголовков, позднее появляется гpубая виньетка (Петропавловская крепость, Нева, Меркурий), пометка "Теснено в Москве" До 1712 г. - в Москве, далее в Петербурге. Редактировали газету Федор Поликарпов, граф Головнин, Петр I. В отличие от "Курантов" там печатается не только международная, но и внутренняя информация. Например, петровская баталия 1709 г. Газета вывешивалась в модных местах.

Особенности газеты:

1. Ничтожные события соседствуют с важными.

2. С 20-х гг. в газете публикуются краткие сведения для повышения образования.

3. Издание нерегулярное, неустойчивый тираж, количество страниц (от двух до двадцати двух) и цена (от полкопейки до двух копеек, что очень дорого). Высокая цена из-за высокой стоимости работы типографщика.



ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ (Елизаp) 1681 - 1736 гг.

Сын мелкого торговца. Архиепископ новгородский, преподаватель и ректор Киево-Могилянской академии (украинская Сорбонна, основана в 1656 году Петром Могилой). Классические предметы: 1. Грамматический. 2. Пиитический. 3. Философский. 4. Риторический. 5. Богословский. Хорошо знал латынь. Учился в Кpаковской и Львовской академии. Рим - коллегия святого Афанасия.

1706 г. встреча Петра I и Феофана Прокоповича в Киеве. Прокопович сопровождал Петра в Прусском походе. Петр и Феофан дружили.

В 1716 г. Прокопович вызван Петром в Петербург, служить. Феофан нужен был Петру для проведения реформы русской церкви (переменить устав, духовный регламент). Патриаршество заменено синодом. Библиотека Феофана составляла 30 000 томов. В окружении Феофана были Антиох Кантемиp, Татищев. Он устроил на свои деньги школу для детей-сиpот, где было 100 учеников. Феофан заступился за Ломоносова в Славяно-гpеко-латинской академии.

Он был склонен к эпикурейству. Доминиканский монах ("...если таковые (убеждения) у него имелись"). Подозревался в связи с протестантами.

1716 - 1725 гг. - расцвет его творчества. Похвальные и обличительные слова (проповеди). Публицистика существует в старой форме церковной проповеди.

Цель проповедей - пробудить в народе сознание о полезности реформ Петра. Не одна реформа не прошла мимо. Проповеди отвечали политике Петра. Обличительные проповеди: схоластика Киевской и московской академии. Критика серости духовенства (особенно черного), противодействовавшего реформам.

1732 г. Указ о наведении порядка в монастырях. Церковь подчинилась государству. Монахи – враги разума, а следовательно государства.

Появляется личный элемент, чего раньше не было. Стефан Егорский - брат Феофана - держится за схоластику и архаичность.

1725 г. проповедь в церкви Петра и Павла. У проповедника присутствует чувство меры и отрицание театральности. В проповедь внесен элемент политики.

Трагеда-комедия “Владимир...”.

Обязанность Прокоповича - писать действа и пьесы в академии. «Владимир» - первая попытка создать историческую драму на русском материале. Показана борьба между светской и духовной властью за просвещение. Жрецы - пародия на попов. Показана внутренняя борьба Владимира с самим собой с психологическими нюансами. Монолог (внутренняя борьба) - впервые появляется в русской драме. Герой - не аллегорическое существо. Особенности жанра - есть комические и сатирические элементы, которые не вынесены в интермедию, а соединены в пьесе.


С 1725 г. Феофан становится послом. Он не изменил своему мировоззрению и умудрился сохранить себя.

Переход от схоластической образованности к литературе XVIII в.

Феофан - самая яркая фигура XVIII в.

«В воскресенье Православия, 2 марта, совершал богослужение в Успенском соборе новопоставленный архиерей псковской, Феофан Прокопович.

/…/

Феофан заменил Федоску, главного администратора дел духовных… Это он, Феофан, сочинил указ, повелевавший доносить о преступлениях государственных, открытых на исповеди. Он же составлял Духовный Регламент, по коему имел учрежден быть Святейший Синод.



По возглашении соборным протодиаконом обычной в воскресенье Православия анафемы всем еретикам и отступникам, от Ария до Гришки Отрепьева и Мазепы, архиерей взошел на амвон и сказал слово «О власти и чести царской».

В слове этом доказывалось то, что должно было сделаться краеугольным камнем Святейшего Синода: государь – глава церкви».

Д.С.Мережковский «Петр и Алексей». Восьмая книга – Оборотень. IV

II. Период литературы 30 - 50-х гг. XVIII в.

Исторические рамки:

1725 - 1762 гг. Эпоха переворотов. В России сохраняются очаги просвещения.

1722 г. принят закон о престолонаследии - престол принадлежит тому лицу, которое захотел оставить на своем месте царствующий монарх.

1741 - 1761 гг. время правления Елизаветы - дочери Петра.

До Елизаветы: Анна Иоановна - бироновщина (Бирон отправил в ссылку
20 000 русских человек). После смерти Петра многие реформы пришли в упадок. Цифирные школы на периферии закрыты. Студенты были бедны даже при Елизавете. Адмиралтейств уцелело только два: в Петербурге и Архангельске.

1761 - 1762 гг. Петр III принимает Указ о вольности дворянства. Дворянин мог служить, а мог и не служить. Ему давалось полное управление крестьянами.

Екатерина II - реформатор. Центры русского просвещения поддержаны ею (действия правительства были выше собственной их образованности).

Конец 1725 г. - открыта Императорская академия наук в Петербурге. В Академии много немцев. 1747 г. - при Академии открыт первый в России академический университет - до 1766 г. Там обучались все слои общества. Возглавлял академию Лаврентий Блументрост (медик). Сначала служил при типографии. С 1728 г., Академия печатала газету “Ведомости”.

1755 - 1764 гг. - при Академии создается журнал “Ежемесячное сочинение к пользе и увеселению служащее”. Он создан по инициативе Ломоносова. Ломоносов и Миллер спорили из-за названия. Миллер предлагал назвать “Санкт-Петербургские примечания”. Побеждает Ломоносов - ученое собрание принимает решение, Миллер - редактор.

1742 г. - цензура сенатского контроля.

1755 г. возник университет в Москве.Идея принадлежала Ломоносову. Он хотел вывести просвещение из-под власти правительства. Первоначально было создано три факультета: юридический, философский, медицинский. С 1774 года преподавание ведется на русском языке. Прошение об открытии подавал меценат Шувалов в день именин своей матери Татьяны. При университете открыты гимназии. Из университета вышли Фонвизин (не доучился), Новиков. Университет открылся в здании аптекарского корпуса – на месте исторического музея. С 1763 по 1802 год с перерывом директором, а затем куратором университета был Херасков.

При поступлении в привилегированные дворянские учебные заведения существует имущественный ценз. В 1731 г. Сухопутный шляхетский корпус, рыцарская академия становится университетом. Выпускники - Сумароков, Херасков, Елагин. Дворянское образование универсально. Кроме него есть еще духовное образование.

26 апреля 1756 г. стали выходить “Московские ведомости” (газета Московского университета) с тиражом 600 экз. Поповский – ученик Ломоносова – редактор. В газете печатаются придворные и университетские известия.

1760 – 1762 гг. “Полезные увеселения” - литературный журнал М.М.Херасков В журнале в основном поэзия.

Журнал “Праздное время, в пользу употребленное”.

40-е гг. при шляхетном корпусе создан собственный театр – в Ярославле. Чулков, Попов, Волков. 1754 г. Ярославские артисты приглашены в Москву. Дмитрий Ростовский ставит “О покаянии человека”, после этого спектакля указ императрицы о создании театра. 1756 г. в России создан постоянный русский театр. По велению Екатерины посещение театра было обязательным. Драматургия оказала влияние на русскую литературу. В 1765 г. разрешены спектакли в частных домах (об этом найдены

сведения в полицейский архивах).

Издания:


  1. Газета «Санкт-Петербургские ведомости». 1702.

  2. Журнал «Ежемесячное сочинение к пользе и увеселению служащее». Газета Академии наук. Редактор – Миллер. 1755 – 1764 гг.

  3. Газета “Московские ведомости”. Газета Московского университета. Тиражом - 600 экз. Редактор - Поповский. 1756.

  4. Журнал «Полезное увеселение». Литературный. Редактор – Херасков. 1760 – 1762 гг.

русский классицизм

Русская литература не прошла через античную.

Б е л и н с к и й

Классицизм – первое направление русской литературы. Сумароков – теоретик русского классицизма. Работа “Наставление хотящим быти писателями” – 1748 г.



Черты классицизма:

1. Аллегоричность;

2. Мифологичность;

3. Охват времени: двое – трое суток;

4. Немного действующих лиц.

30 – 50-е гг. XVIII в. – постоянное складывание и расцвет классицизма. К 60-м появляются веяния сентиментализма. В.Г.Белинский ведет отсчет от Петра I. Собалевский считает, что классицизм пришел в Россию в XVIII веке через польские переводы при Симеоне Полоцком. Классицизм утвердился как система в 30 – 50-е гг. В петровское время – форма отстает от содержания.

Родина классицизма – Франция и Италия. Барокко. Французские классицисты: Мольер, Расин, Лафонтен. Немецкая – Корнель, Гюнтер, Гете. Итальянская – Альфиери Английская – Стиль, Аддисон, Поп. Классицизм – общеевропейское явление. Французский классицизм длился два века (правление Людовика и Ришелье). XIV в. – расцвет классицизма и абсолютизма. Никола Буало (Франция) – теоретик классицизма. Буало объединил ранее существовавшие правила (античные) и современные авторитеты. Европа тяготела к драме, Россия – к оде.

Классицизм – следствие просвещенного абсолютизма. Французский абсолютизм – буржуазный. Русские буржуа дослуживаются до дворянства. в этом особенность русского классицизма. Он - искусство дворянства. Аристократы – ведущие писатели. Классицистическая система складывается постепенно, происходит динамичное изменение принципов.

1748 – 1774 гг. – работа Сумарокова над теорией классицизма. Он говорит, что нужно подняться до уровня древних авторов. Россия равнялась на Анакреона, “Поэтику” Аристотеля, “Науку поэзии” Горация. “Предметы такие, какими должны быть”, “изящная природа”, “действительность должна облагородиться культурой”.


  1. Искусство примера использование рассказа о событиях, появление наперсников;

  2. Исключение низменного (порой, что стерпит слух, того не стерпит глаз);

  3. Выдвижение на первый план человека вообще (без социальной среды), создание укрупненных характеров, снятие этикетности (как должен вести себя герой), возвеличение разума, недоверие чувствам.

  4. Серьезность.

  5. Общественное начало ставится выше личного (на их конфликте построено большинство книг).

  6. Читатели не ждали от книги развлечения. С ее помощью учились думать об общем, а не личном. Установка на общественную пользу. Сильная гражданственность, не затрагивающая личную жизнь.

В драматическом искусстве много правил: три единства (время, место и действие). Аристотель не писал о единстве места, требование единства места введено Буало. Единство времени введено Аристотелем, но Буало усложняет его, он требует заключить действие в одни сутки. Сумароков следует Горацию и Буало. В классицистических драмах за одни сутки могли подружиться и пожениться. Единство действия – развитие действия на одной сюжетной линии: второстепенных лиц должно быть немного. Количество действий – по Горацию – обязательно пять.

Классицисты требовали ясности и отделки языка. Латинское слово “классикус” значит “современный”. Важна отделка стиха и мысли. Херасков: “Мысль чистая нужна, дух чистый для творца”. Не может быть разных вкусов. Вкус должен быть правильным, основанным на знаниях. Все остальное находится за приделами искусства. Классицизм не ограничивал писателя. Гениальность классицистов индивидуальность в рамках системы.

Опыт русских классицистов типологически близок западному опыту. Но русские отталкиваются от собственного средневековья с меньшим эстетическим догматизмом. Сумароков позволял себе отступать от Буало. Буало делил жанры на высокие и низкие. Сумароков призывал писать то, к чему влечет природа. Сумароков позволял себе писать одноактные драмы. “Эпистола Сумарокова – Буалова, а Буалова – Горациева”. Сам Сумароков это отрицал. Сумароков не видел современных авторов, которым можно было бы подражать.

Эпистолы Сумарокова: о русском языке; о стихотворстве.

Отличие русского классицизма от Европейского:


  1. Равноправие жанров;

  2. Возникновение комедий.

Следы классицизма сохранились в лирике Батюшкова, Тютчева и т.д. Порядок в литературе – стиль жизни. Однообразность одежды – порядок.

антиох (Дмитриевич) кантемир 1708 – 1744 гг.

Искусный живописец людей порочных.

В. А. Ж у к о в с к и й

Наш Ювенал.

Н. М. К а р а м з и н

Антиох Кантемир - первый русский классицист и первый светский поэт. Начиная с Кантемира, литература стала такой, какая она есть – литературой жизни. Литература Ломоносова – литература красоты. Эти направления объединились в творчестве Пушкина.

Кантемир в основном известен как автор сатир. Он - родоначальник сатирической литературы, самый ранний предшественник Гоголя. Кантемир: «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравном плачу».

Кантемир знал древние и новые языки, философию, физику, математику, был другом Вольтера и Монтескье. По происхождению – молдаванин (Державин – татарин, Фонвизин – немец). Родился в Константинополе, умер в Париже. Попал в Россию в три года.

1709 г. – Полтавская баталия. Дмитрий Кантемир (отец Антиоха) разорен (потерял 15 тыс. волов, 15 тыс. талеров). Петр принял его на службу и был вознагражден. 1711 г. – удачный прусский поход Петра. Турки требовали выдачи им Дмитрия Кантемира, Петр отказал. Дмитрий спал около спальни императора.

Творчество Антиоха делится на два периода – российский и заграничный. Предпосылки отъезда из России возникли в 1730 г. Кантемир помог Анне стать самодержавной правительницей. Верховный тайный совет – из восьми человек – предложил ей пункты, по которым совет решал вопросы о войне, мире, налогах и чинах. Кантемир, Прокопович и Татищев посоветовали Анне стать самодержавной. 15 февраля 1730 г. Анна разорвала пункты.

Дерзость Антиоха Кантемира возмущала Анну Иоановну. Он способствовал возбуждению дерзких мыслей. Считал необходимым гуманно обращаться с холопами. Призывал к человеческому отношению к людям. Кантемир считал, что русское дворянство должно обновляться, хотя сам был из родовой знати. Прямо принимал участие в общественных делах. Антиох мечтал занять пост президента Академии наук.

1732 г. – почетная ссылка Антиоха – посол при Лондонском дворе и в Париже. Остерман скрыл истиный возраст Антиоха – прибавил ему шесть лет. У Антиоха много общего с Грибоедовым: “В общей пользе собственную чаю”. Князь Черкасский – канцлер – навязывал Кантемиру свою дочь, Варвару, в жены (очень богата). Антиох отказался (Варвара вышла замуж за Шереметьева).

Елизавета Петровна не выполнила последнюю волю Антиоха – похоронить его за государственный счет в России. Через год с небольшим стараниями сестры и братьев он был перевезен в Москву (он завещал похоронить себя в Николаевском монастыре). Государство много задолжало Антиоху. Николаевско-греческий монастырь был частично перестроен.

1726 г. Кантемир сдал в типографию духовную проповедь «Симфония на Псалтырь». 1722 – 1723 гг. персидский поход, в котором участвовал Иван Ильинский - учитель Антиоха (сам учился в Греко-славяно-латинской академии). Иван Ильинский написал «Симфонии на Библию».

Затем Антиох начал писать любовные песенки. Сделал перевод Фонтенеля - «Разговор о множестве миров» (гелиоцентрическая система Коперника). Перевод посвящен Академии наук. Там Антиох учился философии и математике. «Шесть вечеров» – разговор кавалера и дамы о строении мира.

В области языка Антиох много сделал (ушел вперед от старого, но не дошел до нового).

С 1729 г. начал писать сатиры. Его сокрушал вид русской действительности, что побудило его обратиться к сатире. Сатира – обличительный жанр, античный жанр. Общественно-политическая сатира – это средство искоренения общественных недостатков. Характеристика новому жанру: “сатира забавным слогом осмеивает злонравие”. Русские читатели не привыкли к тому, чтобы их поучали писатели. Кантемир обрадовал Феофана Прокоповича. Сатира Антиоха - обмирщенные проповеди Прокоповича. Антиох – первый светский поэт. Им написано девять сатир, и ни одна из них не напечатана: “Зело бодливые сочинения”. Сатира распространялась в списках.

У всех сатир Кантемира двойное название. Первая часть раскрывает, к кому автор обращается, вторая – направленность, содержание.

1729 г. – первая сатира Антиоха “К уму своему, или На хулящих учение”. Направлена против сограждан, говорящих о ненужности наук. Авторская мысль просвечивается в подборе четырех фигур главных героев: две старого и две нового времени (Лука – «гимн во славу пупу»). Герой Сильван – «Сильва» – лес, темный. Сатира построена на столкновение различных голосов, но автор никого не обвиняет. Он доводит мысль до крайности, когда не отрицать мысль нельзя, и отрицает ее. Иногда идет в изображении персонажа от бытовой вещи. Речи противников просвещения не выдуманные. Идеал Кантемира – просвещение: “Не могу уже читать, значит умираю”. С каждым новым правлением у русских писателей возникала надежда – на появление нового Петра I. Петр II – идеал просвещения для современников: “Надежда музам всходит не мала”. Кантемир тоже лелеял эту мысль. Но он видел недостатки просвещенного абсолютизма. Фундамент правового государства для Антиоха – суд.

Излюбленные слова – ум и разум. Речь афористична («каменный душою, бьешь холопа до крови»). Много разговорной и просторечной лексики. Много пословиц и поговорок. Сближение его языка с русской разговорной речью. Антиох Кантемир – очень серьезно относился к творчеству, его можно считать первым русским филолог.

Вторая сатира – до получения первых стихов, похваленных Феофаном Прокоповичем “Филарет и Евгений. На зависть и гордость дворянам злонравным”. Антиох использует характерный прием классицизма – значимые имена. Пишет по должности гражданина. Евгений – представитель дворян, который не может простить Петру “Табели о рангах”.

Четвертая сатира: “К музе моей”. Объект изображения – творчество. Впервые возник образ музы в русской литературе. Говорит о том, что не может не писать. Общество устало от реформ.

Антиох сделал попытку отойти от сатиры. Написал героическую поэму «Петрида», посвещенную Петру. Кроме того в 1762 г. написал две оды. Он никак не может хвалить. Не смеет сочинять высоким стилем, но не писать не может.

Во второй, заграничный период творчества писателя. наблюдается снижение обличительного пафоса. Хотя современные исследователи утверждают, что наоборот – пафос увеличился.



“К солнцу. На состояние сего свету” – пятая сатира.

“Сатира о воспитании”. Сатиры скорее новы, чем стары. Корень зла не в природе, а в воспитании. Собственный пример – вот что воспитывает. Нельзя давать детей на воспитание дворовым. “На бесстыдную нахальчивость”. Появляется осторожность в обращении со словом. Антиох занимается переработкой старых сатир в более зрелые произведение. Наблюдается усиление обличительного момента.

Вопрос о степени самостоятельности его, как сатирика. Повод к вопросу: “Он наипаче Буалу и Горацию последовал”. Антиоха записали в подражатели Н.Полевой (журнал “Телеграф”). “Плохие подражания хорошим образцам”. Заимствование обращений, но содержание русское. Совершенно чуждо чистоте Горация, выступавшего против злословия. Кантемир мог позволить себе сказать: “Плюнь ему в рожу”, “Свинью свиньей, а льва львом смело называю”. Нет холодности Буало. Аббат Гуаско перевел его сатиры на французский язык.

1749 г. – первое издание на французском языке.

1752 г. – немецкий язык.

1762 г. – издание по мысли Ломоносова Иваном Барковым.

Недостатки:



  1. Сатиры Кантемира многословны. Не научились еще делать так, чтобы “словам было тесно, а мыслям просторно”.

  2. Сатиры Антиоха неблагозвучны. Ориентация на латинскую фразу, в которой подлежащие и сказуемое находятся в конце предложения. Архаичный язык. Написаны силлабическим стихом (“скрипят, как неподмазанная дверь”). Пытался реформировать стихи: цезура, второе ударение, перенос слов (чтобы фраза звучала как стихотворная).

Но только в 1735 году В.С. Тредиаковский предложил силлабо-тоническую систему и провел реформу стихосложения. Антиох не принял эту реформу. Письмо Харитона Макентина приятелю о сложении стихов русских (о трактате Тредьяковского – похвалил, но не принял реформу).

XVIII век возникает особый жанр стихотворные подписи под портретами.

Добролюбов сказал о Кантемире, что с него русская литература началась, продолжалась и будет продолжаться.

творчество тредиаковского и ломоносова

Василий кириллович тредиаковский (1703 – 1769)

Родился в Астрахани, умер в Санкт-Петербурге. Отец был священником. Тредиаковский учился в иезуитском училище.

Первый русский профессиональный поэт, переводчик. Провел реформу русского стихосложения. Открыл путь к словесным наукам.

1722 г. в Астрахань приехал Петр I. Произошла встреча Тредиаковского с царем. Царь сказал: “Вечный труженник, но великим никогда не будет”. Отсюда пошла слава бездарного писателя. Екатерина за произнесенное при ней иностранное слово заставляла подданных в наказание читать стихи Тредиаковского.

1722 г. встречается с Иваном Ильинским (секретарем при Кантемире). Они беседовали и в 1723 году Тредиаковский едет в Москву в Славяно-греко-латинскую академию. Ходил пешком в Европу (Голландию, Францию – в Сорбонну). У Тредиаковского есть стихи, посвященные Парижу и России. В 1730 г. возвращается в Россию и привозит прекрасный аттестат. Получает место переводчика в Академии наук. Привозит тетрадь стихов. Учился в Академии. Сделал перевод романа “Езда в остров Любви” Поля Торлина. Первый галантный любовный роман в России. Духовенство запрещает книгу. Часть романа написана стихами, часть – прозой. Роман аллегоричен (кокетство – “глазолюбность” – аллегорический герой). “Нужно залюбить сразу двух” – как быть счастливым в любви. Простой русский слог, отказ от церковно-славянского языка из-за его малопонятности, темности, неблагозвучности, жесткости. Тредиаковский поставил вопрос о разграничении светской и церковной литературы.

У Тредиаковского был усложненный синтаксис, постоянные различные инверсии, неровные стихи – прекрасные и слабые. Область в литературной деятельности Тредиаковского – эксперементаторство.

1732 г. поэт представлен Анне Иоановне. До 1759 года был связан с деятельностью Академии. Последние годы своей жизни очень нуждался. 1745 г. получил звание профессора элоквенции (наука красноречия) Российской и Латинской. Получил титул придворного поэта. Тредиаковский – разночинец, он не был принят дворянами. Был жестоко избит Волынским – кабинет министром Анны. Был одинок при дворе, в Академии, в среде литературы.

Сумароков – Тредиаковский – Ломоносов: между ними шла постоянная вражда.

1734 г. Тредиаковский пишет Оду на сдачу Гданьска» - первая русская ода. Тредиаковского (разработал теории отдельных жанров). Определение жанра оды: «Ода есть совокупление многих строф, которые описывают обыкновенныя материи важная и благородная, а редко нежна и приятна (пейзажная)…»

1735 г. книга «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Стихотворная реформа Тредиаковского. Церковь писание стихов не поощряла.

После воссоединение Украины с Россией появился выход на польскую литературу. Русским стала известна силлабика. Количество слогов одинаково в каждой стихотворной строке – силлабический стих – количественный подход. Рифма только женская, что несвойственно для русского языка. Новый способ основан на чередовании ударных и безударных слогов, получается ритм.

_ - ударный,  - безударный (обозначение Тредиаковского (горизонтальная полоска, горизонтальная скобка)).

___ - хорей

__ - ямб

Тонический способ – название Тредиаковского.

Что натолкнуло Тредиаковского на мысль о реформах: «Поэзия моего родного народа всему меня довела» (но примеров этой поэзии не привел).

Писать по-старому – старомодно. Каждое нововведение проверяется практикой. Эксперименты: нарочно сочиненная российским пентаметром ради эксперимента. Он считал, что открытым им способом может писаться только длинный стих. Пользовался только женской клаузулой и хореем.

В его реформу внес поправки Ломоносов. Уезжал в Германию. 1739 г. прислал «Оду на взятие Хотина» и «Письмо о правилах русского стихосложения».

- признание мужской и женской клаузулы (рифмы);


  • признание всех размеров, но больше всего Ломоносов любил ямб.

1752 г. переиздание способа с учетом замечаний Ломоносова.

Тредиаковский больше теоретик, чем практик. Пикассо: «Сначала ты делаешь что-то, а потом приходит кто-то и делает это красиво» – это подходит для описания творчества Тредиаковского.

У Ломоносова нет пейзажных од.

«Рассуждение о героической поэме», «Рассуждение о комедии вообще». Мысли Тредиаковского до сих пор современны.

1755 г. «О древнем, среднем и новом стихотворении Российском».

Этапы развития русской поэзии:


  1. Поэзия жрецов (не дошла до нас);

  2. Силлабические стихи;

  3. Новое стихотворения - Тредиаковского.

1766 г. героическая поэма «Телемахида» (гекзаметр). Подражает гомеровским поэмам – 15 тысяч стихов. Цитирует «Илиаду», «Одиссею» и «Энеиду». Стилистическая неразборчивость, много свободного места, междометия в середине строки. Образцом был роман Фенелона «Похождения Телемаха». Фенелон написал роман прозой. Фенелон критиковал абсолютизм, поэтому поэма вызвала недовольство Екатерины. 1759 г. Тредиаковского уволили из Академии. Последнии годы он переводил историю Ролэна – своего учителя (начал в 38 году – всего 30 томов, 13 томов сгорело). 1752 г. выпустил два тома литературных сочинений. После смерти репутация Тредиаковского сильно упала.

михаил васильевич ломоносов (1711 – 1765)

Батюшков «Вечер у Кантемира» - беседа с Монтескье и аббатом.

Родился на северной Двине. Пришел в Славяно-греко-латинскую академию, закончил 8 классов. В 1741 г. вернулся в Россию из Германии, стал адъюнктом в Академии.

Ломоносов – великий поэт России. Ученый естествоиспытатель и ученый гуманитарий. Ломоносов: «Стихотворство – моя утеха, математика – мои упражнения».

Ломоносов своей реформой сделал для русского языка то же, что Тредиаковский для стихосложения (разделение: высшая – низшая лексика; русские – иностранные слова). Падение чистоты языка остановлено, стилистическая дисгармония исправлена. Начал выработку норм русского литературного языка и литературных форм. Эта выработка происходит вплоть до Пушкина.

«Риторика» - 1744 г. – рукописная, 1748 г. – печатный текст. Цель: вооружить русских людей умением говорить красно. Богатство идей и практических советов. Ломоносов: «Учится языку надо в общении с образованными людьми». Стиль Кантемира и Тредиаковского сближен с разговорной речью.

1755 г. – «Российская грамматика». Ломоносов посвящает ее Павлу Петровичу, которому исполнился год. Это посвящение сделано для ускорения выхода книги, она вышла в 1757 году.



«Риторика» и «Грамматика» - одно целое, восприняты немцами как учебник. «Учебник русского языка» Шлессера не нравится Ломоносову.

1757 г. - «О пользе книг церковных в России на русском языке». Типография Московского университета. Теория «трех штилей» - в качестве предисловия. Ломоносов выделил в русском языке три группы слов (взял церковнославянский и народный язык) –



  1. Группа общих слов: Бог, слава;

  2. Старославянские (церковнославянские) слова (малоупотребительные): отвергаю, Господень;

  3. Русские слова: говорю, ручей.

От употребления этих групп слов зависят три штиля (разная пропорция церковнославянских слов):

  1. Высокий – первая и вторая группа;

  2. Средний (посредственный) – первая и третья группа;

  3. Низкий – третья группа.

Связь стилей с жанрами – первая теория жанров в русской литературе. Церковнославянскому языку отдано преимущество перед другими языками. Русский язык не достаточно развит, пишутся только деловые бумаги. Ломоносов боялся засилья иностранных слов.

Жанры:


  • ода, героическая поэма – высокий стиль;

  • научные сочинения – средний стиль;

  • эпистолярный жанр – низкий стиль.

Ломоносов советовал не употреблять устаревших слов. Ломоносов очистил язык, приблизил его к славянскому и латинскому. Пушкин был к этому не способен – он белоручка. Ломоносов прокладывал путь. Будущее было за Пушкиным, систему нарушил Державин.

Сумароков: «Прекрасен наш язык, способный ко всему».

Белинский назвал точную дату рождения русской поэзии – 1739 год, когда Ломоносов написал «Оду на взятие Хотина», которая создана на основе газетных материалов. Это первая ода, написанная ямбом. Поэтому Ломоносов считается Петром I в поэзии. Надеждин («Телеграф»): «Русский метр выкован на немецкой наковальне», так как ода эта была написана в Германии. Эта ода – подражание оде Гюнтера, из которой взят размер. Обращение к неприятелю с угрозами, мир после битвы. Державин относится к Ломоносову с благоговением, считал его гением русской поэзии, которого превзойти невозможно. И поэтому Державин не подражал Ломоносову, но перенял звучность его стиха. Сражение с турками показано как мировая катастрофа – извержение вулкана. Петр – конкретный исторический идеал.

За границей Ломоносов писал любовные стихи, из которых самое известное стихотворение «Разговор с Анакреонтом». Это интересно построенное произведение политического характера. Слова героев восхищают Ломоносова больше чем нежные чувства.

Слава Ломоносова основана на одах. Оды написаны на все случаи: коронация, восшествие на престол. Повторяющиеся темы: Россия (величественная), тема Петра (никогда не умирает у Ломоносова), наука (развитие науки ломоносов приравнивает к развитию страны). Ода пишется для выражения патриотического чувства. Может быть рассмотрена как публицистическое произведения. Уроки и указы русским царям от имени нации. Его поэзия – мощь России на взлете.

Большинство од Ломоносова посвящено Елизавете Петровне. Заслуга Елизаветы Петровны – «она войне построила конец». 1847 г. «Ода на вхождение на престол Елизаветы Петровны». Ода была отменно хороша. Написан образ идеального монарха (на самом деле это далеко не так). Все монархи в Ломоносовских одах – новые Петры.



«Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф», «Ода Анакреонту», «Кузнечик».

Задача поэзии – государственные дела. Индивидуальный голос – забава. Державин писал о Державине. Ломоносов писал о государстве. Предшественники Ломоносова разбирали, какой должна быть поэзия – в частности ода. Но одический канон (трафарет оды) выработан благодаря практике Ломоносова.

Обязательные элементы оды:


  1. Приступ. Задача – привести в состояние восторга (стремительный «Хотин», тихий «Елизавета Петровна»);

  2. Предложение (желание гласить великие имена, но сил мало);

  3. Изложение;

  4. Патетическая часть;

  5. Заключение.

Образ поэта – парит, не улетая. Ода – ораторский жанр – звучащее слово (композиция оды, число строф – 24 – 25) Ломоносов первый добился единства формы и содержания. Логическая несогласованность – ода. В беспорядке нужно было найти порядок.

Поэзия – не сфера отдохновения. Поток античного материала, библейские образы. Увеличилось количество библейских образов с 1742 года, в связи с расцветом жанра проповеди при Елизавете Петровне. Зависимость Ломоносова от древнерусской литературы. Слова, сходные по звучанию – сливаются в группу. Это заимствует Державин: «Затихла тише тишина».

Выбор ямба у Ломоносова (лучший слог – это слог украшенный) враждебно встречено Сумароковым. Сумароков пишет «Критику на оду». Он не приемлет Ломоносовскую метафору. Ломоносову важна эмоциональная вместимость слова. Для Сумарокова главное – логика. У Сумарокова был ум, но не было гения. На Парнасе был разлад. Покровитель Ломоносова – Шувалов. Елагин – против Ломоносова.

Правильность искусства для классицистов равна правильности языка. Споры шли до XIX века. Особенно много нареканий было к Ломоносовской девятой оде. Начиная с Батюшкова, Ломоносовский эмоциональный эпитет вошел в литературу. Например, Лермонтов пользовался им. Ломоносов мог писать и без украшений – переложения псалмов – духовные оды. «Утренние размышления о божественном».



«Петр Великий» – героическая поэма. «Боррей с мерзлыми крылами». Поэма не была закончена. Сумароков написал эпиграмму про Фирса Фирсовича Гомера. Херасков написал «Россияду» – героическую поэму.

Научные послания Ломоносова.



«Письмо о пользе стекла» (обращение к Шувалову). На вечере у Шувалова Ломоносову сделали замечание, что у него немодные стеклянные пуговицы, и он ответил «Письмом». В научных посланиях Ломоносов излагал свои знания.

Заслуги Ломоносова перед русской журналистикой:

Ломоносов работал в «Московских ведомостях». Сначала – внештатно, а затем вел раздел «Зарубежные вести» – восемь страниц из девяти.

Написал «Рассуждения об обязанностях журналиста» перевод с французского. Главное: способности и воля. Ответ на опровержение его причастности к открытия теории теплоты. Екатерина II восхваляла Петрова, чтобы унизить Ломоносова. Никакого отклика на смерть Ломоносова не было.

Библиотека Ломоносова разошлась к Орлову, Екатерине, Константину, Александру, Александровский университет в Хельсинки.

Александр петрович сумароков (1717 – 1777)

А.С.Cумароков был человеком высокого происхождения. Отец – действительный тайный советник. У Сумарокова были очень хорошие учителя. Учился в Сухопутном шляхетном корпусе. 1732 г. – организует кружок любителей русской словесности.

Несчастья преследовали Сумарокова. Он одинок, несчастлив в личной жизни. Из-за поддержки своей дворянской чести. Были две жены фрейлина и крепостная. У Сумарокова не было опережающего видения.

Сумароков написал 9 трагедий, 17 комедий, 33 оды, 7 эпистол, 27 элегий, 374 притчи, 130 любовных песен.

Начал писать оды раньше Ломоносова. 1736 г. – «Ода на победы Петра I».

Сумароков – первый русский драматург. 1747 г. написаны трагедии «Хорев» и «Гамлет». “Гамлет” – мужественный герой. Одна страсть – жажда мести за отца. Счастливый конец: Гамлет женится на Офелии. “Хорев” – плохой конец, главный герой осужден. До 1961 года Сумароков был директором театра.

Сумароков сделал великие открытия в области литературы. Он был самолюбив и самоуверен. Зависел от западных (французскийх) творцов. В рамках классицистической системы следовали самостоятельности. Сумароков тоже проявил самостоятельность. Он взял сюжеты для трагедий из русской истории 100 – 150-летней давности. Нарушил беспристрастие. Менее запутаны, небольшое количество героев. Главное – идея, мысль – высшая сила, страсть – низшая сила. Сумароков хотел действовать на разум современников. Конфликт между чувством и долгом.

Дмитрий-самозванец” выступление против тирании. Трагедии – орудия воспитания. Торжество добра, наказание зла. Интерес сосредоточен на монологах. Неравнодушие к исторической обстановке. Нет калорита времени и места. Все ясно, нет ничего недоговоренного.

Живой русский язык появляется только в его комедиях. Не было “грамматического дара”. Ломоносов не мог написать по заказу трагедию. Место трагика занял Сумароков. Школа Сумарокова (в его трагедиях блистала Семенова, Нежнин). Преобладание стихотворного жанра. Пять актов, иногда три акта. Выведение в комедии своих врагов в смешном виде: Трисотениус – Тредиаковский. Помпениус – Ломоносов. Пьесы напоминают народный театр. Мало указаний в комедиях на русскую действительность. "Рогоносец по воображению” – вершина бытовой комедии.

Сумароков дал репертуар для русского театра. Но не поделил авторские права с администрацией (Бельмонти). Сумароков хотел преостановить спектакли.

Сатирические произведения “Пиит и его друг” - раздражительный характер. Сумароков написал 10 сатир. “Кривой толк”, “О худых судьях” – похоже на Кантемира (продолжает линию обличения). Чиновники – “хамовое отродье”. Иногда не повторяет Кантемира: меньший объем, много желчи, близость к памфлету: “Хор ко привратному свету” – мир наизнанку. Сумароков считал, что сатиры его могут повлиять только на добродетельного человека.

1762 г. Екатерина II. 1763 г. - коронационные торжества: «Торжествующая Минерва». Театрализованное шествие. Отражение пороков, с которыми будет бороться Екатерина: взяточничество, чиновническое засилье, хромая правда.

Народная песня о синице. «Хор» – изображение прекрасной жизни на Западе.

Сумароков причислял себя к особому кругу – близкому к государству. Выступал против свободы крестьянства. «Самодержавие в России – лучше доля». Считал что нужно ввести продажу крепостных в законные рамки.

Написал 374 притчи (басни). В некоторых притчах нет аллегорий, следовательно, они не басни. Тематика басен – нападение на дворянскую спесь, подьячих, купцов, администраторов («Самохвал» боролся с Ломоносовым). В баснях Сумарокова много движения, просторечных выражений, пословиц, поговорок, любовных песен.

Любовные песни, воспевали любовь. «Коль хочешь ты писать, так прежде ты влюбись». Жалобы на разлуку, сетования без деталей – возлюбленная вообще. Изобрел язык любви, обедненный классицизмом. «Простоту языка требовал». Обвинял высокопарные стихи. Отсутствует мифология, но присутствует много фольклорных элементов. Сумароков – предшественник Дмитриева и Дельвига и Мерзлякова. Сонеты, эпиграммы, оды, элегии. Он плохой одослагатель, но Сумароковские «вздорные оды» - пародии на Ломоносовские оды - хороши. Самое раннее противодействие классицизму пошло от ревнителей классицизма. Сумароков выступал против высокого Ломоносовского языка, его тропов. «Рассмотрение од господина Ломоносова: строфы прекраснейшие… (номер оды и строфы), прекрасные …, весьма хорошие …, хорошие…, требующие исправления, о которых ничего не говорю…». «Некоторые строфы: его…, моя…».

В 1759 году первое частное издание в России – «Трудолюбивая пчела». В обществе накопилась потребность в обсуждении вопросов. «Трудолюбивая пчела» - 1200 экз. Казицкий, переводы Сапфо, Лукиана, Эразма Ротердамского, сатиры. Неясна причина закрытия. Возможно нелады Сумарокова с Ломоносовым или посвящение Екатерине II и этим недовольна Елизавета. Либо похвальное слово Петру Великому. Сумароков испытывает трудности с Академической типографией, цензура вмешивается в слово. Переиздан журнала в 1780 г.

Ломоносова больше уважали, Сумарокова больше любили (он беллетрист).

Позже вспомнил Ломоносова.



III. ЛитератуРа последней трети XVIII вв.

Исторические рамки:

1762 – 1801 гг.

Переворот 1762 год – Екатерина II. От нее ждали перемен. Елизавета хотела вернуть допетровские времена, Петр III творил произвол. 1796 г. – Павел I – указом прекратил возможность царствования женщин в России. Престол наследует старший в роде мужчина. Павел задушен в ночь с 12 на 13 марта 1801 года. К власти приходит Александр I – его сын. Елизавета – Петр III + Екатерина II (1762 – 1796) – Павел II (1796 – 1801) – Александр I.

Екатерина II не могла противодействовать просветительству. XVIII век – век Вольтера. Просветители выступали против феодального синьора и готического судьи. Просветители знали сумму материалистических идей, делающую человека счастливым. 1767 г. – перевод энциклопедии Дидро. 1767 г. – комиссия по составлению нового уложения: нового свода российских законов (старое уложение). 1749 г. – старое уложение. Комиссия – из выборных делегатов от губернии. Начало работы – в грановитой палате – Петербург. Конституционных намерений у императрицы не было. Императрицыны указы обсуждались (использованы Монтескье). Интересы крестьянства, дворянства – в комиссии. 1768 г. – закрытие работы комиссии под предлогом войны с Турцией. Воронцова – Дашкова – подруга Екатерины.

Дидро увидел, что Екатерина не следует практически его теории, перевирает ее. Пугачевское восстание – 1773 – 1775 годы - привело к укреплению дворянства. Фонвизин видел недостатки в характере власти. Русские писатели частью смирилась, частью пыталась исправить положение (Фонвизин, Радищев).

Отход от либерализма, распространение масонских идей (первые масоны – начало XVII в.). К 80-м годам XVIII в. возникло множество масонских ложь: Н.И.Новиков, Карамзин, Херасков, Баженов, профессор Шварц, А.М.Кутузов. Дворяне (бывшие вольтерьянцы), недовольные строем, но испуганные пугачевским восстанием, ударились в масонство – и не участвовали в политической борьбе. Просветители были равнодушны к религии, масоны – проповедовали религию «внутренней церкви». Масоны ворочили большими суммами (пожертвования). Первый масонский журнал Н.И.Новиков «Утренний свет».

Дворянство демократизировалось за счет купечества. Екатерина боролась против масонов. 1785 г. – закрыты масонские ложи. 1800 – снова открыты. 1822 – закрыты окончательно. С.И.Шишковский – начальник тайной канцелярии – возглавил антимасонское движение. Павел I запретил ввоз французских книг в Россию. 1775 г. новое администратиивное деление – наместничество. Введение подушной подати – упразднение налога с купцов. Самый плодотворный период в истории русской литературы – этот период. 1783 год – открыты вольные типографии – частным порядком можно было издавать книги. А в 1797 году закрыты Павлом I. Писательская демократизация – мелкотравчатые (мелкосословные) дворяне – Чулков, Попов, Шакинский (крепостной). Распространено мецинатство. Первый профессиональный писатель - Карамзин – живет на литературные заработки. До этого писатели кормились чиновничеством.

Тройная цензура – академия наук, синод, полицейская – но цензурного указа не было. Все запрещенные книги были пропущены цензурой.



русский сентиментализм

Душа человеческая есть зеркало окружающих его предметов.

К а р а м з и н.

Сентиментализм - общеевропейское явление. Обосновано Юнгом «Размышление об оригинальном творчестве». Сентиментализм – Стерн, Ричардсон. Французский сентиментализм – Руссо, немецкий – Гете («Страдания юного Вертера»), Соломон Геснер.

Карамзин «Московский журнал» – 1791 – 1792 года – обоснование сентиментализма.

Радищев, Дмитриев, Нелегинский, Милетский, Муравьев, Брусилов, Львов.



  1. Искусство развивается по контрасту.

  2. Высшая ценность – человек.

  3. Демократичнее классицизма.

  4. Герой – любой, замечателен чувствительностью.

Запад: герой, как правило, - представитель третьего сословия. Отношение к государству – осудительное.

Классицизм видит счастье человека в обуздании страстей, сентиментализм - в свободном проявлении чувств. Классицисты – воспевали разум, сентименталисты – чувства. Разум может быть развращен.

Философия сенсуализма – Локк – английский философ. Правильное знание о мире. Сентименталисты увидели мир сквозь слезы своего сочувствия. Карамзин учил писателей не перестараться в слезах.

5. Характерен культ природы. Природа не творит зла. Выступает в двух планах:

а) Как пейзаж (психологический).

б) В философском плане.

Основные жанры: дневник, жанр путешествия или путевых заметок.

Литература сентиментализма связана с повестями Карамзина. Обращение к сердцу. Противоречивая картина жизни.



денис иванович фонвизин (1744 – 1792)

Дворянин, закончил университет.

Фонвизин – дворянский идеолог – в отличие от Радищева, показывавшего противодействие дворян и крестьян.

Комедия «Недоросль» - самое зрелое произведение. Иная проблематика, специфика произведения, другой тон, чем у «Бригадира».

Простакова (возможный прототип Салтычиха) - показана в разных состояниях, из чего складывается представление об отношении к крестьянству. Образ Простаковой находится на меже трагедии и комедии.

Простаков – противоположность жене. Жестокость в семейных отношениях побеждает жестокость социальную.

Скотинин – повторение Простаковой. Карикатура. Мысль о том, что Простакова – не досадное исключение, а правило, массовое явление.

Митрофан – недоросль. Он не дорос до возраста гражданской службы. Изначально не было отрицательной оценки, появилась только после выхода пьесы. «Митрофан» – материн дар, матерью данный, повторяющий мать (греч.) Он недоросль в интеллектуальном плане, в моральном (нравственном) плане, в смысле осознания своих общественных обязанностей.

Учителя (вина за неученость лежит на родителях):

Кутейкин – от «кутья» – рис с изюмом. Этим кушаньем угощали священников.

Цифиркин – недоучка учит недоучку.

Вральман – бывший кучер.

Среда формирует человека. Сниженный вариант низкопоместной среды. Отец принимал челобитные, сидя на сундуке – клал в сундук и умер от голода. Повторяет за Антиохом Кантемиром, что нельзя крепостным воспитывать ребенка, получается два раба вместо одного. Трудность истребления предрассудков.

Завязка: «Указ о вольности дворянства» 1762 г., изданный Петром III, который запрещает жениться до получения образования.

Неорганичность входа положительных героев в комедии: сошлись Милон, Стародум и Правдин. У Фонвизина показано противодействие дворян. Борьба Стародума, Правдина, Милона и Софьи против Скотининых и Простаковых. Обращено внимания современного зрителя на положительные речи. Стародум говорил со сцены крамольные вещи: противопоставляет «тогда» – петровское время - и «нонче» Екатерининское время.

Дворянину не зазорно заниматься торговлею. Торгующее, военное дворянство. Стародум – идейный герой комедии. Фонвизин рисует в комедии желаемое: чиновники следят за помещиками. Правдин – чиновник-наместник. 1775 г. – наместничества учреждены, чтобы пресекать случаи злоупотребления.

«Недоросль» – социальная, развернутая, как бытовая (любовная интрига не занимает главное место). Шаг к сближению с действительностью.

Фонвизин не боялся в комедии низких слов. И.Богданович был раздражен языком этой комедии. Ремарки сделаны по совету драматурга Дмитриевского.

Премьера состоялась 24 сентября 1782 г. Дмитриевский играл Стародума. Шумский – Ермеевну.

1783 г. Московская сцена – театр Мидакса (на месте Большого театра), на сцене театра Московского университета. Опубликован в 1783 г. в журнале «Собеседник любителей русского слова».



«Бригадир» - бытовая комедия с любовной интригой.

Противостояние. Иванушка – Добролюбов, Софья. Отрицательные персонажи прописаны лучше. Положительные получились резонерами. Показана жестокость семейных отношений. Ханжество и взяточничество – образ советника.

1761 г. статья «Довольно».

Воронцова-Дашкова под присмотром Екатерины пишет «Вопросы императрице» - 20 вопросов. Фонвизин ей помогает. Фонвизиным написана «Всеобщая придворная грамматика» для журнала, но не допущена Екатериной.

1783 г. после смерти Панина Фонвизин был вынужден уйти в отставку. Екатерина запретила Фонвизину печататься.

1788 г. собрался издавать журнал «Друг честных людей или Стародум». Издание журнала запрещено.



«Чистосердечное признание…» – автобиографическое произведение.

Драматурги после Фонвизина

Михаил Иванович Попов (1742 – 1790) – купец, закончил Московский университет, Михаил Дмитриевич Чулков (1743 – 1793) - торговец, издатель журналов «И то и сьо» (1769), «Парнасский щепетильник» (1770), Михаил Матинский – крепостной графа Ягужинского – мелкотравчатые драматурги.

Комическая опера - новый жанр. Появился благодаря демократическим тенденциям и третьесословной публике. 1772 г. рождение этого жанра - «Анюта» Михаил Попов. Крестьянская девушка Анюта любит дворянина Виктора – мотив барышни-крестьянки (противоядие от высоких классических героев). В комических операх крестьяне – главные персонажи. Оперы построены на бытовом материале. Интерес к национальному вопросу. Оттеснение классицистической трагедии. Трагедия наполнялась политическим смыслом – тираноборческим. Попов был секретарем комиссии по составлению соборного уложения. Друг Н.И.Новикова. Сотрудничал с «Трутнем» и с «И то и се».

М.Д.Чулков – сборник плутовских новелл и волшебно-рыцарских повестей. «Пересмешник, или Славенские сказки» – сборник из пяти частей типа «Тысячи и одной ночи». Рассказы по вечерам монаха, молодого человека. Плутовской роман «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины» - незаконченный роман Чулкова.

Я.Б.Княжнин «Вадим Новгородский» 1780 г. сюжет взят из Никоновской летописи. Рурик борется с Вадимом Храбрым. Конец XVIII в. Рурик и Вадим – не отрицательные персонажи. Вадим – республиканец. Полемическая пьеса. Вадим – выскочка, поднимающий восстание и раскаивающийся. Вадим покончил с собой. Княжнин выступает против монархии, ведущей к деспотизму. Княжнин забрал свою трагедию из театра. Княжнин – ученик Сумарокова.

поэзия

Судьбы русской поэмы в последнюю треть XVIIIв.



следующая страница>


Литература и журналистика XVIII века Литература: Г. Н. Моисеева "Дpевнеpусская литеpатуpа в художеств сознании и историческая мысль России XVIII в."

Г. Н. Моисеева "Дpевнеpусская литеpатуpа в художеств сознании и историческая мысль России XVIII в."

518.05kb.

29 09 2014
2 стр.


Литература в контексте праздничной культуры России XVIII века

Риккардо николози (Констанц) «Петербургский панегирик XVIII века и его античные корни»

18.27kb.

10 09 2014
1 стр.


Программа курса история отечественной литературы

«Древняя русская литература»; «Русская литература и журналистика XVIII века» – д-р филол наук, проф. Л. В. Овчинникова

1105.66kb.

14 12 2014
7 стр.


Литература XVIII века Общая характеристика литературной культуры петровской эпохи

Мемуарная литература. Особенности повествования, образ мемуариста, цель и причина создания мемуаров

15.87kb.

08 10 2014
1 стр.


Литература алефиренко П. К

Роль В. Н. Татищева и В. И. Геннина в деятельности рЕгиональных органов управления горнозаводской промышленностью России в первой половине XVIII века

28.97kb.

12 10 2014
1 стр.


Литература Средних веков с VIII в до н э. IV в. Н. Э

Это время, когда античная литература осела в монастырях. К 14 в начинается эпоха Возрождения к древности. С 17 в литература нового Времени. 18 XVIII. – Просвещение. 19 в. – Романти

88.05kb.

04 09 2014
1 стр.


Разочарования в положительной роли "цивилизации", "царства разума"

Просвещения. В европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России с конца XVIII до начала XIX века

35.81kb.

08 10 2014
1 стр.


Литература от 60-90-те години на XVIII век поезия, проза, драматургия

Тенденции в развитието на руската литература от 60-90-те години на XVIII век – поезия, проза, драматургия

35.12kb.

10 10 2014
1 стр.