Перейти на главную страницу
УТВЕРЖДЕНО
кафедрой истории
журналистики и литературы
Отв. редактор – проф. Н.И. Якушин
«Древняя русская литература»; «Русская литература и журналистика XVIII века» – д-р филол. наук, проф. Л.В. Овчинникова,
«Русская литература ХIХ века» – канд. филол. наук, проф. Н.И. Якушин,
«Русская литература ХХ века» – д-р филол. наук, проф. В.В. Агеносов
© Овчинникова Л.В., Якушин Н.И., Агеносов В.В., 2007
Вместе с тем, программа курса «История отечественной литературы» призвана помочь студентам осмыслить неисчерпаемое богатство русской литературы, её значение и место в мировой культуре, роль в духовном и нравственном становлении национального характера нашего народа, получить чёткое представление о сложных литературно-общественных процессах, происходивших в России начиная с XI в. и до последнего времени, уяснить связь литературы с историческими событиями, идейными и духовными исканиями, идеологической и политической борьбой, которая велась в русском обществе на разных этапах его развития, охарактеризовать сущность важнейших литературных направлений и художественных методов.
При составлении программы её авторы исходили из того, что студентам не следует навязывать ответы на сложные и нерешённые вопросы и давать готовые рецепты, а ориентировать их на творческий подход при оценке литературных явлений, на самостоятельное прочтение и осмысление художественных произведений.
ДРЕВНЯЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
При изучении древнерусской литературы основное внимание сосредоточено на формировании представлений о средневековом мировоззрении, на истории возникновения, формировании и развитии основных жанров, на осмыслении идей и представлений православных книжников о вселенной, Русской земле, человеке и его месте в мире и в истории.
Древнерусская словесность – начальный этап развития отечественной литературы. Хронологические и географические границы. Общие черты древней русской литературы как литературы средневекового типа. Древнерусская литература и фольклор. Древнерусская литература и религия.
Предпосылки возникновения древнерусской литературы. Образование древнерусского государства. Сведения о письменности. Язык древнерусской литературы. Понятие литературного памятника. Список, редакция, извод. Типы почерков (устав, полуустав, скоропись).
Система жанров древнерусской литературы.
Проблема периодизации древнерусской литературы.
ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ (ХI – первая треть ХII вв.)
Культурно-исторические условия формирования древней русской литературы. Христианская и общегосударственная проблематика. Соотношение переводных и оригинальных жанров в литературе. Монументальный историзм как стиль эпохи.
«Поучение» Владимира Мономаха. Состав текста. Образ выдающегося государственного деятеля, идеального князя и воина в произведении. Автобиографическое начало.
«Житие Феодосия Печерского» – преподобническое житие. Средства создания образа святого. Особенности композиция и языка.
«Сказание о Борисе и Глебе» – мученическое житие. Духовно-нравственные и политические идеи произведения. Элементы психологизма. Принципы изображения положительных и отрицательных героев.
Хождение. История и цель создания «Хождения игумена Даниила в святую землю». Автобиографическое начало, реальные события и апокрифические легенды в произведении. Своеобразие языка и стиля.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
(вторая треть ХII – первая треть ХIII вв.)
Формирование новых политических и культурных центров во Владимирско-Суздальском, Галицко-Волынском, Новгородском и других княжествах. Возникновение областных черт в литературе и искусстве и их отражение в киевском, владимирско-суздальском, галицко-волынском и новгородском летописании.
Поучения Кирилла Туровского. Своеобразие торжественно-риторического стиля. Особенности изображения природы («Слово на новую неделю по Пасхе»). Размышления о поэтическом творчестве («О летописцах и песнотворцах»).
«Киево-Печерский патерик». История создания. Патериковые жития. Бытовые зарисовки. Образы монахов.
«Моление» Даниила Заточника». Две редакции «Моления». Центральная тема княжеской власти. Книжные и фольклорные традиции. Сатирические элементы. Образ автора.
«Слово о полку Игореве». История открытия, публикации, изучения, переводов. Проблема подлинности. Особенности изображения исторических лиц и событий. «Слово» и летописный рассказ о походе князя Игоря. Сюжет и композиция произведения. Идейное звучание. Символика. Язык и стиль. Проблема жанра. Гипотезы об авторе «Слова». «Слово» в русской культуре ХVIII–ХХ вв.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ, ИГА И ОБЪЕДИНЕНИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЕЛЬ
(вторая треть ХIII в. – 80-е гг. ХV в.)
Литература второй трети ХIII в. – конца ХIV в. (до Куликовской битвы)
Культурно-исторические условия существования русских земель в первой трети ХIII в. Тема общенародного единства, патриотизма, героизма и Божьей кары в произведениях о монголо-татарском нашествии. ХIII в. – трагический век в русской истории и литературе.
«Повесть о разорении Рязани Батыем». Сюжетно-композиционное и жанровое своеобразие. Изображение защитников Рязани и их врагов. Трагическое и героико-оптимистическое начала в повести.
«Слово о погибели русской земли». Патриотический пафос. Проблема жанровой принадлежности. Стиль.
Агиография. «Житие Александра Невского». Объединение элементов воинской повести и княжеского жития. Идеальный образ святого – воина-героя и государственного деятеля. Своеобразие композиции.
Отражение трагических событий в «Повести об убиении в Орде Михаила Черниговского и боярина его Федора», «Житии Меркурия Смоленского».
Куликовская битва и ее значение для русской истории и общественного сознания. Развитие северо-восточных княжеств. Возвышение Москвы.
«Сказание о Мамаевом побоище». Композиция. Приемы создания образов персонажей.
«Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского». Развитие традиций княжеского жития.
Подъем национального самосознания, литературы и искусства в ХIV–ХV вв. Расширение культурных связей с южнославянскими странами. Идея Киевского наследства. Концепция Д.С. Лихачева о русском Предвозрождении и Возрождении.
Экспрессивно-эмоциональный стиль в русской литературе ХV в., его особенности и значение для дальнейшего развития словесности.
Творчество Епифания Премудрого. Создание стиля «плетения словес». «Житие Стефана Пермского». «Житие Сергия Радонежского». Развитие преподобнического типа жития. Образы главных героев. Композиция. Художественные приемы.
Повести ХV в. Развитие традиций воинской повести.
Легендарно-исторические, беллетристические повести. «Повесть о Вавилонском царстве». «Повесть о Дракуле». «Повесть о новгородском белом клобуке». «Повесть Нестора-Искандера о взятии Царьграда».
Развитие жанра хождений. «Хождение за три моря Афанасия Никитина».
Литература конца ХV–ХVI вв.
Развитие и укрепление русского централизованного государства. Возникновение теории «Москва – третий Рим» и ее отражение в литературных памятниках.
Проблемы веры, власти, роли служилого дворянства, боярской знати и низших сословий в обществе в публицистических произведениях Максима Грека, Ивана Пересветова, Ермолая-Еразма.
Публицистические послания Ивана Грозного. Идейно-политическая и литературная полемика с князем Андреем Курбским. Своеобразие композиции и стиля.
Обобщающие литературно-государственные памятники. Концепция Д.С. Лихачева о месте литературы ХVI в. в истории отечественной словесности. Эпоха второго монументализма. «Стоглав». Великие Минеи Четьи митрополита Макария. Историческое летописание. «Степенная книга». «Домострой».
Жанровый синтез в «Истории о Казанском царстве». Система образов.
«Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма. Объединение традиций жития и сказочно-беллетристической повести. Сюжет и композиция. Система образов. Художественные средства создания образов героев.
Начало книгопечатания на Руси. Иван Федоров и его деятельность. Первые печатные книги.
ХVII в. – «бунташный» век в русской истории, век раскола и смуты.
Исторические условия существования Московского царства в первой половине столетия. Отражение времени Смуты и борьбы с польско-шведской интервенцией в литературе. Идейное, жанровое и стилистическое своеобразие произведений «смутного времени». Использование традиций фольклора, деловой письменности и публицистики («Повесть 1606 года», «Повесть о видении некоему мужу духовну»). Идейное содержание и своеобразие жанра «Новой повести о преславном Российском царстве».
Зарождение досиллабического виршевого стихотворства
Эволюция традиционного житийного жанрового канона. Житийно-биографические повести. «Повесть о Юлиании Лазаревской».
Новые черты в литературе второй половины ХVII в. Развитие связей с Западной Европой. Появление новых видов и жанров. Проблема барокко в русской литературе. Церковная реформа и раскол русской церкви. Возникновение старообрядческой литературы.
Творчество протопопа Аввакума. Идейное и художественное своеобразие «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного». Автобиографичность и публицистическая направленность.
Сатирические повести. «Повесть о Ерше Ершовиче». Традиции фольклора.
Человек и его судьба в социально-бытовых и авантюрных повестях. Традиции фольклора и переводной литературы. «Повесть о Горе-Злосчастии». «Повесть о Савве Грудцыне». «Повесть о Фроле Скобееве».
Силлабическое стихотворство. Творчество Симеона Полоцкого. Черты барокко в панегирических и дидактических виршах. Творчество Кариона Истомина и Сильвестра Медведева.
Возникновение придворного театра. Репертуар и социально-историческое значение. Школьные драмы. «Юдифь». «Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого.
Итоги развития древнерусской словесности и ее значение для истории отечественной литературы. Сюжеты, идеи, образы древнерусской литературы в русском искусстве нового и новейшего времени.
«Повесть временных лет» (о расселении славянских племен, о путешествии апостола Андрея, об основании Киева, о призвании варягов на Русь, месть Ольги древлянам, крещение Руси, об ослеплении Василька Теребовльского). «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Сказание о Борисе и Глебе. Житие Феодосия Печерского. Поучение Владимира Мономаха. «Хождение» игумена Даниила. «Моление» Даниила Заточника. Слово о полку Игореве (Дополнительно к прозаическому переводу на современный русский язык – поэтический перевод Д. Заболоцкого). Повесть о разорении Рязани Батыем 1237 г. Слово о погибели русской земли. Житие Александра Невского. Задонщина. Житие Стефана Пермского. Житие Сергия Радонежского. Хождение за три моря Афанасия Никитина. Повесть о Дракуле. Домострой. Послания Ивана Грозного. Повесть о Петре и Февронии. Повесть о Горе-Злосчастии. Повесть о Савве Грудцыне. Повесть о Фроле Скобееве. Житие протопопа Аввакума… Вирши и «Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого.
История русской литературы ХI–ХVII вв. / Под ред. Д.С. Лихачева. – М., 1985.
Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Под ред. В.В. Кускова. – М., 1994.
Древнерусская литература: Хрестоматия / Сост. Н.И. Прокофьев. – М., 1988.
Литература Древней Руси: Хрестоматия / Сост. Л.А. Дмитриев. – М., 1990.
Хрестоматия по древнерусской литературе: Учеб. пос. для вузов / Сост. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. – М., 1987.
Древнерусская литература: Книга для чтения. – М., 1993.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЖУРНАЛИСТИКА ХVIII века
Цель курса – изучение основных особенностей литературно-общественного движения ХVIII в.: формирование «новой» русской литературы, ее связь с общественной жизнью и идеями Просвещения; классицизм и сентиментализм как творческие методы и литературные направления; развитие ранней русской журналистики в тесной связи с литературой и публицистикой, с распространением просветительских идеалов, формированием нового типа общественного сознания.
Общая характеристика русской литературы и журналистики ХVIII в. Своеобразие экономических и социально-политических отношений в Российской империи в ХVIII в. Формирование новой русской литературы как составная часть процесса становления русской нации. Основные черты новой литературы в сравнении со средневековой словесностью. Значение традиций национальной и мировой культуры.
ХVIII в. – эпоха Просвещения. Просветительская идеология. Идеи внесословной ценности личности, «естественного равенства», просвещенной монархии и их отражение в литературе и журналистике. Новая концепция личности. Гуманистический пафос литературы и идеи государственности.
Основные закономерности общественно-политического и историко-литературного развития. Классицизм и сентиментализм. Вопрос о русском просветительском реализме и предромантизме.
Литература как средство воспитания и формирования общественного мнения. Культ служения отечеству и гражданской добродетели. Крестьянский вопрос в литературе и журнальной публицистике. Отражение в литературе и журналистике основных проблем и конфликтов времени. Русские писатели – просветители и их роль в развитии философской, социальной и общественной мысли, в становлении русской журнальной публицистики.
Проблема периодизации литературного процесса и ранней русской журналистики.
Журналистика и публицистика. Сочинения политического и исторического характера. Пропаганда новых моральных и бытовых норм в «прикладной» литературе («Юности честное зерцало»).
Переходный характер литературы. Совмещение традиций фольклора, древнерусской литературы, европейского барокко. Пестрота и неупорядоченность литературы в идейном, жанровом, стилистическом отношениях. Рукописная литература. Особенности взаимодействия литературы и фольклора. Неоднозначность оценки личности и деятельности Петра Первого в произведениях устного народного творчества.
Прокопович – государственный и церковный деятель, сподвижник Петра I поэт публицист и педагог. Слова и речи Прокоповича. Панегирическая и патриотическая поэзия. Трагедокомедия «Владимир» и традиции школьной драматургии. Учебно-теоретические труды «Поэтика» и «Риторика».
Общественно-политические и эстетические позиции. Энциклопедизм знаний и интересов. Кантемир – основатель жанра русской стихотворной сатиры. Теория и история жанра сатиры. Сатиры Кантемира (1, 2, 7), их просветительская направленность, особенности композиции, языка, своеобразие выражения авторской позиции. Авторские примечания к сатирам.
Переводы Кантемира. Слог Кантемира. Живая речь, простота, обращение к фольклору. Кантемир и проблемы стихосложения.
Связь творчества Кантемира с сатирическим направлением в русской литературе.
Оригинальное художественное творчество (первые «правильные» оды, эпистолы, любовная лирика, басни). Особенности поэтического языка и стиля. Переводы и переложения («Езда в остров любви», «Тилемахида»).
Теоретические трактаты. «Рассуждения…» об оде и о героической поэме. «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» и реформа стихосложения.
Полемика с М.В. Ломоносовым и А.П. Сумароковым.
Жизнь и творчество. Государственно-общественная и научно-просветительская деятельность.
Оды – основной жанр поэзии Ломоносова, их лирико-публицистический характер и просветительская направленность. Тематическое многообразие. Композиция. Высокая риторика. Изобразительно-выразительные средства. «Ода на день восшествия… 1747 г.».
Научно-философская поэзия. «Утреннее размышление о Божием величестве». «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». «Письмо о пользе стекла». Лирический восторг и размышления ученого. Своеобразие композиции.
Образ Петра Первого в творчестве Ломоносова. Историко-героическая поэма «Петр Великий».
Размышления о назначении поэзии и месте поэта в мире. Философия жизни и эстетический идеал Ломоносова. «Разговор с Анакреоном».
Научно-филологические труды. Теория и практика нового российского стихотворства («Письмо о правилах российского стихотворства»). Теория «трех штилей» («Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»).
Журналистика 30–50-х гг.
Периодическая печать. «Санкт-Петербургские ведомости» и «Примечания» к ним. Содержание и структура. Участие М.В. Ломоносова в подготовке газеты и «Примечаниях». «Московские ведомости».
М.В. Ломоносов и научная журналистика. «Ежемесячные сочинения». «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» Ломоносова. История публикации. Требования к общественно-моральным качествам журналистов.
А.П. Сумароков (1717–1777)
Социально-политические и эстетические взгляды. Активность жизненной и творческой позиции.
Драматургия. Создание национального театрального репертуара. Классическая высокая трагедия. Национально-историческая тематика. Идеи просвещенной монархии. Своеобразие конфликта и системы образов. «Дмитрий Самозванец». Развитие комедии. Элементы «слезной драмы» («Опекун»). Интерес к нравоописанию («Рогоносец по воображению»).
Поэзия Сумарокова. Идейно-художественное своеобразие стихотворных сатир, басен, песен.
«Трудолюбивая пчела» А.П. Сумарокова. Направление. Участники. Крестьянский вопрос на страницах издания. Рассуждения о правах и обязанностях дворянства.
История издания журнала «Праздное время, в пользу употребленное».
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХVIII в.
(«ВЕК ЕКАТЕРИНЫ»)
Сложность общественно-литературного развития. Социально-экономическое состояние русского общества. Либерализация монархии. Крестьянская война. Великая французская революция. Их влияние на русскую литературу и журналистику. Вопрос о масонстве в русской жизни и культуре.
Эволюция классицизма, становление сентиментализма, зарождение предромантизма, первые реалистические тенденции.
Общественно-литературный подъем в начале царствования Екатерины II. Работа комиссии по составлению нового Уложения. Позиция официальных кругов, литературная и журналистская деятельность императрицы.
Литературные и научно-практические издания Московского университета 1760-х гг.
Сатирические петербургские журналы 1769 г. «Всякая всячина». Журналы Н.И. Новикова. Журнальная полемика. Жанровые формы журнальной сатиры.
Поэты «сумароковской» школы (М.М. Херасков, И.Ф. Богданович, В.И. Майков и др.). «Львовский» кружок (Н.А. Львов, В.В. Капнист, Г.Р. Державин). Становление легкой поэзии. Развитие жанра поэмы (национально-историческая, ирои-комическая, сказочная).
Сентиментальные и предромантические тенденции в лирике. Значение художественных открытий поэтов ХVIII в. для русской поэзии.
«Древняя русская литература»; «Русская литература и журналистика XVIII века» – д-р филол наук, проф. Л. В. Овчинникова
14 12 2014
7 стр.
Общая характеристика литературы Средних веков. Периодизация. Факторы формирования и основные направления. Роль церкви в формировании средневековой литературы
25 12 2014
1 стр.
Предметом курса является история мировой литературы от античности до XX века включительно. Понятие "мировая литература" в данном курсе не включает в себя литературы Востока, а такж
08 10 2014
4 стр.
«История», а также программ курса «Новейшая история зарубежных стран. XX в.» для 9 класса, курса «История России XX век» Загладина Н. В. для 9 класса общеобразовательных учреждений
13 10 2014
3 стр.
Есин Борис Иванович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного униве
08 10 2014
3 стр.
Программа курса «История зарубежной журналистики». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2005. – 28 с
13 10 2014
1 стр.
Отечества. Одним из конкретных появлений такого подхода стало включение в школьные программы по отечественной истории регионального компонента, т е истории родного края
10 09 2014
1 стр.
Ббк дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры» рекомендован кафедрой новой и новейшей истории Сибайского института (филиала) Башкирско
10 10 2014
3 стр.