ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет: юридический
Кафедра: новой и новейшей истории
Утверждено
на заседании кафедры
новой и новейшей истории
Протокол № 2 от 24.09.2010.
И.о. зав. кафедрой: Ярмуллина А.З.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине
“История мировой и отечественной культуры”
ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 03.04.01 – “ИСТОРИЯ”
Форма обучения: очная
Сроки обучения: III- IV семестры
Учебно-методический комплекс
разработала:
к.и.н., ст.пр. ______________
Ярмуллина А.З.
Сибай-2010
УДК Учебно-методический комплекс для студентов II курса
ББК дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры» рекомендован кафедрой новой и новейшей истории Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета.
(Протокол №1 от 27 августа 2010 г.)
Рецензент:
Вильданов У.С., д.фил. н., профессор
История мировой и отечественной культуры. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 – «История». – Сибай: РИЦ СИБашГУ, 2010. - ___ с.
Предназначен преподавателям, ведущим данный курс, студентам вузов, обучающихся по данной специальности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
«ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»………………………….…………..…………………............41
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В учебном процессе СИ (филиал) БашГУ при подготовке специалистов, отвечающих современным требованиям, существенная роль отводится гуманитарному образованию студентов, формированию у них научного мировоззрения, сочетанию фундаментальной научной и специальной подготовки с духовным, художественно-эстетическим и нравственным воспитанием. Эти задачи совместно с другими дисциплинами гуманитарного цикла призван решать курс “История мировой и отечественной культуры”.
История культуры выступает важным компонентом того обобщающего уровня знаний, который создает условия для формирования образованной, всесторонне развитой личности, способной свободно ориентироваться в современном мировом социокультурном пространстве и позволяет соотнести духовные традиции предков с личным опытом.
Цель курса “История мировой и отечественной культуры” состоит в том, чтобы познакомить студентов с генезисом и основными этапами развития культуры человечества с древнейших времен до настоящего времени.
Основными задачами курса являются:
- постижение истории и культуры мировой цивилизации и своей Родины;
- заполнение пробелов общекультурной подготовки студентов, прежде всего в том, что касается исторических, этических и эстетических знаний;
- уяснение общих закономерностей развития культуры и специфики ее проявления в разные исторические эпохи и в разных регионах нашей планеты;
- формирование у студентов учебного научного творчества, потребности заниматься дальнейшим самообразованием.
В результате изучения курса “История мировой и отечественной культуры” студенты должны:
- усвоить предмет истории культуры как науки и учебной дисциплины, ее основы, методы;
- уметь организовать свой интеллектуальный труд с учетом методической специфики гуманитарного знания;
- представлять, как развивалась история мировой цивилизации;
- знать, какова событийная сторона историко-культурного процесса, уметь разбираться в различиях между ценностями отдельных цивилизаций, эпох;
- уяснить, какова роль России в контексте мировой истории культуры;
- самостоятельно разбираться в стилях и направлениях искусства, правильно соотносить их с конкретной историко-культурной эпохой;
- научиться уважительно относиться к обычаям и традициям различных народов, одновременно почитая наследие своей собственной отечественной культуры.
Теоретические знания и практические навыки, полученные в учебном процессе при изучении данного курса, могут быть использованы на двух уровнях - личностном и в рамках свободных творческих союзов. Свое конкретное выражение это может проявить в поведении человека, ориентированном на представления о культурной, интеллигентной и образованной личности, а также в процессе непосредственного творчества, сохранении старых книг, восстановлении храмов, бережном отношении к памятникам истории и культуры, организации выставок и т.д.
ПРОГРАММА КУРСА
Предмет и методы исследования истории культуры
Культура как объект исторического исследования, ее особенности. Культура как исторически накопленный духовный опыт человечества, ее материальные и идеальные формы выражения.
История культуры как самостоятельная дисциплина, ее связь с другими научными дисциплинами. История культуры как процесс соотношения хронологических и типологических подходов к истории культуры. Основные подходы и методы в исследовании истории культуры.
Культура первобытного общества
Первобытная культура как фундамент истории культуры. Происхождение и ранние формы культуры. Особенности духовной жизни древнего человека. Происхождение древних верований. Возникновение искусства.
Культура Двуречья и Древнего Египта.
Географические условия складывания. Шумер. Аккад. Вавилон. Сирия. Палестина. Ассирия. Этапы истории. Религия и политическая организация. Письменность и литература. Законы Хаммурапи. Памятники архитектуры. Занятия и образ жизни людей. Мировое значение культурного наследия Двуречья.
Природные условия формирования. Основные этапы историко-культурного процесса. Деспотическая форма общественного правления, обожествление власти фараона. Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Статичность и символичность изобразительного искусства. Отражение религиозных представлений в памятниках литературы. Литература светского содержания.
Культура Древней Индии, Китая и Японии.
Характеристика протоиндийской цивилизации. Ведический период в истории древней Индии. «Веды» как источник научного знания о социальной структуре и идеологических представлениях индоарийского общества. Ведический пантеон.
Идеология брахманизма. Брахманство – носитель религиозно-этических функций. Идеологические истоки индуизма Учение о карме. Мифология и ритуал.
Буддизм: буддийский канон, его структура и содержание, «четыре благородные истины» как основа догматики. Развитие идей буддизма в художественной культуре Индии.
Происхождение и основные этапы развития китайской цивилизации. Формирование религиозных представлений, их отражение в священных книгах Древнего Китая. Практический характер древнекитайской мифологии. Культ предков и разработка идей загробной жизни.
Конфуцианство – этико-философское учение с элементами религии. Даосизм – религиозно-философское учение. Роль и место конфуцианства и даосизма в духовной жизни китайского общества. Китайская письменная культура: происхождение, специфика, жанровое разнообразие. Китайское искусство: происхождение, особенности.
Культура Японии. Основные черты развития. Синтоизм – политеистическая религиозная система Японии. Дзэн-буддизм и его влияние на культуру Японии. Создание самобытной письменности. Поэзия и нравоописательные романы. Формирование самурайской этики, ее влияние на нравы и культуру Японии. Развитие живописи и архитектуры, эстетика бытового поведения.
Античная культура.
Зарождение и расцвет культуры греческих полисов. Важнейшие достижения в области философии, естествознания и истории. Основные черты древнегреческого искусства. Архитектура, эпос, скульптура, театр как ведущие виды античного искусства. Теория эстетического воспитания. Кризис древнегреческой культуры в эпоху Александра Македонского. Эллинистическая культура и ее особенности.
Становление цивилизации на Аппенинском полуострове. Этруски и особенности их образа жизни и культуры. Основание Рима и особенности развития культуры в республиканском Риме. Культура и искусство императорского Рима, тождество и различие в отношении к древнегреческой традиции. Римское право в системе духовных ценностей древнеримской культуры. Риторическое искусство. Особенности времяпровождения и быт древних римлян. Кризис римской культуры . Проблема культурно-исторического наследия: античность и современность.
Культура стран Передней Азии и Малой Азии
Особенности географического положения и предпосылки формирования. Сирия: город Эбла – древнейший очаг культуры. Финикия: расцвет городов, торговля и морские путешествия, важнейшие изобретения.
Палестина: «обетованная земля» древних евреев. Иудаизм – первая развитая монотеистическая религия. Основные элементы иудаизма, центральная доктрина. Библия: Ветхий Завет. История создания и переводов. Состав. Связь образов и идей Ветхого завета с образами и идеями других религий Древнего Востока. Ветхозаветные сюжеты в изобразительном искусстве Европы.
Древний Иран: появление зороастризма. Основы и нравственные требования зороастризма. Влияние его идей на более поздние религиозные представления.
Арабо-мусульманская культура.
Доисламская Аравия: религиозные представления, устная поэзия. Возникновение ислама. Основы вероучения. Шариат – система мусульманского права. Коран – священная книга мусульман. Основные направления в исламе. Распространение ислама и образование Арабского государства. Освоение арабами наследия античной культуры. Культура Арабского халифата.
Достижения арабов в области точного и естественнонаучного знания, философии, архитектуре и строительстве, литературе. Влияние ислама на художественную культуру и бытовое поведение людей.
Христианский мир
Возникновение и ранние формы христианства в Иудее, Египте, Риме. Основы вероучения. Культ и морально-этические нормы христианства. Библия – культурно-исторический памятник.
Раздел Рима на Запад и Восток, возникновение Византии. Мифология, христианство и греко-римские традиции в Византии. Византия и Западная Европа, раскол христианской церкви и образование православия. Искусство Византии.
Культура западноевропейского средневековья.
Географические и временные рамки. Основные черты средневековой культуры. Религия как главенствующий компонент духовной жизни средневекового общества. Канон, символ, аллегория как важные средства выразительности искусства. Клерикальная литература. Готика как символ средневековой культуры. Литургическое действо как синтез искусств. Влияние на европейскую культуру крестовых походов и реформации. Народная культура.
Значение средневековой культуры в мировом историческом процессе.
Культура средневекового Востока и Африки.
Средневековый Китай. Культурный расцвет. Развитие просвещения, расцвет философской мысли, открытия в области естественнонаучного знания.
Культура Индии в средние века. Индуизм – традиционная религия Индии, его влияние на средневековую индийскую культуру. Сословная структура индийского общества. Мусульманские завоевания и их влияние на культуру Индии.
История африканских культур с эпохи Великих географических открытий (XVв.) до середины XIX в. Страны Бенинского залива и Верхней Гвинеи с начала II тыс. н.э. до XIX в.: культуры Бенина, Ифэ и Дагомеи. Империя Конго.
Культура доколумбовой Америки.
Заселение Америки. Образ жизни индейцев, находившихся на родоплеменной стадии развития общества. Основные очаги цивилизаций. Цивилизации майя, ацтеков, инков. Материальная культура и технология, представления о мире. Искусство.
Культура эпохи Возрождения.
Возрождение как величайший переворот в развитии мировой культуры. Специфические черты возрожденческой культуры. Итальянское Возрождение, французский Ренессанс, немецкая Реформация, северное Возрождение. Раннее Возрождение, высокое Возрождение, позднее Возрождение или кризис гуманизма. Эпоха Возрождения как сложное, противоречивое и неоднозначное явление в истории мировой культуры.
Западноевропейская культура XVII ─ XVIII вв.
Искусство нового времени: стили и жанры. Секуляризация искусства. Искусство XYII – XYIII веков: барокко, классицизм, реализм, рококо, сентиментализм, ампир. Проявление этих стилевых направлений в литературе, музыке, живописи, архитектуре. Искусство XIX – начала XX веков: романтизм, реализм, импрессионизм, символизм, модерн и др. Кризисные проявления духовного развития.
Культура эпохи абсолютизма. Барокко. Классицизм и реализм. Материальная культура и образ жизни. Новые научные центры. Технические новации. Открытия и изобретения.
Эпоха Просвещения. Главные ценности эпохи Просвещения. Особенности Просвещения в странах Европы. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII в.
Культура новейшего времени.
Новейшее время как культурно-историческая эпоха. Интернационализация культуры. Постмодернизм. Элитарные и неэлитарные тенденции в развитии культуры новейшего времени. Массовая культура, ее сущность и особенности.
Кризис культуры. Научно-технический прогресс – важнейшая проблема современности. Экология культуры.
Развитие науки и искусства в эпоху новейшего времени. Религиозная ситуация.
Культура США.
Возникновение американской цивилизации. Верования и убеждения американцев. Образование и наука. Массовая художественная культура. Архитектура. Скульптура. Живопись. Литература. Театр. Музыкальная культура.
Язычество Древней Руси. Принятие христианства в качестве государственной религии. Христианизация населения. Двоеверие и особый характер историко-культурного процесса. Борьба православной церкви с язычеством, народный вариант православия.
Особенности рецепции византийской культуры в Древней Руси. Отсутствие оппозиции духовной и светской традиций. Переводная литература, фонд литературных памятников Slavia Orthodoxa. Проблема грамотности населения. Берестяные грамоты. Глаголица и кириллица. Характеристика ранних датированных рукописей, хранящихся в российских книгохранилищах.
Памятники древнерусской литературы Киевского периода: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Иллариона, Поучение Владимира Мономаха, Киево-Печерский патерик. Эстетическое сознание Древней Руси.
Предвозрождение или православное Возрождение? Византия и Русь. Исихазм и русская культура конца XIV-XV вв., его проявление в творчестве и мировоззрении Феофана Грека и Андрея Рублева. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV веков.
Ортодоксия и еретизм. Ереси «стригольников» и «жидовствующих» как общественные движения. Идейная борьба внутри церкви: Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Круг чтения населения Древней Руси в конце XIV – XV вв.
Отечественная культура XVI в.
Становление концепции «Третий Рим»: исторические условия возникновения концепции, первоначальное содержание идеи «Третьего Рима» в историко-литературном, эсхатологическом, церковно-политическом контексте, эволюция идеи в памятниках XVII века. Проблема особого отношения к носителю верховной власти на Руси. Максим Грек в России.
Творческое наследие Максима Грека и его влияние на развитие русской культуры. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий – два направления развития русской церкви. Победа «иосифлян».
Унификационные культурные мероприятия XVI века: Четьи-Минеи митрополита Макария, Лицевой летописный свод, Степенная книга, Домострой. Начало русского книгопечатания. Азбуковники. Иконописный подлинник. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского в контексте общественной мысли Древней Руси.
Москва и Европа в XVI–XVII вв.; процесс европеизации русской культуры. Кризис традиций Slavia Orthodoxa. Трансформация церковной культуры: русское православие и украинско-белорусская ученость. Отношение к «литовским» книгам в первой половине XVII в. Московские издания сборника «Кирилловой книги» (1644), «Книги о вере» (1648) и Грамматики Мелетия Смотрицкого (1648). Реформы патриарха Никона и раскол в русской православной церкви: традиционалисты и новообрядцы, оформление идеологии старообрядчества. Борьба идей в официальной церкви: «латинствующие» и «грекофилы». Новаторские тенденции в развитии русской литературы: поэзия, драматургия, проза.
Размежевание духовной и светской культуры. Деление культуры на элитарную (придворную) и демократическую. Роль Риторик в литературном процессе переходного периода.
Проблема русского барокко. Беллетристика переходного периода – переводные и оригинальные литературные произведения. Русский театр: первые пьесы и спектакли. Русская публицистика XVII века. Историография переходного периода: «Синопсис», «Скифская история» А. Лызлова.
Культурные реформы в системе преобразований Петра I. Основание Петербурга - культурно-исторический феномен, декларативно знаменующий направление реформаторской деятельности Петра I как сознательный отказ от опоры на национальные традиции.
Процесс секуляризации русской культуры. Оформление идеологии русского абсолютизма. Феофан Прокопович как идеолог, публицист, драматург, поэт и теоретик литературы. Литературная культура Петровской эпохи. Литературная политика Петра I и переводная литература. Петр I и формирование русского литературного языка.
Особенности русского классицизма. А. Кантемир, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов как представители классицизма, их роль в развитии русской литературы и культуры Нового времени. Диалог В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова о путях формирования русского литературного языка, обсуждение вопросов стихосложения. Первая светская Риторика. А. П. Сумароков и его вклад в развитие теории и практики русского классицизма. Русский театр.
Эпоха Просвещения. Русское просветительство и его своеобразие. Денис Фонвизин как типичный представитель русского просветительского реализма. Жизненный и творческий путь Д. Фонвизина. Драматические, публицистические и мемуарные произведения Д. Фонвизина, переводческая деятельность. Значение творчества Д. Фонвизина в развитии русской культуры. А. Н. Радищев – представитель дворянской революционности XVIII века.
Идейно-политическое и культурно-историческое значение произведения А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
Особенности культурной жизни в России в первой четверти XIX в. Реформа системы образования в начале XIX в., новый Цензурный устав, новый Университетский устав. Заключительный этап формирования русского литературного языка: споры карамзинистов и шишковистов. Литературно-общественные объединения: «Вольное общество российской словесности», «Арзамас». Первые тайные декабристские организации в России. Эволюция
политических программ: от идей просветительства к революционной идеологии. Начало философского осмысления судеб России: Философия Шеллинга в России. «Общество любомудрия» как альтернатива идеологии декабризма. Восстание 14 декабря 1825 г., его политические и идеологические последствия. Особенности эпохи правления императора Николая I.
Ужесточение цензуры. Создание III отделения Собственной Е. И. В. канцелярии. Политика и литература. Творческая биография А. С. Пушкина. А. С. Пушкин как историк.
«Философические письма» П. Я. Чаадаева в культурно-историческом контексте эпохи. Формирование и утверждение «западнических» идей. Славянофилы и западники. Роль А. И. Герцена в формировании революционно-демократической идеологии «шестидесятников». Революционные демократы. Социально-утопические взгляды Н. Г. Чернышевского, их специфика и отражение в романе «Что делать?». Особенности идейно-политических взглядов Д. И. Писарева. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Русский революционный демократизм» и «русский либерализм» в XIX в.
Русский европеец как явление культуры. Процесс демократизации русской культуры в XIX в.: «Натуральная школа» в русской литературе XIX в., утверждение принципа народности в музыкальном искусстве («Могучая кучка»), в живописи («Передвижники»).
Творчество Ф. М. Достоевского. Идейно-политические взгляды писателя. О монархизме Ф. М. Достоевского. Общественная позиция Л. Н. Толстого и его религиозно - этические взгляды. Особенности историко-философской концепции Л. Н. Толстого. Роль Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого в развитии мировой культуры.
Становление советской культуры.
Новый подход к изучению советской культуры – модель двух тенденций (демократической и тоталитарной) как метод познания культурных противоречий. Российское культурное наследие – опыт дореволюционного развития. Февральская революция 1917 г. как начало новой эпохи в развитии культуры. Октябрьская революция как начало социалистической «культурной революции». Характеристика основных принципов и методов осуществления большевистской культурной политики. Начальная фаза формирования советского типа культуры.
Переход к нэпу и культура. Положение в сфере культуры в начале 1920-х гг. «Философский пароход» – трагедия российской интеллигенции. Борьба с «церковной контрреволюцией».
Общее образование – строительство новой школы. Периодизация первого советского десятилетия, особенности отдельных этапов.
Советская массовая культура (внешкольное просвещение). Идеологическая функция массовой культуры. Высшее образование и наука. Значение дореволюционного опыта. Взаимоотношения ученых и власти как характеристика большевистской политики в отношении интеллигенции.
Положение религии и церковный раскол. Антирелигиозная пропаганда в массах. Новые политические и идеологические условия развития культуры периода реконструкции народного хозяйства. Решающий этап «культурной революции» как часть построения «сталинского социализма». Мобилизационный характер использования культурных средств в интересах политики. Перестройка системы управления культурой, осуществление прямого партийного руководства.
Особенности развития основных отраслей культуры. Роль науки в укреплении военного потенциала СССР. Положение общественных наук, их идеологизация. Художественная культура. Перестройка художественных союзов на основе консолидации и подчинения политическому режиму. Искусство как средство идеологического воздействия.
Особенности развития отдельных отраслей: литературы, изобразительного искусства, театра, кино.
Массовое просвещение, его виды и методы. Формирование общественного сознания с помощью пропагандистских средств. «Новый человек» как результат культурной революции, его противоречивая сущность. Культурный уровень масс накануне и в годы Великой Отечественной войны.
10 10 2014
3 стр.
15 09 2014
1 стр.
25 12 2014
4 стр.
25 12 2014
1 стр.
16 12 2014
7 стр.
11 09 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.
02 09 2014
3 стр.