Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ И ЭКОЛОГИИ


Т.В. ПОПОВА

УЧЕБНЫЕ ПОЛЕВЫЕ ПРАКТИКИ

Учебно-методический комплекс

для студентов 2 курса специальности «Природопользование»

Тюменский государственный университет

2009


Попова Т.В. Учебные полевые практики. Учебно-методический комплекс по учебным полевым практикам по дисциплинам «Почвоведение», «Ландшафтоведение», «Биогеография» для студентов 2 курса специальности «Природопользование». ТюмГУ, Тюмень, 2009.

УМК предназначено для студентов специальностей География для оказания методической помощи студентам и преподавателям в организации и проведении учебной практики по дисциплинам «Почвоведение», «Биогеография», «Ландшафтоведение», предусмотренным Государственным образовательным стандартом о высшем профессиональном образовании.

УМК составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальностям Природопользование.

УМК опубликовано на сайте Тюменского государственного университета. Режим доступа https://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к электронному изданию Учебно-методической комиссией эколого-географического факультета ТюмГУ. Утверждено учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.В.Жеребятьева


© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009

© Т.В. Попова, 2009
1 ВВЕДЕНИЕ.

Учебная практика по дисциплинам «Почвоведение», «Биогеография», «Ландшафтоведение» проводится в летний период в 4 семестре. Продолжительность практики – 2 недели (12 рабочих дней). Практика входит в число практик, рекомендованных Учебно-методическим объединением по высшему университетскому образованию для профессиональной подготовки студентов специальности «Природопользование». Для выполнения заданий практики и подготовки отчета студенты разбиваются на бригады по 6 – 10 человек. По окончании практики студенты сдают отчет.



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ ПО ПОЧВОВЕДЕНИЮ,

Цель практики по почвоведению: научить студентов-географов методам полевого исследования почвенного покрова как элемента ландшафта.

Задачи практики:

1. Научить студентов выбирать наиболее характерные точки на почвенно-геоморфологическом профиле.

2. Научить выполнять и описывать почвенные разрезы, брать почвенные образцы.

3. Научить диагностировать почвы.

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ






Тема занятий

Кол-во часов

1.

Выбор места для наложения почвенных разрезов. Глазомерная съемка

8

2.

Подготовка почвенных разрезов и описание почвенных разрезов на типовых бланках

24

3.

Диагностика и классификация изучаемых почв с указанием полного названия почвы; тип, подтип, вид, разновидность. Взятие смешанных и индивидуальных образцов почвы.

8

4.

Составление схематической почвенной карты исследуемого района с нанесением границ почвенных контуров, индексов почв, номера и места заложения разрезов и указанием выходных данных карты

8

4.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ.



  1. Выбор места для наложения почвенных разрезов и полуразрезов в характерных точках почвенно-геоморфологического профиля.

  2. Глазомерная съемка с фиксацией на абрисе характера растительности; видов угодий, дорожной и гидрографической сети, основных ориентиров и т. д.

3. Подготовка почвенных разрезов глубиной 1,5-2 м. (до почвообразующей породы), длиной 1,5-2 м- И шириной 0,7-0,8 м.

4. Описание почвенных разрезов на типовых бланках с указанием номера разреза, даты, кем сделано описание (номер и состав бригады, группа, курс), местоположение разреза (область район, ближайший населенный пункт); привязка разреза, рельеф (мезо- и микрорельеф, растительность, формаций, тип леса, болота, степи, проективное покрытие и т. п.), материнская порода, глубина появления грунтовой воды, глубина и характер вскипания от действия 10% соляной кислоты. Описание генетических горизонтов и подгоризонтов по морфологическим признакам.

5. Диагностика и классификация изучаемых почв с указанием полного названия почвы; тип, подтип, вид, разновидность.


  1. Взятие смешанных и индивидуальных образцов почвы и их этикетирование.

  2. После окончания работ разрез закапывается послойно.

  3. Составление схематической почвенной карты исследуемого района с нанесением границ почвенных контуров, индексов почв, номера и места заложения разрезов и указанием выходных данных карты: название, масштаб, время выполнения, условные знаки, кем выполнена.

9. Взятие почвенных монолитов.

Полевая практика выполняется академической группой, которая разбивается на бригады в составе 5-6 человек. Началу работы в поле предшествует инструктаж по технике безопасности.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ ПО ПРАКТИКЕ

В составлении и оформлении отчета принимают участие все члены бригады. Каждая бригада сдает самостоятельный отчет, соответствующий полученному от преподавателя заданию.

Отчет по учебным практикам оформляется по плану:

1. Характеристика географического положения,

2. Анализ условий почвообразования,

3. Описание почвенных разрезов по установленному плану,

4. Заключение.

5. Бригадная почвенная карта и почвенно-геоморфологический профиль.

Отчет должен включать схемы, рисунки, таблицы, фотографии, иллюстрирующие и дополняющие текстовой материал, журнал полевой практики. Карты каждой бригадой защищаются на зачете.

7. Оформление и защита отчета.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

По окончанию практики каждая бригада сдает зачет преподавателю по проделанной работе. На зачете необходимо представить полностью выполненный и оформленный в соответствии с требованиями отчет. Каждый студент бригады должен полностью владеть методологией проведенных полевых исследований, знать содержание и порядок выполнения работ, результаты проведенных исследований. В совершенстве владеть специальной терминологией. Выше причисленные знания определяются преподавателем в ходе устного собеседования с бригадой. По результатам зачета преподаватель оценивает уровень знаний и практических навыков студентов по двухбалльной шкале «зачет» - «незачет».

ЛИТЕРАТУРА

1. Добровольский В.В. География почв с основами почвоведения. М.: МГУ, 2007.

2. Цех В. Почвы Мира. Атлас: учеб. пособие для студ. Вузов/В.Цех, Г. Хинтермайер- Эрхард: пер. с нем. Е.В. Дубравиной; под ред. Б.Ф. Апарина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ ПО ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЮ

Цель практики по ландшафтоведению - научить студентов-географов методам полевого исследования ландшафтов.

Задачи практики:

1. Закрепить теоретические знания студентов по ландшафтоведению;

2. Овладеть методикой выделения на местности и крупномасштабного картографирования ПТК, образующих морфологическую структуру ландшафта (фаций, урочищ);


  1. Изучить характер межкомпонентных связей путем профилирования;

  2. Проследить характер антропогенных изменений ПТК

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ




Тема занятий

Кол-во часов

1.

Глазомерная съемка выбранного участка и установление границ ПТК. Выбор направления ландшафтного профилирования и точек для комплексного описания природы.

8

2.

Глазомерная съемка выбранного участка и установление границ ПТК. Выбор направления ландшафтного профилирования и точек для комплексного описания природы.

8

3.

Диагностика и классификация изучаемых почв с указанием полного названия почвы; тип, подтип, вид, разновидность. Взятие смешанных и индивидуальных образцов почвы и их этикетирование.

16




4.

Комплексное описание точек на линии ландшафтного профиля в полевом дневнике по стандартному плану на типовых бланках

8

5.

Установление характера антропогенного использования ПТК

8

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ:

Полевая практика выполняется академической группой, которая разбивается на бригады в составе 5-6 человек. Началу работы в поле предшествует инструктаж по технике безопасности. Затем проводится :

1. Выбор места для проведения ландшафтной съемки и сбора материалов с целью установления ПТК.

2. Глазомерная съемка выбранного участка и установление границ ПТК. Выбор направления ландшафтного профилирования и точек для комплексного описания природы.


  1. Комплексное описание точек на линии ландшафтного профиля в

полевом дневнике по стандартному плану на типовых бланках с указанием номера точки, даты, кем сделано, описание (состав и номер бригады, группа, курс), местоположение точек на элементах и формах рельефа, адрес (область, район, привязка точки к ближайшему населенному пункту или другим объектам).

План описания:

а) геологическое строение с указанием поверхностной горной породы, его главных свойств (цвет, структура, минералогический состав, физические свойства и др.);

б) рельеф (мезорельеф с указанием морфометрических данных, наличие микроформ рельефа);

в) условия и степень увлажнения, глубина залегания грунтовых вод;

г) почва (выделение почвенных горизонтов, их описание, определение почвенного типа и разности);

д) растительность (данные записываются на типовых бланках для леса, луга и т.д.): флористический состав, распределение видов по ярусам и горизонтам, фенофаза, проективное покрытие, аспект, характер использования, название ассоциации.

После описания слагающих компонентов дать название фации, в пределах которой располагается точка.



  1. Установление характера антропогенного использования ПТК (хозяйственные угодья), направления естественных и антропогенных процессов, перспектив хозяйственного развития района исследования и оптимизации природной среды.

Примечание: при проведении комплексного описания точек производится отбор материалов для анализа: образцов горных пород, почвенных горизонтов, сбор гербария.

Камеральная обработка материалов наблюдений:

Перечень камеральных работ включает следующие виды:

а) построение ландшафтного профиля в выбранных вертикальном и горизонтальном масштабах с обозначением по линии профиля условными знаками свойств горных пород, почв, растительности, уровня залегания грунтовых вод.

б) составление карты выделенных ПТК локальной размерности (фаций, урочищ), установление закономерностей морфологического строения ландшафта (в выбранном масштабе). Учитывая трудоемкость составления карты, можно ограничиться составление карты фаций, расположенных вдоль линии ландшафтного профиля (трансекты).

в) установление иерархии ПТК, отражение ее на специальном графе.

г) составление прикладной ландшафтно-экологической карты с указанием характера и степени антропогенного воздействия на ПТК.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ ПО ПРАКТИКЕ

Текстовой отчет на основе бригадных материалов выполняется по плану:

Введение (место проведения, мель и задачи практики, методы исследования и др.)

Глава 1. Физико-географическая характеристика района практики. Физико-географическое районирование.

Глава 2. Морфологическая структура ландшафта. Методика выделения ПТК локального уровня (фаций, урочищ, местностей).

Глава 3. Характеристика установленных ПТК. Иерархия ПТК.

Глава 4. Развитие естественных физико-географических процессов, их влияние формирование местных ландшафтов.

Глава 5. Характер антропогенного воздействия на ПТК, проблема рационального природопользования.

Заключение (значение полученных на практике знаний, умений и навыков для подготовки специалистов географов-экологов).

К отчету прилагаются бригадные дневники, фрагменты ландшафтной карты, ландшафтные профили и трансекты.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

Защита отчета проводится каждой бригадой (с учетом индивидуального вклада каждого студента в работу бригады).

Каждый студент бригады должен полностью владеть методологией проведенных полевых исследований, знать содержание и порядок выполнения работ, результаты проведенных исследований. В совершенстве владеть специальной терминологией. По результатам зачета преподаватель оценивает уровень знаний и практических навыков студентов по двухбалльной шкале «зачет» - «незачет».


ЛИТЕРАТУРА

1. Полевые практики по географическим дисциплинам и геологии. Под ред. Б.Н. Горского. Минск, 2004.

2. Жучкова В.К., Раковская Э.М. Методы комплексных физико-географических исследований. М.: Академия, 2004.

3. Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение. М.: Академия, 2007.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ ПО БИОГЕОГРАФИИ

Цель практики - познакомить студентов с флорой и основными типами растительности района, где проводится практика, методами геоботанических исследований и камеральной обработки.

Задачи практики:

1. Изучение флоры территории.



  1. Анализ экологических групп растений

  2. Изучение типов растительности.

  3. Изучение закономерностей распределения типов растительных сообществ.

5. Анализ географических особенностей растительности как одного из основных компонентов ландшафта.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ



№/№

Темы занятий

Кол-во часов

1.

Обзорные маршруты для знакомства с флорой и растительностью, экологическими особенностями растений.

16

2.

Выбор типичных сообществ растительного покрова и описание этих сообществ на пробных площадях

24

3.

Описание геоботанического профиля, пересекающие основные элементы рельефа.

8

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Полевая практика выполняется академической группой, которая разбивается на бригады в составе 5-6 человек. Началу работы в поле предшествует инструктаж по технике безопасности. Далее выполняются виды работ:

1. Обзорные маршруты для знакомства с флорой и растительностью, экологическими особенностями растений.



  1. . Выбор типичных сообществ растительного покрова и последующее описание этих сообществ на пробных площадях (для лесных фитоценозов - 400 м2, для травянистых -100 м2) на типовых бланках.

  2. Описание геоботанического профиля, пересекающие основные элементы рельефа.

Полевая работа идет в 2 этапа:

1) рекогносцировочный ход по линии профиля строго по азимуту и фиксирование границ фитоценозов (измерения проводят с помощью шагов). Каждому фитоценозу дается краткая характеристика.

2) в наиболее типичных местах закладывается пробная площадь. Камеральная обработка включает:

а) составление сводной таблицы описаний;

б) анализ соотношения экологических и ценотических групп в сообществах и выполнение диаграмм, отражающих ценотическую и экологическую структуру;

в) расчет коэффициента общности сообществ по Жакару;

г) составление легенды профиля;

д) графическое изображение профиля. По линии профиля выделяются ассоциации, особенности растительности показывают цветом.

ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ ПО ПРАКТИКЕ

Во «Введении» указывают ботанико-географическое положение практики, цель и задачи, сведения о проделанных маршрутах, перечень выполненных работ.

Раздел I «Основные закономерности распределения растительных сообществ по профилю» включает:


  1. характеристику факторов, влияющих на распределение растительности в районе и в частности по профилю;

  2. значение комплексного профиля.

Раздел II «Характеристика растительности профиля» содержит:

  1. эколого-ценотическую характеристику ассоциаций с применением сводных таблиц и диаграмм;

  2. вопросы охраны отдельных видов.

«Приложение» включает профиль, бланки описаний, конспект флоры и гербарий.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

Защита отчета проводится каждой бригадой (с учетом индивидуального вклада каждого студента в работу бригады).

Каждый студент должен полностью владеть методологией проведенных полевых исследований, знать содержание и порядок выполнения работ, результаты проведенных исследований, знать основные виды растений, типы изученных сообществ, владеть специальной терминологией. По результатам зачета преподаватель оценивает уровень знаний и практических навыков студентов по двухбалльной шкале «зачет» - «незачет».


ЛИТЕРАТУРА

  1. Губанов И.А. и др. Иллюстрированный определитель растений средней России. Т.1. М. 2003

  2. Комплексная геоэкологическая практика в южной тайге. М., МГУ, 2004.

  3. Маевский П.Ф. Флора средней полосы Европейской части России. М., 2006.

Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса специальности «Природопользование»

Попова Т. В. Учебные полевые практики. Учебно-методический комплекс по учебным полевым практикам по дисциплинам «Почвоведение», «Ландшафтоведение», «Биогеография» для студентов 2 к

163.45kb.

25 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения

Учебно-методический комплекс предназначен для лиц, обучающихся в тгимэуп по специальности «Юриспруденция». Он включает в себя программу курса, планы семинарских и практических заня

712.72kb.

02 09 2014
3 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История» Сибай 2010 Учебно-методический комплекс «Источниковедение Башкортостана»

Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр

203.53kb.

15 09 2014
1 стр.


Практикум по культуре речевого общения учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов 1 курса специальности

Т. Ю. Кужелева. Практикум по культуре речевого общения: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса специальности «Лингвистика». Тюмень: Издательс

389.7kb.

10 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов III курса очной формы обучения специальности 230201 «Информационные системы и технологии»

Учебно-методический комплекс предназначен для повышения уровня практического владения современным русским языком специалистами неязыкового профиля в официально-деловой сфере функци

134.72kb.

26 09 2014
1 стр.


Письменности учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»

648.99kb.

14 12 2014
4 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология»
2772.18kb.

08 10 2014
13 стр.


Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «контроль и ревизия» по специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинар

490.26kb.

06 10 2014
5 стр.