Перейти на главную страницу
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Рабочая учебная программа
для студентов 1 курса специальности
«Лингвистика»
2010
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа представляет собой описание содержания и структуры дисциплины «Практикум по культуре речевого общения». Издание содержит цели и задачи изучения дисциплины, тематический план изучения дисциплины, виды промежуточного и итогового контроля, рекомендуемую литературу, а также рейтингово-модульную систему оценки качества знаний студента.
Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Практикум по культуре речевого общения [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.umk.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой английской филологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
© Тюменский государственный университет, 2010.
Учебно-методический комплекс «Практикум по культуре речевого общения 1-го иностранного языка» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Специальная дисциплина «Практикум по культуре речевого общения (первый и второй иностранные языки)» предусматривает обучение языковым характеристикам и национально-культурной специфике лексического, семантического, грамматического, прагматического и дискурсивного аспектов устной/письменной речи, подготовленной/неподготовленной, официальной/неофициальной речи, дискурсивным способам выражения фактуальной, концептуальной и подтекстовой информации в иноязычном тексте, дискурсивной структуре и языковой организации функционально-стилевых разновидностей текста: художественного, газетно-публицистического, научного, делового, а также обучение языковой, эстетической, культурологической интерпретации художественного и газетно-публицистического текста, лингвистическому анализу научного, научно-популярного и делового текста.
Программа дисциплины предназначена для студентов 1 курса и представляет собой описание цикла практических занятий.
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель курса – сформировать общепрофессиональные, специальные и социально-личностные компетенции.
В задачи курса входит:
Специальная дисциплина «Практикум по культуре речевого общения 1-го иностранного языка» базируется на знаниях, полученных студентами в ходе освоения школьной общеобразовательной программы.
В ходе освоения курса у студентов формируются такие общепрофесcиональные компетенции как лингвистические, коммуникативные, социолингвистичекие, прагматические компетенции.
Формирование лингвистических компетенций означает, что студент:
- Умеет проводить лингвистический анализ текста/дискурса с учетом специфики лингвистических и национально-культурологических характеристик фонетико-фонологического, лексического, семантико-синтаксического и прагматического уровней и на основе анализа идентифицировать различные типы устных и письменных текстов.
- Владеет навыками идентификации и формулировки грамматического значения категориальных форм и других грамматических средств.
- Умеет выделять основные синонимические и антонимические ряды.
- Умеет анализировать структуру слова и модели словообразования.
- Умеет проводить фонетический анализ различных типов текстов и записывать их с помощью фонематической транскрипции.
Формирование коммуникативных компетенций означает, что студент:
- Владеет навыками восприятия на слух аутентичной речи в естественном для носителей языка темпе, независимо от особенностей произношения и канала речи (от живого голоса до аудио- и видеозаписи).
- Практически применяет приобретенные теоретические знания в области фонетики в процессе коммуникации с учетом произносительной специфики рабочих языков (правильное фонетическое оформление подготовленных/неподготовленных высказываний разной степени сложности).
- Владеет навыками порождения речи с сохранением темпа, нормы, узуса и стиля языка.
- Умеет выбирать и адекватно употреблять лексические единицы в зависимости от контекста/регистра.
- Адекватно употребляет устойчивые словосочетания, фразеологизмы, идиомы.
- Выбирает и адекватно употребляет категориальные формы и другие грамматические средства в тексте.
- Идентифицирует и продуцирует различные типы устных и письменных текстов с учетом их коммуникативных функций, функциональных стилей и др.
Формирование социолингвистических компетенций предполагает:
- Владение правилами этикета, ритуалов, этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в иноязычных культурах.
- Владение невербальными средствами общения (мимика, жесты).
- Умение распознавать маркеры речевой характеристики человека (социальное положение, этническая принадлежность и др.) на всех уровнях языка.
- Владение всеми регистрами общения: официальным, неофициальным, нейтральным и т.д.
- Умение распознавать лингвистические маркеры социальных отношений и адекватно их использовать (формулы приветствия, прощания, эмоциональное восклицание и т.д.)
Формирование прагматических компетенций предполагает:
- Адекватное применение правил построения текстов на рабочем языке для достижения их уместности, соответствия ситуации, а также связности, последовательности, целостности на основе композиционно-речевых форм (описание, рассуждение, объяснение, повествование и др.).
- Применение культурологически приемлемых способов построения аргументации в устных и письменных типах текста.
- Умение использовать потенциал языка для достижения коммуникативных целей и желаемого воздействия (выражение мнения, согласия/несогласия, желания, просьбы и т.д.).
В ходе освоения курса у студентов формируются также специальные компетенции в области межкультурной коммуникации, что предполагает:
- Владение методикой ориентированного поиска информации в иноязычной справочной, специальной литературе и компьютерных сетях.
- Владение методикой использования двуязычных и многоязычных словарей, включая электронные.
- Умение строить множество перефразирующих друг друга высказываний на иностранном языке с целью гибкого порождения текста в соответствии с направленностью речевого акта и с учетом норм, узуса и стиля.
- Владение навыками быстрого переключения с одного рабочего языка на другой.
- Владение иноязычными тезаурусами, достаточными для свободного порождения иноязычной речи.
- Владение достаточным объемом оперативной и долговременной памяти.
В ходе освоения курса у студентов формируются также социально-личностные компетенции, что предполагает:
- Обладание навыками межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов. Руководство принципами толерантности и общественной этно-культурной этики, предполагающими уважение своеобразия иноязычной культуры и сохранение приверженности к ценностям родной культуры.
- Владение нормами ведения здорового образа жизни и навыками физической культуры.
1.3. Трудоемкость дисциплины
Виды работы |
Всего часов |
Семестр |
Общая трудоемкость дисциплины |
152 ч |
1 семестр |
Практические занятия |
76 ч |
1 семестр |
Самостоятельная работа |
76 ч |
1 семестр |
Вид итогового контроля |
0,2ч 0,25 ч
на студента |
зачет экзамен
|
Индивидуальная работа |
1 ч на студента |
|
Общая трудоемкость дисциплины |
144 ч |
2 семестр |
Практические занятия |
72 ч |
2 семестр |
Самостоятельная работа |
72 ч |
2 семестр |
Вид итогового контроля |
0,2 ч 0,25 ч
на студента |
зачет экзамен
|
№ п/п |
Тема |
Практич. занятия (часы) |
Самост. работа (часы) |
1. |
Личность |
28 ч 1 сем.
|
28 ч 1 сем.
|
2. |
Жилье |
24 ч 1 сем.
|
24 ч 1 сем.
|
3. |
Повседневная жизнь |
24 ч 1 сем.
|
24 ч 1 сем.
|
4. |
Высшее образование |
12 ч 2 сем.
|
12 ч 2 сем.
|
5. |
Свободное время |
12 ч 2 сем.
|
12 ч 2 сем.
|
6. |
Климат |
12 ч 2 сем.
|
12 ч 2 сем.
|
7. |
Здоровье |
12 ч 2 сем.
|
12 ч 2 сем.
|
8. |
Город |
12 ч 2 сем.
|
12 ч 2 сем.
|
9. |
Еда |
12 ч 2 сем.
|
12 ч 2 сем.
|
Курс поделен на 9 тем, которые делятся на 3 модуля в каждом семестре.
- имя, адрес, номер телефона, дата и место рождения, возраст, пол, семейное положение, национальность, профессия, семья, характер, внешность, привычки
- типы жилья, части дома, строительные материалы, окружающая местность, мебель, предметы быта, постельные принадлежности, кухонная утварь, аренда квартиры, дома
- распорядок дня, питание, учеба, работа, работа по дому, свободное время
- виды учебных заведений и их структура, учебный план, учебный процесс, экзамены, студенческая жизнь, будущая профессия, Российские и Британские университеты
- выходные, каникулы, любимые занятия, развлечения, поездка на море
- времена года, природные явления, климат России и Великобритании, прогноз погоды, температура, некоторые географические термины
- самочувствие, визит к врачу, части тела, лекарства, болезни, виды докторов
- достопримечательности, дорожное движение, родной город (Тюмень), Британские и Американские города, Москва
- продукты, еда и напитки, прием гостей, прием пищи в кафе, рецепты, английская еда, этикет за столом
Семинарские занятия не предусмотрены.
Лабораторный практикум не предусмотрен.
Курсовые работы не предусмотрены.
По окончании дисциплины “Практикум по культуре речевого общения” предусмотрен устный экзамен, на котором студент должен подготовить устное диалогическое или монологическое высказывание по теме.
а) основная литература
Аракин В.Д. Практический курс английского языка: 1 курс: Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 2003.
Корнилова Е.А. Практика английского языка. Сборник упражнений по устной речи. СПб., 1997.
Матюшкина-Герке Т.И. Английский язык: Учебник для 1 курса филологических факультетов. М., 1998.
Саватеева А.В. Новый практический курс английского языка для студентов педагогических вузов: Первый этап обучения. М., 2000.
б) дополнительная литература
Cutting Edge Intermediate Student’s Book. Longman, 2000.
First Certificate Gold Coursebook. Longman, 2003.
First Certificate Pass Key Student’s Book. Macmillan Heinemann, 1998.
Inside Out Student’s Book Intermediate. Macmillan Heinemann, 2001.
Matters Intermediate Student’s Book. Longman, 2002.
New Headway English Course Intermediate Student’s Book. Oxford University Press, 1999.
Wordbuilder. Vocabulary development and practice for higher-level students. The Heinemann ELT English, 1998.
Cambridge Advanced Learner’s Dictionary. – Cambridge University Press, 2003 Version 1.
Chambers Dictionary. – The Cambridge University Press, 1994. – 2062p.
Dictionary of Synonyms and Antonyms. – Донецк, 2003. – 161c.
Longman dictionary of contemporary English. Set in Linotype Nimrod by MFK Information Services Limited. Printed in Spain by Cayfosa – Quebecor, Barcelona, 2001. – 1668p.
Longman Essential Activator. – Addison Wesley Longman Ltd, 2002. – 997p.
Webster’s Encyclopedic Unabridged Dictionary of the English Language. – Gramercy Books Ltd, 1989. – 1854p.
10.2. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины
Лингафонный кабинет, мультимедийный класс и электронные схемы и таблицы по курсу.
Рейтингово-модульная система оценки качества знаний студента
Практикум по культуре речевого общения 1 семестр | |||||
№ |
Тема |
Практич. занятия, час |
Самост. работа, час |
Итого часов по теме |
Итого кол-во баллов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Модуль 1 |
28 |
28 |
56 |
30 |
|
Personality |
|
|
|
|
|
name |
|
|
|
|
|
age |
|
|
|
|
|
sex |
|
|
|
|
|
address |
|
|
|
|
|
phone number |
|
|
|
|
|
nationality |
|
|
|
|
|
profession |
|
|
|
|
|
marital status |
|
|
|
|
|
family |
|
|
|
|
|
appearance |
|
|
|
|
|
character |
|
|
|
|
|
hobbies |
|
|
|
|
1 |
Lesson 1 |
4 |
4 |
8 |
5 |
2 |
Lesson 2 |
8 |
8 |
16 |
5 |
3 |
Lesson 3 |
8 |
8 |
16 |
10 |
4 |
Lesson 4 |
8 |
8 |
16 |
10 |
|
Всего |
28 |
28 |
56 |
30 |
|
Модуль 2 |
24 |
24 |
48 |
30 |
|
House |
|
|
|
|
|
types of dwellings |
|
|
|
|
|
parts of house |
|
|
|
|
|
building materials |
|
|
|
|
|
premises and outhouses |
|
|
|
|
|
house fittings |
|
|
|
|
|
furniture |
|
|
|
|
|
household objects |
|
|
|
|
|
bedclothes |
|
|
|
|
|
cooking utensils |
|
|
|
|
|
renting a flat/a house |
|
|
|
|
1 |
Lesson 5 |
4 |
4 |
8 |
5 |
2 |
Lesson 6 |
4 |
4 |
8 |
5 |
3 |
Lesson 7 |
8 |
8 |
16 |
10 |
4 |
Lesson 8 |
8 |
8 |
16 |
10 |
|
Всего |
24 |
29 |
48 |
30 |
|
Модуль 3 |
24 |
24 |
48 |
40 |
|
Daily routine |
|
|
|
|
|
morning, afternoon, evening routine |
|
|
|
|
|
meals, school, work |
|
|
|
|
|
housework |
|
|
|
|
|
household chores |
|
|
|
|
|
leisure time |
|
|
|
|
|
a student's day |
|
|
|
|
|
a working person's day |
|
|
|
|
1 |
Lesson 9 |
4 |
4 |
8 |
10 |
2 |
Lesson 10 |
4 |
8 |
12 |
10 |
3 |
Lesson 11 |
8 |
8 |
16 |
15 |
4 |
Lesson 12 |
8 |
8 |
16 |
15 |
|
Всего |
24 |
24 |
48 |
40 |
|
Итого |
76 |
76 |
152 |
100 |
Балльная оценка текущей успеваемости студента | |||||
№ темы |
Формы текущего контроля |
|
Итого кол-во баллов | ||
диктанты |
работа с текстами |
устный ответ на уроке |
контрольные работы | ||
Модуль 1 |
|
|
|
|
|
Lesson 1 |
|
2 |
3 |
|
0-5 |
Lesson 2 |
2 |
1 |
2 |
|
0-5 |
Lesson 3 |
2 |
1 |
2 |
5 |
0-10 |
Lesson 4 |
2 |
1 |
2 |
5 |
0-10 |
Всего |
0 - 6 |
0 - 5 |
0 - 9 |
0 - 10 |
0-30 |
Модуль 2 |
|
|
|
|
|
Lesson 5 |
|
2 |
3 |
|
0-5 |
Lesson 6 |
|
2 |
3 |
|
0-5 |
Lesson 7 |
2 |
1 |
2 |
5 |
0-10 |
Lesson 8 |
2 |
1 |
2 |
5 |
0-10 |
Всего |
0 - 4 |
0 - 6 |
0 - 10 |
0 - 10 |
0-30 |
Модуль 3 |
|
|
|
|
|
Lesson 9 |
|
5 |
5 |
|
0-10 |
Lesson 10 |
3 |
3 |
4 |
|
0-10 |
Lesson 11 |
3 |
1 |
1 |
5 |
0-10 |
Lesson 12 |
3 |
1 |
1 |
5 |
0-10 |
Всего |
0 - 9 |
0 - 10 |
0 - 11 |
0 - 10 |
0-40 |
Итого |
0 - 19 |
0 - 21 |
0 - 30 |
0 - 30 |
0-100 |
Тематический план изучения дисциплины | |||||
Практикум по культуре речевого общения 2 семестр | |||||
№ |
Тема |
Практич. занятия, час |
Самост. работа, час |
Итого часов по теме |
Итого кол-во баллов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Модуль 1 |
24 |
24 |
48 |
30 |
|
Education + Leasure |
|
|
|
|
|
types of educational estalishments |
|
|
|
|
|
educational structure |
|
|
|
|
|
curruculum |
|
|
|
|
|
studies |
|
|
|
|
|
exams |
|
|
|
|
|
extra -curriculum activity |
|
|
|
|
|
future profession |
|
|
|
|
|
Russian and British universities |
|
|
|
|
|
week-end/day off |
|
|
|
|
|
holidays |
|
|
|
|
|
at the seaside |
|
|
|
|
|
Lesson 1 |
4 |
4 |
8 |
6 |
|
Lesson 2 |
8 |
8 |
16 |
8 |
|
Lesson 3 |
4 |
4 |
8 |
8 |
|
Lesson 4 |
8 |
8 |
16 |
8 |
|
Всего |
24 |
24 |
48 |
30 |
|
Модуль 2 |
24 |
24 |
48 |
30 |
|
Seasons and Weather+At the doctor's |
|
|
|
|
|
seasons natural phenomena natural disasters climate (Great Britain, Russia) weather forecast visit to a doctor medicines types of doctors diseases
|
|
|
|
|
1 |
Lesson 5 |
4 |
4 |
8 |
5 |
2 |
Lesson 6 |
8 |
8 |
16 |
10 |
3 |
Lesson 7 |
4 |
4 |
8 |
5 |
4 |
Lesson 8 |
8 |
8 |
16 |
10 |
|
Всего |
24 |
24 |
48 |
30 |
|
|
|
|
|
|
|
Модуль 3 |
24 |
24 |
48 |
40 |
|
Meals+City |
|
|
|
|
|
eating out entertaining guests recipes types of meals English meals table manners places of interest finding the way traffic native town (Tyumen) British/American cities Moscow
|
|
|
|
|
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
1 |
Lesson 9 |
4 |
4 |
8 |
10 |
2 |
Lesson 10 |
8 |
8 |
16 |
10 |
3 |
Lesson 11 |
4 |
4 |
8 |
10 |
4 |
Lesson 12 |
8 |
8 |
16 |
10 |
|
Всего |
24 |
24 |
48 |
40 |
|
Итого |
72 |
72 |
144 |
100 |
Балльная оценка текущей успеваемости студента | |||||
№ темы |
Формы текущего контроля |
|
Итого кол-во баллов | ||
диктанты |
работа с текстами |
устный ответ на уроке |
контрольные работы | ||
Модуль 1 |
|
|
|
|
|
Lesson 1 |
|
3 |
3 |
|
0-6 |
Lesson 2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
0-8 |
Lesson 3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
0-8 |
Lesson 4 |
2 |
2 |
1 |
3 |
0-8 |
Всего |
0 - 6 |
0 - 9 |
0 - 6 |
0 - 9 |
0-30 |
Модуль 2 |
|
|
|
|
|
Lesson 5 |
|
2 |
3 |
|
0-5 |
Lesson 6 |
2 |
1 |
2 |
5 |
0-10 |
Lesson 7 |
|
2 |
3 |
|
0-5 |
Lesson 8 |
2 |
1 |
2 |
5 |
0-10 |
Всего |
0 - 4 |
0 - 6 |
0 - 10 |
0 - 10 |
0-30 |
Модуль 3 |
|
|
|
|
|
Lesson 9 |
|
5 |
5 |
|
0-10 |
Lesson 10 |
5 |
|
|
5 |
0-10 |
Lesson 11 |
|
5 |
5 |
|
0-10 |
Lesson 12 |
5 |
|
|
5 |
0-10 |
Всего |
0 - 10 |
0 - 10 |
0 - 10 |
0 - 10 |
0-40 |
Итого |
0 - 20 |
0 - 25 |
0 - 26 |
0 - 29 |
0-100 |
|
|
|
|
|
|
Учебно-методический комплекс подготовлен ассистентом кафедры английской филологии Т.Ю. Кужелевой в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных специалистов 031100.62 «Лингвистика».
Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден на заседании кафедры английской филологии от 30.09.2010, протокол № 1.
Татьяна Юрьевна Кужелева
Рабочая учебная программа
для студентов специальности
«Лингвистика»
625003, г. Тюмень, Семакова, 10
Т. Ю. Кужелева. Практикум по культуре речевого общения: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса специальности «Лингвистика». Тюмень: Издательс
10 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для аудиторной и самостоятельной работы студентов по аудированию. Издание содержит фонетико-орфографические, лексико-грамматические и комм
15 12 2014
1 стр.
Т. И. Колесникова, Т. Ю. Кужелева. Практическая фонетика английского языка: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса специальности «Лингвистика
01 10 2014
1 стр.
Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности 0506
09 10 2014
3 стр.
Программа курса «Практикум по культуре речевого общения (английский язык)». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2005. – 20 с
24 09 2014
1 стр.
Попова Т. В. Учебные полевые практики. Учебно-методический комплекс по учебным полевым практикам по дисциплинам «Почвоведение», «Ландшафтоведение», «Биогеография» для студентов 2 к
25 12 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для лиц, обучающихся в тгимэуп по специальности «Юриспруденция». Он включает в себя программу курса, планы семинарских и практических заня
02 09 2014
3 стр.
Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр
15 09 2014
1 стр.