МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ИНСТИТУТ СЕРВИСА И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
ЛИТЕРАТУРА
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделения по специальностям
071401 «Социально – культурная деятельность».
071301 «Народное художественное творчество»
070503 «Музейное дело и охрана памятников»
071201 «Библиотечно-информационная деятельность»
Составитель: Клименко Е.Л.,
к.филол.н., доцент
Тюмень 2010
1.Пояснительная записка
Дисциплина «Литература» занимает важное место в ряду общепрофессиональных дисциплин, утвержденных государственным образовательным стандартом.
Данный курс реализуется как часть дисциплины «Литература» и является логическим продолжением курса «История русской литературы», которые студенты изучают на первом курсе в первом и втором семестрах.
Курс «История зарубежной литературы» в соответствии с логикой развития литературного процесса в странах Западной Европы разбит на две части: первая- «История зарубежной литературы от Античности до XIX века»; вторая «История зарубежной литературы XX века». Выбранное деление также связанно с количеством часов, отведенных на данную дисциплину (204 часа, включая самостоятельную работу студентов) и со спецификой развития западноевропейских литератур, в связи с чем больше внимания уделяется литературе XX века.
Курс предназначен студентам, обучающимся по специальности «Социально- культурная деятельность» – Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций; а также студентам специальностей факультета народно-художественного творчества (ДПИ и МД) – Институт изобразительных искусств и музейных технологий и библиотекарям – Институт интеллектуальных ресурсов и информационных технологий.
Первая часть курса «История зарубежной литературы от Античности до XIX века» читается на втором курсе в третьем семестре и предполагает изучение зарубежной литературы XIX века. На изучение этого материала по учебному плану отводится 36 часов лекций и 18 часов практических занятий. Курс заканчивается зачетом. Продолжением данного курса является курс по истории зарубежной литературы XX века.
Вторая часть курса «История зарубежной литературы XX века». Читается студентам специальности «Социально-культурная деятельность» в четвертом семестре: 32 часа лекционных и 16 часов семинарских соответственно. Расчасовка лекционных и семинарских занятий для студентов других специальностей (БИД, НХТ) указано в тематическом плане.
Цель преподавания курса - сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о зарубежной литературе от античности до наших дней.
Задачи курса:
- формирование у студентов представлений об основных этапах истории мировой литературы;
- характеристика основных художественных направлений;
- умение анализировать творчество классиков мировой литературы;
- выявление специфики взаимодействия разных национальных традиций, диалога литератур;
- усвоение основных теоретических понятий, необходимых для понимания литературного произведения;
- сформировать представление о сложном, неоднозначном в своем развитии литературном процессе XX века;
- знакомство студентов с творчеством наиболее выдающихся писателей XX века;
- знакомство с социально- историческими и философскими предпосылками формирования литературных направлений и школ;
- знакомство с разнообразием течений и направлений в европейских литературах XVII – XX веков.
Настоящая программа не является обзором всей панорамы зарубежной литературы. В программе выделяются основные тенденции литературного процесса, которые привели в конце XX века к появлению постмодернизма. Отбор автором художественных текстов для анализа объясняется стремлением дать общую картину поступательного развития западноевропейских литератур, т. е. сохраняется принцип историзма в изложении материала. В программе сохраняется и принцип выделения национальных литератур. Классики всех литературных направлений и течений анализируются в контексте конкретных историко-культурных феноменов.
Содержание программы обусловлено выдвинутыми задачами, ориентировано на изучение обширных культурных эпох и основных литературных направлений. В программу включены художественные тексты, показательные для каждого из направлений, функционирующих в странах Западной Европы, США и Латинской Америки. При отборе материала для второй части курса учитывались те тенденции, которые определяли генезис постмодернизма, основного художественного феномена литературного процесса конца XX века.
В конце четвертого семестра студенты сдают экзамен по литературе XX века, в течение года выполняют контрольные работы, пишут рефераты и делают доклады по специальным вопросам на практических занятиях.
В связи с переходом на балльно-рейтинговую систему оценки знаний студентов в ВУЗе, студентам разрешается до экзаменационной сессии получить оценку за работу в семестре (в учебном году) через перевод полученных баллов: из 100-балльной системы – в 5-балльную. Система подсчета баллов по всем видам учебной деятельности студентов по данной дисциплине приложена к этой программе.
Дисциплина «Литература» читается студентам разных факультетов и специальностей в различных объемах. На наш взгляд, нецелесообразно создавать для каждой специальности новую и, безусловно, похожую программу. За основу взята предлагаемая программа (для второго курса СКД), которая в наибольшей степени и наилучшим образом отвечает требованиям государственного образовательного стандарта. Учебным планом для студентов менеджеров культуры предусмотрено оптимальное количество часов на данную дисциплину; для студентов других специальностей дано меньшее количество часов. У преподавателя есть возможность варьировать тематику занятий, в данном случае возникает необходимость в основном сужать объем предлагаемого материала. Поэтому тематические планы с распределением лекционных и семинарских материалов (по количеству часов, отведенных учебными планами для студентов разных специальностей) также здесь даются.
Требования ГОС
071401 Социально-культурная деятельность
ОПД.Ф.06. ЛИТЕРАТУРА
Предмет, задачи и структура курса. Слово и образ. Жанры и стили литературного творчества. Методы анализа литературного текста. История литературного творчества; происхождение дописьменных и письменных форм словесности, художественной литературы. Памятники литературы традиционного Востока; классические литературные жанры античности; литература европейского средневековья и эпохи Возрождения; основные литературные направления Нового времени… Творчество выдающихся деятелей отечественной и зарубежной культуры. Особенности и проблемы современного литературного процесса. Реализм, модернизм и постмодернизм в литературе xx в.; взаимодействие литератур различных культурных регионов.
2.Тематический план курса «Литература», «История литературы», «Теория и история литературы»
Первая часть (первый семестр)
|
СКД (ОДО/ОЗО)
|
ДПИ(ОДО)
МД(ОЗО)
|
БИД (ОДО/ОЗО)
|
Формы контроля
|
Наименование разделов и тем
|
лекции
|
семинары
|
срс
|
лекции
|
семинары
|
срс
|
лекции
|
семинары
|
срс
|
|
1.Предмет и задачи курса. Литературный процесс. Основные этапы развития античной литературы. Понятие о мифе. Древнегреческая мифология.
|
6/0
|
2/0
|
3/9
|
4/0
|
4/0
|
9/8
|
___
|
___
|
5/8
|
Проверка наличия уч. материалов (хрестоматий и учебников, методических пособий, разработок сем. занятий).
|
2.Гомеровский эпос.
|
2/0
|
2/0
|
3/6
|
2/0
|
4/0
|
8/7
|
___
|
2/0
|
5/7
|
|
3.Формирование лирики. Разновидности лирики. Развитие основных жанров античной лирики: от Греции к Риму.
|
2/0
|
0/0
|
6/6
|
2/0
|
___
|
8/7
|
___
|
___
|
5/7
|
Проверка знаний по античной мифологии (греч. боги и герои).
|
4.Драма в эпоху античности. Развитие античной трагедии (от Эсхила до Еврипида) и комедии (Аристофан).
|
2/0
|
2/2
|
3/9
|
2/0
|
4/0
|
8/7
|
___
|
2/0
|
5/7
|
Проверка знаний античных терминов.
|
5.Определение понятия «Средние века». Периодизация. Основные направления средневековой литературы.
|
2/2
|
2/0
|
3/6
|
4/2
|
2/2
|
8/7
|
2/2
|
2/2
|
5/7
|
Подготовка и консулитации к итоговым контольным работам по теме – 4 и теме – 5.
|
6. Эпоха Возрождения. Периодизация, разновидности Ренессанса (Итальянский, Северный, Французское и Испанское Возрождение). Связь литературы с другими видами искусства. Выдающиеся творцы Возрождения (Данте, Петрарка, Рабле, Шекспир).
|
6/2
|
2/2
|
3/6
|
6/2
|
4/2
|
9/7
|
2/2
|
4/2
|
6/7
|
Выполнение. контрольной работ по творчеству Данте и подготовка к семинару по творчеству Шекспира.
|
7.Общая характеристика литературных направлений XVII века. Барокко как переходная эпоха. Эстетика и поэтика классицизма.
|
2/2
|
0/0
|
6/6
|
2/2
|
2/0
|
8/7
|
2/2
|
2/2
|
5/7
|
Проверка и закрепление знаний по терминам (темы № 6 и 7).
|
8. Эпоха Просвещения в европейской культуре и литературе. Французские «энциклопедисты» (Дидро, Вольтер). Роман как ведущий жанр в эпоху Просвещения.
|
2/2
|
0/0
|
6/6
|
2/2
|
2/0
|
8/7
|
2/2
|
___
|
5/7
|
Проверка конспектов, лекций и читательских дневников.
|
9.Романтизм как мировоззрение и художественное направление: предпосылки возникновения, становление, хронологические рамки. Основные эстетические категории.
|
4/0
|
2/0
|
3/9
|
2/0
|
4/0
|
8/7
|
2/0
|
___
|
5/7
|
Проверка контрольных работ и итоги по темам № 1 – 8. Промежуточный подсчет баллов.
|
10. Своеобразие национальных школ:
немецкий (Йенский и Гейдельбергский) романтизм, «озерная школа» в Англии; ранний и поздний французский романтизм. Американский романтизм.
|
2/0
|
2/0
|
3/6
|
2/0
|
2/0
|
9/7
|
2/0
|
4/0
|
5/7
|
Индивидуальные вызывные консультации для отстающих студентов.
|
11.Реализм первой половины XIX века. Основные положения эстетической доктрины реалистов, школы и течения внутри реализма.
|
2/0
|
2/0
|
3/9
|
2/0
|
2/0
|
8/7
|
2/0
|
2/0
|
5/7
|
Блиц-опрос в группе по терминологии (темы № 9 и 10).
|
12. Особенности развития литературы второй половины XIX века.
|
2/0
|
2/0
|
3/6
|
2/0
|
2/0
|
8/7
|
2/0
|
___
|
5/7
|
Индивидуальные консультации и прием отработок пропущенных занятий.
|
13.Возникновение новых литературных течений 3/3 XIX века (натурализм, символизм).
|
2/0
|
___
|
3/6
|
2/0
|
2/0
|
8/7
|
2/0
|
___
|
5/7
|
Подведение итогов первого семестра. Зачет
|
ВСЕГО ЗА ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР:
|
36/8
|
18/4
|
48/90
|
34/8
|
34/4
|
107/92
|
18/8
|
18/6
|
66/92
|
ЗАЧЕТ
|
Вторая часть (второй семестр)
|
СКД (ОДО/ОЗО)
|
ДПИ (ОДО)
МД (ОЗО)
|
Формы контроля
|
Наименование разделов и тем
|
лекции
|
семинары
|
срс
|
лекции
|
семинары
|
срс
|
|
1.Общая характеристика зарубежной литературы XX века.
Западноевропейский театр конца XIX - начала XX вв. Символизм в творчестве М. Метерлинка.
|
4/1
|
2/0
|
4/8
|
4/0
|
4/1
|
11/9
|
Проверка наличия у студентов учебной, методической литературы, справочников.
|
2. Классики модернизма XX века: М. Пруст, Д. Джойс, Ф.Кафка.
|
4/2
|
2/1
|
5/8
|
4/0
|
4/1
|
10/9
|
Проверка умения использовать интернет сайты с худ. текстами.
|
3. Литература «потерянного поколения» и феномен «потерянности» в культуре XX века.
|
2/1
|
2/1
|
5/8
|
2/0
|
6/1
|
9/8
|
Экскурсия в читальный зал библиотеки; знакомство со справочной литературой и энциклопедиями.
|
4. Роман- антиутопия как новый жанр в европейской литературе.
|
2/1
|
2/0
|
5/8
|
2/0
|
6/1
|
9/8
|
Ксерокопирование заданий к семинарским занятиям.
|
5. Судьбы реализма в XX веке. Немецкий «интеллектуальный роман» 30 - х годов XXвека. (Т.Манн, Г. Гессе).
|
4/0
|
___
|
5/8
|
4/0
|
___
|
10/9
|
Проверка понимания литературоведческих терминов по зарубеж. литературе XX века.
|
6. Основные модернистские направления в литературе XX века.
|
2/1
|
___
|
5/10
|
4/0
|
___
|
10/9
|
Проверка у студентов терминологических словариков. Индивидуальный опрос по терминам (темы № 1– 6).
|
7. Экзистенциализм как ведущее литературное течение во Франции после 1945 года.
«Театр абсурда» Э. Ионеско и С. Беккета.
|
4/1
|
2/0
|
5/8
|
4/0
|
4/0
|
9/8
|
Индивидуальные и групповые консультации по методически правильной подготовке к семинарским занятиям.
|
8. «Школа нового романа» во французской литературе 50-60 – х годов. Английская литература после 1945.
|
4/1
|
2/0
|
5/8
|
4/0
|
4/0
|
9/8
|
Проверка конспектов лекций и читательских дневников.
|
9. Латиноамериканская литература в XX веке.
|
2/0
|
___
|
5/8
|
2/0
|
___
|
10/8
|
Индивидуальные консультации и прием отработок от отстающих студентов.
|
10.Постмодернизм как феномен современной литературы и культуры конца XX века.
|
2/0
|
___
|
5/8
|
2/0
|
___
|
10/8
|
Предварительный подсчет баллов за семестр; подготовка к экзамену.
|
11. Современная западноевропейская литература. Образцы постмодернистской прозы.
|
2/0
|
4/2
|
5/8
|
2/0
|
6/0
|
10/8
|
Подведение итогов: автоматы – лучшим студентам, консультация перед экзаменом.
|
ВСЕГО ЗА ВТОРОЙ СЕМЕСТР:
|
32/8
|
16/4
|
54/90
|
34/0
|
34/4
|
107/92
|
ЭКЗАМЕН
|
3.Содержание курса
Часть первая
«История зарубежной литературы от Античности- XIX века».
Тема 1. Предмет и задачи курса. Литературный процесс. Основные этапы развития античной литературы. Понятие о мифе. Древнегреческая мифология.
Теория литературного процесса. Термин и понятие «античная литература», ее исторические, хронологические и локальные границы.
Периодизация истории античной литературы. Современные подходы к изучению античной литературы. Античная литература – первая и древнейшая европейская литература. Основные источники изучения античной культуры. Понятие о мифе. Классификация мифов. Современные подходы к изучению мифологии. Развитие древнегреческой мифологии: хтонический и олимпийский периоды.
следующая страница>