Перейти на главную страницу
ОЗО, СКД Заева А.В.
Тюмень 2011
Зачет сдается индивидуально и устно. Студенту по собственному желанию необходимо выбрать и прочесть полный (!) текст 4-5 произведений разных авторов из предложенного Списка художественных текстов из разных веков:
первое произведение – из XVII-го века,
второе произведение – из XVIII-го века,
третье – из XIX-го века,
четвертое – из первой половины XX-го века,
пятое – из второй половины XX-го века.
Выбрать можно роман, несколько повестей, подборку стихов, 2-3 сказки, 3-4 рассказа у разных авторов. Найти в учебниках соответствующего периода по истории зарубежной литературы, а также в энциклопедиях, словарях, Интернете какие-либо сведения об избранных писателях и их произведениях, чтобы уметь сделать правильный литературоведческий анализ прочитанных текстов:
Какие антропогонические мифы вам известны? Приведите пример.
Сколько голов и рук было у Бриарея?
Какие боги входили в греческий олимпийский Пантеон? Что означает это слово?
1.Календарные мифы: уходящие и возвращающиеся боги. Назовите примеры таких мифов.
2.Какой греческой богине соответствует в римской мифологии Прозерпина? Какие мифы связаны с этой богиней?
3.Какие девы – богини на Олимпе не подвластны чарам богини любви Афродиты?
1.Какие божества находятся в подчинении у Посейдона?
2.Назовите двенадцать подвигов Геракла.
3.Кто такой Асклепий (Эскулап).
1.Что такое Тартар? Перечислите реки подземного царства.
2.Кто из греческих героев победил горгону Медузу?
3.Кто такой Асклепий (Эскулап).
1.Какие функции у богинь судьбы – Мойр?
2. Кто из греческих героев убил Химеру?
3. Кто одержал победу в споре Афины и Посейдона?
1.Кто такая Ио?
2.Кто из богов создал первую женщину? Как ее зовут?
3. Назовите имена южного, северного, западного и восточного ветров.
1.Кто такие Хариты? В чьей свите находятся? Перечислите их.
2.Что обозначает выражение «между Сциллой и Харибдой»?
3. Какую загадку задавала Сфинкс?
1.Атрибутами, какой богини являются змея и сова?
2. Как была изготовлена первая лира?
3.Объясните первоначальный и переносный смысл выражения «прокрустово ложе».
1.Кто такие музы? Происхождение слова «музей».
2.Почему царь Мидас отказался от дара Диониса?
3.Чьей дочерью является Гармония?
1.Сравните два волшебных предмета: «рог изобилия» и «ящик Пандоры». Что они несут людям?
2.Что такое «сизифов труд»?
3.Священные животные в атрибутике богов. Перечислите некоторых из них и объясните их значение.
1.Расскажите историю Пана и Сиринги.
2. Кто такие силены и сатиры?
3. Метаморфозы. Как появился цветок нарцисс?
1.Каким богам поклонялись амазонки?
2.Сколько детей было у Леды? Чем они прославились?
3.Почему Эвридика не вернулась из Аида?
1.Назовите имена девяти муз.
2.Предметы – символы, объясните их древнее происхождение и значение: придорожные столбы (гермии), чаша со змеёй, лавровый венок.
3.Перечислите превращения Зевса в животных. С чем они связаны?
1.Объясните происхождение и смысл выражения «метать громы и молнии». С кем из богов оно связано?
2.Расскажите историю Персея и Андромеды.
3. Кто такие сирены?
1.Объясните смысл выражений «гигантский размер», «титанические усилия».
2. Расскажите историю Апполона и Дафны.
3.В чем смысл похищения Персефоны Аидом?
1.Кто такая Ника? Её атрибуты и функции.
2.Объясните первоначальный смысл выражения «панацея от всех болезней».
3.Метаморфозы. Расскажите историю царя Мидаса.
1.Объясните происхождение выражений «танталовы муки», «ахиллесова пята».
2.Расскажите историю появления на свет Зевса.
3. Способность богов менять облик людей. Афина и Арахна.
1.Кто такая Эхо? Какова ее печальная любовная история?
2. Объясните происхождение прозвищ богов или их постоянных эпитетов: Зевс – тучегонитель и громовержец; Афродита – пенорожденная; Аполлон – сребролукий; Гермес – хитроумный.
3. Перечислите мужей Афродиты. Какие из божественных детей были рождены в этих браках?
1.Объясните смысл выражений «всепожирающее время», «панический страх».
2.Метаморфозы. История Пигмалиона.
3.Мифы о наказании людей. Фаэтон.
1.Истории появления на небе некоторых созвездий.
2.Кто такой Гипнос?
3. Расскажите историю Орфея и Эвридики.
ВИКТОРИНА
Год |
Имя |
Тема |
1901 |
Сюлли - Прюдом |
«За выдающиеся литературные достоинства, высокий идеализм, художественное совершенство и необычное сочетание душевности и таланта». |
1902 |
Теодор Моммзен |
«За монументальный труд, «Римская история». |
1903 |
Бьёрнстьерне Бьёрнсон |
«За благородную высокую поэзию, которая отличалась свежестью вдохновения и редкой чистотой духа, а так же за эпический и драматический талант» |
1904 |
Фредерик Мистраль |
«За свежесть и оригинальность поэтических произведений, право отражающих дух народа». |
Хосе Эчегерай – и - Эйсагирре |
«За многочисленные заслуги и возрождении традиций испанской драмы» | |
1905 |
Генрик Сенкевич |
«За выдающиеся заслуги в области эпоса». |
1906 |
Джозуэ Кардуччи |
«За творческую энергию, свежесть стиля и лирическую силу его поэтических шедевров». |
1907 |
Джозеф Редьярд Киплинг |
«За наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя». |
1908 |
Рудольф Кристофор Эйкен |
«За серьезные поиски истины, всепроницающую силу мысли, широкий кругозор, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию». |
1909 |
Сельма Отилиана Ловиза Лагерлёф |
«Как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения» |
Год |
Имя |
Тема |
1910 |
Пауль Йохан Людвиг фон Хейзе |
«За художественность, идеализм как лирический поэт, драматург, романист и автор известных всему миру новелл». |
1911 |
Морис Метерлинк |
«За драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией» |
1912 |
Герхарт Иоханн Роберт Гауптман |
«В знак признания плодотворной, разнообразной и выдающейся деятельности в области драматического искусства» |
1913 |
Рабиндранат Тагор |
«За глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в котором с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление». |
1914 |
Премия не присуждалась |
|
1915 |
Ромен Роллан |
«За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине». |
1916 |
Карл Густав Вернер фон Хейденстам |
«Как виднейший представитель новой эпохи в мировой литературе». |
|
| |
1917 |
Карл Адольф Гьеллеруп Хенрик Понтоппидан |
«За многообразное поэтическое творчество и возвышенные идеалы». «За правдивое описание современной жизни Дании» |
1918 |
Премия не присуждалась |
|
1919 |
Карл Шпиттелер |
«За несравненный эпос «Олимпийская весна». |
|
|
|
Год |
Имя |
Тема |
1920 |
Кнут Педерсен Гамсун |
«За монументальное произведение «Соки земли» о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям». |
1921 |
Анатоль Франс |
«За блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом». |
1922 |
Хасинто Бенавенте – и -Мартинес |
«За блестящее мастерство, с которым он продолжил славные традиции испанской драмы». |
1923 |
Уильям Батлер Йитс |
«За вдохновенное поэтическое творчество, передающее в высокохудожественной форме национальный дух». |
1924 |
Владислав Станислав Реймонт |
«За выдающийся национальный эпос – роман «Мужики». |
1925 |
Джордж Бернард Шоу |
«За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». |
1926 |
Грация Деледда |
«Премии за поэтические сочинения, в которых с пластической ясностью описывается жизнь ее родного острова, а так же за глубину подхода к человеческим проблемам в целом». |
1927 |
Анри Бергсон |
«В знак признания его ярких и жизнеутверждающих идей, а также за то исключительное мастерство, с которым эти идеи были воплощены». |
1928 |
Сигрид Унсет |
«За запоминающееся описания скандинавского средневековья». |
1929 |
Томас Манн |
«За великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы». |
год |
Имя |
Тема |
1930 |
Синклер Льюис |
«За мощное и выразительное искусства повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры». |
1931 |
Эрик Аксель Карлфельдт |
«За его поэзию» (посмертно) |
1932 |
Джон Голсуорси |
«За высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах». |
1933 |
Иван Алексеевич Бунин |
«За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». |
1934 |
Луиджи Пиранделло |
«За творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства». |
1935 |
Премия не присуждалась |
|
1936 |
Юджин О´Нил |
«За силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по – новому трактующих жанр трагедии». |
1937 |
Роже Мартен дю Гар |
«За художественную силу и правду в изображении человека и наиболее существенных сторон современной жизни». |
1938 |
Перл Бак |
«За многогранное, поистине эпическое описание жизни китайских крестьян и за биографические шедевры». |
1939 |
Франс Эмил Силланпя |
«За глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой». |
Год |
Имя |
Тема |
1940 |
Премия не присуждалась |
|
1941 |
Премия не присуждалась |
|
1942 |
Премия не присуждалась |
|
1943 |
Премия не присуждалась |
|
1944 |
Йоханнес Вильхельм Йенсен |
«За редкую силу и богадство поэтического воображения в сочетании с интеллектуальной любознательностью и самобытностью творческого стиля». |
1945 |
Габриэла Мистраль |
«За поэзию истинного чувства, сделавшую ее имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки». |
1946 |
Герман Гессе |
«За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а так же за блестящий стиль». |
1947 |
Андре Жид |
«За глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью». |
1948 |
Томас Стернз Элиот |
«За выдающийся новаторский вклад в современную поэзию». |
1949 |
Уильям Фолкнер |
«За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа». |
Год |
Имя |
Тема |
1950 |
Бертран Артур Уильям Рассел |
«Как один из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашный борец за свободу слова и свободу мысли на Западе». |
1951 |
Пер Фабиан Лагерквист |
«За художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который искал ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством». |
1952 |
Франсуа Мориак |
«За глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни». |
1953 |
Уинстон Леонард Спенсер Черчилль |
«За высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности». |
1954 |
Эрнест Миллер Хемингуэй |
«За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море» |
1955 |
Халлдор Кильян Лакснесс |
«За яркую эпическую силу, которая возродила великое повествовательное искусство Исландии». |
1956 |
Хуан Рамон Хименес |
«За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии». |
1957 |
Альбер Камю |
«За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». |
1958 |
Борис Леонидович Пастернак |
«За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». |
1959 |
Сальваторе Квазимодо |
«За лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени». |
Год |
Имя |
Тема |
1960 |
Сен – Жон Перс |
«За возвышенность и образность, которые средствами поэзии отражают обстоятельства нашего времени». |
1961 |
Иво Андрич |
«За силу эпического дарования, позволившую во всей полноте раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны». |
1962 |
Джон Стейнбек |
«За реалистический ипоэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным ведением». |
1963 |
Йоргос Сеферис |
«За выдающиеся лирические произведения, исполненные преклонения перед миром древних эллинов». |
1964 |
Жан Поль Сартр |
«За богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». |
1965 |
Михаил Александрович Шолохов |
«За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». |
1966 |
Шмуэль Йосеф Агнон |
«За глубоко оригинальное искусство повествования, навеянное еврейскими народными мотивами». |
Нелли Закс |
«За выдающиеся лирические и драматические произведения, исследующие судьбу еврейского народа». | |
1967 |
Мигель Анхель Астуриас |
«За яркое творческое достижение, в основе которого лежит интерес к обычаям и традициям индейцев Латинской Америки». |
1968 |
Ясунари Кавабата |
«За писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания». |
1969 |
Сэмюэль Беккет |
«За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом». |
Год |
Имя |
Тема |
1970 |
Александр Исаевич Солженицын |
«За нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». |
1971 |
Пабло Неруда |
«За поэзию, которая сверхъестественной силой воплотила в себе судьбу целого континента». |
1972 |
Генрих Бёлль |
«За творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы». |
1973 |
Патрик Уайт |
«За эпическое и психологическое мастерство, благодоря которому был открыт новый литературный материк». |
1974 |
Эйвинд Юнсон |
«За повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе». |
Харри Мартинсон |
«За творчество, в котором есть все – от капли росы до космоса». | |
1975 |
Эудженио Монтале |
«За достижения в поэзии, которая отличается огромной проникновенностью и выражением взглядов на жизнь, напрочь лишенных иллюзий». |
1976 |
Сол Беллоу |
«За гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве». |
1977 |
Висенте Алейксандре |
«За выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в тоже время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами». |
1978 |
Исаак Башевис Зингер |
«За эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вечные вопросы». |
1979 |
Одисеас Элитис |
«За поэтическое творчество, которое в русле греческой традиции, с чувственной силой и интеллектуальной проницательностью рисует борьбу современного человека за свободу и независимость». |
Год |
Имя |
Тема |
1980 |
Чеслав Милош |
«Который с бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами». |
1981 |
Элиас Канетти |
«За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». |
1982 |
Габриэлль Гарсиа Маркес |
«За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». |
1983 |
Уильям Голдинг |
«За романы, в которых обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла, все они объединены идеей борьбы за выживание». |
1984 |
Ярослав Сейферт |
«За поэзию, которая отличается свежестью, чувственностью и богатым воображением и свидетельствует о независимости духа и разносторонности человека». |
1985 |
Клод Симон |
«За сочетание в его творчестве поэтического и живописного начал». |
1986 |
Воле Шойинка |
«За создание театра огромной культурной перспективы и поэзии». |
1987 |
Иосиф Александрович Бродский |
«За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». |
1988 |
Нагиб Махфуз |
«За реализм и богатство оттенков арабского рассказа, который имеет значение для всего человечества». |
1989 |
Камило Хосе Села |
«За выразительную и мощную прозу, которая сочувственно и трогательно описывает человеческие слабости». |
Год |
Имя |
Тема |
1990 |
Октавио Пас |
«За пристрастные всеобъемлющие произведения, отмеченные чувственным интеллектом и гуманистической целостностью». |
1991 |
Надин Гордимер |
«Которая своим великолепным эпосом принесла огромную пользу человечеству». |
1992 |
Дерек Уолкотт |
«За блестящий образец Карибского эпоса в 64 разделах». |
1993 |
Тони Моррисон |
«Которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности». |
1994 |
Кэндзабуро Оэ |
«За то, что он с поэтической силой сотворил воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод». |
1995 |
Шеймас Хини |
«За лирическую красоту и этическую глубину поэзии, открывающую перед нами удивительные будни и оживающее прошлое». |
1996 |
Вислава Шимборска |
«За поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности». |
1997 |
Дарио Фо |
«За то, что он, наследуя средневековых шутов, порицает власть и авторитет и защищает достоинства угнетенных». |
1998 |
Жозе Сарамаго |
«За работы, которые, используя притчи, подкрепленные воображением, состраданием и иронией, дают возможность понять иллюзорную реальность». |
1999 |
Гюнтер Грасс |
«За то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории». |
Год |
Имя |
Тема |
2000 |
Гао Синцянь |
«Произведения вселенского значения, отмеченные горечью за положение человека в современном мире». |
2001 |
Видиадхар Сурайпрасад Найпол |
«Непреклонную честность, что заставляет нас задуматься над фактами, которые обсуждать обычно неприятно». |
2002 |
Имре Кертес |
«В своем творчестве Кертес дает ответ на вопрос о том, как индивидуум может продолжать жить и мыслить в эпоху, когда общество все активнее подчиняет себе личность». |
2003 |
Джон Максвелл Кутзее |
«Романам Кутзее присуще хорошо продуманная композиция, богатые диалоги и аналитическое мастерство. В то же самое время он подвергает все сомнению, подвергает беспощадной критике жестокий рационализм и искусственную мораль западной цивилизации. Он интеллектуально честен и занимается проблемами различения правильного и неправильного, мук выбора, действия и бездействия». |
2004 |
Эльфрида Елинек |
«За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы». |
2005 |
Гарольд Пинтер |
«В своих пьесах приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения». |
2006 |
Орхан Памук |
«За поиск души своего меланхолического города» |
2007 |
Дорис Лессинг |
«За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин». |
2008 |
Жан-Мари Гюстав Леклезио |
«За новизну, поэтические искания и чувственность, а также за поиски гуманности за пределами нынешней цивилизации». |
2009 |
Герта Мюллер |
«За сосредоточенность в поэзии и честность в прозе, с которыми она отобразила жизнь обездоленных». |
2010 |
Лю Сяобо |
«За длительную ненасильственную борьбу за фундаментальные права человека в Китае» |
Студенческий рейтинг иностранной литературы
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделения по специальностям
25 12 2014
4 стр.
«Народная художественная культура», «Хореографическое искусство», «Актерское искусство», «Социально-культурная деятельность»
10 10 2014
6 стр.
02 09 2014
33 стр.
01 10 2014
45 стр.
Данный курс является частью блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является факультативным. Он читается на 2 курсе дневного и заочного отделения исторического фак
15 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр
15 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности
09 10 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности
11 09 2014
1 стр.