Перейти на главную страницу
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
Зам. директора по учебной работе
_______________В.И. Хажин
«_____»___________2010 г.
И.А.Зарипов
ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЮРКОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов Сибайского института, обучающихся
по специальности 030401 «История»
Рекомендовано советом юридического факультета
(протокол №_ от__________)
Одобрено кафедрой новой и новейшей истории
(протокол №_ от___________)
СИБАЙ 2010
УДК 94(5) ББК 63.3(5) З 34 |
Учебно-методический комплекс для студентов IV-V курсов дневного отделения специальности «История» по «Исторической тюркологии» рекомендован к изданию кафедрой истории Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета. (Протокол № 6 от 9 февраля 2007 г.) |
З 34 |
Зарипов И.А. Историческая тюркология. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 03.04.01. «История». — Сибай: РИЦ СИ БашГУ, 2010. — 92 с. |
Учебно-методический комплекс по курсу «Историческая тюркология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для студентов специальности 030401 «История» и предназначен для формирования целостного представления о содержании учебного курса исторической тюркологии, о задачах и требованиях, о распределении программного материала по семестрам и курсам обучения, об основных требованиях к знаниям и умениям студентов.
Состоит из двух частей. Часть первая охватывает историю тюркских народов с древнейших времен до первой трети XV в. Во второй части учебно-методического комплекса помещены материалы, относящиеся ко второй трети XVI – начала XXI вв. УМК содержит вопросы для проверки знаний студентов, тестовые задания, перечень зачетных и экзаменационных вопросов.
Предназначен преподавателям, ведущим данный курс, студентам университетов, обучающихся по данной специальности.
© Зарипов И.А., 2010
© СИ БашГУ, 2010
1. |
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ……………..….. |
4 |
1.1. |
Цель изучения дисциплины ……………………………………………. |
4 |
1.2. |
Задачи курса. Место курса в профессиональной подготовке выпускников ……………………………………………………………………... |
4
|
1.3. |
Требования к уровню освоения дисциплины …………………………. |
4 |
2. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ……………... |
4 |
2.1. |
Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдофильмов, кино и видеофильмов ………………… |
4 |
2.2. |
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля ………………………………………………………... |
5 |
|
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ПЕРВОЙ ТРЕТИ XV в. .................. |
5
|
1. |
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (VIII СЕМЕСТР) …………………………………………. |
5
|
2. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………... |
5 |
2.1. |
Распределение часов по разделам, темам и видам работы …………... |
5 |
2.2. |
Темы дисциплины, их краткое содержание …………………………… |
6 |
3. |
ХУННЫ И ТЮРКИ (ЛЕКЦИЯ) ……………………………………….. |
25 |
4. |
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ………………………...……… |
39 |
5. |
ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ……………………….………….. |
49 |
6. |
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА …………….………………………………... |
53 |
|
ЧАСТЬ II. ИСТОРИЯ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ СО ВТОРОЙ ТРЕТИ XV ДО НАЧАЛА XXI ВВ. …………….………… |
55
|
1. |
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (IX СЕМЕСТР) …………………………………………… |
55
|
2. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………... |
55 |
2.1. |
Распределение часов по разделам, темам и видам работы …………... |
55 |
2.2. |
Темы дисциплины, их краткое содержание …………………………… |
56 |
3. |
КАЗАНСКОЕ, СИБИРСКОЕ ХАНСТВА И НОГАЙСКАЯ ОРДА ВО ВТОРОЙ ТРЕТИ XV – НАЧАЛЕ XVII ВВ. ……………………...…… |
72
|
4. |
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ……………...………………… |
83 |
5. |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ……………………...................... |
89 |
6. |
ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ ...................................................................... |
91 |
Основная цель курса – сформировать у обучающихся соответствующее современному уровню мировой исторической науки представление о древней и средневековой истории тюркских народов мира. В ходе изучения курса студенты должны получить сведения Туркестане и тюрках, о древнейшем периоде истории тюрков, об эпохе неолита и бронзы в истории тюрков, о степях Евразии в эпоху раннего железа. Студенты должны познакомиться с историей Тюркского, Уйгурского, Киргизского, Хазарского, Кимакского каганатов, Волжской Булгарии, Золотой Орды. Изучение истории тюрков доводится до рубежа ХХ-ХХI вв. Курс должен дать представление об Исторической тюркологии как науке, ее принципах, методах, источниках и степени изученности.
Курс предназначен для подготовки специалистов, владеющих базовыми знаниями по истории древних и средневековых тюрков, призван вооружить методическими и методологическими подходами в его изучении.
Общепрофессиональная дисциплина
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
В ходе изучения курса студенты должны усвоить основные понятия в сфере теории этноса, государства и права, внешней и внутренней политики, культуры, иметь четкие представления по хронологии истории тюрков, правильно определять места расположения древних и средневековых тюркских государств, тюркских национально-территориальных образований на территории бывшего СССР и Российской Федерации, знать основные характеристики, данные учеными-тюркологами тюркским народам и государствам, ориентироваться в проблемных вопросах истории тюрков.
№ п/п |
Вид учебной работы |
Всего Часов |
1. |
Всего аудиторных занятий |
32 часов |
1.1. |
Лекций |
20 часов |
1.2. |
Семинарские занятия |
12 часов |
2. |
Самостоятельная работа студентов |
30 часов |
2.1. |
Доклады и сообщения |
8 часов |
2.2. |
Чтение литературы по курсу |
22 часа |
3. |
КСР |
3 часа |
4. |
Итого (трудоемкость дисциплины) |
65 часов |
5. |
Вид итогового контроля |
Зачет |
№ п/п
|
Наименование тем и разделов
|
ВСЕГО
|
Аудиторные занятия (час.), в том числе
|
Самостоят. работа
| |
|
(часов) |
Лекции |
Семинары |
| |
|
Тема 1. Ведение. Источники и историография Исторической тюркологии |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
Тема 2. Древнейший период истории тюрков |
4 |
0 |
0 |
4 |
|
Тема 3. Древнейшие государства степной Евразии эпохи бронзы. Древнейшие государства тюрков в степной Евразии |
4 |
2 |
0 |
2 |
|
Тема 4. Кочевые племена Южной Сибири, Казахстана, Киргизстана. Саки. Древнейшие государства Средней Азии. Государство Кангюй. Государство скифов |
6 |
2 |
0 |
4 |
|
Тема 5. Эпоха «Великого» переселения народов. Тюркские каганаты |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
Тема 6. Уйгурский и Кыргызский каганаты |
6 |
2 |
0 |
4 |
|
Тема 7. Хазарский каганат |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
Тема 8. Волжская Болгария |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
Тема 9. Исторический Башкортостан (VI-XII вв.) |
2 |
0 |
0 |
2 |
|
Тема 10. Мадьяры, печенеги, гузы (кыпчаки) |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
Тема 11. Центральная Азия в IX-XV вв. |
4 |
2 |
0 |
2 |
|
Тема 12. Золотая Орда |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
КСР |
3 |
0 |
0 |
0 |
|
ИТОГО: |
65 |
20 |
12 |
30 |
Актуальность учебной дисциплины. Историческая тюркология – составная часть комплекса наук об истории, культуре, философии, экономике и идеологии современных тюркских народов. Понятие «тюрки» в филологическом, этническом и историко-культурном значениях. Краткие исторические и статистические сведения о народах тюркской языковой системы. Территориальная и этнополитическая их дифференцированность при общей близости языка.
Понятия «древнетюркский язык» и «древнетюркская эпоха» в трудах филологов и историков. Наиболее дискуссионные вопросы о времени и территории формирования древнетюркской этнокультурной общности и расселения древних тюрков по Земному шару. Филологическая и историческая периодизация истории и культуры тюркских народов и их различия. Необходимость системного изложения основных этапов развития истории, культуры и этногенеза тюркских народов с учетом новейших достижений наук.
Цель и задачи предмета. Неразрывная связь предмета с историей и культурой народов других языковых систем степной Евразии.
Достижения филологической тюркологии в изучении памятников рунического письма и использовании их как источник для объяснения истории формирования и развития тюркских языков. Жанровые (историко-биографические, эпитафийные, магические, религиозные, юридические метки и т.п.) и стилевые (поэтическая форма изложения, мифологическо-легендарные, содержание, стереотипная форма описания) особенности, литературный язык текстов.
Отражение в текстах последовательного развития важнейших событий в истории тюркских каганатов, биографических сведений о выдающихся каганах и полководцах, а также этапов развития древнетюркского языка и стилевых особенностей самих текстов.
НАРРАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Труды древних и средневековых авторов (Китай, Персия, Греция, Рим, Византия, Русь) о народах Евразии – следующий важный вид источников об истории тюркских народов. Значение фундаментальных исследований Н.Л. Бичурина, В.В. Латышева, Л.Н. Гумилева, Н.В. Кюнера, B.C. Таскина, С.Г. Кляшторного, И.Л. Кызласова и других по систематизации, ввод в научный оборот в русскоязычной литературе этих нарративных источников.
ШЕЖЕРЕ (родословия) – особый вид письменных источников тюркских народов эпохи средневековья и современности.
Непреходящее значение фольклорных памятников для понимания и реконструкции исторических явлений далекого прошлого.
Другие виды исторических источников (антропологические, археологические, этнографические, искусствоведческие), их своеобразие и значение.
ИСТОРИОГРАФИЯ ТЕМЫ
Махмуд Кашгарский (Кашгарлы) – выдающийся ученый тюрколог XI в. и его классификация тюркских языков. Исследования ученых XIX-XX вв. по классификации тюркских языков о степени сходства и различия между собой, временным и территориальным признакам, а также древнейших этапов развития тюркских языков. Так называемая теория об алтайском, а затем гуннском этапах в развитии тюркских языков и ее гипотетичность.
Первые обобщающие труды русских, советских ученых-историков по истории тюркских народов Евразии с привлечением комплекса данных всех смежных наук. Труды В.В. Бартольда, С.В. Киселева, А.П. Окладникова, А.Н. Бернштама, М.И. Артамонова, Б.Г. Гафурова, С.И. Руденко, А.-З. Валиди Тоган, Л.Р. Кызласова и др.
Образцы первоначальной систематизации и исторической интерпретации накопленных источников по древней и средневековой истории тюркских народов.
Фундаментальные исследования новейшего времени: филологов (Дж.Г. Киекбаева, А.С. Аманжолова, К.М. Мусаева, Г. Айдарова, М.З. Закиева, Ф.Г. Гариповой, Т.И. Гарипова) и историков (И.Л. Кызласова, М.П. Грязнова, К.А. Акишева, К.Т. Лайпанова, И.М. Мизиева, С.А. Плетневой, Г.А. Федорова-Давыдова, В.Л. Егорова, И.П. Засецкой, Л.М. Левиной, Б.И. Вайнберг, Д.Г. Савинова и др.). Коллективные труды по истории Сибири, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и других регионов Степной Евразии – важные достижения советской и российской исторической науки в разработке темы об истории тюркских народов.
Формирование в науке двух взаимоисключающих точек зрения о древней прародине тюрков: центрально-азиатской и туранской (Гекалп, А-.З. Валиди Тоган и др.), их аргументы и недостатки. Труды Н.Я. Марра, Олжаса Сулейменова, Ф.Р. Латыпова, О.Н. Туна (Турция), Ф.А. Джалилова, Г. Егорова, Адили Айда (Турция) и других о тюркизмах в шумерском, этрусском и скифском языках. Потребность науки в иных подходах к разъяснению времени и территории первоначального формирования древнетюркской этнокультурной общности и расселению тюрков по Земному шару.
Книги С.Г. Кляшторного, Т.И. Султанова «Государства и народы евразийских степей. Древность и средневековье» (СПб., 2000) и М.З. Закиева «Происхождение тюрков и татар» (М., 2003) – новые образцы попыток написания древней и средневековой истории тюркских народов с учетом новейших данных всех системных наук.
Понятие «пантюркизм» как важный элемент репрессивной политики СССР 20-50-х годов XX в. по отношению творческой интеллигенции в тюркских республиканских и его отрицательные последствия для исторической науки. Постановления ЦК ВКП(б) 1944 и 1945 гг. о состоянии идеологической работы в партийных организациях Татарстана и Башкортостана и их директивные установки на изучение истории тюркских народов Евразии в строго заданных тенденциозных рамках.
Повышенный интерес широкой общественности к вопросу о происхождении народов мира, в том числе тюркских народов. Появление массовых научно-популярных изданий (Мурад Аджи, Р.Н. Безертиков), направленных на удовлетворение этой общественной потребности.
Зарождение в новых исследованиях крайне реакционного течения, направленного на то, чтобы переписать древнюю, средневековую и современную историю тюркских народов с точки зрения великодержавного татарского шовинизма. Научные публикации ученых и государственных деятелей Татарстана 2000-2006 гг. с грубыми искажениями истории тюркских народов, их политическая вредность. Начало разработки многотомного издания татарского народа «История народа» (I том, Казань, 2002) на такой ненаучной концептуальной основе – факт, вызывающий всеобщее сожаление и осуждение.
Центры исторической тюркологии в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Махачкале, Новосибирске, Алма-Ате, Баку, Нальчике, Ташкенте и других городах. Известные тюркологи Башкортостана XX в., их труды.
Накопление, таким образом, обширной принципиально новой информации (археологические, антропологические, лингвистические, фольклорные, этнографические, исторические данные) и необходимость разработки нового концептуального взгляда на эту проблему. Возможности дедуктивно-логического, интерполяционного и ретроспективного методов при реконструкции исторической картины далекого прошлого, постановке и решении тех или иных слабо изученных проблем.
Охватывает историю тюркских народов с древнейших времен до первой трети XV в. Во второй части учебно-методического комплекса помещены материалы, относящиеся ко второй трети XVI – н
16 12 2014
7 стр.
Ббк дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры» рекомендован кафедрой новой и новейшей истории Сибайского института (филиала) Башкирско
10 10 2014
3 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделения по специальностям
25 12 2014
4 стр.
Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр
15 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности
11 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности
09 10 2014
1 стр.
12 10 2014
4 стр.
01 10 2014
45 стр.