Перейти на главную страницу
Секция: Зарубежная литература
ученик 11 класса
МОУ «СОШ №50» г.Чебоксары
Научный руководитель:
Швецова Надежда Николаевна,
учитель МХК МОУ СОШ №50,
учитель высшей категории
Чебоксары - 2008
«Оскар и Розовая дама» и Ю.Авериной «Либо к Нему, либо от Него»
Э.Шмитта и «Либо к Нему, либо от Него»Ю.Авериной»:сравнительная
характеристика»
Засилие массовой культуры и забвение духовных ценностей – это лишь часть общей картины состояния современной культуры.
Безнравственность и беззаконие становятся главными приметами настоящего времени. Вопрос о возвращении сегодняшнего дегуманизированного общества к исконным основам духовности волнует не только ученых, философов, педагогов, но и художников слова. В связи с этим актуальной для современной элитарной литературы (как для отечественной, так и для зарубежной) становится тема религиозного откровения, спасения, религиозного опыта.
Среди подобных произведений особняком стоят нашумевшая повесть зарубежного писателя Э. Шмитта «Оскар и Розовая дама» и пьеса отечественного автора
Ю. Авериной «Либо к Нему, либо от Него». Эти произведения, будучи новыми, еще не получили должного внимания со стороны литературоведов и театральных
критиков. Данная работа обращается именно к выявлению идейной, содержательной и композиционной специфики перечисленных выше литературных произведений,
то есть к их системной характеристике, которую они до сих пор не получили.
Сложный вопрос о приходе человека к вере в Бога решается мастерами слова по-разному. Между тем при всей несхожести произведений Э.Шмитта «Оскар и
Розовая дама» и Ю.Авериной «Либо к Нему, либо от Него» можно отметить большое количество общих мотивов в решении поднимаемой проблемы о постижении
и приятии Бога человеком.
Сравнительный анализ художественных особенностей произведений отечественного и западноевропейского авторов представляется нам цельной возможностью дать
системную характеристику современным литературным произведениям о духовном прозрении Э.Шмитта «Оскар и Розовая дама» и Ю.Авериной «Либо к Нему,
либо от Него» и выявить специфические особенности данных произведений.
1) определить смысловое ядро и содержательную основу произведений Э.Шмитта«Оскар и Розовая дама» и Ю.Авериной «Либо к Нему, либо от Него»;
2) выявить идейное и композиционное своеобразие повести Э. Шмитта «Оскар и Розовая дама» и пьесы Ю. Авериной «Либо к Нему, либо от Него»;
3) выделить параллели в решении авторами общей религиозно-философской проблемы и сделать попытку объяснить сходства и различия данных произведений.
1) сбор и анализ фактического материала о творческой истории, сущности и специфике данных литературных произведений;
2) формально-смысловой (литературоведческий) анализ повести Э.Шмитта «Оскар и Розовая дама» и пьесы Ю.Авериной «Либо к Нему, либо от Него»;
3) сравнительный анализ данных произведений по выделенным критериям.
Книги Эрика Шмитта и Юлии Авериной можно назвать книгами-притчами, книгами-уроками, ибо они не оставляет равнодушным ни одного читателя. В них с первых строк чувствуется глубина. В первую очередь глубина замысла самих авторов. Главные герои их произведений мальчики Оскар и Саша показывают читателям пример. Пример того, как надо вести себя, попав в безвыходную жизненную ситуацию. Писатели через своих героев Оскара и Сашу показывают, что необходимо бороться, надо выиграть эту борьбу в первую очередь у самого себя. Таким образом, эти два произведения раскрывают нам сущность жизни и смерти, говорят о любви и прощении, помогают нам примириться с неизбежным, со смертью, и прожить оставшееся нам время с пользой для всех. Это очень добрые и светлые произведения, они учат любить жизнь и ценить каждый прожитый день, это истории, где смешивается все: реальность, сон, мечты и фантазии больных детей, это трогательные книги о вере, в которой нуждаются все, даже если не осознают этого.
в детстве. От того, какие решения будут приняты человеком в 10-14 лет, зависит его отношение не только к жизни, но и к смерти.
Обычно взрослые не хотят говорить о смерти с детьми. Детей защищают от смерти, по сути обрекая их справляться с этой темой без всякой поддержки. И родители, и школьные учителя, как правило, уклоняются от обсуждения с ребятами столь непростой темы, даже если произошло несчастье, и умер их товарищ. Если ребенок чего-то не знает, он придумывает, а домыслы и фантазии оказываются страшнее, чем действительность. Совсем иначе воспринимают смерть дети, рядом с которыми есть мудрые, не избегающие этой темы взрослые. От отношения к смерти зависит, как ребенок будет в дальнейшем относиться к жизни – бережно или нет, станет ли для него благоговение перед жизнью основной жизненной установкой.
«Оскар и Розовая дама» Шмитта и «Либо к Нему, либо от Него» Авериной помогают раскрыть нам, читателям, смысл жизни, а главное- смерти. Чтобы понять эти произведения, необходимо прочувствовать их всеми «фибрами души", то есть полностью погрузиться в них. Это сложные произведения в духовном понимании.
Главное достоинство этих литературных произведений- глубокий философский смысл, и понять это может лишь тот, в ком есть вера в Бога, доброта и сострадание к своим ближним.
Нет сомнения, что главной движущей силой разрушения общества является забвение истинных ценностей: любви, сердечности, порядочности… Идеалы потребления, человеческий эгоцентризм, стремление к комфорту и наслаждениям, безудержная погоня за прибылью и вещам завели человечество в тупик. И вряд ли без смены ориентиров в духовной области произойдет решение серьезных нравственных проблем. Главные герои вышеназванных произведений– мальчики Саша и Оскар только в больнице начинают понимать, что ключ к разрешению моральной проблемы – это христианский образ жизни.
Основным вопросом для человека всегда был и остается вопрос о смысле жизни и бытии Бога. Не все могут дать на него окончательный ответ. Однако в каждом нормальном человеке есть потребность найти этот смысл. Развилось ли человечество от простейших видов путем эволюции или жизнь была занесена на планету извне – это сути не меняет, так как есть для человека две даты: рождение и смерть; а то, что между ними – неповторимо, бесценно и дорого или…наоборот: жизнь – ничто, если есть конец, тьма и небытие.
Согласно религии, существует духовный мир, центром которого является Личность. Этот невидимый духовный мир, действуя на нас посредством информации, мыслей, чувств, а нередко и посредством законов материальной природы и случая, ставит нас в определенные условия, в соответствии с которыми мы вынуждены действовать. И если мы не ощущаем присутствие этой Личности в нашей жизни, то начинаем ощущать духовный голод даже при материальном изобилии. В пьесе Авериной родители больного Саши, очень зажиточные люди, говорят: «Нынче не модно не верить в Бога», но совсем не понимают, что значит вера в Бога. Они поступают жестоко по отношению к больной сироте Груше, они осуждают врачей, они нарушают заповеди Божии, не сожалея об этом.
Писатели Э.Шмитт и Ю.Аверина в своих произведениях напоминают нам, что необходимо помнить о том, что Бог даже в самый последний момент будет с нами. И можно терпеть страдания, стиснув зубы, впадая в панику, а можно страдания претворять в крылья, которыми воспарить к небу. Борис Пастернак хорошо сказал об этом:
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд как баржи караванов
Столетья поплывут из темноты!
Эрик Шмитт и Юлия Аверина прибегнули к необычному способу изображения героев своей повести. В их произведениях мы ни разу ни встретим подробного детального описания какого-либо героя. На наш взгляд, данный художественный прием иллюстрирует желание того, чтобы читатель вглядывался не во внешнее описание того или иного героя, а как бы заглянул ему в душу, и это получается у писателей очень хорошо. Ведь не скажешь по внешнему виду Оскара и Саши того, что они имеют такую силу духа и такой сильный характер. Интересен также и стиль самих произведений. И Шмитт, и Аверина пишут необыкновенно трогательно, местами весело, местами грустно. На самом деле, редкая книга может вызвать такие эмоции, ведь существует очень мало произведений, где ставятся такие проблемы, как проблема выбора, проблема отношения человека к Богу, проблемы быстрого, вынужденного взросления человечка, которому вместо игрушек приходится думать о совсем недетских вещах.
Идейно и даже сюжетно произведения Э. Шмитта и Ю. Авериной довольно близки. Фабула кажется простой и незамысловатой, однако в этой простоте и заключается, по-видимому, вся ненавязчивость повествования и глубина авторской мысли.
Главная идея этих произведений, как нам представляется, - обращение человека к Богу, духовное прозрение в мире страданий и боли, радостное приятие человеком жизни во всех ее проявлениях благодаря спасительной силе веры. Эта тема стала вечной для всего человечества, а философы даже выявили умозрительным путем специфику такого религиозного опыта. Например, философ-теолог И.А. Ильин в «Аксиомах религиозного опыта» писал следующее: «…человек остается субъективным, индивидуальным и одиноким, и остро почувствует это в час болезни, гневного разрыва, несчастной любви, ревности, преступления, покаяния, заключения брака, душевной депрессии, отчаяния и смерти… Это означает, что религиозный опыт у всех людей самобытен и своеобразен… Этот опыт вынашивается каждым из нас на протяжении всей нашей жизни, самой этой жизнью; – каждым из нас, самим собой, своими самобытными силами, про себя и для себя… Религиозный опыт "одинок" – потому что он приобретается, вынашивается и изживается в человеческой душе, изолированной по способу ее земного бытия. В конечном счете человек живет всегда один-на-один с собой, предоставленный себе самому на свое духовное усмотрение, постижение, обращение, решение, очищение и просветление; или же – на свое разнуздание, ожесточение и погубление... И человек, который хочет "спасти" другого, должен взывать к его одинокой самости. И к этой же одинокой самости обращается и спасающая нас Божия Благодать». Как близки должны быть эта мысли Э.Э. Шмитту и Ю. Авериной, авторам столь трогательных историй об одиноком «предстоянии» человека Богу!
Действительно, главные персонажи их книг (мальчик Оскар и мальчик Саша), тяжело заболев, на краю жизни, узнают чувство веры в Бога. Приходит им это откровение с помощью «проводника»: в первом случае, это «розовая Дама», или, как мягко и любя называл ее Оскар, «розовая мама» - медсестра, которая помогала по уходу за больными, а в пьесе «Либо к Нему, либо от Него» девочка Груша – нищая, лишенная материнского тепла, но сама ставшая духовной матерью для мальчика. Пройдя ряд испытаний, Оскар и Саша уверовали, они стали жить по законам Божьим.
Оскар сумел прожить полную событий жизнь за 12 дней, испытать все чувства взрослеющего, стареющего и мудреющего человека. И, наверное, весь пафос произведения звучит в этом отрывке из письма Оскара, ставшего по-настоящему взрослым: «И тогда я угадал, что ты пришел. Было утро. Я был один на Земле. Было так рано, что птицы еще спали, и даже ночная сиделка мадам Дюкрю давала храпока. Ты же пытался устроить рассвет. Тебе было трудно, но ты настаивал. Небо бледнело. Ты вдувал в воздух белое, серое, голубое, заталкивал ночь, возвращал мир к жизни. И не прекращал ни на минуту. И тогда я понял разницу между тобой и нами: ты неутомимый! Ты не устаешь. Всегда за работой! И вот вам день! И вот вам ночь! Теперь весна! Теперь зима! А вот Пегги Блю! А вот Оскар! И Розовая мама! Какое здоровье! Я понял, что ты здесь. Что ты раскрыл мне свой секрет: смотри всегда на мир так, будто это в первый раз. Тогда я последовал твоему совету и приложил старание. Впервые я созерцал свет, краски, деревья, птиц, животных. Я ощущал воздух ноздрями, я вдыхал его. Слышал голоса в коридоре, как будто под сводами собора. Чувствовал, что живу. И дрожал от чистой радости. Счастье бытия. Я был восхищен. Спасибо, Господи, что сделал это для меня. Мне казалось, ты взял меня за руку и ведешь в самое сердце тайны – созерцать тайну».
Саша же, уверовав в Бога, готовился отдать последнее лекарство девочке Люде, родители которой не способны были купить дорогие медикаменты.
При всей схожести их историй финалы различны и в то же время – похожи. Оскар, постепенно угасая физически и укрепляясь в вере и в безмерном чувстве настоящей, подлинной жизни, умер в Новый год, «смертью смерть поправ». Саша, медленно и неумолимо приближаясь к концу своей жизни, но понимая, что его жертва не напрасна, что он может спасти другую жизнь, остается жить благодаря своей вере и вере окружающих. Похожи финалы, потому что авторы произведений доказывают читателю, что жизнь, озаренная светом веры в Бога, в справедливость, в радость, неизменно торжествует.
Э. Шмитт поднимает огромное количество проблем, связанных с идеей веры. Об этом говорит сам Оскар: «С Пегги Блю мы долго читали медицинский словарь… А я посмотрел на те слова, которые меня интересуют: «Жизнь», «Смерть», «Вера», «Бог». Хочешь верь, хочешь нет, но их там не было! Заметь, что одно это означает, что ни жизнь, ни смерть, ни ты – не болезни. Новость, скорее, хорошая. Но ведь в достаточно серьезной книге должны же быть ответы на самые серьезные вопросы, а?».
Эти-то вопросы и есть, по-видимому, главное поле исследования для Э. Шмитта. Автор усматривает тесную и нерушимую связь между жизнью и смертью (так, в диалоге Оскара и Розовой мамы проскальзывает важная мысль: «… но ведь на самом деле здесь и умирают… Ты прав, Оскар. Думаю, то же заблуждение касается и жизни. Мы забываем, что она эфемерна, непрочна, бренна. И притворяемся бессмертными»), говорит устами Розовой Дамы, что мысль о неизбежной смерти не должна портить саму жизнь («Возьмем, к примеру, Плюм Пуддинг, мою ирландскую соперницу, сто пятьдесят кило натощак. Она всегда говорила мне так: «Мне очень жаль, но я не умру, не согласна умереть, и не договаривалась». Она ошибалась. Никто ведь и о вечной жизни с ней не договаривался! Но она упорно в нее верила, бунтовала, отвергала мысль о бренности, приходила в ярость, впадала в депрессию, похудела, бросила профессию, вес ее снизился до тридцати пяти килограммов, она стала похожа на обглоданную рыбину и буквально распалась на части. Видишь, она тоже оказалась смертной, как и все люди, но только ей мысль о смерти испортила жизнь»), заставляет читателя искренне поверить в то, что «у «Жизни» множество решений, а, следовательно, нет единого решения», а потом – в то, что «единственное решение у жизни – это жить». Как видим, все смысловое пространство произведения Э. Шмитта как будто выстроено вокруг одной проблемы (вера в Бога), с которой тесно связаны другие проблемы (радость и боль, физическое и духовное, жизнь и смерть).
В пьесе Ю. Авериной практически каждый герой задумывается о Боге, о вере, о жизни, о смерти, и каждый делает это по-своему. Так, отец Саши, Владимир Михайлович, на вопрос сына о том, почему они с мамой не верят, ответил: «…я уважаю верующих людей, и сам охотно допускаю, что материалистическая картина мира несколько однобока. Наверно, существует Нечто более высокое, чем наш вещественный мир, некий Высший принцип. Но взглядов на Бога очень много. В них надо разбираться. А мне некогда – работой завалили вот как!», и в противовес этому ответу, звучат Грушины слова о вере, искренние и чистые (на вопрос о триединстве Бога она ответила Саше: «Не знаю. Но я знаю, что это так», а потом: «Надо Господа любить, тогда все поймешь»). В этом произведении, как и в повести Э. Шмитта, вопросы о жизни, о смерти и о вере остаются сложнейшими тайнами, постигать которые приходится каждому человеку на протяжении всей его жизни.
Однако важно, что при общем жизнеутверждающем пафосе и при сходстве смысловой ткани произведений авторы работают в разных жанрах и (даже родах) литературы.
«Оскар и Розовая Дама» Э. Шмитта - это повесть в виде 12 писем мальчика к Богу. Это очень лично, это похоже на проникновение в глубины сознания и чувств. Герой предельно правдив с Богом: «Дорогой Бог, меня зовут Оскар, мне десять лет, я поджигал кошку, собаку, дом (думаю, что при этом золотые рыбки поджарились), и пишу я тебе в первый раз…». Данный жанр не позволяет развернуть огромные картины повествования. Это прежде всего картины, увиденные глазами умирающего и живущего полной взрослой жизнью мальчика, и оттого они еще трогательнее. Здесь как будто нет ничего лишнего: только о жизни, жизни с верой. 12 писем к Богу становятся постепенно короче, как будто напоминая читателю о том, что приближается день, когда мальчик не напишет письма. И последнее, 13 письмо, от Розовой мамы, которая благодарит Бога за Оскара, который стал якорем в ее жизни: «Я полна любви, она сжигает меня, он столько дал мне, что этого хватит на многие годы вперед». Это письмо, хоть и не от Оскара лично, но все же от него, – опять о жизни, которая возможна благодаря Богу и благодаря вере. «Либо к Нему, либо от Него» Ю. Авериной - это пьеса. Здесь читатель слышит уже не монолог, а диалог. Однако это тоже диалог о Боге, о вере, о смысле жизни.
Хронотопы произведений
Э.Шмитт и Ю.Аверина в довольно похожей форме решают проблему места и времени действия в произведении.
Доминантное пространство повести и пьесы – больничные палаты и коридоры, в которых первоначально незаметно, как будто само по себе, вершится движение жизни. «Топос» «Оскара и Розовой дамы» - это больница для смертельно или тяжело больных детей. Каждый ребенок здесь – это целая история медицинских успехов и неудач. Оскар оказался в числе «неудачников». Об этом и пишет герой Э.Шмитта в первом письме к Богу: «Мне стало ясно: я плохой больной, потому что мешаю уверовать в то, что медицина – это здорово. Наверное, мысли у врачей – заразные. И теперь весь этаж – сестры, практиканты и нянечки – все смотрят на меня с таким же выражением, как и он. У них печальный вид, когда у меня хорошее настроение; они смеются через силу, когда я острю. По правде говоря, никто уже здесь и не шутит, как прежде». Все служащие больницы испытывают прежде всего чувство жалости к ребенку, умирающему от рака, и только одна Розовая дама не жалеет мальчика, ибо понимает, что это чувство унижает, что это чувство, витающее в воздухе, способно убить в Оскаре любовь к жизни, к окружающим, к миру. В то же время эта больница остается вполне «земным» местом («Больница моя – классное место») со всеми его радостями и печалями, где можно по-настоящему «словить свой кайф», где взрослые жалеют детей, а дети остаются детьми: дают клички (кстати, вполне соответствующие действительности), влюбляются, ссорятся, мирятся. Больница у Э.Шмита – это не что-то отдельно стоящее от цивилизации, это не темно-угрюмое место, а вполне благополучное западноевропейское заведение, в котором лишь изредка попадаются неизлечимые больные, такие, как Оскар.
«Топос» произведения Ю. Авериной – тоже больница. В ее коридорах, намываемых тетей Машей, резвятся болезненные мальчики и девочки, нескольким из которых поставили уже страшные диагнозы, в ее палатах работает строгий врач Борис Сергеевич, который на деле оказывается не столь уж суровым и даже разрешает поселить в больнице бездомную девочку Грушу. Однако в этой больнице все гораздо строже, и многие дети здесь имеют недетские мысли в голове. Например, Люда, на лекарства которой матери необходимо собрать огромные средства, рассуждает следующим образом: «Если уж это средство не помогает… А как мне тогда быть? Мама деньги занимает – говорит, как потом расплачиваться, неизвестно!». И вопросов, подобных этому, в пьесе немало. Больница Ю. Авериной – все же гораздо суровее, угрюмее и печальнее, по сравнению со шмиттовской. Возможно, подкрепляет это стойкое ощущение у читателя и специфика выбранного авторами времени действия.
В повести «Оскар и Розовая дама» действия разворачивается в течение 12 дней с 19 по 31 декабря, когда большинство европейцев готовится к встрече главного католического праздника – Рождества Христова, а затем и ко встрече Нового года. В эти радостные и яркие дни как-то особенно остро верится в свершение божественных чудес и одновременно в Деда Мороза. На этой сложной параллели Э. Шмитт выстраивает важную проблему: как уверовать в Бога человеку, который разочаровался в существовании Деда Мороза. В этом плане знаменательны слова Розовой дамы: «В Деда Мороза я не верю, а в Бога верую», и именно это уверование Оскара в Бога, а не слепая вера в новогоднюю легенду становится по-рождественски радостным чудом в произведении Э. Шмитта.
Совершенно другая тональность в произведении Ю. Авериной «Либо к Нему, либо от Него». Здесь действие происходит на фоне предпасхальных и пасхальных событий, которые представляют сложное переплетение тягостных переживаний о распятом Христе со светлой верой в Воскресенье. И действительно, вся пьеса в начале пропитана горестным и тяжелым чувством людской греховности (так, ребята на чисто вымытом полу рисуют мелом карикатуру на тетю Машу, оскорбляют друг друга, завидуют), а позднее как будто просыпается в душах людей некое покаянное чувство (так, ближе к финалу дети как будто становятся чище, решая встретить Пасху пением «Христос воскресе»).
Как видим, при всех сходствах и различиях авторы выбирают довольно символичные хронотопы для своих произведений (больницу для детей в момент радостных христианских праздников – Рождества и Пасхи).
Система персонажей
Авторы произведений по довольно сходному, на первый взгляд, плану выстраивают всю систему персонажей: главный герой – тяжело больной мальчик. Он окружен такими же, как он, ребятами, страдающими и не очень, добрыми и не очень, злыми и не очень.
Особенно интересно в этом плане произведение «Оскар и Розовая дама». Сверстники наградили друг друга очень обидными кличками, соответствующими их заболеваниям (Оскар – Лысый, другие: Пегги Блю (из-за голубого цвета кожи), Попкорн (из-за полноты), Копченое Сало (из-за ожогов), Эйнштейн (из-за водянки мозга)). И эти прозвища выглядят как довольно обидное напоминание о болезни, о смерти.
В пьесе «Либо к Нему, либо от Него» Сашу – новичка в больнице – тоже окружают довольно жестокие дети. И только к финалу пьесы как будто проявляется в них что-то поистине святое, вблизи от умирающего Саши, Груши и тети Маши.
Оскар и Саша становятся в произведениях центрами действия. Они через душевные муки уверовали в Бога. И этот процесс постижения Бога показывают и Эрик Шмитт, и Юлия Аверина.
Для Оскара своеобразным проводником стала Розовая мама, открывшая ему Бога. Розовая дама, которую мальчик прозвал нежно «Розовой мамой», покоряет прежде всего своим ровным отношением к ребенку. Она, сознавая, что Оскар смертельно болен, не дает ему возможности «раскиснуть», пожалеть самого себя, ибо жалость делает жизнь неполноценной, а Розовой маме хочется, чтобы мальчик последние свои «земные» дни провел по-настоящему. Она придумывает смешные и очень поучительные истории о своих кетчистских боях, словно направляя Оскара и задавая вектор развития его 12-дневной жизни. Она же подарила ему цветок Сахары, который становится символом жизни в произведении, символом ее бренности (растение, которое живет один день) и символом мужества в приятии этой краткой, но жизни («Правда, растение довольно хилое и цветочек – жалкий, уж с баобабом никак не сравнится, но оно мужественно проделало свою работу на наших глазах, в течение одного дня, без остановок. Как настоящее, большое растение»). С одной стороны, несомненно, Розовая мама подарила мальчику веру, Бога и смысл жизни. Но с другой стороны, последнее письмо, письмо Розовой мамы Богу, - это признание того, что именно Оскар стал «проводником» к Богу для нее: «Благодаря ему я была забавной, придумывала всякие небылицы, оказалась даже знатоком кетча. Он помог мне верить в тебя».
Саша окружен по-настоящему верующими людьми. Его главным «проводником» оказалась Груша, с которой он впервые в больнице заговорил о Боге, но позднее его проводниками становятся и тетя Маша («Теть Маш, а душа после смерти идет к Богу?»… «К Богу, деточка, в рай»), и даже мальчик Юра («Юр, а ты в Бога веришь?» … «В Бога? Не знаю. Наверно, верю. Меня бабушка в церковь водит причащаться»). И подобных диалогов на протяжении всей пьесы Ю. Авериной довольно много. Заметим, что и здесь есть те, кто уверовал в Бога именно благодаря Саше. Это прежде всего его мать, ранее увлекавшаяся различными оккультными учениями и в финале произведения трепетно молившаяся Богу за Сашеньку.
Заключение.
Обращение к теме - постижение и приятие Бога человеком – часто встречающееся явление в мировой литературе. Писатели разных эпох по-своему отображали, как человек приходит к Богу. Но мало произведений литературы, в которых ребенок, тяжело заболев, пытается постичь смысл жизни и осознанно начинает верить в Бога. Удивительно, что два современных писателя Эрик Шмитт и Юлия Аверина, живущие в разных странах, обратились именно к этой теме. Произведения были созданы в 2002 году, но до сих пор нет фундаментального исследования, сопоставляющего данные произведения. В связи с этим мы и обратились к данной теме и впервые провели
сравнительный анализ двух замечательных произведений литературы.
В данной работе мы пытались провести сравнительную характеристику, рассмотреть идейное содержание и систему персонажей двух произведений. В ходе анализа и сопоставления произведений «Оскар и Розовая дама» и «Либо к Нему, либо от Него» мы пришли к следующим выводам:
1. Главная идея этих произведений - обращение человека к Богу, духовное прозрение в мире страданий и боли, радостное приятие человеком жизни во всех ее проявлениях благодаря спасительной силе веры.
2. Идейно и сюжетно произведения Э. Шмитта и Ю. Авериной довольно близки.
3. Эти книги учат любить жизнь и ценить каждый прожитый день.
1. Аверина, Ю. Либо к Нему, либо от Него // Духовно-нравственное воспитание. – 2003. - № 2.
Засилие массовой культуры и забвение духовных ценностей – это лишь часть общей картины состояния современной культуры
23 09 2014
1 стр.
Я хотел жить‚ не совершая грехов и проступков; решил побороть все то‚ на что меня толкала либо врожденная склонность‚ либо привычка‚ либо чужие примеры. Он
14 12 2014
1 стр.
Мы будем пользоваться источниками информации, данными, мыслями, шутками, которые либо общедоступны в сети, либо заложены когда-то и кем-то в мою голову, либо позаимствованы у други
15 09 2014
10 стр.
Пан или пропал. Либо пан, либо пропал. Или грудь в крестах, или голова в кустах. Или полковник, или покойник. Все или ничего
04 09 2014
6 стр.
Только им и присуще 8 опорных конечностей. Другие животные с восемью ногами – это либо другие головоногие (кальмары, каракатицы), либо другие паукообразные (скорпионы, сенокосцы, к
01 10 2014
1 стр.
Выбор этих реляций обусловлен либо интериоризацией объективных характеристик обозначаемого, либо их ассоциативным, парадоксальным или оценочным восприятием номинаторами
09 09 2014
1 стр.
Государственная власть осуществляется неограниченно либо дикторами, либо узкими олигархами, действующие через посредственно привилегированной партии и политической полиции…
16 12 2014
1 стр.
Библии, к-рые дословно совпадают или перекликаются с др местами Свящ. Писания. Большинство изданий вз и нз печатаются с указанием П. м. Помещают их либо на полях, либо внизу страни
25 09 2014
7 стр.