Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Методическая разработка, представляемая в номинации

«Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий


Учитель русского языка и литературы Тутаева Ольга Валерьевна,
МОУ "Шелеховский лицей", г. Шелехов, Иркутская обл.


электронный адрес [email protected]
Раздел программы:

литература «Парнас серебряного века» (Устный журнал) 11 класс;



Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер;

  • презентации обучающихся для выступлений;

  • «Поэтический словарик» (раздаточный материал).

Цель:

дать общее представление о поэтической индивидуальности и художественном мире поэтов серебряного века.



Задачи:

  • развитие умения работать со справочной литературой, расширить знания учащихся по теме «Литература рубежа веков»;

  • развитие коммуникативных свойств речи; умений работать с информацией (составление полных информационных моделей);

  • создание условий для предъявления своей точки зрения, индивидуальной жизненной позиции, расширение представлений о человеке как субъекте жизни.

Тип урока: комбинированный урок литературы в 11 классе с элементами:

  • проектной деятельности;

  • практической работы;

  • использованием ИКТ ресурсов.

Список литературы:

  • Серебряный век русской поэзии / Под ред. Л. Г. Максидоновой: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 1999.

  • В. В. Агеносов. Русская литература ХХ века: В 2-х частях. – М.: Дрофа, 2008.

  • В. Г. Маранцман. Литература 11: В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2009.

  • Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. XX век/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999.

Структура урока:

Самостоятельная работа вне класса. Каждый из желающих участвовать, выбрав какого-либо поэта, готовит короткий рассказ о его творчестве и стихотворение, которое будет читать наизусть, самостоятельно выполняет свой проект, предварительно консультируясь у учителя (за 1 – 2 недели).

Ход урока.

Методические приемы: беседа учителя, сообщения учеников, аналитическое чтение стихотворений.

Данный урок литературы (1 пара – 2 академических часа) проводится у одиннадцатиклассников, изучающих предмет на базовом уровне. В течение урока ученики защищают свои проекты по творчеству выбранного поэта, остальные учащиеся оценивают эту работу: в каждой презентации учитывается содержание материала (теоретическая и практическая значимость), оформление работы. Приложения (презентации, выполненные учениками в Power Point) в авторской редакции.

Урок является выступлением учащихся и проводится, в основном, самими учащимися; аналитическое чтение стихотворения К. Бальмонта – под руководством учителя.

Подготовительная работа:

В создании проекта некоторые из учеников используют не только стихотворения и фотографии поэтов, но и репродукции обложек поэтических сборников той поры, записи авторского чтения, музыкальные отрывки из произведений Рахманинова, Скрябина, репродукции картин Врубеля, Волошина, что, несомненно, обогащает представление учащихся о происходившем в мире искусства в начале ХХ века.



Ход урока.

  1. Организационный момент. Учитель сообщает тему урока и представляет участников устного журнала.

  2. Презентация Приложение_1 Слайд№ 1. Звучит музыка Скрябина.

Слово учителя.

Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX — XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе "Серебряного века"» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.



Татьяна Бек, полагающая, что «исходная граница Серебряного века... более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий», в оценке финала этого явления «абсолютно солидарна» с Вадимом Крейдом: «Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого Серебряного века после этого не было... В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш Серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться или разбиться. Еще живы были большинство поэтов, критики, философы, художники, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых создан был Серебряный век, но сама эпоха кончилась». Сегодня мы познакомимся с некоторыми именами, внесшими несомненный вклад в развитие русской культуры.

  1. Выступления учащихся.

    • Слово о В. Брюсове. Приложение_1 Слайд№ 2- 12

    • Слово о К. Бальмонте. Приложение_2

    • Слово о С. Городецком. Приложение_3

    • Слово об А. Белом. Приложение_4

    • Слово о С. Черном. Приложение_5

    • Слово о Н. Гумилеве. Приложение_6

    • Слово о В. Хлебникове. Приложение_7

    • Слово о М. Волошине. Приложение_8

    • Слово о Н. Клюеве. Приложение_9

Учащиеся оценивают работу выступающих.

  1. Анализ стихотворения. Поскольку домашним заданием будет анализ стихотворения, то целесообразно сделать подобную работу на уроке.

Анализ стихов поэтов-символистов невозможен без знания некоторых литературоведческих терминов, способствующих лучшему их пониманию. Главная поэтическая единица – это символ, скрывающий в себе то или иное значение. Учащимся для работы раздается Поэтический словарик.

Поэтический словарик

Аллитерация – строго говоря, это повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, помогающих лучше передавать музыкальность стиха, но эти возможности расширяются, если автор связывает между собой разные по значению, но сходно звучащие слова.

Аллюзия – намек на общеизвестный литературный факт.

Анафора – повторение начальных частей стихотворения (звуков, слов, строк, строф).

Антитеза стилистическая фигура, основанная на со- или противопоставлении контрастных понятий. («Я царь, - я раб, - я червь, - я Бог!» Г. Державин)

Ассонанс созвучие гласных звуков, чаще всего ударных, а также неточная рифма, где совпадают гласные звуки и не совпадают согласные.

Ассоциативность – прием в художественном произведении, помогающий связать разнородные явления, и позволяющий проникнуть глубже в идею произведения.

Градация – обозначает постепенность.

Метафора – скрытое сравнение.

Метонимия - вид метафоры, когда явление или предмет передаются с помощью других слов.

Оксюморон стилистическая фигура, сотканная из сочетания противоположных по смыслу понятий. Оксюморон расширяет границы ассоциативных восприятий: «мертвые души», «грустная радость», «светила зловещая тьма».

Эллипсис стилистическая фигура, обозначающая выпадение, опущение.

Эпифора – повторение конечных частей - противоположность анафоре.

Стихотворение К. Бальмонта можно вывести на экран (см. Приложение_2) или раздать распечатки с текстом.



К. Д. Бальмонт

Челн томленья (1890-е гг.)

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томленья, челн тревог

Бросил берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог.

Мчится взморьем, мчится морем,

Отдаваясь воле волн.

Месяц матовый взирает,

Месяц горькой грусти полн.

Умер вечер. Ночь чернеет.

Ропщет море. Мрак растет.

Челн томленья тьмой охвачен.

Буря воет в бездне вод.



Анализ стихотворения

Стихотворение соткано из символов и передает ощущение безнадежности, отсутствия надежды на преодоление мрака жизни. По своему строю оно очень музыкально, и это достигается различными фонетическими, лексическими и морфологическими средствами.



Композиция. Стихотворение состоит из 4-х строф и представляет замкнутый круг, что еще более подчеркивает ощущение безысходности.

I строфа. Символика предельно ясна, она определяет время и место действия. Вечер - время мистических очарований. Взморье и вздохи ветра – атмосфера ожидания. Очень красивая по своему звучанию третья строка передает красоту вечернего пейзажа. Музыкальность создается за счет аллитерации звука «в» в первой строке и во второй. В третьей опять звук «б», а в четвертой – звук «ч», причем последняя строка – звукопись «чу», «ча», «че» - создают ощущение загадки, тайны, а вся строка расшифровывается через символы: «чуждый чарам черный челн» – жизнь человеческая, лишенная мечты, чар, она бьется о берег Иного мира, но не может пристать.

II строфа. Первая строка почти полностью повторяет последнюю строку, автор использует и аллитерацию, и ассонанс, что усиливает музыкальность строки, которая завораживает магией букв «ч», «и», «а», слово «счастье» конкретизирует цель находящегося в море челна, что подтверждает символику Иного мира, названного «чарами счастья». «Челн томленья, челн тревог» - символ нашего бытия. «Бросил берег, бьется с бурей» – берег недоступен, человек борется с морем житейских тревог, от которых хочет забыться во сне («Ищет светлых снов чертог»).

III строфа. Через символику моря и волн поэт продолжает тему II строфы. Сон жизни - это реализация мечты, выраженная в глаголах движения: «мчится взморьем, мчится морем, // отдаваясь воле волн» под непременным взором месяца, ночного спутника. Анафора в последних двух строках и совпадение звонких и сонорных создают картину безудержного отчаяния и в то же время грусти («месяц горькой грусти полн»).

IV строфа. Подводит итог всем попыткам земной жизни обрести счастье. «Умер вечер. Ночь чернеет» – приговор, магия вечера передается через звукопись. Во второй строке усиливается ощущение мрака, конца. Третья строка окончательно лишает надежды на счастье («Челн томленья тьмой охвачен»).

Последняя говорит языком бури («Буря воет в бездне вод»).



Вывод: В целом, стихотворение своим ритмом, своей музыкальностью вызывает различные ассоциации, а символика стиха может быть понята и совсем по-другому – в этом особенность стихов символистов, каждый символ у каждого человека вызывает свои ассоциации.

  1. Заключительное слово учителя.

Все эти поэты — современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;

всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;

все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения;

они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий;



их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему...

  1. Домашнее задание. Сделать письменный анализ стихотворения понравившегося автора.

Литература «Парнас серебряного века»

Серебряный век русской поэзии / Под ред. Л. Г. Максидоновой: в 2 ч. – М.: Гуманит изд. Центр Владос, 1999

79.08kb.

16 12 2014
1 стр.


Концепт "снег" в русской и японской поэзии серебряного века

Серебряного века, когда наблюдалось активное взаимопроникновение культур. В этой работе нас будет интересовать проблема реализации концепта “снег” в русской и японской поэзии Сереб

108.68kb.

15 10 2014
1 стр.


Тематический план элективного курса по музыке тема теория практика искусство «серебряного» века. 1 час

Культура грани веков. «Серебряный век» или «русский ренессанс» круг проблем и образов. Музыкальность поэзии «серебряного века»

45.04kb.

02 10 2014
1 стр.


Серебряный век русской поэзии Поэзия серебряного века

Сам эпитет “серебряный век” звучит как колокольчик. Серебряный век подарил нам целое созвездие поэтов. Поэтов-музыкантов. Стихи серебряного века — это музыка слов. В этих стихах не

77.57kb.

14 12 2014
1 стр.


Серебряного века

Бя четыре поколения поэтов: бальмонтовское (родившиеся в 60-е и начале 70-х годов XIX века), блоковское (родившиеся около 1880-го), гумилевское (родившиеся около 1886 г.), и, након

40.15kb.

25 12 2014
1 стр.


Литература, официально не признанная властью, литература Русского зарубежья. Основные темы и проблемы. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов. Литература начала 20 века

России 20 века. Три основные направления: русская советская литература, официально не признанная властью, литература Русского зарубежья. Основные темы и проблемы. Тема исторической

126.64kb.

14 12 2014
1 стр.


Литература XVIII века Общая характеристика литературной культуры петровской эпохи

Мемуарная литература. Особенности повествования, образ мемуариста, цель и причина создания мемуаров

15.87kb.

08 10 2014
1 стр.


«Комбинаторная литература»

Диониса (mania) и Аполлона (techne). Techne – литература строгих форм и формальных ограничений. Краткая история литературы techne от античной Греции до ХХ века. Литература ограниче

36.8kb.

14 12 2014
1 стр.