ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МУЗЫКЕ
| ТЕМА | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА |
1.
|
Искусство «серебряного» века.
|
1 час
|
|
2.
|
Русская эстрада начала 20 века.
|
1 час
|
|
3.
|
Александр Вертинский-«брат Пьеро».
|
1 час
|
1 час
|
4.
|
Александр Вертинский-судьба Родины, судьба артиста.
|
1 час
|
|
5.
|
Александр Вертинский и творчество поэтов «серебряного» века.
|
|
1 час
|
6.
|
Жанр «песенки» в творчестве Вертинского и Ахматовой.
|
|
1 час
|
7.
|
Последователи творчества Вертинского.
Олег Погудин.
|
1 час
|
|
8.
|
Цыганский романс на русской эстраде начала 20 века.
|
1 час
|
|
9.
|
Женщины на эстраде, исполнительницы цыганских романсов.
|
2 часа
|
|
10.
|
Влияние цыганских мотивов на творчество поэтов «серебряного» века.
|
|
1 час
|
11.
|
Цыганский романс на современной эстраде.
В. Пономарева.
|
1 час
|
|
12.
|
«Экскурсия в бабушкин сундук».
|
|
1 час
|
13.
|
Подготовка проекта.
|
|
4 часа
|
14.
|
Реализация проекта.
|
|
2 часа
|
9 часов
|
11 часов
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Искусство «серебряного» века. ( 1 час.)
Культура грани веков. «Серебряный век» или «русский ренессанс» - круг проблем и образов. Музыкальность поэзии «серебряного века».
Русская эстрада начала 20 века. ( 1 час.)
Эстрадное искусство – иной полюс русской художественной жизни в начале 20 века. Средства эстетического воздействия в эстрадном жанре. Имена величайших эстрадных исполнителей (Вертинский, Морфеси, Панина, Вяльцева.)
Александр Вертинский – «брат Пьеро». ( 2 часа.)
Первые шаги в искусстве. Образ Пьеро. «Песенки печального Пьеро» (ариетки) – содержание, образы, лексика, их отражение в музыке (на примере песен «Безноженька», «Кокаинетка», «Креольчик», «Ваши пальцы пахнут ладаном».) Роль жеста и мимики в создании музыкального образа.
Александр Вертинский – «судьба Родины, судьба артиста». ( 1 час.)
События 1917 года. Эмиграция. Содержание, образы «ариеток Пьеро» в годы жизни за границей (на примере песен «В степи молдаванской», «Чужие города», «Прощальный ужин», «О нас и о Родине».)
Александр Вертинский и поэты «серебряного века». ( 1 час.)
Стихи Бальмонта: «Колыбельная», Блока: «В голубой далекой спаленке», Цветаевой: «Прощанье», «Степан Разин», Есенина: «Последнее письмо» в творчестве Вертинского, их образы, содержание, музыкальная интерпретация.
Жанр «песенки» в творчестве Вертинского и Ахматовой. ( 1 час.)
Смысл слова «песенка» у Вертинского и Ахматовой. Содержание и образы песенок ( на примере ранних песен Вертинского до 1917 года) и стихов Ахматовой «Я на солнечном восходе…», песенки из цикла «Шиповник цветет», «Песенка слепого», цикл из 4 стихотворений «Песенки».
Последователи творчества Вертинского. ( 1 час.)
Подражатели Вертинскому, пародии на него. Современные исполнители песен артиста: Б. Гребенщиков, Олег Погудин – монографические концерты, посвященные памяти Вертинского.
Цыганский романс на русской эстраде
начала 20 века. ( 1 час.)
Понятие цыганского романса в начале 20 века, его содержание, музыкальное сопровождение. Артисты Московской оперетты 70 – 80 годов 19 века – прямые «прародители» цыганской песни начала 20 века.
Женщины на эстраде – исполнительницы цыганских
романсов. ( 2 часа.)
«Цыганский» репертуар на эстраде. Творчество Паниной, Вяльцевой, Плевицкой.
Влияние «цыганских» мотивов на творчество
поэтов «серебряного века». ( 1 час.)
Цыганские мотивы в творчестве Есенина, Цветаевой. Особое место цыганских романсов и творчества В.Паниной в жизни и творчестве А.Блока.
Цыганский романс на современной эстраде. ( 1 час.)
Традиции и новаторство в исполнении цыганских романсов в наше время. Творчество В.Пономаревой.
Экскурсия в бабушкин сундук. ( 1 час.)
Поиск, реставрация и анализ нотных изданий и грамзаписей выпуска 1- ой половины 20 века. Составление нотной «библиотеки» и фонотеки старинных песен и романсов.
Подготовка проекта. (4 часа.)
Идея проекта, форма проведения, составление плана работы, работа с литературными и музыкальными источниками, написание сценария, оформление проекта.
Реализация проекта. (2 часа.)
Защита (проведение) проекта.
Рекомендации к проведению проекта.
Подготовка и реализация проекта является завершающим этапом элективного курса по музыке. Проект может проводиться в форме музыкальной гостиной, для которой можно предложить следующие варианты тем:
-
«Дневник артиста».
-
«Записки музыкального издателя».
-
«На эстрадном концерте начала 20 века».
Эти проекты строятся на воспоминаниях самих артистов, их друзей, издателей, свидетелей той эпохи.
Еще одна форма проекта, которая может быть реализована – это «Музыкальный магазин». Однако, следует отметить, что этот проект может быть осуществлен только при условии, что учащимися будет найден достаточно богатый и интересный нотный материал и грамзаписи 1-ой половины 20 века, то есть проект целиком зависит от поисковой, исследовательской деятельности учащихся.
Если эта деятельность окажется успешной, то «Музыкальный магазин» организуется как выставка найденных экспонатов и рассказ о тех исполнителях, чьи произведения и голоса на них записаны.
Проектная деятельность осуществляется самими учащимися под руководством учителя, реализующего элективный курс (в данном случае под руководством учителя музыки).