Перейти на главную страницу
После Второй мировой войны центр внимания переместился с ужасов войны к проблеме вины.
После поражения Германии во Второй мировой войне Советский Союз и западные оккупационные державы пытались возродить культурную жизнь страны, поощряя ее поворот к немецким классическим и гуманистическим традициям. В первые годы после войны на востоке Германии в театральном репертуаре, включавшем, например, пьесы Ж.Ануя, Ж.-П.Сартра, Т.С.Элиота, Т.Уайлдера, Т.Уильямса, трудно было найти существенные отличия от репертуара в западных зонах оккупации. Но по мере нарастания "холодной войны" оккупационные державы стали постепенно перестраивать и свою культурную политику. В Восточной Германии терпимость в области литературной политики быстро сменилась диктатом социалистического реализма.
Вольф К. «Расколотое небо».
Криста Вольф – художник аналитического склада. Ее произведения привлекают не сюжетной динамикой, а скорее нравственной тревогой, острой проблемностью. Весной 1945 году ей исполнилось 16 лет. Конец гитлеровского режима совпал для нее с концом ее отрочества. Об этом две автобиограф повести – Новый взгляд и По поводу одной даты. Она росла в провинциальной мелкобуржуазной семье. Новые отношения взаимопнимания, дружбы, складывающиеся между гражданами ГДР и советскими людьми, - такова тематическая основа «Московской повести», первого произведения писательницы. К художественному творчеству Криста Вольф обратилась в возрасте 30 лет – уже после того, как она несколько лет работала издательским редактором, рецензентом.
Один из ключевых эпизодов здесь – собрание, где разбирается дело студентки Зигрид. Должна ли она нести ответственность за то, что ее родные ушли на запад? И в романе описываются две идейно противоположные позиции.
Зачастую философский роман призван проиллюстрировать ту или иную философскую позицию. Термин «философский роман» не имеет чёткого истолкования, потому что многие филологические научные школы вкладывают в это понятие разное значение. Тем не менее, термин является устоявшимся и часто применяется как в научной, так и в более популярной литературе.
Некоторые произведения, охарактеризованные как «философский роман», часто одновременно могут быть названы романом воспитания. С этим жанром философский роман роднит особое внимание к истории формирования мировоззрения персонажа и то значение, которое в сюжете играет интеллектуальная жизнь героев, а также её концептуальное осмысление. Однако, философский роман может не содержать описание взросления и становления характера главных персонажей, что является характерной особенностью для романа воспитания.
Философским романом иногда называют произведения, написанные в жанре утопии или антиутопии. Это происходит благодаря особенному концептуальному рассмотрению в утопиях или антиутопиях тех или иных явлений общественной жизни, философскому анализу всего общества в целом, а также проблемам исторического развития общества.
Осмысление опыта тоталитаризма и ужасов Второй мировой войны с новой силой вызвало необходимость философского осмысления действительности. В это время жанр философского романа приобретает дополнительную актуальность. Немецкие писатели, живущие в эмиграции, создают значительные образцы философского романа, посвященные роли художника и творца в годы социальных потрясений. В послевоенную эпоху необыкновенно популярной становится философия экзистенциализма, ставящая с особой силой вечный вопрос об ответственности человека за тот выбор, который он совершает.
40-50е: КОНФРОНТАЦИЯ ИДЕЙ - УСИЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ОСОБЕННО КАТОЛИЧЕСКОГО (Голдинг) ПРОТИВОСТОИТ ЛЕВЫМ ИДЕЯМ И АТЕИЗМУ. НАЦ. И ЭСТЕТ, СПЕЦИФИКА РЕШЕНИЯ АНТИВОЕННОЙ ТЕМЫ.
Англ. пис. Школьный учитель. В 43 года опубликовал 1й роман - «Повелитель мух», за кот. последовали «Наследники», «Шпиль». В них исследует природу «самого опасного из всех животных - человека». Его манере свойственна большая мера условности, что заставило критиков говорить о философичности и притчевом начале его произведений. Его не увлекает религиозно-психологическая проблематика, мировоззренчески он ближе к экзистенциалистам.
«Повелитель мух» вырастает из традиции «робинзонады». Мир охвачен войной. Самолет, на борту кот. находится группа англ. школьников, сбит вражеским истребителем, и мальчики попадают на необ. остров. Если в класс. робинзонаде XVIII-XIX в. герои с честью выходят из испытаний, то в XX в. человек, предоставленный самому себе, неизменно встает на путь саморазрушения. Школьники сначала подражают взрослым, устанавливая своего рода демократ. правление но вскоре темные природн. инстинкты берут верх, и полож. персонажи романа не в силах восстановить чел. согласие. Воплощением подсозн. страхов мальчиков становится «повелитель мух» - кабаний череп, и эти страхи использует предводитель «охотников» Джек, устанавливая на острове дикт. порядки. На вопрос: «Что лучше - жить по закону и в согласии или охотиться и убивать?» роман отвечает: первое лучше, но второе естественней для человека. Мир цивилизации и здр. смысла хрупок, над ним легко берет верх мир агрессии и насилия. Рассматривает конфликт рационального и иррацион. начал. Во многих романах Г. сталкивает добро и зло, свет и тьму. Им свойственна многозначная символика. Роман Голдинга «Повелитель мух» является предупреждением. Он показывает ужас тоталитаризма и фашизма. Одним из способов раскрытия этой идеи являются символы. Рог – символ добра, демократии и разума. Костер - символ жизни, надежд, примиряющая и объединяющая сила. Голова свиньи – символ тоталитаризма и дьявольского начала. Роман «Повелитель мух» - это в целом пример возможного функционирования человеческого общества, описанный в виде детской игры. Здесь, как и в реальной жизни, есть добро и зло, разум и самодурство, справедливость и жестокость. Все эти качества представлены как символы: раковина, огонь, свиная голова и другие.
14. Движение битников и американская литература
Литература битников одно из центральных событий. С одной стороны были связаны с движением контестации, с другой стороны с авангардом. Литературная программа восходит к Рембо, сюрреалистам, была последней серьезной попыткой реализовать авангард. Это Керуак, Ринсберг и Берроуз говорят о поколении битников (нонконформистски настроенной молодежи 50-60х гг.). Социально обусловлены хипкультурой (хипстерами). Хипстер – белый негр (пьяницы, наркоманы, проститутки), они сознательно противопоставляют себя культуре. Это социально-культурная эмиграция на дно, люмпен-интеллигентская богема. Акт негативизма, отрицание ценностей общества, хотели почувствовать озарение.
Смысловой центр – негритянская музыка, алкоголь, наркотики, гомосексуализм. В круг ценностей входит сартровская свобода, сила и напряженность душевных переживаний, готовность к наслаждениям. Яркая манифестация, контркультура. Безопасность для них – скука, а потому болезнь: жить быстро и умереть молодым. Но в действительности все было пошлее и грубее. Битники героизировали хипстеров, придавали им социальную значимость. Писатели этой жизнью жили, но маргиналами не были.
Сэлинджер дж. "Над пропастью во ржи" — центральное произведение прозы Сэлинджера, над которым автор работал еще во время войны. Перед нами Америка послевоенного времени, настроениям которого соответствует психологическая атмосфера романа. Форма романа-исповеди. Семнадцатилетний Холден Колфилд, главный герой повествования, находясь на излечении в санатории для нервных больных, рассказывает о том, что с ним произошло около года тому назад, когда ему было шестнадцать лет. Автор знакомит Читателя с героем в момент острого нравственного кризиса, когда столкновение с окружающими оказалось для Холдена невыносимым. Внешне этот конфликт обусловлен несколькими обстоятельствами. Во-первых, Холдена исключают за неуспеваемость из привилегированной школы, — ему предстоит нерадостный путь домой, в Нью-Йорк. Во-вторых, Холден оскандалился и как капитан школьной фехтовальной команды. В-третьих, Холден очень стеснителен, обидчив, нелюбезен, зачастую бывает просто груб, старается придерживаться насмешливого, покровительственного тона в разговоре с товарищами. Однако Холдена больше всего угнетают не эти личные обстоятельства, а царящий в американском обществе дух всеобщего обмана и недоверия между людьми. Его возмущает "показуха" и отсутствие самой элементарной человечности. Кругом обман и лицемерие, "липа". Средоточием самой страшной "липы" юноша считает кино, представляющее собой утешительные иллюзии для "мазил". Холден тяжело страдает от безысходности, обреченности всех его попыток построить свою жизнь на справедливости и искренности человеческих отношений, от невозможности сделать ее осмысленной и содержательной. Больше всего на свете Холден боится стать таким, как все взрослые, приспособиться к окружающей лжи, поэтому он и восстает против "показухи". Случайные встречи с попутчицей в поезде, с монахинями, беседы с Фиби убеждают Холдена в шаткости позиции "тотального нигилизма". Он становится терпимее и рассудительнее, в людях он начинает обнаруживать и ценить приветливость, радушие и воспитанность. Его бунт приобретает логическое завершение: вместо бегства на Запад Холден и Фиби остаются в Нью-Йорке, ибо теперь Холден уверен, что бежать всегда легче, чем остаться и отстаивать свои гуманистические идеалы.
Холден решает, что нужно спасать детей от пропасти взрослой жизни. "Мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи", — таково заветное желание. Юношеский бунт Холдена доводит до логического конца его младшая сестра Фиби, готовая идти навстречу новой жизни. В итоге Холден формируется как личность.
Герой Сэлинджера Холден Колфилд — своеобразный символ чистоты и искренности для поколения выпускников школ и колледжей. Роман "Над пропастью во ржи" стал классикой не только американской, но и мировой литературы. Становление личности, переход подростка в мир взрослых — эти проблемы всегда будут актуальны.
Эрнест Хемингуэй — один из наиболее значительных современных писателей США. Его творчество тесно связано с его биографией. Окончив среднее учебное заведение, юный Хемингуэй уезжает в Европу в составе автоколонны Красного Креста. В 1918 г. он получает тяжелое ранение на итало-австрийском фронте. После войны Хемингуэй работает репортером в Европе и на Востоке. С начала 20-х годов, живя в Париже, он начинает писать художественные произведения. Социальная тема входит в произведения Хемингуэя лишь постепенно. Его первый роман "И восходит солнце" ("Фиеста"), появившийся в 1926 году, дал основание критикам причислить писателя к так называемому потерянному поколению. Так принято было называть людей, выбитых из колеи первой мировой войной, поддавшихся настроениям безысходного пессимизма, не видевших выхода из создавшегося положения. Это прежде всего его первый сборник рассказов "Наше время", который вышел в 1925 году. В этих рассказах разделение тематическое: война, до войны, после войны. Техника потока сознания. Большие рассказы набраны обычным шрифтом, маленькие рассказы набраны курсивом. Графически обозначается перебив в манере повествования. В результате эти раздельные эпизоды монтируются в некую целостность.
В последующем творчестве Хемингуэя нет никакого мироощущения человека, осознающего свою причастность тому, что происходит. Настроения этих последующих романов, повестей, рассказов очень разные. Но оно обусловлено тем, что происходит вокруг Хемингуэя в этом современном мире 40-50-х годов. От этого зависит мироощущение самого Хемингуэя и его героев. Тогда оптимизм конца войны сменился мрачными насторениями холодной войны, человек = пешка в этой игре, игре очень циничной, которая стремится подчинить себе не отдельное человеческое «я», а просто том коллектив. Который есть в настоящем мире. За роман «Старик и море» Хемингуэй получил Нобелевскую премию. Это, по мнению литератора, самое сильное его произведение. Оно написано в 1952 году на пике холодной войны
Прототипом героя романа явился легендарный Советский разведчик Хаджи-Умар Мамсуров, известный как «Полковник Ксанти». Во время Гражданской войны в Испании. Хаджиумар и Хемингуэй два вечера беседовали в отеле «Флорида». Хемингуэй был восхищен своим собеседником. Его рассказы произвели на него огромное впечатление. И задумав роман «По ком звонит колокол», Хемингуэй решил сделать храброго полковника Ксанти прообразом главного героя. Хэмингуэй так и не узнал, что македонец Ксанти на самом деле был майором советской разведки.
Роберт Пенн Уоррен (Warren) (24 апреля 1905, Гатри, штат Кентукки - 15 ноября 1989, Страттон, штат Вермонт), американский писатель; теоретик литературы.
Латиноамериканский бум начался с публикаций Мигель Алехо Астуриаса и Алехо Карпентьера (50-60 гг). Главное – изображение экзотики и таинственности мира кубинских негров с их древними верованиями, обрядами и церемониями. Отчетливо звучит социальная тема: проникновение империализма США на плантации сахарного тростника и несовместимость белой “цивилизации” с герметичным и замкнутым миром негров. Новый латиноамериканский роман, создается с учетом традиций русских и западноевропейских романов. Название – пародия на новый французский роман. “Литература заключает договор не с одной стороной бытия, а со всей действительностью в целом” (Маркес). Писатель должен быть на месте Творца – замашка на новейшее богословие. Это “Тотальный роман” (Маркес) – тотальность мира, увиденного сквозь текст. Специфическое использование мифа и мифологичности как приема, фантастика как гиперболизация. В латиноамериканском романе мифы – родные сказки, знакомые с детства. Люди мыслят этими мифами. Нет разрыва исторического времени, такого как в западноевропейском романе (античность-современность). Миф здесь не ученый, а народный. Люди чувствуют миф изнутри. Маркес обобщает в библейском масштабе описываемый мир: потоп, люди теряют память. Всеобщая история, судьба человека - как она решается? Происходит переосмысление смеха и комического. В западноевропейском романе нет хохота, полновесного смеха, только ухмылка, остроумие. В латиноамериканском романе: смех – противоядие страху. Смех там не индивидуальный, он коллективный, причем надо быть объединенными одним языком, быть своим среди своих. Смех здесь восходит к своим глубочайшим корням. 70е-80е: «КАРНАВАЛИЗАЦИЯ» ЛИТ-РЫ: ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ И ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ «ПАРА-КУЛЬТУРЫ» И «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РОМАНА». СДВИГИ В ОСОЗНАНИИ СТАТУСА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И РОЛИ ХУД-КА. РАСШИРЕНИЕ СФЕРЫ ОБЪЕКТОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ. РЕАЛЬНОСТЬ, ВКЛЮЧАЯ ВНУТРЕННИЙ МИР, ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ГЛАВНЫМ ДЛЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ. ВОЗМОЖНЫЕ МИРЫ (ВООБРАЖАЕМЫЕ, ГАЛЮЦИНОГЕННЫЕ, АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ И Т.Д.) БОЛЕЕ НЕ РАСЦЕНИВАЮТСЯ КАК ПРИЗНАК МАРГИНАЛЬНОЙ ЛИТ-РЫ. МАРКИРОВАННАЯ СОТВОРЕННОСТЬ ХУД. МИРА (НАЛИЧИЕ АВТОРА-ТВОРЦА, ФИКТИВНОСТЬ, ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ), ЕГО ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОНВЕНЦИЙ ОСОЗНАЮТСЯ ЧИТ. КАК НЕОБХОДИМЫЙ ПРИЗНАК СОВРЕМЕННОСТИ ЛИТ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Ангажированная литература смысл понятия, виды «ангажированности». Литература Сопротивления (цели, жанры, тематика) и экзистенциалистская идея в художественной литературе: истоки, ф
11 10 2014
5 стр.
Как связаны понятия "дискурс", "дискурсивная практика", "научная дисциплина", "тезаурус"?
12 10 2014
1 стр.
Например, *{color: red;}. Перед любым селектором, задающим класс или идентификатор, можно поставить знак универсального селектора, в результате получится эквивалентное выражение, н
09 10 2014
1 стр.
Но почему, у вещей есть смысл? Может да, но смыл тайный, понятный потом, гораздо позже, или непонятный, но у них должен быть смысл: их смысл, конечно же, который иногда нас не каса
15 09 2014
1 стр.
Путешествие в книжное царство, тридесятое государство для учащихся начальных классов
25 12 2014
1 стр.
Неменская Л. А. Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство 1кл. Просвещение
14 12 2014
1 стр.
Такого рода проблемы, требующие мышления, позволяют глубже понять социальный смысл знаний, накопленных человечеством, и одновременно развивать собственные творческие способности
01 10 2014
1 стр.
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства
09 10 2014
1 стр.