Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Ю.Н. КВАШНИН



Локальные особенности строения ненецкого чума

(по материалам полевых исследований

в Ямало-Ненецком и Таймырском автономных округах)
Ненецкий чум до сегодняшнего времени является наиболее удобным жилищем для тундровых оленеводов Ямало-Ненецкого автономного округа. Помимо тундровых и лесных ненцев здесь его используют северные ханты, селькупы и коми-ижемцы, а в Ханты-Мансийском автономном округе – оленеводы-манси. Чум самодийского типа, схожий по конструкции с ненецким, широко бытовал до недавнего времени у энцев низовьев Енисея и нганасан п-ова Таймыр.

Одно из первых подробных описаний чума ненцев имеется в работе В. Иславина 1847 г. «Самоеды в домашнем и общественном быту». Вот что он пишет: «Чум есть ничто иное, как конусообразный шатер, составленный из длинных жердей – нижние концы их на некотором друг от друга расстоянии вбиваются в землю и образуют кругловатое основание шатра, верхние же крестообразно связываются вместе; летом покрыша состоит из бересты, а зимою из нескольких, вместе сшитых оленьих шкур; Самоедка… пол для предохранения от сырости и стужи устилает коврами, сплетенными из прутьев березы и метляка, на ковры накидывают оленьи шкуры, а стены чума убирает иногда подушками; боковое отверстие… завешивается оленьей же шкурой, и всегда остается под ветром; место же… противоположное входу, называется синикуй: оно для них место священное и служит хранилищем лучших вещей и самых лакомых съестных припасов; никакая Самоедка… не смеет переступить через синикуй: это значило бы опоганить святыню…». Далее описывается устройство очага, надочажных приспособлений, используемого самоедами топлива, материалов для приготовления постелей. Все чумы самоедов едино(с. 120)образны, пишет автор, и чум богатого хозяина отличается от бедного лишь большим объемом1.



За прошедшие со времени этого описания более полутора столетия, мало что изменилось в конструкции и внутреннем убранстве ненецкого чума. Однако появились некоторые локальные особенности строения, обусловленные воздействиями этнических, социально-экономических и географических факторов.
Традиционная конструкция чума хорошо сохранилась у ненцев Гыданского п-ова (Тазовский р-н ЯНАО) и северной части Ямала (Ямальский р-н ЯНАО). Для его постройки местные ненцы используют от 25 до 50 деревянных, гладко обструганных, шестов, 5-7 м в длину, с заостренными внизу концами. Верхними концами шесты накладываются на два основных шеста, связанных на концах кожаными ремешками. Зимой, в отверстие для выхода дыма, между шестами просовывается труба печки-буржуйки. Образованный шестами конус зимой покрывают двойным слоем покрышек-нюков из оленьих шкур: 2 нюка из тонких вытертых шкур мехом внутрь, затем, 2 нюка из толстых шкур мехом наружу. Для пошива каждого нюка требуется до 15 оленьих шкур. Летом используют брезентовое однослойное покрытие. Нюки накладывают на шесты таким образом, чтобы дымовое отверстие получилось достаточно широким для проникновения дневного света. В темное время суток в чуме зажигают керосиновую лампу 2.

Зимой, внутри чума, справа и слева от печки, на землю настилают обструганные, крашенные половые доски. Прямо за печкой вертикально устанавливают священный шест – симсы, за которым стоит столик для продуктов, и лежат мужские вещи – деревообрабатывающие инструменты, арканы и пр. Место за этим шестом считается священным. Здесь же стоит низенький столик для еды, который во время трапезы выдвигается к спальным местам. В центре летнего чума горит костер. На двух горизонтальных шестах, укрепленных в петлях двух шестов у входа и шесте (с. 121) симсы на уровне 1,5 м, кладется металлический стержень, продеваемый в отверстия на крюке для подвешивания котла3.

Постели в больших семьях располагаются по обеим сторонам чума. Они состоят из настила из ивовых прутьев, циновок из сухой травы и оленьих шкур для спанья. В головах под шкуры подкладывают мягкие вещи. Укрываются ненцы женской распашной одеждой – ягушками. Летом, в комариный период, над спальным местом подвешивают специальный полог из ситцевой ткани, который привязывают к шестам чума. На постели часто кладут изображения умерших предков в уменьшенном подобии национальной одежды. По поверьям они являются хранителями домашнего очага. У каждого члена семьи в чуме есть свое место. К примеру, слева от входа спят родители с маленькими детьми и старший сын с женой. Там же находится почетное гостевое место. Справа от входа спят дедушка с бабушкой и средние дети4.

На севере Надымского района ЯНАО материальная и духовная культура ненцев испытала на себе сильное влияние коми-ижемцев. Глядя на ижемцев, ныдинские ненцы (приписанные к п. Ныда), несколько упростили строение чума. Они убрали из него шест симсы, как «лишнюю деталь», сохранив при этом для места за очагом статус священного. Остальные шесты сделаны из необструганных молодых лиственниц. Печка в центре чума стоит здесь и зимой, и летом, что связано с обилием топлива вокруг стойбищ. По обеим сторонам от печки настелены листы линолеума (зимой кладут половые доски). Постели, так же как и у гыданских или ямальских ненцев, устраиваются из хвороста, циновок и оленьих шкур. На циновки иногда стелят суконные покрывала. У самой стены кладут покупные подушки в наволочках из ткани ярких расцветок. Укрываются местные ненцы покупными стегаными одеялами. На каждой постелью висит ситцевый полог. Нюки настилают на шесты так плотно, что через дымовое отверстие в чум почти не проникает дневной свет. В теплую погоду край покрышки, (с. 122) закрывающей вход, постоянно откинут, и этого освещения вполне хватает, для того, чтобы женщины занимались домашним хозяйством. В комариный период вход закрывают капроновой сеткой. Вечером чум освещается керосиновой лампой. У некоторых оленеводов имеются дизельные электростанции «Ямаха». Слева от входа на шесте или возле печки укреплен рукомойник, под которым стоит ведро или таз. Некоторые семьи живут в самодельных непереносных балках, обшитых сверху листами рубероида, или палатках. Оленеводы, кочующие вдалеке от стационарных стойбищ, используют облегченный чум, с меньшим количеством шестов и других приспособлений5.

В низовьях Енисея (Усть-Енисейский р-н ТАО), на реках Большая и Малая Хетá, Соленая, многие рыбаки и оленеводы летом живут в чумах, а на зиму перебираются в балки, нганасанского типа. Изменения в материальной и духовной культуре у местных ненцев происходили под влиянием русской (православной) культуры и культуры соседних народов – энцев и нганасан.



Снаружи чум енисейских ненцев ничем не отличается от традиционного ненецкого. Некоторые различия имеются внутри. В центре чума разводится костер, над которым устанавливается на четырех ножках низкая металлическая плита с круглыми отверстиями. На плиту ставят чайники или кастрюли. Традиционных надочажных устройств с шестами и железным крюком нет. В некоторых чумах летом стоят печки. Особого почитания места за очагом не наблюдается, там свободно проходят женщины. Священного шеста нет. Некоторые ненцы, живущие в чуме круглый год, устанавливают его только в зимнее время6.

Места проживания лесных ненцев (Пуровский р-н ЯНАО) находятся в зоне интенсивного промышленного освоения, поэтому они вынуждены приспосабливаться к быстро меняющимся условиям жизни. К примеру, ненцы Пякупуровской родовой общины живут в чумах на рыболовецких и оленеводческих стойбищах на левых притоках Пура. Некоторые исполь(с. 123)зуют под жилье балки, оставшиеся от экспедиций геодезистов. Несколько семей имеют квартиры в коттеджах в п. Ханымей и выезжают на стойбища только в сезон лова рыбы.

Чум лесных ненцев почти не отличается от чума тундровых. Основным различием является отсутствие в летнюю пору очага. Летом очаг, в виде костра, двух колышков и перекладины, устраивается на улице, там варят мясо и рыбу, пекут хлеб, а посреди чума разводят дымокур из гнилушек от комаров и мошки. Дымовое отверстие наверху плотно закрывают снаружи от дождя полиэтиленовой пленкой. Металлические печки-буржуйки лежат недалеко от чума в ожидании холодов. Шест симсы отсутствует, хотя местные женщины соблюдают обычаи и ходят по чуму, только обогнув очаг7.

Подводя итог можно сказать, что чум сегодня продолжает сохранять свое значение, как безальтернативное жилище для кочевых оленеводов Ямало-Ненецкого и Таймырского автономных округов. Локальные изменения, вызванные инокультурным воздействием, и процессами урбанизации не меняют в корне его основу.



Примечания

1 Иславин В. Самоеды в домашнем и общественном быту. СПб., 1847. С. 24-27.

2 Полевые материалы автора, 1994, 1995,1998, 2005 (далее ПМА); См. также: Хомич Л.В. Ненцы. Очерки традиционной культуры. СПб., 1995. С.86-96; Соколова З.П. Жилище народов Сибири (опыт типологии). М., 1998. С. 14-17.

3 Там же.

4 Там же.

5 ПМА, 2002.

6 ПМА, 2006.

7 ПМА, 2007. (с. 124)

Жилище и одежда как феномен этнической культуры. Материалы Седьмых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб., 2008. С. 120-124.


Локальные особенности строения ненецкого чума

Помимо тундровых и лесных ненцев здесь его используют северные ханты, селькупы и коми-ижемцы, а в Ханты-Мансийском автономном округе – оленеводы-манси

59.15kb.

08 10 2014
1 стр.


Урок Особенности внутреннего строения

Какие особенности внешнего строения рептилий являются приспособлениями к жизни на суше

28.28kb.

18 12 2014
1 стр.


Урока: «чум мой дом»

Используемые материалы: макет чума; детские рисунки; фотографии и вырезки из журналов с изображением чума; аппликация Составные части чума; альбом, цветные карандаши

63.61kb.

17 12 2014
1 стр.


«Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие. Особенности строения»

Урок: №22 Тема урока: «Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие. Особенности строения»

104.92kb.

13 10 2014
1 стр.


Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации в 6 семестре

Мышечная ткань: классификация, местоположение, особенности строения, функции

29.62kb.

13 10 2014
1 стр.


Левкин Г. Г., Гайдученко Ю. С

Морфометрия и некоторые особенности строения наружных мышц глазного яблока у серебристо-черной лисицы и голубого песца

36.46kb.

03 09 2014
1 стр.


Благодаря представленной инструкции Вы самостоятельно, без особых усилий и излишних затрат сможете установить локальные очистные сооружения нашей компании на своем участке

Локальные очистные сооружения, в частности септик, рекомендуется размещать как можно ближе к дому (от 3 до 10 м.) и как можно выше по отношению к грунту (-0,5 – 0,6м). Это обусловл

98.43kb.

10 10 2014
1 стр.


«Особенности строения и размножения папоротника»

Учебные пособия: гербарий «Папоротник», микроскоп, микропрепарат «Сорус папоротника»

13.26kb.

11 10 2014
1 стр.