Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4

4. Выводы и рекомендации.


  1. Рекомендации по выбору района путешествия и нитки маршрута.

При выборе района похода и нитки для маршрута мы выдвигали требования:

  • наличие удобного подъезда и выезда с маршрута;

  • наличие водного маршрута не ниже 3 категории сложности;

  • возможность проведения полноценных тренировок для подготовке к

соревнованиям

  • возможность выбора интересной и полезной краеведческой работы.

  • красивая, нетронутая цивилизацией природа.

Из всего разнообразия водных маршрутов Европейской части России этим требованиям вполне удовлетворяет маршрут по реке Умбе с добавлением Колвицы.

Планируя маршрут необходимо учесть, что Умба относится к нерестовым рекам. Здесь строгий запрет на нелицензионную рыбную ловлю сёмги, форели и других ценных рыб. Лицензию на лов рыбы можно приобрести в Апатитах в конторе рыбнадзора по адресу: ул. Ферсмана д. 11 стр. 4, телефон 7-56-39. Лицензии продаются с понедельника по четверг с 14-00 до 17-45, в пятницу с 14-00 до 16-45, в субботу с 10-00 до 16-00. Выходной – воскресенье.

Район позволяет осуществлять водные путешествия, как с узкоцелевыми задачами (например, исключительно спортивные), так и походы с широким спектром взаимодействующих установок.


  1. Интересные места маршрута.

Природные. Практически весь маршрут проходит по местам, которые можно отнести к интересным природным объектам. Леса, горы и чистые реки составляют национальное достояние (возможно более ценное, чем апатит). Сюда же нужно отнести и чистый воздух, такой дефицитный у нас в Москве. Особое впечатление оставляют наблюдения за рыбой лососёвых пород в период нереста (сёмга, горбуша, кета). Порой поражает горожанина обилие грибов и ягод в период их созревания.

Исторические

Места, через которые проходил наш маршрут, были освоены ещё в каменном веке! Об этом говорят петроглифы на первом (по ходу маршрута) Мунском острове на Канозере. Специалисты относительно недавно (в 1997 году) определили, что петроглифы относятся к 3-4 тысячелетию до н. э.(см. Краеведческое задание)




3. Познавательное значение похода.

Участники нашей группы попали на Кольский полуостров в первый раз. Поэтому все встречи для нас были интересными и познавательными – и суровая природа Севера и история этого края.

По ходу подготовки и проведения похода каждый участник группы выполнял поручение (завхоз, ответственный за снаряжение, медик, ремонтник, фотограф, метеоролог, лоцман, картограф и т.д.). Самостоятельное выполнение любой из этих обязанностей невозможно без получения новых знаний, умений, навыков, которые были развиты и закреплены в ходе путешествия.

На маршруте каждый из участников составлял хронологическую лоцию на 1 день сплава. Один и тот же день описывали одновременно 2 участника. В конце дня лоции сдавались ответственному за техническое описание, и он, на основании полученных данных, составлял лоцию рек маршрута.

Наиболее важной и интересной информацией, которую участники группы получили в походе можно считать информацию и петроглифах на Муйском острове Канозера. Практически все участники с вдохновением перерисовывали на карточки увиденные нами доисторические рисунки с интересом трактовали увиденное. В этот день некоторые впервые в жизни почувствовали реальный «дух» истории.

4. Воспитательное значение похода.

Известно, что туризм имеет огромные воспитательные возможности. Начинается этот процесс с выработки ответственности за порученное дело (распределение обязанностей). Причём сложные условия спортивного похода улучшают понимание своей ответственности за выполнение порученной обязанности.

В любом походе достаточно много дискомфортных условий существования. А маршрут, пройденный при не всегда благоприятных погодных условиях, требует проявления дисциплины, выдержки, силы воли, дружелюбия, взаимопомощи, товарищеской поддержки, честности и справедливости.

В нашем случае, когда каждый свободный час мы использовали для тренировок, готовясь к Российским соревнованиям, а затем в напряженной борьбе, прилагая максимальные усилия в последний день соревнований вырвали победу, не будучи объективно сильнейшей командой первенства, все перечисленные выше качества ребятам понадобились как никогда.



5. Изменения маршрута. Изменений в заявленном маршруте не было. Изменения в заявленном графике движения (см. раздел “Техническое описание маршрута”) связаны с неточной информацией, приведенной в изученных перед походом отчетах о возможности тренировок на том или ином пороге и благоприятных погодных условиях.

6. Список литературы.

  1. Пальман В. “Озерный край. (О Северо-западе РФ)”. – М.: “Советская Россия”, 1985 г.

  2. О. Славинский, В. Царенков. “Туристские путешествия по Кольскому полуострову”. – М., ФиС, 1979.

  3. Север. Москва, Профиздат., 1982 г.

  4. Водные маршруты СССР. Европейская часть. Москва, ФиС, 1975

  5. Отчёты библиотеки Мосгорсютур. Рук. Реуэль Р.А., 1994, рук. Устинов С.В. 2001.

  6. Отчёт библиотеки МКК ЦДЮТЭ ЮО: рук. Устинов С.В., 2003 г.

7. Методические рекомендации для участников и судей городского первенства по туризму среди учащихся г. Москвы. Москва, 2002 г.

5. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.1. Сведения о материальном оснащении группы.
5.1.1. Средства сплава.

1 четырехместный катамаран фирмы «Тритон» (походный) грузоподъемностью - 1,3 т.
Вес с рамой и оснащением 38 кг/


1 четырехместный катамаран» «Блик» фирмы «Тритон» (спортивный) грузоподъемностью - 1,0 т. Вес с рамой и оснащением 45 кг
1 двухместный катамаран фирмы «Тритон»(походный) грузоподъемностью 900 т. Вес катамарана 33 кг


1 двухместный катамаран фирмы«Тритон» (спортивный) грузоподъемностью 700 кг.

Вес катамарана 28 кг

Рамы катамаранов дюралевые.

Каждый катамаран снабжен 1 чальным концом длиной до 10м и упорами для канойной жесткой посадки


1 байдарка фирмы«Тритон» (спортивная, каркасно-надувная) Вес байдарки 18 кг
1 байдарка « Вьюн» фирмы«Тритон» ( каркасно-надувная) Вес байдарки 23 кг

каждая байдарка снабжена обвязкой, упорами, банками для жесткой посадки и срывными юбками.


1 полиэтиленовый каяк «Flay» фирмы Prion. Вес каяка по 15 кг.

Каяк снабжен страховочными петлями, дополнительными емкостями непотопляемости упорами, банкой для жесткой посадки и срывной юбкой.



Общий вес всех средств сплава приблизительно 160 кг.
5.1.2. Состав специального снаряжения.

Общественное снаряжение.

Весла канойные полиэтиленовые - 15 шт

Весла байдарочные полиэтиленовые - 7 шт.

Спасконец береговой (морковка) - 3 шт.

Гидроупаковки общественные (продукты, палатки) -16 шт.

Общий вес общественного спецснаряжения 26 кг

Личное специальное снаряжение.

Спасжилеты надувные (4 емкости, общий литраж -

30л с нижней шлеей) - 2 шт.

Спасжилеты надувные (3 емкости, общий литраж -

23 л с нижней шлеей) - 9 шт

Спасжилет пеннный фирмы «Простор»

с увеличенным литражем (литраж 16 м) 5 шт

Шлемы - 16 шт.

Гидроанараки - 16 шт.

Гидрокостюмы неопреновые - 16 шт.

Гидроупаковки(личные) емкостью 60 л - 16 шт.

НАЗ (неприкосновенный аварийный запас: спички,

гидропирит, бинт) в двойной гидроупаковке - 14 шт.
Вес личного специального снаряжения (на одного участника) - 5.0 кг

Рекомендации

Одной из целью нашего похода была тренировка – подготовка к соревнованиям маршрутам, поэтому мы взяли все типы судов. За каждым судном был закреплен экипаж, но во время сплава и на порогах экипажи менялись. На порогах, представляющих интерес для тренировок, были сделаны остановки и предоставлена возможность всем желающим пройти порог несколько раз на различных судах.

Несмотря на трудности транспортировки, прекрасно зарекомендовал себя в походе полиэтиленовый каяк.

Спасконцы на маршруте активно использовались для страховки на пороге «Падун» использовались только в тренировочных целях для навешивания трассы и в качестве бельевой веревки.

Бивачное снаряжение и личные вещи каякеров транспортировались на 4-х местных катамаранах, продукты - на 4-х местных катамаранах и двухместном туристическом. На двухместном спортивном катамаране и байдарках и каяке ехали только личные вещи экипажа.

При подготовке похода в группе предусматривались некие меры по снижению веса рюкзаков. Определённое снижение веса рюкзаков было достигнуто за счёт тщательного подбора личного и общественного снаряжения (по возможности ничего лишнего). Кроме того из Москвы были посланы продукты на соревновательную часть похода, но в принципе, вес рюкзаков для чисто водных походов принципиального значения не имеет. По этой же причине не приводится расчет выходного веса рюкзака.



Раздел составил Бондарков Дмитрий
5.2. Рекомендации по питанию

Все продукты кроме хлеба на весь поход были закуплены в Москве, поселков на протяжении активной части маршрута.

Рекомендуем закупить хлеб в в городе Апатиты на 4-5 дней похода (больше хлеб практически не живет). Хлеб советуем покупать только ржаной, он меньше крошится и дольше хранится. На оставшуюся часть сплава рекомендуем заготовить сухари или купить хлебцы. Так как реально хлеб достать негде. Договоренность на рыболовной базе или самодельный хлеб Верещагина можно в расчет не принимать.

Из-за обилия на маршруте ягод грибов (правда на 2 недели позже) и рыбы рекомендуем взять дополнительное количество сахара для варки варенья, соли и растительного масла для засолки и жарки грибов и рыбы.

Рекомендуем расфасовывать крупы в пластиковые бутылки от газированной воды, в них же рекомендуем хранить масло. Пластиковые бутылки очень прочные и абсолютно герметичны, что особенно важно для водного похода.

Рекомендуем копченую колбасу покупать только отечественного производства и смазывать предварительно ее поверхность растительным маслом для лучшей сохранности.

Сыр хранился в льняном мешочке, смоченном уксусом.

Крупы: гречку, пшено, рис рекомендуем предварительно промыть просушить и слегка обжарить для более быстрой и качественной готовки.



5.3. Картографический материал
1. Обзорная схема района путешествия.


2. Маршрутная карта активной части маршрута.

Листы 1-4 – система реки Умба М 1:100.000

Лист 5 - река Колвица М 1:100 00


НА ОБЗОРНОЙ КАРТЕ ОБОЗНАЧЕНЫ:
Взаиморасположение листов карты активной части маршрута
движение на автобусе: г. Апатиты – место начала сплава
сплав по рекам Умба и Колвица

движение на автомашине: мост через реку Умба – мост через реку Колвица



движение на автобусе река Колвица – г. Кандалакша
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ ВВЕДЕННЫЕ В МАРШРУТНОЙ КАРТЕ на ЛИСТАХ с 1 по 5

Места сборки и разборки судов

Места стоянок

Места дневок

Место базового лагеря

Линия движения группы по маршруту

Линия стыковки листов карты

Отметки о корректировки карт

№ п/п

Наименование объекта

Обозначение

Лист МК

1.

ЛЭП




1

2.

Порог «Капустный»




1

3.

Низкие деревянные мосты




1

4.

Низкий деревянный мост




2



Деревня Деткова-Ламбина - нежилая




2

5.

Коммерческая рыбная база




2

6.

Порог «Канозерский»




2

7.

Памятник истории и культуры на Мунском острове – наскальные рисунки




2-3

8.

Отсутствие в этом месте пор. «Канозерский»




3

9.

Порог «Кривец»




4

10.

Порог «Падун» Низьменский




4

11.

Домик егерей




4

12.

Пороги в этом месте отсутствуют




4

13.

Деревня Погост - жилая




4

14.

Стационарная рыболовная сеть




4

15.

Порог «Кривой» и отсутствие моста




5

16.

Порог «Прижимистый»




5

17.

Порог «Прямой»




5

18.

ЛЭП




5

19

Будка водомерного поста, трос, и порог «Белый»




5

20.

Порог «Черный»




5

21.

Водопад




5


6. Краеведческое задание.
Наскальные рисунки Канозера. Опыт исследования одной композиции.
6.1.Выбор темы и цели работы.

Представления о духовной жизни древних людей дают знаменитые наскальные изображения (петроглифы) Карелии

Наскальные изображения в Карелии создавались на протяжении длительного времени – нескольких сотен, а возможно, более тысячи лет. Расцвет монументальной изобразительной деятельности в крае приходится, скорее всего, на конец IV – III тысячелетия до н. э.

Карелия и Кольский полуостров хорошо известны своими наскальными рисунками. Существуют два больших скопления петроглифов: на восточном берегу Онежского озера и в юго-западном Прибеломорье. Оба привязаны к узкому поясу прибрежных выходов коренных кристаллических пород – гнейсов, гранитов и др. Гладкие, граничащие с водой пологие или почти горизонтальные участки береговых склонов и служили наскальными полотнами. Онежские петроглифы размещаются в основном на оконечностях прибрежных мысов и мысков, изредка – на соседних островах (на высоте от 0 до 2,5 м над водой). Полоса, на которой встречаются петроглифы, имеет протяженность более 40 км. Более половины изображений сосредоточены на двух центральных, сильнее других выступающих в озеро мысах. Беломорские петроглифы насчитывают 32 группы. Они тянутся по островам в русле р. Выг на протяжении 1,5-2 км и тоже не поднимаются выше 2,5-3 м над уровнем воды. В каждой такой группе до нескольких десятков фигур.

Нас эта тема интересует давно. Мы уже видели петроглифы на Алтае и пробовали составлять описания наскальных рисунков Саян. А в Карелии видеть петроглифы нам не доводилось. Мы хотели искать их на берегу Онежского озера, но узнали из отчета по Умбе о том, что петроглифы сохранились на острове Канозера (что для нас гораздо удобнее), и выбрали для исследования их. Цели нашей работы были познавательные и учебные. Мы хотели познакомиться с наскальными рисунками как с древнейшими памятниками искусства и культуры и источником информации о жизни людей в древности и приобрести опыт проведения самостоятельного исследования.
6.2. Методика работы.

1.При подготовке к походу для сбора материала мы разработали карточку описания наскального рисунка (см. Приложение ).

2. На месте нахождения рисунков мы:


  • зарисовали все фигуры,

  • сфотографировали их,

  • измерили их,

  • заполнили все карточки,

  • составили подробный план и рисунок всей композиции,

  • провели предварительную обработку материала с описанием и первичной идентификацией.

3. После похода мы:

- нашли в литературных источниках материал для сравнения,



  • провели окончательную обработку материала, проведя сравнительный анализ и идентификацию рисунков,

  • составили две версии объяснения смысла композиции, исходя из принятой исследовательской практики.

В результате сбора информации у нас собралось достаточно большое количество рисунков с изображениями людей, животных и непонятные знаки.

Следующим этапом работы стала расшифровка рисунков. Чтобы понять содержание и смысл изображений, пришлось обратиться к литературным источникам: искать сходные знаки и фигуры, похожие сюжеты и их объяснения в уже описанных рисунках, ознакомиться с религиозными воззрениями по народным сказаниям.

Наибольшую сложность составила трактовка содержания и смысла композиции. Для этого мы тоже использовали известные аналоги.
6.3. Содержание работы.

Остров Мунский перед брошенным поселком Подмуна мы нашли легко. Мы высадились на острове с западной стороны и пошли по тропе, ведущей вдоль берега. Тропинка привела нас на открытый мыс в восточной части острова со слабо выступающим в озеро слегка выпуклым краем. Прибрежная кромка мыса состояла из гранитных плит с заметным склоном к воде. На большой плите метрах в 10 от воды мы увидели одиночное изображение человека (Ф 1), (Ил 1).

У человека на рисунке круглая голова без шеи, раскинутые в стороны и согнутые в локтях руки с пятью длинными растопыренными пальцами, массивное круглое туловище с небольшим сужением книзу, сильно расставленные и согнутые в коленях ноги с огромной стопой с четырьмя пальцами.

Дальше от кромки воды склон становился более пологим и состоял из гранитных плит со множеством трещин, в которых росла трава. Там на границе леса метрах в двух над уровнем воды находилось скопление петроглифов. Изображения расположены довольно компактно между двумя трещинами и полосой земли. Форма полотна почти прямоугольная с длиной семь метров и шириной - пять. В правом верхнем углу изображена сцена рыболовного промысла. Левее нарисован лебедь, и под ним - большая рыба с воткнутым в нее гарпуном. В центральной части изображены: слева – человек в пол-оборота, в центре – две летящих одна за другой птицы, справа – два изображения солнца (полное и половина ). Под солнцем справа – ряд волнистых линий. Все полотно делится на две части цепочкой следов, пересекающих его от нижнего края вверх до середины, потом поворачивающих направо и доходящих до края. Ломаную линию, образованную следами, только в зеркальном отражении и с прямым, а не скругленным углом, повторяют две параллельные прямые линии, идущие снизу вверх до середины, а потом – налево. Под линиями изображены: слева – непонятная фигура, в центре – лодка без гребцов, расположенная вертикально носом вверх, справа – два человека один над другим. Под человечками находится огромная фигура бобра. Справа от него – палка и расходящиеся следы. Следы приводят к лосю, перевернутому вертикально вниз головой.

Остановимся на отдельных фигурах более подробно. Самое понятное на всем полотне – это сценка, изображающую рыбу, загарпуненную с лодки (Ф,Ф 3,4), (Ил 2). И рыба, и лодка изображены очень достоверно. Удивляет при этом нарушение масштаба: рыба по размеру больше половины лодки. Лодка имеет приподнятую над водой корму, острый нос, украшенный головой лося, и пять гребцов, изображенных в виде столбиков с закругленным верхом. Вторая лодка имеет похожие обводы, только изображена без гребцов и расположена вертикально. Скорей всего это означает, что лодка стоит на берегу, но не сломанная, а оставленная, иначе она была бы повернута носом вниз (по аналогии с раненым или убитым зверем, изображающимся вниз головой ).

Вторая рыба изображена еще более четко, причем, корпус выбит по контуру, а плавники и хвост – по всей поверхности (Ф 5), (Ил 3). В рыбу воткнут огромный гарпун, линия от которого тянется почти через все полотно, а лодки или человека, бросившего гарпун, рядом нет.

Очень хорошо читаются две одинаковые летящие птицы (Ф,Ф 2,8)(Ил 4). Мы их приняли за журавлей. Но в литературе журавлей нет, а есть лебеди, правда, не летящие, а плывущие.

Плывущего лебедя мы разглядели не сразу, так как он выбит по контуру среди линий, среди которых он теряется (Ф 6), (Ил 5).

Все три человечка на полотне изображены по-разному. Одиночный человек стоит вполоборота на полусогнутых ногах, одна рука у него приподнята, а другая опущена. Тело у него прямоугольное, а на голову надет головной убор (Ф 8), (Ил 6). Два других человека изображены в фас (Ф 2), (Ил 7,8). Верхний – в позе пляшущего человечка с широко расставленными и согнутыми в коленях ногами и с поднятыми вверх руками, сомкнутыми над головой в форме треугольника. У нижнего человека руки разведены в стороны и согнуты в локтях, а ноги прямые, только их почему-то три. Чтобы объяснить такое странное изображение, мы обратились к литературным источникам. Похожего изображения нам найти не удалось, Но мы нашли два объяснения других фигур, которые можно применить и нашему случаю. Первый вариант – это получеловек – полузверь, и тогда он изображен с хвостом. Второй вариант: третья линия (правая, потому что она отличается от двух других) – это не нога, а орудие для охоты. В зависимости от выбранного варианта будет изменяться общий смысл полотна, о чем мы будем говорить ниже.

Самую крупную и очень четкую фигуру мы сразу радостно назвали лягушкой. Но при сравнении с известными изображениями, наша лягушка оказалась бобром. Утешило нас то, что такую же ошибку делали до нас и ученые. Бобр изображен сверху с разведенными в стороны лапами (видимо, плывущий), с острой мордой, овальным туловищем, с широким и длинным хвостом (чего у лягушки, конечно, нет ) (Ф 10), (Ил 9).

Лось изображен вертикально вниз головой и не очень похоже. Его можно принять и за собаку. Но исходя из трактовки полотна как сцены охоты и из того, что вниз головой изображали убитого зверя, мы решили, что это все-таки лось (Ф 9), (Ил 10). К тому же изображений собак известны единицы, а лоси встречаются очень часто.

Две простые фигуры изображают солнце: одно – полный круг с лучами во все стороны, второе – половина солнца при заходе. Мы считаем, что это закат, а не восход, потому что солнце изображено с западной стороны и перевернутое вертикально (как бы умирающее) (Ф 8), (Ил 11).

Теперь обратимся к следам. Овальные это следы лося, так как они ведут к самому зверю. А следы с пальцами (их то три, то четыре) идущие через все полотно, не заканчиваются никакой фигурой, а обрываются на трещине. Может быть наследивший был изображен на месте трещины. Мы считаем, что это следы человека. На одиночном рисунке человек был нарисован со стопой с четырьмя длинными пальцами, которая оставила бы похожий след.

Объяснить, что означают пересекающиеся под прямым углом пары параллельных линий, не так просто. На них можно было бы не обратить внимания, но они расположены в центре композиции и очень четко видны (Ф,Ф 2,7), (Ил 12). Опять мы пытались найти аналогичные изображения в известных рисунках. Есть некоторые не бесспорные сходства с двумя вариантами. Первый вариант – это река, делающая крутой поворот. (Есть рисунок, где река изображена двойной прямой линией, а с двух сторон под прямым углом к ней подходят притоки). Подтверждает этот вариант находящаяся у реки лодка. Ее вытащили на берег, а гребцы ушли. Причем, на крутом повороте реки может находиться опасный порог, что могло послужить причиной того, что лодку оставили на берегу. Второй вариант – это следы лыжника. Такие изображения известны, только с самим лыжником, а у нас его нет. Но за этот вариант говорит то, что на конце лыжни изображен убитый лось.

Нам не удалось расшифровать две фигуры в форме трилистника (Ф,Ф 2,8): одну с поднятыми боковыми листьями, другую – с опущенными. Может быть, это условное изображение деревьев. Но подтверждения этому мы не нашли – одно найденное в книге изображение дерева было более реалистичное.

Подведем некоторые итоги. Всего в группе более двух десятков фигур. Все петроглифы выбиты, то есть, углублены в скальную поверхность точечными ударами камня, скорее всего, кварца. Глубина выбивки разная, от мелкой, поверхностной до относительно глубокой и грубой. Примерно она составляет от 1 до 3 мм. Большинство фигур высечено сплошь, по всей площади силуэта. Но есть фигуры, у которых выбит лишь контур или часть фигуры контурная, а другая – силуэтная. Четкость линии контура везде примерно одинакова. Имеются выбивки в профиль, использовались также проекции в фас и в плане. Размеры фигур варьируют от 20 до 50 сантиметров в длину. Манера изображений в целом натуралистическая с заметной схематизацией и условностью в передаче образов.

Наскальное полотно в целом ориентировано на восток, а фигуры – на север. Полотно выбито на гранитных слегка покатых плитах, имеет конфигурацию - примерно прямоугольную с размерами 7 м на 5 м. сохранностью Фигуры удалены друг от друга на расстояния соизмеримые с их размерами. Расположение фигур и сцен похоже на хаотичное. Композиция не выражена явно. Не всегда ясно, как взаимосвязаны друг с другом изолированные изображения, выбитые рядом.

Благодаря натуралистической манере почти все фигуры узнаваемы и поддаются идентификации. Без особого труда опознаются летящие птицы, лодки, люди, рыбы. Трудности вызвала идентификация бобра, лося, плывущего лебедя. Главными действующими лицами наскального полотна являются люди. Естественные пропорции в фигурах людей искажены. Нет соответствия размеров фигур: так бобр в два с половиной раза больше человека.

Прежде, чем мы попытаемся объяснить смысл всего полотна, приведем два подхода, которыми руководствуются ученые для расшифровки наскальных полотен.

Ряд ученых рассматривал выбивки как своего рода «картинки с натуры», правдиво отразившие хозяйство и быт, запечатлевшие образы предков, «духов-хозяев» местности и стихий природы, выполненные с целью совершения магических действий над ними (подход первый). Однако теперь такой подход воспринимается как упрощенный. Большинство исследователей считают, что рисунки на скалах – мифологические образы, запечатлевшие

представления об окружающем мире, его движущих силах и связях и для трактовки композиций ищут аналогии в народном эпосе.

Если использовать первый подход, то на полотне изображены успешные сцены охоты с целью умилостивить духов природы для проведения успешной охоты в действительности. Человек слева в странном головном уборе, отвернувшийся от всех сцен, по всей видимости - шаман. Он производит магические действия перед охотой. А дальше изображена сама охота. В верхней части полотна люди на лодке поймали двух огромных рыб. Их размер означает, по-видимому, что рыбы поймано много. В нижней части полотна люди оставили лодку на берегу и охотятся пешими. Они долго преследовали и наконец-то убили лося. Один из людей держит лук, а другой совершает ритуальный танец в благодарность за успешную охоту. Помогло людям в охоте солнце и дух-хозяин реки, изображенный в виде бобра. О том, что бобр не промысловый зверь, а дух, свидетельствует его размер (это самая крупная фигура на полотне). Птицы тоже, вероятно, являются духами: плывущий лебедь, окруженный непонятными линиями, может быть хозяином озера, а летящие к солнцу журавли передают солнцу просьбу людей.

Если использовать второй подход (что гораздо сложнее), то мы можем предположить, что на полотне изображены три основные сферы мироздания: мир подводный - в виде рыб, наземный - в виде людей и сцены охоты на лося, мир небесный - в виде солнца и птиц. Если опираться на одну из рун «Калевалы», рассказывающую о щуке из царства мертвых, то можно считать, что в данной композиции запечатлены мифологические герои в лодке и рыба-чудовище «нижнего» мира. Отражение более сложного мифологического сюжета тремя гребцами-героями. Сокровенный смысл мифологической сцены таков: пять мифологических героев отправились на лодке в царство мертвых, чтобы освободить огонь-солнце из чрева чудовищной рыбы и вернуть его на дневной небосвод. Птицы и бобр- это добрые духи, помогающие героям.

6.4 Результаты самостоятельной работы.

Результатами нашей работы являются:



  • рисунки всех фигур наскального полотна,

  • фотографии отдельных фигур и частей композиции

- карточки описания всех наскальных фигур с размерами, местом расположения в композиции, техникой исполнения, расположением относительно сторон света,

  • общий план с указанием всех фигур и рисунок всей композиции,

  • описание всех фигур и их идентификация по результатам проведенного сравнительного анализа с изображениями, известными по литературным источникам,

  • описание композиции в целом и трактовка ее смысла и содержания, исходя из двух подходов, использующихся в современной исследовательской практике.

6.5. Выводы и рекомендации.

Наше исследование имело для нас большое познавательное значение. Мы познакомились не только по литературным источникам или по музейным экспозициям, но и в естественных природных условиях с древнейшими памятниками искусства и культуры - наскальными рисунками 4-2 тысячелетия до н. э. Петроглифы представляют исключительную ценность для изучения многих сторон жизни первобытного общества. Они и есть хранилища подлинных записей древних мыслей, правда, выраженных в образно-знаковой, символической форме. Они дошли до нас как бы в закодированном виде, а сам код утрачен. Не зная всей системы древних представлений, символики и обрядовой практики того времени, трудно добраться до их изначального смысла. Тем не менее, опираясь на сам изобразительный материал, используя сравнительно-сопоставительный анализ, народный эпос, мы получили некоторое представление о культуре, мировосприятии людей, их верованиях.

Скорее всего, наскальные рисунки Карелии связаны с культом, системой верований и обрядов и служили своеобразными центрами древних святилищ, которые возникали на удаленных от постоянных поселений участках побережья, на самой границе воды и суши. С выступающих в озеро мысов, прибрежных островов с особой наглядностью воспринималось окружающее пространство. Тут как бы смыкались три основные сферы мироздания: мир подводный, наземный и небесный. Здесь же находились богатые промысловые угодья. Ведущим мотивом среди петроглифов выступают лодки, обычно с людьми, а также изображения людей. Люди – главные действующие лица всех композиций, и они почти всегда выступают в роли победителей, что отражает осознание людьми их реальной силы и огромных потенциальных возможностей.

Назначение петроглифов сводилось к тому, чтобы закрепить в общественном сознании представление об окружающем мире, его движущих силах, связях и отношениях, необходимый миропорядок и ритм жизни. Это и попытка объяснения мира, и вместе с тем способ самоутверждения в нем.

Помимо получения и осмысления информации за время проведения работы мы познакомились с методикой и приобрели опыт проведения самостоятельного исследования.

Конечно, мы не претендуем на научное значение нашей работы. Наше описание наскального полотна Канозера, наверняка не является первым. А не нашли мы опубликованное описание, потому что из-за ограниченного времени просматривали только книги, а описание могло быть в периодике. Также и наши гипотезы трактовки смысла наскальной композиции не являются бесспорными. Но для нас важно не столько научное, сколько учебное значение нашей работы. Мы научились работать со специальной литературой, собирать и обрабатывать материал, проводить сравнительный анализ, сопоставляя данные полученные нами с опубликованными ранее и строить собственные гипотезы, исходя из признанных научных подходов.

При возможности мы с интересом продолжим эту работу, тем более, что у нас уже есть собственный материал, и нам будет с чем сравнивать новые наскальные композиции. Мы рекомендуем и другим группам заняться подобными исследованиями и (или) ознакомиться с коллекцией наскальных рисунков Петрозаводска. Мы, к сожалению, в музей не попали, так как в день, когда мы были в городе, музей был закрыт. Несколько слов о фотографиях наскальных рисунках. Фотографировать их сложно и лучше это делать с высокого штатива широкоугольным объективом и на черно- белую пленку. У нас ничего этого не было, а как выяснилось при съемке и при просмотре фотографий, хорошо было бы иметь. И еще одна рекомендация из книги.

Лучше всего изображения рассматривать и фотографировать в косых лучах заходящего или восходящего солнца, усиливающих их рельефность.



6.6. Список литературы.

  1. Памятники первобытного искусства на территории СССР, М., 1980

  2. Формозов А.А. Очерки по первобытному искусству, М., 1969

  3. Савватеев Ю.А., Рисунки на скалах, Петрозаводск, 1967

  4. Проблема петроглифов Карелии, Л.,1989

  5. Савватеев Ю.А., Петроглифы Карелии, Петрозаводск, 2001

<предыдущая страница


Лурье Евгений Валентинович Болотниковская 1-1-31 110-99-21 Маршрутно-квалификационная комиссия мгцтк рассмотрела отчет

Москва- г. Апатиты – река Умба(мост у пос. Октябрьский) – оз. Канозеро – мост через Умбу перед пос. Умба – река Колвица – г. Кандалакша – г. Петрозаводск – ст. Эйссойла – река Шуя

823.53kb.

15 10 2014
4 стр.


Отчет о водном туристском походе

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю категорией сложности

210.64kb.

14 10 2014
1 стр.


Отчет о лыжном походе I категории сложности Лангепас Пыть-Ях хмао

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтено всем участникам и руководителю

293.66kb.

01 10 2014
1 стр.


Программа «солнечный круг»

Маршрутно-квалификационная комиссия Станции детского и юношеского туризма города Ульяновска рассмотрела отчет и считает, что маршрут соответствует категории сложности и может быть

1733.58kb.

03 09 2014
9 стр.


Отчет о горном туристском путешествии второй к/с по сугану приэльбрусью (кавказ)

Харьковская областная маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю второй с элементами третьей катего

210.88kb.

03 09 2014
1 стр.


Программа «солнечный круг»

Маршрутно-квалификационная комиссия Станции детского и юношеского туризма города Ульяновска рассмотрела отчёт и считает, что маршрут соответствует категории сложности и может быть

540.61kb.

14 09 2014
5 стр.


Отчет о прохождении спортивного пешеходного маршрута первой категории сложности по Мелекесскому и Старомайнскому районам

Маршрутно-квалификационная комиссия Станции детского и юношеского туризма города Ульяновска рассмотрела отчёт и считает, что маршрут может быть зачтён участникам и руководителю кат

665.31kb.

26 09 2014
4 стр.


Кузьмина Нина Сергеевна Москва: ул Воронцовские Пруды 5-64 936-10-08 Маршрутно-квалификационная комиссия МосГорсютур рассмотрела отчет

Москва – cт. Берещено – п. Дивеево г. Темников р. Мокша – Санаксарский монастырь – гор. Кадом устье р. Цна – р. Ока г. Муром г. Москва

755.11kb.

25 12 2014
8 стр.