Перейти на главную страницу
общая 17дней
г. Н. Новгород – г. Новосибирск - г. Бийск(поезд) - р.Пыжа(автомобиль) - р.Пыжа(сплав) -р.Бия(сплав) – п. В.Бийск – г. Бийск(автомобиль) – г. Новосибирск- г. Н. Новгород(поезд)
1. | Максимов Александр Анатольевич | руководитель | г. Н.Новгород, ул.Березовская,122-140, тел. 74-07-18 |
2. |
Максимов Артем Александрович |
1996г.р. |
|
3. | Пакичев Сергей Павлович | завхоз | |
4. | Пакичев Александр Сергеевич | 1992г.р. | |
5. |
Хазанова Ольга Александровна |
фотограф |
|
6. |
Алимов Олег Сергеевич |
ремонтник |
|
7. |
Алимов Андрей Олегович |
|
|
Пыжа берет начало из системы небольших горных озер, расположенных в сочленении южной оконечности хребта Алтынту и Сумультинского хребта. Наивысшая точка в районе истоков Пыжи 2714м находится в 2,5км к северо-западу от озер. Сначала Пыжа течет на север. Приняв слева крупный приток Учал, она становится полноводной. После впадения справа Качеша Пыжа резко поворачивает на запад, а ниже устья Турги - на северо-запад; именно на этом участке сосредоточены основные пороги и непройденные водопады. Затем река вновь течет на север.
Долина Пыжи заселена слабо, многие поселки заброшены. Туристы посещают эту реку мало, хотя для короткого похода она подходит идеально.
Из интернета мы узнали, что погода в это время теплая, что впоследствии оправдалось. Было жарко, но были и дожди.
2.2 Варианты подъезда и отъезда
Доехать от Бийска до Телецкого озера (п.Артыбаш и п.Иогач) можно на общественном транспорте (с пересадкой в Турочаке). До Пыжи в Иогаче все равно придется искать транспорт, если группа не планирует пешку. Это дешевле, но дольше. Поэтому путь от Бийска до р.Пыжи мы проехали на автомобиле ГАЗель, заказанным заранее в фирме «Бийскалтайтур». От п.Иогач вверх по долине одноименного ручья проложена дорога с гравийным покрытием (лесовозная дорога), по которой, перевалив невысокий хребет попадете в лесничество Обого на правом борту долины Пыжи. Расстояние от Бийска до Иогача – 260км (4 часа), от Иогача до Обого - 50км (1,5 часа). До перевала –40км, от перевала до Обого – 10км. Мы разбили лагерь чуть выше левого притока р.Эвий от деревянного моста через Пыжу (8км от Обого). От лесничества вниз по правому борту долины Пыжи идет дорога, которая перед р.Эвий переходит на левый берег Пыжи и дальше вверх по р.Эвий. Сплав можно начинать и от Обого или выше (наверх по реке уходит лесовозная дорога до левого притока Качеш -3км, дальше до слияния Пыжи и Учала -8км по тропе).
Денег с нас никто не пытался стрясти, ни гаишники по дороге, ни лесник в Обого (была такая информация), хотя ехали днем и народ по Обого ходил.
В качестве аварийных выходов с маршрута мы рассматривали подъем по реке до Обого (дорога в Иогач, дом лесника) или спуск до хуторов и поселков вниз по реке (они связаны дорогой с Иогачем, Уйменем, Усть-Пыже). Долина Пыжи заселена слабо, но река короткая и в случае аварии выход к людям не займет много времени.
Запасные варианты маршрута, ввиду его очевидности, мы не рассматривали. Хотя сведения о р. Уймень (течет параллельно Пыже) у нас были.
2.4 Расположение пограничных зон, заповедников, порядок получения пропусков.
Ни погранзон, ни заповедников на Пыже нет. Оформление пропусков не требуется.
Выбирали реку на Алтае, где мы еще небыли, и хотели бы взять детей, отпуска – короткие. Это сразу наложило несколько ограничений: сложность – 3 к.с.; продолжительность – 2 недели с дорогой; легкая заброска и выброска. Поэтому Пыжа нам подошла.
Непосредственно перед походом было проведено несколько организационных собраний и один тренировочный выезд. Групповое снаряжение, а также часть личного собирали по друзьям. Дорогу и питание в походе, а также прочие расходы каждый участник оплачивал сам. Спонсорской помощи, к сожалению, не оказывалось.
3.2 Изменение маршрута и их причины
Изменения коснулись только графика движения: дневка (планировалась как резерв) разбилась на 2 полудневки, места стоянок не всегда совпали с планируемыми, что объясняется конкретными условиями местности и похода.
ДАТА |
НИТКА МАРШРУТА |
СПОСОБ ПЕРЕДВИЖ. |
РАСТОЯНИЕ |
ПОГОДА |
1-3. 17.06.05- 19.06.05 |
Н. Новгород - Новосибирск |
поезд |
2842 |
ясно |
4. 20.06.05 |
Новосибирск – Бийск Бийск – р.Пыжа |
Поезд автомашина |
388 320
|
Пасмурно, дождь
|
5. 21.06.05 |
Р. Пыжа стапель |
|
0 |
ясно |
6. 22.06.05 |
р.Эвий - начало Казинского каскада |
сплав |
6км |
ясно |
7. 23.06.05 |
Казинский какад |
сплав |
2 |
ясно |
8. 24.06.05 |
Полудневка Обнос судов 1-го водопада |
|
0 |
ясно |
9. 25.06.05 |
Р. Казо - 1-го порог каскада Верблюжий |
Обнос вещей, сплав |
1,5+2,5км |
пасмурно |
10. 26.06.05 |
Каскад Верблюжий – р.Бельгежа |
Сплав, обнос 2-го водопада, сплав |
3+0,5+4км |
Переменная, Иногда дождь |
11. 27.06.05 |
Р. Бельгежа – 2км ниже п. Сучак |
сплав |
24км |
Пасмурно Часто дождь |
12. 28.06.05 |
полудневка 2км ниже п. Сучак – 5км до Новотроицкого (г. Чиечин) |
сплав |
12км |
Дождь ясно
|
13. 29.06.05 |
Г. Чиечин – устье Сарыкокши |
сплав |
40км |
ясно |
14. 30.06.05 |
устье Сарыкокши - п. В.Бийск |
сплав |
18км |
ясно |
15. 1.07.05 |
п. В.Бийск - Бийск Бийск - Новосибирск |
Автомашина поезд
|
240км 388км
|
ясно |
16-17. 2.07.05 – 3.07.05
|
Новосибирск – Н.Новгород |
поезд |
2842км |
|
Основы безопасности прохождения маршрута были заложены в тщательной подготовке похода и испытанной конструкцией судов. Так как в составе группы были малолетние дети, и пороги, в имеющихся у нас лоциях, были привязаны в основном к предыдущим препятствиям (ущелье действительно однообразное и выделить ориентиры на берегу сложно), чтобы исключить неожиданные выходы к ключевым препятствиям, приходилось гораздо больше внимания уделять береговой разведке не только порогов, но и подступов к ним. Кроме того, многие пороги проходили так: один человек с двойки пересаживался на четверку, другой становился на страховку. После прохождения - экипаж четверки становился на страховку.
В тексте и схемах сохранена сквозная нумерация препятствий от истоков к устью, классификация и нумерация порогов – из отчета Павлова. При описании препятствий дается их условная классификация по степени сложности, общепринятая и позволяющая более точно представить сложность маршрута в целом, и служащая хорошей основой для составления графика движения.
Рис. 1. Обнос первого завала
Дальше до левого притока - р.Турга 1,5км, через 200м после Турги переправа - через реку натянут трос, к нему привязан пляжный катамаран.
Лучше считать, что вы после троса находитесь в Казинском каскаде, т.к. привязка к порогам создает проблемы с ориентировкой (субъективность разбивки и выделения порогов), а заметить приближение очередного порога проблем не доставляет.
2Л Порог: Расположен через 300м после устья Турги. Начинается шиверой: валы около 0,5м, камни в русле, река поворачивает налево, за поворотом слив до 1м. Дальше шивера продолжается, через 400м на правом повороте порог "Скиф"
Шли с ходу. После этого порога через всю реку лежит очередное бревно, через которое произошел переворот кат.2. Спасработы проведены экипажем кат.4, метров через 15 кат.2 был зачален без потерь личного состава и утвари.
Проходили порог после предварительной разведки
Рис. 2. Экипаж кат-2 в пороге Скиф.
После этого порога встали на стоянку. Левый берег выполаживается, напротив берег – отвесная скала, выше и ниже по реке крутые склоны, мест для стоянки у реки нет, а выше мы не поднимались. Река здесь делает два небольших изгиба сначала вправо потом влево. На правом повороте небольшой порог.
Проходили справа, потом уходили под левый берег, через 50 м следующая ступень.
Рис.3 Кат-2 в п.Альтернатива
6вТ Порог "Лабиринт"(200м): Представляет собой длинный зигзагообразный слив, падение на этом участке-2м, длина зигзага 40м. После первого слива струя уходит под правый берег, от которого отражается и устремляется налево. Потом слив 0,7м с бочкой, очередное отражение вправо от выступа левого берега. Дальше 30м быстротока и опять слив 1м через всю реку, слева пологий, справа обливной камень. В 5м ниже по течению камень посреди русла, на него возможен навал . Дальше плес в скальном коридоре длиной около 100м. Здесь есть сужение до 4м, где удобно поставить последнюю точку страховки. Самая сложная часть порога - зигзаг: на входе в левой части слива острый подводный камень, в конце первого слива тоже слева -подставка, которую не видно при осмотре снизу.
Это самый красивый порог Казинского каскада. Сравнивали нашу воду с уровнем гр. Павлова по фотографии из их отчета. Вода у нас такая же.
Пороги 6б и 6в логично объединить в один. Проходили поочередно с береговой страховкой.
Зачалились на правом берегу. Для осмотра порога пришлось перелазить через бом.
"Вираж" - классический локальный порог 4-5к.с.Проходили поочередно,прыгая в слив под бревном.
Рис.4 Прохождение п. Вираж кат-4
Рис.5 Прохождение кат-2 п. Вираж
Рис.6 Вид от р. Казо на начало 1-го водопада
Мы выделили 3ступени (субъективно, для внутреннего пользования). Вариантов прохождения я не увидел (негабариты, бревна). Обнос водопадов необходимо производить по левому берегу, придерживаться береговой кромки, как советует Павлов, нам не удалось: высокая вода, вдоль берега не пройдешь. Тропа временами прослеживается крупноглыбовому куруму и травяному склону. В конце водопадов скальный бом. Участок водопадов завершается коротким плесом, после которого серьезный порог («Аут»). Левый берег перед порогом - скальный бом. Для разведки и страховки надо обойти бом. Подняться надо метров на 15, а потом спуститься с использованием страховки по скальному склону, а потом по курумнику. Перед ним есть немного места, чтобы собрать машины и снова спустить на воду.
До обеда сделали полудневку, совместив ее с осмотром водопадов и участка порогов между ними. После обеда занесли катамараны к спуску перед п. Аут. Ночевали на р. Казо.
Рис.7 1-й водопад
Рис.8 1-й водопад.
Занесли вещи к месту старта, спустили суда, прошли п. Аут и первый порог каскада Верблюжий.
Рис.9 Кат-2 в п. Аут
Довольно интересный участок. Проходили поочередно с организацией страховки.
Мы обносили этот участок по тропе правого берега. Перед водопадом есть избушка, от нее идет хорошо набитая тропа. Заночевать можно или в избушке или обносить вещи, суда и сплавляться до удобного места. Сначала мы решили обнести вещи до стоянки, потом вернуться за катамаранами и доплыть до стоянки. Но после обеда, разведав ущелье ниже, обнаружили, что имеет смысл вернуться за судами и сплавляться далее, т.к. мест для стоянки не было, характер берегов ближайшее время вряд ли изменится, а тропа часто шла через высокие бомы (для спуска и подъема нужна была веревка).
Рис.10 2-й водопад
Вход в "Каро-Канн" проходили слева по мелководью, дальше шли сходу.
Шли сходу. Встали на ночевку на левом берегу, напротив устья р.Бельгежа.
После длинного правого поворота и последующей смены направления течения реки на северо-западное, горы понижаются. Хвойные породы сменяются лиственными. В конце прямого участка быстротока с отмелью в центре русло круто падает, образуя несколько уступов.
Обе ступени шли по центру, по основной струе, без разведки.
После пр.15Л река успокаивается. горы отступают, река течет по равнине. Первый населенный пункт - хутор Балгашта на одноименном правом притоке.
После Бельгежи считайте, что вы вошли в «Дурные протоки». Ожидая начало завалов только в «дурных протоках», мы не просмотрели одни из проток и уперлись в завалы. Это стоило нам довольно тяжелого обноса, хорошо хоть не длинного (~100м). Зато послужило уроком и предупреждением. Чалка в протоках проблем не составляет (вода не мощная), просто нужно быть внимательным и осторожным.
Через 10км на левом берегу заброшенный поселок Сучак, с воды не просматривается. Напротив на правом берегу хутор. Он хорошо виден с воды. Отсюда уже есть дорога в Иогач. Ходовое время от Балгашты до Сучака - 2 часа. Через 5-6 км от Сучака начинается наиболее сложный участок завалов.-"дурные протоки".
Через 2 км от Сучака встали на ночевку.
Нам пришлось обнести 4 завала. Обносы от 10 до 20м. Постоянные разведки в равноценных протоках. При прохождении проток старались держаться высокого корневого берега, не уходить в лесные промоины, даже если туда уходила большая часть реки. Эта тактика себя оправдала. за время прохождения ни одно судно не наваливало на завалы, никто не терялся в разных протоках. Ночевали там, где река подходит к подножию г. Чиечин.
Рис.11 Завалы в «дурных протоках
Рис.12 Лагерь у подножия г. Чиечин
На следующий день до с. Новотроицкое дошли еще за 2,5 часа. До устья остается 14км. Ходовое время от Новотроицкого до устья р.Пыжа - 2 часа. В Бие был очень высокий уровень воды - в месте впадения Пыжи ~ на 30см выше. (за 0,5 км ощущался подпор)
Рис.13 Сплав по Бие
За 2часа дошли до с. В.Бийск, где нас по договоренности должна была ждать газель. Утром следующего дня мы уехали в Бийск.
Н.Новгород – Новосибирск |
1902 руб. |
Новосибирск – Бийск |
327 руб. |
Бийск – Пыжа |
666 руб. |
В.Бийск – Бийск |
500 руб. |
Бийск – Новосибирск |
327 руб. |
Новосибирск – Н.Новгород |
1902 руб. |
Питание |
550 руб. |
Итого (на одного взрослого) |
6174 руб. |
Считаю, что группа прошла заявленный маршрут полностью, выполнила все поставленные перед ней задачи. Все участники показали хорошую подготовку и готовы к более сложным походам..
Фотографического материала отснято мало, так как на пороги приходилось пересаживаться одному человеку с двойки, а другому идти на страховку. Также повлияло отсутствие троп, крутые склоны, узость ущелья и участие в походе детей.
Несколько субъективных замечаний к походу в целом.
Хороший, короткий, трудовой поход, с интересной спортивной частью, с простыми заброской и выброской. Этим Пыжа похожа на Мзымту.
По ориентировке на воде. Я бы разбил маршрут на несколько участков:
P.S. «…с 05.07.2005 по 16.07.2005 вода на Пыже ну о-о-очень низкая. Так что на катамаранах соваться не стоит. Больше идти по воде придется. Мы обносили 1/3 "лабиринта" и 1/3 "виража". "Каро-Канн" проводили, ибо пройти на кате - двушке его нереально, обнести - тоже. "Стиралку" прошли шкрябаясь. "Лилипут" был практически незаметен. Остальное - заломы, завалы и т.д.»- цитата из интернета. Значит, река весьма капризна по уровню воды, и надо угадывать. Нам повезло.
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю категорией сложности
14 10 2014
1 стр.
Проводящая организация: Дворец детей и молодёжи Центрального окружного управления Московского комитета образования
15 10 2014
1 стр.
«Фотография в туристском походе» один из спецкурсов Туристского Клуба «Гадкий Утенок». В нем раскрываются основные технические и композиционные приемы фотографии, наиболее часто пр
13 09 2014
1 стр.
Дворца Творчества Детей и Молодежи Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы
17 12 2014
6 стр.
16 12 2014
1 стр.
Рязань г. Москва г. Мурманск – ст. Титовка – р. Титовка – Стар. Титовка – пос. Заполярный – пут усадьба 85км. – р. Зап. Лица
15 12 2014
4 стр.
Джур-Джур (радиально) → пер. Тырке → Тырке-яйла → род. Сулух-Оба → хр. Таш-Хабах → род. Су-Ат → г. Кара-Тау → г. Белая → г. Тай-Коба → Караби-яйла → пер. Кенгечь → т/с Чигенитра →
02 10 2014
4 стр.
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтено всем участникам и руководителю
01 10 2014
1 стр.