Перейти на главную страницу
Маршрутная книжка № 177-04/4-116
Руководитель похода:
499-163-84-62
4.1Таблица дневных переходов 16
4.2. Таблица метеонаблюдений 18
5. Техническое описание маршрута 20
6. Выводы и рекомендации 42
7. Сведения о материальном оснащении группы 48
8. Картографический материал 50
9. Фотоматериалы 73
2. Справочные сведения о походе
Поход проведен: детским турклубом "Азимут" ДТДиМ ВОУО ДО города Москвы.
Вид туризма: водный
Район путешествия: Новгородская область
Категория сложности: 1 кат./сл.
Нитка маршрута:
г. Москва –г. Боровичи – оз. Пелено – оз. Люто –р. Хадрица – оз Шерегодра -оз. Ситное – р.Ситница – оз. Ямное – р. Ямница - р. Удина – оз Карабожа - р. Уверь – р. Мста – д. Порог - г. Боровичи(сплав) – г. Новгород - г. Москва
Средства сплава: 2 четырехместных катамарана
1 двухместный катамаран
3 каяка
Протяженность маршрута: 199,5 км( сплав 178 км + пешком 1,5 км)
Продолжительность похода: 06.06 - 21.06.2009 г. (16 дней)
Чистое время прохождения: 47 часов (46 часов 40 минут-сплав+ 30 минут- пешком )
Количество ночевок в полевых условиях: 12
Число участников: 16(14 уч. + 2 рук.)
Маршрутная книжка: 177-04/4-116
Шифр МКК : 177-04-3333300000
Руководитель группы: Лурье Валентин Абрамович
Состав группы
№ |
ФИО |
Год рож.
|
Адрес |
Место учебы |
Туристский опыт
|
Обязанности в группе |
1 |
|
|
|
Р. Урик – 5у |
руководитель | |
2 |
|
|
|
|
Р.Волга – 1у |
зам. руковод. |
3 |
|
|
|
|
Р.Тумча 3у |
помощник |
4 |
|
|
|
|
Р..Волома-Онда – 3 у |
командир |
5 |
|
|
|
|
Р..Волома-Онда – 3 у |
краевед |
6 |
|
|
|
|
Р..Волома-Онда – 3 у |
лоцман |
7 |
|
|
|
|
Р..Волома-Онда – 3 у |
отв. за техническое описание, фотограф |
8 |
|
|
|
|
Р.Волга – 1у |
ремонтник |
9 |
|
|
|
|
Р. Волома 2 у |
завхоз |
10 |
|
|
|
|
Р. Волома 2 у |
хронометрист |
11 |
|
|
|
|
Р. Волома 2 у |
медик |
12 |
|
|
|
|
Р.Волга – 1у |
видеооператор |
13 |
|
|
|
|
Р.Волга – 1у |
ответств. за снаряжение |
14 |
|
|
|
|
Р.Волга – 1у |
метеоролог |
15 |
|
|
|
|
Р.Волга – 1у |
фотограф |
16 |
|
|
|
Р.Волга – 3ст. |
летописец |
Катамаран 4-1: уч. 1,2,3,15,16,
Катамаран 4-2: уч. 4,6,7,8,14
Кат2-1 уч. 5,9,12
Каяки уч. 10,11,13
Капитаны судов: участники 1,4,5
Участники постоянно менялись судами и экипажами в течении всего маршрута
Определяющие препятствия маршрута.
Дата прохождения |
Вид препятствия |
Название препятствия или его местонахождение |
Категория сложности |
Длина препятствия |
Характеристика препятствия |
Путь прохождения |
12.06.09 |
завалы |
Река Ямница |
1 |
5-7 км |
Различные завалы от поваленных этой весной отдельных деревьев до многолетнего сплошного завала |
|
14.06.09 |
Порог-плотина |
Река Уверь |
1-2 |
150
|
Слив на месте старой плотины до 0,5 м, далее быстроток с валами до 0,5 м |
Катамараны в правую часть слива, каяки в более крутую, но мелкую часть - левую |
18.06.09
|
перекат |
Жадинский Река Мста |
1 |
70 м |
Мелкий быстроток |
По основной струе в протоке у ПБ |
18.06.09
|
порог |
Малый Река Мста |
2 |
100 м |
Валы до 0,5 м |
По основной струе |
18.06.09
|
порог |
Средний Река Мста |
2 |
150 м |
Валы до 0,5 м |
По основной струе |
19.06.09
|
порог |
Большой Река Мста |
2 |
1000 м |
Валы до 1м, бочки 0,7 м |
По основной струе |
19.06.09
|
порог |
Лестница Река Мста |
2 |
50 м
|
Валы до 0,7 м, бочка 0,7 м
|
Катамараны в бочку через среднюю часть ступени, каяки по валам- в правую часть ступени в протоке у ЛБ |
19.06.09
|
порог |
Ёгла Река Мста |
2 |
100 м |
Валы до 0,5 м |
По основной струе |
В верхнем и среднем течении Мста пересекает отроги Валдайской возвышенности, образуя пороги и перекаты. Здесь по берегам Мсты растут лиственные и сосновые леса с примесью берёзы. Издавна по Мсте, с волоком из Тверцы, проходил водный путь из районов Центральной России в Новгород. Более 300-т лет назад была создана Вышневолоцкая водная система, которая долгие годы обеспечивала Петербург всем необходимым. Река судоходна на расстоянии 134 км от устья.
Рельеф района похода – холмистый, образован отрогами Валдайской возвышенности.
В районе похода много озёр ледникового происхождения. Самые крупные озеро Пелено, озеро Щерегодра.
Типичные представители животного мира – лось, лиса, заяц, белка, куница, рысь, выдра, бобр, медведь, кабан. Из птиц – дятел, пищуха, синица, снегирь, рябчик, куропатка, глухарь, жаворонок, утки, гуси, журавли. Из рыб - в порожистых реках есть форель, распространены лещ, окунь, щука, сопа, язь, ерш, налим.
Климат.
Климат умеренно континентальный. Средняя температура января -7 °С, июля +16 °С. Осадков до 800 мм в год. Вегетационный период 120-130 дней. Его характеризуют избыточное увлажнение, нежаркое короткое лето, теплая продолжительная осень, мягкая зима и прохладная затяжная весна. Абсолютный температурный максимум в районе Боровичей (Мстинская впадина) отмечался в июле (+36º), а минимум – в январе (-54°). Безморозный период длится в среднем 130-135 дней. Заморозки возможны в любом месяце, даже в июле.
На западных склонах Валдайской возвышенности выпадает годовое количество осадков до 800 мм. Неравномерно распределяются осадки по сезонам года. В теплый период года (с апреля по октябрь включительно), осадков выпадает в 2 - 2,5 раза больше, чем в холодный. Максимум осадков приходится на лето, хотя дождливых дней больше осенью. Летом дожди сильные и обильные, часто с грозой, а осенью - мелкие, моросящие. Весна - самое сухое время теплого периода. Зимой осадков еще меньше. По месяцам они распределяются равномерно. Зимние осадки приносятся циклонами. К концу зимы накапливается снежный покров высотой около 50 см.
Туристские возможности.
Спортивные водные маршруты связаны с рекой Мстой и её притоками. Большой популярностью у туристов-водников пользуется участок реки Мста от Опеченского Посада до города Боровичи. На этом участке реки протяжённостью около 30 км, сосредоточены все основные пороги, средний уклон русла – 2 м\км. В последнее время этот участок реки стал называться «Горной Мстой».
Наибольший интерес пороги представляют в период паводкового уровня воды – в конце апреля – в начале мая. Удобный подъезд по асфальтовой дороге позволяет не только подъехать к любому порогу, но и подвозить суда к началу порога для повторного его прохождения. В день через пороги проплывает несколько десятков, а может быть и более, туристских судов. Здесь сплавляются не только на байдарках, катамаранах и рафтах, но и на надувных плотах, резиновых лодках, а порой на не совсем понятных средствах сплава. Описания порогов, лоция, а также исторические названия всех препятствий приведены в отчёте в разделе «Техническое описание маршрута»
Но для того, чтобы получился полноценный спортивный туристский маршрут, одного участка с порогами мало. «Перечень классифицированных туристских маршрутов» определяет второй категорией сложности маршрут по реке Мсте от озера Мстино до города Боровичи.
Пользуются популярностью у туристов-водников маршруты с выходом ко Мсте по притокам Березайка (или Валдайка+Березайка, далее по Мсте) или Щегринка (далее по Мсте). Сплав по этим притокам начинается от железной дороги Москва - Санкт-Петербург и заканчивается в Боровичах или в районном центре Любытино. «Перечень….» также квалифицирует эти маршруты второй категорией сложности.
К сплавным речкам относится и правый приток Мсты – река Уверь. Здесь естественных природных препятствий нет, но при сплаве придётся преодолевать низкие мосты, старые плотины и т.п. Именнно по Увери проходил вариант пути, позволяющий обойти Боровичские пороги. Этот путь через Нижний или Держков волок совсем забыт в настоящее время. Весь путь через волок выглядит так: река Мста – село Волок (село расположено по реке Мста ниже города Боровичи на 25-30 км – волок 10-12 км в озеро Пелено – озеро Люто – озеро Щерегодра – озеро Ситное – озеро Ямное – река Ямница – река Удина – река Уверь – река Мста (выше Боровичских порогов). Именно этот путь(кроме верхнего вотока) мы проделали на нашем маршруте.
Кроме «спортивных» достопримечательностей, в районе проведения похода много интересных исторических и природных объектов (список смотри в соответствующем разделе). Все эти объекты сами по себе могут являться так же достойной целью туристского или краеведческого маршрута.
Из Москвы на поезде № 622 (2 раза в неделю – среда и пятница –расписание каждый год меняется) можно добраться до станции Боровичи, которая является конечной станцией и находится в стороне от железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Или можно сойти на станциях этой магистрали: Лыкошино, Угловка, Окуловка. Далее автобусом нужно добраться до Боровичей. А затем автобусом добраться до начала маршрута озера Пелено.
Наша группа использовала комбинированный вариант подъезда. Группа с личными вещами и небольшим общественным грузом добиралась поездом Москва-Боровичи (поезд №622, отправление в 20.00, Ленинградский вокзал, прибытие в 2-58, в пути 6-58.) На грузовике из Москвы в Боровичи на вокзал к приезду поезда Москва-Боровичи привезли полусобранные суда и общественное снаряжение, а оттуда вместе с заказанным автобусом добрались до деревни Приозерье на озере Пелено,
Варианты выъезда
Маршрут заканчивается как и начинается в городе Боровичи, откуда по железной дороге можно доехать до Москвы. Поезд 2 раза в неделю – четверг и воскресенье в 22.50. В Москве - в 5.16.
Мы же отправили неразборные каяки, катамараны и другой общественный и некоторый личный груз до Москвы на грузовике, который ждал группу в Боровичах у гостиницы Мста.
Группа же с небольшой частью личных вещей от Боровичей доехала на заказанном заранее автобусе до Новгорода. А оттуда на следующий день поездом № 42 в 21.20 отправились в Москву. Прибытие на следующий утро в 5.32.
Краеведческий музей: 174400 Новгородская область, г. Боровичи, наб. Октябрьской революции, 17. Телефон: (81664) 3-4548
Режим работы: ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме воскресенья и понедельника.
Интернет: www.museum.ru/M656.
ООО «Горная Мста»: 174411, Россия, Новгородская область, г. Боровичи, ул. Карла Либкнехта, дом 16.
Телефоны: (81664) 45-444, 921-192-43-63, 911-601-25-26, 921-201-29-38.
E-mail: raft@msta-r.ru, ICQ: 445748763
Главное управление МЧС России по Новгородской области: 173020, Великий Новгород, ул. Большая Московская, 67.
Нижегородская областная поисково-спасательная служба: 603000, г. Новгород, Мининский пер. 7; Тел. 8-162-27-25-21. ПСО 27-60-10.
Каких-либо ограничений для туристов по ходу нашего маршрута нам не известно. Ранее, в период массовых походов (майские праздники), приходилось сталкиваться с попытками инспектора ГИМС оштрафовать все катамараны, плавающие по реке. Так же приходилось сталкиваться с попытками денежных поборов за организацию ночлега. В данном походе никаких похожих проблем не возникло.
Этим кратким перечнем далеко не исчерпываются интересные места маршрута похода. Мстинская земля полна историческими событиями. Фактически каждое село, каждая деревня, так или иначе были свидетелями многих исторических событий. В 945 году зимой Мсту посетила княгиня Ольга и, как говорит летопись, «устанавливала дани и погосты». Видела Мста и нашествие шведов и смутные времена. Несколько раз по Мсте проплывал Пётр I. Дважды посещала эти места Екатерина II. Конечно, эти и многие другие события оставили здесь свой памятный след.
Другая привлекательная для нас идея заключается в том, что Мста – самая ближайшая сплавная река 2 категории сложности. Она вполне доступна автомобильному транспорту из Москвы. Значит, сюда без проблем, связанных с перевозкой багажа по железной дороге, можно вывести неразборные каяки.
Суммировав все эти основные идеи, мы получили маршрут, который представлен в этом отчёте.
Пути аварийного выхода. В следствии того, что маршрут проходит по населённой местности с развитой сетью дорог ,возможности аварийного выхода довольно разнообразны. Отображать все эти возможности на маршрутной карте, в данном случае, не имеет смысла. В случае заболевания участника, катастрофически плохой погоды, серьёзном повреждении судов и т.п., предполагался выход в ближайший (желательно крупный) населённый пункт и далее в Москву. Все крупные населенные пункты (Кончанское-Суворовское, Устреха, Удино, Мошенское, Меглецы, Перелучи, Опеченский посад) имеют автобусную связь с Боровичами или Новгородом)
Кроме того, Мста и Боровичские озёра на значительных участках попадают в зону действия мобильной связи (например, на большей части «озёрного» маршрута и от д Перелучи до Боровичей,). Т.к. в группе было несколько мобильных телефонов, то имелась возможность, при необходимости, связаться с нужными организациями в Москве, вызвать из Москвы автомашину. Участники группы регулярно информировали своих родителей и других заинтересованных лиц о прохождении маршрута, состоянии погоды, количестве комаров, качестве еды и т.п.
Все участники данного похода в течение учебного года тренировались в гребном и плавательном бассейне, совершенствуя технику водного туризма, а большинство участвовало в учебно-тренирочных сборах на Кавказе на реке Мзымта осенью 2008 и весной 2009 года. Практически все члены группы, в середине апреля и начале мая участвовали в соревнованиях 64-го Первенства на реках Истра и Мста. Летом сложность и опасность порогов Мсты существенно снижается. Поэтому группа в целом была подготовлена к данному маршруту с достаточным техническим запасом, что позволило уверено пройти запланированный маршрут в тренировочном режиме.
Заявлено:
Москва – Боровичи––село Жаворонково – озеро Пелено(начало сплава) – протока Пеленовка– озеро Люто - озеро Щерегодра – озеро Ситное – озеро Ямное – река Ямница – река Удина - озеро Карабожа – - Уверь - р. Мста – пос. Опеченский Посад – Боровичи(конец сплава) – Москва.
Запасные варианты:
1. В случае непроходимости протоки Пеленовка волок из озера Пелено в озеро Люто
2. Окончание маршрута в пос. Мошенское. (В случае затруднений на неописанных участках маршрута)
Пройденный маршрут:
Москва – Боровичи– дер. Приозерье – озеро Пелено(начало сплава) – волок из озера Пелено на озеро Люто – озеро Люто - озеро Щерегодра – озеро Ситное – озеро Ямное – река Ямница – река Удина - озеро Карабожа – - Уверь - р. Мста – пос. Опеченский Посад – Боровичи(конец сплава) – Москва.
Дата |
Дни пути |
Участки маршрута |
Способ передвиж |
Км. |
Время(час) техническое ходовое |
Характер препятствий |
Примечания | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
6-7.06 |
1-2 |
Москва -Боровичи |
поезд |
|
|
|
|
Поезд прибывает в 4.00 утра |
7.06 |
2 |
Боровичи - оз. Пелено (в 3 км от д. Прудищи) Сборка судов |
автобус |
|
|
|
|
Заказанный автобус. Стапель– на длинной береговой террасе шириной метров 10 (много машин рыбаков) |
7.06 |
2 |
Сплав по оз. Пелено |
сплав |
3(4,5) |
17.10-20.30 |
1.0 (1.30) |
|
Ст. на небольшой полянке в сосновом бору на мысу на оз. Пелено. Дров достаточно. Воду брали из озера Пелено |
8.06 |
3 |
М.н. – вертолетная площадка на перешейке между оз. Пелено и оз. Люто |
сплав пешком |
(1,5) 1,5(1,5)) |
11.00-11.30 16.00.18.00 |
(0.30) 0.30 (1.0) |
Волок по болоту |
Ст. на большой открытой поляне поросшей мхом(бывшая вертолетная площадка) в 150 м от озера Пелено. Дров много. Воду брали из озера Пелено |
9.06 |
4 |
М.н. – оз Люто Досборка судов оз Люто – оз. Шерегодра |
пешком сплав |
(4,5) 15 |
9.00-10.30 10.30-13.00 13.00-14.20 16.00-20.40 |
(0.30) 5.00 |
Волок по болоту Встречный ветер Перекаты в протоках в районе д. Осиновец (металлические штыри в левой протоке) |
Ст. на большой лесной поляне ПБ озера в смешанной роще в 150 м от места зачалки. Костер на лугу на старом кострище со скамейками в 20 м от озера. Дров мало. Воду брали из озера Шерегодра |
10.06 |
5 |
М.н. – оз. Ямное |
сплав |
12 |
11.15-11.45 (11.45.-14.15) (музей) 14.15-16.25 17.20-18.50 |
3.20 |
Встречный ветер |
Ст – на большой открытой поляне слева от устья протоки в смешанном лесу. Оборудованное кострище. .Дров мало. Воду брали из озера Ямное. |
11.06 |
6 |
Дневка |
|
|
|
|
|
|
12.06 |
7 |
М.н.- р. Удина 1,5 км не доходя Яковищенских ключей |
сплав |
20 |
10.30-15.30 17.00-22.00 |
5.00 |
Завалы на реке Ямница, пропиливали проходы, обрубали ветки, притаптывали бревна. Один завал обнесли-150 |
Ст. – на большой поляне ПБ с высокой травой на краю болота. Дров много (на болоте) Воду брали из реки Удина. |
13.06 |
8 |
М.н. -оз. Коробожа(перешеек между заливами) |
сплав |
12 |
11.00-16.30 |
4.00 |
Сильный встречный ветер |
Ст.- на большой красивой поляне в редком сосновом лесу на узкой косе между заливами озера. Дров много. Воду брали из озера Карабожа. |
14.06 |
9 |
М. н. – река Уверь ниже пос. Мошенское |
сплав |
24 |
11.30-16.30 (15.20-15.20) магазин 18.00-21.20 |
6.00 |
Сильный встречный ветер, Порог на старой плотине(много камней, слив до 0,5 м |
Ст.- на бывшей волейбольной площадке, на опушке леса, на ПБ реки Уверь напротив д. Минкино(окраина п. Мошенское) рядом с металлическим пешеходным мостом. Дров много в лесу. Воду брали из реки Уверь. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
8 |
9 |
15.06 |
10 |
М.н. река Уверь не доходя оз. Холуй |
сплав |
30 |
10.50-15.20 17.00-22.00 |
7.30 |
|
Ст.- на малюсенькой полянке ЛБ, под огромным вязом(обрубили нижние сухие ветки и в притык поставили палатки)(это единственное место стоянки на протяжении 25 км). Дров мало. Воду брали из реки Уверь |
16.06 |
11 |
М.н. – р. Мста 1 км ниже устья р. Уверь |
сплав |
30 |
12.00-17.00 18.30-21.30 |
6.30 |
|
Ст. - на большой поляне ПБ реки Мста в сосновом бору на верхней террасе.. Дров очень много. Воду брали из реки Мста. |
17.06 |
12 |
Дневка |
|
|
|
|
|
Ходили в магазин в пос. Перелучи |
18.06 |
13 |
М.н -Река Мста ниже дер. Порог (у родника) |
|
30 |
10.20-16.20 16.50-17.10 |
5.20 |
Сильный встречный ветер Перекаты районе п. Жадины, Малый и Средний пороги на р. Мста |
Ст. на травянистой поляне ПБ рядом с родником(место награждения и секретарской палатки соревнований на Мсте. Дров очень мало(надо брать с собой с предыдущей стоянки). Воду брали из родника. |
19.06 |
14 |
До г. Боровичи Разборка судов Боровичи-Новгород |
сплав автобус |
22 |
10.00-14.00 |
3.00 |
Пороги «Большой», «Лестница», «Егла», множество шивер средней сложности |
Разборка судов Ночевали в деревянных домиках в комнатах на 3 человека в детском лагере в пос. Юрьево(7 км от Новгорода). Питались в столовой детского лагеря. |
20.06 |
15 |
Выполнение краеведческого задания |
|
|
|
|
|
Осмотр Новгорода. Посещение ганзейского праздника. |
20.06-21.06 |
15-16 |
Новгород - Москва |
поезд |
|
|
|
|
|
Дворца Творчества Детей и Молодежи Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы
17 12 2014
6 стр.
Проводящая организация: Дворец детей и молодёжи Центрального окружного управления Московского комитета образования
15 10 2014
1 стр.
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю категорией сложности
14 10 2014
1 стр.
«Фотография в туристском походе» один из спецкурсов Туристского Клуба «Гадкий Утенок». В нем раскрываются основные технические и композиционные приемы фотографии, наиболее часто пр
13 09 2014
1 стр.
На пляже предлагаются всевозможные морские развлечения: водные аттракционы; катамараны; бананы…К оборудованной набережной примыкает парк отдыха с экзотической растительностью
18 12 2014
1 стр.
Необходим опыт водного похода байдарки 2-х мест. «Скаут-45» Минимальный возраст участников 18 лет катамараны 2-х и 4-х местные
15 10 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
Рязань г. Москва г. Мурманск – ст. Титовка – р. Титовка – Стар. Титовка – пос. Заполярный – пут усадьба 85км. – р. Зап. Лица
15 12 2014
4 стр.