Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6

Ходовое время 3 часа


10-10 выплыли. Сразу начинается Большой порог, который мы осмотрели накануне.

Большой порог проходили кильватерной колонной, со взаимной страховкой по основной струе. После пересекаем реку ближе к левому берегу, затем по основной струе выходим на середину и придерживаемся её до конца порога. (Ф,Ф 100-102).

В пороге стоячие валы и бочки имеют высоту порядка 0,7 -1 метра. Линию движения желательно наметить заранее (как сделали мы). Прохождение порога заняло 5 минут

10-20 Дошли до впадения в Мсту подземной речки Понеретка. Вылезли на берег и фотографировались на фоне водопада. (Ф,Ф 103-104)

10-40 Отплыли. До порога Лестница шли 15 минут (около 2-х км). На этом участке значительных препятствий не заметили. Нередко встречаются каменистые мелкие места, подводные и надводные камни(Ф 105).

10-55 Село Ровное(Ф 106). Порог Лестница находится в пределах села Ровное в месте, где река разбивается островами на 4 протоки разной ширины. Порог находится в самой левой протоке. Порог – слив дугообразной формы с плиты. Слив образует бочку, высота которой в нашем случае, не превышала 0,7 метра. У левого берега – чистый проход, но мелкий, шириной 7-8 метров. Просмотр по левому берегу

. Для осмотра зачалились на ЛБ чуть ниже двухэтажного здания. Порог проходили после просмотра, поочерёдно. Первое судно шло безопасным вариантом, ближе к острову по ровному языку, (Ф 107) без страховки, остальные – при страховке с воды ниже порога из улова ЛБ в центральную бочку или в левый язык (Ф,Ф 108-112). Проходили порог на некоторых судах по нескольку раз

11-45 Отплыли от порога.

Все остальные препятствия, включая порог Ёгла, проходили кильватерной колонной, со взаимной страховкой по основной струе при просмотре с воды. Линия движения – по основной струе. В этих порогах валы и небольшие бочки по высоте не превышали 0,4 м. Часто встречаются мелкие места, обливные и надводные камни

12-00 Левый приток Богачиха

12.05 Подвесной мост перед пос. Егла(Ф 113)

12-10 Еглинский порог. Две ступени. Первая ступень: в русле две плиты, сливы с плит до 0,5 м (Ф 114) Во второй валы до 0,5 м..

12-15 Самосплав. Отдых на воде 5 минут

12-30 Путлинская шивера. Валы до 0,3 м (Ф 115)

12-45 Шивера длиной больше 1 км. В русле есть камни.

13-00 Длинная шивера с валами до 0,3 м. Впереди видны дома деревни Бобровино.

13-10 Самосплав. Отдых на воде 5 минут

13-15 Первый автомобильный Боровичский мост. (Ф 116)

13-25 Подвесной мост. Перед ним шивера с валами до 0.3 м Это последняя

14.00 Встали на большой поляне на ПБ (городской пляж) перед старым автомобильным(теперь пешеходным) мостом. Сразу начали разбирать суда. В 16.00 все суда были собраны(посушить из-за дождя суда не удалось). Подняли все снаряжение по лестнице на площадку рядом с гостиницей Мста, где нас уже ждал грузовик из Москвы и автобус из Новгорода. Все общественное снаряжение и часть личного погрузили в грузовик и отправили в Москву. Сами же сели с частью личного снаряжения в автобус и отправились в 17.00 в Новгород, где нам предстояло пробыть полтора дня и выполнить краеведческое задание.




8. Материальное обеспечение.
Список специального снаряжения.

Групповое:





Наименование

Количество

1

Катамаран четырехместный

«Тритон»



2 шт

2

Катамаран двухместный

«Тритон»


1 шт

3

Каяк (полиэтиленовые)

3 шт

4

Весла байдарочные

5 шт

5

Вёсла канойные

13 шт

6

Спасконец

2 шт

7

Юбка каячная

3 шт

Личное:

1

Шлем

1 шт

2

Спасжилет

1 шт

3

Гермомешок

2 шт



Рекомендации по использованию специального снаряжения.

Катамараны четырехместные «Пионерский» фирмы Тритон очень удобен для походов 1-4 категории сложности. Ходкий, маневренный, с небольшой парусностью, достаточно вместительный и главное не очень тяжелый(меньше 40 кг). Единственный недостаток – перестал выпускаться фирмой Тритон.

Катамаран двухместный «Туристский» фирмы Тритон – по нашему мнению самый лучший отечественный двухместный катамаран. Он удобен не только в походах любых категорий, но и позволяет успешно выступать на водных соревнованиях любого уровня.

Каяки полиэтиленовые моделей Pyranha h:3, Dagger Mamba, Prijon Delirious. Все каяки удобны, компактны, обладают высокой маневренностью и, что главное не требуют никакого ремонта , а то что они малы по длине и недостаточно быстроходны – так все равно быстрее катамаранов.

Учтите, что такие неразборные каяки в вагон, в качестве ручной клади, не пропустят. Поэтому их транспортировка возможна или в багажном вагоне или на автомобиле. В данном походе каяки ехали на автомобиле.

Все вёсла у нас были с лопастями из полиэтилена и с дюралевой ручкой, покрытой тонким слоем пластика. Все вёсла с байдарочные весла с разворотом, что обеспечивало взаимозаменяемость (при необходимости). Используемые нами вёсла имеют положительную плавучесть..

Спасконцы фирмы «Тритон» были размещены на четырехместных катамаранах.. Необходимости их использовать для страховки не возникло. Тем не менее спасконец – обязательное снаряжение любого спортивного похода выше 1 к.с.

Юбки для каяков использовали из неопрена,

Каски использовали разные – модели М8, М10 и другие. Основные требования к каске: каска должна надёжно удерживаться на голове; защищать голову и лицо не только от удара сверху, но и от фронтального и бокового ударов; каска должна хорошо вентилироваться и иметь отверстия для прохождения воды.

Спасжилеты использовали разных фирм (больше «Чапай» фирмы «Тритон») с закладными лёгкостями. Все спасжилеты имели надёжное закрепление и обеспечивали удержание человека в воде в вертикальном положении (проверено на тренировках). Жилет минимального объёма в 6 л использовали участники весом 45-50 кг.

Гермомешки применяли для упаковки личных вещей, общественного снаряжения и продуктов. Использовали гермомешки «фирменного» изготовления объёмом от 40 до 80 л с надёжной застёжкой-закруткой.

Гидрокостюмы в данный поход не брали. Особой необходимости на данном маршруте в них не возникло, хотя в случае более прохладной или дождливой погоды гидрокостюмы повысили бы комфортность при сплаве. Рекомендуем их иметь с собой на маршруте и использовать по необходимости.
Особенности и рекомендации по использованию продуктов.

Маршрут проходит по населённой местности, поэтому при необходимости в любой день похода возможно закупить (докупить) любые необходимые продукты. Следует учесть, что закупка продуктов и дальнейшая их упаковка займёт какое-то время, время – которого, в общем, не очень много. В данном случае, лучше свободное время использовать для осмотра достопримечательностей, для любования природой или просто для отдыха.

Наша группа при выходе на маршрут была обеспечена продуктами на весь маршрут. По ходу движения мы докупали только свежий хлеб.

9. Выводы и рекомендации
Цели похода.

Спортивные цели и задачи:

- пройти интересный водный маршрут 2 категории сложности в сравнительной близости с Москвой;

- использовать на маршруте наибольшее количество каяков и расширить состав участников, освоивших основы техники управления каяком;

Познавательные цели и задачи:

- собрать сведения о Нижнем (Держковском) волоке на Мсте и пройти его

- посетить интересные природные и исторические объекты по ходу маршрута;

Большое значение при выборе маршрута для нас имело богатое историческое прошлое района путешествие, возможность познакомиться, с местами связанными с жизнью великого русского полководца А.В. Суворова в год его юбилея, и посетить один из красивейших древних русских городов Великий Новгород

Итоги:

- маршрут пройден (с учётом запасного варианта);



- в группе было 3 каяка на которых все участники группы получили опыт прохождения препятствий 2 категории трудности;

- собраны сведения из письменных источников о Нижнем (Держковском) волоке,

- пройдена основная(водная) часть пути Нижнего (Держковского) волока по озёрам Пелено, Люто, Щерегодра, Ситное и Ямное, рекам Ямница и Удина озеру Карабожа и реке Уверь и река Мста от устья р. Уверь до г. Боровичи.

- мы посетили музей-усадьбу в селе Кончанское-Суворовское, осмотрели гранитную набережную в селе Опеченский Посад, пофотографировались у устья подземной реки Понеретка, посетили один из красивейших древних городов нашей страны Великий Новгород, где приняли участие в празднике Нового ганзейского союза, который проводился в Новгороде первый раз.



Познавательное и воспитательное значение похода.

Поход проходил по местам, где происходили многие исторические события Руси последнего тысячелетия. Объединяющим эти события стержнем является река Мста. Первое упоминание в летописи о Мсте относится к 946 году, когда княгиня Ольга проезжала здесь на санях и «устанавливала по Мсте дани и погосты». За контроль над этими землями долгое время боролись Новгородцы, Московские и Тверские князья.

Пётр I не раз плавал по Мсте, много времени и сил отдал созданию Вышневолоцкой водной системы, по которой шло основное количество грузов в строящийся Петербург. Из-за наличия на Мсте участка порогов сквозное движение судов с грузом осуществлялось только вниз по течению.

Существовал водно-волоковый путь (Нижний или Держков волок), который позволял обойти все Боровичские пороги. Им пользовались ещё в глубокой древности новгородцы, проходя этот путь на ладьях и ушкуях. В период создания и развития Верхневолоцкой водной системы этот путь использовался мало, возможно из-за маловодности и других технических трудностей этого пути (озеро Ямное – карстовое и вода из него периодически уходит).

Сведений о Нижнем волоке сохранилось очень немного. Волок начинался у села Волок (на Мсте) и через систему озёр и проток позволял обойти Боровичские пороги и вернуться обратно в Мсту через её приток реку Уверь. Кроме того, этот путь позволял перейти в бассейн реки Мологи (приток Волги).

Водный путь по Вышневолоцкой водной системе лично инспектировала летом 1785 года императрица Екатерина II.

Со строительством железной дороги Москва-Петербург значение Вышневолоцкого водного пути постепенно снижается. Но последнее судно прошло по системе относительно недавно – в 1905 году, после чего водная система была официально закрыта.

Отметим, что о городе Вышний Волочек и Вышневолоцкой водной системе большая часть образованных людей слышала, но то, что помимо «Вышнего» волока должен существовать (и существовал!) и Нижний волок - об этом большинство людей не задумывается, и не знает.

Ниже также приведён список интересных природных и исторических объектов маршрута похода, значительную часть которых мы посетили.

Интересные природные и исторические объекты.

Исторические.

1. Мемориальный комплекс А.В. Суворова в пос. Кончанско-Суворовское. Здесь провёл два года (1797-99) в ссылке выдающийся русский полководец Александр Васильевич Суворов. Фактически, отсюда Суворов отправился в знаменитый Итало-Швейцарский поход.

- диорама «Битва на Чертовом мосту» в бывшей церкви;

- деревянная церковь;

- дом-музей А.В.Суворова в усадебном доме;

- бюст Суворова;
2. Великий Новгород

- кремль;

-храм Святой Софии 11 века;

-памятник тысячелетию Руси;

- храмы 12-16 веков на Ярославовом дворище;

- фрески Феофана Грека в храме Спаса на Ильине.


Природные и рукотворные

1. Понеретка - левый подземный приток Мсты, впадающий в реку из пещеры в отвесной известковой скале (ниже Большого порога). Имеется несколько обваливающихся малых пещер. Сама Понеретка представляет из себя значительную пещеру с разветвлёнными галереями и залами, но её посещение зависит от уровня воды и возможно только имеющим спелеологическое оборудование и соответствующую практику.

2. Опеченский дендропарк - создан на берегу Мсты усилиями местного жителя Семёна Андреевича Ушанова. На небольшой территории расположена самая богатая в Новгородской области коллекция древесно-кустарниковых видов. Первые саженцы посажены Семёном Андреевичем в 1973 году. В настоящее время в парке более 150 живых экспонатов.

3. Гранитная набережная Опеченской пристани – находится на левом берегу Мсты, протянулась более, чем на 900 метров. Набережная выложена в 18 веке из обтесанных гранитных валунов. Во времена, когда действовала Вышневолоцкая водная система, здесь швартовалось до 1500 судов.

Познавательное значение тесно переплетается с воспитательным.

Во-первых - чтобы быть достойным гражданином своей страны необходимо знать свои корни, любить историю своей страны. А история здесь предстаёт перед внимательным взором в живом виде. Во-вторых – при подготовке и проведении похода каждый участник выполнял конкретное поручение (завпит, завхоз, реммастер, медик, фотограф и т. п.), что требовало не только приобретения знаний, выработки умений и навыков, но и приложения определённых волевых усилий и раскрытия в себе таких качеств как терпение, дружелюбие, честность….В третьих -сами условия любого похода всегда приносят определённый дискомфорт и трудности, преодолевая которые группа сплачивается в коллектив.

Наверняка воспитательное значение похода не исчерпывается выше приведёнными возможностями. Но следует отметить, что все эти возможности существуют в «потенциале», и для каждого участника похода влияние этого потенциала будет индивидуальным.

График движения.

Поскольку информации по этому маршруту(по отдельным его частям) практически не было, график был составлен очень условный. В связи с этим график движения нам пришлось несколько изменить, исходя из реальной ситуации.

При планировании графика, надо знать, что на маршруте встречается населенные пункты где при необходимости(сложность с транспортом) можно все закупать все продукты.

Планируя график маршрута нужно учесть, что на реке Уверь от пос. Меглицы до д. Дубье встать практически негде.



Рекомендации по выбору нитки маршрута и отдельным препятствиям

- в связи с тем, что протока из озера Пелено в озеро Люто отсутствует, мы рекомендуем, чтобы не связываться с очень не простым волоком, начинать маршрут с озера Шерегодра от пос. Кончанско-Суворовское, с одновременным посещением музея Суворова;

- на прохождение реки Ямница и значительного участка реки Удина нужно выделить дополнительное время из-за большого количества завалов;

- следует знать, хотя нам это трудно представить, что в засушливое лето в июле озеро Ямное пересыхает, уходя в карстовые полости, и этот участок возможно придется объезжать на транспорте;

- хороших мест для стоянок на всем протяжении сплава по реке Уверь крайне мало, а на участке от п. Меглицы до д. Дубье их практически нет совсем;

- порог на месте старой плотины на реке Уверь достаточно прост для катамаранов, на байдарках и каяках к нему стоит отнестись серьезнее(из-за каменной гряды на входе) и просмотреть его;

- выход из озеро Ямное определить трудно: течение идет в правую (большую) протоку, заканчивающуюся «глухим» заливом, а реальный выход - в левую (меньшую) протоку к домам;

- начало сплава находится на трассе Боровичи-Хвойная, при желании можно доехать туда на рейсовых автобусах от автовокзала г. Боровичи(автобусы ходят в среднем раз в 2 часа), мы же заказывали транспорт через хорошо знакомую нам по организации соревнований на Мсте боровичскую турфирму «Турист». Она находится в здании гостиницы «Мста». Телефон директора турфирмы – Макаровой Татьяны Николаевны – 8-911-6037714

-поезд Москва-Боровичи и Боровичи-Москва(№ 622) меняет каждый год не только время отправления, но и дни по которым он ходит, поэтому рекомендуем не связываться с ним, а добираться через Окуловку, а оттуда автобусом;

-продукты на начало маршрута можно купить в пос. Канчанско-Суворовское(5 хороших магазинов, с умеренными ценами). Дальнейшие закупки рекомендуем производить в пос. Удино, пос. Устрека на озере Карабожа, в поселке Мошенское, Меглицы и Перелучи на реке Уверь и в пос. Опеченсий посад на реке Мста;

- самое красивое место на маршруте перемычка между заливами озера Карабожа, очень рекомендуем организовать на этом месте дневку; так же очень живописен участок реки Мста от устья Увери до п. Жадины, по берегам встречаются сосновые боры, здесь так же хорошо планировать дневки;

работы.


Литература.

  1. Рыжавский Г.Я. « По рекам и озёрам средней России», 2000 г.

  2. Воронов Ю.Б. «100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке». 1993 г.

  3. ТССР. Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий. 2008 г.

  4. Отчёт о плавании по маршруту: озеро Щерегодра - озеро Ямное – р. Уверь – река Мста – Боровичи. А. Дещеревский, 2002 г.

5. Отчёт библиотеки МКК Мосгорсютур: б/н (рук. Устинов С.В. 2008 год),

6. В.П. Малышева Кончанское-Суворовское 1990



7. Архитектурные памятники древнего Новгорода. Путеводитель 2005 г.


<предыдущая страница


Отче т о водном (катамараны четырехместные, катамараны двухместные, каяки) туристском походе

Дворца Творчества Детей и Молодежи Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы

647.08kb.

17 12 2014
6 стр.


Отчёт о спортивном водном туристском походе

Проводящая организация: Дворец детей и молодёжи Центрального окружного управления Московского комитета образования

175.23kb.

15 10 2014
1 стр.


Отчет о водном туристском походе

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю категорией сложности

210.64kb.

14 10 2014
1 стр.


Рабочие материалы курса «Фотография в туристском походе»

«Фотография в туристском походе» один из спецкурсов Туристского Клуба «Гадкий Утенок». В нем раскрываются основные технические и композиционные приемы фотографии, наиболее часто пр

386.31kb.

13 09 2014
1 стр.


Ч ерноморское побережье п. Лазаревское

На пляже предлагаются всевозможные морские развлечения: водные аттракционы; катамараны; бананы…К оборудованной набережной примыкает парк отдыха с экзотической растительностью

40.24kb.

18 12 2014
1 стр.


Программа для индивидуальных и групповых заявок! "Падуны уксуна"

Необходим опыт водного похода байдарки 2-х мест. «Скаут-45» Минимальный возраст участников 18 лет катамараны 2-х и 4-х местные

26.82kb.

15 10 2014
1 стр.


Отчёт о пешеходном туристском походе 1 категории сложности по Западному Кавказу совершённом группой туристов 13. 08. по 22. 08. 2005 года
180.57kb.

16 12 2014
1 стр.


Отчет о водном туристском путешествии пятой категории сложности в районе

Рязань г. Москва г. Мурманск – ст. Титовка – р. Титовка – Стар. Титовка – пос. Заполярный – пут усадьба 85км. – р. Зап. Лица

646.06kb.

15 12 2014
4 стр.