Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4
59- первенство г. Москвы по туризму среди учащихся

Детский клуб водного туризма “Азимут”

Дворца Творчества Детей и Молодежи Восточного округа г. Москвы

О Т Ч Е Т




о водном (катамараны четырехместные, катамараны двухместные, байдарки каяк) туристском походе

3 категории сложности по маршруту:
г. Москва- г. Апатиты – река Умба(мост у пос. Октябрьский) – оз. Канозеро – мост через Умбу перед пос. Умба – река Колвица – г. Кандалакша – г. Петрозаводск – ст. Эйссойла – река Шуя – пос. Матросы – г. Петрозаводск - г. Москва

с 9 по 29 июля 2004 года

Маршрутная книжка № 177-04/4-315

Руководитель похода:

Лурье Евгений Валентинович

Болотниковская 1-1-31

110-99-21


Маршрутно-квалификационная комиссия МГЦТК рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю

Категория сложности_____________________
Рецензент /_______________/
МОСКВА

2004 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Справочные сведения о походе 3

1.1. Паспорт маршрута 3

1.2. Состав группы 4
2. Характеристика района похода 5

2.1. Обзор района похода 5

2.2 Общая смысловая идея похода 7

2.3 Варианты подъезда и выезда с маршрута. 8

2.4 Аварийные и запасные варианты маршрута 9

2.5 Сведения об организации заброски продуктов 9

2.6. Сведения о нас-ых медицинских пунктах, музеях, магазинах 9
3. Техническое описание маршрута 11

3.1. График движения (Таблица дневных переходов) 11

3.2. Таблица метеонаблюдений 12

3.3 Лоция реки Умба 13



    1. Лоция реки Колвица 23

    2. Участие в Российских соревнованиях на реке Шуя 28


4. Выводы и рекомендации 30
5. Приложение 33

5.1. Сведения о материальном оснащении группы. 33

5.1.1 Средства сплава 33

5.1.2 Состав специального снаряжения 33

5.2. Рекомендации по питанию 34

5.3. Картографический материал 36

5.4. Фотоматериалы 43
6. Краеведческое задание 102
1. Справочные сведения о походе

1.1 Паспорт маршрута.

Поход проведен: детским турклубом "Азимут" ДТДиМ Восточного округа г. Москвы.
Вид туризма: водный

Район путешествия: Кольский полуостров(Карелия)

Категория сложности: третья к./сл.

Нитка маршрута: - г. Москва- г. Апатиты – река Умба(мост у пос. Октябрьский) – оз. Канозеро – мост через Умбу перед пос. Умба – река Колвица – г. Кандалакша – г. Петрозаводск – ст. Эссойла – река Шуя – пос. Матросы – г. Петрозаводск - г. Москва
Средства сплава: 2 четырехместных катамарана, 2 двухместных катамарана, 2 байдарки двухместные, каяк

Протяженность маршрута: 111 км Сплав по реке Умба

9 км Сплав по реке Колвица

49 в рамках соревнований на реке Шуя

Продолжительность похода: 09.07 - 29.07.2004 г. (21 день)

Количество ночевок в полевых условиях: 17

Число участников: 16(14 уч. + 2 рук.)

Маршрутная книжка: 177-04/4-315
Шифр МКК : 177-04-3333300000

Руководитель группы: Лурье Евгений Валентинович
1.2. Состав группы



ФИО

Год

рож.


Адрес

Место учебы

Туристский

опыт


Обязанности в группе

1













р. Уруп – 2р

р.Урик – 5у



Руководитель


2













р. Урик – 5р

р. Она - 4р



Зам. руководителя Фотограф

3













р. Урик – 4у

Командир


4













р. Тыя– 3у

Фотограф

Рыбак


5













р. Уруп – 2у

Видеооператор

6










р. Уруп – 2у

Отв. за тех. описание

7













р. Уруп – 2у

Ремонтник


8













р. Уруп – 2у

Картограф

9













р. Уруп – 2у

Отв.за снаряжение

10













р. Уруп – 2у

Хронометрист


11













р. Уруп – 2у

Видеооператор

12










р. Уруп – 2у

Лоцман

13













р. Уруп – 2у

Краевед

14













р. Уруп – 2у

Медик


15













р. Уруп – 2у

Метеоролог


16










р. Тумча –3у

Завхоз,

помощник


Распределение участников по судам и экипажам

Река Умба Река Колвица Сплав на соревнованиях

Спортивная группа

Катамаран 4-1: уч. 1,2,16,(8) Катамаран4-1: уч, 1,2,4,8 Катамаран4-2: уч1,6,8,9

Катамаран 4-2: уч. 6,5,9,11 Катамаран4-2: уч. 6,9,11,12 Байдарка2-1: уч 7,10

Катамаран2-1: уч 12,15 Катамаран2-1: уч. 7,10 Байдарка2-2: уч 3,14

Катамаран2-2: уч 4,13 Каяк: уч. 3 «Обоз»

Байдарка2-1: уч 7,10 Катамаран4-1: уч, 2,5,11,13,16 Байдарка2-2: уч 3,14 Катамаран2-1: уч 12,15

Каяк уч 8(3) Каяк уч 4
Капитаны судов(Умба) уч.1,9,4,2,7,3 (Колвица) уч 1,9,7 Соревнования 1,7,3,2,1

Во время тренировок на порога «Падун»(Умба) порог проходился много раз в различных вариантах экипажей.

Порог Черный на реке Колвица проходили усиленными экипажами на катамаране2 (уч 1,8) и каяке(уч. 1)

.
2. Характеристика района путешествия

2.1 Обзор района путешествия.

Районом похода был выбран юг северной части обширного туристского района, который называют в справочной литературе Карелия и Кольский полуостров. Сюда входят Мурманская область, республика Карелия и часть Ленинградской области к северу от Невы. Западная граница района совпадает с государственной, восточная отделяет Карелию от Архангельской области и проходит несколько восточней Онежского озера и Беломоро–Балтийского канала. Район вытянут в меридиональном направлении почти на 1000 км. Его северная часть - Кольский полуостров – расположена почти вся за Полярным кругом. Южная часть делится на два района: Южная и Северная Карелия.

Хибинские тундры - красивейшие горы, возвышаются над окружающей заболоченной равниной в центральной части Кольского полуострова на 680 с.ш. и 340 в.д., севернее полярного круга. Массив Хибинских тундр находится в восточной части Балтийского геологического щита. Имеет замкнутую, подковообразную форму размером примерно 60 км. Западнее Хибин, с юга на север вдоль всего массива протянулось озеро Имандра. На востоке, с юга на север протянулось озеро Умбозеро. Из Умбозера на юг вытекает река Умба, которая через 123 км впадает в Кандалакшский залив Белого моря. Перед впадением в море на Умбе расположен единственный населённый пункт – посёлок Умба.

Ближайшими крупными населенными пунктами начала маршрута являются города Кировск (расположенный в юной части Хибин) и Апатиты, в конце маршрута – город Кандалакша. Путешествие целиком проходит по Мурманской области.



2.1.1 Рельеф.

Среди горных массивов Кольского полуострова Хибины - самый высокий массив. Высшая точка Хибин, гора Юдычвумчорр, имеет отметку около 1200 м

В верхнем и среднем течении Умба пересекает озёрную низину, занятую многочисленными озёрами и болотами. В нижнем – равнину, плавно спадающую к берегам Белого моря.

2.1.2 Климат.

Климат Кольского полуострова значительно мягче климата других заполярных районов страны. Это связано с влиянием Атлантики, выражающемся в усиленной циклонической деятельности. Роль высокой широты, как определяющего климатообразующего фактора, под воздействием этого влияния отходит на второй план.

Характерными климатическими особенностями Хибин являются :

- крайне неустойчивая погода,

- длительная (6,5 - 8 месяцев), хотя и не суровая зима,

- короткое, прохладное лето,

- своеобразный световой режим (полярный день и полярная ночь),

- очень большая облачность,

- высокая относительная влажность воздуха и большое количество осадков,

- значительные скорости ветра.

Среднегодовое количество осадков - более 1000 мм, их максимум приходится на август - сентябрь, что связано с усилением циклонической деятельности на арктическом фронте. Высота снежного покрова зимой - 70-90 см, наибольшей мощности он достигает в лесной зоне - до 150 см.

Для Хибин характерны сильные, порывистые ветры со средней скоростью 3-6 м/сек. Наибольшей повторяемостью отличаются ветры западных румбов.



2.1.3 Гидрография. Для рек (Малая Белая, Кунийок, ручей Меридианальный, Тульйок, Умба и др.) характерны неравномерное, порывистое течение, большое падение, сильная зависимость от рельефа и климатических особенностей. Питание рек, протекающих по горам, главным образом снеговое, со значительной долей дождевого. Это обуславливает их большой сток в весеннее половодье (май-июнь). Полноводность Умбы, главным образом, зависит от наполненности Умбозера. Водные потоки делятся на сезонные и постоянные. Деятельность сезонных потоков активизируется весной.

В Хибинах имеется большое количество крупных (Имандра, Умбозеро, Ловозеро), средних и мелких озер. Умба в своём течении пересекает озёра: Капустные, Канозеро и другие. Самое крупное озеро на Умбе – Канозеро протянулось с севера на юг более чем на 25 км.



2.1.4 Растительность. На Кольском полуострове выделяются три зоны растительности: тундровая, лесотундровая и лесная. Вся Южная часть полуострова (район похода) относится к лесной зоне. Здесь стоят сосново-еловые леса с примесью берёзы, осины, рябины, ивы, ольхи. Леса сильно заболочены, поэтому в них широко распространены кустарник и травянистая моховая растительность.

В горных районах наблюдается вертикальная зональность растительного покрова. До высоты 300-400 м располагается лесная растительность, высоты 400-600 м заняты берёзовым криволесьем, а выше 600-650 м растёт только редкий кустарник и лишайники.



2.1.5 Животный мир. Из млекопитающих для данного района характерны: северный олень, лось, лемминг, песец, заяц-беляк (русак здесь не встречается), бурый медведь, росомаха, волк, лисица, горностай, куница, землеройка, водяная землеройка, белка. Здесь встречается около 35 видов птиц. Среди рыб наиболее распространены лососевые: кумжа (горная форель), хариус, хищный голец, сёмга, горбуша, а так же сиг, щука, окунь, язь.

2.1.6 Сведения о туристических возможностях района

Если оценивать туристские возможности Хибин и прилегающих районов, то можно отметить, что здесь можно проводить походы: пешеходные – до 3 категории сложности, водные – 3 категории сложности (например, р. Умба, р. Паной), 3 усл. или 4 (Тумча, Кутсайоки). Вариантов маршрутов по р. Умба несколько. Например, можно дополнить сплав по реке сплавом по Умбозеру и пешими выходами в Ловозёрские и Хибинские тундры. Ниже есть варианты сплава по Родвинге, Низьме или Кице. Все эти варианты оцениваются не выше 3 категории сложности.

Очень популярны в Хибинах лыжные маршруты. О лыжных маршрутах нужно отметить следующее. Хотя погодно-климатические условия Кольского полуострова несколько мягче, чем аналогичных районов Заполярья, расположенных восточнее (например, Полярный Урал), но всё же это Заполярье с достаточно суровыми условиями, особенно зимой. Для Хибин характерны сильные ветра, которые усиливаются в узких местах долин, на перевалах. В январе и феврале температуры часто опускаются ниже 30º и даже 40º. В марте, как правило, теплее, характерны температуры в 10-15º (днём), но могут быть морозы и в 25-30º, оттепели с подлипом. Лавинную опасность надо учитывать при разработке и прохождении маршрута. На склонах перевалов к марту часто образуется плотный, обледенелый наст, усложняющий прохождение перевалов.

Все эти особенности позволяют сделать вывод, что не стоит рекомендовать начинающим лыжным группам планировать категорированные маршруты по Хибинам. Любая группа, отправляющаяся в Хибины зимой по категорированному маршруту должна иметь опыт холодных ночёвок, быть готовой к встрече с ветрами, морозами, уметь действовать в лавиноопасной обстановке

Проявляют интерес к Хибинам и альпинисты. Зимой 1992 года группа Мурманской областной федерации альпинизма прошла несколько маршрутов на вершины Хибин, 12 из которых классифицировали (от 1Б до 4Б). Мурманским издательством « Север» выпущен каталог с описанием этих маршрутов
2.2. Общая смысловая идея похода.
Основная идея, которой мы руководствовались при выборе маршрута, заключалась в том, чтобы хорошо подготовиться к Первенству России по водному туризму среди учащихся, которое должно было состояться на реке Шуя сразу после окончания сроков сплава. В итоге был спланирован маршрут, который включал в себя реку Умба с несколькими мощными порогами, удобными для технических тренировок и озером Канозеро, подходящим для силовых гребных тренировок, а также короткую, но крайне интересную реку Колвица, удобную тренировки скоростного сплава в условиях порожистых рек.

В соответствии с основной идеей похода были подобраны и суда для сплава: спортивный четырехместный катамаран «Блик», спортивные байдарки «Спорт» и «Вьюн» фирмы «Тритон», которые до этого никогда в наших группах не использовались в походах, однако требовались на соревнованиях. Экипажи в походе, в основном, также соответствовали будущим экипажам на соревнованиях.


2.3 Варианты подъезда и выезда с маршрута.
2.3.1 Подъезд

Подъезд к началу активной части маршрута по линии Москва – Мурманск до города Апатиты поездом № 112. Время отъезда из Москвы - 1:17, время прибытия в Апатиты- 9:50, время в пути 32:33. В Апатитах наняли до реки Умба автобус ПАЗ в фирме «Такси» (остановка автобуса № 1 –Промзона)(выдают любые сопроводительные документы, включая лицензию). Стоимость заказанного автобуса 1200 рублей. Время в пути меньше 1.5 часов.

Возможно, уехать от вокзала гор. Апатиты на рейсовом автобусе до города Кировска, а там до поселка Октябрьский ходят 2 рейсовых автобуса в день. (Информации о стоимости автобусных билетов мы не имеем). Однако, рекомендовать этот вариант можно группам, у которых есть свободное время, и они хотят ознакомиться с городом Кировск. В противном случае удобнее выезжать прямо из Апатит.
2.3.2. Отъезд

В принципе у моста постоянно появляются всякие транспортные «жучки», паразитирующие на туристах. У них, как правило, микроавтобусы «Газели» и легковые автомобили с верхним багажником. Стоимость одного транспортного средства от 1500 до 2500 рублей в зависимости от класса автомобиля. Нас такой вариант не устраивал по многим причинам: суммарная стоимость проезда, невозможность перевезти полуразобранные суда. Наш обратный выезд проходил так: от моста у через реку Умба руководитель выехал на попутке в поселок Умба(6 км) и тщетно пытался заказать транспорт в сторону Кандалакши в какой-нибудь официальной конторе(управление по ремонту дорог, рыбозавод) и везде получил отказ: транспорт в принципе есть, но бумаги давать бояться из-за обилия гаишников на трассе. Пришлось все-таки ехать на частном крытом ЗИЛе без бумаг, но не дорого –1800 рублей до моста через Колвицу (за частный ПАЗ просили 3.500 рублей). С большим трудом, загрузив полуразобранные катамараны, мы через 2 часа(90 км) были у моста через реку Колвица.

Из посёлка Умба в сторону Кандалакши можно доехать и на рейсовом автобусе. Автобус ЛАЗ ходит с этого года 1 раз в день ( 11-00 – из поселка Умба стоимость около 70 рублей). Кроме того, утром в 7.00 и 18.00 ходят микроавтобусы.

От поселка Колвица дачные автобусы ходят до Кандалакши через каждые 1.5-2 часа. До остановки от места окончания сплава надо идти чуть более 1 км. Проблем с выездом нет никаких.

В нашем варианте все было сложнее. После окончания сплава нам надо было вернуться в базовый лагерь к мосту. С большим трудом нам удалось в поселке Колвица найти Ниву с верхним багажником и договориться с шофером доставить наши суда и сплавные вещи наверх к мосту. Сами же мы налегке пошли в лагерь пешком. Через 2 часа небыстрого хода мы были в базовом лагере.

Утром на нанятой попутной машине мы отправили вещи до города Кандалакша (30 км, 300 руб.), а сами без вещей сели на проходящий автобус из поселка Умба в 13.05 и в 13.50 были в Кандалакше на железнодорожном вокзале.

Затем поездом 111 (отправление в 22.10, прибытие в 5-25, в пути около 37 часов, 650 руб. - плацкарт).

Другие возможности ж/д проезда: из Москвы и обратно есть три поезда сообщением Москва-Мурманск. № 16, 182.


2.4. Аварийные и запасные варианты маршрута.

Все аварийные варианты связаны с выходом к людям самым простым и быстрым путём (см. обзорную карту района похода). Реальных пунктов аварийного выхода с маршрута нет. Однако, в заброшенных посёлках Детко-Ламбина, Подмуна, Канозеро и на коммерческой рыболовной базе за порогом «Карельский» летом бывают люди, и здесь также вероятно получить какую-то помощь (транспорт, связь…)

На аварийный выход с маршрута понадобились бы – 2-3 дня (по самому дальнему варианту).

В случае стойкой непогоды и сильного встречного ветра на Канозере можно договориться с инспектором Верещагиным и он, правда, за хорошие деньги, перевезет на противоположную сторону озера, взяв суда на буксир моторкой.


2.5. Сведения о возможности организации заброски продуктов на маршруте.

Маршрут по реке Умба линейный, без каких-либо населенных пунктов от начала сплава до конца, поэтому эффективной заброски продуктов осуществить невозможно. На соревновательную часть путешествия нам выслали заранее запакованные нами продукты железнодорожным багажом в г. Петрозаводск, где мы их благополучно получили перед отъездом на соревнования..


2.6. Сведения о медицинских пунктах, музеях, магазинах, адреса и телефоны поисково-спасательной службы, туристских организаций.

В Кировске, Апатитах и Кандалакше есть больницы и поликлиники, где могут оказать любую квалифицированную помощь. Никаких других медпунктов на маршруте нет.



Музеи:

Минералогический КНЦ РАН. Апатиты, ул. Ферсмана 16. Тел. 7-92-74.

Истории освоения крайнего севера. Апатиты, Академгородок 39А. Тел. 7-92-55.

Историко-краеведческий. Апатиты, ул. Ленина 24. Тел. 7-46-40.

Горно-геологический музей. Кировск, Лабораторная ул. 4. Работает: понедельник-четверг с 10 до 18-00, пятница с 10 до 17-00, обед с 13 до 14-00, выходной – суббота, воскресенье.

Музей государственного Кандалакшского заповедника Тел. 5-58-42

Краеведческий музей. Кандалакша. Тел. 2-44-07

В Кировске, Апатитах и Кандалакше имеется множество магазинов, часть из которых работает круглосуточно. В магазинах можно купить любые продукты и хозтовары. Цены соответствуют московским. На станции Апатиты работает буфет круглосуточно с небольшими перерывами.

Отправить телеграмму или позвонить из Апатит можно из почтовых учреждений по адресу - пл. Геологов, д.1, раб. с 100-00 до 22.00 (у магазина «Север»), или по адресу – ул. Ферсмана, д.7, раб. с 9.00 до 19.00, воскресенье с 11.00 до 17.00 (у кинотеатра «Полярный). В Кировске почта находится на главной улице, остановка «Почта». В Кандалакше телеграф расположен по адресу – ул. Первомайская, д. 33, работает с 7.00 до 22.00 без выходных.

Мурманская областная поисково-спасательная служба расположена по адресу: Кировск, ул. Советской Конституции 3., тел. 2-18-80, 2-13-47. Начальник службы - Островский Анатолий Александрович. По этому же адресу расположен Кировский ПСО, тел. 2-18-80. Начальник – Череватый Александр Михайлович.

На территории Мурманской области есть одна действующая детская туристская организация – Мурманская областная станция юных туристов. Станция находится по адресу 183027, г. Мурманск, ул. Куйбышева, 1, тел. 6-04-62.

В Кировске есть организация, связанная с туризмом «Комитет по физкультуре и туризму» тел. 9-49-09.




следующая страница>


Лурье Евгений Валентинович Болотниковская 1-1-31 110-99-21 Маршрутно-квалификационная комиссия мгцтк рассмотрела отчет

Москва- г. Апатиты – река Умба(мост у пос. Октябрьский) – оз. Канозеро – мост через Умбу перед пос. Умба – река Колвица – г. Кандалакша – г. Петрозаводск – ст. Эйссойла – река Шуя

823.53kb.

15 10 2014
4 стр.


Отчет о водном туристском походе

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю категорией сложности

210.64kb.

14 10 2014
1 стр.


Отчет о лыжном походе I категории сложности Лангепас Пыть-Ях хмао

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтено всем участникам и руководителю

293.66kb.

01 10 2014
1 стр.


Программа «солнечный круг»

Маршрутно-квалификационная комиссия Станции детского и юношеского туризма города Ульяновска рассмотрела отчет и считает, что маршрут соответствует категории сложности и может быть

1733.58kb.

03 09 2014
9 стр.


Отчет о горном туристском путешествии второй к/с по сугану приэльбрусью (кавказ)

Харьковская областная маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю второй с элементами третьей катего

210.88kb.

03 09 2014
1 стр.


Программа «солнечный круг»

Маршрутно-квалификационная комиссия Станции детского и юношеского туризма города Ульяновска рассмотрела отчёт и считает, что маршрут соответствует категории сложности и может быть

540.61kb.

14 09 2014
5 стр.


Отчет о прохождении спортивного пешеходного маршрута первой категории сложности по Мелекесскому и Старомайнскому районам

Маршрутно-квалификационная комиссия Станции детского и юношеского туризма города Ульяновска рассмотрела отчёт и считает, что маршрут может быть зачтён участникам и руководителю кат

665.31kb.

26 09 2014
4 стр.


Кузьмина Нина Сергеевна Москва: ул Воронцовские Пруды 5-64 936-10-08 Маршрутно-квалификационная комиссия МосГорсютур рассмотрела отчет

Москва – cт. Берещено – п. Дивеево г. Темников р. Мокша – Санаксарский монастырь – гор. Кадом устье р. Цна – р. Ока г. Муром г. Москва

755.11kb.

25 12 2014
8 стр.