Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Д.В. Кузнецов
ВОЙНА ВО ВЬЕТНАМЕ (1964-1973 гг.),

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ АМЕРИКАНЦЕВ И ОФОРМЛЕНИЕ «ВЬЕТНАМСКОГО СИНДРОМА»
Война во Вьетнаме, продолжавшаяся в течение почти 10 лет (если брать во внимание период непрямого участия США в событиях в начале 1960-х годов – даже гораздо больший, чем 10 лет, срок) и завершившаяся с подписанием 27 января 1973 г. Парижских соглашений1, сопровождалась колоссальными по своим масштабам тратами: сумма общих расходов, которые понесли США, составила 111 млрд. долларов США (с поправкой на инфляцию в 2006 г. эта сумма составила почти 500 млрд. долларов США). Значительными и людские потери США: 58200 человек убитыми и 306606 человек ранеными2.

Важно подчеркнуть, что поражение США во Вьетнаме самым непосредственным образом оказало влияние на последующий ход внешней политики страны. The Christian Science Monitor 5 мая 1975 г. писала в связи с этим следующее: «В истории пройдена определенная веха. Этот уход, помимо того, что он кладет конец американской фазе господства в Юго-Восточной Азии, означает также конец целой американской политике в отношении всего мира, начало которой было положено в 1947 году доктриной Трумэна»3. Авторитетное издание из Великобритании The Economist 4 апреля 1975 г. вышло со статьей «Исчезнувшая Америка», имея ввиду крах политики США в Юго-Восточной Азии и последствия этого серьезного изменения для последующего хода внешнеполитического курса США4.



Ранее, еще в конце 1973 г. U.S. News and World Report, подводя своеобразные итоги десятилетию с момента убийства Президента США Дж.Ф. Кеннеди, а также указывая на то, что «США еще не переживали подобного десятилетия», подчеркнул: «Восемь лет ожесточенной и неудачной войны отрезвили наш народ. Ясно, что силы коммунистов в Южном Вьетнаме очень и очень недооценили. Однако причиной крушения американских глобальных амбиций стали не только неудачи во Вьетнаме, но и экономические, социальные и политические перемены, которые глубоко затронули Соединенные Штаты и весь остальной мир»5.

Р. Никсон, находившийся на посту Президента США до 1974 г., выступая 5 июня 1974 г. с речью во время церемонии выпуска курсантов Военно-морского училища США в Аннаполисе, и делая обзор внешней политики США в период после Второй мировой войны также пришел к неутешительному выводу: «Рвение и простодушие Америки несколько ослабли за эти годы. Долгая война во Вьетнаме слишком сильно подорвала нашу национальную уверенность в себе и целеустремленность. Наши собственные внутренние проблемы требовали большего внимания. К концу 60-х годов наша политика – пытаться решать проблемы во всем мире – перестала быть реалистичной и необходимой. Америка перестала быть гигантом, возвышавшимся над остальным миром и обладавшим, казалось бы, неисчерпаемыми ресурсами…»6.

Один из главных «архитекторов» внешней политики США в 1970-е годы Г. Киссинджер в интервью The New York Times в октябре 1974 г. откровенно признал, что «в последние десять лет Америка пережила много изменений, много драматических по своему характеру перемен». Позднее, 16 января 1975 г., в еще одном интервью The New York Times он следующим образом конкретизировал свою мысль: «…Последнее десятилетие показало Америке, что мы не всесильны и что для того, чтобы достигнуть чего-то, одного нашего страстного желания недостаточно»7.

Действительно, будучи одним из крупнейших вооруженных конфликтов второй половины XX века, война во Вьетнаме оказала сильнейшее воздействие на американское общество, приведя к существенным трансформациям, затронувшим конфигурацию общественного мнения8. Как подчеркнул еще в 1966 г. историк Г. Колко, «для все большего числа американцев война во Вьетнаме стала поворотным пунктом в восприятии внешней политики США, событием, заставляющим их вновь уделить внимание глубинным основам, главным концепциям и структуре политики, которая, в сущности, разрушительна и опасна»9. В сущности, война во Вьетнаме (1964-1973 гг.) оказала глубочайшее воздействие на состояние массового сознания в США. Она расколола американское общество10, стала для американцев началом переосмысления ценностей относительно роли Америки в мире, ее возможностей вмешиваться в дела других стран, степени доверия общества к власти. Известный в нашей стране американист Г.А. Арбатов указывал: «Из всех проблем внешней политики как раз война всегда особенно сильно и непосредственно задевала жизненно важные интересы широких масс трудящихся. И с другой стороны, от всех других средств проведения внешней политики война отличается тем, что требует активного участия более или менее значительных масс населения»11. Участие США в войне во Вьетнаме дает в этом весьма показательный пример.

В мае 1973 г., когда вооруженные силы США, в соответствии с подписанными ранее Парижскими соглашениями уже покидали Вьетнам, корреспондент The New York Times С.Л. Сульцбергер писал: «США потерпели крупное поражение, и учебники по истории должны это признать. …Мы проиграли эту войну в долине Миссисипи, а не в долине Меконга. Американские правительства, одно за другим, так и не смогли добиться необходимой массовой поддержки у себя в стране»12.

Филипп Б. Дэвидсон, один из военачальников периода Вьетнамской войны, автор фундаментального труда «Война во Вьетнаме (1946-1975 гг.)», в котором основное внимание уделено военным аспектам участия США во Вьетнамской войне, в заключительной главе своей книги, пытаясь ответить на вопрос «Почему США проиграли войну?», помимо причин чисто военного характера указывает на наличие других факторов. «Американский народ… на исходе 1968-го уже не хотел продолжения войны. Виноваты тут руководители, особенно президент Джонсон, который не выполнил главной работы – не объяснил людям, зачем США пришли во Вьетнам, что они там делают и какими средствами собираются достичь поставленных целей. В довершение всего администрация Джонсона столкнулась с "кризисом доверия", хотя вовсе не собиралась врать народу… Наиболее солидный вклад внесло, конечно, телевидение. Когда дым и кровь сражений вломились с телеэкранов в мирные жилища американцев, граждане Америки оцепенели от ужаса… Правительство Соединенных Штатов так и не осознало со всей ясностью, что умы и души американского народа становятся важным полем битвы и сама нация нуждается в защите от вражеского воздействия в такой же мере, как и ее воюющие вооруженные силы. Следовало бы по возможности ввести добровольную цензуру, если же пришлось бы прибегнуть к принудительной цензуре, то вводить ее надлежало не только во Вьетнаме…»13.

То, что именно фактор общественного мнения сыграл свою фактически определяющую (с учетом, однако, и других факторов – военных, политических, экономических, социальных) роль во время войны во Вьетнаме, впоследствии признали и представители руководства США. Так, например, Р. Никсон в своих мемуарах, посвящает достаточно большое внимание войне во Вьетнаме, обращая также свой взгляд на то обстоятельство, что он, будучи Президентом США, был вынужден действовать в сложной обстановке, характеризовавшейся ростом оппозиционных настроений в стране в связи с продолжающимися военными действиями в Юго-Восточной Азии14. «Моим важнейшим приоритетом после выборов, - подчеркивает Р. Никсон, - было окончание войны»15.

В воспоминаниях, опубликованных в 1990 г. Р. Никсон пишет: «3 ноября 1969 г. я произнес свою самую значительную речь по внешнеполитическим вопросам. Поводом для выступления было принятое мной решение, касающееся войны во Вьетнаме… Поступаясь своими политическими интересами, я считал, что для Америки важно спасти Южный Вьетнам от коммунистической агрессии. Если бы мне даже и захотелось превратить войну во Вьетнаме в "войну Никсона", у меня не нашлось бы достаточно единомышленников, которые поддержали бы мой курс на вывод американских войск и "вьетнамизацию" войны. Я же должен был превратить войну во Вьетнаме в войну Америки – такого еще не пытался сделать ни один президент». И далее: «Руководитель не может продолжать свою политику без поддержки большинства нации... В этом-то и заключалась суть моего выступления 3 ноября 1969 г.: изложить свои доводы в пользу прекращения войны во Вьетнаме непосредственно народу, который нес жертвы в этой войне. И я добился успеха: молчаливое большинство заговорило и я получил возможность проводить свою политику, в результате которой 27 января 1973 г. были подписаны Парижские мирные соглашения»16.

Г. Киссинджер объяснял провал политики США в Юго-Восточной Азии аналогичными причинами, отмечая то, что «отсутствовало единство американского народа»17.

Роберт С. Макнамара, в свое время занимавший пост министра обороны, в одной из глав своих мемуаров указывает на то, что «к тому моменту, когда Соединенные Штаты окончательно ушли из Южного Вьетнама, что произошло в 1973 году… политическое единство нашего общества было столь расшатано, что на его восстановление понадобилось… несколько десятилетий»18. В числе одной из причин поражения во Вьетнаме, Роберт С. Макнамара называет следующее: «После военных операций, когда непредвиденные события заставили нас отклониться от намеченного курса, мы не сумели воспользоваться общенациональной поддержкой и сохранить ее – отчасти потому, что не рассказали своим согражданам откровенно и без всяких там недомолвок, что же происходит во Вьетнаме и почему мы действуем так, а не как-то иначе. Мы не подготовили общество к пониманию сложных событий, не научили его реагировать адекватно на все изменения проводимого нами политического курса в далекой заморской стране и во враждебном окружении. Подлинная сила любого государства заключается не в его военном потенциале, а, скорее, в единстве нации. А вот этого-то мы и не смогли сохранить»19.

«Потери на полях сражений Вьетнама оказались лишь каплей в лавине бедствий, обрушившихся на США в результате войны», - подчеркнул в 1974 г. А. Кендрик в своей работе «Внутренняя рана. Америка в годы Вьетнама, 1945-1974». И речь идет не только о том, что по мере эскалации конфликта в Юго-Восточной Азии перенапрягалась экономика страны, развивалась инфляция, росли цены. Одним из результатов войны во Вьетнаме стал конец объявленной ранее «войны с бедностью» - широковещательной программы построения «Великого общества». Неправомерность участия в этой войне и ее социальные тяготы породили невиданные по своей интенсивности волнения, а также недовольство в американском обществе, вследствие чего возник раскол во всех его слоях, значительно расширилась пропасть между бедными и богатыми, обострились расовые противоречия, а также конфликт поколений. Более того, война во Вьетнаме усилила «моральное истощение» американского общества, ибо американцы прошлого поколения были потрясены только ужасами Герники и Лидицы, тогда как Вьетнам знал их сотни. К концу войны во Вьетнаме стало очевидно, что несмотря на колоссальные жертвы, в ее ходе не была достигнута ни одна из основных поставленных ранее целей, а все, что делалось во имя укрепления национальной безопасности США – вооруженное вмешательство далеко за пределами страны, на самом деле привело к обратным результатам20. Война во Вьетнаме «поставила под сомнение качество национального руководства, правильность использования могущества страны, обоснованность национальных целей, порядок приоритетов нации, процесс принятия решений, структуру американского государственного правления, претензии на мировое лидерство Америки…», - пришел к выводу А. Кендрик21.

Таким образом, неудача, постигшая США в Юго-Восточной Азии привела к своеобразной ломке, которая затронула общественное мнение США. Фактически были утрачены иллюзии относительно участия США в войне во Вьетнаме, а главное – значительная часть американцев пересмотрела свои взгляды на место и роль США в мире. Так, Р. Никсон подчеркивал: «Мы не можем позволить себе отстаивать каждую пядь свободного мира. Такая политика быстро истощила бы наши ограниченные возможности. Вместо этого следует научиться проводить различия между нашими важными и первоочередными геополитическими интересами. Западная Европа, Япония, Персидский залив, Мексика и Канада – вот те страны, которые находятся в сфере первостепенных интересов Америки… Большинство остальных стран, находящихся в других регионах мира, лишь в незначительной степени влияют на безопасность стран, входящих в круг наших… интересов, и, соответственно, интересуют нас меньше»22.

«Больше никаких Вьетнамов!» - именно под таким лозунгом тогда выступили сторонники невмешательства США в дела других стран. В результате установка на то, чтобы избегать ситуаций, чреватых «вторым Вьетнамом», заняла исключительно важное место в системе приоритетов внешнеполитического компонента массового сознания американцев, что получило свое проявление и на самом высоком уровне. Причем указанные настроения оказались настолько сильны, что создавалось впечатление, будто «даже если бы Вьетнам подчинил себе весь Индокитай, это не оправдало бы повторного ввода американских войск в регион»23.

«Америка уходит из Вьетнама после самого продолжительного и самого разобщающего конфликта со времен Гражданской войны. Однако Вьетнам не уходит из Америки, т.к. влияние этой войны будет сказываться на американской жизни на протяжении многих лет. Хотя, возможно, еще слишком рано разграничивать временные и долгосрочные последствия, однако совершенно ясно: в результате этой войны произошло резкое падение уважения не только к гражданскому авторитету правительства…» - подчеркнул 24 января 1973 г. в статье «Урок Вьетнама» политический обозреватель The New York Times Дж. Рестон24. И далее: «Среди прочего война во Вьетнаме изменила характер взгляда страны на саму себя и на весь мир, уменьшила ее готовность быть вовлеченной в войны на удаленных континентах ради двусмысленных целей и испортила отношения между политическими партиями и между Президентом и Конгрессом США. Американцы, видимо, теперь меньше уверены во многих вещах, которые они ранее считали само собой разумеющимися. Например, они не столь уверены в том, что Соединенные Штаты всегда берут верх во внешних конфликтах, что большой всегда бьет маленького, что деньги и техника являются решающими в войне и что малые государства скорее капитулируют, чем рискнут столкнуться с американской военной мощью. Даже две мировые войны не оказали подобного влияния на американское общество. Они разобщили западную цивилизацию, уничтожили ее старые империи, разрушили ее господство над мировой политической жизнью…, но они не бросили вызов столь многим постулатам американской жизни, как это сделала длительная война во Вьетнаме»25.

«Настроения американского народа претерпели фундаментальные изменения… в результате потрясений последних двух десятилетий», - подчеркнули в 1976 г. Н. Най, С. Верба и Дж. Петрочик, считавшие, что в числе факторов, оказавших самое существенное воздействие на произошедшие во взглядах американцев трансформации – в первую очередь фактор Вьетнама26.



Действительно, после Вьетнамской войны подверглись пересмотру многие позиции, что, в частности, нашло отражение в изменении отношения американцев ко многим аспектам внешнеполитического курса США27. 14 ноября 1975 г. С. Розенфельд, выступая на страницах The Washington Post, писал: «1976 год вырисовывается как печальный год для внешней политики, как год сверхосторожности, негативизма, предубежденности, естественно представляемых общественности как отвечающие американским интересам». «У страны, - продолжал он, - нет единого мнения относительно того, как сформулировать эффективную внешнюю политику и можно ли вообще этого добиться»28.

При этом, война во Вьетнаме имела своим следствием значительные изменения в массовом сознании американцев применительно к вопросам, не связанным с использованием военной силы. Так, например, Г.Л. Трофименко в своей работе «США: политика, война, идеология» (1976 г.) подчеркивал, что крах США во Вьетнаме дал мощный толчок общенациональной дискуссии в США, в результате чего в подходе к международным проблемам среди руководства страны возобладал реализм, но это, по мнению Г.Л. Трофименко, вовсе не означало изменения самой природы империализма по-американски29.

В.В. Журкин в 1975 г. писал: «При выработке рекомендаций относительно будущей политики США в отношении международных конфликтов… особое место занимал анализ опыта американской интервенции во Вьетнаме со всеми ее малыми и большими неудачами»30.

В коллективном труде «Общественное сознание и внешняя политика США» подчеркивается, что война во Вьетнаме вызвала эволюцию внешнеполитических представлений американцев31, которая, в частности, прослежена в многочисленных работах М.М. Петровской, также разделяющей мнение о том, что события в Юго-Восточной Азии стали одним из катализаторов глубоких по своему характеру изменений в представлениях американцев на уровне массового сознания, в том числе и применительно к сфере внешней политики.

К аналогичному выводу пришел Г.Л. Кертман, подчеркнувший, что «война во Вьетнаме оказала исключительно глубокое воздействие на восприятие событий и явлений международной жизни американской общественностью». И далее: «Уже на последней стадии войны во Вьетнаме система внешнеполитический ориентаций…, которая сформировалась в предшествующий период, подверглась существенной трансформации»32.

О каких же трансформациях, затронувших массовое сознание американцев после войны во Вьетнаме, по словам Дж. Кеннана, «этого самого катастрофического из всех внешнеполитических предприятий за всю 200-летнюю историю США», идет речь?

Прежде всего, были подвергнуты переоценке место и роль США в мире. При всем многообразии «уроков», извлеченных американцами из трагедии, произошедшей во Вьетнаме, их общим основанием стало отрицание той глобалистской, предельно претенциозной трактовки американской «миссии», которая доминировала в массовом сознании в довьетнамский период33. Ратуя в целом за участие в международных делах, за то, что США должны «играть активную роль в мире», американцы, однако, с большими оговорками соглашались на оказание помощи другим странам: их большинство выступало за ее сокращение (только помощь при чрезвычайных обстоятельствах, например, в случае стихийных бедствий, получала широкую поддержку).

Кроме того, американцы стали сомневаться в справедливости, гуманном характере внешней политики своей страны, как ее после 1945 г. представляли правящие круги, их значительное число пришло к осознанию корыстных интересов отдельных представителей руководства, стремившихся к продолжению военных действий, поддержка этих интересов со стороны правительства, его двуличие, лживость. Результатом этого стал так называемый «кризис доверия» - довольно интенсивная эрозия доверия к важнейшим общественным институтам США, усугубившаяся, пожалуй, самым известным в истории США скандалом, связанным с личностью главы государства (речь в данном случае идет об «Уотергейте»), которая была зафиксирована в ходе проведенных в конце 1960-х – начале 1970-х гг. опросов общественного мнения. «Недоверие в отношении правительства является одним из существенных элементов морального состояния общества», - писал еще в 1971 г. Fortune34.

Фактически, война во Вьетнаме резко усилила недоверие к правительству страны, обеим ведущим политическим партиям, т.е. другими словами стала причиной кризиса доверия к власти, представителям американского ВПК, ускорила процесс переоценки существующих ценностей, пересмотра моральных и этических норм, разрыв между поколениями. Огромную роль в этом сыграл «Уотергейтский скандал»35.

Как подчеркивает Н.П. Попов, «в 60-е и 70-е годы в США происходили значительные изменения в массовом сознании, выразившиеся в росте неудовлетворенности различными сторонами жизни, развитии недоверия к ведущим институтам власти, в том числе к правительству». И свой вклад в эти процессы внесла внешняя политика: «Отдельные промахи во внешнеполитической сфере, деятельность правительства в тайне от населения, и в ущерб долгосрочным интересам американского народа превратились в тенденцию, усиливающую недоверие населения к правительству»36. Самым значительным оказалось падение уровня доверия американцев применительно к армии, авторитет которой был подорван во время войны во Вьетнаме37.

Один из уроков, вынесенных американцами из войны во Вьетнаме, состоял в понимании того, что отныне проведение внешней политики, традиционно являвшейся монополией руководства страны, в первую очередь, Президента США и его администрации, должно быть поставлено под контроль избирателей. В 1979 г. М. Мандельбаум и У. Шнейдер подчеркнули в связи с этим следующее: «Когда внешняя политика была прерогативой немногих, ее было относительно легко осуществлять… Теперь, когда она стала делом каждого, ее осуществление может оказаться невозможным»38. Если раньше значительная часть американцев принадлежала к категории «последователей», т.е. следовала вслед за руководством страны, поддерживая проводимую им внешнюю политику независимо от характера принимаемых на международной арене действий39, то после Вьетнамской войны американцы стали все чаще выражать недовольство относительно внешнеполитического курса США.

Тогда же, в 1970-е годы, со страниц весьма влиятельных в США периодических изданий, например, журнала Foreign Affairs стали звучать призывы к властям осуществить кардинальную перестройку внешней политики США с учетом возможности привлечения к процессам ее формирования и осуществления общественное мнение. Так, например, в 1973 г. один из представителей руководства США Николас де Б. Катценбах в своей статье подчеркивал: «Наша внешняя политика должна быть основана на такой политике и на таких фактических предпосылках, которые принимаются подавляющим большинством американского народа». Другими словами, как считал Николас де Б. Катценбах, это означает восстановление доверия к власти Президента США, необходимость обеспечения широкой поддержки различных кругов общественности страны, а также прессы к проводимому внешнеполитическому курсу40.

В специальном выпуске журнала Foreign Affairs «Америка и мир в 1979 году» Д. Янкелович, президент одной из ведущих в США фирм по опросам общественного мнения подчеркивал: «Хотя и трудно точно определить, насколько ослабло доверие американцев к внешней политике президента после войны во Вьетнаме, мне представляется, что оно сократилось наполовину, если не исчезло совсем. Все чаще президенту приходится разъяснять свои инициативы перед лицом критически настроенной общественности, лишь незначительное меньшинство которой согласно с ним только потому, что "президенту виднее". В существующих ныне условиях президентские решения уже не поддерживаются автоматически. Данные опросов общественного мнения показывают, что американцы стремятся активно влиять непосредственно или через своих представителей… на формирование внешней политики США… По всей видимости, мы уже никогда не вернемся к наивному убеждению, что "президенту виднее"»41.

После 1973 г. правящим кругам США стало значительно труднее осуществлять внешнеполитический курс втайне от населения страны. В 1976 г., выступая на слушаниях в Конгрессе США, Джордж Х. Гэллап заявил следующее: «Мы считаем, что лидеры должны прилежно изучать общественное мнение. Несомненно публика имеет право быть услышанной, поскольку именно ей приходится нести бремя военных расходов и умирать на войне. Население имеет право на то, чтобы с ним консультировались по поводу преследуемых целей и в тоже время оно обладает ответственностью высказывать суждения относительно успеха или провала действий, предпринятых для достижения целей»42.

Одновременно с этим, Джордж Х. Гэллап задался вопросом «Является ли общественное мнение хорошим руководством при проведении внешней политики?» и, отвечая на него, подчеркнул: «Существует достаточно свидетельств того, что население часто было впереди своих лидеров, когда принимались решения о вооруженном вмешательстве. Например, массы почувствовали намного раньше руководителей, что выиграть войну такого типа, какая шла во Вьетнаме, будет трудно». И далее: «Использование военной силы как основы американской внешней политики должно быть пересмотрено. Половина населения – и большинство молодежи – пришла к убеждению, что война является непригодным средством решения разногласий между нациями»43. Поэтому, главное, на наш взгляд, заключалось все-таки в том, что именно после войны во Вьетнаме произошел временный отход американской общественности от той интервенционистской идеологии, которая стала господствующей в массовом сознании в США после окончания Второй мировой войны.

В данном случае речь идет о том, что после весьма чувствительного удара, который был нанесен Соединенным Штатам во Вьетнаме, в массовом сознании американцев сформировался так называемый «вьетнамский синдром» (Vietnam syndrome). Здесь, однако, следует оговориться и подчеркнуть, что в настоящее время под «вьетнамским синдромом» могут пониматься самые разнообразные явления.

К примеру, если рассматривать проявления «вьетнамского синдрома» на индивидуальном уровне, т.е. среди участников военных действий, в данном случае – войны во Вьетнаме, то в психологии используется такое понятие как «посттравматическое стрессовое расстройство», ПТСР (PostTraumatic Stress Disorder, PTSD) - психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей. ПТСР отличается пролонгированным воздействием, имеет латентный период, и проявляется в период от шести месяцев до десяти лет после перенесения однократной или повторяющейся психологической травмы44. Подобные, травмирующие воздействия могут быть вызваны военными действиями, природными катастрофами, террористическими актами, например, взятием в заложники, насилием, пытками, длительными и тяжелыми болезнями или смертью близких людей. Однако, во всех случаях психотравма является тяжелой и вызывает переживание интенсивного страха, беспомощности и крайнего ужаса45.

Правда, применительно к участникам войны во Вьетнаме следует говорить не только о представленных выше «классических», но также о специфических проявлениях ПТСР, среди которых важнейшими являются: сильнейшее чувство вины за те действия, которые были совершены в ходе боевых действий (гибель мирных жителей, особенно стариков, женщин, детей), навязчивые воспоминания об отдельных эпизодах, имевших место во время Вьетнамской войны, периодически возникающих в ретроспективе и вызывающих кошмары, трудности в ходе процесса адаптации к мирной жизни, причем эти трудности часто сопровождались практической невозможностью ветеранов приспособиться к ее реалиям, что увеличивало среди них склонность к употреблению алкоголя и наркотиков и даже, к суицидам46.

Уже в 1979 г. в американских СМИ широкое распространение получила именно такая трактовка понятия «вьетнамский сидром» (в The New York Times первые статьи на эту тему появились еще в 1971-1972 гг.)47, причем признание общественностью самого существования такого рода психологических проблем у лиц, принимавших участие в войне во Вьетнаме, во многом произошло благодаря активной деятельности созданной еще в 1967 г. организации «Ветераны Вьетнама против войны» (Vietnam Veterans Against the War)48. По разным данным, «вьетнамскому синдрому» (именно в таком понимании, какое было представлено выше) оказалось подвергнуто от 500 тыс. до 1,5 млн. (т.е. от 20 до 60 %%) участников войны во Вьетнаме49, которые, столкнувшись с достаточно серьезными проблемами психологического характера, нуждались в психиатрической помощи50.

«Спустя десять лет после того, как Соединенные Штаты прекратили военные действия во Вьетнаме, почти 2/3 американцев, служивших там, официально признаны людьми, нуждающимися в психиатрическом лечении… Отслужив и вернувшись в Соединенные Штаты, ветераны во все возрастающей степени испытывали отчужденность со стороны старшего поколения и гнев со стороны своих сверстников, которые проклинали их как убийц. Многие из них не испытывали подлинного чувства "возвращения домой". Не было понимания того, что невыигранная война может стоить столько же крови, сколько и победа. Многие из них пришли к заключению, что в их жертвах не было ни достоинства, ни смысла», - подчеркивает М. Мэйдир, автор книги «Вьетнам: Десять тысяч дней войны»51. 18 апреля 1985 г. U.S. News and World Report в статье, озаглавленной «Долговременный эффект Вьетнама» заявил, что «тяжелые проблемы до сих пор преследуют многих из тех 2,5 млн. американцев, которые воевали во Вьетнаме и оказались на положении париев, вернувшись домой», приводя в качестве подтверждения слова одного из таких бывших военнослужащих: «Вьетнам был нашей национальной трагедией»52. «Война во Вьетнаме это то, что каждый хотел бы забыть, - заявил на страницах Boston Globe в номере от 25 апреля 1985 г. один из участников военных действий в Юго-Восточной Азии, - но не в состоянии это сделать»53.

Причем, отмеченные выше проявления «вьетнамского синдрома» на индивидуальном уровне, как свидетельствуют специально проведенные в США исследования, не были окончательно преодолены и, к примеру, опрос, осуществленный в 1988-1989 гг. Центром по изучению войн и их социальных последствий Университета штата Массачусетс среди 17744 респондентов, среди которых почти половина (8272 человек) являлись участниками войны во Вьетнаме, проживавших тогда в пределах Массачусетса, показал, что и спустя почти два десятилетия многие (около 1/3 из числа опрошенных) ветераны Вьетнамской войны испытывали проблемы со здоровьем, что выразилось в различных проявлениях ПТСР, а также в большей степени, чем другие жители штата, сталкивались с трудностями в социальной сфере (проблемы занятости, в области образования и здравоохранения, жилищные вопросы).

В ряде случаев (всего их общее количество составило 1424) проблемы, в том числе касающиеся здоровья, распространялись на детей ветеранов Вьетнамской войны. В последнем случае речь в основном шла о том негативном воздействии, которое на здоровье американских военнослужащих, находившихся во Вьетнаме, оказали отравляющие вещества, применявшиеся в ходе боевых действий – дефолианты (Agent Orange и др.) и это следует расценивать как еще одно, специфическое по своему характеру, проявление «вьетнамского синдрома»54. В определенной степени оно ощущается фактически до сих пор, поскольку негативное воздействие его распространилось уже на третье поколение55.

Есть и другие определения понятия «вьетнамский синдром». Применительно к массовому сознанию американцев его рассматривают как комплекс настроений в американской общественно-политической жизни, сложившийся в результате поражения США в войне во Вьетнаме, и возникшей вследствие этого поражения, а также под воздействием различных аспектов участия США в событиях в Юго-Восточной Азии, коллективной психологической травмы, конкретным проявлением которой стал страх американцев перед прямым участием их страны в военных конфликтах56.

В результате, «вьетнамский синдром» обнаружился в том числе и в том, что американцы стали выступать за большую сдержанность, а также осторожность и осмотрительность в международных делах. С точки зрения The Nation, в этом смысле «вьетнамский синдром» представляет собой «отвращение применительно к использованию военной силы, которое разрушало нашу национальную душу в течение многих десятилетий после нашего поражения»57.

Наконец, следует также говорить о проявлениях «вьетнамского синдрома» на уровне руководства США, что, в частности, выражалось в определенных страхах его представителей перед той ролью, которую в ходе военных действий могут сыграть американские СМИ, особенно телевидение, своей редакционной политикой и соответствующей подачей материалов вызывая значительное уменьшение общественной поддержки участия США в этих военных действиях. Следствием этого является то, что правительственные круги, страдающие от «вьетнамского синдрома» предпринимают шаги, направленные на ограничение информации (вплоть до введения цензуры) в условиях приближающегося конфликта и в ходе его последующего развития (например, запрет на показ кадров с изображением погибших американских военнослужащих)58.

Фактически, «вьетнамский синдром» стал формироваться уже в ходе Вьетнамской войны, когда по мере ее затягивания и увеличения количества жертв среди американских военнослужащих, при явном отсутствии военных успехов, по мере распространения в США и в других странах информации о гибели огромного числа гражданского населения в самом Вьетнаме, о варварских разрушениях городов и деревень, о применении отравляющих средств и т.д. все большее число американцев стало высказываться за скорейшее прекращение войны и вывод войск из Вьетнама59. И в основе такого трактовки понятия «вьетнамский синдром» лежала возросшая убежденность американцев в том, что вооруженные силы США не должны принимать участие в военных операциях за рубежом, если эти конфликты не затрагивают интересов национальной безопасности США.



Наряду с вышеуказанным, «вьетнамский синдром» - это оскорбленное чувство национальной гордости, возникшее в результате поражения США в войне против вьетнамского народа, когда у значительной части общества обнаружилось начало прозрения, понимания, что страна ведет агрессивные войны, к тому же варварскими методами60. Г. Киссинджер в своих мемуарах пишет по этому поводу следующее: «Оскорбление, нанесенное Америке, которое, как впоследствии заметили, явилось наглядным примером безнравственности послевоенного мирового лидерства Америки, стало удобным инструментом, деморализовавшим все американские учреждения – бизнес, рабочих, академические круги, СМИ, Конгресс, - и который привел к ощущению возникновения препятствия на пути передового марша истории»61.

В фундаментальной работе «Дипломатия» Г. Киссинджер продолжает свою мысль: «Соединенные Штаты вошли во Вьетнам, чтобы поставить преграды коммунистическим заговорам, и потерпели поражение. Опыт Вьетнама прочно впечатался в американское общественное сознание, и лишь после периода "мучительной рефлексии" Америка начала возрождать уверенность в себе»62.

9 января 1973 г. почти 2/3 американцев (60 % против 29 % при 11 % выбравших ответ «Затрудняюсь ответить») подчеркнули, что участие США в войне во Вьетнаме представляет собой ошибку. 6-14 декабря 1974 г. подавляющее большинство американцев, принявших участие в опросе общественного мнения, проведенному Службой Луиса Харриса (72 % против 8 % при 20 % выбравших ответ «Затрудняюсь ответить») заявило о том, что роль, которую США сыграли во Вьетнамской войне дает им повод не для гордости, а для стыда63. В 1975 г. почти ¾ американцев считали, что война во Вьетнаме есть не что иное, как «темное пятно» в истории США64.

«Американская армия, - писала тогда The New York Times, - попала в переделку в Индокитае не столько из-за трудностей, связанных с войной нового типа, которую она призвана вести, сколько из-за психологических последствий, возникающих в результате сомнений в смысле и ценности этой миссии… Армия подозревает, что она ведет войну, которой страна не хочет… Армия, сомневающаяся в себе, никогда не может быть полностью эффективной». Спустя десять лет, Boston Globe в номере от 25 апреля 1985 г. привела высказывания одного из жителей штата Массачусетс: «Мы все еще страдаем от мук и боли, причиненных нам войной во Вьетнаме, цели которой никто не понимал»65.

Как подчеркивает Т.В. Кузнецова, «поражение Соединенных Штатов в «самой непопулярной войне» - войне во Вьетнаме – оказало огромное влияние на общественное мнение США, на отношение его к внешней политике своей страны, ее роли и месту в мире». И далее: «Агрессивный внешнеполитический курс администрации, приведший сначала к участию, а затем к поражению Соединенных Штатов во Вьетнамской войне, породил и сомнения в правильности принципов «холодной войны», и недовольство американцев неспособностью своей могучей державы справиться с кризисными явлениями как внутри страны, так и на международной арене. Осознание широкими слоями американской общественности бесперспективности политики США во Вьетнаме способствовало коренному изменению массового сознания по целому ряду вопросов, в результате чего оказались поколебленными многие стереотипы прошлого… В первые годы, последовавшие после Вьетнамской войны, изменившееся отношение американцев к проблемам войны и мира характеризовалось стремлением избегать участия США в военных конфликтах, подобных вьетнамскому…»66.

В результате, после 1973 г. «вьетнамский синдром», благодаря которому, как подчеркивает полковник ВС США Гарри Дж. Саммерс-младший, «после Вьетнамской войны Америка, так или иначе потеряла свой нерв»67, неоднократно оказывал достаточно серьезное воздействие на массовое сознание американцев68. Важно подчеркнуть, что «вьетнамский синдром» затронул и систему государственной власти, превратившись в фактор, который после 1973 г. оказывал значительное влияние на деятельность Президентов США69. Для последних «вьетнамский синдром» представлял собой препятствие для осуществления активного внешнеполитического курса с опорой на военно-силовые методы решения международных конфликтов в условиях утраты доверия американской общественности к власти70. И прежде всего это касалось Юго-Восточной Азии, где руководство США, опасаясь обвинений, в том числе и в самих США, в продолжении скомпрометировавшей себя политики в регионе, пошло на сокращение своего военного присутствия до самого низкого после Второй мировой войны уровня71.

Причем, указанные настроения стали распространяться в США еще в конце 1960-х годов. К примеру, в 1969 г. профессор Гарвардского университета. С. Хоффман, в статье, опубликованной в Life, писал: «Наше традиционное внешнеполитическое средство – военная сила – уже не в состоянии обеспечивать доминирующее положение США в современном мире. Особенно разочаровывающие результаты принесло использование военной силы для вмешательства во внутренние дела других государств»72.

Авторитетный американский журналист У. Липпман, анализируя в 1968 г. на страницах Newsweek уроки Вьетнама в плане их глобального значения для США, пришел к выводу, что в современных международных отношениях попытки решать социально-политические проблемы силой оружия бесперспективны. «Осознать эту неприятную для нас реальность, - писал У. Липпман, - значит признать, в частности, что американская армия не в состоянии навязать угодный Соединенным Штатам политический и социальный порядок населению азиатского материка». «Если бы США даже и удалось достичь военного решения вьетнамской проблемы, - продолжал свою мысль У. Липпман, - это не имело бы длительного решающего влияния на будущее Вьетнама»73.

Выступая в Конгрессе США в 1973 г. Артур М. Шлезингер-младший заявил: «Вьетнам должен научить нас тому, что во второй половине XX века вооруженные белые люди не могут решать судьбы стран Третьего мира. Будем надеяться, что Вьетнам навсегда отучил нас от того, что председатель Комиссии (Дж. У. Фулбрайт) столь метко назвал "самонадеянностью силы"… Все проблемы в мире не суть военные проблемы и военная сила чаще всего не является наиболее эффективной формой национальной мощи».

Г. Киссинджер размышлял на тему о том, смогут ли Соединенные Штаты извлечь подлинные уроки из своей «потери невинности» во внешней политике, что произошло в условиях войны во Вьетнаме или же они будут «растрачивать себя в бунте против наступившей зрелости». Еще в 1968 г. Г. Киссинджер пришел к весьма неутешительному выводу: «Вьетнам означает нечто большее, чем просто провал политики. В действительности это весьма критический провал всей нашей философии международных отношений»74.

В 1979 г. конгрессмен Г. Харт весьма четко указал на суть «вьетнамского синдрома»: «После Вьетнама мы напоминаем медведя, который забрался в пчелиный улей и вместо меда получил множество укусов. И этот медведь теперь гораздо осторожнее относится к каждому улью… Одним из уроков Вьетнама является то, что теперь мы должны быть гораздо более селективными»75.

В целом американцы оказались склонны мириться скорее с действиями ограниченного характера – принятием экономических санкций, с поставками оружия и военных материалов, даже отправкой военных советников, не принимавших участие в боевых действиях, чем с посылкой тех же военных советников, которые принимали участие в каких-либо военных операциях, и тем более с введением контингента войск76. Указанные тенденции были зафиксированы группой исследователей из Чикагского совета по внешним сношениям, которая в 1975 г. провела первый из целой серии опросов общественного мнения, посвященных проблемам внешней политики77.

В 1979 г., в подготовленном очередном сборнике «Американское общественное мнение и внешняя политика», в который были включены результаты проведенных в США под эгидой Чикагского совета по внешним сношениям опросов общественного мнения подчеркивалось: «В настоящее время скептицизм относительно участия в заокеанских авантюрах остается, но налицо поддержка твердому участию Соединенных Штатов в мировых делах при условии, что эта вовлеченность не будет преимущественно военной»78.



Конкретные проявления «вьетнамского синдрома» можно было наблюдать в период президентства Дж. Форда (1974-1977 гг.) и Дж. Картера (1977-1981 гг.), Р. Рейгана (1981-1989 гг.), Дж. Буша (1989-1993 гг.), Уильяма Дж. Клинтона (1993-2001 гг.) и Дж. Буша-младшего (2001-2009 гг.) в условиях, когда имели место случаи непосредственного использования военной силы,.

1 Текст Парижских соглашений от 27 января 1973 г., а также протоколов, подписанных одновременно с ними см., напр., Historic Documents. 1973. Washington: Congressional Quarterly, 1974. Р.115-168.

2 Historical Statistics of the United States. Earliest Times to the Present. Millennium Edition. En 5 Vols. Vol.5. Governance and International Relations / General editors R. Sutch and Susan B. Carter. New York: Cambridge University Press, 2006. P.350-351.

3 См.: The Christian Science Monitor. May, 5. 1975.

4 Herring, George C. From Colony to Superpower. U.S. Foreign Relations since 1776. Oxford: Oxford University Press, 2008. Р.810.

5 Цит. по: 1963-1973 годы: «Самое ужасное десятилетия в истории Америки» // За рубежом. 1974. №1 (706). 1-3 января. С.16-17.

6 Цит по: За рубежом. 1974. №25 (730). 14-20 июня. С.14.

7 Цит. по: Современные внешнеполитические концепции США / Отв. ред. Г.А. Трофименко. М.: Наука, 1979. С.50.

8 Подробнее см., напр., Powers Th. The War at Home: Vietnam and the American People, 1964-1968. Grossman, 1973. См. также: Robinson, John P., Jacobson, Solomon G. American Public Opinion about Vietnam // Vietnam: Some Basic Issues and Alternatives / Ed. by W. Isard. Cambridge, MA: Schenkman, 1969. Р.63-79; Schreiber, Eugene M. American Public Opinion and the War in Vietnam, 1964-1968. Ph.D. dissertation. Princeton, 1971.

9 См.: The New York Times. February, 6. 1966.

10 См.: Ливень В.А. Война во Вьетнаме и внутриполитическая борьба в США. Киев: Наук. думка, 1972.

11 Арбатов Г.А. Идеологическая борьба в современных международных отношениях. М., 1970. С.60.

12 Цит. по: Зинн Г. Народная история США: С 1492 года до наших дней. М.: Изд-во «Весь мир», 2006. С.616.

13 См.: Davidson Ph.B. Vietnam At War. The History 1946-1975. Oxford: Oxford University Press, 1991.

14 Подробнее: Nixon, Richard М. RN: The Memoirs of Richard Nixon. New York: Simon & Schuster, 1978. Р.350-351, 356, 388-389, 398-404, 412-413, 448, 466, 469, 492-494, 497, 513-515.

15 Nixon, Richard М. RN: The Memoirs of Richard Nixon. New York: Simon & Schuster, 1978. Р.717.

16 См.: Никсон Р. На арене. Воспоминания о победах, поражениях и возрождении. М.: Новости, 1992. С.385-386. На этот счет см. также: Katz, Andrew Z. Public Opinion and Foreign Policy: The Nixon Administration and the Pursuit of Peace With Honor in Vietnam // Presidential Studies Quarterly. Vol.27. Summer 1997. №3. Р.496-513.

17 См.: The Christian Science Monitor. April, 25. 1985.

18 См.: Макнамара, Роберт С. Вглядываясь в прошлое. Трагедия и уроки Вьетнама. М.: Ладомир, 2004. С.337.

19 Там же. С.340.

20 Подробнее: Kimball, Jeffrey P. Nixon's Vietnam War. Lawrence, Kansas: University Press of Kansas, 1998; Daum, Andreas W., Gardner, Lloyd C., Mausbach W. America, the Vietnam War, and the World: Comparative and International Perspectives. Publications of the German Historical Institute, 2003.

21 См.: Kendrick A. The Wounds Within. America in the Vietnam Years, 1945-1974. Boston; Toronto: Little, Brown & Co., 1974.

22 См.: Никсон Р. На арене. Воспоминания о победах, поражениях и возрождении. М.: Новости, 1992. С.302.

23 Цит. по: Богатуров А. Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945-1995) . М.: Конверт – МОНФ, 1997

24 Цит. по: Рестон Дж. Урок Вьетнама // За рубежом. 1973. №6 (659). 2-8 февраля. С.9-10.

25 Там же.

26 См.: Nie N., Verba S., Petrocik J. The Changing American Voter. Cambridge, 1976. P.1.

27 Melanson¸ Richard A. American Foreign Policy since the Vietnam War: The Search for Consensus from Nixon to Clinton. Armonk: ME Sharpe, 1996. Р.17.

28 The Washington Post. November, 14. 1975.

29 Трофименко Г.Л. США: политика, война, идеология. М.: Мысль, 1976.

30 Журкин В.В. США и международно-политические кризисы. М.: Наука, 1975. С.181.

31 Общественное сознание и внешняя политика США / Колл. авт.: Замошкин Ю.А., Иванян Э.А., Петровская М.М. и др. М.: Наука, 1987.

32 См.: Кертман Г.Л. Массовое сознание. Вьетнамский синдром» и его последствия // Проблемы американистики. М., 1989. С.255-271.

33 Отказ от преобладавших ранее представлений о месте и роли США в мире был органически связан с определенным пересмотром национальной самооценки и поэтому оказался достаточно болезнен даже для тех, кто признал, по существу, лишь ограниченность американских возможностей. Но особенно глубокий след война во Вьетнаме оставила в сознании той части общества, которая подвергла сомнению сам постулат об «американской исключительности» и моральное право США на руководство Человечеством. См.: Кертман Г.Л. Указ. соч.

34 Fortune. August, 1971.

35 См.: Kolko G. Anatomy of a War: Vietnam, the US and the Model Historical Experience. New York, 1985.

36 См.: Попов Н.П. Политизация массового сознания в США. М.: Наука, 1981. С.3.

37 Неслучайно, в 1973 г. в США произошла отмена призыва, что следует рассматривать как политическую необходимость в связи с широким недовольством системой призыва в период войны во Вьетнаме. После этого часто употребляемое название вооруженных сил США – Добровольные вооруженные силы.

38 См.: Mandelbaum M., Schneider W. The New Internationalisms: Public Opinion and American Foreign Policy // Eagle Entagled: US Foreign Policy in A Complex World. 1979. P.70.

39 См.: Mueller, John E. War, Presidents and Public Opinion. New York: Willey 1973. Р.69.

40 Katzenbach, Nicholas de B. Foreign Policy, Public Opinion and Secrecy // Foreign Affairs. Vol 52. October 1973.

41 America and the World 1979 // Foreign Affairs. Vol.58. 1979. №3.

42 Цит. по: Попов Н.П. Политизация массового сознания в США. М.: Наука, 1981. С.20-21.

43 Цит. по: Там же.

44 См., напр., Краснянский А.Н. Посттравматическое стрессовое расстройство у участников военных конфликтов // Синапс. 1993. №3. С.14-35. См. также:.

45 Клинические проявления ПТСР достаточно серьезные. Течение ПТСР проявляется повторяющимся и навязчивым воспроизведением в сознании психотравмирующего события. При этом испытываемый пациентом стресс превышает тот, который он ощущал в момент собственно травмирующего события, и часто является чрезвычайно интенсивным переживанием, вызывающим мысли о суициде с целью прекратить приступ. Также характерны повторяющиеся кошмарные сны. При этом пациент усиленно избегает мыслей, чувств или разговоров, связанных с травмой, а также действий, мест или людей, которые инициируют эти воспоминания. Характерна психогенная амнезия, пациент не способен воспроизвести в памяти психотравмирующее событие в подробностях. Имеет место также постоянная бдительность и состояние постоянного ожидания угрозы. Состояние часто осложняется соматическими расстройствами и заболеваниями – в основном со стороны нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем. См.: Давлетшина М.В. Посттравматическое стрессовое расстройство – актуальная проблема XXI века. - https://www.humanities.edu.ru/.

46 С потрясающей точностью проявления «вьетнамского синдрома» на индивидуальном уровне показаны в знаменитой драме американского режиссера О. Стоуна «Рожденный четвертого июля», поставленной по мотивам автобиографической книги Рона Ковика – ветерана Вьетнамской войны.

47 См.: Rosett, Henry L. The Post-Vietnam Syndrome // The New York Times. June, 12. 1971; Shatan, Chaim F. Post-Vietnam Syndrome // The New York Times. May, 6. 1972.

48 См.: Colbach E.M. The Post-Vietnam Stress Syndrome: Some Cautions // The Bulletin of the American Academy of Psychiatry and the Law.1985. Vol.13. №4. Р.369-372.

49 См.: The Post-Vietnam Syndrome Called Widespread // The Boston Globe. November, 23. 1980.

50 См.: Friedman, Matthew J. Post-Vietnam Syndrome: Recognition and Management // Psychosomatics. 1981. Vol.22. Р.931-935, 940-943.

51 См.: Madear M. Vietnam: The Ten Thousand Day War. L.: Thames Methuer, 1981.

52 U.S. News and World Report. April, 18. 1985.

53 См.: Boston Globe. April, 25. 1985.

54 Agent Orange, букв.: «оранжевое вещество» (по цвету маркировки на контейнерах). Представляет собой вид отравляющего вещества (дефолиант), и, так же как и ряд других применявшихся в ходе военных действий во Вьетнаме веществ («Агент Блю», «Агент Грин», «Агент Пинк», «Агент Пурпур» и «Агент Уайт») производился по упрощенной технологии синтеза. В связи с этим он содержал значительные концентрации диоксинов, которые вызывают рак и генетические мутации у соприкасающихся с ними людей. После 1973 г. более 60 тыс. ветеранов подали жалобы в Министерство по делам ветеранов о том, что это отравляющее вещество вызвало у них длительные заболевания, но тогда они не получили компенсации. Только в 1984 г. им удалось добиться этого.

55 Подробнее: Hitchens Ch. The Vietnam Syndrome // Vanity Fair. August 2006. №552. Р.106-112. Примечательно, что впоследствии, среди участников крупномасштабных по своему характеру военных действий, в которых принимали участие США, наблюдались примерно схожие явления, связанные с негативным воздействием на физическое состояние человека отдельных аспектов участия в боевых операциях. К примеру, после войны в Персидском заливе обнаружился так называемый «синдром войны в Заливе» (Gulf War Syndromе). В 2000-е годы, у военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях в Ираке и Афганистане, все чаще наблюдается так называемый «пост-ЧМТ синдром» - отдаленные последствия сотрясения мозга, спровоцированного взрывной волной, когда через несколько недель, месяцев, а иногда и лет после контузии тысячи военнослужащих начинают жаловаться на провалы в памяти, головокружения, мигрень, боли неясного происхождения, тошноту, бессонницу, невозможность сосредоточиться, а также психологические проблемы.

56 См.: Herring, George C. The "Vietnam Syndrome" and American Foreign Policy // Virginia Quarterly Review. Vol.57. №4. Autumn 1981. Р.594-612.


57 См.: Falk R. The Vietnam syndrome // The Nation. July 9, 2001. Vol.273. №2. Р.18-22.

58 Ennis, Lisa A.. "Vietnam Syndrome." Dictionary of American History. The Gale Group Inc. 2003. Encyclopedia.com. - https://www.encyclopedia.com.

59 Замошкин Ю.А. Вызовы цивилизации и опыт США: история, психология, политика. М.: Наука, 1991. С.273.

60 Подробнее: Isaacs, Arnold R. Vietnam Shadows: The War, Its Ghosts, and Its Legacy. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1997.

61 Kissinger H. Years of Upheaval. Boston: Little, Brown, 1982. Р.87.

62 Киссинджер Г. Дипломатия. М.: Ладомир, 1997. С. 636.

63 См.: Савельева И.М., Полетаев А.В. Социальные представления о прошлом, или Знают ли американцы историю. М.: Новое литературное обозрение, 2008. С.384-385.

64 См: AMERICAN PUBLIC OPINION AND U.S. FOREIGN POLICY 1975. Edited by John E. Rielly. The Chicago Council on Foreign Relations.

65 Boston Globe. April, 25. 1985.

66 См.: Кузнецова Т.В. Общественное мнение США по проблемам войны и мира. Дисс. ….канд. ист. наук. М., 1988. С.36-37.

67 Summers, Harry G Jr. The Vietnam Syndrome and the American People // Journal of American Culture. Vol.17. №1. Spring 1994. Р.53-62.

68 См.: Кертман Г.Л. Массовое сознание. Вьетнамский синдром» и его последствия // Проблемы американистики. М., 1989. С.255-271.

69 См., напр., Simons G. The Vietnam Syndrome: Impact on US Foreign Policy. New York: Palgrave Macmillan Limited, 1997.

70 По этому поводу см., напр., Абдульманова Л.Ш. Фактор «вьетнамского синдрома» в политике Президентов США (середина 1960-х – 1990-е годы). Дисс. …какд. ист. наук. Казань, 2000.

71 Подробнее: Кутовая Е.А., Бочков Л.Л. Политика США в Юго-Восточной Азии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. Между тем, во время обсуждения вопроса о положении в Индокитае в Комитете Сената Конгресса США по иностранным делам 21 августа 1978 г., его председатель Дж. Гленн подчеркнул, что Индокитай по-прежнему является регионом, в котором США имеют важные интересы. Основная цель внешней политики США в Индокитае, как заявил Дж. Гленн, состоит в том, чтобы сохранить сложившийся баланс сил в регионе и обеспечить безопасность «некоммунистических государства» Юго-Восточной Азии. Как отметил Дж. Гленн, сейчас Вьетнам является наиболее сильным в военном отношении государством Индокитая, в связи с чем, США должны обратить серьезное внимание на поддержку своих союзников в этом регионе земного шара. См.: «Обсуждение вопроса о положении в Индокитае в сенатской комиссии по иностранным делам Конгресса США» (Информация) // АВПРФ. Ф.129. Оп.64. Д.31. Л.90-91.

72 Цит. по: Военная сила и международные отношения. Военные аспекты внешнеполитических концепций США. М.: Междунар. отношения, 1972. С.53.

73 Цит. по: Там же. С.54-55.

74 Agenda for Nation / Ed. by K. Gordon. Washington: The Brookings Institute, 1968. P.13.

75 См.: The New York Times. December, 2. 1979.

76 См.: Кузнецова Т.В. Американцы о вопросах войны и мира // США: экономика, политика, идеология. 1984. №7. С.48-56.

77 American public opinion and U.S. foreign policy. 1975. Edited by John E. Rielly. The Chicago Council on Foreign Relations. Chicago: Chicago Council on Foreign Relations, 1975.См. также: Schneider W. Conservatism, Not Interventionism: Trend in Foreign Policy Public Opinion, 1974-1982 // Eagle Defiant: United States Foreign Policy in the 1980s / Eds. by Kenneth A. Oye et al. Boston: Little, Brown, 1983.

78 См.: American public opinion and U.S. foreign policy. 1979. Edited by John E. Rielly. The Chicago Council on Foreign Relations. Chicago: Chicago Council on Foreign Relations, 1979.

Массовое сознание американцев и оформление «вьетнамского синдрома»

Сша, составила 111 млрд долларов США

346.79kb.

16 12 2014
1 стр.


Прагматизм в высшем образовании

Массовое сознание редуцировало исходный смысл философии действия до соответствующих эпохе индустриального и постиндустриального развития клише

211.61kb.

30 09 2014
1 стр.


Д. В. Кузнецов невоенные методы преодоления «вьетнамского синдрома» в США в 1974-2009 гг

Дж. Форде и Дж. Картере, Р. Рейгане, Дж. Буше, Уильяме Дж. Клинтоне и Дж. Буше-младшем, хотя и с различными результатами. Речь также шла о других, не связанных с использованием вое

745.18kb.

15 12 2014
4 стр.


К объяснению религиозности

Гуревич П. С. Социально-исторические подходы к объяснению религиозности //сша глазами американских социологов. Политика, идеология, массовое сознание. Кн. 2/ Отв ред. В. Н. Иванов,

408.12kb.

09 10 2014
3 стр.


Типологические характеристики рекламного слогана как особого жанра рекламного текста

Говоря об особенностях слогана, важно обозначить его влияние на массовое сознание аудитории и формирование коммуникативных способностей получателей рекламной информации

60.88kb.

16 12 2014
1 стр.


Сознание и подсознание

Этим человек и отличается от животного. Итак, сознание собира­ет и интегрирует многообразные явления человеческой реальнос­ти в подлинно целостный способ бытия. Именно сознание дел

116.98kb.

16 12 2014
1 стр.


Элдерсон Дуг Хранители откровений. Странствия во имя коренных американцев и Земли

«Хранители откровений. Странствия во имя коренных американцев и Земли»: ОАО "Издательская группа "Весь"; Санкт-Петербург; 2011

2439.25kb.

15 12 2014
23 стр.


Цель: на примере известных личностей показать ученикам пагубное воздействие наркотика. Оформление и оборудование

Оформление и оборудование: фотографии и записи песен Эдит Пиаф, Владимира Высоцкого

80.42kb.

10 10 2014
1 стр.