Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
О.Н. Масленникова, С.С. Садина
ПРАГМАТИЗМ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ:

PRO ET CONTRA
В последнее время понятие «прагматизм» стало неотъемлемой частью общественных и научных дискуссий. Что же такое «прагматизм»? Думается, мы в каком-то смысле стали заложниками растиражированного повседневной коммуникацией негативного толкования слова «прагматизм». Большинство словарей, наряду с обозначением прагматизма как философского направления1, метода исторического познания, предлагают нам обыденное, расхожее прочтение данной лексемы. Массовое сознание редуцировало исходный смысл философии действия до соответствующих эпохе индустриального и постиндустриального развития клише:

- «Следование во всем узкопрактическим интересам, соображениям пользы и выгоды» (Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой)2;

- «Поведение, деятельность, образ мыслей, отражающие практические, утилитарные интересы; практицизм» (Большой толковый словарь русского языка);

- «Поведение, деятельность, вытекающие не из принципиальных соображений, а из корыстных побуждений» (Малый академический словарь).

Вследствие именно такого толкования понятия, язык выработал систему дополнительных номинаций: приземленность, осторожность, утилитаризм, утилитарность, прагматичность, инструментализм, практичность (Словарь русских синонимов).

Подобную судьбу слова сам его создатель Ч. С Пирс более столетия назад предвидел: «…слово «прагматизм» обрело широкое признание в том обобщенном смысле, который, кажется, доказывает силу его роста и жизнеспособности. … Но в настоящее время это слово начинает иногда встречаться в литературных журналах, где им злоупотребляют самым беспощадным образом, что, впрочем, ожидает все слова, стоит им попасть в лапы литераторов. … автор этих строк, видя, как далеко пошел его незаконнорожденный ребенок «прагматизм», чувствует, что настало время поцеловать свое дитя на прощание и предоставить ему идти своим, несомненно, более высоким, путем...».3

Известно, что в максима прагматизма, по Пирсу, формулируется следующим образом: прагматизм - это не мировоззрение, а лишь метод рефлексии, цель которого — представить мысль в самом ясном виде.4

Зададимся вопросом: как сегодня вузовская интеллигенция и студенчество реагируют на широко распространившееся в обществе мировоззрение прагматизма? Этот вопрос волнует многих преподавателей, практиков и теоретиков высшей школы. Традиционно объективную картину дают многочисленные социологические исследования:5 в молодежной среде доминируют престижно-потребительские установки и ориентации, что является естественной реакцией молодежи на реализацию стратегии внедрения рыночных (сугубо прагматических) принципов в экономику. Многие социологи приходят к выводу, что односторонняя направленность экономических реформ серьезно ударяет по жизненным интересам молодых людей, отбрасывает их на периферию жизни. Выпадая из воспроизводственного процесса, молодое поколение не может занять подобающего места в социальной структуре, так как изначально не в состоянии на равных конкурировать с более обеспеченными или статусными слоями населения, и поэтому фактически может оказаться в «зоне маргинальности».

Совершенно очевидно, что утрата надежных социальных ориентиров, распад традиционных институтов социализации, с одной стороны, повышает личную ответственность молодого человека за свою судьбу, ставя его перед необходимостью выбора, а с другой - выявляет неготовность (и неспособность) большинства включиться в динамику новых общественных отношений6. И даже окончание любого курса профессионального обучения не гарантирует безболезненной социальной адаптации. Это не просто констатация отечественных реалий: подобные процессы характеризуют и европейскую социально-экономическую действительность. У. Бек в своем полемичном исследовании «Общество риска. На пути к другому модерну» не случайно отмечал: «Переход из системы образования с систему занятости становится нестабильным и лабильным; между этими системами вклинивается серая зона рискованной неполной занятости»7. В этой ситуации общество, особенно молодежь, остро нуждается в целостной, позитивной системе ценностей, которая формируется в том числе и в вузе в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин и интеллигентоведческих (элективных) курсов. В этом отношении интересно исследование, проведенное в 2004 году Ивановском межвузовском центре изучения проблем интеллигенции на тему «Место и роль интеллигентоведческих знаний в российских вузах». Было опрошено 58 преподавателей-экспертов и 965 студентов из 15 вузов Ивановской, Владимирской, Костромской областей. Систематизируя материалы исследования, Т.П. Белова отмечает, что студенты признают общеразвивающий и личностно-ориентирующий характер интеллигентоведческих курсов, которые формируют общую интеллигентность и культурный уровень; ввести подобные курсы в программы подготовки специалистов различного профиля считают нужным 56,3% преподавателей и 64,7% студентов8.

В то же время исследования В.П. Бабинцева и Е.В. Реутова позволяет сделать вывод, что для студенческой молодежи в условиях рыночной конкуренции факторами жизненного успеха являются не гуманистические ценности, а практически ориентированные знания, целеустремленность, наличие знакомств и связей. «Рассчитывая осуществить свои планы, подавляющее большинство респондентов (77%) надеется, прежде всего, на собственные силы… На помощь государства, местной власти как на значимый фактор указывают 11% респондентов… Не чувствуя себя зависимыми от государства или обязанными ему, молодые люди, соответственно, не задумываются над тем, что должны делать какой-то вклад в функционирование публичных институтов. Представление о том, что человек в реализации жизненных целей обязан только самому себе, является, возможно, эффективной установкой для достижения индивидуальных целей. Однако в контексте социальной интеграции, солидарности такая идея представляется достаточно деструктивной»9.

Думаем, подобные ориентации современной российской молодежи не удивительны, поскольку детерминированы общественным развитием России в последние десятилетия ХХ ­- начала XXI века. Распад Советского Союза, системный кризис, не всегда продуманные реформы, в том числе и в сфере образования – болезненно отразились на состоянии всей системы высшей школы страны: неоправданно часто менялись учебные планы и дисциплины, снижался социальный статус вузовской интеллигенции и авторитет выпускника высшего учебного заведения.

Присоединение российской высшей школы к Болонской конвенции - введение магистратуры и бакалавриата, новых образовательных стандартов, компетентностного подхода - приблизило отечественную вузовскую практику, преподавателей и студенчество к европейским образцам, но и породило новые проблемы, большая часть которых воспринята вузовским сообществом негативно. Это тот случай, когда стоит прагматично задуматься о всех «за» и «против» этих новаций.

Введение двухуровневой системы высшего образования - одна из таких новаций. В ее оценке мы солидарны с мнением О.В. Золотарева: «…Принятие решения о переходе на двухуровневую систему подготовки кадров фактически выдавливает из российских вузов специалитет, делая основой подготовки бакалавриат - вид образования с ярко выраженным прагматическим уклоном. Это не только приведет к снижению знаний выпускников вузов (ведь большинство выпускников будет учиться не 5 лет, как ранее, а всего 4), главное - идет смена вектора подготовки выпускника высшей школы».10

Вторая «новация», ошибочная даже с позиций прагматики, – административно закрепленное снижение доли социально-гуманитарных дисциплин в системе высшего профессионального образования. Но стоит ли секвестировать гуманитарное знание (в техническом вузе прежде всего), если требования работодателей не ограничиваются набором узкопрофессиональных навыков и умений; если само по себе гуманитарное знание может быть рассмотрено в контексте утилитарных потребностей университетской среды? В стране почти 20 лет отсутствовала система поддержки государством социально-гуманитарных наук, и популярные сегодня гранты не всегда решают проблему. Между тем именно эти науки необходимы для прогнозирования развития общества, его морально-нравственной устойчивости, для подготовки таких государственных чиновников, которые руководствуются гуманистическими идеалами и действуют в интересах страны и народа.

С нашей точки зрения, выведение гуманитарного знания за пределы прагматических, утилитарных потребностей tehne-специалистов, по крайней мере, алогично и рискованно, поскольку сохраняет негативные социальные тенденции. Интересны в этом смысле результаты опроса, который авторы провели среди магистрантов ИГХТУ11. Применив тестовую методику анализа «Восприятие индивидом группы», мы получили такой результат: из потока магистрантов первого курса 75% - «прагматики», 15% - «индивидуалисты», 10% - «коллективисты». «Прагматик» оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации, способными оказать помощь. «Индивидуалист» относится нейтрально к группе, уклоняясь от совместных форм деятельности. «Коллективист» воспринимает группу как самостоятельную ценность, стремится внести свой вклад в жизнедеятельность группы. Понятно, что такое поведение экстраполируется студентами из микросреды (вуз) в макросреду (общество). Не удивительно поэтому, что, отвечая на вопросы анкеты о жизненных планах, магистранты нарисовали такую «программу-минимум» среднестатистического студента: изучать только то, что непосредственно связано с будущей профессией, зарабатывать много денег, стать начальником. Ламентации по поводу бездуховности и безнравственности здесь излишни. Очевидно, что только гуманитарные науки вряд ли могут коренным образом изменить ситуацию, восстановить разрывы в сознании, мировоззрении молодежи.

Возникает сомнение: можно ли надеяться на решение проблем с введением новых образовательных стандартов (ФГОС ВПО третьего поколения утверждены приказом Минобрнауки № 556 от 9.11.2009 г.), которые суть государственный заказ и общественные ожидания? В них количество часов на значимые гуманитарные дисциплины уменьшается, а количество, например, общекультурных компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза, увеличивается. На дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла отводится 32 зачетные единицы из 240, заложенных в учебный план четырехгодичной подготовки бакалавра. В то же время количество (15), значимость и обширность общекультурных компетенций впечатляет. Отметим наиболее, на наш взгляд, труднодостижимые:



  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

  • использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем;

  • уметь анализировать социально-значимые проблемы и процессы, быть готовым к ответственному участию в политической жизни12.

Такие фундаментальные задачи заставляют по-новому оценить роль и значимость вузовской интеллигенции в решении насущных социальных проблем. Эта работа предполагает формирование у педагога высшей школы нового, прагматического, метода рефлексии - технологического видения процесса обучения, в котором важная роль отводится гуманитарной составляющей. Преподаватель должен стать автором проекта учебного процесса, реализация которого позволила бы сформировать у студентов значимые профессиональные и личностные качества (в том числе и названные выше труднодостижимые общекультурные компетенции).13 Исследователями доказано: использование технологического подхода побуждает теоретиков и практиков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования, находить основания результативности деятельности; мобилизовывать лучшие достижения науки и передового опыта, чтобы гарантировать получение требуемого результата; строить деятельность на интенсивной, то есть, максимально научной, а не на экстенсивной основе, ведущей к неоправданным затратам сил и времени14; использовать информационные ресурсы, междисциплинарный подход к обучению и воспитанию. Технологичность в таком случае – не дань моде, а стиль современного научно-практического мышления, в котором реализуется союз гуманистического мировоззрения и прагматики информационного общества.

Несколько лет назад в учебные планы ряда вузов страны для магистрантов введены новые курсы с общим названием «Технологии профессионально ориентированного обучения» («ТПОО»), что было вызвано и прагматикой – нехваткой педагогически компетентных преподавателей, и тем, что гуманитарная невосприимчивость наставников15 порождает, тиражирует узкий профессионализм выпускников. Как известно, у нас пока отсутствует система подготовки преподавателя высшей школы. О необходимости такой подготовки вузовских педагогов говорил еще С.И. Гессен, особо педалируя мысль о способности университета к самовосполнению путем подготовки преподавателей и ученых. Поэтому кадровый состав вузов пополняют вчерашние студенты, которые идеологию, (а точнее, безыдейность) нашего времени вкупе с мировоззрением прагматизма переносят на подрастающее поколение. Это прежде всего духовная проблема общества, но в не меньшей степени и проблемы профессиональной компетентности, не решив которые общество рискует – и биологически, и социально, и экономически.

Думается, частично снизить эти риски поможет введение в образовательные программы высшей школы учебной дисциплины «Технологии профессионально-ориентированного обучения». Гуманитарная направленность этого курса позволяет надеяться на подготовку вузовской интеллигенции нового типа.

Безусловно, «интеллигенция» - понятие сложное, до сих пор вызывающее дискуссии ученых.16 В контексте проблематики данной статьи наиболее приемлемым, по нашему мнению, является обобщенное определение В. С. Меметова: интеллигенция – это «… интеллектуально-образованная и нравственно-развитая часть общества, профессионально занимающаяся творческим трудом, развитием и распространением культуры»17. Нравственность и профессионализм вузовского преподавателя - те качества, в которых остро нуждается современное российское общество. Это одна из возможностей повлиять на духовное состояние студенчества, повысить роль, значимость и социальный статус преподавателя.

Сравнительный анализ программ курсов, подобных ТПОО,18 показывает, что, во-первых, пока в разработке указанных курсов лидируют педагогические, а не технические вузы (преподавательский состав которых зачастую формируется или самовосполняется за счет выпускников без должной психолого-педагогической подготовки). Во-вторых, их авторы - профессиональные педагоги – изначально хорошо понимают проблемы современного высшего образования и предусматривают насыщение гуманитарным содержанием программ точных и специальных дисциплин, в определенной мере стремясь и к интеллигентоведческой подготовке магистра.

Так, в программе курса «Современные технологии обучения в физическом образовании», разработанном на кафедре физики Иркутского государственного педуниверситета, примечательно то, как авторы формулируют свою главную задачу – «… раскрыть перед студентами … теоретические основы процесса преподавания физики и руководства познавательной деятельностью учащихся и студентов, научить будущего специалиста слушать и слышать своих учеников, понимать их точку зрения, уметь организовать диалог, дискуссию, конструктивную критику… Научить магистрантов не просто пользоваться чужими, готовыми опорными конспектами и структурно-логическими схемами уроков, а создавать их, формируя индивидуальный профессиональный почерк»19 (нами – О.М., С.С. – выделены те аспекты разработанного иркутскими коллегами курса, которые убедительно доказывают, что цели высшего профессионального образования будут соответствовать насущным потребностям общества и государства, а пополнение рядов вузовской интеллигенции будет качественным только тогда, когда в системе подготовки такой интеллигенции в должной степени будет обращено внимание и на специальные, и на гуманитарные дисциплины). В этом случае прагматизм как часть нового педагогического (технологического) мышления в современном высшем профессиональном образовании актуален и оправдан.

Личный опыт подсказывает нам, что в техническом вузе единение гуманитарного и технократического мышления возможно, ибо цель здесь общая – высокопрофессиональный педагог, ученый, интеллигент. Дисциплина «ТПОО» была введена для магистрантов с целью повышения психолого-педагогической компетентности преподавателя высшей школы. Курс направлен на то, чтобы стимулировать магистрантов к самостоятельному получению необходимых знаний, способствовать развитию личностно значимых практических умений и навыков: например, проектировать программу учебного курса, лекцию, семинарское занятие, технологию учебного процесса, конструировать учебное занятие, подбирая соответствующие дидактической цели методические формы и методы работы со студентами, тем более, что современная информационная среда позволяет использовать действительно все многообразие методов активного обучения, информационно-коммуникационные технологии, которые ранее лишь декларировались.

Курс «ТПОО» позволяет продемонстрировать не умозрительную, а практическую эффективность многих, хорошо известных в методической науке, но на практике мало применяемых приемов. В частности, опыт чтения лекций одному потоку двумя преподавателями (авторы успешно реализуют этот метод активного обучения), когда появляется реальная возможность показать различные стили педагогического общения, различные методы и технологии обучения. При этом преподаватель-гуманитарий не претендует на роль универсала, не вторгается в узкопрофессиональное поле интересов магистрантов разных специализаций. Ведь глобальная цель курса – дать инструментарий для деятельности. Не случайно древняя мудрость гласит: «Если хочешь накормить человека один раз - дай ему рыбу. Если хочешь накормить на всю жизнь - научи его ловить рыбу».

Говоря о прагматике и гуманитарной составляющей процесса обучения, мы неизбежно приходим и к вопросу о воспитании студенческой молодежи. То, что учебный процесс в вузе выполняет не только функцию обучения, но и воспитательную функцию, сейчас уже не является предметом споров. Глобализационный характер данной тенденции подтверждают многие документы из области образовательной политики ведущих стран мира. Так, в принятом в США законе «Национальные цели образования» (2000 г.) среди приоритетных целей особо актуализированы цели, «ориентированные на совершенствование системы воспитания с учетом изменений в обществе и вытекающих из них сложностей социализации подрастающего поколения»20. Принципиально важно, что в макете Федерального Государственного образовательного стандарта ВПО в области воспитания личности российским вузам рекомендовано самостоятельно формулировать цели высшего профессионального образования, учитывая, что среди основных социально-личностных качеств выпускника (бакалавра или магистра) желательны: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникабельность, толерантность, высокая общая культура21. Там же указывается: «При разработке основных образовательных программ (ООП) должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ»22. Хотя признаем пока очевидное: эффективность воспитательного влияния вуза на студенчество остается значительно ниже по сравнению с воздействием других активных участников – СМИ, политических течений, неформальной среды общения, массовой культуры.

В то же время работа с магистрантами в рамках курса «ТПОО» убедительно доказала авторам, что подготовка в стенах технического вуза педагогически компетентных преподавателей возможна. Изучая историю образовательных систем высшей школы с античности до наших дней, магистранты не отстраненно, а личностно понимают, что в традициях мировой и отечественной университетской культуры изначально заложена идея универсальности знания, которая предполагает гармоническое сочетание гуманизма и прагматики. Для них значимым фактором оказывается не только сам процесс становления социального института образования, но и неординарность, масштаб личности педагога: теоретика и практика, ученого и человека. Осваивая систему педагогических воззрений Сократа и Платона, Я.А. Коменского и Я. Корчака, К. Ушинского и А. Макаренко, магистранты обнаруживают, что идеи этих (и других) великих педагогов во многом актуальны и сегодня, что самореализация возможна и в творческом педагогическом труде. Особенно ярко это проявилось в одном из наиболее сложных семинаров, посвященных технологиям решения основных педагогических задач: использование методов активного обучения при проектировании и конструировании дискуссии. В дискуссии на тему: «Преподаватель и студент: вызовы современности», которую предложили сами магистранты, они продемонстрировали осознание философских проблем образования, понимание социальной и гражданской ответственности вузовской интеллигенции, своей возможной роли в жизни современного общества. Предварительная подготовка к дискуссии показала сформированность у магистрантов базовых научных, инструментальных и общекультурных компетенций. Проводя интервьюирование преподавателей, соцопрос студентов ИГХТУ, анализируя законодательную базу системы образования РФ, изучая теоретические и прикладные аспекты исследуемой проблемы, - участники дискуссии продемонстрировали критичность мышления, навыки самостоятельного поиска необходимой информации, умение анализировать и обобщать, формулировать и отстаивать собственную позицию, соблюдать культуру и этику ведения дискуссии, объективно оценивать себя и оппонента. Результаты дискуссии помогли им понять, что современность требует от выпускника вуза, тем более магистра, избегать односторонности узкопрофессионального (фрагментарного) знания, стремиться к целостности восприятия универсума; осознавать когнитивные функции гуманитарных дисциплин в производстве специального знания; придавать профессиональным знаниям ценностный аспект;


Это в значительной степени, считаем мы, соответствует государственному стандарту, в котором определяется желаемый образ, идеал специалиста, необходимого современной России - компетентного, деятельного профессионала, гражданина и патриота, принципиального и порядочного человека. На этот образ ориентируются все практические работники государственной системы высшего профессионального образования, когда определяют цели и задачи воспитания студентов. Руководство вузов, в частности ИГХТУ, не случайно отдает приоритет именно воспитательной работе: действительно, стране нужно дееспособное поколение. Рынок труда требует новых коммуникативных качеств от выпускников вузов, требует психологической мобильности, умения быть конкурентноспособным в современных, порой циничных, реалиях. Именно поэтому вузы – за здоровый прагматизм, за новую мотивацию студенчества к созидательной деятельности.

Впрочем, есть и другой вариант идеологически обоснованной целостной концепции воспитания студенческой молодежи - «Основы концепции воспитания жизнеспособного поколения» И.М. Ильинского23. Хотя отметим, что данная концепция дает и серьезный повод для полемики24. Даже название объекта воспитания – «жизнеспособное поколение» - скорее апеллирует к биологическим ассоциациям, принципу естественного отбора или спартанским идеям «выбраковки» жизнеспособных и нежизнеспособных. Она мало согласуется с коллективизмом, взаимопомощью. Думается, противостояние в конкуренции все же может оставаться в рамках гуманистических принципов взаимного уважения достоинства и прав человека, если в основу соперничества, критериев оценки успешности будут положены профессионализм, компетентность и моральные принципы молодого специалиста-интеллигента. Именно к этому, на наш взгляд, должны быть направлены усилия тех, кто сегодня воспитывает российское студенчество. И тогда мы вновь приблизимся к тому, о чем мыслил М.Ломоносов, задумывая московский университет – «к приращению наук, следовательно, к истинной пользе и славе отечества»25.

Хотелось бы верить, что продуманные реформы образования, приоритет воспитательной политики вузов и дисциплины, подобные ТПОО, должны в итоге снизить социальные риски, гуманизировать общество, дать надежду на формирование новой вузовской интеллигенции, научить здоровому прагматизму (не жизнеспособности за счет нарушения этических и моральных императивов, а умению быть конкурентноспособным на основе компетенций, знаний, профессионализма).





1 «Прагматизм (греч. pragma - дело, действие) - философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве наиболее яркого свойства человеческой сущности… Ценность мышления, согласно П., обусловливается его действенностью, эффективностью как средства для достижения успеха, для решения жизненных задач. Мышление - средство приспособления организма к окружающей среде с целью успешного действия. Содержание знания определяется его практическими последствиями» //Новейший философский словарь. https://dic.academic.ru

2 Эта и другие, приведенные далее словарные статьи цитируются по: https://dic.academic.ru

3 Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. Пер. с англ. / Перевод К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т. Дмитриева. М.: Логос, 2000. Электронная библиотека по философии: https://filosof.historic.ru

4https://ru.wikipedia.org

5Соколов А.В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества // Социологические исследования, 2005, №9; Аврамова Е.М., Шабунова А.А., Логинов Д.М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы, ожидания// Социологические исследования, 2005, №9; Белова Т.П. Вузовская интеллигенция и студенчество как объект социологического анализа// Интеллигенция и мир, 2005, №1-2; Бабинцев В.П., Реутов Е.В. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии// Социологические исследования, 2010, №1; и др.

6Алисов Д.А. Социокультурный облик городской молодежи в условиях «перестройки» и современных реформ//Вестник Омского университета. Специальный выпуск 3. Омск, 1996. С. 71-72.

7 Бек. У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000, С.223-224.

8 Белова Т.П. Указ. соч. С. 21, 27.

9 Бабинцев В.П. Реутов Е.В. Указ. соч. С.114.

10 Золотарев О.В. Российские образовательные реформы последних лет или от какого наследства мы отказываемся…// Интеллигенция и мир, 2009, №1, с.23.

11 Опрос проводился среди магистрантов 1 года обучения в течение 2008-2009 г. (140 человек), метод - прямое интервьюирование респондентов; полученные выводы - предварительные (репрезентативность опроса пока не может считаться удовлетворительной), авторы предполагают продолжить мониторинг исследуемой проблемы.

12 В данном случае приведен пример общекультурных компетенций, закрепленных учебным планом подготовки бакалавров по направлению 240100 «Химическая технология» в Ивановском химико-технологическом университете (см: http://main.isuct.ru). В основе такого набора общекультурных компетенций - типовые рекомендации государственного стандарта.

13 На исследования в этом направлении были направлены следующие работы: Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. Учебное пособие/ Под ред. В.А. Сластенина. М., 2004; Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Монография. Орел, 2000; Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989; и др.

14 Иначе неизбежен интеллектуальный и психологический «коллапс», подобный тому, что великий князь Сергей Александрович описал так: «Молодые люди думали, что в университете им объяснят, как приноровиться к жизни. Профессора же вместо этого раскрыли перед ними бездну вселенной. Полагаю, это трудно перенести» // Цитриняк А., Хемлин М.Великая княгиня Елизавета Федоровна, М., 2009, С.219.

15 Это перекликается с суждением Х. Ортега-и-Гассета: «Нужно гуманизировать ученого. Нужно, чтобы человек науки перестал быть тем, кем он с плачевной частотой является сейчас — варваром, который много знает о некотором предмете. К счастью, первые фигуры поколения настоящих ученых чувствовали себя вынужденными, по внутренней необходимости своей собственной науки, дополнять свою специализацию всесторонней образованностью. Остальные неизбежно пойдут по их следам». См.: Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета// Отечественные записки, № 2 (3), 2002. https://www.strana-oz.ru



16 См. подробнее: Меметов В.С. К первым итогам становления «интеллигентоведения» как самостоятельной отрасли научного знания// Актуальные проблемы историографии отечественной интеллигенции: Межвуз. респ. сб. научн. тр. Иваново, 1996; он же: К вопросу об изучении генезиса отечественной интеллигенции// Московский университет и судьбы российской интеллигенции. Мат-лы межд. конф. М., 2004 и др; Будник Г.А. Интеллигентоведение как новая отрасль научного знания// Интеллигенция. Генезис, формирование, становление, развитие и деятельность. Мат-лы ХХ межд. научно-теор. конф. Иваново, 2009; Смирнов Г.С. Ноосферная история человечества как процесс коэволюции мировой интеллигенции// Проблемы теории и методологии исследования интеллигенции: монография/ Под. Ред. В.С. Меметова. Иваново, 2008 и др.

17 Меметов В. С. Генезис, формирование и деятельность интеллигенции// Проблемы теории и методологии исследования интеллигенции: монография/ Под. Ред. В.С. Меметова. Иваново, 2008, С.14.

18 Санкт-Петербургский государственный университет: «Психология педагогической деятельности»; Академия ФАПСИ при Президенте РФ: «Преподаватель в системе высшего образования»; Санкт-Петербургский педагогический университет: «История образовательных систем высшей школы», «Психология профессиональной деятельности», «Педагогика и психология высшей школы», «Современные образовательные концепции»; Иркутский государственный педагогический университет: «Современные технологии обучения в физическом образовании»; Ивановский государственный химико-технологический университете: «Технологии профессионально-ориентированного обучения» и др.

19Восточно-Сибирская Государственная Академия Образования, «Иркутский государственный педагогический университет», факультет математики, физики и информатики: Учебная программа дисциплины «Современные технологии обучения в физическом образовании. Направление: 540200 Физико-математическое образование». Магистерская программа 540202М – Физическое образование// https://isttu.irk.ru 

20Малькова З.А. Актуализация проблем воспитания в США //https://www.PORTALUS.RU

21Максимов Н.И. О макете Федерального Государственного Образовательного стандарта // Материалы XVII Всероссийской научно-методической конференции «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций». М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. С.19.

22 Там же, С.21.

23 http://www.ilinsky.ru/publications.

24 Садина С.С. Воспитание в вузе: будущая интеллигенция и конкуренция// Интеллигенция: генезис, формирование, становление, развитие и деятельность. Материалы ХХ Международной научно-теоретической конференции. ИвГУ, 24-26 сентября, 2009. Иваново, 2009, с.356-358.

25 https://www.mmforce.net/msu/story

Maslennikova O. N., Sadina S. S. Pragmatism in Higher Education: PRO ET CONTRA


Опираясь на мнение исследователей проблем высшей школы, собственные наблюдения и опыт, авторы обосновывают насущную необходимость и возможность повышения роли гуманитарных наук в образовательном процессе технических вузов России.
Relying on the opinion of researchers challenges of high school, his own observations and experience, the author proves the urgent need and opportunity to improve the growing human sciences in the educational process of technical universities in Russia.
Keywords:

Educational Standard, pragmatism, higher education, intelligentsia (intellectuals), competence, social risk, professionally oriented training, technology-oriented vocational training (Technology based vocational training), Сompetitiveness, social and human sciences, Мaster and Bachelor.

©Масленникова О.Н., Садина С.С., 2010

Масленникова Ольга Николаевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и культурологии Ивановского государственного химико-технологического университета.

Садина Светлана Семеновна ­­– кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культурологии Ивановского государственного химико-технологического университета

Прагматизм в высшем образовании

Массовое сознание редуцировало исходный смысл философии действия до соответствующих эпохе индустриального и постиндустриального развития клише

211.61kb.

30 09 2014
1 стр.


Коллективный договор заключен в соответствии с Трудовым кодексом РФ (далее тк рф), Законами рф: «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Отраслевым соглашением по учреждениям и организациям

3156.48kb.

13 10 2014
15 стр.


Настоящее Положение о филиале составлено на основании Закона РФ «Об образовании» от 13. 01. 1996 г. №12-фз, Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22. 08. 1996 г
165.13kb.

14 12 2014
1 стр.


Цель летней школы 2011 «Менеджмент в высшем образовании»
28.59kb.

25 12 2014
1 стр.


Федеральный закон от 22 августа 1996 года №125-фз «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
268.87kb.

11 10 2014
1 стр.


Федеральный закон от 22 августа 1996 года №125-фз «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
287.92kb.

14 12 2014
1 стр.


Химия Профильная направленность

Требования к абитуриенту. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о высшем профессиональном образовании

23.22kb.

25 12 2014
1 стр.


Туризм Профильная направленность

Требования к абитуриенту. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о высшем профессиональном образовании

25.5kb.

12 10 2014
1 стр.