Перейти на главную страницу
г. Павлодар, Республика Казахстан, Павлодарский госуниверситет им. С. Торайгырова
Государственная политика Российской Федерации в отношении этнических меньшинств, проживающих на её территории, основывается на принципах Конституции страны и общепризнанных норм международного права. Россия имеет многовековый опыт мирного и взаимовыгодного сосуществования разных этносов в одном государстве, который в современное время особенно важен. Не секрет, что в полиэтничной России грандиозные политические катаклизмы всегда сопровождались территориальным распадом и этническими конфликтами на окраинах, и поэтому вопросы мирного сосуществования различных этнических групп населения, проблемы межэтнических контактов всегда являлись значимыми и требовали незамедлительного реагирования общества и государства. На ценность опыта межэтнического взаимодействия в Сибири обращают внимание в своих трудах томские ученые Л.И.Шерстова, Е.В.Карих, видный ученый-этнограф Н.А.Томилов [16; 3; 15].
Успешное строительство гражданского общества и демократического строя в полиэтничном государстве возможно лишь в ходе диалога культур, этносов и самих носителей этнического сознания. Только невежество может быть источником шовинизма, расовой и национальной нетерпимости. Взаимоуважение этносов в стране, толерантное отношение к инаковости культуры и мышления может быть достижимо путем просвещения через изучение культуры, исторических традиций, места и роли этнических групп в развитии страны, общества и государства.
Казахи России и Омского Прииртышья, в частности, будучи полноправными гражданами Российской Федерации, внесли и вносят весомый вклад в развитие страны. Трудясь в различных отраслях экономики, культуры, образования и науки казахи, наряду с русскими, украинцами, татарами, немцами и другими этносами участвуют в современных процессах модернизации страны и общества, ведут Россию в мировое сообщество нации. Здесь, важно осознание казахами принадлежности к российской нации (быть россиянином), тем не менее, имея право и возможность на сохранение и развитие этнической самоидентификации, т.е. культуры и языка.
В научной литературе достаточно подробно описана история формирования казахского населения юга Западной Сибири. Со всей очевидностью казахов можно причислить к коренным народам региона, наряду с русскими. Известно, что казахи уже в XVI веке жили по берегам Иртыша в её среднем течении [7; 8]. Исследователь С.З.Раздыков отмечает сей факт следующим образом: «Территория Западной Сибири издавна входила в единую систему хозяйственных отношений казахов, была местом постоянного кочевания казахских родов, что подтверждается отдельными образцами устного народного творчества казахов Западной Сибири, письменными источниками и исследованиями авторов нового и новейшего времени» [10, С.16].
Проблема в том, что до сих пор в российской исторической науке не принимается термин «ирредента» касательно к казахам проживающих в приграничных с Республикой Казахстан регионах, а используется термин «диаспора». Напротив, казахстанская наука благодаря масштабному исследованию Г.М.Мендикуловой обогатила свой багаж новым понятием, и смело признала группы этнических казахов проживающих в сопредельных с Республикой Казахстан регионах Китая, России и Узбекистана ирридентой [6].
Официальные власти Казахстана принимают данный факт, но без употребления термина «ирредента». Приведем выдержки из подготовленного Посольством РК в РФ Информационного бюллетеня: «Понятие «диаспора» в отношении казахов, живущих в России, несколько отлично от привычного понимания. В большинстве своем это потомки казахов, традиционно живших на этих землях. В начале ХХ века вследствие размежевания границ они оказались на территории РСФСР, а в 90-е годы стали гражданами РФ» [13, С.2].
С нашей стороны можно было бы признать, исходя из значения термина, ирредентами потомков уральских казаков, ныне живущих в Западном Казахстане, тем более учитывая 400-летнее проживание их по берегам р. Урал (Жайык). Здесь, важно отметить, что взаимное признание ирредентов ни коим образом не должно стать поводом для территориальных притязаний между двумя дружественными государствами. Повода для подобных споров нет уже с января 2005 года, когда Президентами Казахстана и России был подписан Договор о делимитации государственных границ.
Важный момент, который необходимо учитывать при изучении культуры казахов Омского Прииртышья, что данная этническая группа казахов является ныне вполне сформировавшейся особой западносибирской этнографической группой казахского народа (этникоса), которую впервые выявил Н.А.Томилов. Он пишет: «Процессы межэтнических интеграций казахов с русскими, а частично с сибирскими татарами на рубеже XIX – XX веков, а также постепенное включение сибирских казахов (сибирских киргизов, как из называли до революции) в единую систему социально-экономических отношений с русскими привели к формированию особой западно-сибирской этнографической группы казахского народа» [14, C.102].
Далее у него же: «Казахи Западно-Сибирской равнины поддерживали самые тесные связи с казахами северных районов Казахстана, считали себя с ними одним народом. С другой стороны, они замечали возникшее своеобразие их культуры и языка и начинали иногда выделять себя из состава всех казахов. В свою очередь, казахи Казахстана также отмечали некоторые отличия от них казахов Западной Сибири и называли их сибирскими казахами» [14, С.103].
Последнее утверждение можно оспорить, в отношении периода до формирования Казахской автономии, т.к. к сибирским киргизам, т.е. казахам причисляли фактически всех казахов Области Сибирских киргизов (в более позднее время Западно-Сибирского генерал-губернаторства, Степного края), т.е. казахов племен и родов Среднего жуза (территория современного Северного, Центрального и Восточного Казахстана). Начало формирования осознанного этнического своеобразия следует отнести к периоду последующему после размежевания земель между РСФСР и КазАССР в 20-х гг. ХХ века, когда часть казахского населения бывшего Степного края, Томской губернии осталась за пределами Казахской автономии. По крайней мере, в изучаемом периоде этническое своеобразие и обособленность не достигли такого уровня, что можно было бы говорить о зарождении особой этнографической группы казахов Западной Сибири.
Следует отметить, что казахам вообще присуще сильное осознание этнической общности, несмотря на обширность расселения. На это указывал ещё в XIX веке выдающийся ученый-этнограф, фольклорист, крупнейший знаток тюркских народов академик В.В.Радлов: «В социально-политическом и языковом отношении все казахи на огромном участке их распространения так тесно слились и переплавились, что мы по праву можем называть их единым народом, так как им вообще присуще осознание единства своего народа и его неразрывной общности» [9, С.111].
Несмотря на обширное введение, основной целью нашего доклада является выявление особенностей материальной культуры и специфики хозяйственной деятельности казахов Омского уезда во второй половине XIX – начале XX века. Объектом исследования являются казахи Омского уезда в указанный исторический период. Предметом исследования стали изменения в материальной культуре и хозяйственной деятельности. Исторический период нами выбран в связи с огромным значением межрубежного периода в процессе неизбежной модернизации традиционной культуры казахов, социо-экономической системы общества. Наличие крупных социально-экономических изменений в жизнедеятельности казахского общества во второй половине XIX – начале XX века позволяет рассматривать это время как особый переходный период в истории Казахстана, последствия которого привели к деградации традиционного мира кочевников.
Модернизация в казахских степях и юге Западной Сибири, проводимая в русле всей модернизации российского общества и государства, привела к глобальной ломке традиционного общественного устройство казахов, основанного на пастбищно-кочевом способе хозяйствования, затронула все стороны культуры, общественных отношений, и самое главное привела к катаклизмам в общественном сознании этноса. Об этом пишет в своем монографическом исследовании крупнейший казахский историк Ж.О.Артыкбаев: «Изменения производственных отношений не могли не влиять на все происходящие в обществе процессы, включая этнические. Потому, что существование этнических общностей как особых, исторически возникающих и исторически изменяющихся социальных групп людей во многом определяется спецификой их внутренней социальной структуры» [1, С.3].
Актуальность изучения особенностей материальной культуры и специфики хозяйственной деятельности казахов Омского уезда в указанный период обусловлен фактическим отсутствием специальных исследований, разработок, нет систематизации опубликованного материала. Важно проследить постоянство и изменчивость, последствия российской модернизации в традиционной материальной культуре, в видах и способах хозяйственной деятельности именно казахов Омского уезда, как наименее изученного по сравнению с казахами, т.н. «Киргизской Степи» (имеется в виду территория современной Республики Казахстан). Ценность исследования заключается в обогащении знаний о казахах Омского Прииртышья, в использовании практических результатов исследования в дальнейшем научном изучении истории и культуры этнической группы казахов России.
Исследование возможно на стыке нескольких научных дисциплин, а именно этнологии, исторической этнографии, этноархеологии, социально-экономической истории. Необходимо привлечение комплексных методов познания исторической действительности, использование тонкого методологического инструментария. Важный аспект, который хотелось бы отметить: сотрудничество сибирских, (в т. ч. омских), и казахстанских научных обществ даст плодотворные результаты не только в изучении представленной проблемы, но и в других спорных моментах и «белых пятнах», где есть повод для совместных научных изысканий. К сожаленью, современная казахстанская историческая наука не располагает в достаточной степени методологией комплексного изучения наследия прошлого. К примеру, до сих пор не принимаются на вооружение методы этноархеологии, как уникальных методов для исследований в смежных отраслях исторической науки.
Целиком, понимая обширность данной темы, необходимость скрупулезной исследовательской работы мы ограничимся лишь общей постановкой проблемы.
Как известно, Омский уезд был создан в 1868 году согласно «Временному положению об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств» в составе Акмолинской области Западно-Сибирского генерал-губернаторства. Центром уезда стал г. Омск, бывшей одновременно административным центром Акмолинской области и столицей Западно-Сибирского генерал-губернаторства. Территориально Омский уезд занимал земли юго-западных районов современной Омской области, где ныне сконцентрирован основной состав казахского населения.
В изучаемый исторический период материальная культура казахов Омского уезда была представлена, в основном, традиционными постройками жилищ (переносными войлочными юртами, зимними стационарными жилищами – зимовками-кыстау); традиционной одеждой, но с претерпевшими изменениями в связи с распространением костюма европейского образца; используемыми в хозяйстве орудиями труда и инструментами; традиционной пищей, определяющей культуру питания; а также предметами быта и домашнего обихода.
Материальная культура омских казахов была тесным образом связана с хозяйственной деятельностью, а именно с земледелием, скотоводством, рыболовством, с другими промыслами и, наконец, с отходничеством, усилившимся к концу XIX века. Модернизация традиционного хозяйства казахов, несомненно, отразилась на изменении в элементах материальной культуры, ведь хорошо известно: процессы в материальной культуре характеризуются наибольшей пластичностью и изменчивостью.
Во второй половине XIX в. политика Российской империи привела к массовому изъятию значительного количества удобных земель из системы казахского землепользования. Вследствие сокращения кочевых путей казахи вынуждены были все более оседать на зимовках. В связи с сокращением пастбищной площади и повышением ценности зимних угодий, благодаря развитию там сенокошения и земледелия появилась необходимость закрепления владений зимовками за отдельными аулами или даже семьями. Одним из методов закрепления было устройство постоянных построек [11]. В типах же традиционных жилищ казахов Омского уезда в исследуемый период отчетливо прослеживается тенденция к увеличению оседлых зимних жилищ зимовок-кыстау, а также меньшая мобильность переносных юрт, которые все более прикрепляются к земле и путем утепления нередко выполняют функции зимнего жилища.
Данный факт отмечают многие исследователи материальной культуры казахов Степи. Так по сведениям Ж.О.Артыкбаева: «Сокращение пастбищных пространств в XIX в. привело к полукочевому образу жизни с сопутствующими ему сенокошением и хлебопашеством. Казахи стали раньше возвращаться к зимним стоянкам, чтобы собрать урожай и накосить сено. В некоторых частях Казахстана уже в середине XIX в. значительные группы казахов проводили на зимних стойбищах до шести месяцев, а на лето откочевывали на небольшое расстояние» [1, С.202].
К числу первых оседлых жилищ можно отнести надземные сооружения, напоминающие по своим формам юрту. В Центральном, Южном и Северном Казахстане, так в частности в Омском уезде подобный дом называли шошала.
Материальная культура казахов Омского уезда хорошо представлена в коллекциях Омского государственного историко-краеведческого музея. В 1995 году в музее хранилось 318 предметов казахского быта, и уже тогда являлась одной из крупнейших этнографических коллекций музея [4, С.7].
В коллекциях хозяйство казахов представлено орудиями земледелия, скотоводства, охоты, кустарного и домашнего ремесленного производства. Это сошники, ручные мельницы, пороховницы, предметы для охоты с беркутом, веретена, предметы обстановки жилища, кожаная и деревянная посуда, образцы национальной одежды, музыкальные инструменты, украшения [4, С.16-18].
Несомненно, предметы из коллекции ОГИКМ – прекрасный источник для изучения особенностей материальной культуры омских казахов в переходной период.
Хозяйственная деятельность казахов Омского уезда во второй половине XIX – начале XX века была представлена земледелием, скотоводством, а также имевшими вспомогательное значение охотой, рыболовством, домашними ремеслами и промыслами.
Землепользование казахов Омского уезда основывалось на аренде земель у Сибирского казачьего войска, крестьян и губернских властей. Арендная плата имела тенденцию постоянного роста. Кроме того, они были обременены кибиточными и земскими податями. Массовый переход к оседанию, к занятию земледелием и сенокошением у казахов Омского уезда был связан с сокращением пастбищных площадей, отторжением части земель для крестьян-переселенцев. Основными сельскохозяйственными культурами у казахов были пшеница и овес. Посев производился ручным способом. Жали хлеб серпами. Помол осуществляли на ветряных и паровых мельницах, принадлежавших, в основном, немцам и русским. Система казахского земледелия была залежно-переложной. Правильного севооборота не было. Урожай получали самый различный, но в среднем 50-60 пудов при среднем высеве пшеницы 5 пудов и овса 6-7 пудов.
Казахский историк З.Е.Кабульдинов следующим образом описывает положение казахских земледельцев Западной Сибири: «Ввиду увеличения числа крестьян-переселенцев в районы проживания казахов материальное положение казахов ухудшалось: во-первых, увеличивалась арендная плата; во-вторых, казахские земледельцы не всегда выдерживали конкуренцию с более приспобленными к земледельческому труду крестьянами. Небольшая площадь казахской пашни, низкий уровень технической оснащенности, довлеющая сила непомерно высокой арендной платы при сохранении государственных податей, не позволяли казахам выходить в полную силу на товарный хлебный рынок» [2, С.167-169].
Т.о., земледелие у казахов Омского уезда в изучаемое время не получило должного развития, хотя скотоводство уже теряло свои позиции в связи с нехваткой земель и пастбищ. Казахи Омского уезда, как и большая часть казахов Степи, находились под влиянием двух сил. «Одна – традиция, привычки – удерживала его в состоянии кочевника. Другая – фатальная необходимость следовать за изменяющимися экономическими условиями. Подчиняться им – толкала его вперед, вынуждала приняться за сенокошение и земледелие, вынуждала следить за рынком и приноравливаться к его требованиям» [1, С.210].
Скотоводство в рассматриваемый период приняло у казахов Омского уезда плукочевую-полуоседлую форму. Переход к ней был связан, как мы отмечали выше, с сокращением земель для пастбищ. Единственный путь выживания для казахов-скотоводов был связан с переходом к сенокошению и заготовке корма на зиму. При этом происходят изменения в материальной культуре связанной со скотоводством. Например, казахи начинают применять косы-литовки, а иногда и машины-сенокосилки. Здесь, прослеживается благотворное влияние крестьян-переселенцев передававших казахам хозяйственный опыт в технике сенокошения и земледелия.
В то же время имели место примеры взаимовыгодного обмена опыта в процессе хозяйственной деятельности русских крестьян и казахских шаруа.
«Повседневное общение с казахами не проходило бесследно и для русского населения. Русские крестьяне осваивали опыт скотоводческого хозяйства казахов – содержание скота на подножном корму в зимних условиях; крестьяне пользовались опытом казахов-скотоводов в выборе удобных зимовок; взаимовлияние русского и казахского населения проявлялось и в материальной культуре» - справедливо замечает исследователь С.З.Раздыков [10, С.26].
С сенокошением и земледелием у полукочевых казахов связано увеличение поголовья крупного рогатого скота. Во-первых, он стал тягловой силой в земледелии. Во-вторых, казахов побуждало заниматься их разведением появление рынков сбыта мяса. Одновременно начинается улучшение пород скота.
Кроме земледелия и скотоводства, в Омском уезде более или менее получили развитие охота, рыболовство, домашние ремесла. Однако, они не выделялись в самостоятельное занятие какой-то части населения, оставаясь второстепенной, хотя и довольно важной, отраслью хозяйства казахов.
На основе различных источников нам удалось выяснить, что имевшиеся особенности в материальной культуре и специфика хозяйственной деятельности казахов Омского уезда в изучаемый период были предопределены изменениями и новациями вследствие процессов модернизации в Российской империи, затронувших не только русский этнос, но и традиционный мир казахов. Следует подчеркнуть, что крестьянское переселение во второй половине XIX – начале XX века имело не только критические последствия для традиционного хозяйства и культуры казахов, но, тем не менее, подвело казахов к массовому оседанию и аккультурации. Несмотря на противоречивость российской модернизации казахи Омского уезда «сумели приспособиться, и к началу XX века являлись неотъемлемой частью хозяйственной жизни юга Западной Сибири» [3, С.158].
Сходные тенденции имели место и в смежных с Омским уездах Акмолинской и Семипалатинской области. К примеру, в соседнем Павлодарском уезде как и в рассматриваемом регионе происходили схожие изменения в хозяйственном укладе и материальной культуре: «В Павлодарском уезде в конце XIX – начале XX в. развитие оседлости и увеличение поголовья крупного рогатого скота, периодические падежи домашних животных от джутов способствовали широкому распространению заготовки кормов на зиму казахскими хозяйствами. Происходят изменения в составе сельскохозяйственных инструментов. Наряду с косой казахи стали пользоваться сенокосилками и конными граблями. Их могли приобретать преимущественно байские и зажиточные хозяйства» [12].
Понятно, что для полного выявления специфики в среде казахов Омского уезда необходимы дальнейшие исследования, в том числе с привлечением архивных, статистических, полевых этнографических, фольклорных материалов.
Омская область, где проживают 81618 этнических казахов, что составляет 3,9 от общего числа жителей области. В сравнении с итогами переписи населения 1989 года прирост
07 10 2014
1 стр.
13 12 2014
1 стр.
Диссертация выполнена на кафедре истории Отечества Курского государственного университета
11 10 2014
2 стр.
Работа выполнена в Уральском социально-экономическом институте (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов «Академия труда и социальных отношений»
15 09 2014
5 стр.
Важнейшим фактором исторического развития афро-азиатских стран становится национально-освободительное движение. В начале XX в. Восток потрясли первые буржуазные революции
10 10 2014
1 стр.
Женская профессиональная деятельность в Германии во второй половине XIX – XX веке
06 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре новейшей истории России Пермского государственного университета
11 10 2014
3 стр.