Перейти на главную страницу
В основе матрицы БКГ лежит модель жизненного цикла товара/бизнеса, в соответствии с которой товар/бизнес в своем развитии проходит четыре стадии:
1) выход на рынок (товар-«вопросительный знак»),
2) рост (товар-«звезда»),
3) зрелость (товар-«дойная корова»)
4) спад (товар-«собака»).
При этом денежные потоки и прибыль предприятия также меняются: отрицательная прибыль сменяется ее ростом и затем постепенным снижением.
Темпы роста рынка |
В ![]() |
Звезда Быстрый рост и расширение. Требуют существенных инвестиций.
|
Вопросительный знак Новые товары. Требуют инвестиций. Связаны с высокими рисками. |
Низкие |
Дойная корова «Золотое молоко» для финансирования звёзд и вопросительных знаков. |
Собака Товары, которые не имеют возможностей роста. | |
|
|
В ![]() |
Низкая |
|
|
Относительная доля рынка |
Каждый из квадрантов матрицы описывает существенно различные ситуации, требующие особого подхода с точки зрения финансирования и маркетинга или четыре группы рынков с разными стратегическими целями и финансовыми потребностями.
Например, новые продукты чаще появляются в растущих отраслях и имеют статус товара-«вопросительного знака». Такие продукты могут оказаться очень перспективными, но они нуждаются в существенной финансовой поддержке. В категорию товаров-«звезд» могут попасть как новые продукты, так и новые товарные марки продукции предприятия. Риск финансовых вложений в эту группу наиболее велик.
Товары-«звезды» — это рыночные лидеры (занимают значительную долю в растущем рынке), находящиеся, как правило, на пике своего продуктового цикла, но для них требуются существенные инвестиции для обеспечения высоких темпов роста.
Когда темп роста рынка замедляется, товары-«звезды» становятся «дойными коровами». Это продукты, или бизнес-единицы, занимающие лидирующие позиции на рынке с низким темпом роста. Их привлекательность объясняется тем, что они не требуют больших инвестиций и обеспечивают значительные положительные денежные потоки, основанные на опытной кривой. Такие бизнес-единицы не только окупают себя, но и обеспечивают фонды для инвестирования в новые проекты, от которых зависит будущий рост фирмы.
В результате анализа с использованием матрицы БКГ возможны следующие стратегии:
• в матрице используются только два показателя: рост рынка и относительная доля рынка, не рассматриваются многие другие факторы роста;
• позиция стратегической единицы бизнеса существенно зависит от определения границ и масштабов рынка;
• на практике не всегда ясно, как рост рынка/доли рынка влияет на прибыльность бизнеса (это возможно только в отраслях массового производства);
• игнорируется взаимозависимость хозяйственных единиц;
• игнорируется определенная цикличность развития товарных рынков.
Следует отметить, что в реальной жизни взаимосвязи факторов и возможные стратегии развития гораздо сложнее. Вместе с тем матрица БКГ может использоваться в качестве методического подхода при определении денежных потоков внутри фирмы.
– привлекательность отрасли;
– конкурентное положение предприятия.
Матрица МакКинси разделена на 9 клеток. Наиболее характерные положения находятся в угловых квадрантах матрицы. Предприятия, находящиеся в трех из них, характеризуются как победители, в трех других – проигравшие, т.е. наименее желательные. В одной клетке – «вопросительный знак», который, как и в BCG, имеет неопределенное, но потенциально обещающее будущее. Клетка, которая определена как производитель прибыли, сходна с «денежной коровой» в матрице BCG.
Привлекательность отрасли |
В ![]() |
Победитель (инвестирование и рост) |
Победитель (инвестирование и рост) |
Вопросительный знак (избирательное финансирование) |
Средняя |
Победитель (инвестирование и рост) |
Среднее предприятие (избирательное финансирование) |
Проигравший (сбор урожая, уход с рынка) | |
Низкая |
Производитель прибыли |
Проигравший (сбор урожая, уход с рынка) |
Проигравший (сбор урожая, уход с рынка) | |
|
С ![]() |
Средняя |
Слабая | |
|
|
Конкурентная позиция |
Выводы для стратегии по матрице МакКинси прямолинейны:
В 1975 году Британско-Голландская химическая организация Shell разработала и внедрила в практику стратегического анализа и планирования свою собственную модель, получившую название матрицы направленной политики (Direct Policy Matrix или сокращенно DPM).
В отличие от уже широко распространенных в то время моделей BCG и GE/McKinsey:
1) модель Shell/DPM меньше всего полагалась на оценку достижений анализируемой организации в прошлом и главным образом сосредотачивалась на анализе развития текущей отраслевой ситуации.
2) в ней могут рассматриваться виды бизнеса, находящиеся на разных стадиях своего жизненного цикла.
Принимаемые на основе модели Shell/DPM стратегические решения зависят от того, что находится в центре внимания менеджера – жизненный цикл вида бизнеса или поток денежной наличности организации.
Перспективы отрасли бизнеса |
100 |
У ![]() ![]() свернуть бизнес |
С ![]() |
Л ![]() данного бизнеса |
|
Продолжать бизнес с осторожностью или свёртывать производство |
Продолжать бизнес с осторожностью |
Стратегия риска | |
0 |
С ![]() |
Стратегия частичного свёртывания |
Стратегия генератора денежной наличности | |
|
|
0 |
|
100 |
|
|
Конкурентоспособность бизнеса |
В первом случае (чёрные стрелки) оптимальной считается следующая траектория развития позиций организации: от Удвоения объема производства или свертывания бизнеса → к Стратегии усиления конкурентных преимуществ → к Стратегии лидера вида бизнеса → к Стратегии роста → к Стратегии генератора денежной наличности → к Стратегии частичного свертывания → к Стратегии свертывания (выхода из бизнеса).
В случае усиленного внимания к потоку денежной наличности (серые стрелки) оптимальной считается траектория развития позиций организации из нижних правых клеток матрицы Shell/DPM к верхним левым. Это означает, что денежная наличность, порожденная организацией на стадиях Генератора денежной наличности и Частичного свертывания, используется для инвестиций в такие бизнес-области, которым соответствуют позиции Удвоения объема производства и Усиления конкурентных преимуществ.
Один из основных плюсов модели Shell/DPM состоит в том, что она решает проблемы объединения качественных и количественных переменных в единую параметрическую систему. В отличие от матрицы BCG, она не зависит непосредственно от статистической связи между рыночной долей и прибыльностью бизнеса.
В данной матрице ситуация на рынке описывается от зарождения до старения (поэтому в названии матрицы присутствует понятие «Life Cycle» т.е. жизненный цикл), а конкурентное положение имеет пять категорий – от слабого до доминирующего.
Задача матрицы – установить пригодность конкретных стратегий в привязке к двум измерениям.
Жизнен. цикл |
Относительное положение на рынке | ||||
Доминирующее (ведущее) |
Сильное |
Заметное (Благоприятное) |
Прочное (стабильное) |
Слабое | |
Рождение |
|
|
|
|
1) Неприбыльное Отказ от инвестирования |
Рост (развитие) |
|
|
|
1-2) Неприбыльное Избирательное инвестирование |
3) Неприбыльное Очень избирательное инвестирование или отказ от инвестирования |
Зрелость |
|
|
1) Умеренно прибыльное Минимальное или избирательное инвестирование |
2) Минимально прибыльное Минимальное реинвестирование или отказ от инвестирования |
3) Неприбыльное Избирательное инвестирование или отказ от инвестирования |
Старение |
|
1) Прибыльное Минимальные реинвестиции по мере необходимости |
2) Умеренно прибыльное Минимальное инвестирование или отказ от инвестирования |
3) Минимально прибыльное Минимальное инвестирование или отказ от инвестирования |
4) Неприбыльное Отказ от инвестиций |
![]() |
Обозначения на верхнем рисунке:
Для каждой клетки ADL предлагает набор (сочетание) так называемых «уточненных стратегий», соответствующие каждому «специфическому выбору». Всего таких стратегий 24. |
Разновидностью портфельных матриц является матрица известного американского специалиста по стратегическому менеджменту Игоря Ансоффа, предназначенная для описания возможных стратегий предприятия в условиях растущего рынка. Считается, что при выборе направлений роста у предприятия есть несколько стратегических альтернатив, стратегия совершенствования деятельности, товарной экспансии (разработка новых или совершенствование существующих продуктов), развития рынка, диверсификации (рис. 5)
|
Старый рынок |
Новый рынок |
Старый товар |
Совершенствование деятельности |
Стратегия развития рынка |
Новый товар |
Товарная экспансия |
Диверсификация |
Выделяют следующие основные стратегические рекомендации данной модели.
• развитие первичного спроса путем привлечения новых пользователей товара, побуждения покупателей к более частому использованию или к большему разовому потреблению, поиск новых возможности использования товара;
• увеличение доли рынка за счет привлечения покупателей фирм-конкурентов посредством активных маркетинговых мероприятии развития сбытовой сети, использования стимулирующих мероприятии гибкой ценовой политики, развития сервисных услуг и т.д. Обычно эта стратегия используется на стадии зрелости жизненного цикла товара;
• увеличение доли рынка путем слияния или поглощения фирм-конкурентов;
• рационализация рынка — фокусирование на рентабельных рыночных сегментах, уход из некоторых сегментов рынка, повышение эффективности продаж.
Товарная экспансия — стратегия разработки новых/совершенствования существующих товаров с целью увеличения продаж. Предприятие может осуществлять такую стратегию на уже известном рынке отыскивая и заполняя рыночные ниши.
Доход в этом случае обеспечивается за счет сохранения доли рынка в будущем. Такая стратегия наиболее предпочтительна с точки зрения минимизации риска, поскольку предприятие действует на знакомом рынке. Имеются следующие альтернативные варианты реализации стратегии:
• добавление потребительных характеристик товара;
• расширение товарной номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции.
Важными инструментами товарной экспансии являются товарная политика предприятия и сегментация рынка.
Стратегия развития рынка или рыночная экспансия. Данная стратегия направлена на поиск новых рынков/новых сегментов рынка для уже освоенных товаров.
Доход обеспечивается благодаря расширению рынка сбыта как в пределах географического региона, так и вне его. Такая стратегия связана со значительными затратами и более рискованна, чем обе предыдущие, но в перспективе более доходна. Однако выйти напрямую на новые географические рынки довольно трудно, так как они «чужие», заняты другими фирмами. Здесь также имеются альтернативы:
• освоение новых сегментов на том же рынке;
• выход на новые рынки внутри страны и в других странах.
Стратегия развития рынка опирается в основном на систему сбыта продукции и ноу-хау в области маркетинга.
Стратегия диверсификации предполагает разработку новых видов продукции одновременно с освоением новых рынков. При этом товары могут быть новыми для всех предприятий, работающих на целевом рынке, или только для данного предприятия.
Такая стратегия обеспечивает прибыль, стабильность и устойчивость фирмы в отдаленном будущем. Она является наиболее рискованной и дорогостоящей, возможны и проблемы в управлении диверсифицированными предприятиями.
В основе матрицы бкг лежит модель жизненного цикла товара/бизнеса, в соответствии с которой товар/бизнес в своем развитии проходит четыре стадии
17 12 2014
1 стр.
Если ранг матрицы совпадает с числом её столбцов, то все столбцы матрицы линейно независимые. Ранг матрицы можно определять как ранг системы её строк. Ранг матрицы по строкам совпа
06 10 2014
1 стр.
Доказательство. Пусть матрица а имеет вид. Если а – нулевая матрица, то она имеет ступенчатый вид
14 10 2014
1 стр.
Кроме приведенного ранее описания многомерный массив можно описать как одномерный, элементами которого являются массивы. Так, например, матрица d из лабораторной работы №6 может бы
06 10 2014
1 стр.
Линейные операторы. Собственные векторы и собственные значения. Достаточные условия приводимости матрицы линейного оператора к диагональному виду
12 10 2014
1 стр.
Вместе с тем растения имеют ряд общих признаков, позволяющих объединять их в отдельные группы. По совокупности биологических и хозяйственных признаков можно осуществлять классифика
14 12 2014
1 стр.
В статье приводятся конкретные примеры, иллюстрирующие особенности и характеристики маркетинговых конкурентных стратегий филиала страховой компании
09 10 2014
1 стр.
Это основная матрица, по которой строит существование живая материя. Мы являемся ее частью, мы взаимодействуем с ее элементами, вследствие этого меняемся, мутируем, двигаемся впере
04 09 2014
1 стр.