Тимченко Инна Святославовна,
старший преподаватель
Кафедра международной журналистики
Журналистика, очная форма, 3 курс
6 семестр
2011-2012 уч.г.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ РЕПОРТАЖА
План лекционных занятий
15 февраля. Репортаж как жанр.
История жанра. Особенности жанра. Известные репортеры и их творчество. Почему репортаж считается «королем журналистских жанров». История развития жанра: литературная и журналистская традиции. Новый журнализм.
План практических занятий
22 февраля. Современный репортаж.
Почему репортаж до сих пор остается ключевым жанром на страницах европейских газет? Репортаж как квинтэссенция журналистики: информирует, переносит читателя в новые необычные места, знакомит с интересными людьми, поднимает важные вопросы, на наглядных примерах анализирует актуальные проблемы общества.
29 февраля. Три основных вида репортажа.
Событийный, проблемный, познавательный репортаж. Преподаватель знакомит студентов с примерами всех видов репортажей.
7 марта. Событийный репортаж. Оперативность. Общественная значимость. Хронологическая последовательность. Отличительные особенности событийного репортажа.
14 марта. Познавательный репортаж.
Выбор темы, значимость и интересность для аудитории, угол зрения. Отличительные особенности познавательного репортажа.
21 марта. Проблемный репортаж.
Анализ событий, выводы и обобщения, дополнительные сведения, факты, цифры. Подготовка к репортажу. Отличительные особенности проблемного репортажа.
28 марта. Основные элементы репортажа.
Герои. Место действия. Описания героев, сцен, мест. Факты, их анализ. Язык репортажа.
4 апреля. Герои репортажа.
Главные герои. Второстепенные герои. Сбалансированность источников. Различные точки зрения на проблему. Борьба с однобокостью подачи.
11 апреля. Место действия.
Где разворачивается история? Одно место действия или несколько. Какие характеристики этого места важны для репортажа? Яркие детали, способные метко обрисовать образ.
Задание: описать место действия, используя все органы чувств: цвета, запахи, звуки, тактильные ощущения.
18 апреля. Каким образом следует рассказать историю аудитории.
Определить начало, главные этапы, кульминацию. Ракурс, с которого будет интереснее рассказать историю. Отбор сцен, которые важны для раскрытия темы. Какие сцены излишни? Языковые средства, необходимые для создания яркого, динамичного материала.
25 апреля. Подготовка к написанию репортажа.
После определения темы и основных элементов репортажа, необходимо осуществить сбор информации по теме. Интервью с героями. Эффект присутствия при важном для описания в репортаже действии.
16 мая. Структура репортажа.
Простота и ясность. Динамика репортажа. Смена перспектив и ракурсов. Смена планов: крупный (фокус на героя) общий (фокус на ситуацию в целом). Смена ритма: короткие и более длинные предложения и абзацы.
23 мая. Типичные ошибки начинающих репортеров.
Неуклонное следование хронологии. Отсутствие драматургии сюжета. Ненужные детали, которые не работают на главную тему и идею. Слишком длинные предложения. Стертые эпитеты, которые не вызывают у читателя ничего, кроме скуки. Рассказ о собственных эмоциях, вместо того, чтобы показывать чувства героев.
13 занятие. Авторское «я».
Необходимо ли вести репортаж от первого лица? У многих журналистов складывается стойкое убеждение, что он обязательно должен быть написан от первого лица, однако это не всегда так. В каких случаях следует предпочесть то или иное лицо. Коварство местоимения «я» в репортаже.
14 занятие. Мультимедийные репортажи.
В эпоху конвергенции СМИ журналистские жанры претерпевают изменения. Каким образом можно увлекательно рассказывать истории в мультимедийном пространстве Интернета?
Дополнение текстов репортажей слайд-шоу и видео-файлами. В каких случаях это необходимо, а в каких не следует злоупотреблять дополнительными элементами.
Практические занятия ведет: Тимченко Инна Святославовна, ст. преподаватель.
Рекомендуемые темы курсовых работ
-
Особенности стилистики репортажа (на примере творчества одного из репортеров).
-
Возрождение жанра репортажа после Второй мировой войны.
-
Новый журнализм и его особенности.
-
Международные стандарты и национальные особенности жанра репортажа (страна по выбору).
-
Мультимедийный репортаж: особенности жанра в конвергентной журналистике.
-
Репортаж о путешествии: особенности создания.
-
Сравнение российской и зарубежной традиции репортажа (страна по выбору).
-
Техники нарратива в репортаже.
-
Специализированный репортаж (направление по выбору студента).
-
Авторское «я» в репортаже.
Основная литература
-
Вальраф Г. Нежелательные репортажи. М., 1982.
-
Вулф Т. Новая журналистика и Антология новой журналистики. СПб., 2008.
-
Газетные жанры / Под ред. Власова В. И., Дацюк Б. А. и др. М., 1971.
-
Гуревич С. М. Репортаж в газете. М., 1963.
-
История мировой журналистики. Ростов-на-Дону, 2000.
-
Кадыкова И. Жанры журналистики. URL: https://www.mediasprut.ru/jour/theorie/genre/genrjour.shtml
-
Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.
-
Киш Э. Э. Репортажи. М., 1964.
-
Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.
-
Уроки Аграновского. М., 1986.
-
Шибаева Л. В. Жанры в теории и практике журналистики. URL: https://www.relga.rsu.ru.
Дополнительная литература
-
Дробышевский В. И. Репортаж ведет редактор. Челябинск, 1964.
-
Киш Э. Э. Приключения на пяти континентах. М., 1985.
-
Кольцов М. Восторг и ярость. М., 1990.
-
Лазутина Г. В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1985.
-
Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.
-
Основы творческой деятельности журналиста / Сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.
-
Репортаж эпохи. М., 1968.
-
Солганик Г. Я. Стиль репортажа. М., 1970.
-
Тертычный А. А. Трансформация жанровой структуры современной периодической печати. // Вестник МГУ. Серия Журналистика. 2002. № 2.
-
Уемов А. И. Логические ошибки. М., 1975.
-
Bichsel, Peter. Der Leser. Das Erzählen. Frankfurt, 1997.
-
Bowman W. The ABC of short story writing. London, 1976.
-
Burroway, Janet. Writing Fiction: A Guide to Narrative Craft. Addison-Wesley Publishing Company, 1999.
-
Buescher, Wolfgang. Ganz Auge, ganz Ohr. Ist die Reportage eine aussterbende Gattung? // Die Welt, 1998. 10. Oktober.
-
Buescher, Wolfgang. Vergeilte Triebe IV. Die Krise des Qualitaetsjournalismus. Die Reportage taete es gut, wenn sie ein bissschen stuerbe. // Die Welt. 2002. 28. Juni.
-
Faulstich, Werner (Hrsg.). Grundwissen Medien. Muenchen, 2000.
-
Fey, Ulrich;Schlueter, Hans-Joachim. Reportagen schreiben. Von der Idee bis zum fertigen Text. Berlin, 2006.
-
GaЯmann, Reinhard; Greiner, Monika. Die Reportage - Ein unterhaltsames und informatives Lese-Erlebnis. URL: www.sowi-online.de/methoden/lexikon/reportage_gassmann.htm.
-
Haas, Hannes. Empirischer Journalismus. Wien, 1999.
-
Haller Michael, Die Reportage. Konstanz. 2006.
-
Hermann, Kai; Sprecher, Margit. Sich aus der Flut des Gewöhnlichen herausheben. Die Kunst der Großen Reportage. Wien, 2001.
-
Lamott, Anne. Bird by Bird: Some Instructions on Writing and Life. Anchor Books, 1995.