Перейти на главную страницу
Метафора (греч. metaphora - перенос) — вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Метафора образуются по принципу олицетворения («вода бежит»), овеществления («стальные нервы»), отвлечения («поле деятельности») и т. д. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Метафора придает речи исключительную выразительность. Помимо словесной метафоры большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развернутые метафоры. Например: «ручьи слез».
Эпитет (от греч. epitheton — приложение) — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее к.-л. его свойства, качества или признаки. Примеры: «живая вода» или «мертвая вода», «добрый молодец», «борзый конь» и т. д.
Метонимия (от греч. metonomadzo— переименовывать) — вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими более или менее реальных понятий или связей. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи. В этом отличие метонимии от метафоры. Представление о понятии в метонимии дается с помощью косвенных признаков или вторичных значений, но именно это и усиливает поэтическую выразительность речи. Например:
На недоступные громады
Смотрю по целым я часам, -
Какие росы и прохлады
Оттуда с шумом льются к нам!
Вдруг просветлеют огнецветно
Их непорочные снега:
По ним проходит незаметно
Небесных ангелов нога...
Ф. И. Тютчев.
Вместо целого (ангел) часть (нога); вместо множественного (ноги) единичное (нога).
Гипербола (от греч. hyperbole— преувеличение) - чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Примеры: «Творец мой! оглушил звончее всяких труб». А. С. Грибоедов.
Антономазия - троп, основанный на отношении имени и именуемого качества или признака: использование собственного имени в смысле качества или собирательного образа: «... гений всегда остается для своего народа живым источником освобождения, радости и любви. Он есть очаг, на котором, прорвавшись, вспыхнуло пламя национального духа. Он есть тот вождь, который открывает своему народу прямой доступ к свободе и к божественным содержаниям, - Прометей, дарящий ему небесный огонь, Атлант, несущий на своих плечах духовное небо своего народа, Геракл, совершающий от его лица свои подвиги». И. А. Ильин.
Литота (от греч. litotes — простота, малость, умеренность) — троп, противоположный гиперболе. Литота — это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета пли явления. Примеры: «Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка»А. С. Грибоедов.
Оксюморон – соединение слов с противоположным значением, создающее видимый парадокс в определении. Пример: «Со временем все страсти в нем перегорели, душевные силы истощились; все действия его были без намерения; он сделался человеком обыкновенным; люди простые почитали его даже добродетельным, потому что он не творил зла. Но он живой был уже убит и ничем не мог наполнить пустоту души». Д. В. Веневитинов.
Катахреза (от греч. katáchrеsis — злоупотребление), в стилистике сочетание слов с несовместимыми лексическими значениями, образующее, однако, своеобразное смысловое целое (ср. Оксиморон — сочетание слов с контрастными, полярными значениями: «живой труп»). Следует различать К. двух видов: 1) возникающие «стихийно», в результате развития номинативных средств языка; вначале они могут восприниматься как факты «неправильного» словоупотребления («красные чернила», «стрелять из ружья»); 2) создаваемые преднамеренно, в расчёте на экспрессивный эффект (фразеологизмы «самоварное золото», «когда рак свистнет»).
Перифраз (греч. periphrasis, от peri — вокруг, около и phradzo — говорю) - один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. Напр.; «царь птиц» вместо «орел».
Олицетворение или прозопопея (греч. prosopopoiia, от prosopon — лицо и poieo — делаю) — такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать. Олицетворение было связано в древности с анимическим мировоззрением и всевозможными верованиями (березки как девушки, ива плачет)
Эвфемизм (от греч. euphémia - воздержание от неподобающих слов, смягчённое выражение), замена грубых или резких слов и выражений более мягкими, а также некоторых собственных имён - условными обозначениями… Примеры из газет: «Под благозвучным названием упорядочения цен повышены цены на ряд товаров повседневного спроса»; «Правило „око за око“, на языке дипломатии именуемое принципом взаимности»; «Термин „миротворческие операции“ все чаще становится смягченным синонимом слова „война“»; «Это самое страшное оружие – биологическое. Еще его скромно называют – необычное»; «К нему применяли недозволенные методы следствия, то есть побои».
Дисфенизм – нецензурной лексика (дурак и др.).
Градация представляет собой развертывание слова или словосочетания в синонимический ряд таким образом, что интенсивность значения каждого последующего члена ряда нарастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация).Пример: (ручьи, реки, озера, моря, океаны)
Антитеза - противопоставление слов, понятий или конструкций. Антитеза является одной из самых распространенных фигур и используется для характеристики предмета мысли или для выделения рассматриваемого понятия. «Я как будто не знаю, где я и что со мною. Безмерное и безвременной водворилось под сводами, между узких стен нашей комнаты. А за стенами приходят люди, говорят, рассказывают новости, читают газеты, потом уходят, снова приходят - вечно. Опять кричат глубоким контральто далекие паровозы. Вечный покой здесь - вечное движение там». Павел Флоренский.
Сравнение - вид тропа, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение может быть отнесено к первичным видам тропа, так как при перенесении значения с одного явления на другое сами эти явления не образуют нового понятия, а сохраняются как самостоятельные. (руки как плети и др.)
Анафора - повтор слова или оборота в начале параллельных конструкций (словосочетаний, оборотов, предложений, фраз, периодов, абзацев).
Пример: «Разве это католические прелаты набатом поднимали новгородское ополчение на брань со псами-рыцарями и подавали последнее духовное напутствие дружинникам святого благоверного князя Александра Невского на залитом кровью льду Чудского озера? Разве это протестантские пасторы вдохновляли святую ревность донского героя, великого князя Димитрия на поле Куликовом, где страшная сеча с татарами решала: быть или не быть Святой Руси?
Разве это мусульманские муллы удержали нашу Отчизну от распада в лютую годину Смуты, подвигнув Кузьму Минина и Димитрия Пожарского на их жертвенный подвиг, а ратников русского ополчения на борьбу до победы? Разве это иудейские раввины с крестом в руках, под свист японской «шимозы» поднимали в атаку преданные, смертельно уставшие роты под Мукденом и Порт-Артуром, спасая русскую честь от позора? Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
Эпифора – фигура, подобная предшествующим, но состоящая в повторе конечного слова или оборота. Пример: «Все мы, христиане, и любомудрствующие, и в простоте смиренно-мудрствующие, да не забываем никогда, что Христос есть не только истина, но и жизнь. В Своем слове и в Своем примере Он сделался для нас путем, чтобы привести нас к истине и через истину к истинной жизни. Кто думает обеспечить себя достижением некоторого познания истины Христовой и недостаточно старается обратить ее в действительную жизнь по учению и примеру Христову, тот самой истиной обманывает себя и подвергает себя опасности умереть на пути и никогда не достигнуть истинной, вечной, блаженной жизни со Христом в Боге. - Тако тецыте, да постигнете. Путем истины стремитесь к истинной жизни». Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. В различных сочетаниях повторяются ключевые слова «истина» и «жизнь». Эпифора обычно используется как средство выделения основного смысла фразы или периода и создает параллелизм выражений, делая ремой такое ключевое слово.
Хиазм – фигура, состоящая в центральной симметрии сложной фразы, параллельные части которой зеркально отражают друг друга.
«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей,
И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Наипаче омый мя от беззакония моего,
И от греха моего очисти мя».
Псалом 50.
Умолчание – (апозиопея) - фигура, которая включает обрыв речи, как в эллипсисе, иногда даже со словами о невозможности продолжить сказанное, но затем ее продолжение. «Ни предсказать хода событий, ни гарантировать себя от ошибок и падений мы сами не можем. Так и в оценке людей бывает - есть такие, которые лишь прикидываются благочестивыми, а сами... Не зря же Господь предупреждал о хищных волках в овечьих шкурах. А сразу и не узнаешь». Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
Ирония (от греч. eironeia — притворство, насмешка) - осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония. Примеры: Тетка брала в охрану вещи с подоконника и скла-дывала в углу; чего тут только не было: коробки конфет, торт, мармелад..., чулки, шали, букет бумажных цветов, серебряные ложки, духи, пудреница, крепдешин, сахарница, шкатулка, пла-ток, воротничок, пуговица... Одним словом, как будто открылся мага-зин номер 22» («Этикет новой свадьбы»). «Яхья Кемаль переворошил мусор, вынесенный за неделю, и нашел морковь, кусок кожи, окурок, картофельную шелуху, косточку абрикоса, альчик, тряпье; но «ошибки в слове» как не бывало» («Глаз»). «Брат Акпер, войдя, увидел белый платок. Он и заявление бросил на него. Оно упало на шерстяной платок. Потом под ним в мгновенье ока оказа-лись извивающийся как змея серебряный женский пояс, шелковые ткани, ковры, чулки, вышитые сорочки, черкеска с козырями, янтарные четки, серебряные подсвечники...» («Раскаяние»). В первом примере высмеиваются «новые» свадебные обы-чаи, в третьем – невежество крестьян, отдающих последнее мо--шенникам, выдав-шим себя за имамов. Во втором примере объек-том иронии стано-вится Яхья Кемаль, разыскивающий среди отбросов свою автобио-графию, в которой он возводит клевету на новый строй.
Бессоюзие (асиндетон) - взаимное присоединение конструкций при значимом отсутствии соединительных средств. В нижеследующем примере смысловое ударение падает на начальные слова каждого из предложений, кроме последнего, и эти начальные слова образуют самостоятельную смысловую связь.
«Пробил последний час фашистской Германии.
В прах повержена Германия.
Знамя победы развивается над вражьей страной.
Слава и благодарение Богу!»
Алексий I, патриарх Московский и всея Руси.
Многосоюзие – (полисиндетон) - фигура, состоящая в присоединении посредством повторяющихся союзов словосочетаний, предложений или фраз таким образом, что соединенные союзами части выступают как параллельные и тем самым рассматриваются на одном смысловом уровне независимо от их грамматической организации или степени развернутости.
Периодом называется основная единица устно-письменной речи -предложение или группа взаимосвязанных предложений, которая выражает отдельную завершенную мысль и организована для произнесения в публичной речи.
Например: «Влияние Пушкина как поэта на общество было ничтожно. Общество взглянуло на него только в начале его поэтического поприща, когда он первыми молодыми стихами своими напомнил было лиру Байрона; когда же пришел он в себя и стал наконец не Байрон, а Пушкин, общество от него отвернулось. Но влияние его было сильно на поэтов. Не сделал того Карамзин в прозе, что он в стихах. Подражатели Карамзина послужили жалкой карикатурой на него самого и довели как слог, так и мысли досахарной приторности. Что же касается до Пушкина, то он был для всех поэтов, ему современных, как сброшенный с Неба поэтический огонь, от которого, как свечки, зажглись другие самоцветные поэты.
Вокруг него образовалось их целое созвездие: Дельвиг, поэт-сибарит, который нежился всяким звуком своей почти эллинской лиры и, не выпивая залпом всего напитка поэзии, глотал его по капле, как знаток вин, присматриваясь к цвету и обоняя самый запах; Козлов, гармонический поэт, от которого раздались какие-то дотоле неслышанные, музыкально-сердечные звуки; Баратынский, строгий и сумрачный поэт, который показал так рано самобытное стремление мыслей к миру внутреннему и стал уже заботиться о материальной отделке их, тогда как они еще не вызрели в нем самом; темный и нераз-вившийся, стал себя показывать людям и сделался чрез то для всех чужим и никому не близким. Всех этих поэтов возбудил на деятельность Пушкин; других же просто создал» Из отрывка Н.В. Гоголя о Пушкине.
Риторический вопрос – Риторический вопрос - утвердительное высказывание в виде вопроса, которое не предполагает ответа. «Если есть кто нравственный эмбрион в поэме, так это, конечно, он сам, Онегин, и это бесспорно. Да и совсем не мог он узнать ее: разве он знает душу человеческую? Это отвлеченный человек, это беспокойный мечтатель во всю его жизнь». Ф. М. Достоевский.
Метафора придает речи исключительную выразительность. Помимо словесной метафоры большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развернутые мета
10 10 2014
1 стр.
В одной из прошлых статей (1 февраля) мы рассказывали, как оформить перенос выходных дней в январе. В марте в связи с 8 марта был перенос 11 марта на 9 марта
25 09 2014
1 стр.
Синергетика (от греч. συν — «совместно» и греч. εργος — «действующий») — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и
10 10 2014
1 стр.
Перенос, или трансференция, – разновидность психологической защиты, при котором в человеке, с которым мы взаимодействуем, мы видим значимую для нас фигуру, чаще всего из нашего дет
25 09 2014
1 стр.
Магнитофон (от магнит и греч phone — звук), аппарат для магнитной записи и воспроизведения звука
12 10 2014
1 стр.
Этимология Греч трагедия дифирамбы, хоровые песни в честь Диониса, бога вина, виноделия и плодородия; лат.: tragoedia трагедия от греч. "козёл" и "пение"
14 10 2014
1 стр.
Перенос питательных веществ от стенок кишечника к остальным частям тела обеспечивается кровеносной системой. Такие животные называются вторичнополостными. Целом образовался у предк
17 12 2014
1 стр.
Метафора и символ в религиозной концептосфере: фразеологизованные выражения концепта cross
04 09 2014
1 стр.